Баева. И. А. Баева тренинги психологической безопасности в школе ббк 88. 36 Б 16
Скачать 1.88 Mb.
|
II. Насколько я их знаю? ЗАДАНИЕ. Представьте себе, что перед вами на рисунке четыре человека, с которыми вы более или менее близко знакомы. Каждый столбик можно превратить в человечка, дорисовав голову, ручки, ножки и все остальное. Но главное — подумать, насколько вы это существо знаете. Если вы считаете, что знаете свое настоящее Я ровно наполовину, разделите столбик пополам и закрасьте одну половину. Вторая — незакрашенная половина будет обозначать ту часть себя, которую вы еще не знаете... После этого каждый ученик получал следующий лист, который отличался от первого лишь заголовком: «НАСКОЛЬКО Я ИХ ЛЮБЛЮ?» Задание выполнялось точно так же. На следующем занятии результаты работы предъявляются группе в виде диаграмм — заштрихованных столбиков. III. Насколько я их люблю? Занятие 15 Словарь: Инструкция см. занятие 2. 1. 2. 3. 4. 5. Занятие 16 Запись впечатлений от игр «Строим автомобиль», «Домашняя утварь», «Книжный шкаф», которые проигрываются на занятии. Примечание: 1) «Строим автомобиль» приведена в сценариях занятий; 2) «Домашняя утварь» имеет следующую сюжетную заставку: «Сейчас мы из самих себя построим идеальное жилище для нашей группы или идеальное помещение для наших встреч. Каждый из нас станет какой-то частью этого помещения. Я хочу быть... Пусть Маша станет... По-моему, для окончательного уюта не хватает... Кто хочет стать этим предметом?..»; 3) «Книжный шкаф»: а) Если я (Ф.И.О.) превращусь в книгу, то это будет книга про...; б) Если (Ф.И.О.) превратится в книгу, то это будет книга про... Занятие 17 Мой портрет глазами других людей. Мы с вами играли в разные игры («Строим автомобиль», «Домашняя утварь-», «Книжный шкаф»), обсудили все наши чувства, переживания, а теперь попробуйте, исходя из своих наблюдений, переживаний, составить свой портрет глазами других людей. Каким вас видят, воспринимают?
Занятие 18 Шкала: 10 —всегда верно 9 — почти всегда верно 8 —очень часто верно 7 —часто верно 6 —частенько верно 5 —верно ровно наполовину 4 —редко, но бывает •3 —очень редко 2 —в виде исключения 1 —почти никогда 0 —никогда не верно Верно ли о нас, подростках, судят взрослые? Суждения взрослых о подростках 1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я? Чем я отличаюсь от других людей?» становятся вопросами номер один. 2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба — главное, что интересует их в жизни. 3. Подростки — это искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?» 4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы секса и отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете. 5. Подростки — прирожденные бунтари. Они хотят устроить мир по-своему: более справедливо и достойно. Они сопротивляются любому насилию, восстают против любой несправедливости, пытаются настоять на своем. 6. Школьные обязанности тяготят подростков. Все, что связано с учебой, перестает быть для них главным делом их жизни. 7. Подростки постоянно конфликтуют со своими родителями, «цапаются» по мелочам. Дома то и дело вспыхивают скандалы, ссоры. 8. Подростки чувствуют недостаток уважения со стороны взрослых. Они хотят более равноправных отношений со взрослыми. 9. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди. 10. Подростки — существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые) и никаких обязанностей (как дети). 11. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все». 12. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других. 13. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся хозяевами, авторами, творцами собственной жизни. Занятие 19 I. Словарь: Инструкцию см. занятие 2. 1. 2. 3. 4. 5. П. Выскажись по тем проблемам, которые: а) тебя заинтересовали; б) по которым у тебя есть личное мнение (обсуждение в группе в анонимной форме ). Вопросы Мальчикам: Почему для девочек дружба важнее, чем для мальчиков? Почему вопрос «кто я» занимает мальчиков больше, чем девочек? Почему девочки более склонны заниматься самоизменением, самовоспитанием, чем мальчики? Почему вопрос о смысле жизни для мальчиков более интересен, чем для девочек? 5. Почему у вас создается впечатление, что ваши сверстники более озабочены сексуальными проблемами, чем вы сами? 6. Почему у вас создается впечатление, что ваши сверстники меньше интересуются собой (вопросом «Кто я?»), чем вы сами? 7. Почему у вас создается впечатление, что ваши сверстники более подвержены влиянию своей компании, чем вы сами? 8. Почему у вас создается впечатление, что ваши сверстники больше оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, чем вы сами? Девочкам: 1—5 вопросы — те же, что и мальчикам. 6. Почему у вас создается впечатление, что ваши сверстницы больше конфликтуют с родителями, чем вы сами? 7. Почему у вас создается впечатление, что ваши сверстницы меньше размышляют о смысле жизни, чем вы сами? 8. Почему у вас создается впечатление, что ваши сверстницы более безответственны, чем вы сами? Занятие 20 I. Бунт возникает там, где сталкиваются две воли, две человеческих позиции; тот, КТО диктует волю, и тот, КОМУ диктуют свою волю. Начнем с самонаблюдения: выясним, какая позиция мне больше нравится и в какой я наиболее успешен. Средством самонаблюдения является игра в ЗЕРКАЛО. В качестве средства само- и взаимооценки каждый игрок перед началом игры составлял таблицу. В эту таблицу после каждого этапа игры вносились оценки (по 10-балльной шкале). Ясно, что партнер не мог оценить степень привлекательности роли для другого, но мог й должен был оценить степень успешности.
10-балльная шкала (зан. 18) II. Я себя лучше всего чувствую: *_______________________*________________________* повелитель подчиненный Точками (интервалами) на этой шкале отмечаются те места, когда ученик мог утверждать «Я себя лучше всего чувствую»: где я реально нахожусь в своих обычных отношениях: с ближайшими друзьями, с родителями, с учителями; где я хотела(а) бы находиться сейчас (в моем нынешнем возрасте) и когда вырасту; Занятие 21 Как мне удержаться в «золотой середине»: не быть слишком покорным или слишком повелительным, т. е. по сути как мне достичь согласования моей воли и воли партнера? ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГОВОМ КУРСЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Луноход В центр ставятся два стула. Двое участников садятся друг напротив друга. Они должны сесть удобно, расслабиться. Задание: смотрите друг другу в глаза, не отводя взгляда («гляделки»), можно мигать, двигать глазами, нельзя улыбаться. Первый, кто не выдержит, становится «луноходом». «Луноход» перемещается по орбите (по комнате, вокруг стульев, можно двигаться «на корточках») со словами: «Я — луно-ход-1». На свободное место садится следующий участник. Тот, кто проиграл, становится «луноходом-2» и т. д. Сантики-сантики-лимпопо Все встают в круг. Один участник выходит за дверь. Играющие выбирают того, кто будет задавать движение. Все стоят в кругу и хлопают в ладоши, говоря: «Сантики-сантики-лимпопо». Ведущий незаметно изменяет движение, все это повторяют. Задача водящего угадать, кто меняет движение. Живые руки Все закрывают (завязывают) глаза. Ведущий рассаживает членов группы друг напротив друга (по парам). Инструкция: найдите руки друг друга: а) познакомьтесь с руками партнера, постарайтесь узнать о них как можно больше; б) поздоровайтесь руками; в) поссорьтесь руками; г) поборитесь руками; д) помиритесь руками; е) попрощайтесь руками. Не открывая глаз, попробуйте угадать, кто ваш партнер. Космический корабль Выберите себе партнера (глазами). Каждая пара — это космический-корабль. Встаньте друг за другом. Первый — корабль. Второй — пилот корабля. «Пилот» кладет руки на плечи «корабля». «Корабль» закрывает глаза и вытягивает руки вперед — это устройство для стыковки с другим «кораблем». Задача «пилота» — молча управлять кораблем (рычаги управления -г плечи партнера) и произвести стыковку с другим кораблем. Задача «корабля» — постараться полностью подчиниться «пилоту». Благодарение «Вот и прошел день. Посмотрите друг на друга, может быть, кто-то произвел на вас сегодня сильное впечатление, кто-то помог вам, а кого-то вы увидели как будто впервые? Давайте поблагодарим друга за сегодняшний день, за то, что мы были вместе. Садитесь в круг, сядьте удобно, закройте глаза, руки положите на колени, ладонями вверх. Тот, кому я положу руки на плечи, молча встает, открывает глаза. Вы можете поблагодарить кого-то одного, или нескольких, или всех. Прикоснитесь руками к ладоням сидящих. Постарайтесь передать в прикосновении свои чувства. Все остальные стараются угадать (узнать) руки. Глаза не открываем до моей команды». Ритмичная ладошка Участник хлопает в ладоши, отбивая определенный ритм. Этот ритм повторяет вся группа. Затем этот же ритм «отбивается» в ладоши соседа. Затем следующий участник задает ритм хлопками и т. д. Пип Участники сидят на стульях в кругу. Водящий с завязанными глазами находится в середине круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и одновременно все меняются местами. Его задача - подойти к какому-нибудь месту в кругу, своими коленями нащупать колени сидящего, не прикасаясь руками сесть на эти колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: «Пип!» А водящий должен определить, у кого на коленях он сидит. Если он отгадал, то водить должен отгаданный. Ошибся — все сначала. Молекулы Участники хаотично двигаются по комнате (как атомы в броуновском движении). По команде ведущего (он хлопает в ладоши и произносит цифру) участники должны объединиться в «молекулу», т. е. захватить количество человек, соответствующее названной цифре. Затем продолжить движение и реагировать на новую команду ведущего («два», «пять», «двенадцать» и т. д.). Колокол Все встают в круг, взявшись за руки. Делая вдох, выбрасывают руки вверх, затем на выдохе, наклоняясь опускают руки вниз, произнося «Бум-м-м»! (изображая колокол). Частоту ударов регулирует один из участников. Передача ритма Водящий в центре круга. Представьте, что сдвигается с места тяжелый железнодорожный состав, колеса начинают медленно стучать на стыках. Первым сильно и громко хлопает в ладоши ведущий, в паузах — по очереди все участники. Поезд разгоняется, темп убыстряется. Рисунок по кругу Начинает рисунок один из участников, по команде ведущего он передает его соседу, и тот пририсовывает что-то свое. Пройдя круг, рисунок возвращается к «хозяину». Все делятся впечатлениями. Шире круг Водящий в центре круга с завязанными глазами. Все ходят вокруг, приговаривая: «Шире круг, шире круг, сто друзей, сто подруг, это, это, это я — самая любимая». Все протягивают руки к водящему. Он выбирает одного и на ощупь определяет кто это. Дракон, кусающий свой хвост Все встают в колонну и кладут руки на талию друг другу. «Голова» стремится «укусить» хвост. Хвост — уворачивается. Важно не расцепляться. Мигалки Разбиться на пары. Один сидит* на стуле, другой стоит у него за спиной - стулья по Кругу. У одного нет партнера — стул пустой. Его задача — незаметно подмигнув, переманить на свой стул кого-нибудь. Тот, кто стоит за спиной, может «задержать» своего партнера. Если количество четное, можно играть с двумя пустыми стульями. Письмо Все стоят в кругу, держась за руки, водящий в центре. Кто-нибудь говорит: «Я посылаю письмо Свете». Письмо идет по кругу (пожатие руки). Задача водящего — перехватить письмо, т. е. «засечь» рукопожатие. Водящим становится тот, на ком путь «письма» прервался. |