Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»

  • 4. Прием «Логическая цепочка»

  • 5. Прием «Толстые и тонкие вопросы»

  • 6. Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. 70

  • 7. Прием «Дерево мудрости» применяю при работе с небольшими по объему произведениями.

  • 10. Прием «Угадай» Мотивационный момент Сейчас я открою запись на доске, а вы постарайтесь быстро прочитать и ответить на вопросы. 72

  • 11. Прием «Письмо с дырками»

  • 13. Прием «Прогнозирование»

  • 14. Прием «Дерево достижений» (или можно использовать как «Дере- во настроения»)

  • Прием «Мистер Вопрос и мисс Вопросиха»

  • Прием «Бабочка – ошибка» На поляне бабочки. Ребята ловят тех, которые содержат ошибочные суж- дения, несоответствующие содержанию текста. Прием «Лего»

  • Прием «Незнайкино письмо»

  • Читат_грамотность. Грамотности у младших


    Скачать 1.65 Mb.
    НазваниеГрамотности у младших
    Дата11.06.2022
    Размер1.65 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЧитат_грамотность.pdf
    ТипСборник
    #585393
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    1. Прием «Работа с вопросником» применяю при введении нового мате- риала на этапе самостоятельной работы с учебником. Предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы да- ются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассу- ждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска провожу фронтальную проверку точности и правильности найденных ответов.
    Вопросы по рассказу Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
    1)Назовите главных героев произведения.
    2)Где происходят события?
    3)Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Под- твердите ответ словами из текста.
    4)Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
    5)Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаго- лы.
    6)Что произошло однажды?
    7)Что случилось с собачкой через год?
    8) Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подбери- те слова-ассоциации.
    9)Чем заканчивается быль?
    10)Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет ав- тор? Ответ обоснуйте.
    11)Каково ваше впечатление от рассказа?
    2. Прием «Знаю, узнал, хочу узнать» использую как на стадии объясне-

    68
    ние нового материала, так и на стадии закрепления.
    Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи читали и что хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
    3.Прием «Уголки»
    Этот прием использую на уроках при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Данный прием применяю после чтения всего произ- ведения.
    После прочтения сказки Андерсена «Соловей» предлагаю детям обра- титься к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья и за- полнить таблицу.
    Фраза из текста
    Пояснение обучающимися
    Маленькая серенькая птичка.
    « Самая простая наружность!»
    Неприметная птица, обычная
    «… запел так, что чудо!»
    Прекрасное душевное пение
    «Словно стеклянные колокольчики звенят!
    Глядите, как трепещет эта маленькое горлышко!»
    Так сказочник передает свое очаро- вание от пения соловья, чтобы мы, читатели, тоже представили это пе- ние
    «Несравненный соловушка!» …вы очаруете его величество своим пе- нием!»
    Пение покорило даже безразличных приближенных императора
    «… охотно согласился»
    Соловей пел для всех одинаково: в лесу - для бедных, во дворце – для императора
    «… возвышался золотой шест для соловья».
    Соловью дали все почести во дворце
    «И соловей запел так дивно, что у императора выступили слезы и по- катились по щекам.»
    Даже пение соловья затронуло душу и сердце императора, заставило пла- кать перед придворными
    «Император был доволен и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею.»
    Император не знал простых слов благодарности. Власть золота и лес- ти было для него более привычным

