Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Возникновение и становление права

  • § 3. Корпоративное (сословное) право

  • § 4. Общегосударственное право

  • § 5. Основные концепции правопонимания

  • Теория государства и права. Бибило ВН _Теория гос и права. И права


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеИ права
    АнкорТеория государства и права
    Дата14.02.2022
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБибило ВН _Теория гос и права.pdf
    ТипДокументы
    #361611
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16
    Глава 11. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА
    § 1. Условия и предпосылки происхождения права
    Регулирование поведения людей – одна из объективных потребно- стей существования и развития общества.
    На начальном этапе истории человечества поведение людей осу- ществлялось преимущественно на основе их человеческих инстинк- тов. Страх перед непонятными силами, окружающими человека, обеспечивал в тех условиях безотказное действие обычаев и запретов.
    Постоянно сфера неосознанного (биологического) поведения людей сужалась, а социальное регулирование получало все больше упроче- ние, что необходимо было в целях сохранения целостности общества.
    Возникновение новых правил поведения и поддержание их обще- ством было необходимо, чтобы выработать в характере каждого че- ловека такие черты, без которых невозможна была бы совместная жизнедеятельность. Правила поведения в человеческом обществе по- степенно входят во внутренний мир человека, и некоторые из них становятся нормой общения. Поведение индивида ставится под кон- троль общества. Постепенно появляется определенная стандартность, предсказуемость поведения человека, что давало каждому человеку определенную гарантию безопасности. Правила поведения людей стали входить в повседневность и путем подражания передавались из поколения в поколение. Таким путем у первобытных людей начало складываться мировоззрение, которое в последующем превратилось в ядро их духовной культуры. Мировоззрение составляет не только си- стема взглядов на объективный окружающий мир и место в нем чело- века, но и обусловленные этими взглядами ценностные ориентации, т. е. представления о должном, о том, каким должно быть поведение человека. Конечно, социальные регуляторы не сняли борьбу людей, но притупили ее в случаях возникновения конфликтов. Столкновение же интересов людей неизбежно.
    Социальное регулирование поведения людей стало осуществлять- ся через социальные нормы (правила поведения, определяющие вза-

    79 имоотношения между людьми), которые необходимы для поддержа- ния порядка в обществе, поскольку они ограничивают непомерные притязания каждого отдельного человека.
    Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Имен- но это их отличает от несоциальных норм (биологических, химиче- ских, физических и др.), которые регулируют отношение человека к природным, материальным объектам. Они регламентируют повторя- ющиеся, типичные ситуации, рассчитанные сразу на многих людей, и устанавливают ответственность за несоблюдение правил поведения.
    Социальные нормы, как правила поведения, имеют определенную форму выражения, проявляясь либо в действиях, либо в словах. Вна- чале они выступали в виде действий и выражались в ритуалах и обы- чаях, а затем стали формулироваться словесно. Так, социальными нормами первобытного общества являлись: ритуалы; обряды; мифы; обычаи; религиозные нормы; нормы этики; моральные нормы.
    Ритуалы – это правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму их исполнения. Целью любого ритуала является внушение определенных чувств, для того чтобы у людей вызвать определенное психическое настроение. Например, ритуал вступления в брак преследует цель внушить нерушимость брачного союза.
    Обряды – это правила поведения, которые заключались в симво- лических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникали в психологическую сферу человека.
    Если ритуалы позволяли людям выразить свои эмоции биологиче- ского характера (страх, гнев, голод и т. д.), то обряды давали возмож- ность выразить более сложные чувства, носящие социальный харак- тер (скорбь по умершему, заботу о тех, кто нуждается в помощи, и т. д.). В обрядах выражалось сопереживание между людьми.
    Мифы – это образные примеры (сказки, былины), которые учат людей, что следует делать и чего делать не следует.
    В мифах на примере конкретных людей и конкретных ситуаций излагались правила поведения. Главное в мифах – это нормативная, предписывающая сторона, которая аккумулировала опыт человечества.
    У первобытных людей абстрактное мышление только начинало формироваться, и должно было пройти много времени, прежде чем человеку стало присуще логическое мышление, абстрактные понятия.
    Мифы объясняли мир. Они предшествовали науке. Развитие челове- ческого общества, познание закономерностей объективного мира,

