поурочные разработки 5 кл. русский язык. Г. Чернышевский) Урок Тема. Лингвистика наука о языке (1). Цели урока
Скачать 1.98 Mb.
|
Тема. Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса (§22). Цель урока -- формировать представление о синтаксисе как разделе лингвистики и о словосочетании как единице этого раздела. I. Определение целей работы по изучению русского языка на 2-ую четверть. На этом этапе урока желательно дать учащимся представление об объёме тем, которые будут рассматриваться в течение второй учебной четверти, а также определить количество и вид контрольных работ, которые будут проведены по итогам изучения отдельных тем. II. Формирование представления о синтаксисе как разделе лингвистики (чтение и анализ текста на стр. 121-122 и эпиграфа к разделу). Особенно важным в работе над содержанием текста о синтаксисе, на наш взгляд, является обсуждение первого вопроса после текста. Ответ на этот вопрос должен будет представлять собой доказательство не только главной мысли текста, но и содержания эпиграфа к разделу. Затем учащиеся уже самостоятельно определяют по оглавлению учебника объём изучаемого в рамках раздела «Синтаксис» в пятом классе материала и выделяют темы, которые будут для них новыми. III. Формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса (чтение и анализ текста § 22 (стр. 122-123)). Внимательное чтение текста предваряет его беглый просмотр. Учащимся впервые предлагается разделить текст на части не по окончании чтения, а в ходе его. Постараемся при работе с текстом добиться от учащихся осмысления основных признаков словосочетания: наличия не менее двух элементов – самостоятельных слов, одно их которых выступает в роли главной части, а другое в роли части зависимой; наличие смысловой и грамматической связи между словами в словосочетании. Тезисный план может выглядеть следующим образом: 1. Словосочетание – это сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически, одно из них является главным, другое – зависимым. 2. Грамматическая связь устанавливается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога. 3. Грамматическая основа предложения словосочетанием не является. 4. Модель словосочетания показывает главное и зависимое слова и части речи, которыми они выражены. IV. Закрепление сведений об основных признаках словосочетания (упр. 321, 322, 323). Указанные упражнения помогают закрепить представление о существовании грамматической (упр. 323) и смысловой (упр. 322) связи между словами в словосочетании, а также об обязательном наличии двух частей: главной и зависимой (упр. 321), что определяется по вопросу. V. Расширение представления о роли словосочетаний в речи (чтение текста на стр. 126, упр. 329, 330). Задание упр. 329 возвращает учащихся к ранее изученному материалу. Подведём пятиклассников к выводу о том, что использование в названии тематической группы словосочетания способствует более точной и содержательной классификации различных предметов и явлений, выделению внутри более широкой тематической группы групп более конкретных. VI. Подведение итогов урока и определение домашнего задания. Учащиеся перечисляют основные признаки словосочетания как единицы синтаксиса и говорят об отличиях словосочетания от слова (о роли словосочетания в речи). Д. з.: 1) пересказ текстов на стр. 121-123; 2) упр. 321, 332. Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 5-7 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 7-10 мин., VI этап – 3 мин. Урок 56. Цели урока: 1) дать представление о видах словосочетаний; 2) формировать умение проводить синтаксический разбор словосочетания. I. Закрепление сведений о признаках словосочетания как единицы синтаксиса и формирование умения опознавать словосочетания в составе более крупной единицы (предложения) (проверка домашнего задания, тренировочное упражнение). Упражнение. 1. Запишите под диктовку предложения. Выделите корни в слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова». 2. Докажите, что эти предложения составляют текст. Озаглавьте. 