Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
ее от других видов деятельности, в том числе и от труда; именно этот ее характер отделяет опирающееся на науку общество от общества индустриального: “Наука обязана своим статусом прежде всего исключительной силе обобщения. В отличие от остальных продуктов, научный вывод не потребляется в ходе использования; напротив, он продолжает совершенствоваться и при этом ничего не стоит. Более того, наука обладает исключительным потенциалом роста. Каждый вывод является как результатом, так и отправной точкой дальнейших исследований; чем больше мы знаем, тем больше мы можем узнать. Эта внутренне присущая ей экспоненциальная функция резко выделяет науку из всех видов традиционной деятельности индустриального типа” **. Из всего этого возникают три исключительно важные социологические проблемы. Во-первых, если рабочий класс не может возглавить научно-техническую революцию, то какова в таком случае его роль в будущем обществе? Во-вторых, система стратификации нового общества неизбежно подчеркнет особое значение доминирующего положения профессиональных и технических классов. В-третьих, если формирование и поддержание научного * Richta R. Civilization at the Crossroads. P. 269. ** Ibid. P. 217. мастерства потребуют наличия профессионально подготовленной научно-исследовательской элиты, подкрепленной многочисленным штатом технических работников, то не означает ли все это характерных признаков нового, потенциально правящего, класса? Рихта и его коллеги пишут: “Любая революция в процессе производства — включая промышленную революцию — была до сих пор делом того класса, который обеспечивал ее проведение и который в этой роли приходил на смену прежнему правящему классу, осуществляя весь процесс преобразований за счет класса, составлявшего большинство общества. Если созданная нами модель научно-технической революции соответствует действительности, то следует предположить, что развитие этой специфической, всеобщей революции в области производительных сил будет невозможно — во всяком случае в полной мере — без позитивного участия большинства населения, и в конечном счете всех членов социума”*. “По мере изменения классовой структуры при социализме... главной чертой социального расслоения становится дифференциация прежде всего по признаку содержания трудовой деятельности. Длительное сосуществование двух работающих бок о бок различных групп — специалистов, выполняющих творческую работу, и людей, занятых рутинными производственными операциями, — следует рассматривать как серьезную проблему... До тех пор, пока научные и технологические достижения не будут поставлены под рациональный контроль во всех их социальных и человеческих проявлениях, мы будем сталкиваться с расхождением между профессиональным и демократическим подходами. Это может найти отражение в технократических тенденциях, которые не проистекают, однако, из науки и технологии как таковых, а скорее являются результатом условий, усиливающих классовые интересы тех групп, которым подчинены наука и технологии. Между тем с самого начала научно-технической революции практическое управление во многих капиталистических странах переходит в руки высококвалифицированной управленческой элиты, которая в условиях государственной моноподии приобретает некоторую независимость — по крайней мере от традицион * Richta R. Civilization at the Crossroads. P. 245. ных капиталистических группировок, — хотя по своему положению она еще вполне является прислужницей капитала”90*. При социализме подобное расхождение между профессиональной элитой и остальной массой населения происходит в силу того, что рабочий класс не является руководящей силой нового общества: “Столкнувшись с феноменом, который продемонстрировала нам индустриальная цивилизация, нельзя не прийти к выводу, что даже при социализме рабочие не смогут быть в одночасье вовлечены в активное участие в научно-технической революции. В прежних социальных системах ощущался недостаток соответствующих форм, и мы не можем рассчитывать на то, что сейчас процесс пойдет автоматически и без проблем; этого никогда не было ни на одном этапе революции”**. Проблема социальной дифференциации может возникнуть вновь вследствие возможного появления новых научных и технических элит и их усилий, направленных на укрепление их привилегированного положения: “Нет никакого смысла закрывать глаза на то, что острой проблемой нашего столетия станет преодоление острого противоречия внутри индустриальной цивилизации, которая, как с огромной тревогой осознал А.