Теория государства и права. Бибило ВН _Теория гос и права. И права
Скачать 1.6 Mb.
|
Глава 3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА § 1. Причины многообразия теорий происхождения государства Еще в древности люди начали задумываться над вопросом о при- чинах и путях возникновения государства. Создавались разнообраз- ные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Отсутствие единства мнений обусловлено следующими факторами: для объяснения причин происхождения государства мыслители концентрировали свое внимание на каком-то определенном регионе Земли, полагая, что в основевозникновения конкретных государств лежат разные причины; 19 авторы теорий о происхождении государства жили в разные ис- торические эпохи и для обоснования своих теорий использовали дан- ные, соответствующие уровню развития науки своего времени; объясняя причины возникновения государства, мыслители исхо- дили из своего мировоззрения и миропонимания, находясь под воз- действием достижений смежных наук. Теорий происхождения государства много. Одни из них появились еще в древние времена и их основоположниками являются греческие и римские мыслители. Другие имеют религиозную окраску и их по- явление связано с распространением христианства. Возникают и но- вые теории, неизвестные в прежние века. Эти теории, как и традици- онные, имеют свои достоинства и недостатки. Важно то, что выдви- жение теорий связывается с достижениями естественных наук. § 2. Общая характеристика теорий происхождения государства Существует множество теорий, объясняющих происхождение гос- ударства. Одни теории появились еще в глубокой древности, другие – в более позднее время. Причины появления государства привлекают внимание и современных ученых. Каждая из существующих теорий имеет своих сторонников и противников. Наибольшее распростране- ние получили следующие теории происхождения государства. Теологическая теория. Одна из первых теорий происхождения государства – теологическая. Ее сторонниками были религиозные де- ятели Древнего Востока, средневековой Европы, а также современ- ные идеологи христианства и ислама. Теологическая теория объясняет возникновение государства Божь- ей волей. По мнению католического богослова Фомы Аквинского (1226–1276), правитель в государстве занимает такое же положение, как Бог во Вселенной. Православный богослов Иоанн Златоуст (ок. 350–407) отмечал, что власть правителя в государстве – Божья воля, которой необходимо повиноваться. Согласным с Божьим про- мыслом государство дает пользоваться всевозможными выгодами. Наследование власти также происходит по воле Бога. В свою оче- редь, истинный монарх должен подчиняться законам Божьим и нака- зывать творящих зло, распространять Божье учение в своем царстве, создавать условия для благочестивой жизни людей. 20 Патриархальная теория. Основоположниками патриархальной теории являются древнегреческие философы Платон (428–348 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Создатели этой теории отстаи- вали идею возникновения государства из семьи. Разрастающиеся из поколения в поколение семьи с необходимостью ведут к образованию государства. Собственно, государственная власть – постепенное пре- образование власти отца, переходящей во власть монарха. Теория насилия. Эта теория возникла в XIX в. Ее сторонниками были немецкий философ Карл Каутский (1854–1938), польско- австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838–1909), немецкий фи- лософ Евгений Дюринг (1833–1921). Суть теории насилия в том, что возникновение государства обу- словлено завоеванием одного племени другим. Государство навязы- вается силой. Племя-победитель для поддержания порядка на завое- ванной территории создает государство. По мнению представителей этой теории, государство более необходимо слабым племенам, неже- ли сильным. Племя-завоеватель оберегает покоренные им племена от нападения других племен. В дальнейшем, по мере укрепления госу- дарства, завоеватели смягчают неравенство людей, заменяют военное господство правом, соединяют людей в один народ и прививают им чувство патриотизма. Следует отметить, что завоевательный фактор, хотя и не имеет первопричинного характера в происхождении государства, однако его нельзя сбрасывать со счетов. Существует немало примеров, когда победители ассимилируются с побежденным народом. Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. и заимствова- ла некоторые идеи из естествознания. Однако ростки этой теории по- явились еще в античности. Так, Платон (IV–III вв. до н. э.) сравнивал государство с человеческим организмом, а законы государства с че- ловеческой психикой. Распространение дарвинизма привело к тому, что закономерности в природе стали отождествлять с явлениями, происходящими в обще- стве. Наиболее видным представителем органической теории проис- хождения государства является английский философ Герберт Спен- сер (1820–1903), по мнению которого в государстве, как и в живом организме, происходит специализация его органов, где правительство выполняет функцию мозга, управляя всем организмом. Низшие клас- 21 сы занимаются земледелием, ремеслом, тем самым осуществляя жиз- необеспечение высших классов. Господствующие классы отвечают за внешние функции государства, обеспечивая его оборону. Психологическая теория. Представителями психологической тео- рии являются французский социолог Габриель Тард (1848–1904) и русский юрист Лев Петражицкий (1867–1931). Они объясняли, что в основе появления государства лежат особенности человеческой пси- хики: осознание справедливости, потребность в подчинении, необхо- димость наличия в обществе элиты. Наличие общества и государства и есть следствие реализации психических свойств человека. Эмоции человека, его переживания лежат в основе не только приспособления человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства, а также права. Поскольку люди не равны не только по своим физиче- ским качествам, но и по психическим, то одни из них склонны под- чиняться и подражать авторитетам. Особенностью других является качество быть лидером. Заслугой сторонников этой теории является то, что они подметили важную роль в процессе образования и функционирования государ- ства психологических факторов человека. Однако нельзя пренебре- гать и тем, что психологические качества людей, их менталитет, ха- рактер формируются под воздействием экономических, политиче- ских, религиозных, национальных факторов. Договорная теория. Отдельные положения этой теории выдвига- лись еще в V–IV вв. до н. э. софистами Древней Греции, которые по- лагали, что все люди родственники и на них должны распространять- ся одни и те же законы. Впоследствии договорную теорию развивали голландский юрист и государственный деятель Гуго Гроций (1583– 1645), английский философ Томас Гоббс (1588–1679), английский философ Джон Локк (1632–1704), французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712–1778), французский философ-материалист Поль Гольбах (1723–1789) и др. Сущность договорной теории происхождения государства состоит в том, что государству предшествует естественное состояние челове- ка. Например, Томас Гоббс полагал, что людям присущи в основном такие черты, как пессимизм, алчность, честолюбие, недоверие, кото- рые делают людей врагами, это приводит к тому, что они находятся в «состоянии войны всех против всех». Жан-Жак Руссо рисовал иную картину человеческого общества. По его мнению, люди жили как 22 звери, у них не было речи, морали, собственности. Но постепенно складываются знания и навыки людей и появляются общественные отношения, связанные с трудовой деятельностью. Развивается нера- венство людей, что, по мнению Жана-Жака Руссо, является отступле- нием от прогресса человеческого общества. По мнению сторонников договорной теории происхождения госу- дарства, люди вынуждены были заключить союзмежду собой для общего порядка и пользы. Они взаимно согласились отказаться от свободы ради своего самосохранения, спокойствия и стабильности. Часть своих естественных прав они отдали государству, которое ста- ло издавать законы, применять меры принуждения, вступать в отно- шения с другими государствами. Согласно договорной теории государство является порождением разумной воли народа. Сторонники данной теории не рассматривали общественный договор между людьми в виде подписания какого-то документа, а подразумевали его как состояние общества, когда люди добровольно объединились путем молчаливого признания государ- ственных учреждений. По их мнению, существует преемственность общественного договора, когда каждый гражданин переходит из естественного состояния в правовое. Экономическая теория. Авторами этой теории признаются древне- греческий философ Платон (428–348 до н. э.) и французский социа- лист-утопист Сен-Симон (1760–1825). Сторонники данной теории видят происхождение государства в общественном разделении труда. Согласно этой теории государство – это результат исторического прогресса, основным ядром которого являются экономические пре- образования. Изменения в области экономики приводят к образова- нию государства. Экономическую теорию происхождения государства взяли на во- оружение классики марксизма-ленинизма и положили ее в основу своей теории происхождения государства – классовой теории. Классовая теория. Создателями этой теории являются Карл Маркс (1818–1883) – основоположник диалектического и исторического ма- териализма и Фридрих Энгельс (1820–1895) – один из основополож- ников научного коммунизма. Их идеи последовательно развивал В. И. Ленин. Наиболее полно эта теория изложена Ф. Энгельсом в ра- боте «Происхождение семьи, частной собственности и государства». 23 Согласно классовой теории государство возникло в силу экономи- ческих причин: общественного разделения труда, появления приба- вочного продукта и частной собственности, раскола общества на классы с антагонистическими противоречиями. Ф. Энгельс отмечал, что государство появляется в результате эволюции общества, его экономического развития. Классовая теория имеет много сторонников, а в Советском Союзе эта теория была господствующей среди теорий, объясняющих проис- хождение государства. Инцестная (половая) теория. Эту теорию выдвинул современный французский этнограф и социолог К. Леви-Стросс (1908–2009). Он исследовал развитие первобытного общества и пришел к выводу, что причиной возникновения государства являются особенности воспро- изводства рода человеческого, а именно введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения, что явилось исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы. Поддержание запрета инцеста требовало наличия особой группы людей, которая занималась бы контролем за соблюдением запрета и применением наказания за его нарушения. Одновременно эта группа людей выполняла и другие об- щественные функции. Спортивная теория. Автором этой теории является испанский философ и публицист Ортега-И.-Гасет (1883–1955). Возникновение государства автор связывает с происхождением физических упраж- нений, игр, со спортом в целом. Человек как социально- биологическое существо нуждается в физической активности, кото- рая ведет к развитию его органов. Охотничьи и военные танцы, ис- полняемые перед отправлением на охоту и военный поход, были своеобразным ритуалом, обеспечивающим успех. Совершая магиче- ские действия, человек закалял свою волю, вырабатывал меткость ру- ки и точность глаза. Развитие сознания человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость ее тренировки. Развитие трудовых навыков усложнило воспитание людей и заложило основы для физического воспитания. У первобыт- ных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. Готовясь к посвящению, юноши трени- ровались, закалялись. К инициации готовили специально выделенные для этой цели члены рода. 24 Со спортом связаны также иные стороны жизни первобытных лю- дей. Стихийные бедствия, охота, войны приводили к гибели мужчин. Чтобы пополнить племя мужчинами, приглашали мужчин из другого племени или рода, устраивали состязания и отбирали лучших. Специ- альные люди, занимавшиеся организацией состязаний, стали брать на себя и другие общественные функции. Для подтверждения спортивной теории ее автор анализирует си- стему физического воспитания в Спарте, с помощью которой была создана сильная армия. Олимпийские игры способствовали объеди- нению греческих полисов и образованию единого греческого госу- дарства. Для проведения Олимпийских игр требовались специальные органы, которые затем переросли в государственные. Глава 4. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА § 1. Понятие государства Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных. Это объясняется, во-первых, тем, что государство представляет собой сложное общественное явление; во-вторых, с государством по широ- те его функций и разнообразию задач не может конкурировать ни од- на другая организация; в-третьих, в зависимости от того, какое поло- жение в обществе занимает государство, зависит реализация интере- сов людей. Государство рождено человеческим обществом, которое и должно его корректировать. О феномене государства задумывались многие мыслители. Еще древнеримский оратор, философ, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.) видел предназначение государства в наве- дении порядка в обществе с помощью права. Во второй половине XIX – начале ХХ в. многие русские ученые характеризовали государ- ство как союз свободных людей с предоставлением права принужде- ния только органам государства (П. Струве, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и др.). К определению понятия государства обращались и основополож- ники марксизма-ленинизма. Они полагали, что главное в государстве – его принудительная сила. По мнению К. Маркса, государство вы- ражает и представляет общество, управляет делами всего общества, выполняет общие дела, вытекающие из природы общества. Без госу- дарства невозможен общественный прогресс. Однако в классовом ан- тагонистическом обществе государство подчинено интересам эконо- 25 мически имущественного класса 1 . В этом и состоит противоречивая роль государства. Ф. Энгельс отмечал, что «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим» 2 В. И. Ленин придерживался этой же точки зрения и отмечал: «Госу- дарство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» 3 Эти формулировки получили широкое распространение в СССР, в том числе и в Беларуси. Однако они применимы только к тем перио- дам в истории государства, когда наблюдается политическая напря- женность, экономический кризис и другие явления, грозящие ста- бильности общества, т. е. эти определения подходят к диктаторским государствам. Насильственный аспект в государстве не должен быть преобладающим при формулировке общего понятия государства. В современной юридической литературе термин «государство» употребляется в трех значениях: 1) государство как организованное сообщество людей; 2) как государственная власть; 3) как система государственных органов. Эти три объяснения термина «государ- ство» не есть определение понятия государства. Они лишь отражают отдельные стороны государства. В самом общем виде государство можно определить как общность людей, проживающих на опреде- ленной территории и объединенных единой государственной вла- стью. § 2. Признаки государства Понятие государства конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его от других формирований, не носящих государствен- ный характер. Каковы же признаки государства? 1. Наличие территории, на которой проживает население гос- ударства, его этническая или социокультурная общность. Госу- дарство имеет свою локализованную территорию, на которую рас- пространяется его власть. Население, проживающее на ней, является гражданами государства. От негосударственных организаций (проф- союзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что объединяет все население государства. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25, ч. 1. С. 422. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 22. С. 200–201. 3 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 39. С. 73. 26 Государство создается конкретным народом – этносом или супер- этносом (группой этносов). Конкретное государство возникает в про- цессе этногенеза, т. е. исторического развития этноса. Этнос – это со- общество людей, обладающее естественными правами на политиче- ское, экономическое, социальное и культурное самоопределение. Со- гласно теории этногенеза этнос – это естественная общность. Вместе с тем антропологический признак не может быть определяющим для идентификации этноса, поскольку этносы возникают из этнически неоднородного субстрата, т. е. состоят из смешения нескольких этно- сов 1 . В этническом сообществе людей допускается антропологиче- ская несхожесть составляющих ее людей. Этносы различаются между собой стереотипным поведением. Этнос имеет право на свою территорию, поскольку этнос возника- ет на определенной территории, которая является его родиной. Термин «нация» употребляется как синоним термина «этнос», а в международном праве как синоним термина «государство». Одним словом, нация – это «государствообразующий» народ. Следует раз- личать понятия «титульная нация» и «этнические (национальные) меньшинства». Титульная нация создает свое независимое государ- ство, дает государству свое название, официальный язык. Этнические меньшинства бывают двух видов: 1) этносы, живущие на своей исконной территории и не имеющие своей национальной государственности; 2) этносы или части этносов, имеющие свою национальную госу- дарственность за пределами государства, в котором они проживают. Этнические меньшинства вправе территориально отделиться от существующего государства только с согласия этого государства, но они имеют право пользоваться своим родным языком, развивать свою культуру. Реализация этническим меньшинством своего права на гос- ударственное самоопределение означает сецессию, т. е. отделение от существующего государства его части. Существует два варианта из- менения территории государства: силовой и правовой. Различие меж- ду ними в том, реализуется ли право населения территории на само- определение. Необходимо различать оккупацию, аннексию, цессию и адъюдикацию, которые ведут к изменению территории государства. Оккупация (лат. occupatio – завладение) – это занятие территории, не принадлежащей государству. Аннексия (лат. annexio – присоедине- 1 Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. С. 54–55, 538–539. 27 ние) означает присоединение территории одного государства к дру- гому. Цессия (лат. cessio – официальная уступка, передача своих прав другому лицу) означает переход территории одного государства к другому по договору. Для того чтобы не унижать национальное само- сознание населения передаваемой другому государству территории, предоставляется возможность оптации – права выбора гражданства. Адъюдикация (лат. ad-judicatio – присуждение) – переход спорной территории по решению компетентного международного суда. 2. Государственная власть. Власть существовала и в догосудар- ственном обществе. Она носила социальный характер, исходила от всего общества и использовалась для самоуправления обществом. Государственная власть является разновидностью социальной власти и проявляется в виде системы властеотношений, т. е. отношений властвования и подчинения. С внешней стороны государственная власть выражается в деятельности государственных органов. Государственная власть – это политическая власть, поскольку из- начально она принадлежит либо элите, либо классу, либо народу. Од- нако ее реализация в любом случае осуществляется через государ- ственные органы, в том числе и органы, использующие в своей дея- тельности принуждение (армия, полиция, тюрьма и т. д.). 3. Государственный суверенитет. Непременным атрибутом гос- ударства является государственный суверенитет. Страна, не облада- ющая этим признаком, является колонией либо доминионом другого государства. Понятие «государственный суверенитет» появилось в Средние ве- ка для отграничения государственной власти от церковной власти. Суверенитет, как свойство государственной власти, заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти означает, что государствен- ная власть: 1) распространяется на все население государства; 2) является наиболее сильной властью по сравнению с другими видами социаль- ной власти; 3) может отменить всякое проявление другой социальной власти, если она нарушает закон; 4) обладает принудительной силой, которой не располагает другая социальная власть (армия, полиция, милиция, тюрьма и т. д.). Самостоятельность государственной власти означает, что она ре- шает свои дела как внутри страны, так и за ее пределами, не прибегая 28 к помощи других государств или других видов социальной власти (общественных движений, религиозных организаций и т. д.). Независимость государственной власти проявляется в признании данного государства равноправным субъектом международных от- ношений, невмешательстве других государств во внутренние дела данного государства. § 3. Сущность государства Сущность государства – это его главное предназначение, та роль, которую оно играет в функционировании общества. В связи с этим основополагающим является вопрос: кому в государстве принадле- жит государственная власть? Ввиду дискуссионности данного вопро- са в науке сформировалось несколько подходов. Теория элит исходит из того, что народные массы не способны осуществлять государственную власть, управлять делами общества. В связи с этим государственную власть должна принадлежать верхушке общества – элите. Технократическая теория исходит из того, что управлять, власт- вовать могут и должны только менеджеры (управленцы- профессионалы). Именно они способны определять потребности об- щества и направлять его развитие. Марксистско-ленинская теория при определении сущности госу- дарства исходит из классового подхода, согласно которому государ- ственная власть принадлежит экономически господствующему клас- су и служит его интересам. Поэтому государственная власть рассмат- ривается как орудие для угнетения одного класса другим. Однако в случае возникновения классовых конфликтов государство удержива- ет общество от его разрушения, тем самым выполняя функции в ин- тересах всего общества. Демократическая теория исходит из того, что единственным ис- точником и носителем власти является народ. Ему и принадлежит власть. Народ формирует свои представительные органы и через них осуществляет власть. § 4. Типология государства Тип государства – это совокупность наиболее общих черт госу- дарств, их свойств и сторон, порожденных определенной историче- ской эпохой. 29 Понятие «тип государства» необходимо для установления сходных черт государств. Попытки определения общих свойств государств были предприня- ты еще в античности. Так, Аристотель (384–322 до н. э.) полагал, что главным признаком, разделяющим государства, является количество властвующих в нем и их цель в процессе осуществления власти. Он различал правление одного (автократия), правление немногих (тео- кратия), правление большинства (демократия). Государства же делил на правильные (их цель – достижение общего блага) и неправильные (где частные цели превалируют над общими). Австрийский юрист Ганс Кельзен (1881–1973) считал, что, по- скольку в основе типизации государств лежит идея политической свободы, необходимо выделять два типа государственности: 1) демократия; 2) автократия. В современной юридической науке сложились два подхода к пони- манию типологии государств: 1) формационный; 2) цивилизационный. Формационный подход к пониманию типологии государств до не- давнего времени был господствующим. Он рассматривался как един- ственно научный, поскольку выражал марксистское отношение к ти- пу государства. Суть его в том, что выяснение типа государства осно- вывается на смене общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства. В свою оче- редь, в основе общественно-экономической формации лежат особен- ности, связанные с частной собственностью, классовыми антагониз- мами и товарным производством. Первой общественно-экономической формацией считается перво- бытно-общинная, которой не были присущи частная собственность, классы, товарное производство. Способ производства был основан на коллективной форме собственности, власть выражала интересы об- щества в целом. На смену первобытно-общинной формации приходит рабовладельческая, вслед за ней феодальная, затем буржуазная, и в итоге должна сформироваться коммунистическая. Каждой общественно-экономической формации (кроме первобыт- но-общинной) соответствует свой тип государства: рабовладельче- ский, феодальный, буржуазный. Постепенный прогресс общества приводит к коммунистической формации, с развитым обществом, ко- торое не нуждается в государстве. Именно социалистическое обще- ство ориентировано на коммунизм. 30 Смена общественно-экономических формаций происходит, когда производительные силы перестают соответствовать производствен- ным отношениям. Реформы либо революция приводят к новой поли- тической организации общества и возникновению иного типа госу- дарства. Цивилизационный подход к пониманию типологии государств стал довольно широко использоваться во второй половине ХХ в. Данный подход предполагает учитывать не только социально-экономический строй общества, но и духовные и культурные факторы, сопутствую- щие развитию социума (общества). Цивилизация – это социокультурное состояние общества, включа- ющее как экономические условия жизнедеятельности общества, так и религиозные, этнические его основы, степень экономической, поли- тической, социальной и духовной свободы личности. В цивилизационномподходе предполагается понимание типоло- гии государств как их «технологическое» направление, согласно ко- торому тип государства соотносится с уровнем развития научно- технического прогресса и использованием его достижений в жизне- обеспечении населения государства. Английский ученый Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975) пола- гал, что сущность цивилизации определяет культурный фактор, а по- литический и экономический являются второстепенными, поскольку предопределяются культурой общества. Каждая цивилизация придает определенную общность всем государствам, существующим в ее рамках. Однако сохраняются не все цивилизации, а только те, кото- рые смогли освоить жизненную среду своего обитания, развить ду- ховные качества во всех видах человеческой деятельности (египет- ская, китайская, иранская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.). В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: 1) древняя (древнеегипетская, шумерская, греческая и другие ло- кальные цивилизации); 2) особенные цивилизации (индийская, китайская и др.); 3) современные цивилизации. Достоинством данной типологии государств является возведение культуры в ранг предопределяющих качеств. |