3. Выпишите из предложений данного текста все словосочетания. На верхушках елей висят гирлянды смолистых шишек. Пушистый снег белоснежной каймой украшает мохнатые ветви. Нет зимой дерева наряднее ели. II. Формирование представления об основных видах словосочетаний в русском языке и выработка умения соотносить словосочетания с соответствующими схемами (упр. 324 (устное высказывание), 325). III. Отработка умения строить словосочетания по заданным схемам (упр. 326). IV. Знакомство с планом синтаксического разбора словосочетания и выработка умения проводить разбор этой единицы синтаксиса (упр. 331). Чтобы разбор словосочетания не стал формальностью, необходимо, чтобы учащиеся осмыслили логику анализа этой единицы синтаксиса: от определения модели, по которой строится словосочетание, – к определению типа смысловых отношений между главным и зависимым словами (от анализа структуры – к анализу семантики). Особое внимание уделим построению высказывания в процессе устного разбора. V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания. Учащиеся называют виды словосочетаний, перечисляют основные модели, по которым строятся словосочетания, и приводят соответствующие примеры. Также пятиклассники пересказывают план синтаксического разбора словосочетания. Д. з.: 1) упр. 337 (устное высказывание); 2) упр. 335. Отдельные учащиеся получают задание выполнить упр. 328 и подготовить сообщение. В слабом классе предварительно проработаем упр. 337, в то же время предоставив учащимся возможность на уроке самим найти в параграфе ту информацию, которая будет являться ответом на поставленный в упражнении вопрос. Примерное распределение времени урока: I этап – 10-12 мин., II этап – 15 мин., III этап – 5 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 3-5 мин. Резерв – упр. 333. Урок 57. Тема. Подготовка к сочинению по картине И. И. Фирсова «Юный живописец». Цели урока: 1) развивать умение описывать произведение живописи; 2) формировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению; 3) добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи. I. Подготовка к сочинению (рассмотрение картины, составление плана). Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова – один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных образцов бытового жанра. О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счет и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и в Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во время его пребывания в Париже. Попросим пятиклассников вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений. Пятиклассники могут назвать пейзажи А. А. Рылова («Полевая рябинка»), В. Д. Поленова («Осень в Абрамцево»), портреты М. А. Врубеля («Царевна-Лебедь»), В. Л. Боровиковского («Портрет Е. Н. Арсеньевой») и др. Обратим внимание учащихся на то, что сейчас перед ними картина, которая относится к жанру, с которым ученики ещё незнакомы, -- к жанру бытовому. Расшифруем для пятиклассников это понятие. Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый отражению событий и сценок из повседневной жизни. Предложим ребятам рассмотреть и описать бытовую зарисовку И. И. Фирсова. Прежде всего попросим пятиклассников изложить сюжет художественного полотна и постараемся добиться чёткого его определения. Ответ может быть примерно следующим. И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась. После этого вырабатываем умение более подробно описывать расположение фигур в художественном пространстве, а также выражение лица каждого из персонажей картины. Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд его сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но молодой человек этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо. Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно так долго сидеть без движения, она послушно сложила ручки, но на личике её играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную и ласковую строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу. Мастерская живописца залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от художника. Художник установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтобы игра света и тени не мешала созданию портрета. На заднем плане картины – обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене – две картины. В картине «Юный живописец» художник одновременно сумел передать прелесть обыденной, повседневной жизни и поэтическое очарование процесса свободного творчества. Молодой художник, изображённый за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринуждённы, выражения лиц естественны и сообразны с тем моментом, в который они запечатлены. Вместе с тем основной темой картины можно считать творческий процесс, и создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника-главного персонажа картины. Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. И. Э. Грабарь так писал о мастерстве художника: «Фирсов пишет свободно и мягко... Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней». II. Составление плана. План полезно будет составить совместно. Он может быть примерно следующим. I. Картина И. И. Фирсова «Юный живописец» – один из лучших образцов бытового жанра. II. Описание картины. 1. Сюжет картины. 2. Персонажи произведения живописи. 3. Изображение художественной мастерской. {ф} 4. Цветовая гамма. III. Мастерство художника. III. Словарная работа. 1. Определение лексических значений малознакомых слов. Интерьер – внутреннее пространство какого-либо помещения. Манекен – деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз. Мольберт – подставка, на которой помещается холст на подрамнике, или доска для работы художника. Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, которая служит художникам для смешивания красок. Цветовая гамма – подбор красок для картины. 2. Лексический анализ данных в упр. 336 словосочетаний. Читаем словосочетания и определяем возможность их использования в сочинении. 3. Запись словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины для характеристики её персонажей и интерьера изображённой художественной мастерской. Памятник русской жанровой живописи, шаловливая и непоседливая натурщица, ящик с красками, сосредоточенный взгляд, охвачен вдохновением, самозабвенно и увлечённо творит, лукавая улыбка, искусно передать, спокойная и ласковая строгость, терпеливо объяснять, залита ровным светом, льётся из окна, развернуться к окну, откинуть голову, игра света и тени, атрибуты художественной мастерской, мраморный бюст, манекен, прелесть обыденной, повседневной жизни, поэтическое очарование, процесс свободного творчества, непринуждённые позы, поэтическая атмосфера, серо-розовая гамма. 4 . В сильном классе можно предложить учащимся изложение или свободный диктант по высказыванию И. Э. Грабаря и обсуждение этого высказывания. Д. з.: сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец» (упр. 336). Примерное распределение времени урока: I этап – 15-20 мин., II этап – 5-7 мин., III этап – 20 мин. Уроки 58-59. Тема. Предложение как единица синтаксиса (§23). Урок 58. Тема. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. Цели урока: 1) дать понятие о предложении как единице синтаксиса; 2) сформировать представление об интонации и её основных элементах. I. Анализ сочинений. II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос, письменная работа). Высокий уровень подготовки. Письменная работа. Задание 1. Письмо по памяти (упр. 335). Задание 2. Выпишите все словосочетания из первого (1 вариант) и второго (2 вариант) предложений. Задание 3. Провести синтаксический разбор именного (1 вариант) и глагольного (2 вариант) словосочетания. Задание 4. Сочинение-миниатюра. Используя данные словосочетания (три-пять на выбор), напишите сочинение-описание «Весенний вечер». Вечерняя прохлада, повеяло свежестью, лёгкий ветерок, заходящее солнце, незаметно стемнело, виднеется в сумерках, с восхищением смотрели, розовеющий закат. Средний уровень подготовки. Задание 1. Упр. 327. Задание 2. Проведите синтаксический разбор именного (1 вариант) и глагольного (2 вариант) словосочетания. * Задание 3. Сочинение-миниатюра. Используя данные словосочетания (три-пять на выбор), напишите сочинение-описание «Весенний вечер». Вечерняя прохлада, повеяло свежестью, лёгкий ветерок, заходящее солнце, незаметно стемнело, виднеется в сумерках, с восхищением смотрели, розовеющий закат. III. Формирование представления о предложении как единице синтаксиса (чтение текста на стр. 129, упр. 338). После внимательного прочтения теоретических сведений о предложении попросим пятиклассников перечислить отличительные признаки этой единицы синтаксиса. Обратим внимание учащихся на то, что предложение может состоять из одного слова, которое будет являться его грамматической основой. Постараемся также добиться от учащихся понимания термина «интонационная законченность» предложения. Эти важные признаки отличают предложение от единицы синтаксиса, которая была изучена на предыдущих уроках, -- словосочетания. Учащимся уже известно, что выбор знака препинания в конце предложения зависит от его эмоциональной окраски и цели высказывания. В сильном классе можно предложить задание составить предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, по схемам: [ ]. [ ]? [ ]! [ ]?! Упр. 338 поможет закрепить сведения о смысловой и грамматической связи слов в предложении, а также о связи