Теория государства и права. Бибило ВН _Теория гос и права. И права
Скачать 1.6 Mb.
|
Серия «Высшее образование» В. Н. Бибило ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Минск «Право и экономика» 2015 УДК 340.1 ББК 67.0 Б59 Серия основана в 2007 г. Рецензент: доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Белорусского государственного университета, Заслуженный юрист Республики Беларусь С. Г. Дробязко Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ИООО «Право и экономика» Б59 Бибило, В. Н. Теория государства и права. – Минск : Право и экономика, 2015. – 206 с. – (Серия «Высшее образование») ISBN 978-985-552-389-6. В книге рассмотрены вопросы теории государства и права. Особое внимание уделено проблемам разделения властей, укреплению правового государства и развитию гражданского общества, структуре, функциям и источникам права, взаимодействию системы права и системы законодательства, формам реализа- ции права, правотворчеству, правопониманию, правовым отношениям и юриди- ческой ответственности. Для интересующихся проблемами теории государства и права. УДК 340.1 ББК 67.0 ISBN 978-985-552-389-6 В. Н. Бибило, 2015 Оформление. ИООО «Право и экономика», 2015 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Государство и право – важнейшие феномены эволюции социума, непременные атрибуты современного общества. Теория государства и права является своеобразным фундаментом осмысления социаль- ных процессов, присущих не только государству, но и гражданскому обществу. Именно данным аспектом объясняется повышенный инте- рес различных слоев общества к пониманию закономерностей воз- никновения, функционирования и развития государства и права. Ни одна политическая или иная общественная организация по своему многообразию деятельности не может конкурировать с государством, поскольку на государство возлагаются такие функции, которые ори- ентированы на обеспечение безопасности человека и улучшение условий его жизни. Надо учитывать, что только с помощью гражданского общества государству под силу осуществлять стоящие перед ним задачи. Со- гласование усилий государства и гражданского общества способно ускорить процессы, направленные на укрепление правового государ- ства и усиление значимости гражданского общества. На любом этапе развития общества перед человечеством вставал вопрос о том, каким должно быть государство, какие функции при- сущи его природе, кем и как должна осуществляться государственная власть, существует ли взаимосвязь между государством и правом? Для Беларуси решение этих вопросов особенно актуально, ввиду ее своеобразного геополитического положения, исторического прошло- го белорусского народа, его менталитета. Несмотря на интенсивное развитие процессов демократизации белорусского общества, остают- ся актуальными вопросы, связанные со статусом органов законода- тельной, исполнительной и судебной власти, их ролью в укреплении законности и правопорядка в обществе. Разобраться в современных сложных общественных и междуна- родных процессах можно только обладая исходными знаниями о гос- ударстве и праве. В этом и состоит предназначение теоретических положений о типологии государств, правопонимании, правосознании, правотворчестве и т. д. Предлагаемая работа содержит сведения о современной теории государства и права, методологии юридической науки, типах госу- дарственности, возможных путях формирования гражданского обще- ства и правового государства. В книге акцентируется внимание на 4 том, что теория государства и права состоит из двух крупных, отно- сительно самостоятельных и в то же время взаимосвязанных частей – теории государства и теории права. Организационные и фундаментальные связи между государством и правом неизбежны. Данный аспект особенно нагляден в современ- ном обществе. Несмотря на наличие корпоративных и локальных норм права, издаваемых различными структурами гражданского об- щества или переданных ему в качестве делегированного правотвор- чества, все же общегосударственное правовое регулирование остает- ся основополагающим, сохраняющим свое предназначение. Теория государства и права, представленная в книге, стремится учесть богатство и разнообразие современной государственной пра- вовой мысли, не пренебрегая идеями, господствовавшими в ХХ в. 5 Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА § 1. Общая характеристика юридической науки Наука – сфера человеческой деятельности по выработке и систе- матизации объективных знаний о действительности. Получить знания о действительности можно только путем изучения тех или иных яв- лений и процессов. Система научного знания подразделяется на три большие группы: 1) философию; 2) естественные науки; 3) общественные науки. Философия изучает наиболее общие закономерности, присущие природе и обществу в целом, рассматривает проблемы соотношения материи и сознания; естественные науки (физика, химия, биология и др.) – природу; общественные науки – человеческое общество, его становление и развитие. Общество, как сложное социальное образование, исследуется мно- гими науками. Каждая общественная наука изучает какую-то кон- кретную сторону социума. В систему общественных наук входит юридическая наука, предме- том которой являются закономерности развития государства и права. Юридическая наука (юриспруденция, т. е. правоведение) изучает государство и право в статике и динамике и несет в себе научные знания о государстве и праве, которые: существуют комплексно, системно, раскрывая все связи, сторо- ны, взаимоотношения в государственно-правовых явлениях; состоят в выявлении закономерностей развития государства и права; заключаются в установлении историко-правовых явлений госу- дарства и права, т. е. изучении истории государства и права; обусловливают выявление межгосударственных юридических явлений. Современная юриспруденция является сложным комплексом от- раслей юридической науки и ее можно разделить на следующие группы: 1. Общетеоретические юридические науки, к которым относится прежде всего теория государства и права, а также государствоведе- ние, общая теория права. 2. Историко-правовые науки, к которым относится история госу- дарства и права Беларуси и зарубежных стран. 6 3. Отраслевые юридические науки, раскрывающие закономерности развития какой-либо отдельной отрасли права (уголовного, семейно- го, трудового и др.). 4. Межотраслевые юридические науки (криминалистика, судебная экспертиза, судебная бухгалтерия и др.). 5. Международное право (международное публичное право и международное частное право). § 2. Предмет теории государства и права Теория государства и права изучает наиболее общие стороны, свя- зи, закономерности, элементы государства и права как относительно самостоятельного явления в сфере человеческого общества. В связи с этим она занимает особое место в системе отраслей юридической науки. Основными направлениями теории государства и права являются следующие: теория государства и права изучает государство и право в целом. Она исследует общие закономерности происхождения, развития и функционирования государства и права как единой системы. Изучая проблемы возникновения, исторического движения и функциониро- вания государства и права, теория государства и права разрабатывает методологические основы научного понимания государства и права, раскрывает взаимосвязь государства и права, выявляет соотношение государственно-правовых явлений с иными сферами жизни общества и государства; теория государства и права, исследуя общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и ка- тегории юриспруденции, ее термины, что используется в отраслевых юридических науках. (Понятие – форма отражения мира в мышле- нии, с помощью чего познается сущность явлений и процессов, их связи, обобщаются наиболее важные признаки и стороны. Катего- рия – наиболее общее, широкое, фундаментальное представление, обобщающее различные понятия, фиксирующее наиболее существен- ные их признаки. Термин – слово или словосочетание, точно обозна- чающее определенное понятие.) Теория государства и права формирует, например, представления о государстве и праве, функциях права, источниках права, отраслях 7 права, на которых основываются отраслевые юридические науки (уголовное право, трудовое право и др.). Конечно, каждая отрасль (часть) юридической науки разрабатыва- ет применительно к своему предмету конкретную теорию, поскольку без самостоятельной теории не может существовать никакая наука. Теория государства и права по отношению к отраслевым юридиче- ским наукам выступает именно как общая теория государства и пра- ва. Она является приоритетной и на ней основываются отраслевые юридические науки. Таким образом, предмет теории государства и права составляют: 1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции государства и права; 3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки. § 3. Функции теории государства и права Теория государства и права выполняет ряд важных функций. 1. Онтологическая функция. Онтология – это учение о бытии, в котором исследуются принципы бытия, его структура, закономерно- сти. Теория государства и права отвечает на вопросы о том, что пред- ставляют собой государство и право, почему они возникли, как раз- виваются. 2. Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания. Теория государства и права вырабатывает теоретические приемы и конструкции, способствует юридическому познанию. 3. Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новизны явлений. Теория государства и права не ограничи- вается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности их развития. 4. Методологическая функция. По отношению к отраслевым юри- дическим наукам теория государства и права выполняет методологи- ческую функцию, задавая им определенный уровень, логическую по- следовательность, теоретическую целостность. Теория государства и права обобщает юридическую практику, формулирует идеи и выво- ды, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. 8 5. Политико-управленческая функция. Центром борьбы в государ- стве является государственная власть, вокруг которой ведутся острые политические дискуссии. Термин «политика» в переводе с греческого означает «искусство управления государством». Главным в политике является вопрос о том, кому принадлежит государственная власть. Теория государства и права призвана формировать научные основы внутренней и внешней политики государства. 6. Идеологическая функция. Идеология – система основополагаю- щих идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формирует- ся мировоззрение человека, социальных групп, общества в целом. Идеологические ориентиры утрачиваются в кризисные периоды раз- вития государства. Теория государства и права приводит в систему идеи о государстве и праве, создает основу для формирования поли- тической и правовой культуры. 7. Прогностическая функция. Теория государства и права на осно- ве установленных закономерностей развития государства и права вы- двигает гипотезы об их будущем, истинность которых проверяется практикой. Все функции теории государства и права взаимосвязаны. Взятые в системе, они дают представление о предназначении теории государ- ства и права. § 4. Значение методологии в познании государства и права Термин «метод» введен в научный оборот древними греками. Под методом следует понимать способ познания, исследования явлений природы и общества. Плодотворность научного поиска, степень и глубина познания во многом зависят от методов, используемых ис- следователем. Сами по себе методы – продукт творческой, интеллек- туальной деятельности человека. Теория государства и права посто- янно развивается, обновляются ее методы исследования. Методы теории государства и права – это приемы, способы, под- ходы, которые используются ею для познания своего предмета и по- лучения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией, т. е. методология – это совокупность раз- личных подходов, способов и приемов познания государственно- правовых явлений. Применяются следующие методы: всеобщие, общенаучные, част- но-научные, частно-правовые. 9 1. Всеобщие методы связаны с философией, выражающей наибо- лее универсальные принципы мышления. Среди них особое значение имеют: материалистическая диалектика, которая рассматривает госу- дарство и право с точки зрения их развития в конкретной историче- ской обстановке во взаимосвязи с другими явлениями; идеалистическая диалектика (субъективный идеализм, объек- тивный идеализм) связывает причины возникновения государства и права с божественной силой либо согласованной волей людей или одного человека. 2. Общенаучные методы – это способы познания, которые исполь- зуются не только в теории государства и права, но и в других науках: системный метод – это способ познания, который направлен на выявление различных типов связи в изучаемом предмете. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве систем государственный аппарат, нормы права, правовые отношения, правонарушения и др.; функциональный метод – это способ познания, который исполь- зуется для выяснения функций одних явлений по отношению к дру- гим. В теории государства и права этот метод применяется при изу- чении функций государства, государственных органов, функций пра- ва, правосознания, юридической ответственности и других государ- ственно-правовых явлений; формально-логический метод предполагает использование ло- гических приемов. Анализ – это деление явления на отдельные харак- теризующие признаки. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает взаимосвязь между ними. Синтез – это соединение от- дельных признаков явления в общую его характеристику. Этот прием используется для обобщения данных, которые были получены в ре- зультате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, получаем представление о государстве и праве. Дедукция – это изучение явления от общего к частному. Индукция – это изучение явления от частного к общему. Например, выявив признаки правовой нормы, логично сделать вывод о том, что такое правовая норма. Ги- потеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте. 10 3. Частно-научные (специальные) методы: социологический метод состоит в исследовании государствен- ных правовых явлений посредством анкетирования, интервьюирова- ния и т. д.; статистический метод позволяет получить и проанализировать количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В тео- рии государства и права этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений, таких как правонарушения, юри- дическая практика и т. д. 4. Частно-правовые способы познания: институциональный метод ориентирует на изучение соотноше- ния между государственными органами, выявление места каждого из них в государственном аппарате; нормативно-ценностный метод позволяет выявить оптимальную модель правовой системы, правовых норм, государства в целом; исторический метод основан на изучении статуса государства и права в их развитии, с учетом определенной исторической обстановки; сравнительный метод направлен на анализ государства и права в различных странах в целях выявления как общих для них свойств, так и характерных особенностей. Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС § 1. Понятие общества Общество – это предельно широкое понятие, используемое в со- циологии, политологии, психологии, юриспруденции и других обще- ственных науках. Каждая из наук подходит к изучению общества со своей стороны и дает ему соответствующую трактовку. Однако все сходятся в понимании общества как продукта взаимодействия людей, их связей и отношений. Общество появилось, когда люди выделились из мира животных и человек стал главной предпосылкой общества. Важнейшая черта об- щества заключается в том, что оно представляет собой систему взаи- мосвязей людей. Взаимодействуя между собой, люди развиваются сами, развивают свои социальные свойства и тем самым стимулиру- ют прогресс общества. 11 В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялась степень его зрелости, социально- политическая структура. Обществу присущи социальные, а затем и политические учрежде- ния, объединения, общности, выполняющие функции общества. Исторически первым социальным объединением людей были ро- довые общины. По мере развития общества возникает государство как политический атрибут общества. Общество – это исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми, складывающаяся в процессе их сов- местной деятельности. Ему присущи конкретные свойства – признаки общества, т. е. устойчивые черты, характеристики, позволяющие определить его как сложную развивающуюся систему. Первый признак общества – территория, на которой происходят социальные взаимосвязи людей. Для удовлетворения своих жизнен- ных потребностей люди находят место своего обитания, обусловлен- ное климатическими особенностями и природным ландшафтом. С появлением государственных границ возникают дополнительные факторы, влияющие на местонахождение людей. Развитие средств коммуникации приводит к глобализации социальных связей, благо- даря которым территориальный признак перестает иметь всеобъем- лющее значение. Второй – универсальность. Общество включает в себя все много- образие социальных связей, отношений, тем самым удовлетворяет разнообразные потребности индивидов, предоставляя им широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Третий – автономность,что означает способность существовать самостоятельно за счет собственной саморегуляции. Общество регу- лируется и управляется на основании тех норм и ценностей, которые само создает. Четвертый – интегрированность,проявляющаяся в том, что об- ществу удается подчинить себе каждое новое поколение, включить его в единый контекст социальной жизни. В то же время общество обладает и такими социальными механизмами, которые позволяют изменять и само общество. Все названные признаки общества взаимодействуют, обеспечивая устойчивую систему общества, имеющую свою социальную структу- ру. Выделяя в обществе повторяющиеся связи и взаимодействия, можно моделировать его структуру. 12 В обществе неизбежно происходит стандартизация соответствую- щих видов взаимодействия, что выражается в появлении статусно- ролевых образцов поведения. Социальные роли существуют не сами по себе, а связаны с соответствующим статусом. Статус – это соци- альная реальность, нахождение в которой ведет к изменению поведе- ния индивида в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Любое общество можно представить в виде статусно-ролевых по- зиций, т. е. устойчивых социальных взаимодействий, предопределяе- мых особенностями материальной и духовной культуры общества. Статусно-ролевые позиции предполагают для их поддержания и реа- лизации наличие более сложных социальных общностей, что создает институциональный уровень общества. И наконец, общество нужда- ется в воспроизводстве связей, значимых для него. Для этого обще- ство осуществляет нормативное регулирование поведения индивидов. Политическая власть, как разновидность социальной власти, отли- чается всеобъемлющим характером. Решения статусной группы, осуществляющей политическую власть, становятся обязательными для индивидов. В рамках политической власти складываются нормы права, за- крепленные в законах, указах, декретах, постановлениях и других решениях государственных органов. Государство выступает в роли внешней силы, наделенной правом контролировать и развивать ин- ституциональные отношения в обществе. Власть через государствен- ное регулирование скрепляет социальные связи людей. Функция общества – это его постоянное воспроизводство, процесс создания базовых социальных связей. Развитие общества можно представить в виде следующих фаз: 1) динамического равновесия, ко- гда люди ориентируются на статусно-ролевые предписания, обеспе- чивая устойчивое развитие общества; 2) нарушения равновесия, за- ключающегося в рассогласовании элементов структуры общества и поведении людей вопреки статусно-ролевым предписаниям; 3) нового динамического равновесия, проявляющегося в восстановлении устой- чивого состояния общества путем обновления некоторых его атрибу- тов. Разрушение общества (аномия) проявляется в утрате им способно- сти воспроизводить себя из-за нарушения индивидами норм установ- ленного социального порядка. Разрушению общества (аномии) спо- 13 собствует размывание исходных основ социального порядка. Широ- кие народные массы перестают доверять ранее сложившейся системе ценностей, политической власти, государству. При такой ситуации власть в обществе держится исключительно на принуждении. Ано- мические процессы в обществе пагубны и для личности, поскольку она утрачивает желание использовать моральные и правовые регуля- торы своего поведения, что сопровождается хаосом в системе обще- ственных отношений. Оздоровление общества от аномических про- цессов может протекать путем утверждения новых ценностей и моде- лей поведения, навязанных извне или созревших внутри аномичного общества и носящих характер новаций, которые могут быть приняты или отвергнуты людьми. Фильтрация новаций приводит к их отбору и принятию, усвоению людьми лишь некоторых из них. Такая леги- тимация новаций ведет к новому стабильному обществу. § 2. Первобытное (догосударственное) общество Первобытное общество – исторически первый тип объединения людей. Оно было длительным этапом истории человечества. На протяжении своего существования первобытное общество не было однородным. Необходимо различать периоды его становления, зрелости и разложения (упадка). Становление первобытного общества – это ранний период разви- тия человеческого общества. В этот период люди жили родственными группами по 20–30 человек. Источником пропитания людей служила охота, рыболовство, сбор съедобных плодов, ягод, трав, кореньев. Средства пропитания были скудны, несмотря на приобретенные навыки к охоте на зверей. При этом мужчины выходили на охоту, а женщины оставались около жилища. Природные условия во многом предопределяли образ жизни лю- дей. Согласованные действия во время охоты способствовали разви- тию интеллекта человека, совершенствованию языка. Жилищем слу- жили пещеры, гроты, навесы. От холода человек укрывался шкурами животных. Примитивными были орудия труда. Период зрелого первобытного общества. В течение многих веков человек совершенствовал свой труд. Постепенно стали появляться орудия труда, которые позволяли облегчить жизнь людей. Освоение трудовых операций, таких как пиление, сверление, обработка камня, изготовление топора, мотыги привело к совершенствованию жилища 14 и образованию постоянных хозяйственных коллективов: родов или родовых общин, т. е. таких социальных образований, которые были основаны на кровнородственной связи, как биологической, так и тру- довой. В период зрелого первобытного общества получает первона- чальное развитие специализация в трудовой деятельности людей. Мужчины стали преимущественно охотниками, рыболовами, а жен- щины изготовляли одежду, посуду, стали хранительницами домашне- го очага. Одновременно происходила и специализация племен. Одни стали заниматься охотой, другие рыболовством. Появились и земледельче- ские племена. Сначала люди только охраняли участки, где росли по- лезные для них растения, отгоняя от них зверей и птиц, оставляя ино- гда часть урожая несобранным, чтобы в следующем году поле вос- становилось самосевом. Постепенно произошло приручение диких животных и появление наряду с земледелием еще и животноводства. Первобытное общество благодаря совершенствованию орудий труда перешло от присваивающей экономики к производящей. Опре- деленные изменения претерпевали и брачные отношения. Вначале они характеризовались эндогамными половыми связями, когда вступление в брак происходило внутри определенной общности лю- дей. Затем были запрещены браки внутри рода, в брак можно было вступать только с представителем другого рода. В конечном счете от полигамии (многобрачия) общество перешло к моногамии (единобра- чию). Брачно-семейные отношения привели к новому типу распредели- тельных отношений. Если ранее в первобытном обществе орудия труда принадлежали всем членам рода и в процессе потребления каждый получал то, на что способен был род, в последующем стала учитываться социальная роль членов рода и принцип равенства в распределительных отношениях был отвергнут. Первобытное общество имело своеобразную структуру. Люди жи- ли общинами или родами численностью 20–30 человек. Общины группировались в поселки (фратрии), которые объединялись в племе- на. Племя было верховным собственником территории, носителем определенных культов. Для нападения или защиты племена объеди- нялись в союз племен. После выполнения поставленной цели союз племен распадался, однако в конечном счете его можно считать про- образом государства. 15 Первобытному обществу была присуща социальная власть. Она принадлежала человеку, который обладал естественными (биологи- ческими и интеллектуальными) преимуществами, т. е. был лидером. Первобытному обществу была присуща своя система управления людьми. Причем у одних племен были простейшие органы социаль- ного контроля за поведением людей, а у других – более сложные. Органами управления в первобытном обществе были: 1) старей- шины; 2) совет старейшин; 3) военные предводители; 4) советы воен- ных предводителей; 5) собрание взрослых членов (воинов); 6) жрецы. Старейшины (вожди) – это главы семей или родов. Старейшину не выбирали. Им становился тот человек, который обладал личност- ными качествами для выполнения функций по руководству повсе- дневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Он также рассматривал и разрешал конфликты, которые возникали между людьми, т. е. выполнял судейские функции. Совет старейшин появился, когда роды объединились во фра- трии, стали появляться вопросы, в разрешении которых были заинте- ресованы соседние общины (несколько семей, родов). Среди них вы- делялся главный старейшина, который руководил советом старей- шин. Процедура совета старейшин была такова, что каждый старей- шина, входящий в совет, обязан был высказать свое мнение по об- суждаемому вопросу. Для этого выступающий брал в руки палку или скипетр и высказывал свое мнение. Военными предводителями были главы племен. Ими становились люди, обладающие особыми качествами: физической силой, храбро- стью, умением прогнозировать события и т. п. Советы военных предводителей собирались для решения военных вопросов. Жрецы (колдуны, ведуны, шаманы, священники) занимались воз- действием на сознание людей. Жрецы осуществляли как бы связую- щую роль между людьми и богами, которых было множество, пред- принимали меры, чтобы умилостивить богов путем совершения куль- товых обрядов, изгонять злых духов из человека, призывать добрых духов, чтобы излечить человека, и т. д. Собрание взрослых членов племени происходило для оглашения решений, к которым пришли старейшины (вожди). Вождь сам или через вестника оглашал свое мнение или то решение, к которому пришли вожди вместе. В ответ могли слышаться одобрительные кри- ки или, наоборот, возражения несогласных с высказанным решением. 16 Функции вождей были разнородны и направлены на поддержание порядка внутри племени, организации перераспределения, обмена, торговли и решения вопросов войны и мира. Постепенно власть вождей трансформировалась в государствен- ную власть, что проявляется в следующих направлениях: 1. Вождь постепенно начинает отходить от участия в производ- ственном труде, перестает участвовать в материальном производстве и сосредоточивает свои усилия на управленческой деятельности, для реализации которой использует своих родственников, приближенных. 2. На уровне управления людьми начинает происходить функцио- нальная дифференциация власти, где каждый член публичной власти отвечает за свою сферу деятельности. В первых городах-государствах насчитывалось до 100 должностей (глашатаи, гонцы, писцы, звездо- четы и т. д.), которые специализировались на каком-то одном виде управленческой деятельности и отвыкали от повседневной грубой работы. Для надлежащего выполнения функций должностными ли- цами необходимы специальные органы: канцелярии, казначейства, контрольные органы и т. д. Власть вождей, таким образом, начинает проявляться через деятельность соответствующих органов и долж- ностных лиц. 3. Особую роль начинают играть органы принуждения (суды, па- лачи, полиция и т. д.). Они необходимы были прежде всего для навя- зывания решений вождя и устрашения недовольных, несогласных с мнением вождя. 4. Власть вождя концентрируется в городах как наиболее крупных поселениях людей, что облегчает управление соответствующими тер- риториями, ресурсами, людьми. 5. Особую роль начинает играть храмово-жреческий комплекс. Ре- лигиозные служители, воздействуя на сознание людей, проповедова- ли, что правители получают власть от бога, а также освящали власть, переходящую по наследству. В их обязанности входило осуществле- ние идеологического обеспечения власти. § 3. Предпосылки возникновения государства Необходимо различать экономические, политические, идеологиче- ские и психологические предпосылки возникновения государства. Экономические предпосылки. Первые государства появились при- мерно 6–7 тыс. лет тому назад на землях с благоприятным климатом, 17 как правило, в долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд). В последую- щем процесс создания государств распространился и на другие тер- ритории. Возникновение государств стало закономерным явлением, по- скольку человеческое общество перешло от этапа присваивания гото- вых продуктов природы (охота, рыболовство) к производящему хо- зяйству, т. е. скотоводству и земледелию. Конечно, этот процесс про- исходил постепенно и довольно длительно, начавшись задолго до об- разования первых государств. Он продолжался также длительное время, заняв несколько тысячелетий. Экономическое развитие общества привело к обработке постоян- ных земельных участков, возделыванию земель, в том числе и путем использования ирригационных устройств, что способствовало разве- дению скота. Однако корма для скота не хватало, и это привело к пе- редвижению в поисках пастбищ. Так возник обособленный род заня- тий – кочевое и полукочевое скотоводство, что привело к первому общественному разделению труда, т. е. появились люди, занимавши- еся исключительно скотоводством. Это была их трудовая специали- зация. Экономика в обществе продолжала развиваться. Возникли такие виды деятельности, которые способствовали скотоводству и перера- ботке его продуктов. Начало развиваться ремесло, в особенности куз- нечество, появились станки для переработки шерсти скота (прядиль- ные и ткацкие станки). Так произошло второе общественное разде- ление труда – отделение ремесла от других занятий. Труд людей бла- годаря специализации стал более продуктивным, и постепенно про- дуктов труда стало больше, чем их потреблялось. Излишки продуктов труда стали присваиваться определенными людьми. Именно это при- вело к возникновению частной собственности. Наличие избыточного продукта создало условия для обмена. Вна- чале им занимались сами производители, но затем обмен взяли под свой контроль вожди или иные приближенные к ним люди. Так по- явились профессиональные торговцы, что означало третье обще- ственное разделение труда. Политические предпосылки. Благодаря общественному разделе- нию труда сфера управления усложнилась. Земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы стали понимать, что органы управления первобытным обществом не отвечают их запросам по обеспечению 18 безопасности людей внутри человеческого сообщества. Старейшины, заботившиеся прежде всего об интересах своего рода, а не племени в целом, оказались непригодны для беспристрастного разрешения кон- фликтов между людьми. Стали создаваться судебные органы, а также иные органы, призванные применять легализованное принуждение во благо общества и человека (полиция, тюрьмы и т. д.). Идеологические предпосылки.В первобытном обществе господ- ствующей формой идеологии была языческая религия (поклонение многим богам). Постепенно в иерархии богов какой-то один из них начал выделяться на роль главного. В последующем возникает еди- нобожие. Религия способствовала консолидации людей, что имело немаловажное значение в возникновении государства. Психологические предпосылки.Экономические, политические, идеологические факторы, лежащие в основе возникновения государ- ства, привели к формированию нового духовного облика людей, из- менению их коллективного, группового и индивидуального сознания и возникновению нового типа самосознания, когда человек начинает осознавать необходимость реализации общественных интересов, т. е. тех интересов, в которых заинтересован каждый человек. Наличие войн вынуждало людей объединяться для отпора агрессора. Преодо- ление неблагоприятных климатических, экономических условий так- же предполагало объединение усилий людей. Психологический фак- тор в возникновении государства начал активно отстаиваться в юри- дической науке на рубеже XX–XXI вв. Ранее преобладало мнение, что в основе возникновения государства лежат в основном экономи- ческие предпосылки. |