Искусство древнего мира. Искусство Палеолита
Скачать 276.88 Kb.
|
Пластика. Статуэтки из Гази (картиииинка), традиция позднемикенских идолов. Четко распределены пропорции. Кнтавр из Левканди – роспись играет большую роль (каааартинка). Пластика 8 в. Эксперименты. Два центра: святилище в Олимпии и святилище Артемиды в Спарте. (картиииинка). Массовая некачественная продукция, переработка традиций Эгеиды. Статуэтки-животные: литье, надо понять скелет. Пластическое мышление начинается со скелета, что позволяет родить круглую скульптуру. Не акцентируются детали. (каааааартинки). Обращение к ближневосточной традиции. Эпоха Архаики. Третья четверть 8 в. – 500-490 гг. до н.э. - Ранняя по 560-550 гг. до н.э. - Зрелая по 520 г. - Поздняя 500-490 гг. Формирование эпоса, запись Гомеровских текстов, сложение греческой скульптуры Архитектура. Сложение ордерных систем 10.09.19 Искусство Архаики. Архитектура, сложение ордеров. Две ордерные системы: дорическая и ионическая. Слагаются эти две системы параллельно в течение 7 века. Это разные культурные регионы. Первые памятники дорического на территории Аргоса, преобладает там индоевропейский компонент. Иония слагается за счет разных культурных компонентов. Это побережье малоазийского полуострова. Ионийцы сами по своему этногенезу будут содержать остатки микенского населения, сложный культурный конгломерат. Это первоначальное расхождение. Второе: в основе два разных типа жилища. Храм есть дом божества. Для Пелопоннеса и северной Греции – мегарон среднеэлладского типа (простое прямоугольное пространство, двускатная крыша, минимум помещений нанизан на ось). На территории Ионии: значительная площадь, плоское перекрытие, отношение к храму как к сверхрепрезентативной постройке. Дорическая ордерная система. Что есть ордер? Ордер – это художественно-образное осмысление работы исходной стоечно-балочной конструкции, представленной в сырцово-деревянном строительстве. В основу положено перенесение в камень работы сырцово-деревянной конструкции. Первые храмы – маленькие и компактные из сырца и дерева. Тело храма нужно сохранять. В результате – колоннада по периметру, распор крыши опускается на колоннаду перистаса. В итоге тело защищено от осадков. Появление перистаса: мы не видим площадь, размеры храма, храм спрятан за колоннадой. Перистас берет на себя задачу трансляции того, что мы не видим: размеры и форма храма. Греческая архитектура пока решает проблемы экстерьера, а не интерьера. Стоечно-балочная конструкция работает на простых и понятных сочетаниях. Дорическая система состоит из трех зон: зона горизонтали (зона подъема) – стереобат, верхняя ступень стереобата – стилобат, количество ступеней должно быть нечетным, важно войти в храм с правой ноги, чащей ступеней три; зона несущих частей, дающая идею вертикали, она представлена колонной, колонна в этой системе не имеет базы, состоит из ствола (фуст) колонны, покрытого желобками-каннелюрами, гладкоствольных колонн Греция не знает, стволы всегда каннелированы, связано это с тем, что каннелюры транслируют основную идею колонны – вертикализм, вертикальный бег каннелюр приостанавливает ремешок, переход к завершению колонны, которое называется капитель, капитель дорического ордера будет состоять из двух элементов: квадратная в плане плита абака и лежащая под абакой плита в виде сильно сточенного конуса эхин, абака является конструктивной деталью, она дает возможность положить балки перекрытия, без эхина соединение будет выглядеть негармонично; третья зона – зона несомых частей, она состоит из: имитации в камне балок перекрытия – антаблемент, он в свою очередь состоит из трех частей, первая зона состоит из гладких продольных балок – архитрав, его задача в исходной сырцово-деревянной конструкции – собрать воедино колоннаду перистаса (гладкие продольные балки, которых в камне уже нет), следующая зона антаблемента в исходной конструкции – система поперечных балок, перва кладется по оси колонны, еще одна дополнительная по середине расстояни между колоннами, чтоб сочетать конструкцию с эстетикой, спил закрывается глиняными табличками с тремя черточками – триглифы, триглиф вносит идею вертикали, пустые места между балками закрывают гладкими глиняными табличками (чтоб не затекали осадки и не гнила архитравная балка в первоначальных вариантах), которые в камне получают изображения и называются метопами, получается триглифно-метопный фриз (но за ним уже нет балки, это имитация) в каменной конструкции, в исходной конструкции нужна еще одна балка, но не такая мощная, как архитравная, чаще используют спил, чтоб связать все, она тонкая и получила название карниз. Теперь можно положить двускатную крышу, получили следующее: перед входом в храм видим, что крыша образует треугольник – фронтон. Долгое время фронтон стоял не закрытый, что приводило к гниению фриза и карниза, в результате поле фронтона закрывалось глиняной табличкой, которая называется тимпан. В Греции фронтон и тимпан могут стоять как синонимы, но только для греческой традиции. Мутулы и гуты – в камне служат только декором, но в дереве служили опорой глиняных табличек. Ионическая ордерная система. С самого начала представлена в двух вариантах: исходный, он же малоазийский и второй в середине 6 века – аттический, представляющий собой то как увидели и переработали ионический исходный вариант создатели дорического ордера. Построек в малоазийском ордере мы почти не знаем, не сохранились во время греко-персидских войн. Если для дорического важную роль играет качество перевода в камень, соблюдения пропорций, соразмерность, то для ионического - репрезентация функции, сочетание с пластическим. Для ионического не важна четкость соблюдения отношения горизонтального и вертикального. Стереобат исчезает. У колонны появляется база, вводит в колонну приоритет вертикали. База многосоставная, состоит из: квадратной в плане плиты – плинта, круглой в плане плиты, линия силуэта которой загибается внутрь – скоция или выкружка, круглой в плане плиты, линя которой выходит вовне – торус или вал. Чередование скоция и торуса дает идею работы с принципиально разными криволинейными силуэтами. Детали профилированные. Вводит активную игру светотени, пластическое. Ствол каннелирован, но они глубже, их количество изначально больше (дорический от 16, ионический – от 20. Каннелюры будут иметь спил, тоже светотеневая игра. Капитель не воспрнимается как четкий конструктивный элемент. В основе те же элементы: абака – тонкая декорированная объемным орнаментом плита, орнамент съедает четкость формы. То же самое происходит и с эхином. Эхин декорирован пояском ов (яйцевиные элементы) или ионик (то же самое). Неконструктивная деталь – подушка со спиралеобразными штуками на концах – волютами. Ионические храмы не перекрывались двускатными крышами. Плоская крыша. Модернизация антаблемента, отсутствие фронтона. Антаблемент тоже состоит из трех зон. Первая зона – архитрав. Он поделен на три зоны – три фасции. Каждая вышележащая нависает над нижележащей. Опять светотеневая игра. Далее фриз. Первый вариант – сплошной ионический фриз. Второй – фриз дентикул (сухариков) – представляет собой выкладку из кирпичиков. Тонкая линия карниза. Еще одно условие – каждая зона антаблемента отделяется от другой принципиально орнаментальными зонами. Любой орнамент это может быть. Аттический вариант будет сформирован в середине 6 века. Первое – в систему стереобата возвращается стилобат. Включение стилобата приводит к изменению структуры базы, элементы базы чаще строгие. С колонной все так же. Появляется двускатная крыша. Происходит редукция элементов: наличие двухфазного архитрава, более скупое решение, чаще всего наличие сплошного ионического фриза, а не фриза