I. предмет и методология теории государства и права
Скачать 287.47 Kb.
|
Раздел III. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Тема 3.1. Понятие права. Право в системе социальных норм. Основные теории происхождения права 28. Понятие и виды социальных норм. Нормы права и нормы морали. Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм (лат. norma - правило, точное предписание, образец). Социальные нормы - правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом. Социальным нормам присущи следующие признаки: - являются общими правилами, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества; - возникают в связи с волевой и сознательной деятельностью людей; - основным направлением их действия является регулирование общественных отношений; - возникают в процессе исторического развития общества, в дальнейшем совершенствуются, изменяются и функционируют вместе с прогрессом общества; - носят объективный характер, т.е. не зависят от воли и желания людей; - имеют определенную иерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль (системность социальных норм); - выступают мерой общественно значимого поведения, направленной на достижение определенного результата. Социальные нормы бывают двух типов: Писаные - формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством. Неписаные - неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами государства; они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е. некоторыми молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным поведением. Существующие в обществе социальные нормы можно представить в ряде их разновидностей.
Все социальные нормы являются правилами поведения общего характера, т.е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Социальные нормы выполняют в обществе важные функции. Функции социальных норм
В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях: - система правовых (юридических) норм; - официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации; - совокупность всех правовых явлений, т.е. правовая система; - совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога. Мы понимаем под правом систему норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения. Так понимаемое право имеет ряд признаков. Признаки права - это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений. К наиболее существенным признакам права относятся следующие:
На протяжении всей истории право играет определенную роль в жизни общества, выполняет соответствующие функции:
Таким образом, право связано с жизнью людей и, главное, с жизнью людей в обществе: в соответствии с правовыми нормами решается вопрос о правомерности поведения субъектов общественных отношений. Право состоит из действующих в данном обществе юридических, или правовых норм. Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования:
Таким образом, право не является единственным регулятором общественных отношений. Действуя в системе социальных норм, право выступает только одним из ее элементов. 27. Основные подходы к пониманию права. Вопрос о происхождении права и его сущности остается дискуссионным, что находит свое отражение в следующих теориях. Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, идеологи исламской религии и другие). Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше. Достоинства: понимание того, что право в истории общества возникает в силу тех же причин. Как и государство, они существуют и взаимодействуют только совместно и во взаимосвязи. Недостатки: в своем объяснении происхождения права данная теория опирается на веру в божественное его происхождение, право понимается как результат божественного начала. Теория естественного права (XII в. Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев). Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Достоинства: это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; теория провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур. Недостатки: данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно; такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей. Психологическая теория (XX в.: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие). Право есть результат человеческих переживаний. Личности присущи эмоции долга. Законы государства зависят от психологии людей. Достоинства: обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида; акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества. Недостатки: представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; в связи с тем что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Историческая школа (конец XVIII - начало XIX в. Г. Гуго, К-Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие). Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют. Достоинства: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения. Недостатки: данная теория во время своего возникновения объективно выступала как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя; ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений. Нормативистская теория (XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.Я. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.). Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды. Достоинства: верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы; нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов; признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму. Недостатки: представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами; признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными. |