    80 рост господства человека над внешними силами подрывали основу, на которой вырастает мифология. На базе первобытных мифов при достижении человеком уровня развития логического мышления
    (с учетом, конечно, причин социально-политического характера) про- исходил процесс формирования национальных и мировых религий.
    Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически на протяжении нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения.
    Обычаи регулируют устойчивые общественные отношения, кото- рые складываются на протяжении длительного периода времени, в течение жизни нескольких поколений. Они выражают жизненную за- кономерность, и их надо рассматривать как универсальное средство регулирования.
    Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие от- ношения между людьми с учетом требований божественного харак- тера.
    Религия (лат. religio – святыня, предмет культа) – духовный союз человека с Богом (богами). Этот союз состоит в том, чтобы открывать человеку свою сущность и свою волю (отсюда «божественное откро- вение»), и человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с Бо- гом, делает его волю своей нормой и отдает свои силы на ее осу- ществление. Смысл божественных заповедей в том, что человек дол- жен прежде всего служить Богу, а потом людям и обществу.
    В первобытном обществе было много богов. По-видимому, столь- ко, сколько было неведомых и страшных для человека сил. Позднее, когда общество стало подниматься на более высокую ступень эконо- мического развития, возникла потребность в единении людей. Тогда и возникает единобожие.
    Языческая религия выступала как спасение первобытных людей от их повседневных страданий. Религиозные нормы способствовали упорядочению поведения людей и постепенно становились орудием укрепления стабильных отношений в первобытном обществе.
    Поскольку религия есть отражение действительности (пусть даже фантастическое), она изменяется вместе с изменением действитель- ности, т. е. с развитием человеческого общества.
    С развитием религиозной мифологии связано и выделение профес- сии колдунов, знахарей, шаманов, жрецов, которым соплеменники

    81 доверяли роль посредника в контактах с Богом, духами, со сверхъ- естественным миром.
    На заключительном этапе развития первобытного общества, когда начинает зарождаться государство, религиозные нормы стали выдви- гаться в разряд основных социальных норм.
    Нормы этикета – это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, располагающего к общению.
    Целью правил этикета является приобретение человеком навыков установления контакта с другими людьми. Общение людей друг с другом требует от каждого человека желания и умения соотносить свои интересы и потребности с интересами и потребностями других людей, иначе контакт вряд ли возможен. Такого рода правила перво- бытным людям давались с трудом и они мало использовались в об- щении, поскольку сознание людей еще не было к этому готово. И тем не менее правила этикета существовали прежде всего по отношению к вождю племени, жрецу, совету старейшин и т. д. В последующем они стали иметь место и во взаимоотношениях людей одинакового социального статуса.
    Моральные нормы – это правила поведения, позволяющие разли- чать добро и зло.
    Моральные нормы характеризуются следующими признаками:

    основаны на представлениях о добре и зле. Поступки людей из- начально оцениваются как добрые или злые. Их критерий: способ- ствуют они или препятствуют удовлетворению прогрессивных по- требностей общества;

    не навязываются извне, а основываются на самостоятельном убеждении каждого человека о том, что есть добро, а что есть зло;

    люди, находящиеся в приблизительно одинаковых жизненных условиях, обладают в какой-то мере одинаковым уровнем морали.
    В связи с этим постепенно формируются общие моральные нормы, т. е. нормы, которые приемлют многие люди. Так создаются общече- ловеческие нормы морали. Однако в первобытном обществе человек еще не поднялся до понимания многих общечеловеческих норм мо- рали. Ему были присущи лишь интересы своей семьи, рода, племени;

    особенностью моральных норм является то, что они исполняют- ся добровольно, т. е. нет специальных органов принуждения, по- скольку эти нормы получили всеобщее признание;

    82

    контроль за осуществлением моральных норм происходит через самооценку поведения, через понимание чувства долга;

    санкция за нарушение моральных норм состоит в укорах сове- сти, в чувстве вины и переживаниях нарушителя.
    Вместе с тем за нарушение общепризнанных моральных норм санкции все-таки могут последовать. Они выражаются в обществен- ном осуждении поступков человека.
    § 2. Возникновение и становление права
    Право зародилось в недрах первобытного общества, на завершаю- щем этапе его развития, когда начали образовываться вождества, т. е. предгосударства. Право тогда было трудноотличимо от обычаев, тра- диций и других социальных норм, присущих первобытному обществу.
    Когда сложились соответствующие социально-экономические усло- вия, право стало основным социальным регулятором.
    Право общества, управляемого с помощью государства, на начальных этапах его развития обозначается еще и таким термином, как «варварское право».
    В континентальной Европе право зародилось после распада Рим- ской империи. В германских королевствах остались лишь обрывки римского права, его терминология и некоторые правила. Современ- ные авторы называют такое право римским вульгарным правом, чтобы отличить его от римского классического и постклассического права.
    Первые письменные доказательства существования права относят- ся к VII в. до н. э. Письменные источники права, обнаруженные в
    Египте, сохранились до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах. Законы Хаммурапи – правящей ди- настии древнего Вавилонского государства (XVIII в. до н. э.) – высе- чены на каменном блоке. Первым римским правовым источником следует считать Законы XII таблиц (V в. до н. э.). Одним из первых письменных источников права славян была Русская Правда (XI в.).
    Таким образом, первые письменные источники права появились в разное время. Их появление связано с укреплением государства.
    Вместе с тем первоначально право в значительной мере носило устный характер и выражалось в форме обычного права.
    Особенностью права на этапе его становления являлось и то, что оно было простым по содержанию и носило в значительной мере ка- зуистический характер, т. е. регламентировало разрешение некоторых

    83 конфликтных ситуаций, случаев (казусов). Кроме того, оно было не- систематизированным. В источниках права вперемешку приводились разнообразные нормы права. Право еще не разделялось на отрасли права, хотя зачатки их уже можно выделять. Оно отражало зачатки социального неравенства. Низшие слои общества подвергались более жесткому наказанию, чем вожди и их приближенные.
    Доказательствами, используемыми при применении такого права, были: ордалии (испытание огнем, водой и т. д.), клятва или присяга, поединки, передача эквивалента за причиненный ущерб, что осу- ществлялось в церемониальной форме в присутствии значительного количества людей (например, земля передавалась путем горсти зем- ли). В таком обществе не существовало специальных юрисдикцион- ных учреждений. Функции применения права осуществляли различ- ные лица: в Египте – мудрецы, доверенные лица фараона, органы об- щественного самоуправления. В Древнем Вавилоне важную роль иг- рали жрецы-оракулы, царские наместники, глашатаи (объявляли при- говор, решение). В Древней Руси – князь, его представители, вирники
    (лица, взимающие штраф или иные взыскания в качестве компенса- ции за причиненный ущерб).
    В древних обществах, начинающих приобретать теократический характер, многие судебные функции оказались в руках церкви.
    § 3. Корпоративное (сословное) право
    Слово «корпорация» (от лат. corporatio) означает объединение, со- юз, сообщество, группа людей, объединенных общими интересами.
    Интересы, приводящие людей к объединению, могут быть самыми разнообразными: имущественные, профессиональные, политические, религиозные и др.
    На смену древнему обществу пришло сословное (корпоративное) общество, основанное на политической раздробленности, разделении людей по их отношению к средствам производства, т. е. на феодаль- ной иерархии и феодально-зависимом крестьянстве.
    Основными социальными группами в сословном обществе были феодалы, духовенство, крестьяне, горожане (ремесленники и купцы).
    Этим видам сословий и соответствует право того этапа его развития: феодальное (поместное) право; манориальное (крепостное) право; ка- ноническое (церковное) право; городское право; гильдейское (цехо- вое) право; торговое (купеческое) право.

    84
    Феодальное (поместное) право регулировало порядок приобрете- ния земли и взаимоотношения между ее собственниками.
    Феодальное право закрепляло привилегии феодалов на землю.
    Земля в свободной крестьянской собственности существовала на са- мых ранних этапах феодального строя и в период распада Римской империи исчезла, хотя и остались элементы общинного крепостного землепользования (леса, луга).
    Основа феодального права – личные повинности феодалов своим господам (сеньору, государю): обязанность нести военную службу, помощь вассала своему сеньору при возникновении необходимости в ней, право сеньора жениться на дочери вассала и др.
    Феодальное право во многом носило устный характер, поскольку оно выросло из обычаев. Использовалась также договорная форма, которая имела место в основном между равными феодалами. Затем государственная власть берет на себя функцию письменного фикси- рования права. Так, появились статуты Великого княжества Литов- ского (1529, 1566, 1588), Соборное уложение (1649).
    Манориальное (крепостное) право регламентировало отношения между помещиками и крестьянами, а также отношения между кресть- янами.
    Манор (поместье) – это феодальное автономное сообщество, где существует привилегированное положение помещика (сеньора).
    Помещик осуществлял экономические, финансовые, полицейские и судебные функции над крепостными в своем землевладении и рас- сматривал их как своих подданных.
    В крепостном праве господствовал в основном обычай. Каких- либо договоров между помещиком и крестьянами не существовало.
    Однако постепенно под коллективным давлением крестьян их повин- ности стали упорядочиваться. Например, платежи крестьян стали ограничиваться определенной суммой, брак без согласия помещика признавался действительным.
    Городское право возникло в связи с развитием городов и отражало свободы жителей городов, регулируя отношения между жителями го- рода и владельцами городских земель (феодалами, князьями, еписко- пами и др.).
    Городское право упорядочивало городскую жизнь его жителей, предоставляя им возможность осуществлять самоуправление путем

    85 введения принципа представительного правления. Нормы городского права определяли права и обязанности жителей города.
    Одной из форм городского права являласьхартия, которая оформлялась письменно. При принятии хартии необходимо было за- явить о создании города и определить, как город будет управляться, а также определить льготы, которые дарует горожанам владелец земли.
    Существовала и такая форма городского права, как городские за- коны, которые закреплялись в отдельном документе и имели различ- ные названия (статут, постановление, привилей, указ и т. д.). Они хранились в городской управе.
    Нормы городского права заимствовались у городов, которые в наибольшей мере упрочили городское право, например Магдебург.
    Магдебургское право было широко распространено в Великом кня- жестве Литовском, многие города которого получили грамоты на его применение.
    Торговое (купеческое) право составляют общественные отношения, участниками которых являются представители обособленного торго- вого сословия. Оно регулирует отношения внутри самого купеческого сословия, а также отношения, складывающиеся на рынках, ярмарках, в портах. Купцы для защиты своих интересов объединились в гильдии.
    Торговое право начало формироваться в Западной Европе в ХІ–
    ХІІ вв. Его развитию способствовали политические, экономические, технологические, религиозные факторы. Среди них наиболее важное значение имело расширение сельскохозяйственного производства, повышение производительности труда, рост населения в целом, за- хватнические войны и др. Все это способствовало торговой деятель- ности. Сначала торговая деятельность включала и ремесленническую.
    Сам производитель заботился о том, как выгодно продать свою про- дукцию. Затем от производственной деятельности отделилась дея- тельность, специализированная на купле-продаже товаров.
    По мере развития общества нормы торгового права становятся все более разнообразными. Появляются торговые обычаи, коммерческие договоры, торговые прецеденты, а также правосудие по торговым де- лам.
    Гильдейское (цеховое) право распространялось на производителей товаров, на объединения городских ремесленников одной или не- скольких родственных специальностей. Его предназначением была охрана от посягательств феодалов, купцов, городской знати. С разви-

    86 тием производства на этапе перехода к капитализму цехи преврати- лись в замкнутую организацию мастеров. Впоследствии цехи стали тормозить производство, что привело к постепенному их исчезнове- нию и появлению мануфактуры.
    Существовали следующие виды гильдий: производственные
    (ткацкие, кузнецкие, кожевенные и др.); морские, предназначенные для перевозки товаров; горные, занимавшиеся добычей полезных ис- копаемых (металлов, камня и т. д.); финансовые (страховщики, ро- стовщики, банкиры и др.); гильдии лиц свободных профессий (вра- чей, нотариусов и др.).
    Основной массив цехового права составляли нормы, регламенти- рующие внутреннюю деятельность цехов (условия труда, условия ученичества, стандарты качества работ, условия приема в гильдии, установление рабочих и праздничных дней и т. д.).
    Правосудие осуществлялось третейским судом. Судьи избирались на общем собрании гильдии. Они не были профессиональными судь- ями, тем не менее решали спорные вопросы, возникающие в повсе- дневной жизни.
    В последующем цеховое право стало основой зарождения многих отраслей современного права.
    Каноническое (церковное) право – это система правил поведения, принятых структурами церкви (собором, синодом, епископами и т. д.) и записанных в сборниках.
    Слово «канон» (от греч. kanon – норма, правило) стало использо- ваться для обозначения правил поведения, изданных церковью.
    Термин «каноническое право» используется в Западной Европе,
    Великом княжестве Литовском, а в России – «церковное право».
    Каноническое право было создано в Западной Европе в ХІ–ХІІ вв., в Великом княжестве Литовском несколько позднее – в XV–XVI вв.
    Становление и развитие канонического права проходило в борьбе духовной и светской власти. Начиная с XIV в. церковь постепенно начала терять свое могущество, поскольку королевская власть стала теснить духовную. Одним из направлений борьбы было сражение за приоритеты в осуществлении судебной юрисдикции. К тому времени церковь закрепила за собой судебные полномочия, поскольку под по- нятие «грех» подпадало нарушение любых установленных обществом правил. Королевской власти оставалось лишь вводить их. Усиление государственной власти привело к тому, что церковная власть начи-

    87 нает терять судебные полномочия. Так, в 1539 г. во Франции был из- дан королевский ордонанс, запрещавший церковным судам рассмат- ривать дела в отношении светских лиц. Однако в данной сфере ком- петенция светской и церковной власти оставалась недифференциро- ванной.
    К сфере деятельности духовной власти относились дела, связан- ные с осуществлением таинств (брачно-семейное право), завещания- ми (наследственное право), церковным налогообложением (финансо- вое право), клятвенными заверениями (право собственности), греха- ми, заслуживающими церковных наказаний.
    Церковное право распространялось прежде всего на клириков
    (церковных служителей, т. е. духовенство), которые подлежали цер- ковному суду за любые действия, подпадающие под понятие «грех», независимо от того, как к этим действиям относилась светская власть.
    Юрисдикция над мирянами распространялась только на такие катего- рии дел, как ересь, колдовство, ростовщичество, клевета, гомосексуа- лизм, прелюбодеяние, осквернение религиозных мест. Что касается других видов отношений, церковное право распространялось только на обездоленных, которых светская власть не могла защитить (бедня- ки, вдовы, сироты, путешественники).
    Духовенство подлежало церковному суду за любые преступления.
    В отношении священнослужителей применялись такие санкции: раз- жалование (лишение всех церковных должностей и прав), смещение с определенных должностей (лишение сана), лишение права отправле- ния таинств на определенный срок, обязанность совершать богоугод- ные дела, возмещение вреда пострадавшим, совершение подвигов благочестия (пост, паломничество), отлучение от церкви.
    Санкции против мирян также были разнообразны: совершение бо- гоугодных дел, возмещение вреда, отлучение от церкви (анафема).
    Священнослужители были элитой общества, и письменность, как разновидность человеческой культуры, распространялась прежде все- го в их среде. Церковные правила приобрели письменную форму, что имело важное значение в единообразном их понимании.
    Среди форм канонического (церковного) права наибольшее значе- ние имели решения христианских собраний (постановления синодов, вселенских соборов, отдельных епископов, папские решения). В их основе лежала интерпретация Библии.

    88
    Правосудие по церковным делам осуществлялось священниками, а не профессиональными юристами и носило письменный характер. В ходе слушания дела велся протокол. Судебное решение облекалось в письменную форму. Показания давались под присягой, поддержание обвинения поручалось особому человеку – обвинителю. Собственное признание о содеянном было основным доказательством, своего рода
    «царицей доказательств». Иногда оно выбивалось с применением фи- зической силы.
    Каноническое (церковное) право сыграло важную роль в прогрес- сивном развитии светского права.
    § 4. Общегосударственное право
    Развитие общества привело к возникновению общегосударствен- ного права. Существование церковной власти и укрепление светской власти вызвало появление профессионального бюрократического ап- парата, таких его структурных частей, как канцелярия, казначейство, губернаторы и т. п.
    Прошли столетия, прежде чем королевское (императорское) право превратилось в развитое право, применяемое в общегосударственном масштабе. Этому явлению способствовали изменения, произошедшие в экономической и политической сфере общества.
    В экономической сфере общество стало переходить к развитым товароденежным (рыночным) отношениям, которые возможны толь- ко на началах свободы и равенства между субъектами, обладающими собственностью. Изменения в политической сфере, происходящие в виде рассредоточения единоличной власти монарха между различ- ными государственными органами, есть реальное претворение в жизнь принципа разделения властей.
    Возникновение королевского (общего) права необходимо расцени- вать как показатель консолидации общества с его центром в виде ко- ролевской власти. Осуществление правосудия стало сопровождаться применением общего (общегосударственного, а не сословного) права.
    Общегосударственному праву присущи следующие черты:

    право состоит из норм, определяющих правила поведения, по- этому его нормы стали распространяться на людей, которым они ад- ресованы. Право становится обязательным независимо от желания субъектов;

    89

    исполнение норм права обеспечивается принудительной силой государства через его органы;

    нормы права закрепляются в официальных документах, среди которых главное место занимают законы, принимаемые органами за- конодательной власти. Большое значение имеют также договоры, су- дебные прецеденты;

    нормы права стали отличаться от других социальных норм (тра- диций, обрядов, норм морали, религиозных норм) своей формальной определенностью, четкостью и все большей абстрактностью, что объ- ясняется прежде всего расширением сферы применения права;

    на стадии общегосударственного права используются довольно сложные юридические конструкции и правила юридической техники.
    Прежде всего, правовые нормы в структурном отношении стали рас- членяться на отдельные правовые предписания. Их формулировки приобрели значительную определенность и лаконичность, что оказа- лось неизбежным в результате расширения сферы правового регули- рования. Появляются такие ранее неизвестные юридические понятия, как «правоспособность», «аффект», «аферта», «презумпция невинов- ности» и др. Все это позволило излагать нормы права сгруппирован- но и тем самым создавать условия для зарождения отраслей права;

    среди социальных норм, регулирующих поведение людей, нор- мы права приобрели больший удельный вес и стали основным соци- альным регулятором.
    Развитое право является одним из величайших достижений чело- вечества.
    § 5. Основные концепции правопонимания
    Право – сложный общественный феномен. На протяжении всей истории его существования научный интерес к нему не ослабевает.
    Вопросы, связанные с пониманием права, его сущностью, всегда ак- туальны, поскольку каждый новый этап в развитии человечества предполагает обновление права. В мире существует множество тео- рий, научных идей и точек зрения о том, что есть право, как понимать право. Появилась самостоятельная научная категория – правопони- мание, которая стала широко использоваться в юридической науке и практике.

    90
    Правопонимание отражает процесс и результат мыслительной дея- тельности человека, включающий в себя: 1) познание права;
    2) оценку права; 3) отношение к праву как социальному явлению.
    Субъектом правопонимания выступает любой конкретный чело- век, например юрист-профессионал, студент, пенсионер. Правопони- мание всегда субъективно, хотя представления о праве могут совпа- дать у группы людей, отдельных слоев общества.
    Объектом правопонимания может быть: 1) право как обществен- ное явление; 2) право конкретного государства; 3) право как система норм; 4) право как отдельная его норма.
    Содержание правопонимания образует знание субъекта о его пра- вах и обязанностях, о дозволениях и запретах, о справедливом и не- справедливом. В основе правопонимания лежит уровень культуры его субъекта, господствующие в обществе методологические воззре- ния, характер исторической эпохи, культурологические традиции общества, религиозные и идеологические позиции.
    Современный уровень юриспруденции позволяет систематизиро- вать различные взгляды о праве на основе определенных критериев.
    Представители некоторых научных течений, например Артур Шопен- гауэр (1788–1860), Владимир Соловьев (1853–1900), рассматривали право как часть нравственности или как низшую ступень нравствен- ности. Негативно относились к праву анархисты. Проблемы отмира- ния права при построении коммунизма обсуждались в марксистской правовой теории.
    В зависимости от источника правообразования (государство или природа человека) различают естественно-правовую и позитивист-
    скую теорию правопонимания. В свою очередь, исходя из того, что брать за основу в правопонимании (норму правила, или правосозна- ние, либо правоотношение), сформировались нормативистская, пси-
    хологическая и социологическая теории.
    Естественно-правовая концепция правопонимания берет свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме, в трудах Демокрита,
    Сократа, Платона, где были отражены попытки выявления нрав- ственных, справедливых начал в праве, присущих самой природе че- ловека.
    Естественно-правовая теория утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека, которые он получает от своего рожде- ния или которые ему даруются Богом. По мнению сторонников этой

    91 теории, источник прав человека (а значит, и права в целом) в самом человеке, в его внутреннем мире, а не в законодательстве государ- ства. Благодаря этой теории начали различать право и закон. Право присуще природе человека, и не всякий закон содержит право, т. е. является правовым.
    Критическое отношение к данной теории в том, что не все пред- ставления о праве как добродетели, справедливости можно объекти- вировать в правовой действительности.
    Позитивистская концепция правопонимания возникла в значи- тельной мере как оппозиционная «естественному праву человека».
    Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с фор- мальной точки зрения, т. е. точки зрения их внешней формы, и рас- сматривает право в виде словесно-символической формы, отождеств- ляя право и закон.
    Положительным в этой теории является то, что благодаря такому правопониманию устанавливается стабильный правопорядок. Догма права (закон) всеми должна пониматься единообразно, что предпола- гает отточенность ее формулировок, определенность структуры норм права. Текстуальная форма права – необходимый атрибут права.
    Нормативистская концепция правопонимания основана на пред- ставлении о том, что право – это совокупность норм, выраженных в нормативных правовых актах.
    Автором данной концепции считается Ганс Кельзен (1881–1973), который сформировал «чистую теорию права». По его мнению, право представляет собой стройную, логически завершенную, иерархиче- скую пирамиду во главе с «основной нормой». При этом юридиче- ская сила и значимость каждой нормы зависит от места, которое она занимает в пирамиде правовых норм. Современное понимание права с позиции нормативизма состоит в следующих его особенностях:

    право – это система норм, изложенных в нормативных правовых актах;

    нормы права устанавливаются государством сообразно его воле.
    Реализация права в необходимых случаях обеспечивается принуди- тельной силой государства;

    нормы права регулируют наиболее важные общественные от- ношения;

    от норм права зависит возникновение правоотношений;

    правоотношение ведет к правообразованию, что означает: общие нормы права устанавливаются законодателем, а индивидуальные
    17

    92 нормы права создаются судебными и административными органами путем применения общих норм права.
    Под «чистой теорией права» Ганс Кельзен понимал догму права, из которой устраняется все чуждое юриспруденции, которая должна заниматься не социальными предпосылками или нравственными ос- нованиями правовых предписаний, а юридическим (нормативным) содержанием права.
    Недостаток нормативистской теории состоит в игнорировании нравственных начал в праве и абсолютизации влияния государства на правовую систему.
    Психологическая концепция правопонимания разрабатывалась в
    XX в. Ее родоначальником является Лев Иосифович Петражицкий
    (1867–1931).
    Согласно психологической концепции основным фактором, опре- деляющим развитие государства и права, является психика людей.
    В основе права лежат эмоции людей, их правовые переживания, свя- занные с интуицией человека. Поэтому интуитивное право – реальное право. Переживания людей по поводу права делятся на два вида:
    1) переживания по поводу установления права государством;
    2) переживания, связанные с применением права к конкретному че- ловеку. Источником права выступают эмоции человека.
    Недостатком психологической концепции правопонимания явля- ется ее односторонний характер, отрыв от социально-экономических отношений общества, невозможность структурировать право и отли- чать его от иных социальных норм.
    Социологическая концепция правопонимания зародилась в сере- дине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Леон Дюги (1859–1928), С. А. Муромцев
    (1850–1910), Евгений Эрлих (1862–1923), Роско Паунд (1870–1964).
    Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. В основу права положено общественное отношение, защи- щаемое правом, т. е. право надо искать не в психике, а в реальной жизни. При этом нормы права и правосознание не отрицаются, но они не признаются правом. Они лишь признаки права, но не само право. Само же право коренится в общественных отношениях, в дей- ствиях людей. Право, по мнению сторонников этой концепции, – это реальное поведение людей. Отсюда эта теория носит название «живо- го права». Формулируют «живое право» суды в процессе своей дея-

    93 тельности. Они, применяя законы, пополняют их правом и, вынося свои решения, выступают субъектами правотворчества.
    Недостатком этой теории является отрицание нормативности как одного из свойств права и недооценка нравственных начал.
    Марксистская концепция правопонимания разработана в XIX–
    XX вв. Ее представители: К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–
    1895), В. И. Ленин (1870–1924).
    Сторонники марксистской концепции правопонимания полагают, что право – это возведенная в государственный закон воля господ- ствующего класса. Содержание права определяется характером про- изводственных отношений, которые устанавливает класс собственни- ков основных средств производства. Право представляет собой нор- мы, формально исходящие от государства.
    Марксистская концепция правопонимания складывалась в процес- се формирования марксизма в целом.
    К основным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке, где базис – экономическая структура общества (совокуп- ность производственных сил и производственных отношений), а надстройка – государство и право, выражающие волю господствую- щего класса. Смена общественно-экономических формаций является результатом классовой борьбы и революции, которая происходит, ко- гда производительные силы приходят в противоречие с устаревшими производственными отношениями. Пролетариат – это тот класс, ко- торый совершит всемирную коммунистическую революцию и по- строит общество без классов, без государственной власти и без права.
    К. Маркс называл политическую власть рабочего класса диктату- рой пролетариата. Социализм – первая фаза коммунизма, ведущая к уничтожению классовых различий. На второй, высшей фазе комму- низма, когда в обществе осуществится принцип распределения «по потребностям», отпадает необходимость в государстве и праве.
    В работе «Манифест коммунистической партии» изложена про- грамма пролетарской революции и построения коммунистического общества.
    Одним из течений марксизма является большевизм, основателем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870–1924). Глав- ная идея большевизма – создать «партию нового типа», что позволит организовать деятельность профессиональных революционеров и осуществить построение социализма и коммунизма.

    94
    Сильной стороной данного учения является то, что в нем показана зависимость права от социально-экономических факторов и рассмот- рена тесная связь государства и права. Недостаток марксистского учения в том, что в нем преувеличена роль классовых антагонизмов, а действие права ограничивается историческими рамками классового общества.
    Каждая из вышеизложенных теорий отражает определенный этап в правообразовательном и правореализующем процессе. Недостатки одной теории являются преимуществами другой. Их появление свя- зано с развитием человеческого общества и свидетельствует о соци- альной ценности права.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта