I. Культура учебного труда как теоретическая и прикладная проблема педагогической психологии I
Скачать 1.27 Mb.
|
Психолого-педагогическая вертушка Это игровая методика, тоже хорошо зарекомендовавшая себя в нашей практике. Технология игры заимствована нами из Таллинской школы менеджеров [72; 235-236], но только технология. Это уже не деловая игра общения, как в оригинале, а "Психолого-педагогическая вертушка" - как мы ее называем. И цель у нее иная. Ее можно сформулировать примерно так: используя знания, полученные на занятиях по педагогике и психологии, найти совместными усилиями выход из безвыходной педагогической ситуации. Например, такой: мальчик-подросток в школе почти не появляется, в дневнике, естественно, одни двойки. Время в основном проводит на улице. Имеет несколько приводов в милицию. Недавно с друзьями угнали мопед, за что снова привлекается к ответственности. Мать и ругала, и упрашивала - ничего не помогает. Отец бьет, когда выпьет, но тоже безрезультатно. В школе, по словам классного руководителя, "что только не делали: обсуждали на собрании, приглашали в учительскую, посылали за родителями" - результат тот же. Единственный человек, с которым мальчик более или менее считается - это дедушка. Только что внук гостил у него в деревне, а возвращаясь домой, прихватил (без спроса, разумеется) дядину зажигалку. Как быть, что делать с мальчиком? После знакомства с проблемой участникам семинара предлагается на добровольных началах объединиться в четыре "родные" команды по четыре человека в каждой. В ходе игры эти команды будут конкурировать друг с другом, но внутри команд участники не конкуренты друг другу, а сотоварищи, хотя в плане личного первенства где-то, может быть, и конкуренты. Организация пространства. В центре аудитории ставятся 4 стола, за каждым из которых 4 места (стула). Столы и места пронумерованы. Командам предлагается сесть за отдельные столы, после чего им автоматически присваиваются номера тех столов, за которыми они сидят, а игрокам - личные номера (от 1 до 16), согласно маршрутным листам (см. рис. 10), по которым они будут пересаживаться на четырех этапах игры. Маршрутные листы составлены таким образом, что за четыре этапа каждый игрок побывает за каждым из четырех столов, посидит на каждом из четырех мест и по одному разу встретится с каждым из представителей других команд. В течение 10-15 минут в командах идет выработка лучшего варианта решения проблемы, который члены команды будут защищать в дискуссии с представителями других команд в предстоящей игре. По истечении срока обсуждения ведущий дает команду "Пересадка по первому этапу!" Дальше у членов "родной" команды будут разные маршруты и разные роли, но одна цель: отстоять свой вариант и заработать наибольшее количество очков для своей команды. Игрок № 1 Игрок № 2
Игрок № 3 Игрок № 4
Рисунок 10. Маршрутные листы членов первой команды Распределение ролей. Игрок, сидящий за столом на первом месте, выполняет роль ведущего, остальные - "защитники". "Ведущий" предоставляет слово поочередно каждому из "защит-ников", разрешает задавать вопросы друг другу и приводить контрдоводы. Его задача: провести дискуссию так, чтобы каждый "защитник" имел возможность изложить и аргументировать свой вариант разрешения проблемы. Этап заканчивается подведением итогов и выставлением оценок. Правила выставления оценок. По итогам дискуссии "веду-щий" оценивает выступления "защитников", ранжируя предложенные ими варианты по степени оригинальности и практической приемлемости. Вариант, поставленный им на первое место, приносит автору 3 балла, за второе место "защитник" получает 2 балла, за третье - 1. Полученные баллы выставляются в личные карточки (см. рис. 11) каждому из участников дискуссии. Команда № _____ Игрок № _____ Ф. И. __________________
Ошибки в роли ведущего: 1 защитник _______ 2 защитник _______ 3 защитник _______ Рисунок 11. Личная карточка игрока Со своей стороны "защитники", ознакомившись со списком типичных ошибок "ведущего"(см. ниже), пишут номера ошибок (не менее 2-х и не более 3-х), которые, по их мнению, допускал "ведущий", в его карточку в соответствующую строку. Типичные ошибки ведущего 1. Шел на поводу. 2. Много говорил сам. 3. Был увлечен одним из вариантов. 4. Не останавливал разговорившихся. 5. Не пресекал демагогию, грубость, давление защитников друг на друга. 6. Сам слабо разбирался в вопросе. 7. Не вникал в суть предложенных вариантов. 8. Не заботился о том, чтобы партнеры правильно поняли и оценили варианты друг друга. 9. Обрывал, не давал договорить, показывал на часы. 10. Не объяснил, почему выставил именно такие оценки. 11. Не смог убедить в объективности выставленных оценок. 12. Вмешивался в оценку партнерами друг друга. 13. Отвлекался, позволял себе быть рассеянным, дремал. 14. Переигрывал, показывая свою внимательность, слишком часто кивал головой, поддакивал, охал и т.п. При окончательном подведении итогов ошибки будут учтены в виде штрафных очков. Если та или иная ошибка указана только одним из защитников, то при обработке результатов она не учитывается. Если ошибка встречается дважды, она расценивается как вероятный недостаток (нет дыма без огня!), и "ведущий" наказывается одним штрафным баллом. В случае, когда на ту или иную ошибку указывают все три "защитника", она считается явной и за нее "ведущий" наказывается двумя штрафными очками. Таким образом, "ведущий" в лучшем случае может получить 0 очков, в худшем - 6, если все "защитники" указали на одни и те же три ошибки. До окончания игры (а лучше до конца семестра) способ начисления штрафных очков для ее участников должен оставаться тайной. Но подсчет баллов не окончен. Кроме того, "защитники" оценивают друг друга: каждый сравнивает двух своих конкурентов и более сильному выставляет в карточку 2 балла, менее сильному - 1 балл. Ни "ведущий", ни "защитники" никакими иными оценками, кроме указанных, не располагают. Никто из них не может выставить двум партнерам одинаковые оценки, хотя бы ему и казалось, что они выступали одинаково успешно. "Вертушка" - жесткая игра, в ней всегда кто-то получает предпочтение. За всю игру каждый из участников в лучшем случае может набрать 21 балл, в худшем - 3, если и в роли "ведущего" он был максимально оштрафован. Бывает и то, и другое. Команды, соответственно, могут набрать максимум 84 балла, минимум - 12, чего практически не бывает никогда. По окончании всех четырех этапов участники со своими карточками возвращаются в "родные" команды, после чего подводится личное и командное первенство. Победителям предоставляется возможность изложить перед аудиторией свою версию. Чаще всего это и бывает лучший из вариантов разрешения проблемы. Разумеется, лучший из доступных данной аудитории. В заключение укажем на некоторые из недостатков "педа-гогической вертушки". Ну, во-первых, участников "вертушки" не может быть меньше шестнадцати - такова игровая ячейка. Участников может быть больше, то есть одна, две, три ячейки и т.д., но тогда их число должно быть кратным шестнадцати. Во-вторых, студенты игру не любят. По нашему наблюдению, их не устраивает необходимость ставить оценки друг другу: отдавать предпочтение одним и отказывать в баллах другим. Сами они этой причины никогда не называют. Не нравится, и все тут! Итак, выше речь шла о методах стимулирования творчества в группе. У читателя может возникнуть вопрос: "А что, методы индивидуальной творческой переработки информации не существуют?" Существуют, конечно. Но, во-первых, учебная деятельность, о коей у нас идет речь, по сути своей деятельность коллективная, индивидуальное же творчество свойственно в основном науке; во-вторых, о том, как творить наедине с собой, очень хорошо написал Ганс Селье в своей уже цитированной нами книге "От мечты к открытию". Лучше не скажешь, а потому вряд ли есть смысл ее здесь пересказывать. II.5. Культура подготовки устного сообщения и выступления с ним Актуальность умения "Poetate nascuntur, oratores fiunt" - поэтом нужно родиться, а оратором можно стать Выступление перед аудиторией как компонент, как самостоятельная единица учебной деятельности есть дело распространенное. Без этого не могут обойтись ни традиционный урок, ни лекция, ни семинарское занятие. Согласно психологической классификации, устное сообщение, произносимое одним лицом, является монологом, и, по той же классификации, относится к самым трудным видам речи. Недаром в детстве человек сначала овладевает диалогом, затем внутренней речью, позже письменной речью и только потом, и уже не в детстве,- монологом. Есть профессии, где умение произносить монологи считается наиважнейшим профессиональным качеством. "Нет явления более жалкого, чем косноязыкий учитель", - говорил К.Д.Ушинс-кий. Но не менее жалко выглядят перед аудиторией и косноязыкий профессор, и не умеющий произносить путные монологи адвокат, и не владеющие словом менеджер, психолог и т.д. Умение грамотно излагать свои мысли, убеждать, отстаивать свою точку зрения необходимо в жизни всякому человеку, и специалисты уверяют, что этому можно научиться. Еще древние римляне, проводя грань между творчеством в поэзии и мастерством устной речи говорили: "Poetate nascuntur, oratores fiunt", что означает: "Поэтом нужно родиться, а оратором можно стать". Поверим специалистам и выделим для начала те главные психологические условия, от которых зависит успех сообщения. Думаю, они не составляют ни для кого секрета: аудитория будет вас слушать, если ваше сообщение будет интересным, она усвоит информацию и дослушает вас до конца, если станет слушать вас внимательно. Отсюда перед пожелавшим овладеть культурой устного выступления всегда встают два вопроса: 1) как вызвать интерес слушателей, 2) как удержать внимание аудитории? Об этих двух проблемах в приложении их к учебному труду у нас в основном и пойдет речь. Как психические процессы, интерес и внимание, помимо присущей им избирательности, имеют еще одно общее свойство - инертность, в силу чего ими нельзя овладеть мгновенно. Поэтому первое, что должен усвоить начинающий оратор, можно сформулировать примерно так: "Вниманием аудитории следует овладевать постепенно." Но, если прочитав эти строки, вы подумали, что этим следует заняться с момента вашего появления в аудитории, то вы ошиблись. Априорная настройка аудитории Устное выступление часто называют театром одного актера. А когда речь заходит о театре, всегда почему-то вспоминаются слова К.С.Станиславского: "Театр начинается с вешалки". Однако устное выступление начинается еще раньше - с рекламы, афиши, объявления о нем. Это так называемая "априорная", то есть доопытная или, лучше сказать, заочная настройка аудитории. Из чего же она складывается и какие цели перед собой ставит? Главная цель, которая здесь преследуется, - это формирование аудитории, отбор и подготовка заинтересованных лиц. По-хорошему студент, отправляющийся на лекцию, не должен оставаться в неведении относительно того, что его ожидает. Стопроцентная посещаемость, с нашей точки зрения, дело не обязательное и даже вредное. В аудитории должны присутствовать только те лица, которые внутренне готовы к восприятию. Разумеется, сообщение о теме лекции в таком случае должно быть сделано заранее, чтобы дать возможность слушателям подумать над темой и сформулировать вопросы, за ответами на которые они и придут в аудиторию. Говорят, в некоторых школах практикуется рекламирование тем уроков в виде афиш, которые вывешиваются на дверях классных комнат. Не знаю, как это выглядело бы на дверях вузовских аудиторий, но, думаю, реклама некоторых лекций в местах специально для этого отведенных вузу бы не помешала. А для пожелавшего вывесить такую афишу всегда актуальны два вопроса: 1) где повесить?; 2) как оформить? И тут ему не обойтись без знания психологии восприятия. Замечено, например, когда рядом висит много ярких объявлений, их не читают. Среди ярких, красочных объявлений скорее будет прочитано неяркое, строгое. Ведь информация, как мы уже упоминали, - это нарушенное однообразие, а внимание, добавим, есть "пятно". На светлом фоне оно должно быть темным, на темном - наоборот. Второе наблюдение: проходя мимо рекламного щита, человек бросает взгляд на верхний левый угол и, если ему (взгляду) там не за что зацепиться, человек проходит мимо. Вывод, который из этого должен сделать рекламодатель, очевиден: в верхнем левом углу афиши надо поместить что-то вроде крючка для внимания. Это могут быть знак, пиктограмма, символ, карикатура - что угодно, лишь бы читатель остановился. Последнее и самое очевидное: афиша должна быть оформлена со вкусом. Это требование опирается на закономерность восприятия, известную под названием "эффекта обертки". Производители продукции порой тратят до тридцати процентов стоимости товара на обертку только потому, что знают: впечатление, оставленное оберткой, будет автоматически перенесено покупателем на качество товара. Если вам лень оформлять афишу, советуем представить себе установку, с которой слушатели придут на вашу лекцию, если афиша будет оформлена неряшливо. Это может добавить желания. Итак, будем считать, что вы учли все закономерности восприятия и ваша афиша выдержала конкурс на право быть прочитанной. Что дальше? Теоретики ораторского искусства полагают, что тут самое время подумать об апостериорной настройке - той самой "вешалке", о которой говорил Станиславский. Апостериорная настройка аудитории В нашем случае это вестибюль и сама учебная аудитория. Есть целый пласт научного, восходящего к вековым религиозным традициям, знания о том, как путем организации среды, окружения и интерьера психологически настроить слушателя на восприятие информации. Нельзя, например, как это у нас часто бывает, чтобы человек, входящий в учебный корпус, упирался, извините, лбом в стену. Путь к знаниям должен идти наверх, по парадным ступеням. Увы, но такое почему-то можно встретить только в старых, дореволюционных зданиях. Мы не склонны призывать к перестройке наших вестибюлей. У нас более скромная задача: показать возможности апостериорной настройки на примере использования оной из характеристик интерьера - цвета. В целом апостериорную настройку слушателей должна выполнять культура учебного заведения, представление о которой читатель может получить, познакомившись с соответствующим тестом в приложении. Цветопсихологи установили, что цвет действует на человека эмоционально и физиологически: он меняет показатели кровяного давления, частоты дыхания, кожно-гальванические характеристики, поднимает или ухудшает настроение и т.д. Изучив проявление этих закономерностей в количественном отношении, они пришли к выводу, что каждый человек реагирует на цвет по-своему, по-своему реагирует и каждая возрастная группа. В результате появились интересующие нас рекомендации. Обратите внимание, они касаются окраски только одной из стен - передней, на которую учащиеся и студенты смотрят целый день. "Полезно, считают цветопсихологи, чтобы первоклассник смотрел на красную стену: тогда усваивать он будет лучше и уставать меньше. Для второклассника рекомендуется оранжево-красный или оранжевый, для третьеклассника - оранжевый или желтый, четвероклассника - желто-зеленый, пятиклассника - зеленый. Только потом в небольшой дозе можно использовать темно-синий, который по соседству с желтым не будет казаться слишком мрачным и холодным... Студентам и взрослым проще сидеть и слушать, но приходится быть более сосредоточенными. Отсюда, цвет передней стены нейтральный, и все внимание сконцентрировано на лекторе [53; 69-70]. Что касается боковых стен, то они тоже принимают участие в апостериорной настройке аудитории. Но, поскольку влияние цвета, помимо возраста, зависит от многих других факторов (изучаемого предмета, мотивации, манеры изложения материала и др.), цветопсихологи рекомендуют читателям, руководствуясь общими закономерностями восприятия цветов [53; 70-72], подбирать колер для боковых стен самостоятельно. Приводя ниже эти закономерности, нам не остается ничего иного, как повторить их рекомендации. БЕЛЫЙ - расширяет помещение, поднимает потолок, немного осветляет, но это безжизненный цвет, пустота, "бездонное отверстие", он гасит раздражение, но быстро утомляет. При плохом освещении становится серым. СЕРЫЙ - мертвый, беспросветный, успокаивает, но отдаляет перспективы, советует ни во что не вмешиваться. ЧЕРНЫЙ - "бесконечная стена", давит, угнетает, страшит, но в малой дозе помогает сосредоточиться. КРАСНЫЙ - цвет силы, здоровья, учащает пульс и дыхание, протягивает руки, дразнит, возбуждает, воодушевляет на сиюминутные действия, срывает с места и ускоряет бег, но слабых и уставших он раздражает, особенно в большом количестве. РОЗОВЫЙ - возбуждает в меньшей степени и не способен стимулировать на реальные результаты. ОРАНЖЕВЫЙ - опасный цвет, потому что возбуждает и никуда не ведет, и тогда энергия становится источником раздражения, отсюда требуется строгая дозировка, и тогда оранжевый согревает, радует и одухотворяет. КОРИЧНЕВЫЙ - защищающий, уютный, но если все стены коричневые, слушатели становятся вялыми, инертными, апатичными, а когда раздражены, их долго не удается успокоить. ЖЕЛТЫЙ - возбуждает и уводит в будущее, заставляя надеяться, верить, фантазировать и мечтать; в окружении этого цвета становится светло, весело, все кажется простым и хочется разговаривать. ЗЕЛЕНЫЙ - успокаивает, обезволивает, усыпляет. По этой причине запрещается красить ступени лестниц в зеленый цвет, из-за чего люди чаще спотыкаются, падают и ломают ноги. СИНИЙ - тоже успокаивает, понижает давление и делает более редким дыхание, и тогда хочется полежать, отдохнуть, погрустить, пофилософствовать. ГОЛУБОЙ - расслабляет и успокаивает, мечты становятся безмятежными, безответственными, порхающими, хочется ни с кем не ссориться, путешествовать и вообще жить в свое удовольствие. ФИОЛЕТОВЫЙ - скрытая активность ("в тихом омуте черти водятся"), вызывает внутреннее возбуждение, делает человека более внушаемым. ЛИЛОВЫЙ - дает тот же эффект, что и фиолетовый, но действует слабее, способствует меланхолическому настроению. Комбинируя эти цвета, всегда можно добиться желаемого эффекта. Однако, апостериорная настройка через интерьер - это не только окраска стен, но и их оформление. В идеале стены аудитории должны быть свободными от плакатов, макетов, муляжей, приборов, рисунков и т. п. Обилие постоянно присутствующего в аудитории наглядного материала рассеивает внимание и мешает сосредоточиться. Эти совершенно необходимые в учебном процессе вещи должны быть вносимы и выносимы из аудитории или, по крайней мере, убираемы в закрытые шкафы. Вместе с тем у нас, да, вероятно, и в любом вузе, всегда можно найти аудитории, где оформители сделали все, чтобы слушатели игнорировали кафедру и смотрели только по сторонам. Как видим, настройка аудитории дело длительное, непростое, но при желании вполне одолимое. И если реклама уже сделана и аудитория настроена, то сообщение к этому времени должно быть готово. Ну, а если нет, то им срочно надо заняться. Выделяют три стадии подготовки к устному выступлению: 1) построение логической канвы, 2) организация формы сообщения, 3) репетиция. |