    69
    «Его оставили при дворе, отвели ему особую комнатку, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз но- чью и приставили к нему двенадцать слуг; каждый держал его за привя- занную к его лапке шелковую лен- точку.»
    Соловей стал собственностью импе- ратора. Птицу лишили леса, свобо- ды, возможности петь для всех. Он стал пленником.
    «Весь город говорил об этой удиви- тельной птице.»
    Соловья поместили во дворец. Он стал живой игрушкой.
    «… если встречались на улице двое знакомых … обо вздыхали, сразу поняв друг друга.»
    Простые люди сочувствовали соло- вью и жалели его, но помочь птице ни чем не могли
    4. Прием «Логическая цепочка»
    После прочтения текста предлагаю учащимся построить события в логи- ческой последовательности. Этот прием использую при подготовке пересказа большого по объему произведения.
    Например, при работе над рассказом К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» предлагаю детям представить себя в роли режиссера, которому нужно снять фильм. Ребята с удовольствием словесно рисуют кадры для фильма.
    5. Прием «Толстые и тонкие вопросы»
    Это прием помогает детям различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
    Вопросы к сказке Андерсена «Соловей»
    Тонкие вопросы
    1)Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны ко- локольчики?
    2)Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девоч- ка, кроме императора и их подданных
    ?
    Толстые вопросы
    1)Как выдумаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновен- ного императорского дворца?
    2) Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из са- мого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него до- тронуться»?
    3)Как объясняют свое неведение придворные? Почему они готовы за пе- ние соловья принять мычание коровы или кваканье лягушки?
    6. Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя
    на этапе закрепления изученной темы.

    70
    Например, предлагаю детям написать продолжение понравившегося про- изведения из раздела или самим написать сказку.
    7. Прием «Дерево мудрости» применяю при работе с небольшими по
    объему произведениями.
    Дети сначала быстро, но внимательно читают произведение. Затем каж- дый пишет записку, в которой задается вопрос к тексту и крепит ее к нарисо- ванному дереву (на доске). Далее ребята по очереди подходят к дереву, «сры- вают» записки и отвечают на вопросы вслух. Остальные оценивают ответ. В конце определяются лучшие знатоки.
    8. Прием «Сравнение»
    При работе со сказкой Андерсена «Соловей» дети сравнивают живого и механического соловья. Заполняют таблицу, распределив карточки описания в нужный столбик (на интерактивной доске).
    Живой соловей
    Механический соловей
    Небольшая серенькая птица
    Похожий на настоящего
    Выглядел обычно
    Весь осыпанный бриллиантами, ру- бинами, сапфирами
    Пел по-своему
    Начинал петь одну из мелодий на- стоящего соловья и поводить хво- стиком, который отливал золотом и серебром
    Был живой игрушкой императора
    Надпись: «Соловей императора японского жалок в сравнении с со- ловьем императора китайского».
    «Пение мое гораздо лучше слу- шать в зеленом лесу».
    Пел как заведенная шарманка
    Вот уж поет-то!
    Он безукоризненно держит такт и поет по своей методе
    Он будет иметь огромный успех при дворе!
    Был куда красивее, весь так и бле- стел драгоценностями
    Придворные назвали соловья не- благодарной тварью
    Тридцать три раза пропел одно и тоже и не устал
    Никогда ведь нельзя заранее знать, что он споет
    У искусственного же все известно наперед!
    Давайте сравним двух птиц. В чем разница между ними?
    - Как вы понимаете слова капельмейстера, что искусственный соловей
    «выше настоящего не только платьем и бриллиантами, но и внутренним свои достоинством?»

    71
    - В сказке много звуков. Что звучало?
    (Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание ко- ров, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императо- ра.)
    - В чем, по- вашему, волшебная сила пения живого соловья?
    (В том, что он своим пением победил смерть.)
    - Характер императора изменился?
    (Да, он был злой – стал добрый.)
    Вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость сво- им пением.
    - А когда еще не было музыкальных инструментов, как музыка появля- лась, откуда бралась?
    (Из природы – журчание ручья, шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц …)
    - Звучание механического соловья может заменить живого?
    Вывод: внутреннее достоинство человека – это внутренний мир, его ду- шевные качества, талант. Настоящие люди могут совершать добрые поступки, плакать, слушая прекрасную музыку и пение соловья. Искренние чувства про- буждаются, когда человек стремится стать лучше и помогать близким. К сожа- лению, чувства бывают лживыми, поддельными. Перед нами два соловья. Од- ного создала природа и он украшает жизнь людей, а другой – это игрушка, и тоже предназначена для украшения жизни человека.
    9. Прием «Синквейн»
    Дети читали сказку Андерсена «Соловей». При проверки домашнего за- дания предлагаю составить синквейн, выразив свое первое впечатление о про- читанном..
    - Как называлась сказка, которую вы читали дома?
    Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде син- квейна.
    Сказка
    Поучительная, добрая
    Понимать, любить, жить
    Надо прощать обиды
    Милосердие
    Да, ребята, чтение сказки «Соловей» заставляет нас задуматься над своим поступками и делами. Я предлагаю вам перечитать сказку и вместе поразмыш- лять.
    10. Прием «Угадай»
    Мотивационный момент
    Сейчас я открою запись на доске, а вы постарайтесь быстро прочитать и ответить на вопросы.

    72
    «Гадкий утенок», «Огниво», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солда- тик».
    - Что это? (название сказок)
    - Читали ли вы эти сказки?
    Сейчас проверим. Перед вами отрывки из этих сказок. Вам нужно по ним определить название сказки (работа в группах).
    1.Шел солдат по дороге: раз х два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел с войны домой. На дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, про- тивная: нижняя губа висела у нее до самой груди.
    - Здорово служивый! – сказала она. Какая у тебя славная сабля! А ранец- то у тебя, какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.
    2.Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пе- стрые лепестки. В цветке что-то щелкнуло, и он распустился совсем. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошеч- ная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом …
    3.Бумага, из которой был сделан кораблик разорвалась, и оловянный сол- датик пошел было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.
    Какая темнота! Да еще страх, как тесно! Но оловянный солдатик держал- ся стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружье.
    4.Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плы- ли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.
    «Полечу-ка як этим царственным птицам; они наверно убьют меня за то, что я такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, ну и пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щепки кур и гусей, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»
    - Что объединяет эти сказки?
    11. Прием «Письмо с дырками»
    Дети должны вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и вставить недостающие слова.
    Вечор, ты помнишь вьюга злилась,
    На …………небе мгла носилась,
    Луна, как ……..пятно,
    Сквозь ……..желтела,
    И ты ……..сидела -.
    А нынче погляди в окно:
    ……….небесами
    ………..коврами,
    Блестя на солнце снег лежит.

    73
    12. Прием «Лови ошибку»
    Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
    Слезами морю не поможешь.
    Здоровому – грач не нужен.
    Лес рубят – кепки летят.
    Два сапога – тара.
    Не руби лук, на котором сидишь.
    Ус хорошо, а два лучше.
    13. Прием «Прогнозирование»
    Этот прием я использую при работе над новой темой.
    - Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ре- бята и утята»)
    - Можно ли по названию предположить, о ком или о чем пойдет речь?
    -Кто видел маленьких утят? Где?
    -Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уто- чек-чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
    14. Прием «Дерево достижений» (или можно использовать как «Дере-
    во настроения»)
    Этот прием использую на этапе рефлексии.
    Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть лис- точки разного цвета. Я попрошу вас помочь нашему дереву покрыться листвой.
    Красный лист – на уроке мне было всё понятно и у меня всё получилось, чему я очень рад(а)! (У меня прекрасное настроение!)
    Желтый лист – я доволен(а) своей работой на уроке. (Настроение хоро- шее.)
    Белый лист –на уроке мне было тяжело, я устал(а). (Настроение грустное, устал(а).)
    Таким образом, можно сделать следующий вывод: благоприятная обста- новка, психологический комфорт на уроке – необходимое условие сохранения здоровья младших школьников.
    Литература
    1. Гусева, Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017.
    2. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Вита-пресс,
    2012.
    3. Исаева, О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотно- сти младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева // Научно-методический электронный журнал
    «Концепт». – 2014. – № 20.
    4. Колесова, О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / О.В. Колесова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. Круглова Т.А. Лите-

    74
    ратурное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Издательство «Экза- мен», 2013.
    5. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок ли- тературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Ви- та-пресс, 2012.
    6. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
    П
    РИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
    У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    Н.П. Матросова,
    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ № 3 г. Лебедянь Липецкой области natali.matrosova.87@mail.ru
    Задача педагога - сформировать читательскую грамотность. Учитель не просто развивает необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ученик. Умение работать с тексом, поиск необходимой инфор- мации, способность принять ситуацию, высказать свое собственное мнение не только оттачивают умы учащихся, но и служат основой для освоения всех школьных предметов.
    Для достижения качественных результатов по формированию читатель- ской грамотности целесообразно использовать следующие приемы.
    Приём «Паучок»
    Можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изу- чения темы. Он дает возможность развить воображение, интуицию. Ребята вы- сказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.«Паучок – своего рода кластер, который должен обязательно соответствовать принципу «восьмерки» (по коли- честву лап паука). Этот прием можно использовать на любом этапе урока, на- пример, на этапе целеполагания.
    Прием «Мистер Вопрос и мисс Вопросиха»
    «Мистер Вопрос» - неразговорчивая личность. Он отвечает кратко и в своей речи использует слова «да» и «нет». Задача ребят - составить закрытые вопросы по тексту, требующие однозначного ответа. «Мисс Вопросиха» - на- против, дама очень общительная, отвечает очень грамотно и развернуто. Уче- ники составляют открытые вопросы. Такой прием помогает ребятам интерпре- тировать содержание текста, открывает новый взгляд на его видение.

    75
    Прием «Белое и черное»
    На уроках литературного чтения при характеристике героев можно ис- пользовать этот прием. Ученики разделяются на две группы: «белое» и «чер- ное». Ребята первой группы характеризуют светлые стороны героев, даже от- рицательных. Другая группа смотрит на персонажей через призму «черного» и осуждает или оправдывает их.
    Прием «Бабочка – ошибка»
    На поляне бабочки. Ребята ловят тех, которые содержат ошибочные суж- дения, несоответствующие содержанию текста.
    Прием «Лего»
    Прием «Лего» можно применять при работе с деформированным текстом.
    На каждую деталь большого конструктора крепятся части текста. Задача учени- ков выстроить модель, формируя верную последовательность содержания.
    Прием «Незнайкино письмо»
    Незнайка – персонаж, который все забывает, особенно когда пишет пись- ма. Предлагается письмо с пропущенными словами. Ребята вставляют слова в соответствии с содержанием текста.
    Прием «Театралы»
    Прием «Театралы» любим школьниками. Он способствует развитию коммуникации, отстаивать свою точку зрения, принять и понять героя произве- дения, таким образом показывая результат осознанного чтения.
    Сочетание рассмотренных приемов позволит эффективно построить ра- боту учителя по формированию читательской грамотности.
    Литература
    1. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа
    «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией
    А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.
    2. Крылова О.В. Формирование читательской грамотности учащихся. Журнал
    «Школьные технологии» №3, 2016.

    76
    В
    ИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
    В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    Ю.В. Попова,
    учитель начальных классов
    МБОУ СШ п. Петровский
    Добринского района Липецкой области yulechka.popova.1980@bk.ru
    Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию чи- тательской грамотности, считаются уроки литературного чтения, на которых предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника.
    Система работы по формированию читательской грамотности у младших школьников основана на соблюдении следующих принципов: постепенность; последовательность, от простого к сложному; систематичность.
    Система работы включает следующие направления:
    1) формирование навыков чтения,
    2) начитанность учащихся,
    3) умение работать с книгой,
    4) формирование навыков читательской деятельности,
    5) внеурочная деятельность, повышающая у детей интерес к чтению,
    6) проектно-исследовательская деятельность,
    7) работа с родителями.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта