Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.4.1 Параметры светового климата

  • Насыщенность.

  • Освещенность рабочих плоскостей и пространств.

  • Распределение яркости в пространстве.

  • Отражающие свойства поверхностей.

  • Контраст яркости поверхностей, находящихся в зоне видимости. В

  • Тенеобразование.

  • 3.4.2 Виды освещения и осветительных приборов

  • 3.4.3 Использование искусственного освещения в гостинице Освещение передней.

  • Здания и инженерные системы гостиниц Учебник. И. Ю. Ляпина, Т. Л. Игнатьева, С. В. Безрукова материальнотехническая база и оформление гостиниц и туркомплексов


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеИ. Ю. Ляпина, Т. Л. Игнатьева, С. В. Безрукова материальнотехническая база и оформление гостиниц и туркомплексов
    Дата04.04.2020
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗдания и инженерные системы гостиниц Учебник.docx
    ТипУчебник
    #114756
    страница18 из 25
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25

    3.4 Световое решение интерьера жилых и общественных помещений гостиниц
    3.4.1 Параметры светового климата

    Освещение — важный элемент интерьера, так как имеет утилитарное и эстетическое значение. Свет оказывает психофизиологическое и эстетическое воздействие на человека. Более 80 % получаемой человеком информации приходится на долю зрительного аппарата, нормальное функционирование которого связано с особенностями освещения. Свет может влиять на общее психическое состояние человека, частоту пульса, обмен веществ. Умелое использование света позволяет украсить помещение, сделать его комфортабельнее. Свет дает возможность формировать интерьер помещения и одновременно скрывать в тени некоторые его участки.

    Для создания зрительного комфорта (оптимальных зрительных условий для осуществления различных видов деятельности, восприятия и эмоциональной выразительности) следует преду-смот-реть при проектировании зданий и помещений естественное освещение и его регулирование (для этого учитывают инсоляцию и применяют светорассеивающие шторы и жалюзи), а также правильно организовать искусственное освещение.

    Все световые параметры определяются как довольно сложные физические величины, изучаемые специальной наукой — светотехникой.

    Насыщенность. Насыщенность пространства светом считается достаточной, если не возникает желания убавить или прибавить света.

    Насыщая интерьер светом, необходимо обратить внимание на одно существенное обстоятельство — влияние равномерности освещения на создание комфорта. Исследования показали, что излишняя равномерность освещенности негативно сказывается на комфортности восприятия пространства. Равномерность освещения порождает однообразие, вызывает психологический дискомфорт, преждевременное утомление. Световая насыщенность и равномерность освещения должны сочетаться с возможностью их уменьшения, изменения освещенности, распределения световых потоков в соответствии с характером бытовых процессов, проходящих в помещении.

    Очевидно, что необходимо иметь возможность изменять насыщенность и уровень освещенности отдельных элементов интерьера. Прием гостей потребует большей освещенности, соответствующей приподнятому настроению, активности, веселью. Спокойный отдых требует уменьшения света.

    Динамического регулирования насыщенности светом можно добиться при помощи световых регуляторов различной конструкции и мощности, совмещенных с включателем или устанавливаемых отдельно. Поворот ручки регулятора или простое касание (в зависимости от конструкции прибора) позволяет регулировать освещенность.

    Освещенность рабочих плоскостей и пространств. Необходимо соответствие уровня освещенности какой-либо зоны определенному нормированному уровню, который отвечает сложности осуществляемых бытовых процессов. Работы различной сложности требуют различных уровней освещенности: работа за письменным столом — 300— 150 лк; чтение — 200—100 лк; рукоделие — 400 — 200 лк (а шитье черной ткани черными нитками — до 3000 лк); туалет, косметика — 200—100 лк; рисование или другие графические работы — 300—500 л к. Добиться комфортной освещенности можно, выбрав правильную световую отдачу прибора (мощность источника), удаленность источника света от рабочей поверхности, угол падения светового потока.

    Распределение яркости в пространстве. Яркость — величина, характеризующая уровень светового ощущения. Яркость того или иного элемента интерьера зависит от уровня освещенности, характера и цвета поверхности предметов.

    Светлые тона поверхностей интерьера обладают большей яркостью по сравнению с темными поверхностями той же освещенности. Поэтому ощущения большей освещенности интерьера можно добиться не только за счет большой насыщенности светом, но и применяя светлые тона отделки. Выбирая тот или иной характер отделки мебели, цвет тканей, нужно помнить, что темные тона потребуют большей насыщенности интерьера светом. В спальне уместен слабо освещенный потолок, менее яркий, чем стены.

    Отражающие свойства поверхностей. Наименьшей отражающей способностью и соответственно большей яркостью обладают гладкие полированные поверхности, меньшей яркостью — шероховатые, ворсистые поверхности, имеющие более глубокую фактуру. Последние отражают падающий на них свет по разным направлениям и кажутся более темными, чем гладкие поверхности того же цвета и освещенности.

    Блесткость — слепящее ощущение яркости, значительно превышающей яркость окружения. Это ощущение может привести к изменению цвета поверхности или его потере. Блесткость может быть отраженной, например слепящее ощущение от зеркальной поверхности, связанное с прямым отражением в ней источника света. Такое явление может быть связано с отражением на гладкой поверхности более яркой поверхности потолка. Блесткость совершенно неприемлема в рабочих зонах. Исключить это явление можно за счет тщательного выбора направления светового потока, отражающих характеристик поверхностей, конструкции отражателей и рассеивателей светильников. Обилие в интерьере гладких поверхностей, стекла, зеркал создает парадное ощущение и поэтому очень популярно. Однако блесткость, которой в данном случае очень трудно избежать, создает зрительный дискомфорт, а длительное пребывание в такой атмосфере может стать утомительным.

    Контраст яркости поверхностей, находящихся в зоне видимости. В целях снижения утомляемости такой контраст должен быть минимальным. По данным специалистов, яркость рабочей зоны должна быть не более чем в 5 раз выше яркости окружения. Работа за ярко освещенным письменным столом или просмотр телепередач в темной комнате приводит к быстрой утомляемости. Обеспечивая высокую яркость рабочей зоны, не следует исключать фоновое освещение.

    Таким образом, распределение яркости в интерьере благодаря размещению осветительных приборов и выбору мощностей источников света может стать средством создания некоторых зрительных эффектов — изменения в какой-то мере восприятия пространства. Например, высокая равномерная насыщенность светом помещений при светлом фоне поверхностей зрительно увеличивает объем помещения, повышенная яркость потолка и верха стен способствует зрительному увеличению высоты помещения, высокая освещенность противоположной наблюдателю стены зрительно приближает ее.

    Цветность. Каждый источник света обладает цветностью, т.е. в зрительной части спектра его излучения преобладают те или иные тона. Наиболее комфортны источники света, приближающиеся по своей цветности к солнечному природному освещению. Это традиционные лампы накаливания, излучающие свет теплых оттенков красно-желтой части спектра. Для люминесцентных ламп характерен свет холодных оттенков сине-зеленой части спектра. Цветность излучения зависит также от мощности источника света: чем выше мощность, тем зона его излучения более холодная.

    В зависимости от цветности свет в интерьере способен выявлять, подчеркивать или, наоборот, нивелировать цвет поверхности. Свет подчеркивает те цвета в интерьере, которые соответствуют его цветности. Так, лампы накаливания выявят красно-коричневые, желтые тона обстановки, отделки, а холодные (зеленовато-синие) потеряют свой цвет, станут невыразительными, серыми. Противоположный эффект даст люминесцентная лампа. Искажение света в зависимости от освещения необходимо учитывать при формировании интерьера.

    Тенеобразование. Определенное значение для формирования световой среды имеет тенеобразование. Ощущение естественности света достигается в том случае, когда предметы отбрасывают тень аналогично природному окружению. Это выявляет форму предмета, подчеркивает его фактуру. Чрезмерно высокая насыщенность светом, многочисленные пересечения световых потоков создают неестественно яркую среду без выявленных теней, способствующую быстрому зрительному утомлению.
    3.4.2 Виды освещения и осветительных приборов

    Для сознательного формирования светового климата необходимо помнить, что на зрительный комфорт влияют не только мощность и количество света, но и характер распространения световых потоков, который зависит от размещения и типа отражающих частей светильников. Эти факторы определяют различные виды освещения.

    По характеру распределения светового потока освещение может быть:

    •прямое — световой поток падает на освещаемую площадь непосредственно от источника. Прямой световой поток создает высокую местную освещенность, позволяет максимально использовать мощность источника света. При этом образуются четкие тени, контрастные освещаемой поверхности;

    •отраженное — световой поток падает на освещаемую поверхность, отражаясь от какой-либо поверхности. Отраженный свет более мягкий и не дает четко очерченных границ теней.

    Благоприятный световой климат возможен лишь при сочетании этих видов освещения.

    Все бытовые осветительные приборы ориентированы на тот или иной вид освещения. Прямое или преимущественно прямое освещение используют для местного освещения. Светильники отраженного или преимущественно отраженного света целесообразно использовать для общего освещения.

    Освещение может быть общее — для освещения всего помещения, или местное — для освещения части помещения (какой-либо функциональной зоны, рабочей плоскости).

    В помещении небольшой площади возможно совмещение общего и местного освещения. Например, в ванной комнате светильник, располагаемый у зеркала, может освещать зону зеркала (туалета) и помещение в целом. Иногда можно ограничиться лишь общим освещением, например в коммуникационных пространствах: лестницах, коридорах или в подсобных помещениях. Во всех других помещениях наиболее рационально использовать комбинированную систему освещения, в противном случае будет создана психологически неблагоприятная обстановка.

    Комбинированная система освещения предполагает наряду с общим освещением местное освещение отдельной зоны и получила название зонального освещения интерьера. Зональное освещение решает две задачи: практическую и эстетическую (создает выразительность световой среды). Варьируя в различных сочетаниях освещением отдельных зон и помещения в целом, можно добиться большого разнообразия световых эффектов.

    Различают три вида местного освещения:

    •рабочее — его задача как преимущественно местного создать зрительный комфорт в зоне работы путем приближения источника света к рабочему пространству. Рабочее освещение требует высокого уровня освещенности и равномерного распределения светового потока на рабочей плоскости. Наиболее целесообразен здесь направленный или преимущественно направленный вид освещения;

    •ориентирующее — существуют, например, специальные ориентирующие светильники: ночники, создающие минимальный уровень освещенности;

    •декоративное — представляет собой световой акцент, подчеркивающий общий эстетический замысел. Это могут быть цветные декоративные светильники, выполняющие в темное время суток роль декоративного света — цветового пятна, или светильники направленного света, подчеркивающие тот или иной элемент интерьера — подсвет гардин, предметов декоративно-прикладного искусства и т.д.

    Важнейшая практическая задача формирования светового климата — подбор и размещение светильников, которые бывают общего, местного, комбинированного, декоративного, ориентирующего освещения. Светильники выполняют также декоративную функцию.

    Светильником называется устройство, сочетающее в себе источник света (лампу) и осветительную арматуру (абажур, рассеи-ватель), которое перераспределяет свет лампы в пространстве и преобразует его свойства.

    Конструкция различных типов осветительных приборов, обеспечивающая размещение источников света в определенной точке пространства, усиливает световой поток за счет специальных отражателей, исключает слепящую яркость источников света за счет различных рассеивателей. Современные осветительные приборы обеспечивают возможность изменения направления светового потока благодаря различным подвижным элементам конструкций.

    В связи с тем что прямой свет создает значительный контраст яркостей, а при отраженном свете нерационально используется мощность источника света, чаще всего разрабатываются комбинированные светильники преимущественно прямого или преимущественно отраженного освещения. Это достигается сложной, специально прорабатываемой формой оптической части, применением матовых полупрозрачных абажуров, рассеивателей, отражателей. Материалом для них служат пластмассы, стекло, ткани.

    Наиболее рациональны с точки зрения максимального использования мощности светильники со светлой и блестящей внутренней частью отражателей.

    На рис. 3.5 приведены различные типы светильников, применяемых в гостиницах. Потолочные плафоны применяют в помещениях небольшой высоты, они бывают с одной или несколькими лампочками, помещенными за рассеивателями из стекла или пластмассы. Подвесные светильники чаще всего имеют рассеиватели и отражатели.

    Светильники общего освещения, как правило, устанавливаются в центре потолка. В протяженных помещениях большой площади возможно использование двух потолочных светильников. Такие светильники должны обеспечивать равномерное освещение всего пространства. Для этой цели применяют традиционные многорожковые и компактные люстры с несколькими световыми элементами на одной штанге, хрустальные люстры и т. п. В спальнях для общего освещения можно использовать настенные светильники комбинированного освещения типа бра.

    Светильники местного освещения очень разнообразны. Они могут быть напольные, настольные, настенные, подвесные. Эти светильники должны давать направленный световой поток, рассчитываемый на высокую освещенность небольшой части пространства.


    Рис. 3.5. Типы светильников:
    1— потолочные; 2—настольные; 3—настенные; 4—напольные; 5— встроенные; 6—подвесные; 7— пристроенные

    Рабочие светильники местного освещения предполагают подвижную конструкцию.

    Светильники комбинированного освещения совмещают функции местного и общего освещения за счет большой и специально проработанной конструкции оптической части.

    Декоративные свойства света используют иногда в специальных светильниках, не несущих утилитарных функций. Используемые в качестве элементов убранства декоративные светильники изготавливают с применением цветного стекла и пластмасс, керамики, различных видов рассеивателей, которые могут давать интересные световые эффекты. Но такие светильники нельзя использовать в качестве источников общего и рабочего света. Осветительные приборы экспозиционного освещения, служащие для подсветки отдельных элементов интерьера (шторы, картины, предметы убранства), изготавливают в виде компактных приборов, дающих узкий световой поток.

    Светильники иногда группируют в единую систему — осветительную установку.

    К ним относятся:

    •установки, где каждый светильник используется как самостоятельный элемент, например подвесные светильники, плафоны, люстры, бра;

    •установки, собранные из групп светильников: световые полосы, панели;

    •установки, в которых нельзя выделить отдельные светильники, например световые карнизы, светящиеся потолки и другие устройства, где светильник скрыт от глаз наблюдателя.

    Светящиеся элементы осветительной установки делятся на три типа: точечные, линейные и поверхностные.

    Осветительные установки с точечными светильниками могут использоваться самостоятельно или в сочетании с другими светильниками. Точечный светильник с зеркальной лампой накаливания может дать в зависимости от. конструкции ясно видимый сноп света и четко очерченный круг на освещаемой поверхности или световое пятно с размытыми краями.

    Установки со встроенными светильниками и плафонами дают относительно равномерное освещение поверхности. При необходимости светильники могут собираться в линии, блокироваться в световые панели, усиливая освещенность.

    Светящиеся поверхности занимают всю плоскость потолка или его большую часть (более 60 %). В этих поверхностях используют явление отражения или пропускания света. Фактура светящейся поверхности зависит от материала рассеивателя — гладкие поверхности молочного стекла, узорчатого, рифленого, литого, призматического, формованных пленок. Широко применяют решетки из светопропускающего и непрозрачного материала. При отражающих потолках фактура их поверхности также может быть различной: гладкой, шероховатой и т. п. Светящиеся потолки дают ровный рассеянный свет по всей поверхности без ярко выраженных теней. Основное требование к отраженному карнизному освещению заключается в хорошей маскировке ламп и равномерном распределении яркости на отражающих свет поверхностях. В качестве сильных источников света применяют световые ниши любой формы, скрытые за карнизами. Белые поверхности ниши дают рассеянное освещение всей комнаты. Такие ниши должны устраиваться во время постройки здания. Другой способ такого освещения заключается в том, что в перекрытии вдоль оконной стены делают углубление, в котором устраивают световую полосу, прикрытую со стороны комнаты гардинами. Такой способ освещения дает мягкий приятный рассеянный свет и одновременно подчеркивает декоративные ткани.

    На основе приведенных сведений можно остановиться более подробно на некоторых рациональных приемах освещения отдельных помещений.
    3.4.3 Использование искусственного освещения в гостинице

    Освещение передней. Передняя — помещение эпизодического пребывания. В большинстве случаев передняя лишена естественного освещения. В некоторых случаях достаточно сильное и хорошее общее освещение создает нужные удобства при пользовании зеркалом, но зеркало должно быть оборудовано отдельным источником, который правильно и выгодно освещает фигуру и весь фон позади зеркала.

    Наиболее правильным решением будет размещение с обеих сторон зеркала на уровне головы двух светильников, дающих рассеянный свет. Неправильно помещать светильник сверху над зеркалом, так как в этом случае видимость недостаточна и на лице смотрящего в зеркало образуются искажающие внешний вид тени. В качестве источника общего освещения можно использовать люминесцентные лампы. Так как помещение номера ограниченно, то светильники должны быть компактными.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25


    написать администратору сайта