I общество, вышедшее из войны
Скачать 1.35 Mb.
|
143 враждебных нашей морали настроений аполитичности и безыдейности, а также наличие элементов морального разложения отдельных студентов, в том числе некоторых комсомольцев и комсомольских активистов»177. К фактам «морального разложения» были отнесены карточные игры, пьянство в общежитиях, более свободные, чем это предусматривала советская мораль (т.е. не скрепленные брачными узами) отношения между студентками и студентами. С этих же позиций были осуждены девушки из Института физкультуры, которые позволили себе загорать на стадионе в обнаженном виде, а для большего эпатажа публики при этом заявляли, что «им нечего стесняться своего красивого тела»178. Аполитичность ленинградских студентов, с точки зрения комиссии, заключалась в недостаточно серьезном отношении к изучению основ марксизма-ленинизма и излишнем увлечении «профессионализмом». Одна студентка искусствоведческого факультета Института им. Репина заявила, что политико-экономические дисциплины вообще имеют для нее второстепенное значение, а главное — это искусство. Столь же неодобрительно отнеслась комиссия из Москвы к позиции студента того же института (кстати, сталинского стипендиата), который не желал заниматься общественной деятельностью, а все свое время посвящал исключительно работе в творческой мастерской. Как прямой результат аполитичного отношения была раскритикована работа студента Криворуцкого, который представил эскиз скульптуры Белинского в обнаженном виде («стремясь таким образом доказать духовную мощь в немощном теле»)179. Не понравилась комиссии и работа студентки Селуяновой о жизни учащихся ремесленных училищ («эти ремесленники напоминают чеховского Ваньку, а не наших учеников»)180. Невнимание студентов к политическим дисциплинам не было исключительно ленинградским феноменом. Аналогичные жалобы комсомольских работников поступали в ЦК ВЛКСМ и из вузов других городов. Эти сигналы обобщались в отчетах, подготовленных отделами ЦК комсомола. «В 3-м Медицинском институте, — говорилось в одном из отчетов, — В Литературном институте и Институте им. Менделеева (г. Москва) некоторые студенты пренебрежительно относятся к лекциям на политические темы. В Литературном институте (...) на лекциях и семинарах основ марксизма-ленинизма студенты занимаются совершенно посторонними делами: пишут стихи, читают литературу и т.д.»181 Нелегко было привлечь студентов и к участию в общественной работе, а также различных внеучебных политических мероприятиях. Чтобы обеспечить «явку», комитетам комсомола приходилось идти на разные ухищрения. Так, в ленинградском Институте кораблестроения была задержана выдача стипендии — до окончания собрания, посвященного теме советского патриотизма. А в общежитии Института советской торговли г. Ленинграда по указанию председателя профкома перед началом общественных мероприятий для обеспечения присутствия на них студентов выключали свет в комнатах. Кроме того, студен - 144 там, проживающим в этом общежитии, не выдавали пальто в гардеробе, пока не закончится очередное мероприятие182. Но самым главным «криминалом» в поведении студенчества считалась даже не аполитичность, а существование в среде студенчества «различных сомнительных группировок»183. К такого рода группировкам, например, в Ленинграде были отнесены: «Искатели правды» и «Есенинцы» из госуниверситета и даже группа из Горного института, называвшая себя «Обществом лодырей». Ни одна из названных группировок не носила политического характера, а тем более не ставила перед собой каких-либо политических целей. Они в общем даже и не скрывались и напоминали скорее даже не группы, а неформальные студенческие сообщества (круг друзей). «Искатели правды», студенты филологического факультета ЛГУ, занимались, например, тем, что собирались узким кругом для обсуждения различных жизненных и литературных проблем, в том числе и весьма острых. Говорили о том, что Ахматова была неправильно подвергнута критике, что советские писатели не могут в своих произведениях открыто высказывать свою точку зрения, так как «над литературой довлеет партия»184. К аналогичным выводам пришли и участники литературного кружка из Ростовского госуниверситета, называвшие себя «настоященцами». Они полагали, что советская литература во многом ущербна, поскольку концентрируется на положительном примере и в массе своей является невыразительной и бесцветной185. Свой литературный кружок создали студенты Свердловского университета, Челябинского педагогического института. Обычно участники подобных кружков не только собирались для обсуждения разных, прежде всего литературных, проблем, но и выпускали свой рукописный альманах. Это были своеобразные объединения молодежи по интересам, некоторые из них были вообще «беспредметны», т.е. представляли собой некий постоянный круг друзей, собирающихся для совместного проведения досуга. Как, например, студенты механико-математического факультета МГУ, объединившееся в «Тесное содружество». Когда о существовании «содружества» стало известно комитету комсомола факультета, оно получило ста-туе «тайной организации, занимавшейся антисоветской деятельностью»180. Кроме того «организация» была квалифицирована как «националистическая», поскольку состояла из студентов-евреев: на пороге был 1949 г., и борьба с космополитизмом набирала свои обороты. Один из членов «Тесного содружества» А.Х.Лившиц пытался объяснить, что же представляло собой в действительности это объединение. Он писал: «Я никогда не считал и не считаю "тесное содружество" организацией. Отличительной чертой всякой организации, составляющей ее содержание, является целенаправленная деятельность. Единственной задачей "тесного содружества" являлась задача сохранения дружбы по окончании университета. Таким образом, "тесное содружество" было не организацией, а компанией друзей (...). Эпитет "тайная" основывается на том, что на факультете не знали о существовании "организации". И не могли знать, так как 145 "организации" не было»187. Не подтвердились и все другие обвинения в «организованной антисоветской деятельности». Устава у «Тесного содружества» не было (хотя на комсомольском собрании, посвященном этому делу, говорилось о том, что «дух устава чувствовался», однако «дух» это еще не «устав»). «Членские взносы» членов «организации» при ближайшем рассмотрении оказались деньгами, собранными друзьями на подарки друг другу ко дню рождения и приобретение театральных билетов. Тем не менее практически все члены «содружества» были исключены из партии или из комсомола — «за попытку создать группу, противостоящую комсомольской организации, за распространение националистических настроений и слухов»188. Подобные факты всегда характеризовались как единичные, не свойственные советской молодежи в целом, однако их появление в послевоенные годы было весьма симптоматично. Они, в частности, свидетельствовали