Человек и общество 9 класс. I личност ь личность и ее свойства
Скачать 3.37 Mb.
|
Глава I Л И Ч Н О С Т Ь §1. Личность и ее свойства Человек — уникальное творение Матери Природы. Это разно образный и бесконечный загадочный мир, до конца никогда не постижимый. К познанию этой тайны, загадки можно лиш ь при ближаться, все более убеждаясь в ее безграничности. Философы древней, средневековой и современной цивилизации задумыва лись и продолжают искать ответы на вопросы о том, что лежит в основе мироздания, какое место в нем занимает человек и какова его суть. Так, Омар Хайям в XII веке выразил свое мнение о сущности человека в одном из своих широко известных стихов- рубаи: "Мы источник веселья и скорби рудник, Мы вместилище скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, многолик, Он ничтожен и он же — безмерно велик!" Наука и религия издавна пытаются объяснить сущность и при роду человека. Но их объяснения не являются истиной в конеч ной инстанции. Это попытка глубже проникнуть в тайну удиви тельного творения Вселенной. О любом жителе планеты Земля можно сказать очень многое, но прежде всего то, что каждый из них — это личность, то есть человек, наделенный особыми пси хическими свойствами, который познает и преобразует окружаю щий его мир и занимает определенное место среди других людей в общ естве. Можно ли найти на Земле двух абсолютно похожих людей? Нет! Каждый человек уникален и неповторим. И эта неповторимость не случайна. Она обусловлена закономерностями развития лич ности. Человек не рождается готовой личностью. Он становится личностью постепенно. П роцесс развития личности занимает многие годы, а может, всю жизнь человека. Существует множество определений личности. И каждое из них раскрывает ту или иную грань понимания особенностей личности в поисках глобального, всеобъемлющего определения. Чаще все го в личности усматривают совокупность ее социальных, то есть приобретенных, качеств. Иными словами, в понятие "личность" включаются свойства, которые характеризуются устойчивостью и свидетельствуют об индивидуальности человека. Эти качества че ловека определяют его поступки в обществе. К личностным качествам не относятся те особенности челове ка, которые обусловлены наследственностью. Это, прежде все го, физиологические и генотипические качества. Что же такое личность? Личность — это человек-индивид, имеющий способности и го товность полноценно выполнять свои социальные роли. В понятии "личность" заключено самое главное, что присуще человеку, а именно: совокупность всех его внутренних свойств как существа общественного. Какие это свойства? Конечно, это не цвет волос или глаз. Сущность человека выражается прежде всего в проявлениях разума, велениях души, в различных формах пове дения. Все то, что человек любит и ценит, как относится к дру гим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, — все это — определяющие черты личности. Многие качества, которыми обладают люди, вызывают у нас восхищение, одобрение или неодобрение. Человек должен стре миться к тому, чтобы развить в себе такие личностные качества, как справедливость, добро, любовь к окружающим, честность, откровенность и т. п. То есть те качества, которые помогают нам в жизни, вызывают доверие окружающих. Важны также наличие у человека своего личного мнения и му жества, чтобы открыто выразить и защитить свою точку зрения, способность твердо держать данное им слово. Не менее значимым является и то, может ли человек принять решение и до конца ответить за свои поступки или же он поддается чужой воле. Не зря говорят: быть личностью — значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чу жую спину. 9 Что включается в структуру личности ? В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные ус тановки и т. д. Ниже на схеме приведено соотношение личностных качеств с подструктурами личности. Схема 1. ЛИЧНОСТЬ ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ СПОСОБНОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТ БИОЛОГИЧЕСКАЯ - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕР эмоиии ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ -Г ДУХОВНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КУЛЬТУРА } ОБРАЗОВАННОСТЬ V ИНТЕЛЛЕКТ Всякое отдельно взятое живое существо целостно и неделимо. Чтобы подчеркнуть это, мы говорим, что оно есть индивидуум (перевод с латыни означает "неделимое"). Индивидуум — особь, каждый отдельно и самостоятельно существующий организм (на прим ер, н о ворож денны й р еб ен о к, собака, котен ок и т. д.). Живые существа обладают особыми свойствами, присущими только данному индивидууму. 10 В то же время каждое существо обладает только ему присущи ми индивидуальными особенностями. Индивидуальность— это не повторимое своеобразие отдельного существа. Каждому человеку присущи неповторимые качества, которые делают его индивидуальностью. Индивидуальность может выра жаться во внешности человека, его жизненных взглядах, образе жизни и т. п. Большинство людей имеют свое хобби, свой люби мый цвет, свое любимое направление в музыке и т. д. У каждого школьника есть свой любимый предмет в школе. Бывает, что у некоторых из нас совпадают интересы. Но каждый выражает их по-своему. Например, два музыканта по-разному исполнят одну и ту же музыку, одно и то же явление в рисунках двух художников будет иметь различие, потому что каждый выразит свою индиви дуальность. Нет двух людей, которые видели бы мир совершенно одинако во. У многих из вас дома есть собака или кошка. Обратите внима ние: собаки одной породы обладают индивидуальными качества ми (повадки, характер и др.). То есть, индивидуальные особеннос ти — это сплав врожденных и приобретенных черт. Рассмотрим каждый из параметров личности в отдельности. Способности — это индивидуально-устойчивые свойства чело века. Они определяют его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это сплав качеств, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер — это совокупность качеств, которые определяют по ступки человека в отношении других людей. Волевые качества — это те, которые влияют на стремление человека достичь поставленных целей. Эмоции и мотивация — это переживания и побуждения к дея тельности. Социальные установки — это убеждения людей, обуславливаю щие их поведение в обществе, взаимоотношения. Можно ли говорить о личности новорожденного?Конечно же, нет, хотя новорожденные дети и имеют индивидуальные особен ности. Однако индивидуальными особенностями обладают все живые существа. Чем же отличается от них новорожденный ребе нок? Тем, что в процессе развития и приобретения социальных качеств ребенок станет личностью. Следовательно, индивидуаль- 11 мые особенности нельзя отождествлять со свойствами личности. Ценность личности прямо не зависит от свойств нервной системы и от особенностей темперамента. Вместе с тем, между индивидуальными особенностями чело века и его личностью имеется глубокая связь. Личность — это продукт развития индивидуума в обществе. Вне общества человек не может стать личностью, он останется только индивидуумом. "Личностью не рождаются, личностью становятся"(А. Н. Леон тьев). Развитие личности — процесс долгий, и проходит немало времени, прежде чем личность сформируется. Если вдруг, по каким-то причинам, жизнь человека в обще стве прерывается, хотя бы на время, становление человеческой личности прекращается. Известен случай с сестрами Амалой и Камалой. Их нашли в 1920 году, когда младшей из них было около двух лет, а стар шей — около восьми. Девочки жили вместе с волчьим выводком. Индийский психолог Рид Сингх забрал их с собой, чтобы занять ся их воспитанием. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая, Камала, дожила до 17 лет. За 9 лет жизни среди людей она научи лась произносить всего около 100 слов. У нее сохранились многие повадки животных и те навыки, которые она приобрела в джунг лях. Так, например, 6 лет Камала училась ходить на двух ногах, но если надо было бежать — по-прежнему становилась на четве реньки. И по состоянию психики в 17 лет она производила впе чатление четырехлетнего ребенка. Таким образом, человеческую личность формирует, прежде всего, связь "человек — общество". Уже на первом году жизни ребенок проявляет потребность в общении с окружающими людь ми. Эти отношения с течением времени меняются, становясь изо дня в день все более богатыми и разнообразными. Отношения ребенка с обществом строятся в зависимости от того, какое положение в обществе он занимает. В первые годы жизни ребенок ре имеет обязанностей перед обществом. Он пред мет постоянных забот окружающих его взрослых. И потому все, что ребенок делает, имеет значение только для него самого. Позже, когда ребенок включается в школьную жизнь, его ори ентации меняются. Поступление в школу является переломным моментом в формировании личности человека. Будучи школьни 12 ком, он впервые убеждается в том, что его деятельность нужна не только ему самому. Он видит, что его деятельность сообразуется с требованиями общества и что общество оценивает его труд соот ветственно с результатами его усилий. Ведь жить в обществе толь ко для себя невозможно. Таким образом, деятельность человека, со всеми человечески ми особенностями, определяет формирование личности. Только посредством деятельности укрепляется связь отношений человека с окружающим его миром. Для каждого периода жизни различные виды деятельности че ловека в его отношениях с окружающим миром распределяются по степени важности. Например, главной деятельностью для ре бенка, который посещает детский сад, является игра, а основ ным в жизни школьника становится учеба. Эта новая ведущая деятельность рождает и совсем новые отношения. С каждым днем увеличивается число связей ребенка с действительностью, кото рые он устанавливает самым различным образом. Впрочем, последнее относится не только к детям. О богатстве и широте личности взрослого человека мы судим по богатству и широте его связей с окружающим миром. Простого обывателя ничто не касается, ничто не интересует, он связан только со сво им скудным мирком. Высокоразвитому же человеку всегда многое небезразлично и важно. Если мы обратимся к биографиям выдающихся людей, то увидим, как многогранна была личность каждого из них, как широки были их интересы, знания и умения. Например, известный вам писатель Антон Павлович Чехов с увлечением занимался медициной и был квалифицированным вра чом. Бородин Александр Порфирьевич был профессором химии и композитором. Альберт Эйнштейн, будучи крупным ученым, иг рал на скрипке и зачитывался романами Достоевского. Подобных примеров можно привести великое множество. Суть в том, что раз носторонность интересов не мешала всем этим людям заниматься главным своим делом, а, наоборот, как правило, помогала. Как не заблудиться в море интересов, увлечений, желаний и сде лать правильный выбор жизненного пути? Ответ достаточно прост: нужно хорошо знать, что больше все го вас привлекает, и тогда "берег", к которому вы устремитесь, 13 будет одновременно и компасом, указывающим вам путь. У каж дого человека в жизни бывает много разных желаний, но цель жизни направляет развитие личности. Каково соотношение цели жизни и желания? Чтобы стать целью жизни человека, желание должно быть спо собно объединить его действия и усилия. Поставленная цель мо жет стать тем идеалом, через призму которого человек оценивает свои и чужие поступки. О ценностях личности человека можно судить по тому, каковы его главные жизненные цели. Очень важ но, чтобы цель, которую человек ставит перед собой, не была узколичной, а имела бы объективную ценность. Для полноценного развития индивида как личности необходи мы определенные политические, экономические и социальные условия. Отметим, что цели и задачи личностного развития чело века осуществимы в полной мере только в условиях истинно де мократического общества. Демократия дает людям надежду на сво бодную жизнь личности в обществе, равное признание и возмож ность реализации уникальных способностей каждого человека. Люди рождаются равными, но разными. И мы должны не толь ко видеть эти различия, но также признать уникальность каждого человека и уважать его самобытность, признать, что люди имеют право быть "иными", понимать их "инаковость". Личность должна развиваться свободно. Свобода развития лич ности означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме ее самосовершенствования. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила — ни государство, ни коллектив. Вопросы и задания 1. Попытайтесь дать свое определение личности. 2. Индивидуум, индивидуальность, личность. Что, по вашему мнению, объединяет и отличает эти три понятия? 3. Назовите одно качество людей, которое вызывает у вас чувство восхищения. Составьте общ ий список в классе. 4. Изучите схему на стр. 10 и объясните, почему такое целостное понятие как "личность" разделено на 4 подструктуры. 5. Может ли человек стать личностью вне общества? 6. Может ли человек оставаться личностью вне общества? 14 § 2 . Устойчивость личности Теперь нам следует разобраться в некоторых аспектах формиро вания личности — в частности, в ее способности противостоять отрицательным влияниям, то есть обладании устойчивостью, нрав ственным "иммунитетом". В чем заключается сущность устойчивости личности? Когда мы говорим об устойчивости личности, то имеем в виду активную позицию человека, его стремление не просто выйти с "наименьш ими потерями" из создавш ейся ситуации и обстоя тельств, но также изменить эти обстоятельства в соответствии со своими целями, намерениями и принципами. Самостоятельность, умение отстаивать свои взгляды и следовать им в жизни — все это характеризует устойчивую личность. Полной противоположностью устойчивой личности, ее анти подом, является человек, приспосабливающийся к сиюминутным требованиям, не имеющий твердых взглядов и собственного мне ния, подверженный влиянию толпы. Люди самостоятельные, внутренне стойкие, имеющие твер дые убеждения и жизненную позицию, обычно добиваются боль ших результатов в жизни. Такие личности обладают привлекатель ностью — к ним тянутся люди, им стараются подражать. Как формируется личность такого склада? Стремление к самостоятельности у человека обнаруживается очень рано. Маленький ребенок, едва научившись говорить, уже пытается обойтись без помощи взрослых и лепечет: "Я сам!" Даже в подражании детей взрослым есть элемент самостоятельности — ведь ребенок подражает самостоятельности взрослого человека. Но стремление ребенка к взрослости порой опережает его подлин ные возможности. Ему кажется, что многое он способен делать не хуже, а даже лучше взрослых. И только зрелость и опыт убеж дают нас в том, что решение многих проблем и вопросов, с виду очень простых, требует длительной подготовки, серьезного раз мышления, разносторонних знаний, терпения и выдержки. Это новое отношение к жизни указывает на переход личности в новое качественное состояние, на расцвет самостоятельности, период превращения ребенка во взрослого. Однако, даже став взрослым, человек подвержен влиянию дру гих людей и окружающего его общества. Плохо, когда человек 15 поддается вредному влиянию. Как бороться с такими отрицатель ными воздействиями? Прежде всего, и это, пожалуй, самое главное, необходимо знать, что нравственно, а что безнравственно. Человечество на копило богатейший опыт норм и принципов поведения человека, который отражен в литературе, истории, кинофильмах и спек таклях. Из этого многообразия человек, уже с детского возраста, получает знания о нравственных нормах и нравственных принци пах, принятых в нормальном человеческом обществе. Эти нормы и принципы со временем становятся нравственны ми образцами, которым следует человек. Он старается быть чест ным и верным в дружбе, защищать слабого, старается не ставить свои интересы выше интересов друзей и так далее. И все же, для того, чтобы быть нравственным человеком, не достаточно просто иметь определенный багаж знаний. Встреча ются люди, которые хорошо знают, как надо поступать в той или иной ситуации, но в реальной жизни они ведут себя иначе. Нрав ственные принципы у них приобретают форму требовательности неукоснительного выполнения их другими людьми, но сами они не следуют этим принципам или делают это очень редко. Возмож но, что нравственные образцы существуют в сознании таких лю дей сами по себе, изолированно от норм и принципов, которые регулируют их собственное поведение. В результате возникает как бы раздвоение личности, то есть противоречие между тем, каков человек на самом деле, и тем, каким он пытается предстать перед окружающими его людьми. Со временем привычка "играть роль", вести себя двулично укрепляется в сознании человека. А в итоге развивается личность ущербная, приспосабливающаяся к любым обстоятел ьствам. Нравственные нормы и принципы могут стать регуляторами поведения и достоянием личности только при условии, что они включаются во все сферы деятельности человека. Поскольку все мы живем своей собственной жизнью, каждый из нас имеет свой собственный жизненный опыт. В разных ситу ациях многим приходится испытывать внутренние конфликты, в которых сталкиваются вроде бы непримиримые стороны нас са мих. Например, ученик не может решить: выучить стихотворение или пойти играть в футбол, сбежать с урока или нет и т. д. (Внут ренние конфликты отличаются от конфликтов между людьми тем, 16 что в конфликте между людьми участвует не менее 2-х человек.) Подумайте о внутреннем конфликте, с которым вы когда-либо сталкивались. Как вы обычно их решаете? Какая сторона вашего "я" побеждает чаще всего? В поведении детей, как правило, решающую роль играет то, как относятся к этому взрослые — одобряют или не одобряют их поступки, запрещают что-либо или разрешают. Согласитесь, что попытки взрослых направлять ваше поведение иногда восприни маются вами как посягательство на самостоятельность, которой вы очень дорожите. Если подросток не понимает, какими нрав ственными принципами и нормами продиктованы запреты и тре бования взрослых, то конфликт неизбежен. Между тем, очень важно, чтобы человек как можно раньше начал учиться регулировать свое поведение, ориентируясь на уже существующие нравственные и моральные стандарты. Не запреты и разрешения, а нравственная привлекательность поступка или его безнравственность — вот что должно определять отношение к нему человека. Человек в состоянии оценить свои поступки, свое отношение к ж изни и т. п. Самооценка (то, каким человек считает себя) влияет на то, как мы ведем себя в разных ситуациях. Например, когда вы гордитесь своим поступком и довольны собой, у вас вы сокая самооценка. Когда у вас появляется мысль, что вы ничего собой не представляете, это означает низкую самооценку. Почти у каждого из нас бывают периоды высокой и низкой самооценки. У одних людей самооценка выше, чем у других. Уровень само оценки можно повысить. Это важно для каждого человека, пото му что человек с низкой самооценкой не может почувствовать свою значимость и неповторимость. Отношение к поступку — это лиш ь одно из звеньев в поведе нии человека. Должен быть совершенен и сам поступок. Даже если это очень трудно и требует победы человека над самим собой! Пусть наперекор интересам и желаниям, которые противоречат возникшему намерению. Каждая победа над самим собой, над каждым своим недостатком рождает чувство удовлетворения, уве личивает уверенность в своих силах. Шаг за шагом, идя по этому пути, человек обнаруживает, что желание следовать нравственному образцу все более крепнет, лег че становится противостоять трудным обстоятельствам. Нравствен ные образцы становятся частью его поведения. Такого человека уже не нужно опекать, чтобы уберечь от дурного влияния. Если раньше человек мог совершить нравственный поступок, только сделав над собой усилие, то теперь он уже не может не совершить такого поступка, не может поступить иначе, потому что это становится нормой поведения и его потребностью. Это и есть устойчивость личности, моральная зрелость. Сохранять устойчивость и постоянство человеку помогает са мосознание. Самосознание — это то, как люди видят самих себя. Оно состоит из отнош ения к себе, самоощущения и мыслей че ловека о себе. Каждый человек обладает собственным самосоз н ан и ем . Таким образом, устойчивость личности характеризуется тем, что она самостоятельна в своих поступках и они соответствуют ее нравственным взглядам и убеждениям. Такому человеку незачем прилагать специальные усилия для того, чтобы вести себя достой но. Ему достаточно просто быть самим собой, не оглядываясь по сторонам и не думая: "А что обо мне подумают или скажут?" Вопросы и задания 1. Как вы понимаете "устойчивость личности"? 2. Чем отличается устойчивая личность от неустойчивой? 3. Что лежит в основе устойчивой личности? 4. Кто определяет нравственные нормы и принципы? 5. Приведите примеры нравственных норм и принципов. Обоснуй те целесообразность следования им. 6. Какого человека, в вашем понимании, можно назвать "зрелым"? 7. Что такое внутренний конфликт? 8. Назовите внутренние конфликты, с которыми сталкиваются ученики вашего возраста? 9. Что такое самосознание? 10. Что такое самооценка? Чем самооценка отличается от самодо вольства? 11. Как ведут себя ваши одноклассники, которые имеют высокую самооценку? 12. Насколько, по вашему мнению, положительно ваше самосо знание? 13. Какие признаки отличают человека, обладающего положитель ным самосознанием? Что вы делаете, чтобы чувствовать себя уверенно? 18 14. Составьте список пяти вещей в своей жизни, которыми вы гордитесь. (Например, хорошим отнош ением к друзьям...) Чем вы гордитесь больше всего? 15. Определите уровень самооценки: а) Мой папа часто на меня сердится и говорит, что я недотепа и мало занимаюсь. Я и сам так думаю, но никому этого не говорю. Я стараюсь, но, наверное, мало. Сегодня я получил двойку за контрольную по математике. Я расстроен. б) У меня прекрасные отнош ения с друзьями. Я люблю читать и рисовать. На прошлой неделе меня похвалил учитель за хорошее оформление стенгазеты. Сегодня я провалился на контрольной по математике. Родители понимают, что математика мне дается нелегко. Я не расстроился, постараюсь исправить оценку. в) Мама говорит, что я умный и способны й. Я тоже так считаю. Мне приходится много заниматься, и я горжусь собой, хотя и не всегда получаю хорошие оценки. Сегодня я написал хорошее сочинение по литературе. § 3 . Направленность личности Достоинства, недостатки... Как часто нам приходится слышать эти слова. Как важно для человека разобраться в себе самом, в своих достоинствах и недостатках! Успех здесь во многом зависит от нашего умения оценивать не только определенные поступки, но и то, что стоит за ними, то есть понимать мотивы, которые побудили человека совершить эти поступки. Мотивы поступка, как правило, скрыты, понять их можно, только сопоставляя раз личные факты, не делая поспешных выводов. Обычно поведение человека обусловливается множеством мотивов. Что заставляет человека поступать именно так, а не иначе, какие причины ? Авторитет другого человека, боязнь ответственно сти, привычка подчиняться или, в конце концов, уверенность в необходимости поступка, основанная на собственных убеждениях и принципах? Мотивы поступков могут быть разными. Одни из них не мешают, а помогают друг другу. Но есть мотивы-антагони- сты, которые порой даже взаимоисключают друг друга. По мере развития человека, из этой массы разнообразных, часто очень противоречивых мотивов начинают выделяться главные, преоб ладающие, ведущие. Понять, как "строится" личность, — зн а 19 чит, прежде всего, определить, какие мотивы для нее главные и постоянные, а какие играют подчиненную роль. Ведущие моти вы определяют поведение личности, побуждают поступать так, а не иначе, то есть цементируют ее. Система преобладающих мотивов поведения человека и представ ляет направленность личности.Направленность личности может быть разной. Один и тот же человек может обладать очень устой чивыми и ярко выраженными мотивами, которые связаны с по знавательны ми интересами (наприм ер, интерес к литературе, искусству, к научной деятельности), занятиями спортом и обще ственной работой. Наиболее полно характеризуют человека мотивы, в которых выражено его отношение к самому себе и к обществу. В побужде ниях человека зачастую имеют место личные интересы. А как его личные интересы отражаются на окружающих и насколько они совпадают с интересами общества? Человек гордится своими лич ными успехами в гораздо большей степени, если они признаны обществом и по достоинству оценены. В то же время обществен ная (коллективистская) направленность вовсе не означает отказ от личных интересов. Хотя в определенных ситуациях человеку приходится ставить общественные интересы выше личных. Существует два понятия — общественная активностьи обще ственная направленностьличности. Это совершенно разные поня тия. Давайте рассмотрим примеры, которые помогут нам в них разобраться. В любом коллективе (будь это класс, школа, предприятие) обычно всегда есть наиболее активные люди. В школе таких ак тивистов считают лучшими, передовыми учениками. Среди них немало таких, которые действительно болеют душой за интересы класса или всей школы. Однако так бывает не всегда. Некоторых из них к активному участию в общественной жизни коллектива побуждают сугубо лич ные, эгоистические мотивы: "быть на виду", завоевать популяр ность и т . п. В этом случае искажается сам смысл общественной работы. Вместо того чтобы быть направленной на удовлетворение интересов коллектива, общественная работа становится средством для удовлетворения личных интересов такого активиста. Подоб ная направленность имеет негативные последствия, и в первую очередь — для него самого. 20 Такие мотивы активности в общественной работе, которые являются только средством для удовлетворения личных интере сов, формируют у человека ряд отрицательных качеств: высоко мерие, зазнайство, пренебрежительное отношение к своим това рищам. У такого активиста со временем может появиться ложное убеждение в том, что он занимает особое положение, что рядо вые члены коллектива в чем-то хуже его — менее способны, ме нее умны, менее развиты. В общественной работе такого акти виста больше привлекает то, что она позволяет ему выделиться среди остальных. Он начинает командовать, покрикивать. Активность его проявляется больше на словах, чем на деле (на пример, в выступлениях на собраниях). Конкретную работу он старается перепоручить рядовым членам коллектива. В его пове дении все заметнее проявляются тенденции любования собой и пренебрежительного отношения к товарищам. В таком случае не избежны конфликты с коллективом или отдельными его члена ми. Понимая, что теряет свой былой авторитет и уважение, че ловек ищет причину этого не в своем поведении, а пытается объяс нить все несправедливым отношением к нему товарищей, не видя собственных промахов и срывов. Так у человека может выработаться завыш енная оценка соб ственных возможностей. И если в реальной жизни он сталкива ется с неудачами, которые ставят под сомнение его высокую самооценку, у него появляется настойчивое стремление защ и тить сложившееся высокое мнение о себе. В конечном итоге он начинает искаженно воспринимать окружающую действитель ность, объясняя собственные неудачи разными обстоятельства ми. Этот механизм в психологии называется аффектом неадек ватности и обычно проявляется у людей с эгоистической на правленностью личности. Разумеется, что не общественная работа портит таких людей, а завышенная самооценка при отсутствии достаточной требователь ности со стороны коллектива. Таким образом, нужно различать общественную активность и общественную направленность. С этой точки зрения весьма полез но присмотреться к самому себе. Какие мотивы побуждают нашу общественную активность? Это очень важно для самовоспитания. А если обнаруживается, что активность человека побуждается личными мотивами, можно ли охарактеризовать их как заведомо 21 отрицательные? Коллективистская направленность не означает отказ от личных интересов. Личные мотивы могут быть весьма полезными, если они не заслоняют собой все остальное и не яв ляются сугубо эгоистическими. Кроме того, личные мотивы могут быть очень разными и соот ветственно этому влиять на формирование личности. В одном случае активность человека обусловлена стремлением добиться популярности любыми средствами. При этом он приписывает себе несуществующие достоинства. В другом случае человек ставит перед собой цель добиться уважения окружающих, заслужить на стоящ ий авторитет в коллективе. В этом нет ничего плохого. Стремление к самосовершенствованию можно охарактеризовать как личный мотив. Однако следование этому мотиву существенно помогает человеку преодолеть эгоистические наклонности. Известно немало случаев, когда человек начинал действовать из личных побуждений — хотелось завоевать популярность среди окружающих его людей. Но для достижения этой цели необходи мо было подчинить свое поведение определенным нравственным нормам. Постепенно эти нравственные нормы все более усваива лись этим человеком и становились достоянием его личности. Тогда уже первоначальное стремление к популярности уходило на вто рой план, а главным становилась потребность действовать в соот ветствии с усвоенными нормами поведения. Таким образом, лич ные мотивы могут быть союзником человека в его работе по совер шенствованию собственной личности. Формирование личности происходит в конкретно-историчес- ких условиях жизни общества. Ведущая роль в ее формировании принадлежит воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые ставит пе ред собой общество. Вопросы и задания 1. Дайте свое определение направленности личности. 2. Как мотивация поведения влияет на формирование личности? 3. Что значит для человека правильность самооценки? 4. Какое значение в жизни человека имеют самовоспитание и самосовершенствован ие? 5. Поразмышляйте над вопросом: "Есть ли у меня цель жизни и по- настоящему ли я хочу достичь ее?", сделайте выводы. 22 |