предложений в составе текста. IV. Формирование представления об интонации предложения, её основных элементах (внимательное чтение и пересказ текста на стр. 129-130). В ходе работы над текстом постараемся, чтобы учащиеся поняли необходимость умения использовать интонационные возможности родной речи: от постановки логического ударения зависит смысл высказывания; тон речи позволяет передать различные чувства; с помощью различной мелодики мы создаём интонационный рисунок речи -- делаем её выразительной; паузы позволяют выделить различные элементы в составе высказывания и отделить высказывания в составе текста. V. Формирование умения использовать смысловые возможности логического ударения (упр. 339 (1)). Чтобы каждый из учащихся потренировался в умении выделять логическим ударением отдельные слова в составе высказывания, можно сначала предложить произнести данные высказывания хором по рядам, а затем – всем классом. VI. Подведение итогов урока и определение домашнего задания. Учащиеся называют основные признаки предложения как единицы синтаксиса и перечисляют основные элементы интонации. Д. з.: 1) подробный пересказ текстов на стр. 129-130; 2) упр. 342 (1). Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 12-20 мин., III этап – 5 мин., IV этап – 5-7 мин., V этап – 3-5 мин., VI этап – 3 мин. Урок 59. Тема. Основные элементы интонации. Цели урока: 1) отрабатывать навыки выразительного чтения текстов; 2) формировать умение графически отображать интонационный рисунок высказывания; 3) закрепить представление об основных интонационных конструкциях. I. Анализ самостоятельных работ. II. Повторение сведений об элементах интонации и отработка умения использовать смысловые возможности логического ударения (проверка устного домашнего задания, упр. 339 (2, 3)). III. Овладение умением менять тон при произнесении высказывания и закрепление представления о важности этого умения (упр. 341, 343, 345, 344 (устное высказывание)). Предложения упр. 341 полезно будет в целях формирования соответствующего умения сначала произнести хором по рядам и всем классом, а затем предоставить возможность отдельным ученикам продемонстрировать свои способности передавать голосом различные чувства. Выполняя задание упр. 345, пятиклассники произносят предложение Снег пошёл радостно, удивлённо, испуганно, печально, грубо. В дополнение к рассуждению по поводу высказывания В. Г. Белинского предложим ученикам обсудить пословицу То же слово, да не так бы молвить. IV. Отработка умения создавать интонационный рисунок речи и выразительно читать текст (упр. 346, 342 (2)). V. Закрепление представления об основных интонационных конструкциях: вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация; интонация перечисления, предупреждения, противопоставления (текст на стр. 132-133, упр. 348 (1,2), 349). Обращаем внимание учащихся на то, что на письме с помощью запятой передаётся интонация перечисления, с помощью двоеточия – интонация предупреждения, с помощью тире – интонация противопоставления, пояснения и т. д. При выполнении задания 1 упр. 349 постараемся добиться от учащихся понимания того, что использовать силу голоса нужно не только в соответствии с содержанием высказывания, но и в зависимости от ситуации общения. В сильном классе при выполнении этого задания учитель может ввести понятие «интенсивность произнесения». VI. Д. з.: 1) упр. 351 (устное высказывание); 2) упр. 347, 352. Отдельные учащиеся получают задание подготовить сообщение по теме упр. 350. Поощряйте пятиклассников в их стремлении использовать интонационные возможности речи, вселяйте в них уверенность в том, что они смогут произносить высказывания так же выразительно, как лучшие мастера художественного чтения. Создавайте ситуации успеха для пятиклассников, особенно для тех, кому пока трудно даются выступления перед одноклассниками Очень важна систематичность в работе над выразительной стороной родной речи. Всегда обращайте внимание учеников на то, как они произносят устные высказывания и читают тексты самого разного содержания; мягко, но настойчиво требуйте повторить ту или иную фразу, то или иное предложение в соответствующем ситуации общения тоне, с соблюдением необходимых пауз и т. д. Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 5 мин., III этап – 20 мин., IV этап – 7 мин., V этап – 7 мин., VI этап – 2 мин. Уроки 60-65. Тема. Главные и второстепенные члены предложения. Уроки 60-61. Тема. Главные члены предложения (§24). Урок 60. |