о том, что молодежь, которой была отведена роль опоры режима (послевоенная молодежь — первое поколение, воспитанное от начала до конца сталинской системой), становилась все менее управляемой. Это не значит — оппозиционной. Опросы в молодежной среде показывали: большинство молодых в качестве главного жизненного принципа отмечали желание принести наибольшую пользу родине, честно трудиться на благо отечества189. В системе ценностей, которую с детства предстояло усвоить молодому поколению, Сталин, Партия, Родина составляли единое целое, неразделимую триаду. Но был опыт войны, который даже несмотря на все последующие усилия идеологии, все-таки отдал главный приоритет патриотическому чувству. И когда со временем «вирус сомнения» зародился в умах молодых, это чувство патриотизма как высшая ценность — если уж не подтолкнула кого-то в ряды борцов, то, во всяком случае, помешала стать циником. Они начали с малого — с самостоятельного изучения школьных и вузовских программ, вне плана. Не удовлетворяли вузовские учебники — и они брались за изучение курса по монографиям. Не устраивала «рекомендованная» литература — и они обращались к писателям и поэтам, не то чтобы запрещенным, а тем, которых официальное советское литературоведение причисляло к категории «второсортных». В истоках этого стремления лежали отнюдь не политические мотивы. Молодые люди просто собирались в кругу близких товарищей для самостоятельного изучения литературы, философии, истории. Попытка уйти от школьных и вузовских штампов, навязанных оценок и дозволенных суждений перерастала из потребности в способность самостоятельно мыслить, не оглядываясь на привычные рамки «от и до». Естественный процесс познания переключался с вопросов литературы и философии на проблемы современной политики. Сначала все развивалось в легальных формах. Но пошли первые запреты — и заработала система конспирации. В Челябинском педагогическом институте студенты выступили с инициативой организовать свой литературный альманах «Студент». Идея у ру- 146 ководства института не встретила понимания и альманах был запрещен. Тогда несколько студентов (О.Л.Плебейский, Г.Л.Сорокин, А.И.Левицкий, Б.Я.Брук) создали подпольный альманах, который назвали «Снежное вино»190. Эстетическими принципами альманаха стали традиции русского символизма. «...Для того, чтобы жить, человечество нуждается в опьянении вином романтики, в построении призрачного мира символов, — говорилось в одной из "программных" статей альманаха. — Может быть, вышеуказанное придется не по вкусу "трезвым" практикам—реалистам, усмехающимся при слове "мечта". Что же! Пусть усмехаются и роются в своей навозной куче, отыскивая в ней жемчужные зерна»191. В альманахе было много подражательных стихов, но встречались и вполне оригинальные сочинения, в которых, по признанию цензоров, был виден незаурядный талант авторов192. Внимание следователей привлекли прежде всего стихи с политической подоплекой. Так, антисоветским было признано сочинение Германа Гриндина, который писал: Укор тебе, железный век, С неумолимостью жестокой! Взгляни, как смотрит человек Глазами горечи стоокой. Старик, старик, старик седой! Я твой бы образ в бронзу вплавил, Тебя б с протянутой рукой Как память веку бы поставил!193 За «старика с протянутой рукой», в котором поэт увидел символ века, он был обвинен в распространении антисоветских настроений. Альманах «Снежное вино» ходил по рукам среди студентов пединститута. Авторы специально оставляли в каждом выпуске несколько пустых страниц — для отзывов читателей. Интересно, что среди отзывов звучало немало голосов оппонентов194. Вот некоторые из них: «К черту вашу романтику! (...) Вы думаете, что уйти от жизни в мечту очень смело. Это не смелость, а непонимание жизни»; «Вы очень красиво пишете о мечте и в то же время признаете, что это обман. Не походите ли Вы на страуса, который прячет голову от страха? Разница лишь в том, что страус думает, что он спрятался, а Вы и этого не думаете»; «Все авторы в альманахе выступают не как романтики в полном смысле этого слова, а как индивидуалисты со своим черствым эгоизмом. Они думали, что мир уже приготовлен для них, остается только пожинать плоды и плевать в потолок, не ведая того, что необходимо самому бороться за хорошую, красивую жизнь... А вы "грюстите"...»195 Попытки возродить мотивы русского декадентства в то время не могли рассчитывать на сочувствие сколько-нибудь большой аудитории. Люди послевоенного мира еще жили надеждой, еще помнили вкус победы. Тем более трудно было ожидать, что это настроение авторов альманаха поддержит молодежь, которой вообще свойственно оптимистичное восприятие 147 жизни. Возможно, на общую тональность альманаха сильное воздействие оказали настроения одного из его самых талантливых авторов и инициаторов — Освальда Плебейского, вернувшегося в 1944 г. с фронта инвалидом (ему тогда было 18 лет). Таким как он, изувеченным войной и еще очень молодым людям, порой казалось, что жизнь стремительно проходит мимо, и им в этой новой жизни нет места: Жизнь-то конь, За ней с двумя ногами Только успевайте поспевать. Ну а я... безногий неудачник, Мне за вами не успеть, друзья!196 Однако вовсе не «упаднические настроения», в чем обвиняли авторов альманаха другие студенты, стали главной причиной повышенного внимания к ним со стороны госбезопасности. Поэтический сборник выдержал два выпуска и был подготовлен третий, пока деятельностью студентов не заинтересовались специальные органы. Началось следствие, в ходе которого поэтические опыты студентов получили уже весьма однозначную оценку. «Снежное вино» было квалифицировано как «нелегальное антисоветское общество», члены которого вели «контрреволюционную деятельность», замаскированную с помощью символических приемов197. Верховный Суд РСФСР приговорил студентов к разным срокам заключения по печально знаменитой 58-ой статье Уголовного Кодекса РСФСР, предусматривающей наказание за «контрреволюционные преступления»: «антисоветскую агитацию», создание «антисоветской организации», «террор», «измена родине»198. Если говорить об общих тенденциях в развитии молодежных кружков и групп, то здесь со временем определились два направления. Первое продолжало традицию самообразования — в духе «катакомбной культуры». «Никаких политических задач мы перед собой не ставили, да и политических концепций у нас не было, — вспоминает участник одного из таких "самообразовательных" кружков, впоследствии известный скульптор Э.Неизвестный. — Я не был даже комсомольцем, а один из моих друзей был членом партии. Однако все мы понимали, что самообразовываться надо хорошо и что чтение, скажем Троцкого, или Святого Августина, или Ор-велла, или Бердяева наказуемо. Поэтому и нужна была конспирация (...). Еще до Самиздата мы частично доставали, а частично копировали весь круг "веховцев" (...). Кроме того, мы слушали доклады по теософии, по генетике, по тем дисциплинам, которые считались запретными в Советском Союзе. Если бы нас власти спросили — занимаемся ли мы политикой, мы вынуждены были бы ответить искренне, что нет (,..)»199. Другие кружки и группы молодежи, особенно в течение 1948, 1949 гг., приобретали политическую направленность, в их деятельности усиливался политический акцент. Благодаря автобиографической повести А.Жигулина 148 «Черные камни» стала известна история Коммунистической партии молодежи (КПМ) — молодежной группы, созданной в 1947 г. в Воронеже. В Москве в конце 40-х — начале 50-х гг. действовали аналогичные кружки старшеклассников и студентов: «Армия революции» и Союз борьбы за дело революции (СБДР). Есть информация о работе молодежных кружков в Ленинграде, Челябинске, Свердловске, других городах России. Что же представляли собой эти группы, которые в следственных материалах квалифицировались как «антисоветские» и даже «террористические»? Начнем с возраста «террористов». Как правило, это были школьники старших классов, студенты, учащиеся техникумов, т.е. в основном молодежь от 16 до 20 лет. Иногда, правда, встречались и моложе. В Челябинске, например, была арестована группа подростков — учащихся 7-го класса, которые занимались тем, что писали, размножали от руки (печатными буквами — только на такую «конспирацию» хватило детской фантазии) и расклеивали на домах листовки с призывами к свержению правительства200. Обычно кружок или группа были очень немногочисленны — от 3 до 10 человек, редко больше. Исключение составляет воронежская КПМ, которая насчитывала более 50 членов201. Уже из названий перечисленных групп ясно, что это были объединения, основанные на марксистской, коммунистической платформе, хотя далеко не каждая группа имела документы, которые с полным основанием можно было бы считать программными. Речь шла скорее об общей ориентации. Самостоятельное изучение работ Маркса, Энгельса, Ленина, теории социализма, с одной стороны, наблюдение за реальной жизнью — с другой, стали главным источником сомнения, побудительным мотивом к действию. «Да, мы были мальчишки 17-18 лет, — вспоминает А.Жигулин. — И были страшные годы — 1946-й, 1947-й. Люди пухли от голода и умирали не только в селах и деревнях, но и в городах, разбитых войною, таких, как Воронеж. Они ходили толпами — опухшие матери с опухшими от голода малыми детьми. Просили милостыню, как водится на великой Руси, Христа ради. Но дать им было нечего: сами голодали. Умиравших довольно быстро увозили. И все внешне было довольно прилично (...). Да, мы пережили тот страшный голод. И отвратительно было в это время читать газетные статьи о счастливой жизни советских людей (...). Вот от чего дрогнули наши сердца. Вот почему захотелось нам, чтобы все были сыты, одеты, чтобы не было лжи, чтобы радостные очерки в газетах совпали с действительностью»202. Пропаганда контрастировала с реальностью — и молодежь стала искать объяснения этих контрастов в теории. Тогда и возникла идея — «нас обманули!»: сталинский режим на деле означает вовсе не то, за что он себя выдает. Дальнейшие интерпретации этой позиции могли быть различными, но конкретная цель — борьба против режима—«оборотня» — была опять одна, как были общими позитивные принципы — верность социалистическому выбору, демократии, коммунистическим идеалами. 149 В программе московского Союза борьбы за дело революции существующая в стране ситуация определялась как ничего общего не имеющая с идеями коммунизма, диктатура Сталина — как бонапартистская, внутренняя политика была названа тиранией, внешняя — противостоянием двух империалистических систем. «Общенародная собственность как таковая в СССР отсутствует, — говорилось в программе СБДР, — а есть государственный капитализм, при котором государство в лице правящей верхушки выступает как коллективный эксплуататор»203. Антисталинскую направленность имела программа Коммунистической партии молодежи (Воронеж), в которой осуждалась практика «обожествления» вождя (Понятие «культ личности» появится много позднее)204. Участники аналогичной группы в Челябинске приняли воззвание «Манифест идейной коммунистической молодежи», в котором говорилось о перерождении коммунистической партии в партию буржуазного типа, о бюрократическом перерождении советского правительства, его неспособности руководить страной, об отсутствии демократии в СССР205. По-разному формулировали молодежные группы свои конечные цели. Для КПМ это было «построение коммунистического общества во всем мире»206. Челябинцы объединились для «борьбы против существующего советского строя». Но это не значит, что они исповедовали насилие, террор как способ достижения поставленной задачи. Напротив, как правило, методы террора отрицались участниками групп в принципе, как безнравственные, в первую очередь, и политически неэффективные. Поэтому их главным методом стал метод разъяснения и убеждения. Члены молодежных групп мечтали о том времени, когда по мере развития движения и по мере «прозрения» людей за ними будет большинство207. «Мы не ставили целью союза насильственное свержение сталинского строя, — рассказывала одна из участниц СБДР С.Печуро, — а считали первой задачей разъяснение как можно большему количеству людей, что их жестоко обманули, что "это" — хорошо обставленная контрреволюция»208. Обвинение в предательстве тогда, после войны было, пожалуй, самым страшным. Поэтому идея «предательства интересов революции» и связанное с ней стремление «восстановить справедливость» — это не только конструктивный принцип, позволяющий рассматривать деятельность разрозненных и малочисленных групп как определенное явление, но и своего рода эмоциональный символ, выдвигающий на первый план чувство, а не разум. Могло ли быть иначе — у семнадцатилетних? В тех первых порывах к справедливости, освобождению от окружающей лжи вообще много романтичного. Конспиративные встречи, псевдонимы, тайные проверки для вновь принятых членов организаций — наверное, можно было бы все это назвать еще полуигрой. Если бы не то обстоятельство, что мера наказания была более чем «настоящей», чудовищно несовместимой со степенью содеянного. Участники московского Союза борьбы за дело революции (СБДР) были приговорены: к высшей мере наказания (расстрелу) 3 человека, к 25 и 10 150 годам лишения свободы — соответственно 10 и 3 человека. Среди членов Марксистской рабочей партии (Ленинград) были осуждены к высшей мере наказания (3 человека), 25 годам лишения свободы (7 человек), 10 годам лишения свободы (2 человека) и три человека получили по одному году лишения свободы за «недоносительство». Аналогичные приговоры были вынесены в отношении других участников и членов молодежных групп. Подобные акции власти старались не афишировать. Поэтому для большинства непосвященных судьба участников антисталинских молодежных групп оставалась неизвестной, так же, как и само существование этих групп. Этого нельзя сказать о других представителях ион-конформистского движения в среде советской молодежи, которые были на самом виду. Более того — их сознательно выставляли на публичное обозрение и столь же публичное осуждение. Сделать это было не трудно, поскольку те никуда не прятались и даже демонстративно бросались в глаза. Речь идет о стилягах. Стиляга. Это понятие вошло в общественный лексикон в конце 40-х годов209. Совсем недавно закончилась война. Общество, вышедшее из этой войны, перестроилось на марше, но по-прежнему продолжало жить на «казарменном положении» — с унифицированными правилами, привычками и даже вкусами. И тут обнаружилось, что казарменный режим устраивает далеко не всех, и в этом, казалось бы, монолитном обществе есть люди, которые хотят жить по-своему, иметь свой стиль жизни и свое собственное пространство для самовыражения. Они не покушались на основы основ, даже позволяли себе быть абсолютно аполитичными (один из принципов «стиля»). «Стиль» нашел свое выражение в молодежной моде и музыкальных пристрастиях. Комплект «стильной» одежды для молодого человека конца 40-х — начала 50-х годов состоял из нескольких необходимых атрибутов: пиджака с широкими плечами, яркого галстука с экзотическим рисунком («пожар в джунглях»), брюк, зауженных к низу, ботинок с приваренным каучуком («на манной каше»), широкополой шляпы. Все это практически невозможно было купить, надо было «достать» или изготовить самостоятельно (ботинки на толстой подошве были, как правило, исключительно плодом такой самодеятельности). Волосы законами «стиля» предписывалось носить длиннее, чем это было принято у обычных граждан — с набриолиненным «коком» на макушке. В музыке стиляги поклонялись джазу, на официальном советском языке еще с подачи М.Горького именуемом не иначе как «музыкой толстых». После разгромных постановлений ЦК ВКП(б) о музыке и начатой борьбы с «низкопоклонством» джаз в СССР был запрещен. Но записи джазовых исполнителей все равно ходили по рукам — сначала в виде трофейных грампластинок, позднее в форме «скелетной коллекции», т.е. изготовленных полулегальным способом записей музыки на рентгеновских снимках (отсюда выражения «джаз на ребрах» или «джаз на костях»). 151 Одной из главных сфер демонстрации «стиля» были танцевальные вечера, где так же, как и везде в Советском Союзе, действовал режим регламентации. «Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой», — вспоминает свои впечатления от школьных вечеров "законченный стиляга", ставший впоследствии известным джазменом Алексей Козлов. — Танцы, утвержденные районным отделом народного образования — РОНО, были из прошлого века: падекатр, падепатинер, падеграс, краковяк, мазурка, полонез, полька, вальс. Фокстрот и танго были не то чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер. И то не всегда... При этом смотрели. Чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот "стилем" не было. Как только кто-нибудь из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего, кроме бальных танцев, не ставили»210. Однако, несмотря на все строгости, всегда находилась пара-другая, которая выходила на середину и начинала танцевать «стилем» (или, как говорили сами стиляги, «бацать стилем»). Подобные показательные выступления далеко не всегда сходили с рук: стиляг «прорабатывали» на комсомольских собраниях, а иногда просто исключали из комсомола и из учебных заведений. Почему непохожий на советский стандарт стиль одежды и особенности поведения некоторых молодых людей вызывали столь неадекватную, на первый взгляд, реакцию официальных организаций? Какую опасность могли представлять стиляги для власти? Очень точно ответил на этот вопрос Виктор Славкин: «Власть сразу и безошибочно уловила угрозу. И увидела она ее в том, что новизна, которую предлагали стиляги, была не на уровне идей, а на уровне быта. Стиляги первыми бросили вызов суконному прокисшему сталинскому быту, этому незатейливому сталинскому стилю, для которого само-то слово "стиль" неприменимо. Но в этом бесцветном жиденьком вареве повседневной жизни и заключался один из секретов прочности нашего государства. Населением в униформе легче руководить, чем людьми в разноцветных пиджаках» (выделено мной. — Е.З.)211. Стиляги не стремились внедриться в устоявшийся порядок вещей и тем более перестроить его, они создавали свой мир, существующий как бы отдельно, закрытый для посторонних и живущий своей собственной жизнью. Они собирались в своем кругу, слушали свою музыку, разговаривали на своем языке. В Москве у них даже было свое место — так называемый Бродвей, или просто Брод, участок улицы Горького (ныне Тверской) от Пушкинской площади до Охотного ряда. Прогуляться по Броду — таков был один из главных способов досуга столичных стиляг: форма демонстрации своей принадлежности к особому кругу, место, где поддерживались старые и завязывались новые контакты, шел обмен информацией212. Не каждый мог позволить себе стать стилягой. Для того, чтобы одеваться «стильно», нужны были средства, и немалые. Молодому человеку из средней рабочей семьи такой уровень жизни был просто недоступен. По иронии судьбы стилягами часто становились дети тех, кто по долгу службы 152 должен был заботиться о воспитании молодежи в соответствии с канонами советской идеологии и морали — дети партийных и советских чиновников. Поэтому в тот начальный период ряды стиляг в значительной степени пополнялись за счет представителей «золотой молодежи». Только в середине 50-х годов состав участников этого течения, как представляется, становится более демократичным213. Известная элитарность стиляжничества облегчала властям проведение кампании по дискредитации всего нон-конформистского течения в молодежной среде: то, что недоступно большинству, легко представить как не-наше, а не-наше — значит чуждое, враждебное. Так стиляги попадали в ряды отщепенцев и антиобщественных элементов, становились героями карикатур и фельетонов. Первый фельетон о стилягах Д.Беляева вышел с подзаголовком: «типы, уходящие в прошлое». На самом деле появление стиляг и вообще людей, бросающих вызов унифицированному быту, означало новое для советской действительности явление. Стиляги стали носителями молодежной субкультуры, какими впоследствии станут хиппи, а позднее панки. И в этом смысле Россия вполне будет вписываться в развитие мировых социокультурных процессов, хотя в отличие от западного мира эти процессы в нашей стране так и не выйдут до конца из «подполья» вплоть до конца 80-х годов. И не только по вине властей. Общество, воспитанное на лозунге «кто не с нами — тот против нас», тоже слишком медленно расставалось с привычкой к единообразию. В движении за свой «стиль» в послевоенные годы была еще одна важная составляющая. Назовем ее условно западной, а еще точнее американской ориентацией. Среди стиляг выделились «штатники», т.е. люди, стремящиеся одеваться по американской моде и слушать главным образом американский джаз. С джазом все более или менее понятно, но что касается «американского» стиля в одежде, то с этим было сложнее. И дело здесь не только в принципиальном отсутствии единой «американской», «итальянской», «французской» и какой угодно другой «национальной» моды. Молодые люди, стремящиеся подражать американскому образу жизни, не только никогда не видели Америки, они просто не могли даже представить себе жизнь в этой стране более или менее адекватно: после прекращения выпуска в Советском Союзе журнала «Америка» и ограничения хождения иностранной литературы вообще единственным источником информации о жизни на Западе становились советские масс-медиа. В стране набирала обороты антиамериканская пропаганда, цель которой заключалась в создании как можно более непривлекательного образа США в советском массовом сознании. Отчасти это удалось. Но одновременно в обществе, и прежде всего в среде молодежи, возникла обратная реакция. Антиреклама американского образа жизни (как это и следовало ожидать) породила интерес к объекту столь пристальной критики. Повинуясь инстинкту противоречия, молодые люди объявили «своим» то, что официальная пропаганда отторгала как 153 безусловно «чужое». И они придумали «свою» Америку и «своих» американцев, и подражали уже этому выдуманному образу и выдуманному миру. Только в 1957 г. повзрослевшие стиляги на Московском фестивале молодежи могли впервые увидеть «живых» американцев — других, не похожих не только на героев советских карикатур времен разгара холодной войны, но и на носителей воображаемого «американского» стиля. Пройдет еще несколько лет, пока советские руководители и идеологи перестанут воспринимать западный, главным образом американский, образ жизни как абсолютное зло. И где-то в начале 70-х Василий Аксенов произнесет одну знаменательную фразу: «Двадцать лет им понадобилось, чтобы понять, что кока-кола — это просто лимонад, и ничего больше»214. 6. «Надо что-то делать»: ожидания интеллигенции и идеи-одиночки В массовых политических настроениях первых послевоенных лет отразился широкий спектр общественных чувств, эмоций и ожиданий. Одни принимали ситуацию такой, как она есть, другие — принять не могли и критиковали всех — от конкретных личностей до системы в целом. Но и тех и других объединяло одно — отсутствие конструктивных идей, превращающих ожидания и надежды в программу конкретных действий. Функция генератора идей традиционно отдавалась верховной власти, которая, как многим казалось, после войны должна выступить с программой преобразования страны. Однако не все разделяли позицию «маленького человека», участь которого — ждать команды сверху. Находились люди, готовые шагнуть власти навстречу и поделиться своими идеями, размышлениями, планами. Это только спустя несколько лет стало очевидным, что Сталин вовсе не собирается менять свою политическую стратегию, а сразу после окончания войны интеллектуальная часть общества еще жила иллюзией либерализации. И иногда даже находила подтверждения своим ожиданиям. В 1946 году закончила работу комиссия по подготовке проекта новой Конституции СССР. В проекте, выдержанном в общем и целом в рамках довоенной политической доктрины, вместе с тем содержался ряд прогрессивных положений — особенно в плане развития прав и свобод личности, демократических начал в общественной жизни. Признавая государственную собственность господствующей формой собственности в СССР, проект Конституции допускал существование мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, «основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда»215. В предложениях и откликах на проект Конституции (он был разослан специальным порядком в республики и наркоматы) звучали идеи о необходимости децентрализации экономической жизни, предоставлении больших хозяйственных прав на места и непосредственно наркоматам. Поступали предложения о ликвидации специальных судов военного времени (прежде всего, так называемых «линейных судов» на 154 транспорте), а также военных трибуналов216. И хотя подобные предложения были отнесены редакционной комиссией к категории нецелесообразных (причина: излишняя детализация проекта), их выдвижение можно считать вполне симптоматичным. Аналогичные по направленности идеи высказывались и в ходе обсуждения проекта Программы ВКП(б), работа над которым завершилась в 1947 году. Эти идеи концентрировались в предложениях по расширению внутрипартийной демократии, освобождению партии от функций хозяйственного управления, разработке принципов ротации кадров и др. Поскольку ни проект Конституции СССР, ни проект Программы ВКП(б) не были опубликованы и обсуждение их велось в относительно узком кругу ответственных работников, появление именно в этой среде достаточно либеральных по тому времени идей свидетельствует о новых настроениях части советских руководителей. Правда, во многом это были действительно новые люди, пришедшие на свои посты перед войной, во время войны или год-два спустя после победы. Условия военного времени диктовали особую кадровую политику — со ставкой на людей смелых, инициативных и, главное, высокопрофессиональных. Их знания, опыт, способность к риску создавали благоприятную почву для развития и вполне радикальных настроений. И если подобные настроения еще недостаточно фиксируют официальные документы, то материалы частного характера (переписка, разговоры) могут раскрыть немало интересного и необычного. О чем думали, чем делились между собой люди, волею судьбы ближе других своих соотечественников стоявшие к власти? Что тревожило их мысли — особенно тогда, в первый послевоенный год? 28 декабря 1946 года оперативной техникой министерства госбезопасности был «подслушан» разговор двух генералов — В.Гордова и Ф.Рыбаль-ченко — на квартире одного из них. Перед нами — не просто диалог. Перед нами — смертный приговор. Цена откровения. Рыбальченко: Вот жизнь настала — ложись и умирай! Не дай бог еще неурожай будет. Гордое: А откуда урожай — нужно же посеять для этого. Рыбальченко: Озимый хлеб пропал, конечно. Вот Сталин ехал поездом, неужели он в окно не смотрел? Как все жизнью недовольны, прямо все в открытую говорят, в поездах, везде прямо говорят. Гордое: Эх! Сейчас все построено на взятках, подхалимстве (...) Рыбальченко: Да, все построено на взятках. А посмотрите, что делается кругом, — голод неимоверный, все недовольны. «Что газеты — это сплошной обман» — вот так все говорят... Нет самого необходимого. Буквально нищими стали (...) Я вот удивляюсь, неужели Сталин не видит, как люди живут? Гордое: Он все видит, все знает. Рыбальченко: Или он так запутался, что не знает, как выпутаться?! Гордое: За что браться, Филипп? Ну что делать?.. Рыбальченко: (...) Надо, по-моему, начинать с писанины, бомбардировать хозяина. Гордое: Что с писанины — не пропустят же (...) Рыбальченко: (...) Нет, мне все-таки кажется, что долго такого положения не просуществует, какой-то порядок будет (...) 155 Эта политика к чему-нибудь приведет. В колхозах подбирают хлеб под метелку. Ничего не оставляют, даже посевного материала. Гордое: Почему, интересно, русские катятся по такой плоскости? Рыбальченко: Потому что мы развернули такую политику, что никто не хочет работать. Надо прямо сказать, что все колхозники ненавидят Сталина и ждут его конца. Гордое: Где же правда? Рыбальченко: Думают, Сталин кончится — и колхозы кончатся (...) Гордое: Но народ молчит, боится. Рыбальченко: И никаких перспектив, полная изоляция. Гордое: Никак мы не можем осуществить лозунга: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (...) Все пошло насмарку. Рыбальченко: Да, не вышло ничего. Гордое: Вышло бы, если все это своевременно сделать. Нам нужно было иметь настоящую демократию. Рыбальченко: Именно, чистую, настоящую демократию, чтобы постепенно все это сделать. А то все разрушается, все смешалось — земля, лошади, люди (...)217 Суд состоялся только в августе 1950-го. По обвинению в измене Родине, и антисоветской деятельности генералы В.Гордов и Ф.Рыбальченко были расстреляны. Виновными они себя не признали. Осознание критичности положения, в котором пребывает страна, потребность в действии, направленном на изменение этого положения, сомнения в способности правительства, в том числе и самого Сталина, осуществить необходимые перемены — все это приводило умы в состояние беспокойства, проверяя прежние убеждения на прочность, веру — на истинность. «После победы началось отрезвление, — вспоминает свои ощущения этих лет историк А.Я.Гуревич. — Фашизм был повержен, но в стране происходили такие вещи, которые не вмещались в голове. Постепенно и мне стал делаться очевиден колоссальный разрыв между словами и делами, между действительной природой системы и ее официальной "упаковкой". Поэтому когда я слышу от людей, которые в те годы были взрослыми, о том, что им "раскрыли глаза" только разоблачения сталинских преступлений на XX съезде КПСС, я пожимаю плечами. Либо эти люди лгут другим и самим себе, либо ими была выбрана позиция страуса, — выход вполне объяснимый в тех условиях, но едва делающий честь их памяти, уму и способности суждения. Иллюзии могли сохраняться у части общества, но тот, кто не хотел быть слепым, не мог не видеть еще и до 1956 года, что наше общество идет "не туда". В те годы казалось именно так: произошло отклонение от правильного пути»218. Что касается позиции властей относительно возможных перемен, то на основе доступных в настоящее время для исследования документов нет оснований полагать, что в ближайшем окружении Сталина существовали серьезные разногласия по принципиальным вопросам формирования общей политической стратегии. Наверху тогда шла довольно жесткая борьба, но ее содержание определял главным образом фактор личного соперничества, но не политические разногласия. Поэтому любые радикальные, и даже просто либеральные идеи не только не встречали у властей понимания, но и вызывали активное противодействие. А такого рода идеи существовали. Примечательно, что наиболее конструктивные новые идеи, появив- 156 шиеся в первые послевоенные годы, касались проблем перестройки экономической политики. Центральный Комитет ВКП(6) получил не одно письмо с интересными, подчас новаторскими мыслями на этот счет. Среди них есть один документ 1946 года — рукопись «Послевоенная отечественная экономика», принадлежащая С.Д.Александеру (беспартийному, работавшему бухгалтером на одном из предприятий Московской области). Суть его предложений сводилась к следующему: 1) преобразование государственных предприятий в акционерные или паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет полномочный выборный совет акционеров; 2) децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами; 3) отмена системы государственных заготовок сельскохозяйственной продукции, предоставление колхозам и совхозам права свободной продажи на рынке; 4) реформа денежной системы с учетом золотого паритета; 5) ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам и паевым товариществам2 ! 9. Идеи С.Д.Александера могли бы найти единомышленников. «Рукописи о послевоенном развитии хозяйства СССР продолжают поступать в наши журналы и исследовательские институты, — констатировалось в одном из докладов, прочитанных в Институте марксизма-ленинизма в феврале 1946 г. — В рукописях делаются предложения ввести конкуренцию между нашими предприятиями, создать акционерные общества в нашей стране, незамедлительно отменить систему госпоставок, развивать частную торговлю, где был бы священным принцип свободных цен, и т.п.»220 Эти идеи можно рассматривать в качестве основ новой экономической модели, построенной на принципах рынка и частичного разгосударствления экономики, весьма смелой и прогрессивной для того времени. Правда, им так и не суждено было быть реализованными: признанные «вредными», они были просто списаны в «архив». Подобная участь была уготована всем новым идеям и предложениям — какой бы сферы жизни они ни касались — если эти идеи покушались на главные постулаты сталинской доктрины: государственную собственность, централизованный контроль, недопущение усиления влияния частного интереса и т.д. В октябре 1948 г. председатель Совета колхозов А.А.Андреев получил анонимное письмо, подписанное от имени «группы руководителей колхозов Кировской области». В письме анализировалось бедственное положение, в котором оказалась российская деревня в послевоенные годы, а в заключение предлагалось принять срочные меры по выводу сельского хозяйства из кризиса... Здесь же была предложена конкретная программа действий, которая содержала шесть позиций: «1) Уменьшить хлебопоставки, гарнцевый сбор и натуроплату за работу МТС для северных районов СССР. 2) Повысить уровень жизни колхозников. Оставить колхознику потребное количество хлеба. Заинтересовать производителя хлеба и не оставлять его голодным. 3) Меньше продавать хлеба за границу. Кормить досыта свой народ. Наш народ золотой, терпеливый, он многое перенес, надо 157 лучше о нем заботиться. 4) Уменьшить налоговое бремя с народа за счет сокращения дорогостоящего административно-управленческого аппарата, что даст дополнительные миллиарды средств государству. За счет сокращения аппарата укрепить низовые советские органы и колхозы полноценными кадрами, сняв с них опеку в виде ненужных уполномоченных. 5) Объявить призыв рабочих в деревню для укрепления колхозов. 6) Укрепить демократизм в стране на деле, а не на словах. Периодически отчитываться перед народом, знать его нужды (...)»221 Эти предложения не выглядят столь радикальными, как идеи по перестройке самой экономической модели, и даже в известном смысле отдают дань прошлому, о чем свидетельствует например, обращение к практике конца 20-х гг. (направление в колхозы рабочих—«25-тысячников»). Но и они представлялись достаточно «крамольными»: не случайно реальная политика в деревне, как показал последующий опыт строилась на прямо противоположных принципах. Что касается перспектив реализации прогрессивных идей, то в данном случае многое зависело от степени их конфронтации с господствующей экономической и идеологической доктриной. Шанс был, но лишь у тех, кто придерживался теории «малых шагов», постепенных изменений. Свобода маневра и здесь была очень ограниченной, но это еще не значит, что она отсутствовала совсем. Война открыла дверь законам здравого смысла, действие которых стимулировало принятие практических решений. Например, как это было сделано в отношении биологической науки. Как известно, после поражения сторонников академика Н.И.Вавилова и утверждения позиций академика Т.Д.Лысенко в стране было фактически приостановлено развитие генетических исследований. Положение начало меняться лишь к концу войны. Как свидетельствуют архивные изыскания историка В.Д.Есакова222, именно в этот период положение Лысенко становится все более неустойчивым. «Дело было не только в том, что его брат перешел на сторону оккупантов и после войны остался на Западе, — пишет В.Д.Есаков, — и даже не в том, что к руководству Академией Наук СССР пришел С.И.Вавилов — брат Н.И.Вавилова. Важнейшее значение имело упрочение международного сотрудничества, как закономерное продолжение военного и политического взаимодействия великих держав в рамках антигитлеровской коалиции»223. Используя эти объективные обстоятельства, один из последователей Вавилова — академик А.Р.Жебрак, пытался сразу после войны восстановить утраченные позиции генетики. Вероятно, его усилия встретили понимание у руководителей партии, потому что Жебрак был назначен заведующим отделом Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Что же касается Лысенко, то само пребывание его в президиуме Академии Наук в связи с приближением новых выборов находилось под вопросом: внутри президиума АН по отношению к Лысенко сложилась влиятельная оппозиция. Поэтому начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф.Александров вынужден был специально обратиться к В.М.Мо-лотову и Г.М.Маленкову с просьбой дать необходимые указания членам 158 президиума АН и провести серьезную работу с академиками, чтобы кандидатура Лысенко на выборах получила нужное большинство голосов224. Лысенко был избран на новый срок, но его власть в биологической науке потеряла свой абсолют: президиум АН в 1946 году вошел в правительство с предложением об организации нового Института генетики и цитологии (наряду с существовавшим лысенковским Институтом генетики), а в ходе выборов в состав Академии Наук (ноябрь-декабрь 1946 г.) членом-корреспондентом АН СССР был избран сторонник Вавилова Н.П.Дубинин. Постепенно начинало меняться общее настроение ученых-генетиков: в ЦК ВКП(б) и редакции специальных журналов шли статьи и письма с критикой Лысенко и его программы. Информируя ЦК о настроениях научной общественности, заведующий отделом науки ЦК С.Г.Суворов в докладной записке на имя А.А.Жданова писал: «Многие биологи заявляют, что они фактически лишены возможности обсуждать важные вопросы биологии и защищать теоретические позиции в науке, против которых выступает в печати Лысенко, что создалась монополия одного направления в биологии. Ученые отмечают, что в силу этого создается видимость официального одобрения теоретических взглядов т. Лысенко в области биологии (...). Полагаю, что обсуждение спорных биологических вопросов в специальной печати было бы полезно для развития науки»225. Активизация интеллектуальных сил в послевоенный период была заметна не только в науке. Идея диалога, широкого обсуждения насущных проблем — не только специальных, но и более широких — владела умами. Та часть интеллектуалов, которая еще не разуверилась в способности власти осуществить долгожданные перемены и в то же время не принадлежала к числу «прикормленных» режимом, готова была считать себя мобилизованной. Но мобилизованной по-особому. Отношения между властью и этой частью интеллигенции не строились по принципу «большой сделки» («Big Deal» — по терминологии В.Данхэм)226. Суть этих отношений заключалась в ином, и ее выразил поэт, фронтовик Д.Самойлов: «Мы считали поэзию делом гражданским. Гражданственность по нашему убеждению, состояла в служении политическим задачам, в целесообразность которых мы верили. (...) Но считали, что принимая на себя гражданскую миссию, вправе рассчитывать на откровенность власти (...). Нам нужно было разъяснение смысла и целесообразности ее решений. Мы решительно не хотели быть бездумными исполнителями, эдакими "чего изволите". Готовы были стать посредниками между властью и народом. Извечная мечта российских идеалистов»227. Свою позицию, или даже способ общения Д.Самойлов и его единомышленники определяли как «откровенный марксизм», а свои отношения с властью видели как откровенный диалог. «Я хочу писать для умных секретарей обкомов», — делился в кругу друзей поэт Б.Слуцкий228. Готовность к служению (но не прислуживанию) была характерной чертой послевоенного поколения интеллектуалов и одной из причин последующих разочарований и прозрений. «Поколение в целом неверно оценило возможность борьбы за права человека в рамках сложившегося государст- 159 ва, — напишет об этом Д.Самойлов. — Воспитанное в обстановке своеволия власти, оно считало, что слишком многое зависит от персоналий, от мыслительного уровня и доброй воли людей, стоящих у власти. Многим рисовались в мечтах "умные" секретари обкомов и честные руководители ведомств, готовые прислушаться к голосу общественной критики»229. Однако осознание собственных заблуждений придет несколько позднее, сразу после окончания войны еще многие находились в плену иллюзий. «Как я помню, и в конце войны, и сразу после нее, и в сорок шестом году, — вспоминал писатель К.Симонов, — довольно широким кругам интеллигенции (...) казалось, что должно произойти нечто, двигающее нас в сторону либерализации — (...) послабления, большей простоты и легкости общения с интеллигенцией — хотя бы тех стран, вместе с которыми мы воевали против общего противника (...). В общем, существовала атмосфера некой идеологически радужности (,..)»230 Так думали тогда многие, даже самые осторожные. В ноябре 1945 г. главный редактор журнала "Октябрь" Ф.И.Панферов направил в ЦК ВКП(б) записку, в которой изложил свои взгляды на будущие принципы работы журнала и литературной политики вообще. Эти взгляды были оформлены как «Положение о журнале "Октябрь". «Товарищ Сталин не раз в беседах говорил нам: "Литература — дело тонкое", "не администрируйте писателя", "относитесь к писателю бережно", "поймите, что писатель иногда видит дальше нас, политиков" (...). Вот это и должно лечь в основу стиля работы журнала "Октябрь", — говорилось в Положении о журнале. — (...) В нашей действительности бывают, если можно так назвать, и "ошибки" что-ль. Они идут не от злого умысла (...). Разве кто хотел, чтобы фашисты вступили на нашу землю и дошли до Сталинграда? Объяснение некоторых, что это было "планомерно", что это просто "изматывание врага" — наивно. И если писатель будет писать про Отечественную войну и отбросит отступление Красной армии, начав только с победоносного наступления, он не сможет показать всей героики нашей страны. Нам не нужна литература сладенькая, "утешительная": мы страна большой, красивой правды и привыкли всему прямо смотреть в глаза. (...) На страницах журнала "Октябрь" следует организовать трибуну "Писатель и критика", где начать обсуждение всех острых литературных вопросов, дав возможность писателям и критикам высказываться во весь голос и не лупить писателя или критика в хвост и гриву, если он даже выскажет и ошибочное. Писателю и поэту надо помогать в его творчестве, но не навязывать ему своих суждений. Писателю и поэту надо предоставить большую самостоятельность и пусть он сам отвечает за свое произведение перед партией и народом»231. Впоследствии эти идеи нашли свое отражение в статье Панферова «О черепках и черепушках», опубликованной в пятой книжке журнала «Октябрь» за 1946 г. Статья вызвала тогда критику со стороны Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Его руководитель Г.Ф.Александров в докладной записке, адресованной секретарям ЦК Г.М.Маленкову и 160 А.А.Жданову, отмечал, что «...основное место в статье занимают вредные и ошибочные рассуждения», а сама она «является ничем иным, как скрытой попыткой подвергнуть критике партийное руководство художественной литературой»232. Однако несмотря на критику, а также ответную, явно заказную, разгромную статью в «Правде», идеи редактора «Октября» находили отклик и понимание среди коллег. В 1946 г. в журнале «Знамя» появилась повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Бывший сапер, полковой инженер, демобилизованный из армии по ранению, поведал читателям о «своей войне». Книга тогда поразила фронтовиков, — вспоминает Георгий Бакланов: «Чем, собственно, она поражала? Да тем, что все в ней — правда, все так, как было. Мы узнавали в ней (...) самих себя, какими мы тогда были и какими в мирной, окружавшей нас жизни быть уже нельзя. К этому "нельзя" мы трудно привыкали, жизнь заставляла привыкать»233. В этом же году увидела свет повесть Веры Пановой «Спутники», тоже о войне «как она есть» — без выдуманной героики, без ложного пафоса, о войне как о «трудной работе». Эти книги стали первыми, намекающими на рождение новой послевоенной литературы. И на годы последними: другим прорваться так и не удалось. И хотя эти книги Пановой и Некрасова получили одобрение самого Сталина, не они определяли лицо литературы первых послевоенных лет. Литературным символом времени стал скорее «Кавалер Золотой Звезды» (герой одноименного романа С.Бабаевского) — носитель нового мифа о минувшей войне, в котором не было места «окопной правде». Размышляли о своих проблемах писатели, пытаясь разрешить вечный вопрос о правде жизни и правде искусства (позднее эти мысли найдут выход в литературной дискуссии 1948 года). Искали новые тенденции в духовной жизни послевоенных лет кинематографисты. «В 20-х и 30-х годах мы создавали много картин о советских людях, — говорил на совещании в ЦК в апреле 1946 года известный советский кинорежиссер И.А.Пырьев. — Содержание этих людей, их внутренний мир для нас был понятен (...), а сейчас, делая картины или смотря картины своих товарищей, думается, что наши люди 1945—1946 годов во многом старше по своему душевному миру, чем люди 30-х годов. Получается, (...) что мы где-то потеряли дух нового советского человека, мы все еще находимся в 30-х годах»234. Мысль о духовном взрослении человека, прошедшего через опыт войны, заслуживает особого внимания, поскольку в ней — ключ к разгадке многих послевоенных проблем. Та жажда перемен, которая охватила страну после победы, питалась вполне естественным импульсом: общество, выросшее из прежних «одежд», требовало новых форм организации своей жизни. Отсюда — стремление к раскрепощению — мысли, духа, действий. Пока еще очень робкое, но кто знает, как могло пойти дело дальше, если бы те первые импульсы не были тогда погашены. Диалога интеллигенции с властью не получилось. Сразу после окончания войны верховная власть так и не выступила с программой, которая могла бы служить подтверждением послепобедных 161 ожиданий народа. Несмотря на это, люди продолжали надеяться на лучшее. Ожидательно-выжидательная установка стала господствующей в общественной атмосфере первых послевоенных лет. Потенциал возможных перемен складывался на том этапе скорее из предчувствий и набора не слишком притязательных требований, нежели из готовых к реализации идей. Эти идеи имели хождение в послевоенном обществе, но они не получили массового социального носителя. Что же касается массовых критических настроений, то они, как правило, отражали недовольство лишь отдельными сторонами практической жизни людей и не успели оформиться в программные требования. Общим для массовых настроений и идей—одиночек была их зависимость от поведения властей: верховная власть, и прежде всего сам Сталин рассматривались как главные инициаторы ожидаемых перемен. Сталин же не собирался отступать, по крайней мере в принципиальных вопросах, от своей довоенной политической доктрины. Если со стороны верховной власти и могли быть допущены какие-либо трансформации прежнего курса, то все в тех же рамках старой системы политических, идеологических и экономических координат. Используя кредит доверия народа и ситуацию приоритетности восстановительных задач, власти откладывали принятие решений, способных заложить основы будущей модернизации. Вместо курса на обновление общества народу было предложено объяснение типа «временных трудностей», которые оправдывались то сложностью восстановления страны после колоссальных разрушений, то происками «враждебного окружения». Ход удался: настроения людей, несмотря на наличие недовольства, более тяготели к согласию «еще потерпеть», т.е. к осознанному пониманию реальных сложностей послевоенной обстановки. Так произошло совпадение интересов: нежелание кардинальных перемен со стороны власти и готовность народа с этими переменами «повременить». Общественный консенсус был достигнут. Но он не мог быть долговременным, поскольку сама идея «временных трудностей» предполагала исчерпание этих трудностей. Рано или поздно должен был приблизиться критический момент, связанный с исчерпанием объективной обусловленности периода выжидания. Как показало дальнейшее развитие ситуации, Сталин не стал дожидаться, когда общество подойдет к этой критической черте: энергия недовольства была переключена на поиски очередных врагов — внешних и внутренних. Примечания 1. Подробнее об этом см.: Fletcher W. The Russian Orthodex Church Underground. |