И статус социальной психологии
Скачать 284.17 Kb.
|
7 Соц- Психологическая структура личности. Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются: 1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью. Мировоззрение человека — это сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним 1 Каждый из нас неоднократно встречался с ситуацией, когда, несмотря на имеющиеся богатый опыт общения и предварительные представления о психологических качествах конкретного человека, в процессе непосредственных контактов с ним эти его характеристики проявлялись нестандартно, не так, как мы могли это предполагать. И это результат их своеобразного формирования в детстве, в семье, в предшествующей группе принадлежности этого человека. 2 Например, можно говорить об общительности конкретного объекта нашего внимания, но эта общительность может быть своеобразной в силу специфики проявления темперамента или эмоционально-волевых черт личности, которые необходимо учитывать в полной мере и которые в ситуациях межличностного взаимодействия не всегда выходят на передний план. достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки; 2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств; 3) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться; 4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленное™ или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека; 5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении. Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою иерархизированную внутреннюю структуру, основной фокус которой ориентирован на выделение социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение. При этом не надо забывать и об общепсихологической структуре личности, отражающей единство и проявление трех взаимосвязанных сторон. Индивидуально-психологическая стороналичности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы —это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования представляют собой психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Мировоззренческая стороналичности связана с общественно значимыми качествами и особенностями, позволяющими занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личнсйсти определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения, позиции. Моральный облик личности — это система представлений о морали, отражающая наличие твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности — это устойчивая система взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие. Социально-психологическая стороналичности выявляет ее основные качества и характеристики, позволяющие играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Входящие в нее отношения к другим людям представляют собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловливаемые индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности — настроенность на определенное отношение к обществу и к другим людям. нностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализациифункционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола. Рефлексивный механизм социализациисвязан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д. 8. Возрождение и тенденции развития отечественной СП Факторы возрождения отечественной социальной психологии. В конце 50 — начале 60-х годов начинается этап возрождения отечественной социальной психологии. Внешним импульсом к её возрождению на первых порах явился растущий интерес к психологическим проблемам бытовой религиозности в стране. Он был обусловлен настоятельной необходимостью понять природу идеологической неэффективности антирелигиозной пропаганды в условиях усиления религиозности населения в послевоенный период. Официальный заказ на эту тему и последовавшие за этим массовые социологические опросы как у нас, так и за рубежом показали, что питательной почвой для религиозности являются не идеологическая приверженность людей к церкви, предполагающая знание религиозных догматов, как могло казаться, а социально-психологические факторы. Последние, как показали исследования, были представлены потребностью в эстетическом оформлении переживаний человеком особо значимых для него жизненных ситуаций. Это рождение ребенка и ᴇᴦο последующее совершеннолетие, бракосочетание и потеря близких. Осознание социально-психологической природы религиозности дало импульс росту не только многообразных форм гражданской обрядности как способу удовлетворения названных потребностей, но и стимулировало интерес к общественной психологии. Вместе с тем в числе факторов, которые способствовали возрождению социальной психологии, были˸ растущие запросы общества, связанные с потребностью исследования и учета социально-психологических знаний во всех областях социальной жизни, необходимостью более полного представления о структуре общественных отношений и общественного сознания; успехи психологической науки в сфере исследования взаимоотношений личности в коллективе; изменение идеологической атмосферы в стране, начавшееся в период 60-х годов, известное под названием "оттепели", когда на волне общественно-политического подъема, вызванного разоблачением культа личности, советским руководством было допущено некоторое смягчение идеологического контроля в духовной жизни общества в целом и научной сфере в частности [28, с. 33]. В 1959 году ленинградские ученые (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев и Б. Д. Парыгин) выступили с критикой отрицания права отечественной социальной психологии на существование и развитие как науки [48]—[50]. В статьях А. Г. Ковалева и Б. Д. Парыгина, опубликованных в "Вестнике ЛГУ" за 1959 год, аргументировалась необоснованность отказа в праве советской социальной психологии на разработку на том основании, что одноименная зарубежная наука носит якобы антинаучный и апологетический характер. Размещено на реф.рф Отвергался и тезис о несовместимости социальной психологии с марксизмом, обосновывалась продуктивность её развития на этой основе. Предыстория современной российской психологии Сейчас российская психология вступила в фазу своего расцвета, но этому предшествовали тяжелейшие годы забвения и политического давления. Психология нынче - наука модная и, что более важно, полезная. Впрочем, два этих свойства взаимосвязаны. Не потому ли нарастает количество желающих получить психологическое образование, что психологи сегодня востребованы и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах? Однако есть и более объективные, если хотите, количественные показатели того, что российская психология вступает в эпоху своего расцвета. В 90-х годах было издано рекордное количество книг по психологии - 1300 наименований. Первые позиции по популярности в этом перечне занимают книги по общей психологии, социальной психологии и социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтроля. Сегодня модная наука развивается по 48 направлениям и исследует 261 психологическую проблему. В двадцатку наиболее важных входят исследования проблем общения и наркозависимости. Современная российская психология. / Любутин К.Н., Грибакин А.В. - Екатеринбург: Мир знаний, 2004. - с. 54. Однако такой всплеск был бы невозможен на пустом месте. Традиции и научные школы, сформированные за прошедшие сто лет и уцелевшие в эпоху диктата, стали тем гумусом, который сегодня начинает приносить щедрый урожай. Это тем более удивительно, если вспомнить, что на долю российской психологии в ушедшем веке выпала нелегкая участь. Профессор А.В. Петровский выделяет три периода развития этой науки в России. Начало века было вполне плодотворным для психологии: в 1914 году был создан Институт психологии, издавались журналы, ученые читали лекции, в том числе и публичные, которые пользовались огромной популярностью. Экспериментальная и педагогическая психологии становились на ноги. В первые годы после октябрьского переворота все оставалось по-прежнему. На 1-м съезде психологов в 1923 году прозвучал доклад Корнилова "Психология и марксизм". С этой минуты в деятельность ученых вторглась политика, а психология "перешла на марксистский путь развития". Надо отдать должное исследователям: они не сдавались, и, мастерски манипулируя цитатами из работ В.И. Ленина, продолжали заниматься своими делами. Вместе с репрессиями начался второй, самый тяжелый период жизни российской психологии. Вслед за постановлением партии "О методологическом прожектерстве" власти уничтожили большую группу представителей философского направления в психологии, а в 1932 году закрыли журналы "Психология" и "Педология". Под прицельным ударом оказались ученые, занимавшиеся исследованиями в области детской психологии. Очередное постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" практически наложило запрет на изучение детской психологии. Но еще оставалась возможность изучать познавательные процессы, развитие памяти, характер. Однако вторая волна репрессий поставила науку в условия, близкие к уничтожению. Партия предлагала вообще отказаться от психологии и ограничиться физиологией высшей нервной деятельности. В 1956 году начинается третий этап, этап восстановления психологической науки. Наконец-то издают запрещенные прежде труды Л.С. Выготского, ученым разрешают выезжать в другие страны, проходит международный конгресс психологов. О советской психологии сегодня можно говорить лишь в прошедшем времени. Исторические катаклизмы подвели черту под этим этапом развития отечественной науки. Ныне это перевернутая страница истории, можно даже сказать, вырванная. Ибо новая пишется заново, а точнее -- переписывается (более или менее творчески) из совершенно новых источников. Совершенно очевидно, что в рамках советской психологии практической психологии в ее современном понимании не существовало никогда. Действительно, мастера старой школы не занимались психотерапией и консультированием. По сути дела, это и было психологией, причем не оторванной от практики, более того -- находившей в ней вполне реальное и осязаемое воплощение, хотя и никакого отношения не имевшей к психотерапии и консультированию. Таким образом, психология в ее традиционном (для отечественной науки, да и не только) понимании гораздо шире и глубже так называемой практической психологии. Кручинин С.Т. Антология мировой психологии. - М.: Филинъ, 2003. - с. 349. И, наконец, 90-е годы - позади тотальный контроль партии и марксистский подход. Впереди - новые направления исследований: психотехника, психосоматика, психология личности, психология бизнеса. В постперестроечные годы появилось достаточно много интересных и ярких работ отечественных психологов разных поколений. За каждой из них можно обнаружить опору на те или иные представления, образы, модели человека. И хотя они чаще имплицитны, просвечивают неявно, как бы вторым, отдаленным планом, но именно они, на наш взгляд, определяют смысл, сущность и перспективу того или иного подхода. Поэтому, чтобы разобраться в том или ином нововведении, очередной «новой психологии», будь то «акмеистическая» или «экологическая», надо, прежде всего, разобраться, понять из какого образа человека исходит это веяние. Не имея возможности затронуть в этом плане все многоцветье мнений, сосредоточимся лишь на следующих мировоззренческих линиях. Первая -- это марксистская ориентация. Она перестала быть обязательной, насаждаемой, единственной, однако долгие годы ее доминирования сформировали исследовательское мышление, от которого невозможно отказаться в одночасье. Да это и не требуется вовсе -- каждый волен выбирать ныне основания своих взглядов; важно, чтобы речь не шла, как прежде, о насильственном их внедрении. Следующая ориентация -- на современные западные концепции, их ассимиляция и адаптация. Условно назовем эту ориентацию западнической. Третье направление, которое затрагивается в данной работе, связано со становлением гуманитарного подхода, с переориентацией на общегуманитарные модели и критерии в противовес прежним естественнонаучным. Четвертую линию можно назвать нравственно ориентированной, связанной с соотнесением, сопряжением психологии и этики. Наконец, последнее, пятое направление, на котором следует остановиться, обозначим как христиански ориентированное, поскольку христианские представления о человеке рассматриваются в нем как опорные, исходные для психологической работы. Направления эти представлены на сегодня в отечественной психологии весьма неравномерно. Первое (марксистское), лишившись государственной поддержки, идет явно на убыль. Второе (западническое), напротив, испытывает несомненный подъем, буквально заполняя, затопляя психологическую печать, а -- главное -- умы и души нового поколения профессионалов. На фоне этой экспансии весьма скромными выглядят успехи и распространение трех последних подходов -- гуманитарного, нравственно ориентированного и христианского. Заметим сразу -- принципы гуманитарной психологии и христианской психологии находятся лишь в стадии начального оформления. Что касается нравственной психологии, то сама возможность ее постулирования стала обсуждаться совсем недавно. Однако и ее мы решились включить в общее рассмотрение, как одну из потенциально значимых линий, которая в связке с гуманитарной и христианской ориентациями может образовать основу будущей российской психологии. 9. Духовно –психический потенциал личности Духовно-психический потенциал личности – зд. определенный уровень ее психических возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности личности складываются в конечном итоге из ее интеллектуального, эмоционального, волевого и энергетического потенциалов. Они являются сегодня основными качествами, определяющими творческий (креативный) потенциал личности. Возможности духовно-психического потенциала личности˸ интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Во взглядах на возможности духовно-психического потенциала человека очевидны существенные различия между учеными. Одни обращают внимание на ᴇᴦο огромные, почти безграничные возможности [6]—[9], в то время как другие, наоборот, — на ограниченность тех или иных духовно-психических сил и резервов человека. Так, для многих исследователей бесспорны колоссальный потенциал роста продолжительности как физической, так и связанной с ней духовной жизни людей. Уже сейчас установлена как вполне естественная и достигнутая норма продолжительности жизни человека — 120 лет. Столько обычно уже сейчас живут в Тибете. Ученые говорят о принципиальной возможности 7- или 14-кратного увеличения жизни человека (от возраста зрелости в 20 лет) как это имеет место у животных. А по предсказаниям французского астролога Нострадамуса люди достигнут долгожительства и будут жить 300 лет уже в 2100 году[8]. Жизнестойкость и необычные возможности духовно-психического потенциала человека в целом многие исследователи связывают с уровнем ᴇᴦο интеллекта и прежде всего с материальным субстратом последнего — мозгом. Интеллектуальный потенциал человека в целом весьма высок, и ᴇᴦο возможности ещё далеки от сколько-нибудь полной реализации. Как отмечал американский ученый С. Коэн, "еще никто не знает границ своего ума... Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно работает на ничтожную долю своей мощности. Задача будущего — узнать, как, с какой пользой увеличить эту долю". "В коре головного мозга — по мнению Г. Селье, — заключено столько мыслительной энергии, сколько физической силы содержится в атомном ядре, и... центральная задача науки состоит в том, чтобы найти способ высвобождения и использования этой энергии" [10]. Известно также, что из огромного числа — 15 млрд нервных клеток — нейронов, заключенных в мозгу, используется пока сравнительно небольшая часть. По некоторым данным, человек в среднем реализует 4% от общего количества нервных клеток, так что 96% их остается в резерве [11, с. 7]. Представление о границах духовно-психического потенциала. Наряду с высокими оценками, даваемыми уровню развития духовно-нравственного потенциала человека, существуют и такие достаточно традиционные представления, согласно которым если не сам потенциал, то по крайней мере возможности ᴇᴦο реализации весьма ограничены. В определенной мере о последнем свидетельствует то обстоятельство, что человек реализует в конце жизни только незначительную часть своего интеллектуального потенциала. |