сухариков. Дорический ордер сложный. Ориентирован на три точки зрения (шаги к постижению идеи визуализации космоса). Перва точка зрения – из города. Четкий объем, четкая линия силуэта. Переход от известняка к мрамору в крыше с 6 века. Вторая точка зрения – когда входим на территорию сакрального участка (теменоса). Греческий храм не обладает фронтальной точкой зрения. Угловая постановка в пространстве дает возможность увидеть количество колонн в портике и продольной стороне (дает увидеть формы и размеры храма). Постройки времен архаики – активная борьба между несущими и несомыми деталями конструкции и в результате распластанные размеры храма (соотношение колонн 9 и 18). Космос есть не борьба и гармония разного, поэтому уже в классике борьба сменяется гармоническим союзом этих частей. Количество колонн в продольной стороне – 2Р + 1. Потом количество колонн в портике не больше 6 – это в конце зрелой архаики. Классическая формула – 6 и 13. Взаимоотношение между высотой колонны и высотой антаблемента – в нем идея либо борьбы либо гармонии. Еще в начале 6 века мы можем увидеть 1 и 2 (так получается прогибающийся под тяжестью храм). В классику 1 и 6.5 или 1 и 7 (скока раз то есть антаблемент укладывается в колонне). Соотношение между диаметром основания колонны и размером интерколумния (расстояние между). Чем больше диаметр тем меньше интерколумний. Это идет в сторону уменьшения диаметра нижнего основания и увеличения интерколумния – легкость вертикали. Третья точка зрения – когда мы стоим на первой ступени стереобата. Мы видим капитель. В каждом отдельном элементе приумножается программа. Капитель так же свидетельствует о программе времени. От конфликта между эхином и абакой в сторону их гармонического союза. Храм Геры в Олимпии. Конец 8 века. Сырцово-деревянная постройка. Когда дерево гниет, колонны заменяются на каменные. 6 вариантов капителей. Первые капители архаики – принципиальная разница по высоте между эхином и абакой, показывает давление. Линия абриса – котлообразная линия силуэта эхина дает раздавленность эхина. Линия эхина постепенно стремится к диагонали. Постепенно пафос борьбы стихает. В коце архаики выравнивается по высоте эхин и абака, эхин практически диагональный абрис, но все равно есть разносоставленность элементов. В классике нет зазора между эхином и абакой, сведение к гармонии. Перевод в камень триглифно-метопного фриза. Ширина метопа уменьшается к центру колоннады (середина 6 века). Система курватур. Это система учета оптических искажений возникающих в результате особенности оптики человеческого глаза. Принцип антроморфизма – архитектура учитывает человека и все точки зрения. Что такое система курватур? Роль играет особенность освещения, высота холма. Стереобат -чертежная доска. В систему входит повышенная по центру линия стереобата. Неодинаковый интерколумний и диаметр колонны. Наиболее большой диаметр у крайней. Минимальный – в центральных колоннах. На уровне 2 третей от оснований – утолщение – энтазис. В метопе выбирается конкретный сюжет конкретного мифа борьбы космоса и хаоса (часто кентавромахия, амазономахия, гигантомахия, позже – троянский цикл). Фронтонные композицию дают соотнесенность с храмом конкретного божества. В ионических постройках программа несколько иная. Обилие скульптурных вставок. Типы греческих храмов. Деление на прямоугольные и центрические. Приоритетный – прямоугольный. Прямоугольный в плане, с портиком на одной стороне, колонны зафиксированы в выступах сен (антах) – храм в антах. Поставить на угол этот храм бесполезно. Прямоугольный в плане с отдельно стоящей колоннадой – простиль (храм с одной колоннадой). Не решает задачу показа полноценного объема в пространстве. Прямоугольный в плане с двумя портиками по сторонам – амфипростиль. Главный приоритетный тип храма для дорического оредра – окруженный по всему периметру колоннадой – периптер. Предыдущие типы – неосновные, а этот главный. Для ионических построек основной тип – диптер. Прямоугольный в плане окружен двухрядной колоннадой. Псевдодиптер – переходный для диптера. Прямоугольный в плане, окружен двухрядной колоннадой, но внутренняя колоннада не предполагает кругового обхода или может заменяться полуколоннами. Псевдопериптер. В Греции не использовался. Окружен колоннадой, колоннада не имеет кругового обхода или заменяется на полуколонны. Не имеет возможности дать полноценный объем в пространстве. Дает фасадность. Указует один центральный вход. Основной для Древнего Рима. Толос или ротонда. Центрический в плане. Моноптер. У него нет стенок, предполагает открытую колоннаду. Вход в храм – пронаос, основное пространство – наос или целла. Опистодом – часть храма, имеющая самостоятельный вход, не связанный с целлой. Там хранятся эдикты, казна города. Адитональный храм. Адитон – часть, завершающая внутренню композицию, связана с целлой проходом и не имеющая самостоятельного входа. В адитон допущены лишь избранные. Парфенон – двуцелловый храм. Необходимость проведения в храме одновременно разных культовых действий. Роль цвета. Дорическая постройка: подчеркивает горизонтальные и вертикальные элементы. Красный – горизонтальный, синий или зеленый – вертикальные. Яркие локальные пестрые цвета. Принцип пойкеле (пестрый). Это метафора сверхизощренного украшательства. 17.09.19. Архитектура эпохи архаики. Будем рассматривать только эволюцию дорического периптера. Храм Геры в Олимпии (самая ранняя постройка на территории олимпийского святилища). Архитектура архаики – архитектура одной постройки (архитектура классики – архитектура ансамбля). Памятник уникален тем, что имеет несколько этапов строительства (с 8 века до эпохи ранней классики). Храм сырцово-деревянный, то есть и целла, и перистасы, система несомых частей сырцово-деревянные. Медленно и постепенно материалы заменяются на камень. Типичные размеры и пропорциональные отношения для сырцово-деревянной постройки. Маленькая компактная площадь храма. Не было внутреннего ряда колонн (появляется позднее). Сохраняются внутренние контрапосты. Малые размеры приводят к тому, что изначально шестиколонный портик. Близко стоящие друг к другу колонны. Невозможность внести коррективы связанные со временем постройки, того или иного этапа строительства, приводит к тому, что знаком времени этапов становятся колонны. Они будут отличаться по капителям. Сам храм имеет очень низкий стереобат. Он принципиально невысокий. Чтобы вводить в храмовый образ идею распластанности форм. Борьба несомых и несущих частей. Низкий стилобат с принципиально широким диаметром основания колонн. Время рождения представлений о космосе – постоянный акцент на состоянии борьбы. Зритель должен быть непосредственным участником процесса. Первый героон был без перистаса, но недолго (он появляется из-за функциональности, защита целлы и связать храм с окружающим пространством. 6 век – время активной колонизации. Путь в сторону Сицилии, Сардинии («Великая Греция»), южная оконечность полуострова. Великая Греция: большое количество свободных территорий, греки – не единственные жители территории (много культурных компонентов, греческий храм выполняет культурную миссию – напоминание грекам о космосе, символизирует об этих процессах (построения космоса) в ином культурном пространстве). Храм Аполлона в Сиракузах, начало 6 века. Соотношение антаблемента и колонн = 1 и 2. Отсутствие пропорциональных сочетаний в антаблементе. До 510-506 гг. материал для храма – известняк. Потом уже мрамор, начиная с черепицы и далее сверху вниз. С этого храма начал использоваться угловой триглиф. Сначала отмечаются угловые триглифы, а затем оставшееся пространство делится на равные части. Храм Артемиды на острове Корфу (колония Коринфа). Пафос суровой мощи, борьба несомых и несущих, но не через сочетание один и два, а модернизация некоторых элементов. Во-первых, восьмиколонный портик – конфликт горизонтали и вертикали. Используя портик, уменьшаем высоту антаблемента. Восьмиколонный портик требует большое количество колонн с продольной стороны. Большой план. Храм Геры в Пестуме – 570-60 гг. Граница между ранней и зрелой архаикой. Застройка сакральных участков в Пестуме. Возникновение агоры, по ее сторонам два сакральных участка – Гере и Афине. Площадь участков ограничена и замкнута. Очень высокий стереобат, огромные размеры (возможно из-за специфики культового действия на территории Посейдонии), появление адитона (адитональный тип, храм на территории святилища). Внутренняя колоннада для поддержки гигантского распора двускатной крыши. Соотношение колонн в портике и продольной стороне – 9 и 18. Одна из самых масштабных построек в эпоху архаики. Здесь достаточно равнинные рельеф. Не можем вычленить колоннаду отдельно. Минимальный интерколумний. Крупный диаметр нижнего основания. Важность отдельного компонента, важность ядра. Очень мощный энтазис. Продолжение идеи борьбы несомых и несущих – капитель. Эхин выступает за пределы абаки. Принципиальная разница в высоте между эхином и абакой, где абака выше и тяжелее давит на эхин. Около 460 г. на территории святилища Геры ставится второй храм – тоже дорический периптер – храм Посейдона. Обработка стволов колонн каннелюрами. Их 16, неглубокая врезка. В ранней классике уже 20 каннелюр с глубокой врезкой и проработанностью отдельного компонента – графика деталей. Материал твердый ракушечник. 520-30 гг. (Поздняя архаика): Территория Афинского акрополя - храм Афины (Гекатомпедон). Поиск новых менее грузных пропорциональных соотношений как показатель смены эстетической программы. Храм нового типа – компактный план. Идея борьбы сохраняется. Зрительно облегченная работа конструкции (космос – гармонический баланс). Шестиколонный портик. Появление очччень важной детали – диагональный абрис эхина. Приведение к одинаковой высоте эхина и абаки. Один и пять, один и пять с половиной отношение колоннады и антаблемента. 530-20 гг. Территория Пестума. Святилище Гере или Афине. Храм Геры или Афины в Пестуме. Шестиколонный портик, малый компактный план. Классический вариант периптера. Пронаос оформлен капителями ионического ордера. Пронаос с высокими тонкими колоннами. Поздняя архаика. Храм Аполлона в Дельфах (506 г.) и храм Аполлона в Коринфе (510 г.). Две важные постройки. Храм Аполлона в Дельфах. Развитие Дельфийского оракула. Приглашаются лучшие архитекторы. Проблема ансамбля. Святилище располагается высоко в горах. Храм выступает как вертикальная доминанта. Петлеобразный путь. Четкий прямоугольный абрис плана. Храм, стоящий на угол. Цель постичь храм моторно. Сокровищницы, которые выступают как благодарность за успешную работу оракула, выступают в хаотичном порядке. Отсутствие красной линии при застройке святилища – принцип живописной планировки. Портик стоя афинян. 6 и 15 – отношение колонн. Один и 6.25 – взаимоотношение колонн и антаблемента. Равновесие и гармония элементов, которые соперничали. Уменьшается высота архитрава, высота эхина и абаки практически равны друг другу. Триглифы уменьшаются в размерах. 500-480 гг. Храм Афины Афайи на острове Эгина. Решает проблемы озвученные во время постройки храма Аполлона в Дельфах. Начало греко-персидских войн. Храм посвящен победе. Материал – твердые породы камня. Четкий кристаллический объем, равновесие между колоннадой и антаблементом. Двухъярусная внутренняя колоннада – две дополнительные точки опоры. Распор опирается не на 4, а на 6 точек. 1 и 6.5 и 1 и 7. Существенное уменьшение площади храма. Храм Аполлона в Коринфе. Собранность планов. Первый храм, где применяется мрамор, пока при оформлении черепицы. Отказ от энтазиса. Ионические постройки эпохи архаики. У каждого памятника своя собственная традиция… Храм Геры на острове Самос, Храм Артемиды в Эфесе. Храм Геры на острове Самос. 3 четверть 8 века. Огромное вытянутое здание. Введение перистаса. Вторая треть 6 века – т. наз. диптер Поликрата. Четкое отмечание входа с одной стороны. Трехколонный портик. Храм Артемиды в Эфесе. Периптер. Четкое выделение центра постройки. Отсутствие жесткой типологии и последовательности в элементах оформления. Конец 8 – начало 7 века. Скульптура ранней архаики. Статуэтка гоплита из Фессалии, первая половина 7 века. Техника цельнометаллического литья. Ограничивание в размере и проработке пластического. Греция обращается к иноземным мастерам. Мужской образ – египетская традиция. Для женского образа мы не можем найти конкретный прототип, более широкие рамки. Путь от скульптурного мышления к пластическому. Основные главные герои: кора (задрапированная женская стоящая фигура) и курос (стоящая мужская обнаженная фигура). Курос показывает работу скелета и мускулатуры, образ шагающего человека. Женский образ идет от жесткой статики к передаче движения, но не через мускулатуру, а через одежду. «Аполлон, дар Мантикла», начало 7 в. Куросы посвящаются божеству, это разнообразные памятники, также посвящаются героям, атлетам. Прекрасный телом и духом. Образ космоса, переданный через идеальное тело и дух. Фронтальная точка зрения, невыявленность мускулатуры. Новое: деление тела на три четко читаемых зоны, попытка пропорционально сочетать эти зоны. Дама из Оксерра, середина 7 века. Связана с работой критского мастера. Квадратный пьедестал. Он отделяет в глазах зрителя зоны статуи, плоскостность. Зритель стоит перед ней и рождается процесс созерцания… Четкая вертикальная ось, применение принципа зеркальной симметрии. Жесткая статика. Маскообразное лицо. Симметричные блоки волос. Везде одинаковость фактуры. Это тоже работает на торжество статики. Коры отстают в развитии от куросов на 30 лет. Пластика архаики – время отдельных школ. Аргосская школа. Аргос – важный центр, первые памятники дорического ордера, закончит принимать кочевников в 6 веке. Пример Аргосской школы – скульптурная группа Клеобис и Битон, мастер – Полимед Аргосский. Мощное тулово, широкий размах плеч, приземистые пропорции. Точное выделение трех зон (зона плечевого пояса тазобедренного сустава, коленных чашечек). Воплощение идеи шага. Шаг для греков – конкретность движения. Линия силуэта, тяжесть шага. Выход из каменного блока. Вертикальная ось, симметрия, непроработанность деталей. Аполлон из Воломандра Аполлон Тенейский. Более вытянутые пропорции. Иное расположение волос – откинуты назад. Отказ от применения символической графики. Попытки ввести условный объем вместо линии. Черты лица наполняются объемом. Архаическая улыбка. Середина 6 века – активное использование бронзы. Улыбка – превознеможение напряжения. Работа линии силуэта – дает не просто общий силуэт, а выделяет отдельные части тела. Аттическая школа. Курос 2 с мыса Сунион: проработка деталей, обозначение скелета. Надгробие Кройса из Анависсоса 540-30 гг. Нет линий, только объем. Сохранение вертикализма оси. Плечи на разных уровнях. Прием хиазма (передача в статуе диагонального движения в пространстве). Несимметричное расположение тазобедренного сустава, ноги одинаковой длины – статуя пошла. Фронтальная точка зрения теряет свое приоритетное значение. Прорабатываются черты лица, боковые точки зрения. Проработка задней стороны. Поздняя архаика – 520 гг. Курос из Пирея. Пластические массы начинают вращаться вокруг оси. Вертикализм стирается. Введение светотеневой моделировки. Статуэтка обнаженного атлета из Акрополя, около 500 г. Архаика – время освоения конструкции тела, поэтому куросы существуют только в архаике. Ника Архерма. Попытка решить проблему движения. Две проекции. Поза свастического бега |