Эйнштейн, от- 90 Проблема определения класса управляющих, научной элиты и нового среднего класса остается явно сложной для группы чешских ученых, даже отошедших от догматических марксистских категорий. Ранее, характеризуя изменения в социальном расслоении при капитализме, авторы отмечали тенденцию (описанную рядом социологов) подъема “нового среднего класса”, трансформации профессиональных и технических кадров и тому подобное. Это, по их утверждению, нельзя назвать тем не менее подлинной переменой. Не считая “небольшой группы администраторов, которые живут в основном за счет прибыли, что является результатом классовой дифференциации внутри интеллигенции” [sic! ], рост класса специалистов отражает в значительной степени развитие нового рабочего класса. Однако очевидно, что, когда авторы обращаются к обсуждению социализма, проблема обостряется до предела (см.: Richta R. Civilization at the Crossroads. P. 247). К числу работ, упоминаемых ими в связи с изменениями в социальной стратификации капиталистического общества, относятся: Young M. The Rise of the Meritocracy. L., 1958; Bell D. [статья в ] Dun's Review and Modem Industry. 1962. No 1; Schelsky H. Die Sozial Folgen der Automatisierung. Duesseldorf - Koein, 1957; Schelsky H. Auf der Suche nach Wirklichkeit. Koein - Duesseldorf, 1965. * Richta R. Civilization at the Crossroads. P. 249-250. ** Ibid. P. 252. дает судьбы беззащитных масс населения в руки высокообразованной элиты, обладающей властью в сфере науки и технологии. Возможно, это будет одной из наиболее сложных задач, стоящих Д” перед социализмом. Обстоятельства ставят имеющую огромную важность науку и технологию под контроль сознательных, прогрессивных людей — профессионалов, ученых, технических специалистов и организаторов, а также квалифицированных рабочих. Но даже при социализме Можно обнаружить тенденции к элитарности, монополию на образование, преувеличенные претензии на более высокий уровень жизни и тому подобное; данная группа может забыть, что эмансипация одной части общества всегда связана с эмансипацией целого”*. Вековая мечта социалистов о новом, гармоничном обществе обречена, таким образом, на несбыточность. Вместо этого новое общество породит конфликты и столкновения, причем не обязательно на прежних направлениях классовой и политической борьбы, но вызываемые различным отношением к происходящим изменениям и к науке как таковой: “В условиях научно-технической революции любые представления о будущем обществе, лишенном конфликтов и столкновений, будут скорее всего опровергнуты. Идея, согласно которой вместе с социализмом человечество вступит в эпоху, где больше не будет личного напряжения и индивидуальных усилий и где общество позаботится обо всем необходимом, является одной из иллюзий индустриальной действительности, которая просто абстрагируется от обоюдоострой природы промышленного механизма... Трения могут возникнуть среди самых разных групп населения, причем наиболее устойчивые из них будут вызваны различиями в содержании трудовой деятельности и проистекающим отсюда несогласием с характером жизни в свободное от работы время... В равной степени может обостриться непонимание между представителями различных поколений, вызванное нарастающими различиями их образов жизни в течение двух-трех десятилетий. Существуют признаки того, что общество подвергнется новой, более сильной, чем когда-либо, поляризации, элементами которой станут прогрессивные и консервативные силы. Это вы * Richta R. Civilization at the Crossroads. P. 250. двинет на первый план исследование роли социальных условий, в которых происходит такая дивергенция сил, изучение того, насколько эти тенденции связаны с неумолимой пожизненной разделенностью людей по признакам классовой принадлежности, собственности и власти, пусть даже антагонизмы между ними уже не будут приводить к жестокой борьбе. Это требует создания условий, позволяющих дивергенции принимать мобильные, функциональные формы, адекватные подлинной диалектике конфликта. Усилия, предпринимаемые отдельными лицами и группами, будут, разумеется, сопровождаться риском, столкновениями, в которых неизбежны победители и побежденные, хотя произвол со стороны победителей и унижение потерпевших поражение могут и должны исчезнуть со сцены. И в самом деле, историческая миссия социализма заключается именно в этом — в преодолении подобных (возникающих и заканчивающихся) социальных расколов, которые не основаны на классовых различиях, с помощью системы новых, приемлемых методов, использующих псе подходящие средства из арсенала прежних общественных форм — экономические рычаги, демократические, социальные и политические институты и так далее”*. Исследованием Р.Рихты мы завершаем полный цикл. Его идеи, выходящие за пределы марксистского учения, знаменуют то, что можно было бы назвать постсоциадистическим обществом. Это общество относится в то же время к разряду постиндустриальных. Однако оно также сливается — по своим проблемам, но не обязательно по их последствиям — с посткапиталистическими обществами, определяющей особенностью социальной структуры которых (хотя, возможно, не политики и культуры) стада научно-техническая революция, или то, что я в своих работах называю центральной ролью теоретического знания как главного принципа социальной организации, тогда как отличительным признаком новой системы расслоения станет разделение между научными и техническими классами, с одной стороны, и теми, кто останется вне этой категории, — с другой. Приставка “пост-” уместна во всех наших рассуждениях не потому, что она служит определением новой общественной фор- * Ibid. P. 257-258. мы, а потому, что обозначает процесс перехода. Следует подождать и увидеть, каким в реальности окажется новое общество ибо роль определяющего органа в нем играет не технология, и характер политических менеджеров, которые придадут организованную форму этому новому стратегическому ресурсу и используют его для формирования новой политической системы. При всем вышеизложенном, находясь у истоков новых головоломных социальных перемен, мы должны отступить от теории, если под таковой понимается модель социальной структуры, конкретизирующая определенное взаимодействие основных переменных величин системы, устанавливающая эмпирические закономерности, позволяющие предсказать будущие формы социальных взаимосвязей, и обеспечивающая принципиальное разъяснение их истории и функционирования. Мы вынуждены возвратиться к созданию новых парадигм в том смысле, в котором использовал данное понятие Т.Кун, то есть концептуальных построений, которые сами по себе не являются ни моделями, ни теориями, а точками зрения; на их основе могут строиться модели и развиваться теории. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА Понятие “постиндустриальное общество” делает упор на центральное место теоретических знаний как на тот стержень, вокруг которого будут организованы новые технологии, экономический рост и социальная стратификация. Эмпирически можно показать, что этот осевой принцип становится все более доминирующим в развитых индустриальных обществах. В данном случае речь идет не о принципе конвергенции. Он базируется на предпосылке, согласно которой существует один основополагающий институт, определяющий общество. Так, много лет назад П.Сорокин и Ч. Райт Миллс пришли к выводу, что Советский Союз и Соединенные Штаты становятся “похожими” друг на друга, поскольку обе державы превращаются в централизованные бюрократизированные общества, подчиненные единственной цели — подготовке к войне. Несколько иным образом Я.Тинберген и его коллеги утверждали, что в силу экономической рациональности и коммунистические, и капиталистические страны развиваются в направлении единой модели модифицированного планирования (прямого или индикативного), связанного с использованием рынков. М.Леви и в некоторой степени У.Мур доказывали, что в своих главных чертах все индустриальные общества оказываются схожими вследствие унифицированных требований промышленного производства, взаимозависимости образования и профессиональной принадлежности, а также характера технических знаний91. Однако немногие общества как сложившиеся исторические и политические единицы могут быть определены исключительно исходя из единственного института, как это полагал К.Маркс; вряд ли возможно охарактеризовать систему как капиталистическую и полагать, что все остальные взаимоотношения — культурные, религиозные, политические — вытекают из этого базового принципа. Общества отличаются друг 91 Тезис о конвергенции Советского Союза и Соединенных Штатов как централизованных, бюрократических обществ развивается в работах: Wright Mills С. The Causes of World War Three. N.Y., 1958; Sorofcin P. The Basic Trends of Our Times. New Haven (N.J.), 1964. Противоположная точка зрения изложена в: Wolfe B.D. Russia and the USA: A Challenge to the Convergence Theory // The Humanist. September - October 1968. По вопросу экономической конвергенции см.: TInbergen J. Do Communist and Free Economics Show a Converging Pattern? // Soviet Studies. April 1961; Linnemam H., Prank J.P., Tinbergen J. Convergence of Kronomic Systems in East and West. Rotterdam, Netherlands Economic Institute, 1965. Противоположная точка зрения содержится в: Halm C.N. Will Market Economies and Planned Economies Converge?//Streissler A., etal. (Eds.) Essays in Honour of Friedrich A. von Hayek. L., 1969. По проблеме индустриальных обществ имеется обширная литература. Основное заявление о конвергенции принадлежит: Levy М., ;r. Modernization and the Structure of Societies. Princeton (N.J.), 1966. Более осто-1>ожное мнение высказали: Feldman Д., Moore W. Industrialization and Industrialism: Convergence and Differentiation // Transactions of the Fifth World Congress of Sociology. Washington (D.C.) September 1962. Хотя понятие “индустриальное общество” интерпретируется советскими авторами в качестве главного примера теории конвергенции (краткий обзор этого вопроса см. в: Black С. Marx and Modernization // Slavic Review. June 1970), а Р.Арон считается родоначальником теории индустриального общества, сам Р.Арон выразил большое сомнение по поводу тезиса о конвергенции (см.: Aron R. The Industrial Society. N.Y., 1967. P. 105-130). Два основных обзора литературы и полемики относительно конвергенции см. в: Weinberg } The Problem of Convergence of Industrial Societies: a Critical Look at the State of Theory // Comparative Studies in Society and History. January 1969; Meyer A.G. Theories of Convergence // Johnson Ch. (Ed.) Change in Communist Systems. Stanford (Ca.), 1970. от друга типом соотношения их политических систем с социальной структурой и культурой. Внутри же самой социальной структуры (как и внутри политического строя и культуры) существуют различные осевые принципы, вокруг которых строятся общественные институты. И даже когда различные общества относительно сходны в экономическом или социальном аспектах, они могут заметно отличаться, если за основу сравнения будет взят иной принцип. Так, исходя из осевого принципа собственности, ряд обществ может быть определен как капиталистические; однако если взять, скажем, принцип политического консенсуса, то эти общества распадаются на демократические и авторитарные. В несколько ином смысле можно утверждать, что оба последоватедьных ряда — феодализм, капитализм и социализм, а также доиндустриальное и постиндустриальное общества — исходят от К.Маркса. Он определил способ производства состоящим из общественных отношений и производительных сил (то есть технических средств). К.Маркс назвал существующий способ производства капиталистическим, но если мы отнесем термин “капиталистический” только к социальным отношениям, а “индустриальный” — к техническим средствам, то сможем понять, каким образом развертываются различные ряды последовательности. В этом смысле возможно существование как социалистических, так и капиталистических постиндустриальных обществ, а Советский Союз и Соединенные Штаты, хотя и разделены осевым принципом собственности, являются индустриальными державами. Кроме того, следует проводить различие между конвергенцией и интернационализацией. Возможна, например, интернационализация стиля, вследствие чего “современные” художники во Франции, в Англии, Японии и Мексике создают одинаковые по манере исполнения полотна. Возможна и интернационализация научных знаний и технологических процессов, но общества как специфические исторические единицы представляют собой особые институционализированные системы, которые трудно непосредственно сопоставить друг с другом. В некоторых измерениях (технология, архитектура) они могут иметь сходство и отталкиваться от общего источника знаний иди стиля; при этом в других (ценности, политическая структура, традиции), а также в способах их закрепления, например, в системах образования, они могут различаться. Если идея конвергенции и имеет смысл, ю он состоит том, что общества сходны друг с другом до некоторой степени в определенных измерениях или могут сталкиваться с похожими совокупностями проблем. Тем не менее это ни в коей мере не гарантирует аналогичного или даже схожего отклика на них. Отклик будет зависеть от политической и культурной организации конкретного общества. Идея постиндустриального общества, равно как и идея индустриального общества, или капитализма, имеет значение лишь в качестве концептуальной схемы. Она обозначает новый осевой принцип социальной организации и определяет единую сумму проблем, с которыми придется столкнуться обществам, становящимся постиндустриальными. Идея постиндустриального общества не опирается, как считает Ж.Флу, на концепцию социальной системы. Я не думаю, что общества являются столь органичными иди настолько интегрированными, чтобы их можно было рассматривать как единую систему. В действительности сегодня в теоретическом плане меня больше всего волнует разрушающаяся в западном обществе связь между культурой и социальной структурой, когда первая становится все более антиинституциональной и антиномичной, а вторая ориентируется на функциональную рациональность и меритократию. Концепция постиндустриализма служит попыткой обозначить перемены в социальной структуре. Однако, как я неоднократно доказывал, не существует очевидной зависимости между изменениями в данной области и и двух других аналитических измерениях общества — политическом и культурном. Я полагаю, что основные установления, иди сферы, общества лучше всего изучать, определяя осевые институты иди принципы, вокруг которых сосредоточиваются другие институты и которые ставят перед обществом важнейшие проблемы, требующие своего решения. В капиталистическом обществе осевым институтом была частная собственность, в постиндустриальном им является центральная роль теоретических знаний. В западной культуре последнего столетия в качестве осевого принципа утвердился “модернизм” с его яростными атаками на традиции и укоренившиеся институты. В политических системах западных обществ на место ключевой проблемы выдвинулось противоречие между стремлением населения участвовать в дедах общества и бюрократией. Одна из трудностей социального анализа заключается в переплетении и противоречивом характере этих принципов, если сравнивать их друг с другом в пределах одной и той же системы. Так, в системе стратификации, которую социологи считают основополагающей для любого общества, исторической базой власти служила собственность, а способом ее получения было наследование. Сегодня, хотя собственность и остается важным базовым принципом, еще одним, иногда конкурирующим с ней принципом становится техническое мастерство, доступ к которому обеспечивается образованием. В равной степени политические должности превращаются в основу власти и привилегий (особенно для некоторых групп, таких, как этнические, встречающих препятствия на путях использования двух других способов), а политическая активность и кооптация становятся средствами доступа к этим постам. Именно противоречивый характер трех способов достижения власти делает столь трудной идентификацию соответствующих социальных групп и политических интересов92. Культурная сфера заменила технологию в качестве источника социальных изменений, и напряженность, возникшая в отношениях между размываемой протестантской этикой и альтернативной ей культурой, стада источником заметных противоречий в системе ценностей американского общества93, Каким образом постиндустриальное общество отличается от предшествующего? В историческом аспекте К.Томинага прав: постиндустриальное общество есть продолжение тенденций, вытекающих из индустриального, и многие новые явления были предсказаны довольно-таки давно. Для А. де Сен-Симона и К.Маркса, например, были очевидны идеи решающей роли инженерных работников (в первом случае) и науки (во втором) в преобразовании общества, хотя ни один из них не имел иди не мог иметь никакого представления о коренном изменении взаимозависимости между наукой, экономическим и технологическим развитием, так как большинство ведущих отраслей эконо- 92 См.: Survey. Winter 1971. Vol. 16. No 1. Там приведены высказывания д-ра Фдоуда, а также комментарии, сделанные позднее профессорами Ф.Бур рйко и К.Томинагой. 93 Эти темы развиваются в Эпилоге — в разделе, относящемся к культуре и самосознанию. мики девятнадцатого и начала двадцатого столетия — сталелитейная промышленность, телеграф, телефон, электричество, автомобилестроение и авиация — в значительной степени развивались талантливыми одиночками, действовавшими независимо от фундаментальных научных исследований, а первой современной отраслью экономики стада химия, поскольку здесь необходимы априорные теоретические знания о свойствах молекул, манипулирование с которыми должно привести к созданию но-пых продуктов. Однако для аналитических целей можно подразделить общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные и противопоставить их в различных аспектах. Поступая таким образом, я попытался показать в прилагаемой схематической таблице, насколько три упомянутых типа общества радикально отличаются друг от друга по отдельным признакам (см. таблицу 1-1). Это, конечно, идеальные типы, но цель такой конструкции — наглядно показать существенные различия. Так, доиндустриальное общество организовано вокруг “взаимодействия с природой”: ресурсы обеспечиваются добывающими отраслями промышленности, а общество подчиняется законам снижающейся отдачи и низкой производительности. Индустриальное общество — это “взаимодействие с преобразованной природой”, которое основано на взаимоотношениях человека и машины и использует энергию для превращения естественной окружающей среды в техническую. Постиндустриальное общество основано на “игре между людьми”, в которой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная, основанная на информации. Вследствие столь серьезных различий существуют огромные расхождения в характере экономического сектора и типах занятости. Методологическая основа каждого общества различна, и, что более важно, существуют качественно отличные осевые принципы, вокруг которых сконцентрированы институциональные и организационные атрибуты того иди иного социума. Результатом всего этого становятся резкие отличия характера структурных проблем, с которыми сталкивается общество каждого типа. В индустриальном обществе главной экономической проблемой была проблема капитала: как институционадизировать процесс накопления достаточных сбережений и превратить их в инвестиции? Ее решили с помощью фондового рынка, инвестиционных банков, самофинансирования и государственного налогообложения. Ячейкой социальных отношений являлись предприятие или фирма, а основной социальной проблемой — проблема конфликта между работодателем и рабочим. В той мере, в какой инвестиционные процессы приобрели рутинный порядок, а “классовые конфликты” были изолированы таким образом, что вопрос классовой борьбы перестал быть единственным фактором социальной поляризации, прежние проблемы индустриального общества оказались если не “решенными”, то, во всяком случае, лишенными остроты. В постиндустриальном обществе главная проблема состоит в организации науки, а важнейшим институтом выступает университет иди научно-исследовательская лаборатория, где проводится эта работа. В девятнадцатом и начале двадцатого века влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск стали. Мощь Германии накануне первой мировой войны оценивалась по тому факту, что она перегнала Великобританию по производству стали. После второй мировой войны научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия силы государства. По этой причине характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем постиндустриального общества (см. таблицу 1-2). Крупные социальные перемены порождают соответствующую реакцию. Студенческие волнения конца 60-х годов отчасти явились отражением влияния новой, альтернативной культуры, сопротивляющейся развитию общества, базирующемуся на достижениях науки. Однако в еще большей степени студенческие волнения стали реакцией на “организационные шоры”, которые постиндустриальное общество навязывает науке, что выражалось в усилении давления на молодых людей все более и более раннего возраста с целью заставить их выбрать хороший колледж, основной предмет, а также сориентироваться в вопросах, относящихся к будущей деятельности и карьере. С политической точки зрения проблемой постиндустриального общества, как правильно отмечает Ф.Буррико, является развитие нерыночной экономики благосостояния и отсутствие адекватных механизмов оценки общественных благ. По техническим и концептуальным причинам невозможно определить стоимость таких товаров в рыночных категориях; вследствие того, что они распределяются между всеми людьми, некоторая часть населения проявляет сдержанность при одобрении осуществляемых затрат. Наиболее важно то, что природа нерыночных политических решений ведет к прямому конфликту: в противоположность рынку, который рассредоточивает ответственность, в политике суть решений доступна и очевидна; ясны и их последствия; понятно, кто понесет потери, а кто получит преимущества. При наличии такого узлового момента, когда дело доходит до принятия политических решений, конфликт вспыхивает без особого труда. В самом широком смысле наиболее сложной дилеммой, с которой сталкиваются все современные общества, является бюрократизация, иди “власть правил”. Исторически бюрократизация сыграла положительную роль в укреплении гражданских свобод. В условиях деспотической и непредсказуемой власти принятие обезличенных правил было гарантией соблюдения прав человека. Однако когда обезличенным становится весь мир и организации автоматически руководствуются существующими правилами (причем часто ради блага и в интересах бюрократического персонала), приходится констатировать, что действие упомянутого принципа, бесспорно, зашло слишком далеко. Все эти изменения происходят в недрах общества, которое наращивает свою внутреннюю сложность (особенно в сфере науки и технологий), смешивает технократические и политические решения и становится свидетелем подъема нового класса, способного как вступить в борьбу за конституирование самого себя в качестве нового правящего класса, так и отказаться от нее. Именно такие вопросы определяют основные проблемы постиндустриального общества. Концепция постиндустриального общества не есть законченная картина социального устройства, а лишь попытка охарактеризовать и объяснить коренное изменение в социальной структуре (определяемой как совокупность экономики, технологии и системы стратификации). Однако подобное изменение не предполагает определенности соотношения между “надстройкой” и “базисом”; напротив, инициатива реорганизации общества сегодня исходит в значительной степени от политической системы. Как различные индустриальные общества — Соединенные Штаты, Великобритания, нацистская Германия, Советский Союз и Япония послевоенных лет — заметно расходились между собой в политическом и культурном отношении, так и многие общества, вступающие в постиндустриальный период развития, вполне вероятно, будут иметь разные политические и культурные конфигурации. Принципиальный водораздел современного общества не проходит между собственниками средств производства и однородным пролетариатом, а обозначен бюрократическими и властными отношениями между теми, кто имеет полномочия принимать решения, и теми, кто лишен таковых, и это касается любых организационных единиц — политических, экономических и социальных. Задачей политической системы становится управление этими отношениями в соответствии с разного рода давлениями, оказываемыми с цедью перераспределения национального достояния и обеспечения социальной справедливости. Концепция постиндустриального общества наводит на мысль, что существует общий круг проблем, во многом зависящих от взаимоотношений между наукой и политикой, которые придется решать этим обществам; однако они могут быть решены разными методами и в разных целях. Социолог стремится найти те “определяющие механизмы”, которые позволяют понять путь, по которому направляются социальные изменения. Концепция постиндустриального общества выступает в качестве одного из механизмов, позволяющих сделать более понятными сложные изменения в социальной структуре западных стран. |