Главная страница
Навигация по странице:

  • ОГЛАВЛЕНИЕ Введение........................................................................................................3

  • Орлов А.Б. - Психология личности и сущности человека - 2002. И сущности человека парадигмы, проекции, практики


    Скачать 1.69 Mb.
    НазваниеИ сущности человека парадигмы, проекции, практики
    Дата10.05.2023
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОрлов А.Б. - Психология личности и сущности человека - 2002.doc
    ТипКнига
    #1119204
    страница26 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    * * *

    Итак, специфика триалогического подхода в психотерапии-консультировании проявляется прежде всего в том, что этот подход интегрирует:

    • интерперсональные и интраперсональные, структурные и динамические аспекты данной практики;

    • многообразие уровней, форм и техник психотерапевтической-консультативной работы;

    • имперсональные варианты психологической рефлексии данной практики в виде симптомов, проблем, процессов, функций, установок, структур и т.п. в персонализированный-персонифицированный вариант этой практики, «действующими лицами» которого являются реальные индивиды и гипотетические персонажи (позиции, инстанции);

    • практику психотерапии-консультирования и практику супер-визии, традиционно существовавшие отдельно и в пространстве, и во времени, вводя в сам сеттинг психотерапии-консультирования актуально присутствующего наблюдателя-супервизора, который при этом не становится со-терапевтом-консультантом, но занимает и удерживает свою специфическую позицию, отличительной особенностью которой является ее полная противоположность конвенциональной позиции наблюдателя-субвизора: если наблюдатель-субвизор говорит, когда говорит внутренний наблю-

    249

    датель пациента-клиента (Кн), увеличивает дистанцию и ослабляет контакт, когда говорит внутренний клиент пациента-клиента (Кк), и молчит, когда говорит внутренний терапевт пациента-клиента (Кт), то наблюдатель-супервизор, напротив, молчит, когда говорит внутренний наблюдатель пациента-клиента (Кн), сокращает дистанцию и усиливает контакт, когда говорит внутренний клиент пациента-клиента (Кк), и говорит, когда говорит внутренний терапевт пациента-клиента (Кт); тем самым наблюдатель-супервизор обращает, изменяет на прямо противоположную логику присутствия субвизора в жизни пациента-клиента.

    Вопросы и задания

    1. Каковы необходимые и достаточные условия эффективности психотерапевтического процесса по Роджерсу?

    2. Каковы основные элементы человекоцентрированной экспрессивной психотерапии?

    3. Что такое группа встреч и каковы основные эффекты участия в практической психологической работе данной формы?

    4. Каковы основные задачи, решаемые фасилитатором на различных этапах группового процесса?

    5. Что представляет собой основная встреча?

    6. В чем отличие интерперсонального общения от общения трансперсонального?

    7. Укажите основные причины, побуждающие человека обращаться за психологической помощью.

    8. В чем состоит отличие психологической модели помощи от медицинской модели?

    9. Как можно сформулировать основной парадокс психологической помощи?

    10. Перечислите основные психологические услуги.

    11. Каковы главные ориентиры для потребителя на рынке психологических услуг?

    12. Расскажите о своем личном опыте участия в тех или иных психологических практиках.

    13. Укажите основные понятия диалогического и триалогического подходов в психотерапии и консультировании и дайте их определения.

    14. В чем заключается специфика триалогического подхода в психотерапии и консультировании?

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Книга может произвести только одну работу: она должна привести вас ко мне. И все. Тогда ее работа закончена. Книга не конец. Книга только начало. Не останавливайтесь там.

    Ошо

    Гуманистическая парадигма в психологии все еще остается новой, экстраординарной, существующей рядом с нормальной психологией. И хотя многие ее положения включены в современные учебники по психологии, она не меняет своего статуса, не принимается и не ассимилируется психологией в целом. Если в естественных науках различные парадигмы не могут сколько-нибудь долго существовать на параллельных курсах, то в гуманитарных науках подобное сосуществование парадигм скорее правило, нежели исключение. Причина этого очень проста: новая парадигма всегда влечет за собой изменения практики, технологии; и если прогрессивные технологические изменения в сфере материального производства — дело, как правило, прибыльное, то изменение социальной практики, напротив, оказывается для очень многих крайне нежелательным.

    В этой связи автору не внушают явного оптимизма перспективы гуманизации психологии и, следовательно, перспективы гуманизации социальной и педагогической практики. По-видимому, пришло время писать учебные пособия по гуманистической психологии, но время переписывать традиционные учебники психологии наступит не скоро. Гуманистическая психология еще долгое время будет оставаться своего рода диссиденткой в кругу респектабельного психологического истеблишмента, кровно связанного с властными структурами и интересами этих структур.

    Вместе с тем гуманизация «нормальной» психологии может быть рассмотрена под несколько иным углом зрения. Дело в том, что гуманистическая психология как таковая, в ее наиболее рафинированных формах является всего лишь экзотерическим проявле-

    251

    нием очень древнего эзотерического психологического знания, эволюционирующего в русле суфийской традиции. Так, Сейид Ид-рис Шах, известный авторитет в этой области, пишет: «Суфизм сам по себе является психологической системой, причем намного более развитой, чем любая психологическая система, получившая доселе развитие на Западе. Эту психологию нельзя назвать восточной, но только общечеловеческой. Нет необходимости утверждать это бездоказательно. Мы можем привести высказывание Юнга, в котором он признает, что западный психоанализ находится в зачаточном состоянии по сравнению с восточным: "Западный психоанализ как таковой и те направления мышления, которые он порождает, являются не более чем попытками новичка по сравнению с древним искусством Востока"» [172, с. 77-78].

    Сейчас уже вполне очевидны влияния суфийской эзотерики (Баха-Улла, Г. Гурджиев, Ошо, А.Алмаас) на современные гуманистические психологические концепции Р.Ассаджиоли, К.Роджерса, А. Менегетти и Н. Пезешкиана.

    «На Западе жило и работало много суфиев, но необходимые условия для натурализации или воссоздания подлинной школы передачи возникли здесь совсем недавно» [172, с. 317].

    Иначе говоря, гуманизация психологии как науки и, что еще более важно, гуманизация психологической практики — это не только следствие определенным образом сложившейся социальной конъюнктуры, но и результат гораздо более масштабных и глубоких процессов, в которые вовлечено человечество на рубеже третьего тысячелетия. Согласитесь, такую перспективу уже не назовешь пессимистической.

    Глобальный характер проблем современного мира ставит перед человечеством в качестве насущной проблемы изменение сознания людей. Однако, как писал Ошо, «...сознание нельзя изменить чем-либо, что приходит извне» [28, с. 340]. Лишь вовлечение людей в определенные духовные (по своей сути психологические) практики может решить эту проблему. В качестве таких практик, в которые на Западе за последние десятилетия были вовлечены десятки и сотни миллионов людей, выступают разного рода психотерапевтические, консультационные и обучающие процедуры. Западный человек постепенно привыкает к идее внутренней работы, самоактуализации, индивидуации и обретения аутентичности. Он начинает видеть во всем этом смысл. Специфический «калифорнийский менталитет» все чаще персонифицируется в Берлине и Лондоне, Риме и Москве, Праге и Мадриде.

    Люди очень устали от бесконечной и бесперспективной погони за призраками внешнего (социального, экономического, интеллектуального) могущества, от взаимоотчуждения, от своего внутреннего самозаточения. Как показывает исторический опыт,

    252

    современные религии не могут вывести нас из этого заколдованного круга проблем. В свое время К. Юнг писал: «...современность обращается к душе как к последней своей надежде» [44, с. 172], и это обращение может быть адресовано только психологии.

    В возникновении, распространении и развитии гуманистической парадигмы, ее теоретических проекций и эмпирических практик мы видим ответ психологии на это обращение.

    Каковы же в этой связи долгосрочные прогнозы?

    Очевидно, что в XXI в. психология станет массовой профессией в глобальном масштабе, а ее влияние на образование, политику, культуру, средства массовой информации и общественное сознание будет неуклонно возрастать. Однако, на наш взгляд, основная линия развития (гуманизация) этой науки будет проявляться не столько в том, что в XXI в. продолжат набирать силу тенденции, наблюдаемые ныне, сколько в том, что, становясь все более и более веком психологии, XXI век может стать... веком психопрактики.

    Психология в том виде, в котором она сложилась на рубеже XIX и XX вв. и существует до настоящего времени, — это классическая наука. Это наука, в которой главенствующую роль играет теоретической план, план рефлексии, рационального познания, логоса. Психология живет по тем же законам, по которым живут все другие гуманитарные науки — от филологии до теологии. Психологическая эмпирия, высвободившаяся усилиями В.Вундта, А. Бине и 3. Фрейда из пут философии чуть более века тому назад, обрела лишь частичную (фактически иллюзорную) свободу от логоса. Во-первых, и экспериментальная психология, и психодиагностика, и психоанализ очень быстро создали собственные теоретико-мифологические рефлексивные планы. Во-вторых, они построили себя в соответствии с позитивистской парадигмой, согласно которой теория (рефлексия, логос) доминирует (задает, определяет, направляет и т.д.), тогда как эмпирия (практика экспериментирования, психодиагностики и психотерапии) лишь обслуживает, питает логос. Именно поэтому древнее имя «психология» осталось титульным именем «новой» науки.

    На наш взгляд, методологическая ситуация в психологии на рубеже XX и XXI вв. такова, что внутри самой психологии оформляются предпосылки для гораздо более фундаментальной трансформации, нежели «декларация независимости» Вундта — Бине — Фрейда и становление психологии как самостоятельной науки. Суть этой трансформации состоит в радикальном изменении и пересмотре позиционных взаимоотношений между теорией (логосом) и эмпирией (практикой) в самой психологической науке, в преобразовании их позитивистского (единственно возможного с точки зрения здравого смысла) соотношения. В современной практической психологии, и прежде всего в области психотерапии и пси-
    253

    хологического консультирования, возникает психопрактика — наука, идущая на смену психологии. Основная и главная особенность психопрактики состоит в том, что в ее внутренней структуре не эмпирия (практика) обслуживает теорию, но, напротив, теория (миф) создается и существует только и исключительно для того, чтобы порождать и обслуживать определенную, конкретную практику. В структуре психопрактики логос как сугубо рациональное, когнитивное познание, сознательный интеллект (рассудок) оказывается всего лишь одной (и при этом весьма частной, факультативной) формой отражения/выражения тех или иных содержаний. Интуитивное, образное познание, бессознательный интеллект — гораздо более значимая и важная форма научной рефлексии, встроенная в психопрактику и обслуживающая ее. В отличие от психологии, стремящейся к абстрактному, транслируемому, эксплицируемому и эксплицированному, внешнему (экзотерическому) знанию, психопрактика в значительной степени строится на конкретном, личностном, экспириентальном знании (Ж.Политцер, М.Полани, К.Роджерс), лишь частично эксплицируемом и эксплицирующемся и в этом смысле — на внутреннем (эзотерическом) знании.

    В контексте сказанного пророчество В. И. Вернадского о вступлении человечества в психозойскую эру относится не к XX, но к XXI в. Ушедшее столетие — это термоядерно-компьютерная эра, психологический компонент которой — компонент частный. Пси-хозойская эра невозможна как эра психологии (частной, конкретной формы научного знания и познания), но возможна как эра психопрактики. Дело в том, что любые частные формы экзотерического знания (биологического, экологического, психологического и пр.) всегда тоталитарны и конкурентны, всегда ограничены друг другом. Что же касается психопрактики (уже в том ее виде, в котором она существует в настоящее время в области вневрачебной психотерапии), то психопрактическая форма изначально возникает как внепредметная, универсальная, существующая в сфере интер-, интра- и транс-персональных отношений, способная свободно трансцендировать границы отдельных предметных областей. Так, например, одна из психопрактических форм, возникшая в середине XX в. в русле клиенто-центриро-ванной психотерапии, фактически сразу же начала свою экспансию в педагогическую, социальную, профессиональную, политическую психологию, в практические сферы образования, менеджмента, политики и в 80-е гг. оформилась как уже не только внепсихологический, но и как внетерапевтический человекоцен-трированный подход. Психозой как психопрактическая эра весьма вероятен в начавшемся столетии в связи с массовым проникновением психотерапии и психологического консультирования (этих промежуточных между психологией и психопрактикой про-

    254

    топсихопрактических форм) в социальную и личную жизнь людей.

    Смысл затянувшегося психологического кризиса видится нам в характерном для западного технократического менталитета соотношении теории (логоса, знания, рефлексии, мифа) и практики. Это соотношение проникло в психологию с «молоком» философии и «физиологическим раствором» методологии позитивистской науки. Имеется в виду такое соотношение логоса и практики, при котором логос господствует, а практика подчиняется, логос всеобщ, а практика частична, логос самоценен, а практика утилитарна. В данном методологическом контексте практика (например, в форме экспериментирования) нужна только для того, чтобы строить и питать теорию. При этом такая практика-донор утилизуется теорией только в изначально усеченной форме.

    В XXI в. психологи начнут постепенно осознавать всю тупико-вость и пагубность методологии классической науки и предпримут попытки ее радикального преобразования. Интеллект — лишь частная форма жизни. Практика жизни — вот Демиург наук о человеке (в том числе и психологии).

    Становление подлинной психопрактики как науки целостного и полноценного бытия в психике человека во всей его интеграль-ности, спонтанности, красоте и творческой мощи неразрывно связано с пересмотром функции и роли теории (мифа) в деятельности самого ученого. Всякая теория имеет смысл ровно настолько, насколько она способна фасилитировать позитивную практику жизни. Никакая теория не должна быть знанием о человеке и его жизни, не должна понимать, объяснять, предсказывать и определять человека и его жизнь. Единственная осмысленная функция теории — помогать жизни конкретного человека. Сама профессиональная роль человека «ученого» (знатока, эксперта, референта, авторитета) неизбежно трансформируется в личностную позицию человека «опытного» (фасилитатора, лидера и мастера жизни). В сравнении с психопрактиком ученый-психолог как человек, психологизирующий жизнь, станет со временем смешон и жалок.

    В логике разрабатываемого нами триалогического подхода в психотерапии и психологическом консультировании магистральную линию развития науки о человеческой психике можно представить как состоящую из трех основных этапов (в зависимости от того, какая из трех основных личностных инстанций — внутренний наблюдатель, внутренний клиент или внутренний терапевт — доминирует в «исследователе» и «исследуемом»): первый этап — психология — наука, субъектом и объектом познания в которой являются взаимодействующие на рациональном (эмло-гическом) уровне внутренние наблюдатели; второй этап — пси-хотерапия — отрасль практической психологии, основанная на

    255
    взаимовлияниях находящихся в эмоциональном (эмпатическом) контакте внутренних клиентов; третий этап — психопрактика — наука, где «исследователь» и «исследуемый» практикуют семантический альянс на символическом (эмфилическом) уровне внутренних терапевтов.

    Исторический смысл психологического кризиса заключается в самом существовании психологии. Этот кризис разрешится только в том случае, если завершится ее история, если современная психология, продолжая разрешаться многочисленными психотерапиями, наконец-то решится стать психопрактикой.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Обязательная

    1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

    2. Ассаджиоли Р., Ферутто П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: Теория и практика. — М., 1994.

    3. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.

    4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

    5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

    6. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. — 1992. — № 3—4.

    7. Бубер М.Яи Ты. - М., 1993.

    8. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. — № 1.

    9. Выготский Л. С. Собр. соч. — М., 1982. — Т. I.

    10. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. — М., 1994.

    11. Гаврилова Т.П., Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К. Роджерса и Р. Сэнфорд. Сообщение 1. Принципы гуманистического общения и опыт освоения их в групповом взаимодействии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — 1989. — № 2.

    12. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. — 1988. — № 4.

    13. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. — М., 1994.

    14. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М., 1994.

    15. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.

    16. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. — М., 1990.

    17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983.

    18. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956.

    19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд.

    20. Менегетти А. Словарь образов: Практическое руководство по има-гогике. — Л., 1991.

    21. Менегетти А. Психология жизни. — СПб., 1992.

    22. Менегетти А. Путь мудреца, или Искусство жизни. — Пермь, 1993.

    23. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. — Пермь, 1993.

    24. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. — Пермь, 1995.

    25. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. — М., 1997.

    257

    26. Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.

    27. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. — 1993. — № 4.

    28. Ошо. Пока вы не умрете: Размышления о суфийских притчах. — М., 1994.

    29. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.

    30. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.

    31. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии // Избр. труды. — М., 1984.

    32. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.

    33. Роджерс К. Р. Человекоцентрированный/клиентоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. — 2001. — № 2.

    34. Роджерс Н. Путь к целостности: Человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.

    35. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

    36. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.

    37. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М, 1975.

    38. Сэв Л. Марксизм и теория личности. — М., 1972.

    39. Успенский П.Д. В поисках чудесного. — СПб., 1992.

    40. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: Восточные теории личности. — М., 1994.

    41. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

    42. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.

    43. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

    44. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.

    45. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. — М., 1992.

    46. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.

    47. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1994.

    48. Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.

    49. Almaas А. Н. Essence. The Diamond Approach to Inner Realization. — N.Y., 1986.

    50. AngyalA. Foundations for a Science of Personality. — N.Y., 1941.

    51. Gordon Th. Teacher's Effectiveness Training. — N.Y., 1975.

    52. Kirschenbaum H., Henderson V. (eds.). The Carl Rogers Reader. — Boston, 1989.

    53. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. — N.Y., 1971.

    54. MeneghettiA. V In Se dell'Uomo. — Roma, 1981.

    55. Miller A. For Your Own Good. - N.Y, 1990.

    56. Rogers С Becoming Partners: Marriage and its Alternatives. — N.Y., 1972.

    57. Rogers С On Encounter Groups. — Harmondsworth, 1975.

    58. Rogers С A Way of Being. - Boston, 1980.

    59. Rogers С Freedom to Learn for the 80's. —Columbus; Toronto; London; Sydney, 1983.

    258

    60. Rogers С. Inside the World of Soviet Professional // J. of Humanistic Psychology. - 1987. - Vol. 27(3).

    61. Rogers N. Emerging Woman. A Decade of Midlife Transitions. — Santa Rosa, 1980.

    62. Rogers N. The Creative Connection: Expressive Arts as Healing. — Palo Alto, 1993.

    63. Speeth K.R. The Gurdjieff Work. - Los Angeles, 1989.

    Дополнительная

    64. Абаев Я. В. Предисловие // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н.В.Абаева. — Новосибирск, 1991.

    65. Абаев Я. В. Концепция «просветления» в «Махаяна-шраддхот пада-шастре» // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н. В. Абаева. — Новосибирск, 1991.

    66. Абулъханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.

    67. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

    68. Антов И. А. К вопросу о сущности современной профессиональной ориентации молодежи // Социальная и профессиональная ориентация молодежи в условиях развитого социалистического общества в СССР. — Таллин, 1977.

    69. Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии / Под ред. А.Ф.Окулова и др. — М., 1989.

    70. Баумгартен Ф. Психотехника. — М., 1926.

    71. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963.

    72. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

    73. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. — М., 1988.

    74. Бибрих Р. Р. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1978. — № 2.

    75. Бибрих P.P., Орлов А.Б. Преодоление в зарубежной психологии традиционных факторных подходов к детерминации поведения // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1977. — № 2.

    76. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.

    77. Варга А. Я., Кадыров И. М., Холмогорова А. Я. Предисловие // Основные направления современной психотерапии. — М., 2000.

    78. Влияние современной американской психологии на практическую психологию в России. — М., 1998.

    79. Волков Г. Эра роботов или эра человека? // Новый мир. — 1963. — № 2.

    80. Волков Г. Я. Истоки и горизонты прогресса: Социологические проблемы развития науки и техники. — М., 1976.

    81. Гоголь Я. Повести. Пьесы. Мертвые души // Библиотека всемирной литературы. — М., 1975. — Т. 75.

    82. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М., 1992.

    259

    83. Грушин Б. Свободное время. — М., 1967.

    84. Джейкобе Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство: Техника и методы корректирующего консультирования. — СПб., 1997.

    85. Дилигентский Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 1994.

    86. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. — Л., 1976. — Т. 14.

    87. Дубсон Б. И. Социально-экономические проблемы свободного времени трудящихся в условиях современного капитализма. — М., 1980.

    88. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.

    89. Запорожец А. В., Неверович Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. — № 6.

    90. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. — Л., 1988.

    91. Игнатович А. Н. Десять ступеней бодхисаттвы // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н. В. Абаева. — Новосибирск, 1991.

    92. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? / Под ред. Р. И.Косолапова. — М., 1979.

    93. Кабир. Лирика. - М., 1965.

    94. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — № 4.

    95. Каган В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесловия) // Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. — М, 1993.

    96. Калмыкова Е. С, КэхелеХ. Психотерапия как объект научного исследования // Основные направления современной психотерапии. — М., 2000.

    97. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. - СПб., 1997.

    98. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи // Вопросы философии. — 1971. — № 7.

    99. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985.

    100. Клапаред Э. Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы. - М., 1925.

    101. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: Опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. — 1990. — № 3.

    102. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психотерапии и проблемы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. -№ 1.

    103. Коротов В.М. Идущему на первые уроки. — М., 1971.

    104. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1954.

    105. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой и др. — М., 1984.

    106. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.

    107. Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры // Библиотека всемирной литературы. — М., 1974. — Т. 42.

    108. Лейтес Н. С, Орлов А. Б. Изучение склонностей в советской психологии // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. — М., 1977.

    260

    109. Леонтьев А. Н. Мотивы, потребности и эмоции. — М., 1971. ПО. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

    111. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

    112. Лепехов СЮ. Идеи шуньявады в коротких сутрах Праджняпара-миты // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н.В.Абаева. — Новосибирск, 1991.

    113. Лествичник И. Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы Лествица в сокращении для начинающих путь духовной жизни. — М., 1991.

    114. Липман О. Выбор профессии. — М., 1923.

    115. Литман А.Д. Современная индийская философия. — М., 1985.

    116. Личность: определение и описание: Пер. с англ. // Вопросы психологии. — 1992. — № 3 — 4.

    117. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 5.

    118. Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе. — М., 1989.

    119. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1990.

    120. Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С Самосознание мыслителя в классической и современной буржуазной философии // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппен-рейтер, В.В.Пастухова. — М., 1981.

    121. Матвеев В.Ф., Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Какую педагогику мы выбираем // Учительская газета. — 1989. — 2 марта.

    122. Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера // Вопросы психологии. — 1975. — № 5.

    123. Могилевер О.М. От составителя-переводчика // Шри Рамана Ма-харши. Весть Истины и Прямой Путь к Себе. — Л., 1991.

    124. Налимов В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. — Тбилиси, 1978.

    125. Немиринский О. В. Терапевтическая роль групповой динамики // Московский психотерапевтический журнал. — 1993. — № 3.

    126. Нестеркин СП. Проблема индивидуального «Я» в средневековом чань-будцизме // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н. В. Аба-ева. — Новосибирск, 1991.

    127. О Карле Рэнсоме Роджерсе // Вопросы психологии. — 1987. — №3.

    128. О положении семей в Российской Федерации: Доклад Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации. — М., 1994.

    129. Орлов А. Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1979. — № 2.

    130. Орлов А. Б. Склонность и профессия. — М., 1981.

    131. Орлов А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. — 1988. — № 1.

    132. Орлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. - М., 1988.

    261

    133. Орлов А. Б. Педагогика сотрудничества: Некоторые итоги и перспективы // Коммунист. — 1988. — № 2.

    134. Орлов А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.

    135. Орлов А. Б. Только ли интериоризация? // Вопросы психологии. — 1990. —№3.

    136. Орлов А. Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции // Вопросы психологии. — 1991. — № 5.

    137. Орлов А. Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к трансперсональному общению // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. — № 2.

    138. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. — 1995. — № 2.

    139. Орлов А. Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: Триалогический подход // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования. — М., 1998.

    140. Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Педагогика сотрудничества — истоки, принципы, перспективы // Учительская газета. — 1988. — 16 февраля.

    141. Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Наука и бюрократия // Учительская газета. — 1988. — 5 мая.

    142. Орлов А.Б., Радзиховский Л. А. Карл Роджерс — ученый, учитель, человек // Учительская газета. — 1988. — 26 мая.

    143. Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Педагогика: время выбора//Учительская газета. — 1989. — 19 января.

    144. Основные направления современной психотерапии. — М., 2000.

    145. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. — Киев, 1987.

    146. Педагогическая энциклопедия. — М., 1965. — Т. 2.

    147. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. — М., 1993.

    148. Программа Коммунистической партии Советского Союза. — М., 1976.

    149. Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н. В. Абаева. — Новосибирск, 1991.

    150. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.Яро-шевского. — М., 1990.

    151. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал. — 1993. — № 3.

    152. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990. -№ 1.

    153. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл: Введение в теорию, практику и историю психоанализа. — М., 1994.

    154. Руткевич М.Н. Роль социально-профессиональной ориентации молодого поколения в изменении социальной структуры советского общества // Социальная и профессиональная ориентация молодежи в условиях развитого социалистического общества в СССР. — Таллинн, 1977.

    155. Рыбников Н. Психология и выбор профессии. — М., 1918.

    156. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

    262

    157. Сиземская И.Н. Человек и труд: Условия гармонии и развития. — М., 1981.

    158. Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. — Л., 1979.

    159. Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи: Автореф. дис. д-ра психол. наук. — М., 1974.

    160. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. — М., 1975.

    161. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 12 т. — М., 1984. — Т. XI.

    162. Торчинов Е.А. О психологических аспектах учения Праджня пара-миты (на примере «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры») // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н.В.Абаева. — Новосибирск, 1991.

    163. Укке Ю. В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США// Вопросы психологии. — 1971. — № 1.

    164. Ухтомский А. А. Доминанта. — М.; Л., 1966.

    165. Ухтомский А.А. Избранные труды. — Л., 1978.

    166. ФесюнА.Г. Психологические аспекты учения Кукая // Психологические аспекты буддизма/ Под ред. Н.В.Абаева. — Новосибирск, 1991.

    167. Флоренская Т. А. Диалог в работе христианского психолога // Начало христианской психологии. — М., 1995.

    168. Хазанова М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии. — 1993. — № 2.

    169. Хассард Дж. Уроки естествознания: Обучение в малых группах сотрудничества: (Из опыта работы педагогов США). — М., 1993.

    170. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. — М., 1986.

    171. Чангли И. И. Труд. - М., 1973.

    172. Шах И. Суфизм. - М., 1994.

    173. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974.

    174. Шри Романа Махарши. Весть Истины и Прямой Путь к Себе. — Л., 1991.

    175. Шуте В. Глубокая простота. — СПб., 1993.

    176. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л., 1989.

    177. Янгутов Л.Е. Психологические аспекты учения о «спасении» в китайском буддизме // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н.В.Абаева. — Новосибирск, 1991.

    178. Яценко Т. С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. — Киев, 1993.

    179. Asch S. Social Psychology. Englewood Cliffs. - N.Y., 1962.

    180. Almaas A.H. Tne Pearl beyond Price. Integration of Personality into Being: an Object Relations Approach. — Berkeley (CA), 1990.

    181. Amis R. Mouravieff and the Secret of the Source. Why was Gurdjieff's System Revealed Only in Fragments? // Gnosis. — 1991. — № 20.

    182. Anonimous. Finding the Real Self: a Letter with a Foreword by Karen Horney//American J. of Psychoanalysis. — 1949.

    183. Aspy D.N., Roebuck F. N. Carl Rogers's Contributions to Education // Person-Centered Review. - 1988. - Vol. 3 (1).

    263

    184. Assagioli R. Psychosynthesis. — N.Y.; Buenos Aires, 1965.

    185. Braunmuhl E. von. Antpadagogik. — Weinheim; Basel, 1976.

    186. Bronfenbrenner U. Discovering What Families Do // Rebuilding the Nest: a New Commitment to the American Family / D. Blankenhom, S. Bayme, J. Elstain (eds.). - Milwaukee (WI), 1990.

    187. Burton A. Encounter: Theory and Practice of Encounter Groups. — San Francisco, 1969.

    188. Christensen H. T. (ed.). Handbook of Marriage and the Family. — Chicago, 1964.

    189. CopelandA., White K. Studying Families. — Newbury Park (CA), 1991.

    190. Cormier W.H., Cormier L.Sh. Interviewing Strategies for Helpers. — Pacific Grove, CA, 1991.

    191. Csikszentmihalyi M. Intrinsic Motivation and Effective Teaching: a Flow Analysis // New Directions for Teaching and Learning / J.Bess (ed.). — San Francisco, 1982. — № 10.

    192. Csikszentmihalyi M. The Dynamics of Intrinsic Motivation: a Study of Adolescents // Research on Motivation in Education / C.Ames, R.Ames (eds.).-N.Y., 1989.-Vol. 3.

    193. Combs A. W. Is There a Future for Humanistic or Person-Centered Education? // Person-Centered Review. — 1988. — Vol. 3 (1).

    194. Engels F. Ludwig Feuerbach and the End of Classical German Philosophy. With an Appendix: K. Marx. Theses on Feuerbach. — M., 1984.

    195. Evans R. Carl Rogers: The Man and His Ideas. — N.Y., 1978.

    196. Gendlin E. Focusing - N.Y., 1981.

    197. Goleman D. Carl R. Rogers, 85, Leader in Psychotherapy, Dies // The New York Times. — 1987. — February 6.

    198. Hanson M., Lynch E. Family Diversity: Implications for Policy and Practice//Topics in Early Childhood Special Education. — 1992. — Vol. 12 (3).

    199. Hareven T. Historical Analysis of the Family // Handbook of Marriage and the Family / M. Sussman, S. Steinmetz (eds.). — N. Y.; L., 1987.

    200. Heatherington E.M. Divorce: a Child's Perspective // American Psychologist. — 1979. — Vol. 34.

    201. Kadzin A. Methodology, Design and Evaluation in Psychotherapy Research//A. Bergin, S.Garfield (eds.). Handbookof Psychotherapy and Behaviour Change. - N.Y., 1994.

    202. Kirschenbaum H., Henderson V. (eds.). Carl Rogers: Dialoques. — Boston, 1989.

    203. Kohler W. Gestalt Psychology. - N.Y, 1929.

    204. Lewin K. The Conflict between Aristotelian and Galilelian Modes of Thought in Contemporary Psychology//J. of General Psychology. — 1931. — VoI.V(2).

    205. Lewin K. Principles of Topological Psychology.— N.Y.; L., 1936.

    206. Mahadevan T.M.P. Ten Saints of India. — Bombay, 1961.

    207. Marx K., Engels F. Ausgewahlte Schriften in zwei Banden. — Berlin, 1988. — Bd. 1.

    208. Marx K., Engels F. Selected Works in Three Volumes. - M., 1989.

    209. MaslowA.H. Motivation and Personality. — N.Y., 1954.

    210. Maslow A. H. Toward a Psychology of Being. — N.Y., 1968.

    264

    211. Meneghetti A.W Vangelo di Cristo come Ontopsicologia dell'Uomo. — Roma, 1975.

    212. Meneghetti A. Ontopsicologia Clinica. — Roma, 1978.

    213. Meneghetti A. Ontopsicologia dell'Uomo. — Roma, 1978.

    214. Meneghetti A. La Cineterapia. — Roma, 1980.

    215. Meneghetti A. La Mia Esperienzadi Dio. — Roma, 1981.

    216. Meneghetti A. Io odio il transfert. — Roma, 1982.

    217. Meneghetti A. II Monitor di Deflessione nella Psiche Umana. — Roma, 1985.

    218. Meneghetti A. Raccolta di Scritti sui Campi Semantici. — Roma, 1985.

    219. Meneghetti A. Raccolta di Scritti sulla Psicologia Negativa. — Roma, 1985.

    220. Meneghetti A. 100 Vocaboli di Psicologia Elementare. — Roma, 1989.

    221. Merry T. A Guide to the Person-Centred Approach. — Loughton, 1990.

    222. Mintz S., Kellog S. Domestic Revolutions: a Social History of American Family Life. - N.Y.; L., 1988.

    223. Mouravieff B. Gnosis: Study and Commentaries on the Esoteric Tradition of Eastern Ortodoxy. - Newburg; Mass., 1989 —1991. — Vol. I —III.

    224. Nottingham Th. The Fourth Way and Inner Transformation // Gnosis. — 1991.-№20.

    225. Nuttin J. Motivation, Planning and Action: A Relational Theory of Behavior Dynamics. — Leuven. Hillsdale (N.J.), 1984.

    226. OrlovA. B. Toward a Dialogue of Two Worlds // Magisterium. — 1995. — №2.

    227. Parsons T. The Social System. — Glencoe; 111., 1951.

    228. Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. — Glencoe, 1955.

    229. PiagetJ. Les Mecanismes Perceptifs. — Paris, 1961.

    230. Rogers С Counseling and Psychotherapy: New Concepts in Practice. — Boston, 1942.

    231. Rogers С Client-Centered Therapy. — Boston, 1951.

    232. Rogers С The Necessary and Sufficient Conditions of Therapeutic Personality Change // J. of Consulting Psychology. — 1957. — Vol. 21 (2).

    233. Rogers С R. A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships, as Developed in the Client-Centered Framework// S.Koch (ed.). Psychology: A Study of a Science. — Vol. 3. Formulations of the Person and the Social Context. - N.Y., 1959.

    234. Rogers С A Therapist's View of Personal Goals // Pendle Hill Pamphlet. — 1960.-№ 108.

    235. Rogers С On Becoming a Person. — Boston, 1961.

    236. Rogers С Toward a Modern approach to Values // J. of Abnormal and Social Psychology. — 1964. - Vol. 68.

    237. Rogers С Interpersonal Relationship USA 2000 // J. of Applied Behavioral Science. — 1968. — Vol. 4.

    238. Rogers С Freedom to Learn: a View of What Education Might Become. — Columbus, OH, 1969.

    239. Rogers С The Process of the Basic Encounter Group // Small Group Communication / R. Cathcart a.oth. (eds.). — N. Y., 1972.

    265

    240. Rogers С. Carl Rogers on Personal Power: Inner Strenth and Its Revolutionary Impact. — N. Y., 1977.

    241. Rogers C.R. Client-Centered Psychotherapy// H. I.Kaplan, B.J.Sa-dock, A. M.Freedman (eds.). Textbook of Psychiatry, 3. — Baltimore, 1980.

    242. Rogers С A Psychologist Looks at Nuclear War // J. of Humanistic Psychology. - 1982. - Vol. 22 (4).

    243. Rogers С The Rust Workshop //J. of Humanistic Psychology. — 1986. — Vol. 26 (3).

    244. Rogers С A Client-Centered Person-Centered Approach to Therapy // I. Kutash, A. Wolf (eds.). Psychotherapist's Casebook. — Jossey-Bass, 1986.

    245. Rogers C.R., Freiberg B.J. Freedom to Learn (3-rd edition). — N.Y.; Oxford; Singapore; Sydney, 1994.

    246. Rogers C, Skinner B. Some Issues Conserning the Control of Human Behavior// Science. - 1956. - Vol. 124.

    247. Rutschky K. Schwarze Padagogik. — Berlin, 1977.

    248. Ryan P.M., Connell Y.P., Deci E.L. A Motivational Analysis of Self-Determination and Self-Regulation in Education // Research on Motivation in Education / C.Ames., R.Ames (eds.). - N. Y., 1985. — Vol. 2.'

    249. Schutz W. Elements of Encounter. — N.Y., 1973.

    250. Shlien J. M. A Client-Centered Approach to Schizophrenia // A. Burton (ed.). Psychotherapy of the Psychoses. — N.Y., 1961.

    251. Standal S. The Need for Positive Regard: a Contribution to Client-Centered Theory. Unpubl. Ph. D. Dissertation, Univ. of Chicago, 1954.

    252. Sussman M. Introduction. From the Catbird seat. Observations on Marriage and the Family // Handbook of Marriage and the Family / M. Sussman, S.Steinmetz (eds.). — N.Y.; L., 1987.

    253. Sussman M., Steinmetz S. (eds.). Handbook of Marriage and the Family. — N.Y.; L., 1987.

    254. Teachman J., Polonko K., Scanzoni J. Demography of the Family // Handbook of Marriage and the Family / M.Sussman, S.Steinmetz (eds.). — N.Y.; L., 1987.

    255. Tomlinson T. M., Whitney R. E. Values and Strategy in Client-Centered Therapy: A Means to an End // J.H.Hart, T.M.Tomlinson (eds.). New Directions in Client-Centered Therapy. — Boston, 1970.

    256. Watkins J. G. The Therapeutic Self. - N.Y.; L., 1978.

    257. Watts A. The book. On the Taboo Against Knowing Who You Are. — N.Y., 1972.

    258. Wilber K. The Spectrum of Consciousness. — Wheaton; 111.; Madras; L., 1985.

    259. Z'ev ben Shimon Halevi. Gurdjieff & Kabbala. How Gurdjieff s System Relates to the Tree of Life // Gnosis. - 1991. - № 20.

    260. Zweig C, Abrams J. (eds.). Meeting the Shadow. The Hidden Power of the Dark Side of Human Nature. — Los Angeles, 1991.

    ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

    Абульханова-Славская К. А. 48, 122

    Адлер А. 32

    Азаров Ю.П. 145

    Айзенк Г. 47

    Алмаас А. 252

    Амонашвили Ш.А. 143

    Аноним 56

    Асмолов А. Г. 48, 84

    Ассаджиоли Р. 53, 62, 65, 252

    Бабанский Ю.К. 141, 145

    Байярд Дж. 169

    БайярдР. 169

    Баумгартен Ф. 87

    Баха-Улла 252

    Бахтин М.М. 157,232

    Башмачкин А. А. {лит.) 83

    Берне Р. 153

    Бине А. 238, 253

    Бодалев А. А. 146

    Божович Л. И. 47, 56

    Боуэн М.В.-Б. 65, 218

    Бронфенбреннер У. 178

    БуберМ. 3, 12,28, 189,219,222

    Будда 79

    Булгаков М.А. 27, 225

    Василюк Ф.Е. 153, 231

    Вернадский В. И. 28, 254

    Вест Э. 195

    Волков Г. Н. 96, 99

    Вундт В. 238, 253

    Выготский Л.С. 9, 22, 47, 49, 71, 81, 141

    Вышеславцев Б. П. 33, 51, 57, 70

    Гальперин П.Я. 141 Гартман Н.51 Геккель Э. 113 Гербарт И.140 Гёте И. В. 107 Гилфорд Дж. 47 Гинзберг Э. 88 Гиппенрейтер Ю.Б. 153 Гитлер 79 Гоголь Н.В.83 Головин И. И. (лит.) 11 Гольдшмит Г. 118 Гоноболин Ф.Н.145 Гордон Т. 153 Горький A.M. 27 ГрофС. 37,219

    Гурджиев Г. И. 4, 55, 64, 65, 74, 75, 77, 78,

    252 Гуссерль Э. 32

    Давыдов В. В. 141

    Дарвин Ч. ИЗ

    Декарт Р. 238

    Дилигентский Г. Г. 47, 63, 175

    ДнепровЭ.Д. 161, 163

    Достоевский Ф.М. 27, 57, 84, 118

    Дьюи Дж. 137

    Дюрер А. 104

    Запорожец А.В. 57 Зинченко В.П. 12, 19,23, 125

    Иванов И. П. 143 Иешуа (лит.) 226 Ильенков Э.В. 53

    Кабир 61 Каган В.Е. 187 Кампанелла Т. 102, 104 Кан-Калик В. А. 145 Кант И. 51 Капица П.Л. 108 Карамазов И. (лит.) 118 Карамазовы (лит.) 118 Клапаред Э. 87 Коломинский Я.Л. 145 Кон И. С. 82 Кондратьева СВ. 145 Копьев А. Ф. 231,234 Коротов В.М. 141, 145 КорчакЯ. 118, 127 Крачфилд Р. 135 Кречмер Э. 47 Кузьмина Н.В. 145 Кулюткин Ю.Н. 151 Кун М. 63 Кун Т. 3

    Лакан Ж. 238

    Левин К. 47, 50

    Леонардо да Винчи 104

    Леонов Е. 226

    Леонтьев А.Н. 8, 9, 10, 47, 48, 49, 58, 71,

    81,85, 106 Лествичник И. 68 Липман О. 86 Ломов Б.Ф. 48, 82,83

    267

    Магомет 79

    Макпартленд Т. 63

    Мальбранш Н. 6

    Мамардашвили М.К. 68, ПО

    Мао Дзэдун 79

    Маркова А. К. 141, 145

    Маркх К. 4, 28,47, 71, 72, 81, 84, 89, 90, 91,

    92, 94, 95, 96, 99, 100, 105, 106, 109, 111 Маслоу А. 10, 16, 28, 32, 47, 50, 55, 63, 190 Матфей 117

    Матюшкин A.M. 141, 146 Махадеван Т. М. П. 66 Махмутов М.И. 141 Меланхтон Ф. 104 Менегетти А. 4, 5, 10, 32, 33, 37, 40, 46, 54,

    55, 122, 244, 247, 252 Менчинская Н.А. 141 Местакес К. 28 Могилевер О.М. 66 Мор Т. 102 Моргун В.Ф. 145, 152 Моргунов Е.Б. 12, 19, 23, 125 Моррис Ч. 134 Мэй Р. 10, 28, 32, 190, 229 Мюллер Ф. 113 Мюнстерберг Г. 87 Мясищсв В.Н. 223

    Неверович Я.З. 57 Неймарк М.С. 56 Нюттен Ж. 47, 50

    Олдс Дж. 135 Олпорт Г. 47 Онушкин В. Г. 151

    Ошо 23, 112, 251, 252

    Парменид 32 Парсонс Т. 176 Парсонс Ф. 86 Паскаль Б. 70, 104 Пезешкиан Н. 7, 186, 187, 252 Петровская Л. А. 153 Петровский А. В. 48, 49, 146 Пиаже Ж. 140 Писарев Д. И. 140, 146 Полани М. 254 Политцер Ж. 254 ПотьеЭ. 106 Пригожий И. 184 Пушкин А. С. 27

    Раскольников P.P. (лит.) 57

    Рескин Дж. 83

    РобакФ. 160

    Роджерс К. 4, 5, 10, 13, 16, 24 —29, 31, 32, 46, 50, 55, 58, 59, 80, 127 — 139, 153, 159, 160, 179, 189 — 192, 194 — 201, 204 — 209,213 — 215,217,218,220,221, 229, 241, 247, 250, 252, 254

    Роджерс Н. 57, 201 —204, 247

    Розенберг О.О. 68

    Рубинштейн С. Л. 9, 10, 15, 22, 47, ПО

    Рувинский Л.И. 145

    Рудестам К. 153, 217, 219, 221, 222

    РумиД. 189 Руссо Ж. Ж.

    140

    Сснт-Экзюпери А. 118

    Синица И.Е. 145

    Скиннер Б. 13, 135

    Славина Л. С. 56

    Сластеиин В.А. 145

    Смирнов А. А. 16

    Соколова Е.Т. 231

    Спенсер Г. 113

    Спиваковская А.С. 153

    Сталин 79

    Станиславский К. С. 151

    Стендаль С. 196

    Сухобская Г. С. 151

    Сухомлинский В. А. 109, 143, 150

    Сьюпер Д. 88

    Сэв Л. 9, 10, 89, 107

    Талызина Н.Ф. 141

    Тарковский А. 22

    Тауш Р. 160

    Теплов Б.М. 141, 146

    Толстой Л. Н. 27, 76, 118, 140

    Успенский П.Д.76

    Ухтомский А. А. 157, 181, 232, 235

    Фейдимен Дж. 69, 78, 220 Фейербах Л. 28, 72 Флоренская Т. А. 56, 231 Форд Г. 97 Фостер В. 220 Франкл В. 50, 51 Фрейгер Р. 69, 78, 220 Фрейд 3. 32, 38, 229, 238, 253 Фромм Э. 46 Фурье Ш. 94

    Хайдеггер М. 32 Хараш А.У. 153, 231 Хассард Дж. 166 Хекхаузен X. 50 Христос 79, 117 Хэд Г. 205

    Челлини Б. 104 Чернышевский Н.Г. 102 Чехов А. П. 27 Чудновский В.Э. 56

    Шах И. 252

    ШекспирУ. 104, 170 Шорохова Е.В. 48 Шри Рамакришна 66 Шри Рамана Махарши 66 Шри Шанкара 66

    Щербаков А. И. 145

    Эйнштейн А. 127

    Энгельс Ф. 91,97, 100, 107, 108

    Эриксон Э. 140

    Эспи Д. 132, 160

    Юнг К.-Г. 4, 32, 33, 38, 39, 40, 41,47, 51, 54, 58, 60, 65, 70, 78, 122, 179, 229, 252, 253

    ЯценкоТ.С. 152

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение........................................................................................................3

    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта