Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Отчего болит душа

  • Парадокс психологической помощи

  • Секреты психологической помощи

  • Человек на рынке душевно-духовных услуг

  • 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ТРИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Постановка проблемы

  • Орлов А.Б. - Психология личности и сущности человека - 2002. И сущности человека парадигмы, проекции, практики


    Скачать 1.69 Mb.
    НазваниеИ сущности человека парадигмы, проекции, практики
    Дата10.05.2023
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОрлов А.Б. - Психология личности и сущности человека - 2002.doc
    ТипКнига
    #1119204
    страница24 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    * * •к

    Итак, психологический смысл группы встреч мы видим прежде всего в прохождении ее участником основных этапов группового процесса (от знакомства участников до основной встречи), в приобретении им соответствующего нового коммуникативного опыта и освоении опыта транс-персональных отношений и переживаний, что, на наш взгляд, способствует реальной гуманизации внутренней психологической структуры человека, гармонизации отношений между его личностью и сущностью.

    222

    3. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

    Отчего болит душа?

    Если проанализировать проблемы, с которыми люди приходят к психологам и психотерапевтам на консультации по личным вопросам, то окажется, что почти всегда речь идет либо о межличностных отношениях: супружеских, детско-родительских, сексуальных, деловых, либо об отношениях внутриличностных, т. е. об отношениях человека к самому себе. Именно отношения (В.Н.Мя-сищев) составляют ту сферу в душевной жизни человека, которая постоянно порождает напряжения, коллизии, конфликты, а подчас и настоящие драмы.

    Многообразие отношений, как и многообразие вступающих в эти отношения людей, поистине бесконечно. Но будь каждая проблема, возникающая в сфере межличностных и внутриличностных отношений, абсолютно уникальной и неповторимой, была бы невозможна специализация в этой области, следовательно, нельзя было бы накапливать обобщенные знания и вырабатывать специальные методы работы с людьми.

    На самом деле за видимым разнообразием конкретных обстоятельств и проблем действуют общие психологические механизмы. Ниже речь пойдет об одном из них — о принятии.

    Судьба наших отношений с любым конкретным человеком (кем бы он ни был: ребенком, родственником, начальником, подчиненным, просто знакомым) в решающей степени зависит от того, как и в какой мере мы принимаем этого человека.

    Попытайтесь проанализировать все ваши контакты с другими людьми, состоявшиеся в течение сегодняшнего дня, и вы убедитесь, что они складывались хорошо, нормально только в тех случаях, когда вы были готовы принять вашего партнера по общению. Чем более безусловным и безоценочным оказывалось принятие, тем легче вам было общаться. И напротив, если вы постоянно чувствовали, что прямо или косвенно оцениваете своего собеседника, явно или неявно ставите перед ним какие-либо условия, то ваше общение вряд ли было беспроблемным.

    Конечно, мы можем скрывать (как от других, так и от себя) свое непринятие других, можем демонстрировать видимость принятия. Однако эта игра рано или поздно кончается, обнаруживая ' себя неожиданным и зачастую немотивированным межличностным конфликтом.

    Психологический секрет принятия других людей парадоксален, но прост: мы не можем принять в других только то, что не принимаем в самих себе. Например, если я не могу спокойно отно-

    223

    ситься к непунктуальности других людей, то это значит, что я не позволяю самому себе быть непунктуальным; если меня раздражает уверенность голоса моего собеседника, то, значит, я не могу позволить самому себе быть уверенным. Иначе говоря, непринятие другого — это оборотная сторона непринятия себя. Если я не принимаю самого себя, если я все время как бы играю чужую роль, то это означает лишь одно: я не живу своей собственной жизнью.

    Вырисовывается следующая довольно простая цепь причин и следствий: проблемы в общении — непринятие мною другого человека — непринятие самого себя — непринятие меня другими людьми — проблемы в общении со мной у других людей. Эту цепь непринятия, буквально опутывающую всю нашу жизнь и все наши отношения с другими людьми, каждый из нас может разорвать лишь в одном звене, а именно — в звене непринятия самого себя. Только тогда, когда мы наберемся смелости всегда быть самими собой, ни в чем не изменять себе, когда мы отважимся довериться себе и перестанем оценивать и контролировать самих себя, мы сможем по-другому, с гораздо большим принятием посмотреть на окружающих.

    Надо начать с малого: попытайтесь завтра сделать что-нибудь такое, что вы всегда считали для себя совершенно неприемлемым: опоздать на работу, заговорить с незнакомой женщиной, прийти в не начищенных до блеска ботинках, закурить в присутствии сына и т. п. А затем внимательно присмотритесь к тому, что при этом происходит в вас и в ваших отношениях с другими людьми.

    Парадокс психологической помощи

    Почему у человека возникает потребность в профессиональной психологической помощи? Можно назвать три основные причины: невозможность самому решить ту или иную проблему, преодолеть ту или иную трудность; невозможность пережить или изжить свою проблему, необходимость вновь и вновь возвращаться к ней, что вызывает ощущения ее неотвязности, собственного бессилия и отчаяния; невозможность получить реальную помощь (а не просто те или иные советы) от окружающих — родных и знакомых.

    В ситуации, когда человек начинает испытывать безысходность от преследующей его нерешаемой проблемы, естественным образом возникает потребность искать помощь у специалиста. Обычно этого специалиста представляют себе как эксперта, обладающего четким знанием того, что именно тревожит клиента и как ему можно помочь. Психолог уподобляется врачу, ставящему диагноз,

    224

    выписывающему лекарства и назначающему процедуры. В действительности дело обстоит по-другому.

    Конечно, психолог-профессионал обладает многочисленными специальными знаниями, однако в ситуации индивидуального консультирования он использует их не прямо, а косвенно. Его главная цель состоит не в том, чтобы соотнести свои знания с проблемой клиента и, таким образом, поняв его жизненную ситуацию, подсказать выход из нее. Напротив, цель психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту полнее, свободнее, откровеннее высказать затруднения, полнее осознать их, довести до его сознания ранее неявные, скрытые от него аспекты его собственного внутреннего мира, найти решение как переформулирование и переосмысление исходной проблемы.

    Другими словами, психолог не решает проблему за своего клиента, он лишь создает определенные условия для обнаружения ее решения, которое в неявном, скрытом виде уже есть у клиента, хотя он даже не подозревает об этом. Иначе говоря, клиент на приеме у психолога вручает ему не только свою проблему, но и ее решение, при этом проблема с самого начала так или иначе осознается клиентом, тогда как ее решение видится как скрытое где-то там... в учебниках и справочниках по психологии.

    Так какие же условия создает психолог-консультант? И почему эти условия не возникают в обычном общении?

    Секреты психологической помощи

    Мы уже говорили, что человек, обратившийся за психологической помощью, доверяет психологу не только свою проблему, но и ее решение. Задача консультанта-профессионала заключается в том, чтобы помочь клиенту найти и осознать это решение.

    Чем и как помогает психолог? Раскроем несколько чисто профессиональных секретов.

    Секрет первый. Важное средство эффективной психологической помощи — безусловное положительное отношение к клиенту. Это означает, что любые предварительные условия: предубеждения, симпатии и антипатии, предположения, ожидания, которые могут быть привнесены в психотерапевтическое общение психологом, крайне затрудняют это общение. Здесь помогает очень простое средство — отношение к клиенту как к человеку, испытывающему в данный момент определенные затруднения, но обладающему потенциальной способностью решить свои проблемы. Вспомнив роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, проведем следующую аналогию: для психолога, как для

    225

    Иешуа, любой человек по самой своей сути — добрый человек. Он такой не потому, что, например, чем-то напоминает Е.Леонова или же ловит каждое слово и старательно выполняет рекомендации, но просто потому, что он человек. Для психолога это достаточное и единственное условие положительного отношения к клиенту. Чувствуя такое безусловное позитивное отношение, клиент внутренне успокаивается и постепенно обретает уверенность в себе.

    Секрет второй. Психолог помогает в том случае, если он не просто понимает своего клиента, но особым образом сопереживает ему. Психолог чутко реагирует не столько на слова, сколько на чувства и переживания, скрытые за этими словами. Говоря метафорически, он умеет общаться не только умом, но и сердцем. Такой способ общения позволяет клиенту осознать свои зачастую противоречивые, спутанные и вытесненные переживания, лучше и полнее понять себя и свою непростую жизненную ситуацию.

    Секрет третий. Психолог может помочь своему клиенту только тогда, когда он сам свободен от проблем, открыт для общения, а все его собственные мысли и чувства, возникающие в ситуации «здесь и теперь», не спрятаны от клиента за вежливой улыбкой или маской всеведущего эксперта. Открытость психолога стимулирует встречную открытость клиента, повышает степень его доверия к собеседнику, к ситуации консультирования в целом и в конечном счете — к самому себе.

    Образно говоря, психолог тогда помогает клиенту, когда становится для него своего рода волшебным живым зеркалом. Это зеркало должно быть полностью развернуто к клиенту, оно должно отражать различные стороны внутренней жизни клиента в ситуации консультирования, и, наконец, оно должно быть чистым, незамутненным, прямым, чтобы давать клиенту четкое и неискаженное отражение его внутреннего мира.

