Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. «Творческие» дискуссии как форма работы с общественным мнением

  • I общество, вышедшее из войны


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеI общество, вышедшее из войны
    АнкорPoslevoennoe_sovetskoe_obschestvo.doc
    Дата16.02.2018
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPoslevoennoe_sovetskoe_obschestvo.doc
    ТипДокументы
    #15607
    страница18 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    3. «Суды чести» новая форма «воспитания» интеллигенции

    «Суды чести», организованные в 1947 г., в качестве своего прототипа имели офицерские суды чести, которые практиковались в российской император­ской армии. Офицерские суды чести были направлены на укрепление дисцип­лины и повышение боеспособности армии. Новые «суды чести» призваны бы­ли бороться с инакомыслием в обществе и дисциплинировать государствен­ный и партийный аппарат, т. е. использовались как форма контроля за умона­строениями и поведением интеллигенции и работников аппарата. Постанов­ление о «судах чести», появившееся 28 марта 1947 г., по поручению Сталина готовилось секретарями ЦК ВКП(б) ААЖдановым, МАСусловым и А.А.Кузнецовым39. «Суды чести» были выборными органами, а их полномо­чия ограничивались вынесением обвиняемому общественного порицания или общественного выговора, а также возможностью передачи дела следственным органам. «Суды чести» избирались на основе голосования из сотрудников ор­ганизации или учреждения, где они образовывались, сроком на один год.

    Во всех официальных материалах «суды чести» представлялись как «но­вая форма воспитания» советской интеллигенции, а главным грехом, в ко­тором ЦК ВКП(б) уличал интеллигенцию, объявлялось «пресмыкательство перед заграницей». В стране был объявлен «крестовый поход» против «низкопоклонства перед Западом». Такова была реакция Сталина на на­строения части интеллигенции, связанные с возможностью расширения международных контактов и либерализации внутреннего режима. Впервые мысль о «низкопоклонстве» прозвучала в постановлении ЦК ВКП(б) «О

    187
    журналах "Звезда" и "Ленинград". Однако широкий размах кампания борьбы с влиянием Запада приобретает только летом 1947 года, после появления за­крытого письма ЦК ВКП(б) «О деле профессоров Клюевой и Роскина»40.

    Закрытое письмо ЦК констатировало «наличие среди некоторой части советской интеллигенции недостойных для наших людей низкопоклонства и раболепия перед иностранщиной и современной реакционной культурой буржуазного Запада»41. «Наука в России всегда страдала от этого прекло­нения перед иностранщиной, — звучала мысль в письме ЦК. — Неверие в силы русской науки приводило к тому, что научным открытиям русских ученых не придавалось значения, в силу чего крупнейшие открытия рус­ских ученых передавались иностранцам или жульнически присваивались последними. Великие открытия Ломоносова в области химии были припи­саны Лавуазье, изобретение радио великим русским ученым Поповым бы­ло присвоено итальянцем Маркони, было присвоено иностранцами изо­бретение электролампы русского ученого Яблочкова и т.д.»42 Чтобы избе­жать подобных фактов в дальнейшем, ЦК ВКП(б) намеревался усилить меры по «воспитанию» советской интеллигенции, которую предполагалось пропустить через «суды чести».

    Однако интеллигенцией дело не ограничилось, поскольку «суды чести» задумывались как органы с более широкими полномочиями. Эти полномо­чия постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР определялись следующим образом: «На суды чести возлагается рассмотрение антипат­риотических, антигосударственных и антиобщественных поступков и дей­ствий, совершенных руководящими, оперативными и научными работни­ками министерств СССР и центральных ведомств, если эти поступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке»43. Всего с апреля по октябрь 1947 г. «суды чести» были избраны в 82 министерствах и цен­тральных ведомствах44.

    Первый «суд чести», как это и было задумано наверху, состоялся в ми­нистерстве здравоохранения СССР — над профессорами Клюевой и Рос-киным. Суд проходил три дня, с 5 по 7 июня 1947г. и вынес решение: за «антипатриотические и антигосударственные поступки» объявить профес­сорам Н.Г.Клюевой и Г.И.Роскину общественный выговор45. Суд над ме­диками должен был стать своего рода образцом для проведения подобных судилищ во всех министерствах, научных учреждениях и даже в аппарате ЦК ВКП(б). Новая «воспитательная» кампания задумывалась с размахом. Согласно утвержденному наверху сценарию события должны были разви­ваться следующим образом: всем сотрудникам министерств и ведомств, научным работникам предстояло обсудить закрытое письмо ЦК «О деле профессоров Клюевой и Роскина», затем найти факты «преклонения перед иностранщиной» в собственных учреждениях, а виновных предать «суду чести». А дальше началось самое интересное.

    Собрания по обсуждению закрытого письма действительно состоялись практически во всех министерствах и ведомствах, во многих из них были даже найдены необходимые ЦК примеры «низкопоклонства». Если судить по отчетам о проведенных собраниях в научных организациях (прежде

    188
    всего в институтах и отделениях Академии Наук), то там в качестве глав­ного «криминала» выступали факты использования советскими учеными иностранных источников и публикация своих работ на иностранных язы­ках. Приведем одно из достаточно типичных обвинений (Отделение тех­нических наук АН СССР): «В 1946 г. (...) выпущена книга В.В.Соколовско­го "Теория пластичности", которая содержит 22 страницы английского текста; предисловие автора на русском и английском языке, суммарное изложение каждой главы дано на английском языке и даже оглавление книги переведено на английский язык. Показательно, что автор книги В.В.Соколовский послал свой труд английскому ученому Фольк Одвисту; последний в ответ на эту любезность прислал Соколовскому свою брошю­ру на английском языке, причем в тексте этой брошюры и в сопроводи­тельном письме, конечно, нет ни одного русского слова»46.

    Подобные обвинения могли бы показаться курьезом, но люди, уполно­моченные контролировать развитие кампании борьбы с «низкопоклонст­вом», относились к своей миссии более, чем серьезно: они внимательно просматривали научные журналы и подсчитывали количество страниц в них, опубликованных на иностранных языках, проверяли соотношение между ссылками на отечественных и зарубежных авторов. Недовольство ЦК ВКП(б), и в частности секретаря ЦК Кузнецова, вызвало решение группы советских физиологов во главе с академиком Л.А.Орбели делать свои доклады на Всемирном конгрессе физиологов в Лондоне на англий­ском языке47. К фактам «преклонения перед иностранщиной» были также отнесены использование советскими учеными в своей работе достижений и опыта иностранных коллег, а также импортных сырья и материалов для экспериментов взамен отечественных.

    Не все, однако, соглашались с такой постановкой вопроса. «Использо­вание достижений науки и техники других государств нельзя рассматри­вать как раболепие перед иностранщиной», — такова была мысль несколь­ких выступавших на собрании во Всероссийском союзе кооперации инва­лидов48. А ученый, физик В.Л.Гинзбург на партийном собрании в Физиче­ском институте им. П.Н.Лебедева объяснял, что советские ученые часто просто не имеют в своем распоряжении необходимой экспериментальной базы, прежде всего приборов, и поэтому вынуждены использовать зару­бежную технику. «Чем крепче, чем шире и мощнее будет наша наука, тем меньше будет оснований для этого (т.е. для использования импортной экспе­риментальной базы. — Е.З.), — говорил ВЛ.Гинзбург. — Нужно учитывать науку других стран, относиться к ней с уважением. Но когда ты сам силен, ты раньше всего смотришь на самого себя, думаешь о себе, а не о других»49.

    Многие ученые поддержали идею о необходимости оперативного вне­дрения отечественных изобретений и открытий. Но в этом вопросе, — считал, например, академик С.И.Вавилов, — еще нужно достичь соглаше­ния и понимания между учеными и производственниками, руководителя­ми промышленности. «Хорошо известно, — говорил С.И.Вавилов, — что в большинстве случаев советские работы внедряются только после того, как

    189
    становится известно, что аналогичное сделано где-либо за границей. По­сле этого начинают внедрять, торопятся, переходят к скоростным мето­дам»50. Подобные факты свидетельствуют о том, что ученые пытались уй­ти, насколько это было возможно, от необходимости искать в своих рядах людей, совершивших «антипатриотические и антигосударственные поступ­ки» и привлечь внимание властей к действительным проблемам и нуждам науки. Однако так происходило далеко не во всех научных учреждениях, и нередко партийные собрания по обсуждению закрытого письма ЦК пре­вращались в сведение личных счетов.

    По-разному реагировали участники партийных собраний на сам факт «суда чести» над Клюевой и Роскиным и по-разному выражали свое отно­шение к решению суда. В научных учреждениях обсуждение этого вопроса прошло в основном в русле ритуального одобрения, без лишних эмоций. В некоторых же министерствах и ведомствах характер обсуждение скорее на­поминал реакцию уличной толпы. В партийном собрании в Министерстве торговли СССР после ознакомления собравшихся с приговором «суда чес­ти» в отношении профессоров-медиков, в зале раздавались реплики: «Ма­ло!», «Выговор? Только?!», «Безобразие какое! Надо дать им лет по два­дцать заключения — пусть работают. Как они могли обмануть товарища Сталина?»51. Мысль о том, что Клюевой и Роскину «мало дали» звучала и на других партийных собраниях52.

    Как и полагалось по задуманному сценарию, в некоторых министерст­вах и научных учреждениях сразу после обсуждения закрытого письма приступили к выборам «судов чести», а вслед за этим состоялось несколь­ко «судебных процессов». В начале октября 1947 г. заседал «суд чести» в Главном управлении гидрометеорологической службы, на котором в каче­стве обвиняемых выступали начальник Управления Е.К.Федоров, замести­тель начальника заграничной службы Л.Г.Соболев и директор Научно-ис­следовательского института земного магнетизма Н.В.Пушков. Все они об­винялись в «культивировании низкопоклонства и угодничества перед ино­странцами», чем «нанесли серьезный ущерб советскому государству»53. Конкретные претензии в адрес Федорова заключались в том, что якобы, с его разрешения «работники заграничного отдела управления передавали иностранным разведчикам литературу и специально составленные справки по гидрометеорологическому режиму отдельных районов СССР», а также другую информацию, которая по мнению «суда чести», содержала государ­ственную тайну54. Таким образом, обвинение выглядело более, чем серьез­ным и могло было быть подведено под соответствующую статью Уголов­ного кодекса. Однако, до этого так же, как и в случае с Клюевой и Роски­ным, дело не дошло. «Суд чести» объявил Федорову и Соболеву общест­венный выговор, Пушкову — общественное порицание; все они лишились своих постов. Тем не менее по сравнению с содержанием обвинений это было относительно «мягкое» наказание: «суды чести» таким образом вы­полняли возложенную на них «воспитательную» функцию.

    Вместе с тем, не везде кампания по выборам «судов чести» прошла так, как она задумывалась партийными идеологами. В Министерстве

    190
    авиационной промышленности «суд чести» выбирать не стали, по­скольку министр М.В.Хруничев и руководители парторганизации ми­нистерства считали, что у них нет дел, которые находятся в компетен­ции «судов чести»55. Аналогичным путем пошли руководители мини­стерств геологии, вооружения, связи, электропромышленности и Глав-севморпути. Другие заняли выжидательную позицию. В Министерстве рыбной промышленности восточных районов «суд чести» был создан, но к работе не приступал, поскольку его председатель (заместитель ми­нистра Стариков) высказывался в следующем духе: «Мы подождем, по­ка накопится опыт работы судов чести у других министерств»56. Такое поведение руководителей центральных ведомств не могло не настора­живать главных инициаторов кампании по «воспитанию» интеллиген­ции. «Мне кажется, — говорил на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) Куз­нецов, — что в реализации закрытого письма ЦК мы встречаем сопро­тивление. Хочется признавать это или не хочется, но это факт: мы встречаем сопротивление и со стороны партийных руководителей на мес­тах, и со стороны хозяйственных руководителей. То, что товарищи не хо­тят организовывать суд чести, означает, что они сопротивляются той но­вой форме воспитания интеллигенции, которую установил ЦК»57.

    Министры авиационной и электропромышленности вместе с секре­тарями парторганизаций этих министерств были вызваны в ЦК для не­обходимых объяснений. Министры явились на заседание Оргбюро ЦК с отчетами, и эти отчеты сами по себе представляют довольно приме­чательные документы. В отчете Хруничева, например, который должен был докладывать о проделанной работе в связи с обсуждением в мини­стерстве «закрытого письма» ЦК, содержались исключительно общие фразы типа: «проводится работа по воспитанию и ликвидации раболе­пия и низкопоклонства...», «принят ряд мер по наведению должного порядка сохранности государственной тайны...», «проведена работа по подъему и выращиванию молодых кадров» и т.д.58 Что касается доклада министра электропромышленности И.Кабакова, то он вообще ограни­чился перечислением новых технологий и изобретений, которые пред­полагалось внедрить в ближайшее время59. Ни в том, ни в другом док­ладе не было названо ни одной фамилии, ни одного кандидата, дело которого могло быть рассмотрено в «суде чести». Подобная позиция министров не могла не насторожить партийных идеологов, которые не­посредственно отвечали за развитие этой кампании.

    В течение октября—ноября 1947 г. ЦК организовал ряд проверок хо­да реализации закрытого письма и работы «судов чести». Только после такого нажима дело, наконец, сдвинулось. В ноябре 1947 г. в Мини­стерстве высшего образования СССР состоялся «суд чести» над про­фессором Сельскохозяйственной Академии им. Тимирязева А.Р.Жебра-ком, известным советским генетиком, сторонником Н.И.Вавилова и одним из самых решительных оппонентов Т.Д.Лысенко. Поводом к об­винению Жебрака в «антипатриотических поступках» послужила публи-

    191
    кация его статьи «Советская биология» в американском журнале «Science» в 1945 г., в которой ученый отстаивал позиции вавиловской школы генетики и критиковал взгляды Лысенко. В 1947 г. сторонники Лысенко свели с ним счеты: «суд чести» объявил Жебраку обществен­ный выговор. Академик Н.П.Дубинин, вызванный в суд в качестве сви­детеля, пытался защищать обвиняемого, но безуспешно60.

    «Министерства преодолели пассивность (...) и от обсуждений встали на путь практической работы в этой области, — подводила итог одна из про­верок. — Суды чести в министерствах выведены из пассивного состоя" ния»61. С момента принятия закрытого письма ЦК прошло четыре месяца. Однако, тот первый «сбой» не прошел бесследно. Власти впервые после войны столкнулись с проявлением «непослушания» — и что особенно примечательно — внутри такого социального слоя, который считался абсо­лютно лояльным. Попытка организовать поход против инакомыслия в сре­де интеллигенции и госслужащих, опираясь на внутреннюю поддержку этого слоя, не принесла желаемого эффекта: «суды чести» были непопу­лярны. Это во многом решило их дальнейшую судьбу. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 7 июля 1948 г. полномочия «су­дов чести» были продлены еще на один год. По истечении этого срока они больше не переизбирались. Сталин, по-видимому, утратил интерес к этой форме «воспитательной работы». Однако именно «суды чести» вместе с другими идеологическими кампаниями 40-х годов подготовили почву для перехода от превентивных мер борьбы с общественным инакомыслием к политике репрессий.

    4. «Творческие» дискуссии как форма работы с общественным мнением

    Свою лепту в формирование атмосферы идеологического диктата вне­сли и «творческие дискуссии» конца 40-х — начала 50-х гт. Первая такая дискуссия была организована по вопросам философии. Ее объектом стал учебник Г.Ф.Александрова «История западноевропейской философии», незадолго до этого, в 1946 г., отмеченный Сталинской премией (сам Алек­сандров возглавлял главный идеологический штаб страны — Управление пропаганды и агитации ЦК). В декабре 1946 г. в адрес учебника Г.Ф.Алек­сандрова сделал серьезные замечания Сталин. Трудно сказать, попала книга в руки Сталина случайно или здесь имел место умысел, но в после­дующих кампаниях «замечания Сталина» станут уже необходимым атрибу­том организации дискуссий. В случае с учебником Александрова по заме­чаниям Сталина было решено провести дискуссию, которая и состоялась в январе 1947 года. Но философы, не обладавшие еще опытом проведения по­добных кампаний, видимо, не оценили фактора политического значения, ко­торый наверху придавался философской дискуссии. ЦК остался недоволен и назначил повторную дискуссию, для которой уже был разработан специаль­ный сценарий, а во главе всего предприятия встал секретарь ЦК А.А.Жданов.

    192
    В ходе дискуссии автор учебника был обвинен в «объективизме», в том, что он связал возникновение марксизма с предшествующей философской мыслью (в том числе и «буржуазной», в чем и состоял, собственно, «кри­минал»). И, естественно, некоторая дань автора достижениям западноев­ропейской философии расценивалась в духе новых веяний как проявление «низкопоклонства перед Западом». Нет необходимости пересказывать со­держание дискуссии: не эта сторона дела была тогда решающей62. Главный смысл дискуссии вокруг учебника Александрова сводился к тому, что то­гда была фактически отработана стандартная модель организации борьбы с инакомыслием и насаждением идеологического монизма. Форма дискус­сии представлялась очень удобной — из-за своего внешнего демократизма и соответствия популярным лозунгам критики и самокритики. Внешне привлекательная оболочка сыграла роль политической ширмы, за которой разыгрывалось действие обратного свойства, где, как справедливо заметил философ Ю.Фурманов, «сила аргументов подменялась аргументом силы»63.

    Место признанных авторитетов классической философии предстояло занять новому «корифею» (что и было сделано), а сама философская мысль была отнесена к ведению Центрального Комитета партии, который помимо прочего становился руководящим центром общественных наук. Ученым отводилась роль комментаторов и популяризаторов решений, принятых «теоретическим штабом» страны. Кто ошибался, должен был публично «покаяться», что также соответствовало дискуссионному сцена­рию. На содержательном уровне это выглядело примерно следующим об­разом: «Я вполне сознаю, — писал в июле 1947 года Александров Сталину и Жданову, — что не поправь меня Центральный Комитет по теоретиче­ским вопросам, мало пользы было бы от меня как профессионального фи­лософа для партии. (...) Философская дискуссия, и особенно глубокое, сильное выступление товарища Жданова, зарядили философских работни­ков огромной большевистский страстью, вызвали у всех у нас рвение, ис­креннее стремление покончить со старыми приемами, навыками в науч­ной, публицистической и организаторской работе (...)»64

    На этом уровне замысел Жданова (и Сталина), можно сказать, удался совершенно: философы сделали «правильные» выводы. Предстояло теперь отработать механизм трансляции принятых решений, т.е. направить дис­куссию вниз — для проработки и извлечения политических уроков. И это оказалось самым сложным — не только потому, что в силу абстрактности поднятых дискуссией проблем ее трудно было «привязать» к чему-либо кон­кретному (к проблемам производства, например), но и, прежде всего, в силу отсутствия профессионалов—«трансляторов». Поход против инакомыслия был уязвимым именно в этом, решающем звене: люди, которым предстояло дово­дить политические решения до народа, сплошь и рядом оказывались неком­петентными, а то и просто элементарно неинформированными.

    С этим фактом столкнулись уполномоченные ЦК ВКП(б), выезжающие с проверками состояния политико-пропагандистской работы на местах. Как свидетельствуют их докладные записки, немалая часть партийных аги-

    193
    таторов и пропагандистов (причем не только рядовых, но и руководителей отделов пропаганды и агитации райкомов) не имели элементарного пред­ставления о том, какие решения принимаются наверху, не знали, что про­исходит в стране, в мире. Приведем ответы на вопросы уполномоченных ЦК некоторых работников райкомов.

    Беседа первая:

    «1. Что читаете из политической литературы? — Первый том товарища Сталина.

    1. Что прочитали из этого тома? — Забыл, не могу вспомнить, не отвечу.

    2. Что еще читаете? — О буржуазных теориях т. Александрова читал.

    3. О каких буржуазных теориях? — Кажется, об идеалистических.

    1. Что читаете из художественной литературы? — Читаю "Ивана Гроз­
      ного", это книга нашего писателя. Мне не нравится эта книга. О народе в
      ней говорится хорошо, а вот из буржуазии и капиталистов там нет ни од­
      ного хорошего человека. В этом году больше ничего не читал»65.

    Беседа вторая:

    «1. Читали Вы доклад т. Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград"? — Нет, этого доклада я не читал.

    1. Какими последними решениями ЦК ВКП(б) Вы руководствуетесь в
      своей работе? — Не могу Вам сейчас назвать.

    2. Какие политические партии Вы знаете в Англии? — Не помню.

    3. Кто возглавляет правительство в Югославии? — Не помню, или в
      Югославии, или в Болгарии у правительства Тито»66.

    На уровне рядовых агитаторов дело обстояло еще хуже: «1. Назовите высший орган власти в СССР. — Рабочий класс, ЦК? РКК? ВКП(б)?

    1. Кем работает товарищ Сталин? — У него много должностей, не могу
      сказать.

    2. Кто глава советского правительства? — Не знаю.

    3. Кем работает товарищ Молотов? — Он ездит за границу.

    4. Что происходит в Греции? — Банда воюет с рабочим классом»67.

    Эти документы в силу своей выразительности не нуждаются в каких-либо дополнительных комментариях. Хотя в то время они, вероятно, были подробно проанализированы, потому что ЦК принимает ряд мер в целях исправления создавшейся ситуации. Первым делом взялись за укрепление системы партийных школ и курсов. В 1947 г. в стране насчитывалось всего около 60 тыс. политшкол, в них обучалось 800 тыс. человек. Всего за год количество школ увеличилось до 122 тыс., а число обучающихся в них превысило 1,5 млн человек. Также в два раза увеличилось число кружков, изучающих историю партии — с 45,5 тыс. в 1947 г. до 88 тыс. в 1948 г., со­ответственно выросло количество посещающих эти кружки — с 846 тыс. до 1,2 млн человек68.

    Одновременно с мерами, направленными на укрепление идеологиче­ского фронта подготовленными кадрами, охранительная политика была распространена на различные сферы науки и культуры. В августе 1948 г.

    194
    сессия ВАСХНИЛ завершила долголетнюю дискуссию биологов, в мае— августе 1950 г. прошла дискуссия по проблемам языкознания, а в конце 1951 г. — по проблемам политэкономии социализма. Все эти дискуссии, как и философская, развивались по отработанному сценарию и были орга­низованы сверху. Однако приписывать их полностью инициативе властей все же нельзя. Действительность была сложнее, а оттого драматичнее: ор­ганизуя эти дискуссии, власти использовали и реальные тенденции, реаль­ные стремления, существующие в духовной жизни послевоенных лет. По­требность широкого обсуждения проблем, рожденных войной, и вопросов послевоенного бытия тревожила интеллигенцию. Общественному мнению нужна была трибуна, чтобы обсудить эти наболевшие вопросы: профес­сиональная дискуссия была вполне подходящим поводом для реализации такой потребности, не случайно почти все «отраслевые» дискуссии охваты­вали более широкий круг проблем, чем предусматривал первоначальный предмет обсуждения. Одним из первых эту «странность» профессиональ­ных дискуссий отметил К.Симонов. Когда он подводил итоги дискуссии по проблемам литературной критики 1948 г., он вынужден был признать, что содержание дискуссии определяла не столько «критика критики», сколько более общий анализ литературного процесса и общественной жиз­ни в целом69. Осмысление подобных проблем могло придать «отраслевым» дискуссиям совсем нежелательный для организаторов поворот.

    Чтобы этого не произошло, дискуссии нуждались в прикрытии мощ­ным авторитетом, который взял бы на себя функцию главного арбитра. Ход старый и апробированный: еще в 30-е годы Сталин громил своих про­тивников, используя авторитет «ленинского курса», истинность которого не могла быть подвергнута сомнению. Похожую позицию заняли Лысенко и его сторонники, выбрав для защиты своих позиций имя известного рус­ского биолога И.В.Мичурина. Однако ссылки на мичуринское учение, удобные для демонстрации патриотизма в условиях борьбы с «низкопо­клонством», не могли служить достаточно надежным щитом от научных доводов оппонентов. Для создания такого рода щита необходим был авто­ритет, чье мнение обсуждению не подлежит, поскольку всегда является «единственно правильным». В огромной стране таким мнением обладал только один человек — Сталин. Логика функционирования абсолютной власти предопределила дальнейший ход событий: у Сталина не было иного пути, как сделаться «великим философом», «великим экономистом», «ве­ликим языковедом» и т.д. Поскольку механизмы борьбы с инакомыслием в качестве опорной конструкции предполагали высший авторитет, автори­тет должен был произнести свое Слово. Слово авторитета становилось по­воротным моментом дискуссии: вмешательство Сталина предопределило победу лысенковцев над генетиками в биологической дискуссии, дало «нужное» направление экономической дискуссии и дискуссии по пробле­мам языкознания.

    Это не значит, что до этого времени Сталин стоял в стороне от дискус­сий, он скорее находился в положении наблюдателя и внимательно следил

    195
    за ходом событий. В дискуссии о языке статья грузинского филолога А.С.Чикобавы, направленная против теории Н.Я.Марра70, была написана непосредственно по поручению Сталина — чем было положено начало всей дискуссии. Состояние научной общественности на тот момент, дума­ется, хорошо передает письмо филолога Л.Ф.Денисовой в редакцию «Правды» (эта газета опубликовала статью Чикобавы). «Среди языковедов царит небывалое брожение умов, — писала Л.Ф.Денисова. — Одни — главным образом старые враги Марра — говорят: "Ну и слава богу, что на­конец-то и на Марра нашелся настоящий критик". Другие прямо заявля­ют, что теперь они "поворачиваются на 180 градусов", хотя недавно еще эти товарищи были ярыми марровцами. (...) Третьи боятся высказать свои убеждения, опасаясь, что за Чикобавой стоит мнение более авторитетных товарищей, поэтому как бы им не попасть впросак. (...) Если бы редакция "Правды" могла каким-то образом рассеять эти опасения, убедить товари­щей в том, что дискуссия носит действительно открытый характер и за ней не последуют возможные неприятности, то это послужило бы стиму­лом к настоящему развертыванию дискуссии»71.

    В 1950 г. (когда началась дискуссия о языке) многие стали уже осто­рожнее в высказывании оценок и суждений: годы идеологического терро­ра не прошли бесследно. Во всяком случае опасения «неприятностей» нельзя отнести к категории беспочвенных. И еще немаловажная деталь: весь ход дискуссии по проблемам языкознания убеждает, что людей уже приучили ждать высшего мнения, сверяя по нему свое собственное. Выс­шее мнение прозвучало, когда в июне—августе 1950 года в «Правде» поя­вились три статьи Сталина, посвященные этой дискуссии. А вслед за ними — цепная реакция со стороны отказывающихся и открещивающихся от своих взглядов марристов. «Правда» получала уже не письма, а срочные теле­граммы: «В мою дискуссионную статью прошу внести срочные корректи­вы следующего содержания: в любом классовом обществе язык является не классовым, а общенародным. Остальное остается в силе»; «Прошу не публиковать мою статью по вопросам дискуссии и возвратить обратно»; «После статьи товарища Сталина отказываюсь от основных положений своей статьи, прошу ее не публиковать»; «Прошу задержать мою статью "За полный разгром идеалистов и метафизиков в языкознании" (...) Счи­таю эту статью ошибочной и вредной»; «После гениальной статьи тов.Ста­лина необходимость опубликования моей статьи отпадает»; «Статью к лингвистической дискуссии не печатайте. На днях высылаю новую»72.

    На примере дискуссии о языке можно проследить, насколько эффек­тивно действовал механизм социальной демагогии, особенно если во главе дела становился Сталин. Вера в Слово Вождя превращала людей в плен­ников фразы — и таких были не единицы. «Иосиф Виссарионович! — об­ращался к Сталину студент филологического факультета МГУ. — Ваше выступление по вопросам советского языкознания явилось для меня са­мым значительным событием за последние пять лет в области науки. (...) Оно заставит творчески мыслить, а не жить начетнически стрижкой клас-

    196
    сиков марксизма на цитаты. (...) То, что Вы всегда в курсе всех дел нашей страны — это вдохновляет. (...) Желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья. А успехи с Вами у нас всегда будут»73.

    С этим письмом перекликается другое, написанное студенткой филоло­гического факультета ЛГУ: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Вы научили нас любить правду больше жизни. Мы выросли в обществе, которое по­строено и развивается под Вашим руководством. Мы воспитывались по Вашим книгам и статьям. Мы научились верить Вам, Иосиф Виссарионо­вич, больше, чем себе. Каждое Ваше слово мы чтим, как святыню»74.

    Но это — лишь предисловие. Главное в том, что некоторые моменты сталинской статьи по вопросам языковедческой дискуссии вызвали у сту­дентки трудности в понимании — чисто профессионального свойства. В строчках письма чувствуется смущение автора за свою «непонятливость», но все-таки она решилась написать: «Хочу не просто верить Вам, хочу быть убежденной (...) в справедливости каждого Вашего слова»75. Само Слово Вождя не подвергается сомнению, но слепая вера в его истинность, как свидетельствует это письмо, где-то на уровне подсознания ощущается как недостаточная. Помимо веры нужна убежденность, основанная на знании: а это уже переход с эмоционального на рациональный уровень. Процитированное письмо студентки — лишь единичная иллюстрация по­добного сдвига, и у нас нет доказательств, что этот процесс носил хоть сколько- нибудь массовый характер.

    История дискуссионных кампаний продемонстрировала не только силу правящего режима в смысле обработки умов граждан, силу социальной де­магогии, но и выявила его слабости, в качестве одной из которых выступа­ла, например, способность доводить любое решение до абсурда. И тогда уже шахтеры обязаны были заниматься обсуждением проблем генетики, а колхозники — изучать статьи Сталина по проблемам языка. У Ф.Абрамова в романе «Пути-перепутья» есть эпизод, в котором главный герой — пред­седатель колхоза Лукашин — попадает на одно из «разъяснительных» сове­щаний в районе по вопросам языкознания: «Все теперь были заняты изу­чением этих трудов (работ Сталина. — Е.З.). Они появились в "Правде" как раз в сенокос (...). И вот вызвали на районное совещание (...). Зал был забит до отказа, некуда сесть (...). А Фокин хоть по бумажке читал, но чи­тал зажигающе (...). Последние слова докладчика Лукашин расслышал с трудом — они потонули в шквале аплодисментов, — да ему теперь было и не до них. Хотелось поскорее в парткабинет, хотелось самому своими гла­зами почитать. Прочитал. Посмотрел в окно — там шел дождь, посмотрел на Сталина в мундире генералиссимуса и начал читать снова: раз это про­грамма партии и народа на ближайшие годы, то должен он хоть что-то по­нять в этой программе.

    Несколько успокоился Лукашин после того, как поговорил с Подрезо-вым. Подрезов словами не играл. И на его вопрос, какие же выводы из трудов товарища Сталина по языку нужно сделать практикам, скажем им, председателям колхозов, ответил прямо: "Вкалывать"»76.

    197
    Помимо организации «всенародного обсуждения» кампании 40-50-х го­дов испытывали и другие существенные трудности: как и любые решения административного типа, рассчитанные на контроль и силовое давление сверху, они требовали больших затрат, — тем более, что каждое новое ре­шение обрастало дополнительными. Увеличилась нагрузка на центральный аппарат: ЦК определял, какие книги советские люди должны читать, ка­кие фильмы смотреть, какие грампластинки слушать77.

    Из массовых библиотек и книготорговой сети изымались книги, кото­рые, по мнению цензуры, не представляли «научной и литературной цен­ности» и были «засорены фамилиями, цитатами из статей и статьями вра­гов народа»78. Подготавливались специальные списки такого рода «запре­щенной» литературы, которые утверждались ЦК ВКП(б). Наряду со спи­сками «запрещенной» литературы составлялись «черные списки» на теат­ральные пьесы, подлежащие снятию с репертуара. Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1951 г. функции контроля над произведе­ниями искусства возлагались на органы цензуры. Чуть позднее появились списки запрещенных грампластинок79.

    В июле 1952 г. Президиум Совета Министров СССР подготовил проект постановления об укреплении местных органов цензуры, который преду­сматривал увеличение штата районных цензоров (в местных органах Глав-лита), а также введение должности освобожденных цензоров вместо рабо­тающих по совместительству80. Нагрузка на органы цензуры росла, с мест шли предложения о необходимости увеличить зарплату цензорам в связи с увеличением объема работы. Высказывались даже мнения о целесообраз­ности перевода органов цензуры в ведение Министерства государственной безопасности СССР81. Последнее предложение не было принято, но появ­ление этого и подобных ему суждений отнюдь не случайно: они показыва­ют, в каком направлении в последние годы жизни Сталина эволюциони­ровала внутренняя политика руководства страны. Помимо проведения идеологических кампаний и усиления контроля за умонастроениями ре­жим все чаще прибегал к откровенно репрессивной практике.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта