Искусство древнего мира. Искусство Палеолита
Скачать 276.88 Kb.
|
29.04.19. Новоассирийская империя. Город Дур-Шаруккин строится Саргоном II. Имперский стиль. Четкий прямоугольный план. Место для города выбирается в связи с фактором магии. Определяется количество ворот магическим числом семь. Материал – обоженный кирпич, где-то камень. Город для вечности. Защищен магией числа. Образ непобедимого города. Идея города-фортификации. Психоэмоциональное воздействие. Типичный и идеальный вариант ассирийского города. Царский квартал в противоположной стороне от входа. Не выступает в качестве композиционного центра, а в качестве смыслового. Четкая осевая планировка. Застройка в красную линию. Фасады домов не выступают за пределы этой красной линии. Вводится государственным указом. Государственная регламентация, связанная с оформлением городской среды. Но это не города с регулярной планировкой. Город выступает как декорация. Готовит ко встрече с царем вселенной… Царский квартал изолирован, обнесен стенами. Изолированность, вынесенность этой части города в отдельный сегмент. Парадный въезд царя со стороны Ефрата. Ось продолжается в системе внутренних дворов. Отсутствие ступенек, въезжать только на колеснице. Ширина пандуса указывает на какую-то хрень (две колесницы). Супер масштабность. Через пандус – проход во второй двор. Принципиально светский характер, но есть культовые постройки. Во внутренних помещениях ось будет продолжена анфиладной системой. Важную роль играет рельеф. Вертикаль зиккурата не является доминирующей. Ассирийский рельеф как основной вид искусства в новоассрийском варианте. Низкий плоскостный рельеф. Специфика контакта со зрителем. Состав делегации: данники, блин еще кто, высший эшелон царской администрации. Диалог со зрителем. Две системы диалога со зрителем. 1 – нужно видеть чуть вдали основной сюжет. 2 – боковым зрением выхватывать детали тезиса, увиденного издалека. Объемное категорически противопоказано. Огромная роль детали. Для детали используется графика. Огромная роль линии. Достаточно значительная высота рельефной доски – заполнение стены снизу доверху. Гигантский размер изображенных фигур. Вертикаль иногда преобладает над горизонталью. Метр двадцать – то, что позволяет видеть отдельное и выделить преобладание горизонтали. Рельефы во дворце Ашшур-нацир-апала сочетают архаическое и новое. Сцены войны и сцены охоты. Чаще охота на львов. Победа над силами природы, над царем зверей. Война – победа над царями людей. Части биографии царя в рельефах (рельеф с Данниками). Серо-голубые обезьянки – часть культовой практики. Господи я не могу больше я так хочу покурить и не слушать это…… Данники несут штуки из Финикии и Палестины – грандиозность военной компании. В следующих памятниках текст уходит из пространства изобразительного. Текст поднимется наверх изначально, он будет присутствовать, но над изображением. Имперский миф – миф о сделанной истории. С дворца Ашшур-нацир-апала узнаваемость деталей и мифотворчество. В эпоху Саргона 2 изменяется программа рельефа. Изменение высоты доски, уход текста, изображение ритуально-культовых действий. Синаххериб 2 и Тиглатпаласар 3. Изменяется масштаб фигур, пустой фон. Эффект панорамного действа – действие нельзя ухватить. Имперский стиль умирает вместе со своим заказчиком. Рельеф из дворца Ашшурбанапала 2. Рельефы делят на регистры. Отказ от эпических масштабных полотен. Прописана драматургия каждого участника действа. Деление на регистры – неоднократное повторение изображения царя в одном сюжете. Создается определенная дистанция, зритель фиксируется на общем. Гипертрофия жеста, который по идее мы не имеем возможности видеть. Огромная линия. С помощью нее создаются разные образы. Умирающая львица – мастерство линии. Кульминация – царь, посвящающий жертву животных богу. Появляется текст, но маленький, не активно вторгается в пространство зрителя. Тщательность передачи эпизода будет особенно присутствовать в сценах охоты на онагров. Разные стадии смертельно раненных животных. На следующий день падения новоассирийской державы все это искусство перестает существовать. Нововавилонское царство сменяет новоассирийское. Предлагается совершенно иной образ и города, и искусства. Задача нововавилонского искусства заключается в провозглашении противоположной программы – темы неизменные, постоянные и вечные. Реконструкция самого города Вавилон. При Навуходоносоре 2 перестройка Вавилона, города вечного и единственного. Использование близких к новоассрийской традиции приемов. Прямоугольный план. Включить в пространство города русло Ефрата. И план не вполне прямоугольный. Во главе угла не история, а сакральные символы. Город славы вечных ценностей, город для паломников. Русло Ефрата делит город на две части. Старый город как сосредоточение храмов, Новый горд – банки, торговые дома. Определенное количество ворот, но без ориентации на цифру семь, а ориентация на богов, названы в честь богов. Центр Вавилона – внутренний город, храм Мардука, знаменитый зиккурат кого-то (дом слияние земли и небес). Новый Вавилон первый регулярный город Ближнего Востока. Точное совпадение смыслового и композиционного центра. Вход через главные ворота (ворота богини Иштар). Дорога процессий. Северный дворец за, южный дворец – в пределах города. Южный дворец – главный административный центр. Ворота богини Иштар. Широкая дорога перед воротами – указывает на то, что город для всех. Лестничный подъем. Ступенчатая выстроенность. Эффект оси, уходящей в небо. ААа(( Ай. Техника штампованного глазурованного кирпича. Чрезвычайно массовая продукция. Искусство орнамента и декора. Вечность символов. Сопровождают входящих в город. Изразцовая облицовка стены тронного зала Южного дворца царя Навуходоносора в Вавилоне. Ахеменидский Иран. Персы и мидийцы. Выстраивание искусства на заимствовании имперского стиля как новоассрийского, так и нововавилонского. Цитата цитат. Наличие нескольких столиц. Столицы делятся по сезон, и еще основные дополнительные центры. Город Пасаргады. Место священное для иранца. Важнейший центр, играющий роль исходной точки мира. Тут начинается процедура легитимизации царя. Выстраивается по принципу дворцово-парковых ансамблей. Состоит из нескольких зон, взаимосвязанных друг с другом и идеологически объединенных. Ападана как особый тип архитектурного сооружения слагается в более раннее время. Это огромный тронный зал на искусственной платформе, окруженный с 3 или 4 сторон портиками. Тронный зал, разросшийся до масштабов дворца. Вторая зона – это зона культовая. Размещение на открытом пространстве по традиционным мировоззрениям площадка. Зона мемориальная. Гробница Кира – но это никакая не гробница, никто там не захоронен, но это мемориал. Сверхгигантизм. С точки зрения изобразительного искусства иранцы отказываются от применения каких-то новых качеств. Рельеф на Бехистунской скале. Активно входит в пространство зрителя. Выбит на значительной высоте, повествующий о конкретном историческом событии. Эламский, аккадский и древнеперсидский языки используются в рельефе. Надпись принципиально не видна. Скала разделена на две части, в одной текст, в другой картинка. Роль надписи в фиксации события. Тщательная и подробная. Основное внимание привлекает картинка. Начало правления Дария I – сюжет. Маг Гаумата… Четкая композиционная схема. Равносторонний треугольник, вписанный в прямоугольник. Вечно длящийся триумф. Использует цитату из стелы Нарам-Суэна. Грустна… Перекличка жестов. Божество благословляет Дария. Лестница голов. Гвардия бессмертных воинов за Дарием, они чуть ниже. Они – опора трона. Перс-лучник и мидиец с копьем. Перед Дарием народы, вставшие на поддержку Гауматы. Они – вечные пленники. Соединение ассирийской и вавилонской традиции. От первого – история, от второго ее репрезентация. 30.04.19. Схема Бехистунского рельефа начинает тиражироваться. Причем и на мобильном искусстве (печать), оформление культовых сооружений, дворцов и царских погребений. Эти схемы встречаются и на окраинах ахеменидского мира. Комплекс Персеполя. Строится на горной возвышенности. Выступает как фундамент, позволяющий Персеполю подняться над долиной. Важна связь Персеполя с Пасаргады. Одна из важнейших задач Персеполя – празднование Навруза, нового года. Он превращается в праздник вечности, цикличности ахеменидского мира. Пасаргады – где мир начинается, Персеполь – где он постоянно возобновляется. Компактный план. К платформе ведут лестницы, главный вход – очень маленький. Ворота всех стран – маленькая построечка, жестко регламентирует количество и темп входящих. Главная дорога от ворот ведет в центральную ападану. Коротким путем может идти только царь, наследник и избранные представители гвардии бессмертных. Представители не царского сословия проходят мимо стоолонной ападаны, малых пропилей, через сокровищницу. Синтез архитектуры и изобразительного. Рельеф Персеполя наружный, и все здания оформлены абсолютно одинаково, с одинаково повторяемыми из постройки в постройку темами. Важно, как организован подъем. Ступенька низкая, но широкая. Такие ступеньки заставляют медленно подниматься. Задается медленный размеренный ритм шага. Увеличивается время прохождения процессии. Пропилеи Керкса маленькие, имеют форму квадрата, один вход и два выхода. Пропилеи украшены изображениями Шеду. Дворцы стоят на платформах. Первый ярус оформления платформы оформлен рельефом, слизанным с Бехистунского. К нижнему ярусу ведут лестницы. По лестнице «поднимаются» беседующие сановники, используется принцип изокефалии, шаблонность. Одинаковость одного, важность народа. Акцент на том, что они не статичны. Шаг и остановленность одновременно. Вечное движение. Конкретика изображаемого события абсолютно отсутствует. Золотые и серебряные накладки на одеждах, эмалевые пасты. Иллюзия сверхидеальной процессии. Данники с точным описанием этнических черт, костюмов. Рельефы Персеполя – надежный источник по этнографии. Отличаются тем, что несут в руках: то, что производит их территория. Лидийцы несут металлические сосуды, конскую упряжь. Важен не человек, а дань. Среди рельефов есть те, на которых присутствует те, кто никогда не были данниками. Сатрап Персеполя ведет за руку скифа. Роль детали. Деталь точно передает специфику вооружения, костюма и тд. Дворец Дария 1 – более короткая схема, но не теряющая идеологической программы. Рельеф с Дарием, сражающимся с чудовищем в стоколонной ападане. Хоронят недалеко от Персеполя. Гробничный комплекс Накш-и-Рустами. Гробница Дария 1. Оформление портала выдает крайне знакомые элементы. Два регистра с народом, держащим трон, верхний имеет несколько вариантов, но обычно там царь перед Ахура-Маздой. Печать: перс, побеждающий грека и наверху ахура-мазда. Далее Александр Македонский воспользуется ахеменидской программой, хотя они и враги, но он облечет это в натуроподобие, получится эллинизм. Элитарное искусство. Специальные мастерские, соединяющие лучшие традиции в работе с драгоценными металлами. Дворцовый ахеменидский стиль. Искусство Древнего Египта. Скульптура. 4 династия – эпоха расцвета пластики. Тип статуй, сложившийся в еще раннюю эпоху – сидящая на троне. Статуя Хефрена из диорита. Монолитность. Слитность с пьедесталом. Тело ломается под прямыми углами. Твердый камень. Специфика создания «портретного» образа. Эпоха древнего царства: средний возраст, определенная нейтральность в передаче черт, показать КА (отдельными чертами должно напоминать хозяина), принципиальная нейтральность, которая передается так: практически не обрабатывается нижняя часть лица, активное применение полировки. Статуя пристенная. Вверху над головами статуй узкие щелевые окна, свет сверху и из-за спины статуи. Создается эффект размытой оболочки. Невозможно увидеть четкий контур. Образ едва обозначенный. Тип статуи идущий или с выставленной вперед ногой. Триада Микерина. Выставленная левая нога сознательно выставлена вперед. Хатхор вводит в зал суда Осириса. Вводит Микерина за руку. Напряженные руки у Микерина, выраженный скелет и мышцы ног. Чуть поднятая голова вверх, взгляд идет поверху. Парная статуя – главы жизни усопшего. В конце 4 династии возникает разрешение конфликта между чиновничеством и царями. Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет. Они тоже хотели заупокойные статуи, так как чиновники – представители царского сословия. Теперь они имели право на такие, но в мягком материале. Качество известняка как мягкого материала нейтрализуется. Обмазывается илом. Точно подобранная цветовая гамма. Рахотеп с сильно загорелым телом в набедренной повязке. Подчеркивается и его роль деятельности и то, что это предполагает. У Нофрет кожа цвета пудры, как полагается знатной женщине. Применяется инкрустация глаза. Принцип натуроподобного взгляда. Линза из горного хрусталя, глаз из опала. Сложная технология усиливает эффект. В конце 4 династии появляется еще один тип статуи – статуя писца. Очень статичная композиция пластических масс. Форма равнобедренного треугольника. Писец слушает и готовиться записать, есть еще читающий и пишущий типы. Статуи писцов становятся популярными. Вступление в контакт с божеством. Слышат божественную истину. Внимание и созерцание. Для очень широкого круга потребителей – снижение качества, в конце 4 династии меняется масштаб. Сначала изготавливали натура в натуру. «Сельский староста» или Статуя Каапера. Большая чиновничья должность. Помимо известняка, может применяться и дерево. Обмазка илом, цвет – но это не сохранилось. Мягкие породы дерева тоже обрабатываются по законам работы с твердым камнем. Рельефы 3 династии – одни из самых ранних – из гробницы зодчего Хесира. Дерево. Главное – перечислить основной перечень элементов заупокойной службы. Первые панели изготавливались из дерева. Эскиз, готовится стенка, с помощью сетки переносится эскиз на стенку. Потом применяется раскраска. Мастаба царевича Ти. Полный репертуар сцен в рельефах. Для Египта важна тщательность натурализации. Иллюстрации из земной жизни. Возможность выстраивания последовательно многоассоциативных рядов. Темно-зеленый цвет – цвет Нила и божества Нила. Ни одного пустого места. Ребристая поверхность – плотные заросли папируса. Бегемотик ест бегемотика. Проплывая заросли папируса, царевич Ти приобретает новую потенцию к жизни. Папирус – символ вечной жизни. Заросли папируса будут связаны с эпизодом Оссирического культа. В зарослях папируса Исида рождает Хора, а Осирис уже умер и разделен на кусочки. Обряд сотрясания и выдергивания папируса, чтобы наполнить спящее пространство звуками и жизнью. Гробница визиря Мерерука. Традиция чрезвычайно детализации. Гробница чиновника Нефермаата и его супруги Итег (гуси). Мощный плотный контур. Локальные цвета делят изображения на зоны. Тут живопись. Оттуда же – рельефы (контр), заполняющиеся цветной пастой. Искусство 5-6 династии. Статуя карлика Сенеба с женой. Изображение КА, соответствующее своему владельцу. Подчеркивается физическая природа карлика. Изображен в виде писца, то есть, особенности подчеркнуты, но не акцентированы. Пустое место – редкий вариант изображения детей. Дети с пальцем у рта. Не достигшие зрелости, не имеют права излагать истину. Портрет идеальной биографии. В конце 6 династии продлится первый переходный период аж до 10 династии. Время психологического надлома. Египет никогда не выйдет из него. Искусство центров и номархов. Заупокойный храм Ментухотепа 2. Фивы, а не Мемфис становятся столицей Египта. Культурный центр, где разовьется искусство тутмесидов. Дейр-эль-Бахри. Полускальный храм. Появление этого типа заупокойной архитектуры обусловлено следующим. Нарушение миропорядка. Забрасываются могилы. Скрывать место погребения, выявляя на первом плане поминальную часть. Пандус приводит к основному комплексу поминальных храмов, поставленных друг на друга многоколонных залов – гипостильных залов. Крытый вход – перестильный двор. 12 династия. Строительство пирамид. Но пирамиды строятся, соблюдая лишь только внешнюю оболочку, не соблюдая технико-технологические категории Древнего царства. Деревянный остов забутовывается камне или кирпичом и обкладывается плитами. Сохранность ужасна. Гробницы номархов. Вход, оформленный колоннами протодорического ордера (еще у Джосера). Но даже это вносит еда-едва уловимый элемент рукотворности. Противопоставление мощного грунта, камня и интерьера. Коробовый свод для создания богатства интерьера. Противопоставить мир земной жизни и мир жизни вечной. Живопись как самостоятельный вид искусства дает возможность тонкой линии контура. Возможность моделировать разные позы. Цвета, разбеленные солнечным светом. Отсутствие ярких. Мир, вечно залитый полуденным солнцем. Появление сцен из исключительно номарших комплексов. Хнумхотеп не стремится запечатлеть исторические сцены. Хочет насытить мир диковинным. Тема отдыха и созерцания. Сцены ловли птиц. 13.05.19 Живопись Среднего Царства. Гробница Хнумхотепа II. Специфические качества искусства номархов. Вариативность выбора сцены. Сцена прихода семитов – эксклюзивна, но следует программе. Эксклюзивность в красочности, необычность цвета, одежд. Этого никогда не будет повторено в земной жизни. Рассказ. Сцена ловли птиц. Фрагментарность и самостоятельность отдельного отрывка. Придание гробничной росписи нового оттенка. То, чего в земной жизни принципиально не хватает. По сути это отдых. Отдых от стремительного темпа времени. Принципиальную роль играет выбор цвета. Светлые песочные тона. Эффект разбеленного цвета. Важность текста беседы разочарованного со своей душой. Фрагмент – большое дерево акации. Заполненность пространства. Использование каждого мм стены. Обилие разнообразных птиц: по виду, по цвету, по передаче действа. Система стоп-кадра. Меняется система диалога со зрителем. Еще малое дерево акации: опять разнообразие птиц и их действ. Гробница Аменемхета (тоже Бени-Хасан). Лани с деревом. Древнее царство просто перечисляет. Но такая же сцена в Среднем – сознательное умножение. Принцип фрагментарности. Деревянные модели Среднего царства. Гробница Мекетра. Первая сцена – огромная композиция по количеству участников. Шатер с Мекетра с писцами. Кто-то провинился. Мекетра сидит в позе принятия решения. Иллюстрация того, кто есть Мекетра. Его ответственности за занимаемую должность. Важно правильно принять решение. Он взвешивает вину и наказание. Принцип снятой крыши, «подглядывания». Подглядывание делает нас соучастниками действа. Появляется модель амбара. Все заняты делом и созидают идеальный мир. Модели лодок. Моделирование процесса рыбной ловли, тщательная проработка фрагмента. Модель части жилого дома. Внутренний дворик с садиком. Замкнутый мир отдыха. Искусство столичных центров делится на искусство 11 и 12 династии. Черная статуя Ментухотепа I в красной короне. 11 династия. Материал дерево. Но качества дерева абсолютно не присутствуют. Отсутствие мастеров, способных обрабатывать твердый материал. Ментухотеп изображен в оссирических одеждах. Принцип контрастных цветов. Минимализация, связана с обращением к предшествующим художественным наработкам. В качестве образца – искусство Древнего царства. Ассоциируется как первообразец. Мощные гипертрофированные ноги. Под ногами оставляется кусочек дерева – для монолитности. Оформление черт лица – лицо предельно скупо с точки зрения передачи черт, даже скупее, чем в Древнем. Скупость приводит к тому, что лица статуй превращаются в однообразные подобные маски. Лапидарную традицию сокращают до минимума. 12 династия предлагает следующее. Разновозрастные изображения. Сенусерт III. Восстановление традиций камня. Разные возрасты, фиксирующие изменение КА. Взросление КА вместе со своим хозяином. Жанр поучения. Разновозрастной портрет показывает взросление царя, становление его как мудрого правителя. Разные техники. Шлифовка и полировка подчеркивают юношеский объем лица. Нижняя часть лица и глаза транслируют зрителю. Попытку передать внутренний мир. Но не стоит задачи раскрывать конкретный внутренний мир конкретной модели, скорее этические нормативы в соответствии с должностью. Царь несет ответственность и за себя и за страну. Активный рельеф лица у Аменемхета 3, выступающий подбородок. Погружен в раздумья. Поджатые губы. Выделяются основные категории характера: жестокость. Будучи искусством замкнутым в пространстве религиозного канона, оно все равно развивается. Меняется представление о КА – меняется программа статуи. Ибо статуя – портрет КА. Второй переходный период. Вызван не до конца задавленным сепаратизмом. Рождение внутреннего рынка. Ряд областей был захвачен кочевниками – гексосами. А потом в 18 фиванскую династию гексосы назад. Реформа социальной структуры при тутмесидах. 18 династия происходит из Фив. Фиванская династия. Близ Фив на западном берегу будут основаны два крупных погребальных комплекса: долина царей и долина цариц. Смотрим сверху и ничего не видим. Разграбление царских погребений. Погребальная часть в скале. Скальные гробницы, вход запечатан, а поминальная часть чаще всего в другой стороне. Четкое разделение частей. Время посвятительной архитектуры. Гробница Тутанхамона. Очень компактное пространство. Частное вскоре будет превалировать. Программа посвятительного храма – Дейр-эль-Бахри. Поминальный храм царицы Хатшепсут. Берет идею поминального храма, предложенного Ментухотепом. Гигантский размер. Превосходит в два раза первоисточник. Гигантизм в размерах. Четкая осевая планировка. Ориентир на горизонталь. Изначальное посвящение Амону Ра. Он объявляется отцом Фараона. Поминальный храм оформлен сценами чудесного зачатия Хатшепсут от Амона Ра. Наследник Тутмос 3, объявляется регентшой Тутмоса 2. Меняет титул регентши на титул фараона. Титул хозяина земли Египта. В храме горизонтальная ось. Неравномерный шаг колонн. Неравномерное расстояние между ними – принципиально. На ось нанизываются основные элементы: закрытый гипостильный зал, открытый перистильный двор, барка Амона Ра. Луксор и Карнак два важнейших посвятительных комплекса. Связаны между собой дорогой. Центр проведения основных государственных праздников. Оформление Карнака начинается в эпоху Среднего царства, Сенусерта 1. Особенности планировки посвятительных храмов Нового царства. Пилоны. Представляют собой трапецевидные формы – лаконичность, монументальность. Рождение мира. Узкий проход. Система декора. Роль обелисков возрастает. Статуи правителя, с которым связано воздвижение. Статуи заносятся за пилонами во внутренний двор. После пилонов – открытый перистильный двор. Свет и тьма переходят из одного в другое. Заканчивается все святилищем с баркой Амона Ра. Постоянное подчеркивание оси: принципиально разное расстояние между колоннами. Иногда спиливаются даже базы колонн. Разный уровень пола и потолка. Уровень пола будет повышаться, а перекрытий уменьшаться. Принцип декорации работает и в перистильном дворе. Колоннада перистильного двора значительно ниже. Для оформления капителей: лотос, папирус, пальма. И отсюда их названия. Выбор растений понятен. Вечная жизнь, растения, живущие от солнечного луча. Чередуются капители в виде цветка и в виде бутона. В перистиле капители-бутоны. В этом пространстве жизнь только обозначена. В оформлении портала храма – капители в виде распустившихся цветов. Та же идея продолжена в оформлении интерьеров. Карнак – праздничный храм Тутмоса 3. Храм не одинаков по высоте. Боковые нефы ниже центральной части. Освещение – узкие щелевые окна, расположенные над балками перекрытий боковых нефов. Боковые нефы находятся в тени. Гипостильный зал Рамессеум. Комплекс Абу-Симбел. Два храма: Рамзеса 2 и Рамзеса и его жены (большой и малый соответственно. |