    Такое живое зеркало — основное условие, инициирующее процесс самоисследования клиента и, следовательно, поиск решения его исходной проблемы. Этот поиск является совместным: в нем участвуют и психолог, и клиент. При этом психолог, будучи уверен с самого начала, что решение проблемы у клиента уже есть, не знает, какое это решение, что оно собой представляет. Клиент не знает ни того, ни другого, но только он может найти решение, сам того не осознавая, он уже имеет его.

    * * *

    Секреты психологической помощи могут показаться слишком простыми, незамысловатыми. Но не следует поддаваться этому

    226

    первому впечатлению. Лучше попытайтесь использовать их в общении со своими родными и знакомыми. Этот опыт будет полезен, по крайней мере, в двух отношениях: он даст вам новые положительные ощущения и вместе с тем покажет, что быть эффективным психологом очень непросто.

    Человек на рынке душевно-духовных услуг

    Вынужденно пропуская через себя поток рекламы, каждый из нас периодически сталкивается с объявлениями такого типа: «Кодируем от алкоголизма...», «Разовьем ваш скрытый потенциал...», «Ответим на все вопросы...», «Дадим духовную опору...», «Определим способности вашего ребенка...», «Решим семейные и супружеские проблемы...» и т.д. и т.п. Рост числа подобных услуг, оказываемых населению, — примечательная черта сегодняшнего дня. Рынок душевно-духовных услуг не только расширяется, но и становится все более разнообразным, приспособленным к потребностям и нуждам потенциальных клиентов. А такими клиентами являемся все мы.

    Душа человека многогранна. Каждая ее грань может принести человеку и радость жизни, ощущение полноты существования, и душевую боль. Организм души, подобно организму телесному, таит в себе бесчисленное множество и жизненных, здоровых, и болезненных проявлений. Каждое переживание, каждое настроение и состояние, каждая особенность характера и личности могут стать источником озабоченности, беспокойства, страха, отчаяния как самого человека, так и его родных и знакомых.

    В нашей стране на протяжении многих десятилетий все (в том числе и душевно-духовные) запросы, нужды и проблемы людей обслуживались, удовлетворялись и решались с помощью внерыночных отношений и механизмов. Несколько утрируя, можно сказать, что душевные проблемы было принято решать либо по партийной линии, либо (в более запущенных и тяжелых случаях) обращаясь к государственной системе здравоохранения, к службам психиатрической помощи.

    Сейчас ситуация изменилась. Спрос на душевно-духовные услуги действительно рождает предложение. Одиозный кентавр партработник-психиатр затерялся, исчез в толпе разного рода астрологов, хиромантов, экстрасенсов, народных целителей, колдунов, гуру, священников и проповедников самых разных вероисповеданий и сект, психотерапевтов, консультантов и психологов. Это разноголосое и пестрое сообщество формирует сейчас рынок душевно-духовных услуг, который с некоторой долей условности можно распределить на три ряда: оккультный, религиозный и психологический, научный.

    227

    Не претендуя на знание первых двух рядов, рассмотрим третий, собственно психологический. В течение последних трех — пяти лет он оформился в многопрофильный комплекс, объединяющий большой отряд специалистов. Какого рода услуги оказывают психологи? Чем они отличаются друг от друга?

    Психологические услуги можно классифицировать по различным признакам.

    Тип потребителя. Потребителями психологических услуг могут быть частные лица и разного рода специалисты: педагоги, коммерсанты, политики, военные... и, наконец, сами психологи (в последнее время очень популярны семинары, тренинги, обучающие программы, имеющие целью повышение квалификации психологов). Потребителем услуг психологов могут быть как отдельные люди, так и группы людей: семьи, фирмы, учебные заведения, политические партии, социальные службы.

    Тип услуги. Психолог может: получить о клиенте новую информацию с помощью различных диагностических тестов и проб; обучить клиента новым для него знаниям, умениям и навыкам (например, в сфере межличностного общения); помочь клиенту решить проблему во взаимоотношениях с другими людьми (детьми, родителями, супругами, начальниками, подчиненными, партнерами); помочь клиенту решить проблему, коренящуюся в его собственном внутреннем мире (совладать с тревожностью, депрессией, привязанностью к алкоголю и другим наркотикам, неуверенностью, страхами); повысить эффективность работы организации (оптимизировать кадровый состав, наладить благоприятную атмосферу, повысить творческий потенциал сотрудников, снизить уровень конфликтности, увеличить эффективность принимаемых решений).

    Тип производителя. Психологии как единой науки не существует. Современная психология — это совокупность различных школ и направлений. Назовем основные: дифференциальная психология, психоанализ, поведенческая психология, гуманистическая психология. Услуги, оказываемые представителями этих четырех основных психологических направлений, во многом совпадают, но первые работают в основном с измеряемыми психологическими качествами человека, вторые — с его бессознательными комплексами и конфликтами, третьи — с навыками и формами поведения, а четвертые — с его нереализованным личностным и творческим потенциалом.

    В заключение отмечу, что осваивать рынок психологических услуг нам, россиянам, придется в любом случае. Это не просто очередная мода, но необходимость, которая диктуется характером современной (беспокойной, нестабильной, ускоренной) жизни.

    228

    4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ТРИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    Постановка проблемы

    Мир современного психологического консультирования и психотерапии — это около пятисот разновидностей активной психологической работы и психологической помощи пациентам и клиентам (см. [96, 201]). Каждую из этих разновидностей отличают особый язык и круг понятий, особые методы, приемы и техники работы, особая практика консультативного и психотерапевтического общения. Такая ситуация складывалась постепенно, на протяжении десятков лет, начиная с конца XIX в., когда новаторские исследования З.Фрейда очертили сферу психоанализа — первой разновидности вневрачебной психотерапии; психоанализ, по убеждению его основоположника, являлся не специализированной областью медицины, но частью психологии, не всей психологией, но ее подразделом.

    Последующее развитие данной сферы практической психологии теснейшим образом связано с дифференциацией всего корпуса психологического знания, с возникновением основных направлений и школ современной психологии — глубинной, поведенческой, когнитивной, экзистенциальной, гуманистической и транс-персональной. Параллельное и координированное развитие психотерапии-консультирования и психологии, неизменное присутствие психологического компонента в составе психотерапевтических-консультативных практик иллюстрируют содержательные и генетические связи психотерапии-консультирования и психологии, и прежде всего психологии личности.

    Создавая сферу психотерапии-консультирования в качестве раздела практической психологии, ее основоположники — от 3. Фрейда и К. Г. Юнга до К. Роджерса и Р. Мэя — указывали на непременность ее теоретической, концептуальной составляющей, на чрезвычайную значимость психологического знания для практической психотерапевтической и консультативной работы. Так, Р.Мэй писал: «Нам следует начать с определения понятия «личность». Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультанта, или любимого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания» [26, с. 12].

    229

    Отношение между теорией и практикой в сфере психотерапии-консультирования, отношение практиков к теоретическим концепциям и моделям с самого начала и по настоящее время оформляется двояким образом — либо как репродуктивное, либо как продуктивное.

    В первом случае акцент ставится на воспроизведении в практике той или иной традиции психологического теоретизирования, того или иного психотерапевтического мифа (от психоаналитического до транс-персонального). Во втором случае акцент переносится на создание, порождение нового способа, новой формы такого теоретизирования или мифотворчества. Если репродуктивное отношение между теорией и практикой, между психологией и психотерапией-консультированием обеспечивает существование традиционных школ и направлений в этой сфере, то продуктивное отношение обеспечивает возникновение новых разновидностей психотерапии-консультирования. В зарубежной (прежде всего западной) психологии оба эти отношения представлены весьма полно: наряду с направлениями и школами, существующими десятки лет, мы видим непрестанное возникновение десятков, а теперь уже и сотен новых разновидностей психотерапии-консультирования. Такова вполне благополучная и естественная ситуация допарадигмальной стадии развития данной сферы практической психологии на Западе.

    Совершенно иная ситуация наблюдается в отечественной психологической науке. Развитие данного раздела практической психологии на протяжении советского периода российской истории, по своей продолжительности вполне сопоставимого с периодом развития психологии-консультирования в целом, было весьма драматичным. Идеологическая и педагогическая ангажированность психологии в СССР обусловила сначала ликвидацию традиционных разновидностей психологической практики (особенно показательна в этой связи судьба психоанализа в Советской России). В условиях тоталитаризма формировались лишь такие психологические направления и школы, которые, несмотря на всю свою психологичность и обращенность к человеку, оказались абсолютно неспособными служить теоретическим основанием реальной практики психотерапии-консультирования. СССР, а затем и страны социалистического лагеря на протяжении десятилетий существовали как «здоровые» страны, населенные «здоровыми», компенсированными невротиками и «психотиками»-диссидентами. Конечно, падение «железного занавеса» в конце 80-х гг. кардинальным образом изменило ситуацию в отечественной психологии [78]. Однако это изменение предельно отчетливо выявило проблему соотношения отечественного и мирового наследия в области психотерапии-консультирования, проблему репродуктивного и продуктивного отношения отечественных психологов и психотера-

    230

    певтов к этому наследию1. Данную проблему можно сформулировать в виде следующего перечня вопросов: возможно ли продуктивное отношение отечественного психолога (психотерапевта-консультанта) к существующим в данной сфере практической психологии направлениям и школам? Можно ли заниматься данной практикой, не «импортируя» при этом западные теоретические концепты? Существуют ли отечественные разработки, которые можно сделать теоретическим основанием для психотерапии-консультирования?
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта