Орлов А.Б. - Психология личности и сущности человека - 2002. И сущности человека парадигмы, проекции, практики
Скачать 1.69 Mb.
|
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ А. Б. ОРЛОВ ПСИХОЛОГИЯ личности И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПАРАДИГМЫ, ПРОЕКЦИИ, ПРАКТИКИ Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения университетов РФ по психологии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» Москва ACADEMA 2002 УДК 159.9(075.8) ББК 88.37я73 066 Рецензенты: доктор психологических наук, действительный член РАО А. А. Бодалев; доктор психологических наук, действительный член РАО Е.А.Климов; доктор психологических наук, профессор А. С. Спиваковская Орлов А. Б. 066 Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с. ISBN 5-7695-0827-2 Содержание книги объединено единой темой - гуманизацией психологической науки. Проанализированы изменения методологических парадигм и теоретических принципов психологии, а также практических форм деятельности психологов. Показана специфика методологии гуманистической психологии, ее ориентированность на достижение человеком гуманистического идеала. Предмет гуманистической психологии (соотношение личности и сущности человека) представлен в собственно психологической, психолого-социологической и пси-, холого-педагогической проекциях. Рассмотрены также варианты практик в рамках гуманистической психологии («группа встреч» и психологическое консультирование); сформулирован триалогический подход в психологическом консультировании и психотерапии. Книга может быть рекомендована также студентам и преподавателям философских и педагогических вузов, полезна всем, кто интересуется новыми тенденциями в развитии психологии. УДК 159.9(075.8) ББК88.37я73 ISBN 5-7695-0827-2 © Орлов А. Б., 2002 © Издательский центр «Академия», 2002 Памяти моего отца посвящается ВВЕДЕНИЕ Речь идет о том, чтобы, исходя из крайней проблематичности человека, уяснить его сущность. М. Бубер Человек, решивший заняться изучением какой-либо новой для него научной дисциплины, в первую очередь приступает к чтению разного рода учебников и руководств. Обычно наука в этих текстах представлена дидактически (т. е. расчлененно и фиксированно) как совокупность установившихся знаний. Если воспользоваться терминологией Т. Куна [106], наука осваивается в ее «нормальной», или парадигмальной, форме. Психология не составляет исключения. Вместе с тем развитие любой науки на любом этапе — это не только фиксированные ее состояния, достигнутые «плато», но и процесс, рискованные штурмы еще не взятых «пиков». Нам представляется, что полноценное изучение любой научной дисциплины возможно лишь тогда, когда у изучающего ее есть возможность ознакомиться как с ее дидактической частью, так и с частью проблемной, в которой вопросов и гипотез больше, нежели ответов и законченных теорий. Данное учебное пособие задумано автором как проблемное. В соответствии с замыслом психология показана как процесс, в ходе которого происходят существенные изменения представлений, понятий, концепций и методов. Что же это за процесс? На наш взгляд, наиболее точное обозначение этого процесса — гуманизация психологии, т.е. все более полное и адекватное отражение в зеркале психологической науки человека таким, какой он есть в действительности. Гуманизация психологии — многоаспектный процесс. В книге Детально рассматриваются четыре основных аспекта этого процесса: изменения, происходящие в методологическом и теоретическом слое психологии (глава I), на ее стыках с социологией (глава II) и педагогикой (глава III), а также в плоскости ее практик (глава IV). 3 Гуманизация психологии — интегральный процесс, затрагивающий не только науку как таковую, не только ее «объектный полюс», но и людей, занимающихся научной деятельностью. Углубление представлений о человеке, включение этих представлений в нетрадиционные практики работы с человеком — все это приводит к существенным изменениям в деятельности самих психологов. Если основной деятельностью психолога всегда было научное мышление и экспериментирование, то процесс гуманизации психологии все более и более заменяет эти традиционные виды научной деятельности самоисследованием и самоизменением. Эту книгу можно рассматривать как попытку дать содержательные ориентиры процесса гуманизации психологии. По сравнению с традиционным подходом, свойственным для отечественной науки, в ней показана организация личности, внутреннего мира человека, включающая не только его сознательное, или «внешнее Я» (персону, эго), но и такие психологические инстанции, как «тень» и «внутреннее Я» (сущность, Ин-се), получившие свою конкретную разработку в аналитической психологии К. Юнга, эзотерической психологии Г.Гурджиева, гуманистической психологии К. Роджерса и онтопсихологии А. Менегетти. Гуманизация психической организации человека рассматривается в рамках предлагаемой концепции как определенная гармонизация его внутри(интра)- и межличностных (интерперсональных) отношений. Основным социальным условием является здесь расширенное производство свободного времени людей как «пространства человеческого развития» (К.Маркс). Определяющими психологическими условиями гуманизации, понимаемой таким образом, являются «безоценочное позитивное принятие себя и другого», «эмпатическое понимание» и «конгруэнтное самовыражение» (К. Роджерс). Становление человеческого в человеке происходит там и тогда, где и когда соблюдаются данные условия. Нарушения этих условий в межличностном и внутриличностном общении проявляют себя как различные формы дегуманизации, отчуждения человека от его сущности. Именно в создании указанных социальных и психологических условий, способствующих гуманизации внутри- и межличностных отношений людей (родителей и детей, учителей и учащихся, преподавателей и студентов, администраторов и политиков, социальных педагогов и практических психологов), автор видит будущее гуманизации не только системы российского гуманитарного образования, но и складывающегося в настоящее время российского гражданского общества в целом. Развитие психологии как самостоятельной науки, специализация знаний привели к тому, что психологи сейчас знают очень много о конкретных психических процессах и состояниях, функциях и механизмах, но крайне мало — о самом человеке. Возникшая в 60-е гг. в США гуманистическая психология — попытка 4 изменить данную ситуацию, обеспечить «встречу» психологии и человека. Гуманистическая психология является воплощением нового этапа развития гуманизма в целом, преодолением его абстрактных (тоталитарных) форм, столь характерных для первой половины XX в. Тематически разнообразное содержание книги объединено единой проблемой — проникновение идей и практик гуманистической психологии в отечественную психологическую науку и изменение под данным влиянием исходных методологических парадигм, теоретических принципов, исследовательских, прикладных и практических форм деятельности психологов. Книга состоит из введения, четырех глав, заключения и содержит обширную библиографию. Во введении формулируются общий замысел, цели и ключевые идеи книги, описывается ее структура. В главе I рассматриваются специфика методологии гуманистической психологии, ее ориентированность не на научное знание, а на достижение человеком гуманистического идеала. Пересматривается традиционная психологическая проблематика, в том числе касающаяся принципиальных психологических проблем индивидуальных различий, личности и онтогенетического развития. Идея возникновения в середине XX в. нового (психологического) гуманизма иллюстрируется на примере концепций и практик К. Роджерса и А. Менегетти. Один из параграфов посвящен детальному анализу предмета гуманистической психологии, в качестве которого выступает соотношение личности и сущности человека. В главе II книги представлена социологическая проекция предмета гуманистической психологии: объективный социальный процесс эволюции форм деятельности рассматривается в качестве условия личностного роста и развития. Особое внимание уделяется процессам порождения, отчуждения и уничтожения труда. В главе III характеризуется педагогическая проекция предмета гуманистической психологии. Здесь анализируются изменения, связанные с гуманизацией педагогической идеологии и практики, учебно-воспитательного процесса в школах и педвузах, а также проблемы гуманизации личности учителя. Отдельный параграф посвящен эволюции межличностных отношений в семье. В главе IV читателю предоставляется возможность рассмотреть такое универсальное и мощное практическое средство гуманизации личности человека, как «группа встреч», читатель познакомится с основными принципами и секретами психологической помощи, а также с триалогическим подходом к психотерапии и психологическому консультированию. В заключении резюмируется основное содержание книги, обозначаются наиболее перспективные направления теоретических, прикладных и практических разработок в гуманизирующейся психологической науке. 5 Глава I. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Из всех человеческих наук наука о человеке наиболее достойна его внимания. Однако это не самая почитаемая и не самая разработанная из всех наук, коими мы располагаем. Она полностью пренебрегает всеобщим в человеке. Среди тех, кто прилежно занимается науками, очень мало посвятивших себя именно этой и еще меньше — в ней преуспевших. Н. Малъбранш 1. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Современная психология переживает кризисный и глубоко противоречивый этап своего развития. С одной стороны, многочисленные практические задачи активизации «человеческого фактора» в условиях ускоренного социального развития, порождающего все новые и новые локальные и глобальные проблемы, выдвигают психологию в первые ряды наук о человеке, побуждают ее к тому, чтобы стать «деятельной и жизненной психологией» [8]. С другой стороны, далеко не преодоленный, ставший хроническим теоретико-методологический кризис этой науки, ее относительная неразвитость и научная периферийность оставляют мало шансов на успех непосредственного применения накопленных ею знаний и разработанных методов для решения насущных практических задач. В условиях дальнейшего обострения этого противоречия прогресс возможен лишь в случае приоритетного развития фундаментальных психологических исследований с целью выработки новых решений наиболее принципиальных проблем психологической науки, адекватных реальностям современного мира. 6 Две методологии в психологии Как известно, существуют два определения психологии: широкое и узкое. Согласно первому из них, психология — это наука о всех формах психической жизни в живой природе и, следовательно, это биопсихология. В соответствии с более узким определением психология — это гомопсихология, т.е. наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности представителей одного биологического вида, а именно вида homo sapiens. Психология в узком смысле, или собственно психология, является уникальной наукой в ряду гуманитарных научных дисциплин, поскольку ее действительный предмет составляет не какое-то частное проявление жизни человека, не какую-то ее отдельную сторону (историческую, экономическую и т.п.), но всю жизнь во всем ее богатстве и данности (в том числе и неосознаваемой данности) человеку. Вместе с тем, когда психолог проводит практическое, прикладное (и даже теоретическое) исследование, он всегда изучает (во всяком случае, таков способ традиционного научного мышления) не человека вообще, но ту или иную его конкретизацию: половую, расовую, культурную, этническую, историческую, идеологическую, экономическую, возрастную, собственно психологическую (характерологическую, интеллектуальную и т.д.). Таким образом, психолог исследует не психическую жизнь вида как такового, а психическую жизнь различных представителей этого вида, различных индивидов. Однако очевидно, что психология, если только она претендует называться наукой, не может ограничиваться изучением частностей, феноменов, но, как всякая настоящая наука, должна стремиться к изучению ноуменов, всеобщих фактов и закономерностей, или, иначе говоря, должна стремиться к онтологизации своего предмета [21]. Подобно тому как физика не является наукой о фактах и закономерностях, относящихся лишь к ограниченному классу физических тел и процессов или лишь к какому-то определенному положению и моменту физической действительности в пространстве и времени, так и психология за всеми конкретными проявлениями психической жизни должна видеть психическую реальность как таковую в ее целостности. Интеграция психологии имеет еще один аспект, обозначенный в одной из работ Н.Пезешкиана следующим образом: «Психологии просто не существует без религии или без жизненной философии. Когда бы мы ни пытались определить предмет психологии, т.е. человеческую сущность, мы применяем, чаще всего не замечая этого, стандарты, извлеченные из определенной жизненной философии. Например, человек рассматривается как машина, реагирующая на определенные импульсы, или как существо, 7 обладающее потребностями, которые можно постоянно контролировать с помощью социальных норм. Он рассматривается как продукт наследственности, как обладатель свободной воли или как продукт окружающей среды. Мы обращаемся с человеком согласно тому, как мы его рассматриваем. Одно это делает необходимым для нас распознавание философского и религиозного фона нашего образа человека» [147, с. 93]. Таким образом, для того чтобы стать действительной наукой о всеобщем и сущностном, релевантной эволюции психической жизни всего вида homo sapiens, психологии еще предстоит решить труднейшую методологическую задачу синтезирования существующих научных школ и направлений, задачу подлинной интеграции своего предмета и, следовательно, самой себя как научной дисциплины. Сегодняшняя психология — это конгломерат психологии, которые с помощью индуктивного метода, отталкиваясь от изучения той или иной частной конкретизации психической жизни человека, пытаются перейти к формулированию всеобщих закономерностей психической жизни человеческого вида в целом. История (а точнее, предыстория) психологии представляется нам не чем иным, как чередованием попыток выведения всеобщего из частного. Ассоцианизм, психоанализ, бихевиоризм, геш-тальтпсихология, персонализм и все их современные аналоги стремились и по сей день стремятся создать психологическую науку на путях построения объяснительных принципов, конструируемых по законам логического (эмпирического) обобщения конкретных и частных знаний. Данный путь построения научной психологии, по которому развивались основные психологические школы и направления, можно назвать позитивистским или натуралистическим. На этом пути мировая психология добилась значительных успехов в изучении, систематизации и обобщении всего эмпирического многообразия фактов, явлений и их взаимосвязей в психической жизни человека. Аналитически расчленяя структуру исследуемого, психология изучила и описала огромное число специфических, частных феноменов. Однако при этом оказалось, что ни один из объяснительных принципов, ни одно из обобщений, сформулированных психологами в ходе такого натуралистического изучения психики человека: от «ассоциации» и «либидо» до «гештальта» и «предметной деятельности», не может вместить в себя всего многообразия научных данных, не может стянуть все более и более расходящиеся «швы здания психологической науки» (А.Н.Леонтьев). Несмотря на все усилия теоретиков, психология продолжает буквально тонуть в собственных знаниях, не может осуществить прорыв от частного знания к всеобщему, из плана феноменологии частичного человека в план онтологии его сущности. 8 На наш взгляд, лишь в рамках двух направлений в мировой психологии была намечена принципиально иная методология построения психологической науки как науки о всеобщем, о психике человека вообще. В 20-е гг. в СССР марксистская психология приступила к разработке идеи о сущности человека как совокупности общественных отношений [9, 35]. В 50-е гг. в США гуманистическая психология также отказалась от анализа компонентов психической жизни дезинтегрированного человека, предприняла попытку по-своему понять сущность человека и содействовать его целостному развитию [12]. То общее, что мы видим в этих двух столь разных по времени возникновения и идеологическим основаниям психологических течениях, заключается в стремлении интегрировать психологию не на основе обобщения отчужденного от человека психологического з н а н и я, а на основе достижения человеком гуманистического идеала. Если теоретическое обобщение (объяснительный принцип) функционирует в науке как логическая скрепа, как средство причинного объяснения и предсказания некоторого (каждый раз ограниченного, частного) круга психических явлений, состояний и процессов, то идеал (даже в его коммунистической версии) осуществляет интегрирующую функцию совершенно иначе: идеал также позволяет объяснить (точнее, понять и осмыслить) и предсказать (точнее, актуализировать и стимулировать) любое конкретное, частное проявление (момент) психической жизни человека, но при этом он выступает как всеобщая цель психического развития, как его телеологическая причина. И марксистская, и гуманистическая психологии исходят из сходного тезиса: психическое развитие вида homo sapiens есть целостный процесс (вне зависимости от того, будет ли он рассматриваться как общественно-исторический или же организмический по своей природе), и этот процесс имеет некоторую общую цель (вне зависимости от того, будет ли она рассматриваться как «всесторонне и гармонично развитая личность» или «целостно функционирующий человек»). Именно эта цель является тем идеалом, к которому закономерно стремится развитие каждого человеческого существа независимо от разного рода ограничений, налагаемых на него его конкретной и специфичной половой, расовой, культурной, этнической и прочей принадлежностью. И психологи-марксисты, и психологи-гуманисты рассматривают развитие психики человека как закономерный процесс. Причем закономерный характер этого процесса определяется не столько его объективностью и детерминированностью, сколько его самодетерминированностью и телеологичностью. Различие этих подходов (на наш взгляд, непринципиальное) заключается в том, что психологи-марксисты (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.Сэв и др.) в своих работах акцентировали внимание |