Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
Он “подчинил партию ее собственной верхушке и соединил ее с верхушкой государства. Таким образом был создан нынешний тоталитарный режим”*. Однако бюрократия имеет собственный путь. “Неограниченная власть бюрократии есть действенное орудие социальной дифференциации”, — писал Л.Троцкий**. Она использует свою власть для обеспечения собственного благополучия; она отделяет одну часть населения от другой, создавая привилегированные сдои в рабочем классе и среди крестьянства; она подавляет критику ради укрепления своей власти. Во всех отношениях она обладает “специфическим самосознанием правящего "класса", который, однако, по-прежнему не уверен в своем праве на господство”***. Если возник новый правящий класс, каков же в таком случае характер советского общества? Является ли оно все еще социалистическим, и если да, то каким образом? Если же нет, то что оно представляет собой? Именно на эти вопросы, имеющие чрезвычайную важность для оценки революции, Л.Троцкий пытался ответить в своей книге. Он стремился дать два ответа, один политический, а другой социологический. Сталинский режим как таковой Л.Троцкий называл разновидностью бонапартизма, хотя разновидностью “нового типа, до сих пор не встречавшейся в истории”. Бонапартизм возникает тогда, когда в отдельные исторические моменты острая борьба между двумя лагерями позволяет государственной власти мгновенно подняться над соперничающими классами. Однако, будучи марксистом, Л.Троцкий не мог воспринимать бонапартизм иначе, как преходящую стадию более глубокой политической борьбы, столкновения между соперничающими классами. Каков в таком случае был социологический, то есть классовый характер советского общества? Можно ли назвать его “государственным капитализмом”? Л.Троцкий подробно рассматривал данный вопрос, но отвергал * Trotsky L. The Revolution Betrayed. P. 279. ** Ibid. P. 133. *** Ibid. P. 135. такую постановку по двум любопытным причинам: во-первых, собственность в Советском Союзе была “общественной” и, во-вторых, государственный капитализм применялся в приходящих в упадок капиталистических странах, таких, как Германия или Италия, с целью ограничения производительных сил общества в реакционных целях. Но поскольку в Советском Союзе намерение режима состояло в развитии производительных сил, это общество было исторически прогрессивным. Каким образом можно было тогда объединить и фашистский, и коммунистический режимы под общей рубрикой государственного капитализма? Является ли бюрократия новым классом? Этот вопрос был для Л.Троцкого более трудным. В буржуазном обществе бюрократия “представляет интересы имущего и образованного класса”. Фашисты, “когда они приходят к власти, объединяются с крупной буржуазией узами общих интересов”. В Советском Союзе “средства производства принадлежат государству. Однако государство, если так можно сказать, "принадлежит" бюрократии... Последняя оказывается в полном смысле слова единственной привилегированной и доминирующей стратой в советском обществе”*. Но Л.Троцкий осторожно уходит в сторону, не называя бюрократию классом и соглашаясь с тем, что в Советском Союзе создана новая, отличная от других, социальная система. Когда он употребляет сочетание “правящий класс”, слово “класс” он заключает в кавычки, чтобы показать его двусмысленность; то же самое происходит и со словом “принадлежит”, когда он пишет, что государство “принадлежит” бюрократии. Его главный аргумент заключается в том, что у бюрократии отсутствует необходимая и отличительная особенность класса, то есть право собственности, и она не может “передавать наследникам возможность эксплуатации государственного аппарата”. Проблема, говорит Л.Троцкий, по-прежнему сохраняется. Вопрос о характере Советского Союза, заявляет он, еще не решен историей. Это “государство рабочих, раздираемое антагонизмом организованной и вооруженной советской аристократии и безоружных масс трудящихся”, “противоречивое общество, * Trotsky L. The Revolution Betrayed. P. 135. находящееся на полпути между капитализмом и социализмом”*. Альтернативами могут быть либо новый подъем пролетариата с целью ликвидации привилегий бюрократии, либо “буржуазная реставрация”. Л.Троцкий также принимает во внимание и третий вариант, согласно которому “бюрократия продолжает оставаться во главе государства”. Однако приверженность ортодоксальному марксизму заставляет его отбросить мысль об этом как о возможном долговременном состоянии; ибо он не может представить себе класс, который стад бы правящим, не превратившись предварительно в “имущий класс” и не передавая привилегий “по праву наследования”. И тем не менее, борясь с трудностями при ответах на поставленные вопросы, Л.Троцкий приходит к поразительному заключению: “Определять советский режим как переходный или промежуточный значит отказаться от таких устоявшихся социальных категорий, как капитализм (и вместе с ним "государственный капитализм"), а также социализм”**. Доктринеры остались бы неудовлетворенными, отмечает он, “социологические проблемы, несомненно, упростились бы, если бы общественные явления всегда имели законченный характер”. Однако “нет ничего более опасного, чем отбрасывать в сторону, ради логической завершенности, элементы, которые сегодня нарушают только вашу схему, а завтра могут полностью опрокинуть ее”***. Как ортодоксальный марксист, Л.Троцкий мог рассматривать Советский Союз только в одном измерении: склоняющимся либо к капитализму, либо к социализму. Тем не менее он не отбросил возможности того, что бюрократия могла бы стать новым классом, даже если это нарушало “логическую завершенность” дихотомии капитализма и социализма. В работе “Преданная революция” он писал: “Если бы эти, пока еще целиком новые отношения, [то есть бюрократические привилегии], упрочились, превратились в норму и были бы узаконены при сопротивлении со стороны рабочих иди без него, то они в конечном счете приведи бы к полной ликвидации социальных завоеваний пролетарской * Trotsky L. The Revolution Betrayed. P. 278, 255. ** Ibid. P. 254. *** Ibid. P. 255. , революции. Но говорить об этом сейчас по меньшей мере преждевременно”*. Три года спустя в своем, как оказалось, последнем теоретическом выступлении Л.Троцкий признал очевидную возможность еще одного либо/либо. Вскоре после германо-советского пакта он объяснял своим сторонникам, что достигнута новая историческая реальность: поскольку “дальнейшее сохранение распадающегося капиталистического мира невозможно”, либо пролетариат организует мир для социализма, либо новый социальный тип — бюрократический коллективизм — утвердится на исторической сцене. Л.Троцкий заимствовал фразу и идею о бюрократическом коллективизме из книги “Бюрократизация мира”, опубликованной в 1939 году в Париже. Ее автор подписался под ней как Бруно Р. Никто не знал Бруно Р., хотя Л.Троцкий называл его “итальянским "левым коммунистом", прежде придерживавшимся принципов Четвертого интернационала”. Еще более любопытно то, что никто, по-видимому, не сумел найти книги, которая представляла единственный реальный вызов идеям Л.Троцкого, и аргумент относительно “бюрократического коллективизма” стал известен только из вторых рук, благодаря его собственным оценкам. Идея книги, по сообщению Л.Троцкого, звучала уничтожающе в ее решительности и простоте. Бюрократия в России не только составила новый класс, но люди этого класса — бюрократы, менеджеры, технические специалисты — стали предвестниками социальной революции, вызвавшей к жизни новый тип правящего класса по всему западному миру: сталинская Россия, гитлеровская Германия, Италия Муссолини, даже Америка “Нового курса” Франклина Д.Рузвельта — все они суть элементы общего исторического явления. Для Л.Троцкого существовал прямой политический вывод из этого нового либо/либо. “Какой бы тягостной... ни была перспектива, — писал он, — но если сталинский режим является не просто "отвратительным рецидивом" на пути к социализму, а определенным новым социальным устройством с долговременны- * Trotsky L. The Revolution Betrayed. P. 249. ми эксплуататорскими чертами, то пролетариату повсеместно следует отречься от Советского Союза и отказаться защищать его от врагов как прогрессивную державу. В длительной перспективе, если более широкий тезис окажется верным, если социализм не является необходимой ступенью, следующей за капитализмом, то саму идею придется считать утопией”61. Л.Троцкий к моменту гибели все еще не был готов согласиться со второй-перспективой; для него и его сторонников Россия продолжала по-прежнему оставаться “переродившимся государством рабочих”, которое можно было тем не менее спасти путем пролетарской революции. Для левых раскольников, однако, которых слишком ограничивали положения ортодоксального марксизма, фраза “бюрократический коллективизм” прозвучала удачно. Она сплотила группировки независимых радикалов, искавших социологическую категорию, которая реалистично отображала бы советский режим. Отколовшаяся от троцкистов фракция во главе с М.Шахтманом приняла эту концепцию, и в серии статей начиная с 1940 года он попытался развить мысль, что Советский Союз есть не социалистическое и не капиталистическое государство, а новый тип общества62. Союзник М.Шахтмана по расколу с троцкистами Дж.Бёрнхэм обобщил идею Бруно Р. и выступил с теорией-революции управляющих, являющейся неизбежным результатом западной модели социального развития. 61 Статья Л.Троцкого под названием “СССР в войне” появилась в ноябрьском выпуске журнала “New International” в 1939 году. Там он так сформулировал проблему: “Какой бы тягостной ни выглядела вторая перспектива, если мировой пролетариат действительно окажется неспособным выполнить миссию, возложенную на него ходом развития событий, то не остается ничего иного, кроме как признать, что социалистическая программа, исходящая из внутренних противоречий капиталистического общества, превратилась в утопию. Очевидно, что потребуется новая программа-минимум — программа защиты интересов рабов тоталитарного бюрократического общества”. 62 Основная аргументация была впервые суммирована М.Шахтманом в 1943 году в его обширном предисловии к публикации книги Л.Троцкого “Новый курс”, представлявшей собой первое заявление Л.Троцкого о развитии бюрократии в России, которое он написал в качестве партийного документа в 1923 году и которое М.Шахтман перевел с целью восстановить истоки ревизионистской доктрины. М.Шахтман издал и сборник собственных работ на эту тему: Shachtman M. The Bureaucratic Revolution: The Rise of the Stalinist State. N.Y., 1962. Когда в радикальных сектах возникают противоречия, каждая группа распрямляет пдечи; так произошло и в процессе идеологического размежевания американского троцкистского движения в начале 40-х годов. М.Шахтман заявил, что в Советском Союзе возникла новая общественная формация, бюрократический коллективизм; однако на другом конце “танцплощадки” группа Джонсона — Форест считала, что Советский Союз мог быть только “государственно-капиталистическим” обществом. Под фамилией Джонсона выступал негритянский автор К.Л.Р.Джеймс, который позднее вернулся к своей первой любви, теме крикета, в области которого он считался признанным авторитетом. Форест был псевдонимом теоретика Р.Дунаевской, некогда бывшей секретарем Л.Троцкого. Позже мисс Р.Дунаевская удалилась в Детройт, где основала матриархальную секту, направив основные теоретические усилия на убеждение рабочих в том, что знание гегелевской “Науки логики” необходимо для понимания работ В.Ленина. Ее книга, отчасти доказывающая этот тезис (Dunayevskaya R. Marxism and Freedom. N.Y., 1958), снабжена благожелательным предисловием Г.Мар-кузе. Два оставшихся угла площадки занимали Дж.П.Кэннон, защищавший “ортодоксальный” взгляд Л.Троцкого на Россию как на “переродившееся государство рабочих”, и Дж.Бёрнхэм, выдвинувший на основе идеи бюрократического коллективизма радикальную теорию революции управляющих. Бёрнхемовская “революция управляющих”, которая скорее как идея и фраза, чем как специфический набор определений и категорий, имела серьезное влияние на протяжении тридцати дет, прошедших со времени опубликования его работы, представляет собой образец простоты, подобной искусству. Книга основывалась на предположении, что функция, а не собственность, является важнейшей основой власти в обществе, где сильны технические начала. В работе выдвигалась весьма привлекательная теория смены классов, согласно которой как не угнетенное крестьянство пришло на смену деспотичным феодалам, а их обоих вытеснил совершенно иной класс, буржуазия, перестроившая общество по собственному образу и подобию, так и пролетариат не придет на смену капиталистам, а оба этих класса будут заменены “управляющими”, которые станут новой правящей элитой, завладев властью на основе своего технического превосходства. Хотя идеи, изложенные в работе “Революция управляющих”, возможно, и были выдвинуты Бруно Р. (но в книге ссылок на него нет), исторические очертания концепции были понятны, и Дж.Бёрнхем поспешил подыскать ее родоначальников в своем следующем исследовании, которое вышло двумя годами позже под названием “Соратники Макиавелли” с оборонительным подзаголовком “Защитники свободы”. Этими родоначальниками стали Г.Моска, объявивший, что все общества разделены на элиты и народные массы и что политический процесс является постоянной “борьбой за превосходство” со стороны решительно настроенных меньшинств, В.Парето, рассматривавший политическую историю как “движение элит”, в ходе которого новые энергичные силы общества манипулируют настроением масс ради достижения власти63, и Р.Мичедз, доказывавший, что сложная организация создает необходимость в технической специализации, что “организация предполагает тенденцию к олигархии”, что руководство защищает прежде всего собственные интересы, а не своих избирателей, и что только расширение государственной бюрократии “может [удовлетворить] претензии образованных членов общества... недовольных представителей образованных классов... на прочное положение” в обществе64. В то время как фраза “революция управляющих” имела большой резонанс, конкретные выводы и система категорий оказались неубедотельными. Ключевые понятия постоянно смещались. Под “управляющими”, по словам Дж.Бёрнхема, он имел в виду руководителей производства, инженеров-администраторов, “осуществляющих контрольные функции технических специалистов”, но не финансистов; такая дифференциация является искаженным вариантом разграничения, проводимого Т.Вебденом между промышленностью и бизнесом. Однако управляющие имеются также и в правительстве, где они занимают должности администраторов, членов комиссий, возглавляют отделы и так далее. По-видимому, существовала общность интересов тех, кто работал на предприятиях и в правительстве. 63 В.Парето следующим образом изображает механизм этого процесса: “Революции происходят в результате процессов накопления в высших слоях общества — вследствие замедления эволюции классов иди иных причин — декаден-ствующих элементов, лишившихся последних возможностей удержаться у власти, но избегающих применения силы, в то время как в нижних сдоях общества на передний план выдвигаются образованные и активные элементы, обладающие способностями к управлению и готовые применить силу” (Pareto W. The Mind and Society. Vol. III. N.Y., 1935. P. 1431). 64 MicheIs R. Political Parties. Glencoe (111.), 1949. P. 31-37, 185-189. Управляющие “будут осуществлять власть над средствами производства... посредством их контроля над государством, которое, в свою очередь, будет владельцем средств производства”. В Германии и Италии сдвиг от капитализма к обществу управляющих весьма заметен. В России возникло “государство, наиболее приближенное к структуре, возглавляемой управляющими”; руководители промышленных предприятий, государственных трестов и крупных коллективных хозяйств уже присваивают наибольшую долю национального дохода. На Западе революция управляющих должна произойти вследствие того, что капитализм как таковой приходит в упадок: “Опыт показывает, что не существует ни малейшего шанса избавить ка-пктализм от массовой безработицы... Размер государственного и частного долгов достиг отметки, после которой ими больше невозможно управлять... Во всех крупных капиталистических странах продолжается постоянная сельскохозяйственная депрессия... [И наконец,] капитализм больше не в состоянии найти применение имеющимся в наличии инвестиционным фондам, которые лежат без движения на счетах в банках. Массовое неиспользование частных средств вряд ли является менее наглядным показателем гибели капитализма, чем массовая безработица”. В том же апокалипсическом духе Дж.Бёрнхэм пишет: “Сейчас мы в состоянии понять главный исторический смысл первых двух мировых войн двадцатого столетия... Война 1914 года была последней великой войной капиталистического общества; война 1939 года является первой великой войной общества управляющих”. И, продолжает он, “общий исход второй войны предопределен, так как он не зависит от военной победы Германии, которая представляется вполне вероятной”. Итогом будет крах капитализма, консолидация Европы (“дни Европы, раздробленной на два десятка суверенных государств, закончились”) и торжество общества управляющих65. Оставляя в стороне политические пророчества, которые были вскоре опровергнуты, насколько жизнеспособна теория революции управляющих? Несмотря на то что Дж.Бёрнхэм весьма неопределенно высказывается относительно самих управляющих, из 65 Burnham }. The Managerial Revolution. N.Y., 1941. P. 80, 72, 236, 159, 221. 32-33, 176, 247. контекста его теории следует, что именно хозяйственные менеджеры, а не политические бюрократы, будут доминировать в обществе, хотя однажды он и заявляет об отсутствии резких различий между ними, когда пишет: “Говорить, что правящий класс составляют управляющие, почти равносильно утверждению, что его составляет государственная бюрократия”66. Однако на самом деле хозяйственные менеджеры и государственная бюрократия — если относить к менеджерам людей, которые руководят экономическими предприятиями, — нередко резко отличаются друг от друга и иногда даже не ладят между собой. Как отмечают К.Керр, Ф.Харбисон, Дж.Данлоп и Ч.Майерс в своем сравнительном исследовании менеджмента, “во всех промышленно развивающихся обществах класс управляющих не имеет ни возможности, ни желания стать единственной правящей группой. Менеджеры по своей сути являются доверенными лицами акционеров, государственных органов, а иногда даже советов рабочих. Поскольку они заняты внутренними дедами предприятия, которые постоянно усложняются, представители класса управляющих имеют склонность скорее становиться конформистами, чем лидерами в масштабах общества”67. 66 На удивление похожую позицию занял М.Вебер в эссе, написанном в 1917 году и содержащем раздел под названием “Бюрократизация и наивность интеллектуалов”. Там он писал: “Постепенное преодоление частного капитализма теоретически допустимо, хотя, разумеется, этот процесс не так прост, как воображают некоторые интеллектуалы, не понимающие сути проблемы; такое преодоление, безусловно, не станет одним из последствий текущей войны. Однако давайте предположим, что в некоторой перспективе с ним будет покончено. Каким окажется практический результат? Разрушится ли прочная система современного промышленного труда? Нет! Ликвидация частного капитализма означала бы, что высшее руководство национализированных иди обобществленных предприятий также стало бы бюрократическим... Государственная бюрократия господствовала бы в одиночестве, если бы частная капиталистическая система была устранена. Частная и государственная бюрократии, которые сегодня действуют рядом друг с другом и потенциально друг против друга, тем самым обеспечивая в определенной степени взаимный контроль, слились бы в гдиную иерархию” (Weber M. Parliament and Government in a Reconstructed Germany // Weber M. Economy and Society. Appendix II. Vol. 3. P. 1401-1402). 67 Kerr С., Harbison F., Dunlop ]., Myers Ch.A. Industrialism and Industrial Man // International Labour Review. September 1960. P. 10. В своей книге, развивающей данную концепцию, они пишут: “Хотя предназначением профессио надьного менеджмента и является преодоление влияния его предшественников, имевших политическую иди родовую природу, менеджеры редко становятся правящей элитой в каком-либо обществе. Иными словами, государство не превращается в собственность профессиональных управляющих, как представлял себе Дж.Бёрнхэм в его “Революции управляющих”. “Управляющие могут быть как слугами, так и хозяевами не только государства, но и рынка. Они составляют часть правящей элиты, но сами они не суть элита. В Советском Союзе, например, промышленные менеджеры находятся в явном подчинении политической и правительственной элите. В Японии руководители крупных предприятий (zaibatsu) всегда считают своей приоритетной обязанностью служить целям нации и интересам государства... Оказывается, что в современном обществе, становящемся все более развитым в промышленном отношении, менеджеры могут иметь верховную власть только в рамках предприятий, причем и тут они должны делить ее с теми, кто также требует власти и добивается ее определенной доли через создание системы правил, которым подчиняются люди индустриального общества” (Кегг С., Harbison F., Dunlop ]., Myers Ch.A. Industrialism and Industrial Man. Cambridge (Ma.), 1960. P. 145-146). Сказать все это — не значит преуменьшить действительные перемены, которые произошли в социальной структуре западного общества, если рассматривать предприятие с точки зрения не формальных, а функциональных понятий. Влияние технического персонала вызвало серьезное изменение многих целей капиталистических корпораций. Достигнута высокая степень автономии менеджеров68. Задачи руководства отдельным предприятием в социалистических экономиках зачастую приводят управляющих к прямому конфликту как с центральными плановыми органами, так и с политиками, принимающими ключевые решения относительно 68 Наиболее важное исследование изменившегося характера деятельности частной корпорации принадлежит Р.Маррису (см.: Morris R. The Economic Theory of “Managerial Capitalism”. N.Y., 1964), который доказывает, что основной целью управляющих является не максимизация прибыли, а “устойчивый темп роста”, направленный прежде всего на увеличение активов. В действительности мотивы управляющих даже сильнее воздействуют на черты компании, чем характер рынка. Работа Р. Марриса служит основой для более популярного изложения подобных же идей Дж.К.Гэдбрейтом в книге “Новое индустриальное общество” (см.: Galbraith J.K. The New Industrial State. N.Y., 1967). Гипотеза Р.Марриса анализируется и развивается рядом видных экономистов в книге: Marris R., Wood A. (Eds.) The Corporate Economy. Cambridge (Ma.), 1971. Что касается Советского Союза, то лучшим исследованием роди управляющих, сталкивающихся лицом к лицу с политическими “надсмотрщиками”, является работа: Azrael J. Managerial Power and Soviet Politics. Cambridge (Ma.), 1966. плановых заданий, распределения ресурсов по секторам и т.д. Но это скорее помогает определить рамки теории революции управляющих, чем способствует ее принятию в качестве лейтмотива всех структурных изменений в западном обществе. Хотя схематичная и радикальная теория революции управляющих, сформулированная Дж.Бёрнхемом (“Марксом для менеджеров”, как его язвительно называли Герт и Миддс), так и не получила признания в социологии, идея о том, что Советский Союз превратился в новую разновидность общества, ни капиталистическую, ни социалистическую, была широко подхвачена социалистами и марксистами несталинистского толка в 40-е и 50-е годы и стала одной из основных причин разочарования в прежних идеологиях, характерного для того периода. Тема трансформации советского общества в новый социальный тип нашла свое популярное выражение в 1957 году в работе М.Джидаса “Новый класс”. Книге не хватало теоретической утонченности Л.Троцкого, ее автор уклонялся от сложных аналитических проблем, поставленных более ранними марксистскими авторами (такими, как Р.Гильфердинг, С.Шварц, Югов, Чидига, К.Мейер, Ивон), предпринявшими первые попытки статистического анализа классовых и профессиональных трендов в советском обществе. Тем не менее работе сопутствовал успех по трем причинам: она была написана в тюрьме (и тайно передана оттуда) одним из бывших самых высокопоставленных коммунистов послевоенного периода, вице-президентом Югославии, исключенным из партии в 1954 году за призыв к “демократизации”; она пышла в свет вскоре после венгерской революции, которая породила у многих социалистов надежду на то, что советская система, как это ни удивительно, начала давать трещины; и, наконец, п- упрощенные разоблачения велись с высоконравственных позиций, что выглядело весьма привлекательным. М.Джидас с самого начала заявил, что его анализ относится главным образом к коммунистическому обществу, единственному, с которым он знаком. (“Я не претендую на знание иного мира, кроме коммунистического, в котором я имел счастье или несчастье жить”.) “Очень трудно, если вообще возможно, определить границы нового класса и установить личности его членов”, — пишет он. Однако можно утверждать, что новый класс состоит из тех, кто имеет особые привилегии и обладает экономическими преимуществами вследствие удерживаемой ими монополии на административную власть. Тем не менее, поскольку источником привилегий является власть партии, ядро нового класса составляет политическая бюрократия, а не хозяйственные менеджеры. Сама модель партии как организации профессиональных революционеров предвосхищала появление этой новой стра-ты. Если в предшествующих обществах новые классы добивались власти после того, как завершалось создание новых экономических структур, в коммунистическом мире произошло обратное. Новый класс “пришел к власти не для того, чтобы завершить создание нового экономического строя, а затем, чтобы установить собственный порядок и таким образом утвердить свою власть над обществом”. Касаясь идеи революции управляющих, М.Джилас пишет: “Важно отметить коренное отличие рассматриваемых здесь политических бюрократий от тех, которые возникают вследствие любой экономической централизации”. В каждом развитом обществе появляется сдой “белых воротничков” и “функционеров”, которые могут превратиться в особую социальную страту. Но хотя “такие функционеры имеют много общего с коммунистическими бюрократами... они не идентичны”. Над бюрократами в некоммунистических странах “стоят политические деятели, обычно выборные, иди собственники капитала, тогда как над коммунистами нет ни хозяев, ни собственников”. В этом мире “правительство и управляет государственной собственностью, и распределяет ее. Новый класс или его исполнительный орган — партийная олигархия — действует как собственник и является собственником. Самое реакционное буржуазное правительство едва ли может мечтать о подобной монополии в экономике”69. 69 D;i;os M. The New Class. N.Y., 1957. P. V, 38-39, 43-44, 207. В ходе продолжительной дискуссии по поводу анализа М.Джидаса прозвучало одно странное обвинение. В 1958 году в ноябрьском выпуске политического журнала “Le Contrat Social”, выходившего раз в два месяца в Париже под редакцией Б.Суварина, появилась статья Ж.Энейна под названием “Бруно Р. и "новый класс"”, в которой утверждалось, что идеи М.Джиласа почерпнуты из книги “Бюрократизация мира”. К несчастью, писал Ж.Энейн, Бруно Р. умер. В мартовском выпуске “Le Contrat Social” за 1959 год были опубликованы два связанных с этим письма — одно от самого Бруно Р., пребывавшего в доб ром здравии, другое — от Х.Дрейпера, бывшего редактора газеты “Labor Action”, придерживавшейся шахтмановской ориентации. Бруно Р., обозначивший свое полное имя — Бруно Рицци, лишь отрывочно упомянул о написании книги и ничего не поведал о себе. Он заметил, что впервые рассказал Л.Троцкому, “которого любил и даже считал учителем”, о своих идеях в 1938 году. Он также обвинил Бёрнхема в плагиате мыслей его книги, из которой тот взял только “негативные аспекты”. Между тем в письме Х.Дрейпера впервые сообщались некоторые биографические данные об этой странной личности. Х.Дрейпер, член шахтмановской группы, долгое время искал и наконец в 1948 году достал экземпляр книги Бруно Р. В том же году он поместил в журнале “The New International” единственный полный обзор работы Бруно Р. В 1956 году Х.Дрейпер совершенно неожиданно получил письмо из Италии, подписанное Бруно Рицци, который представился ему как автор книги. Он прочитал статью в “The New International” только через восемь лет после ее опубликования и с удивлением обнаружил, что группа социалистов увлекается изложенной в его книге теорией. В апреле 1958 года Х.Дрейпер вместе с женой, будучи тогда в Европе, нанесли визит Б.Рицци. Открылась странная картина. Бруно Р., по словам Х.Дрейпера, не был итальянским эмигрантом-антифашистом, а работал коммивояжером, который перед войной свободно разъезжал между Францией и Италией. Б.Рицци никогда не принадлежал к троцкистам. В Париже до 1938 года он пытался добиться членства в партии, но итальянские троцкисты, эмигрировавшие из страны, боялись, что он мог быть фашистским шпионом или в лучшем случае политическим эксцентриком. Их опасения были понятны. В 1937 году он опубликовал в Милане под собственным именем книгу “Куда идет СССР”, в которой содержались семена его теории и которая распространялась вполне беспрепятственно, по сло-чям Х.Дрейпера, “потому что, согласно теоретическим воззрениям Б.Рицци, фашизм соответствовал общему направлению социального прогресса”. Подобная точка зрения не считалась полным отклонением от нормы среди некоторых марксистов. Так, бывший французский коммунист Ж.Дрио, лидер левого крыла бельгийских социалистов А. де Ман и фракция Французской социалистической п.чртии, возглавляемая Спинассом и Ривом, поддержали Гитлера после начала нойны под предлогом того, что его победа “уничтожила бы капитализм и объединила Европу”. Этот исторический аморализм проник и в книгу Дж.Бёрнхема, когда он написал, что “общий исход второй великой войны также очевиден... Не существует возможного решения проблемы на капиталистической основе”. Как часто люди путают историю — и прогресс— с необходимостью! Обвинение в плагиате осталось недоказанным; как отметил Б.Суварин в редакционном заключении, не нашлось подтверждений тому, что Дж.Бёрнхем на самой деде “позаимствовал” мысли Бруно Р. Поскольку ни одного экземпляра книги не осталось в наличии, дословное воспроизведение ее текста исключалось. Сама же идея “носилась в воздухе”. В действительности, как неоднократно утверждал М.Номад, источник многих подобных концепций восходит к теориям польского анархо-синдикалиста В.Махайского, который в 1899 году в книге “Эволюция социал-демократии” доказывал, что мессианизм социализма является замаскированной идеологией недовольной интеллигенции, использующей пролетариат в качестве орудия достижения власти для самой себя. Что касается еще более ранних трактовок, то можно обратиться к истокам российского социализма в 1870-е и 1880-е годы, проявившимся в полемике между П.Акседьродом и П.Ткачевым. П.Аксельрод громко заявил о том, что опасно полагаться только на “воинственно настроенное меньшинство” как лидера народных масс в ходе подготовки революции. Можно процитировать также и М.Бакунина, еще раньше предсказавшего в будущем “приход к власти научной интеллигенции... нового класса, новой иерархии подлинных и мнимых научных работников и ученых... государственных инженеров, которые составят новый привилегированный научно-политический класс”. Более ранние и подробные сведения о Бруно Р. даны в моем эссе (см. Вей D. The Strange Tale of Brun R. // The New Leader. September 28, 1959), а также приведены в разделе переписки в том же издании (см.: The New Leader. November 16,1959). Заявления М.Бакунина можно найти в его работе: Bakunin М. Critique of Marxism // Maximoff G.P. (Ed.) The Political Philosophy of Bakunin. Glencoe (111.), 1953. P. 283-289. Его предсказания относительно новых форм господства, которые появятся вслед за победой марксистских идей, настолько поразительны, что их стоит прочитать полностью. Смерть И.Сталина означала для М.Джидаса, что прежняя эпоха ушла в прошлое и что теперь возможна некоторая нормализация жизни. Новый класс, говорил он, не откажется от власти, но он “измучен догматическими чистками и воспитательными мероприятиями. Ему хотелось бы пожить спокойно. Хотя в настоя щее время его позиции достаточно укрепились, он вынужден защищаться даже от собственного облеченного властью лидера”*. Десятилетие спустя был поднят вопрос о том, “раздроблен” ли новый класс и не может ли власть партии над обществом быть подорвана новой научной и технической интеллигенцией, группировкой, на творческую элиту которой частично распространялась свобода научных исследований. Тема неизбежного конфликта между научной интеллигенцией и партийной бюрократией наиболее резко прозвучала в книге А.Парри “Разделенный новый класс”**. А.Парри использовал выражение “новый класс”, подражая М.Джиласу, но если последний, пусть и с оговорками, говорил о нем как о правящей партийной бюрократии, то А.Парри отождествлял “новый класс” с интеллигенцией, которая, утверждал он, “составляет почти пятую часть всех советских трудящихся”. Внутри этого сдоя, являющегося в целом более привидегиро- * Djilas М. The New Class. P. 52. ** См.: Parry A. The New Class Divided. N.Y., 1966. ванным по сравнению с рабочим классом и крестьянством, существует до 600 тыс. научных работников, и требования этой группы, символом которых являлись для А.Парри карьера и труды физика П.Капицы, могли бы стать вызовом жесткому партийному контролю. Неясно, насколько широкой иди эффективной может быть такая оппозиция. То, что подобные настроения существуют, следует из документа, распространенного А.Сахаровым, одним из создателей советской водородной бомбы, который стад совестью интеллектуалов. В одном из разделов своего манифеста, озаглавленного “Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе” он заявляет: “Подобное положение интеллигенции в обществе делает бессмысленными любые громкие требования того, чтобы она подчинила свои стремления воде и интересам рабочего класса (в Советском Союзе, Польше и других социалистических странах). Эти призывы на деде означают подчинение воле партии иди, точнее, ее центрального аппарата и его чиновников. Кто может гарантировать, что они всегда выражают подлинные интересы рабочего класса и подлинные интересы прогресса, а не свои собственные кастовые интересы?”70 И все же маловероятно, что требования небольшой элитной группы, если даже она относится к разряду стратегических, могут оказать решающее влияние на реорганизацию власти, что было бы необходимо для обеспечения независимости научного сообщества в Советском Союзе. Тем не менее партийное руководство действительно сталкивается с необходимостью проведения некоторых структурных изменений, и эта необходимость вытекает, как очевидно для любого марксиста, из нового социадьно-икономического характера общества. Зб.Бжезинский, например, утверждал, что монолитный партийный контроль в сфере политики и командная система в экономике, будучи когда-то, возможно, необходимыми для индустриализации страны, сейчас становятся все более ненужными, так как высокоцентрализованная структура проявляет растущую неспособность управлять сложным “технетронным обществом”, требующим постоянной инициативы для своего прогресса. 70 Sakharov A.D. Progress, Coexistence and Intellectual Freedom. N.Y., 1968. Г. 30. Зб.Бжезинский обозначает пять альтернативных путей политического развития советской системы, которые он считает логически допустимыми. Олигархическое оцепенение: партия сохраняет свою господствующую роль; идеология остается догматической; политическое руководство продолжает быть коллективным, поскольку в отсутствие перемен не требуется большого выбора. По существу, |