Искусство древнего мира. Искусство Палеолита
Скачать 276.88 Kb.
|
05. 11. 19. Жилая архитектура этрусков. Можем реконструировать на базе записей Витрувия. А еще по гробницам. Близ крупных этрусских городов формируются некрополи. И сама планировка некрополя, и гробниц ставит задачу подражать жилой архитектуре. Некрополь Бандитаччи. Близ Черветери. Наличие улиц. Фасады гробниц выходят в пространство улиц и оформляют его. Стремление показать достаточно четкую регулярную планировку (возникает в 6 веке). Живопись гробниц. Один из первых вариантов оформления гробниц – гробница маркиза Кампана, 7 век. Это достаточно несюжетные композиции. Оформление ложных дверей – ориентализирующие сцены. Это не результат заимствования из греческого. Это довольно уникальный вариант. Памятников 7 века достаточно мало. Основное развитие приходится на 6 век. Медленное развитие, не поступательное, как в Греции, параллельное сосуществование разных традиций (геометрика параллельно с ориентализирующим, с заимствованным чернофигурным и т.д.). в литературе закрепилось за 6 веком название живопись эпохи архаики. Для этрусков этот век последний для самостоятельного развития культуры. Гробница быков. Начало 6 века. Названа по приоритетному сюжету. Эта гробница дает нам некую сложившуюся схему. С помощью пространства стены делится на определенные зоны. Жестко фронтальная композиция, в центре схематичное изображение алтаря, алтарь фланируют сфинкс и всадник на коне. Далее оформление антаблемента. Затем сюжетная часть. И цокольная часть. Сюжетный цоколь. 6 век – век активных контактов с греческими центрами великой Греции. Специфика этрусской традиции: на базе внешне знакомого собирается особый текст, который невозможно прочитать через знакомые компоненты. Культурный трансфер: заимствуя определенный образ, культура лишает заимствование первоначальной содержательной программы. В результате только внешняя оболочка, напоминающая прототип. Этруски часто размещают сцены в природе. Центральная часть: алтарь с источником, рядом с алтарем непонятно кто, жрец с маской. В антаблементе либо лежащий отдыхающий бык, либо пашущий. Сцены пахоты сопровождаются эротическими сценами. Гробница авгуров. Новый вариант оформления (постоянно используемый до конца 6 века). Отсутствие фигуративного цоколя. Он представляет едины цвет, выделяет главное – сюжетную часть. Изображение самих авгуров, наблюдающих за полетом птиц. Обнаженные мужчины, готовящиеся к борьбе. Персонаж в маске, второй показывает один из вариантов гладиаторских боев. Огромную роль играет перекличку жестов. С одной стороны статика, а с другой – уникальная динамика каждой фигуры. Разная передача птиц в состоянии полета. При этом 6 век дает нам отсутствие в оформлении сюжетной части какой-то повторяющейся программы. Определенная вариативность и разнообразие. Это связано с возможностью с помощью разного оговорить близкие по значению темы. Гробница охоты и рыбной ловли. Охота на птиц, одновременно ловля дельфина. Изображение ныряльщика представляет большой интерес. Сочетание остановленности момента и ощущение действа. Ни одного повторяющегося персонажа. Чередование контурного и силуэтного. Эффект присутствия и объемного и бестелесного. Это памятники, время которых достаточно скоротечно. Около 520 года, Гробница львиц. Фиксируем появление той темы, которая будет основной для оформления гробниц конца 6, 5 веков. Это тема пира. Саркофаги выполнены терракотой. Имитируют возлежащие тела. В живописи разыграна тема пира. Возвращение к фигуративному цоколю. Тема охоты и рыбной ловли превращается в знак: волна с дельфинами, которые выглядят орнаментально, как узор. Между ними – пролетающие птицы. Отмечают нижнюю границу, идея преодоления водной стихии, погружение в водную стихию, пространство которое нужно преодолеть, чтоб пройти границу между мирами. Тема пира начинается с огромного чана (похож на кратер), вокруг которого будут изображены музыканты и танцоры. Чередование сюжетного и контурного. В контурном важно, что указывается, что объема лишены и одежды. Едва указываются границы тела и одежды. Пир как союз живых и мертвых. Создание определенной атмосферы, дающей иллюзии конкретности действия. Прием иллюзионизма. Подобие рисованных элементов архитектуры, отдельные кусочки натюрморта и т.д. В Рим для живописи будут приглашены этрусские или греческие мастера. Изображение главного участника действа. Он является частью атмосферы пира. Отсутствие конкретики в передаче черт лица. Поза возлежания на парадном ложе – единственное, что выдает пограничность состояния – тарелка и яйцо в руках. Это все сопровождается танцами и музыкой. Этрусков греки считали сибаритами. Стандартизация приводит к Гробнице леопардов 5 века. Эффект пира, только теперь пирующие будут точно разделены на пары. Силуэтно-контурное. Активное привлечение греческих мастеров. Они будут применять отдельные стилистические элементы, не выбивающие изображение из этрусской традиции. Иллюзионизм. Фигурка виночерпия перед зоной с пирующими – попытка иллюзорно передать пространственное построение. Наполнило действие иллюзионистическим натуроподобием. В 5 веке появляется сложность ракурсов, уходит стаффажность фигур. Появляются более тонкие оттенки. Гробница триклиния. Стандартизированность и клишированные сцены. Этрусская традиция начинает медленно уходить в подполье. После 506 года, когда Рим становится латинским, этрусская традиция, пытаясь не поддаться латинской ассимиляции, чаще будет использовать клише, работать с помощью найденных шаблонов. Латиняне были заинтересованы в женитьбе на знатных этрусских женщинах. Поздние гробницы. Опять принципиальное разнообразие. Выбор иных сюжетов: жертвоприношение, казнь (Гробница Франсуа). Нагнетание атмосферы. Показ эмоций. Энкаустика. Гробница дьявольской квадриги. Изображение Харона. Лицо искажено эмоцией. Эффект эмоционального напряжения. Гробница чудовища. Присутствие и умножение темы эмоционального напряжения. Гробница Тифона, уже увидим в традиции средневековой Европы. Оформление храмовой скульптуры. Идем по отдельным темам. У каждой темы своя традиция и своя хронология. Святилище Портаначчо, мастер Аполлона. Терракотовая статуя, полая внутри. Третья четверть 6 века. В Греции в это время тема куроса уже сложилась. Здесь мы видим, как работает греческий образец в пространстве ориентализирующей культуры. Наличие подпорки, отсутствие проработки объема, не проработана пластика одежда, пластика не имеет значения. Принципиальная орнаментальность, плоскостность, декоративность. Антефиксы и акротерии. Основные герои заимствуются из Греции по принципу культурного трансфера. Популярны горгонийоны, менады и т.д. Бронзолитейное дело. Создание скульптуры. Подлинна традиция зеркал. Заимствованная из Греции, дает много своего. Оформление задней стенки. Появление такой традиции, которая связана с техникой процарапывания. Этруски станут важнейшими мастерами дпи. Памятник, коим мы можем завершать этрусскую традицию и начинать римскую. Портрет так называемого Брута. Бронза, этрусский мастер. Не выходим за пределы типологического портрета. До сих пор проблема, как его датировать. Либо 4, либо рубеж 2-1 вв. до н.э. Луций Юний Брут – основатель республиканского строя. Не сохраняется имя автора, сохраняется соотнесенность с конкретной моделью. Средний возраст, типичный римский профиль, направленный на зрителя взгляд, сухопарый скелет лица, щетина, короткие волосы – идеальный гражданин республики. Рим – это деяния людей, история творится людьми, а не богами. Стремление зафиксировать частное, индивидуальное. Сложение и скульптурного и словесного портрета. Игра рельефа лица. Этот портрет дает минимальную характеристику, рождает иллюзию конкретности момента. Статуя Авла Метелла, около 100 года. Оратор. Бронза. Тип идеального гражданина, служащего Риму. Наследие эпохи эллинизма. Наследие профессионального портрета. Важность каждой детали. Она скупа, но повествовательна. Четко выстроенная программа памятника. Заброшенная тога, жест руки, оформление лица: вдавленные скулы, короткая стрижка, напряженный костяк лица. Человек захвачен произнесением речи, призывом. 2 четверть 1 века до н.э. активное начало развития типологического портрета. Первая традиция – традиция эллинистическая. Традиция изображения Александра Македонского. То, как видит эллинизм неординарную историческую личность. Тут и традиция, заложенная Скопасом. Прическа – анастуле. Она являет следующее – сравнение с Гераклом. Это всклоченные волосы, львиная грива. Завиток надо лбом. Узнаваемая цитата. Поворот головы, изгиб головы. Неординарность, неуспокоенность личности. Портрет римского полководца. Середина 1 века до н.э. В его образе – конкретность черт лица, рожденная в результате применения маски, операция теми качествами, которые необходимы для саморепрезентации. На повестке – интерес к рельефу лица. То, что мы видим – категорически нейтрально в отношении повествовательности для зрителя. Суммированный рельеф лица. Ограниченное представление о модели. Статуя военоначальника из Тиволи. Идеальное тулово. Моментальная вычитываемость цитаты – опять Геракл. Не портретные черты, но натуроподобные. Идеальный торс и проработанная пластика лица, показывающая принадлежность к определенному возрасту. На базе типологического портрета возникает портрет-маска. У типа идеального гражданина ролей может быть сколь угодно. Уникальность сочетания конкретного человека и определенной роли – позволит родиться портрету-зеркалу. Женские образы в эллинистическом направлении. Традиция александрийской школы. Предельная минимализация рельефа лица. В цитате лежит иной образец. Традиция патрицианского портрета. Она уходит вглубь традиции этрусской. В большей степени, чем эллинистическая, будет работать набором качеств. Полное заимствование традиции погребальных масок. Магический веризм. Удивительное натуроподобие. Принципиальное отличие от погребальной маски, ибо маска не есть искусство, а есть ремесло. Активно используется греческая традиция. Работа с мрамором. Специфика его обработки приведет к необходимости суммирования черт. Отбросить второстепенное, усилить и сконцентрировать главное. Суммирование в области передачи черт лица. Определенная нелицеприятность. Умножение морщин, нависающих мешков под глазами. Для Рима это как раз важно. Есть способ обнажить возраст, рассказ о биографии в каждой морщине. Эта традиция предлагает портрет-биографию. Выстроен на базе выставления акцентов. Чистая фотофиксация, связанная с рассказом об основных вехах биографии. Тот же тезис – служение Риму. Перевод в мрамор связан с отбросом второстепенного и легкой гипертрофии того, что важно. Старый римлянин, 1 век до н.э. – три морщины на лбу – рациональность. Если не сохранилась надпись, идентифицировать модель невозможно. Не стоит задачи передать конкретную личность, но конкретный шаблон. 2 половина 1 века до н.э. Портрет конкретных исторических деятелей. Необходимость акцентировать собственные качества конкретного человека + наработки первой половины первого века. Портрет Юлия Цезаря. Рим определяет для каждого правителя собственную программу. Прижизненный портрет Цезаря – ужас, он из базальта, он сделан для Птолемеевского Египта, Александрии, тут совершенно другой заказчик, поэтому своеобразные черты. В Римской традиции переакцентировка черт. Сокращается весь набор черт лица. Выделяют то, что отсутствовало в патрицианском портрете – внутренний мир. Это собственно и отличит от шаблонных памятников. На первое место выходит оформление нижних черт лица, плотно сжатые губы, выдающийся подбородок. Практически то же самое будет представлено в портрете и Гнея Помпея. В качестве узнаваемой цитаты берет образ Александра Македонского. Но со временем эта игра в маску будет неуместна. Выходит неординарность Помпея. Более тщательные черты лица. Маленькие спрятанные под надбровными дугами глаза – выдают хитрость и расчетливость. Сулла. Снижается объем прически. Позволяет сосредоточиться на рельефе лица. Портрет как способ обозначить специфику характера. Первый, кто озвучит свою программу в римском имперском портрете эпохи империи – Август. Портрет связан с репрезентацией идеологической программы. Обращение к греческой традиции (августовский классицизм, в основе памятники 4 века). Нужно явить миру новый образ. Августовское кредо. Это то, что будет важно для реализации августа в своем месте в этой системе ценностей. Он первый, но первый среди равных. Показывает свою приверженность патрицианским устоям. Август – патер ностер (отец нации). Он глава одной большой империи, как семьи. Точно работает над конструированием своей программы (формирует кружок писателей, скульпторов, историков...). портрет обрабатывается для каждой группы потребителей. Портрет Августа для Рима, как урбиса и портрет Августа для римского мира. Первый – абсолютно нейтральное лицо, не акцентируется возраст и глубина характера, максимальное развитие портрета-маски. Подчеркивает анастуле. Август Тагатус – в виде великого понтифика. Подобный вариант предлагался Риму как городу. Тога драпирует физические недостатки. 08.11.19. Пантеон – купол на аркадах. За забутовкой заложены аркады. Архитектурная идея – новая концепция божества. Небесный свод – божество – юпитер. Купол – половина сферы, касается земли под 9 метровым отверстием. 12 ниш, в них расположены статуи 12 божеств. Апофеоз возможностей монолитно-оболочной конструкции. Поверхность упорядочена перспективными трапециевидными кессонами. Храм Венеры и Ромы. Сейчас видим только руины двух цел. Датируется 130 гг. связан с именем Адриана. Соединить два начала под одной кровлей с применением греческого образца. Держится за перептиральный тип. Целы сводчатые. Периптер сине постико. Вполне полноценный двойной периптер. Внутри замкнутого двора, замкнутого высокой колоннадой. Спасало то что он стоял на высокой платформе, на самой высокой точке виа сакра. Две кессонированные апсиды. Храм Венеры и Ромы к 800 г. становится церковью. К 800 г. форум абсолютно обжит. Благодаря их вторичному использованию мы чето знаем. Базилики и курии. Курии – места заседания сената. Простое прямоугольное здание с просторным двором – амфитеатр комиции. В самой же курии внутри есть обязательное возвышение, трибуна для оратора, скамьи для сенаторов. Опус сектиле, порфировая статуя императора. Базилики. Более многозначное по функционалу здание. Слово базилика вообще – жилище басилевса. Универсальное место народных собраний. Именно тип базилики избирают первые авторы христианских построек. Первой сохранной базиликой может служить базилика Эмилия на римском форуме. В базилике могла осуществляться и торговля. Но форум быстро был освобожден от торговли ради благообразия. Крытый центральный неф и некрытый центральный неф. Нечетное количество нефов. Крытая двухъярусная галерея. Базиликальный разрез. Клеристорий. Следующий тип базилики – т.н. витрувиева базилика, базилика в Фануме, 27 г. Для судопроизводства. Имеет апсиду. Свод или полукупол. Есть скамьи для судей – трибуналы. Имеет вестибюль, где сидят ожидающие. Крытая апсида с трибуналом. Галерея, нефы. Христианская базилика будет построена по этому образцу. Базилика Максенция и Константина – мощное трехнефное сооружение, крестовые своды. Своды опирались на приставленную к столбу колонну. Наличие двух апсид. Изображение императора автоматически замещает самого императора, в чьем присутствии должны были совершаться все сделки. Зрелищные сооружения. Исконно римские и чужеродные: театр и амфитеатр (тк они греческие). Театры мы делим на три вида: большие, малые и аудиториумы. Большие – для драматических произведений, до 10 000 зрителей. Малые – для музыкальных или мимических представлений, несколько тысяч зрителей. Одеоны или аудиториумы (??) – для декламации, совсем маленькие (???). В Риме театрон расположен не на естественном склоне, а на сводчатых субструкциях в городе. Орхестра не круглая, а полукруглая на нее выходят первые ряды, и на ней не происходит сценических действий. Скена – это явление значительно более монументальное. Глухая стенка, которая соединена с театроном, превращает театр в замкнутое пространство. Появление галереи для стоячих мест. Проскениум – то, что перед скеной. Это подиум, ступенька. Над проскениумом что то вроде навеса. В театре в Оранже видим угловые части, что-то типа маленьких базилик. Они сдавались под общественные нужды. Большой театр в Помпеях, около 200 г. до н.э. по основной оси здесь находился храм Венеры. В дни, когда не давались представления, театр использовался как святилище Венеры. Театр Марцелла рядом с бычьим форумом. Он съеден городской застройкой. Всякий театр имеет внешнюю облицовку, в которой чередуются ордера. В этом театре нижний ярус имеет облицовку дорического ордера, а не тосканского. Верх – коринфские пилястры. Театр в Оранже опирается на естественный склон, ниша со статуей Августа. Аудиториумы. Тут проходят слушания. Появляются в эпоху августа. Я с тобой как с человеком а ты со мной вот так. Амфитеатр в Помпеях. Врезанный характер. Арена заглублена по отношению к поверхности земли. Состоит из эллиптической формы арена и такой же формы зрительских мест с жесткой иерархией, связанной со статусом зрителя. Радиальные проходы или лестница внизу – для прохода зрителей. Арена могла иметь подземный ярус Амфитеатр Флавиев. Имеет гипогей, для животных. Рядум – лудус магнус – закутки для жизни гладиаторов. Императорская ложа. С точки зрения конструкции – Колизей – апогей конструкции, базирующейся на сводчатых субструкциях. Вместимость все население Рима. Ось эллипсоидной арены – 100 м. 600 травертиновых столпов, соединенных перемычками из туфа, бетонные своды. 4 яруса мест. Все устроено так, чтобы можно было в случае чего всем покинуть здание в течение 5 минут. Суть облицовки выражается идеей о 5 ордерах. В 16 веке Колизей ободрали правда. Нижний ярус – полуколонны тосканского, средний ионического, третий коринфского, аттик – пилястры коринфского. На зрительские места в непогоду в безветренные дни натягивался полог. Амфитеатр в Ниме. Эпоха поздних Флавиев. Двухъярусная структура. Сверху ионический ордер. Цирки. Ипподромы. Закругленное помещение с сфендонами. Место императорской ложи. Напротив императорской ложи помещается арка в которую въезжают колесницы. Цирк Тарквиния, перестроен при Траяне. Публичные термы – при гимнасиях или палестрах. В Помпеях стабианские термы. Оподитерий, типидарий, кальдарий (зал для горячих омовений, свод каннелированный, пар конденсируется и стекает в желобки), фригидарий (бассейн для холодных омовений). Под полом терракотовое что-то, двойной пол. С эпохи Тита – термы стали общественным сооружением. Сначала Титом, потом Траяном строятся на месте золотого дома Нерона. Тит это делает в конце 70-х. Траян на 20 лет позже. План терм меняется. Это уже не относительно хаотично расположенные вокруг палестры помещения. Теперь комплекс по оси, палестра играет вспомогательную роль, комплекс замкнут. Бани превращаются в зоны отдыха. Позднеримские термы – Каракаллы, Диоклетиана. Термы Каракалла грандиозны, на периферии, по Апиевой дороге. Тут и кальдарий в вид круглого храма и трехнефная базилика с крестовыми сводами (напоминает Максенция и Константина). Термальное окно. Масштаб – более 3к человек. Для того, чтобы напитать – один из 12 римских акведуков. Все это стоит на 6 метровой гигантской платформе – ксиста. Термы эти пострадали от разграбления. Не только средневекового, но и 17 века. Здесь находились выставочные залы. Много напольных мозаик. Набор портретов гладиаторов из экседры. Термы Диоклетиана. Частично сохранные. Ближе к форуму. Бесстыдная постановка. Базиликальный зал-фригидарий помещен в Санту-Базилику-дель-Анджело. Сохранные и разгрузочные арки передают тяжесть крестовых сводов на внешние сцены. Итак, на протяжении времени меняется масштаб, качество декора и адресат – гигантизм и широкий круг зрителя. Но структура сохранна. Максимум имперского бюджета уходит на увеселительные постройки. Триумфальные и погребальные комплексы. Триумф может быть отмечен тремя видами сооружения. Одно из них может быть воздвигнуто непосредственно во время триумфа. Это трофей. Ставится непосредственно на месте сражения. Крестообразное сооружение, на котором вывешивается трофей. Трофей может быть подобием маленького святилища. Триумфальная арка – второй способ. Теории их происхождения довольно разные. От влияния эллинистических пропилей до символического представления о том что проход под триумфальным пролетом арки – ритуал очищения, связанный с преданием о сестринском брусе (единоборство горациев и куриациев). Арка может отмечать не только место где состоялся триумф, но и отмечать заслуги мирные. Такова арка 29 года – арка семейства Сергиев в Пуле. Она сохранила арочный пролет с фланкирующими ордерными элементами, аттик с надписью. Арка Августа в Аостии, 29 год. Однопролетные, трехпролетные, многопролетные. Арка тита – однопролетная – достроена после смерти Тита (81 год) – иудейский триумф Тита. Во внутреннем пролете – несение трофеев. На арке Тита можно проследить, что это не просто единица, а градообразующее сооружение. Стоит на самой высокой точке форума. Чтоб в один пролет – вся панорама римского форума, в другой – колизей. Декор таков, что мы понимаем значение арки без слов. В большом кессоне в своде арки – апофеоз императора Тита. Это к тому, что когда арку поставили, Тит уже умер, все, он обожествлен. По образцу арки Тита строятся еще всякие. В том числе арка Траяна в городе Беневенти. Не в честь деяния, а в честь десятилетия правления. По структуре такая же, по оформлению другая. Перегружена скульптурой. Стояла у городской стены. От города – военные деяния, к городу – мирные деяния. В большом кессоне – момент триумфа, виктория венчает венком триумфатора. Арка Адриана в Афинах. Адриан был большим любителем всего греческого. Много строит вне Рима, в т.ч. в Афинах. Между римским форумом и греческой агорой он ставит вот такую вот конструкцию, в пролетах которой видны те два сооружения. Это город Тесея – это город Адриана. Хааа. Эдикула повторяет конфигурацию греческого храма. Арка менял на бычьем форуме. Крошечная, в честь корпорации менял в первые годы 3 века н.э. в качестве подарка в первые годы правления Септимия Севера. Аллюзии на парфянский поход Севера. С одной стороны жертвоприношение в честь праздника и сам Север с супругой. Это все чудовищно перегружено орнаментом. С противоположной стороны должны находиться два сына, но одного откололи. Потому что один – Каракалла – убил второго – Гету. Трехпролетные. Теснее связаны с городскими въездными воротами. Первой трехпролетной была парфянская арка Августа. 19 г. до н.э. это несколько более усложненная конструкция. Имеет более объемный и продуманный декор. Над боковыми пролетами статуи пленных парфян. Еще одна, функционирует как въезд в город. Арка Тиберия в Оранже. Посвящена заслугам двух легионов, расквартированных в Оранже. мотив арки, врезанной в фронтон. Насилие над ордерной системой. Арка Септимия Севера на римском форуме. Стоит казалось бы очень не выигрышно. Огромная постройка 203 года. Практически утыкается в склон Капитолия. Невероятно растянутый аттик, перегруженность скульптурой и ордерной конструкцией. Однако если смотреть с Капитолия – мы наблюдаем всю виа сакра с аркой Тита в конце. Виктории бросают к ногам септимия в замковом камне парфянские трофеи; парфянские пленные и т.д. Арка Константина. Одним торцом к колизею, одним к форуму. Видок вообще не тот. Симптом некоторого упадка градостроительного мышления. Однако не все так просто. Арка была ориентирована на гигантскую колоссальную статую. А не на вид. Довольно гармонична по пропорциям. Пример сполии. Из вторично использованных элементов. Часть – врезная арка форума Траяна, скульптура из 3 источников. Ни сил ни средств на полноценные сооружения. 4 фасадные арки. Арка Януса на бычьем форуме. Янусу вообще бог границ, открытых и закрытых дверей, так что все пролеты ему посвящены. Погребальные комплексы. Жестко регламентируемое явление, зависит от статуса. Колумбарии – для урн, преимущественно для рабов и отпущенников. Катакомбы – максимально соответствует идее этрусского тумулуса, в толще туфа вырубаются кубикулы, для среднего класса. Для высшего – наземный мавзолей. Республиканский мавзолей – не ложный а наземное строение. В позднюю республику с мавзолеем случился безудержный креатив. Новый тип человека-выскочки. Первый из них – некий Гай Цестий, возводит мавзолей в виде пирамиды. Она шибко вытянутая, не как классическая пирамида. Под облицовкой из травертина – чистой воды этрусский тумулус. Мавзолей булочника Эврисака – очень похоже на станцию чистые пруды))). Цилиндры и круглые отверстия – говорящая архитектура. Это мб чаны для замешивания теста и горлышки пифасов или же жерла печей. Нет ордерных привязок. Этот креатив пресек Август. Он закладывает на форуме храм божественного юлия и кстати собирается себя обессмертить. Он себе готовит мавзолей в пределах города. Ставит здание диаметром более 60 метров, что не превзойдется. 5 колец концентрических стен, радиальный вход, погребальная камера в центре. Погребение императора в центре, на периферии родственников. Апофеоз возможностей архитектурной традиции. Берется тип тумулуса и монументализируется. Его далекий младший родственник – мавзолей Адриана. Замок святого Ангела. Он чуть меньше, стоит на высокой квадратной платформе. Многоярусный многоэтажный. Более вместительный. Винтовой подъем. Период поздней империи – на место имитации тумулуса не стена с высокой забутовкой а центрическое здание с нишами и куполом и с подземным ярусом для захоронения. Один из прототипов для раннехристианского мавзолея. Мавзолей Диоклетиана. Раннехристианский баптистерий и мавзолей Констанции (не восьмигранное а круглое сооружение) – оба середина 4 века, мы видим как римские формы перемещаются в архитектуру христианскую. |