Главная страница

Искусство древнего мира. Искусство Палеолита


Скачать 276.88 Kb.
НазваниеИскусство Палеолита
АнкорИскусство древнего мира
Дата15.02.2021
Размер276.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIDM_lektsii.docx
ТипДокументы
#176526
страница5 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

19.02.19.

Древнее царство в Египте. Совпадает с раннединастическим Шумером (ок. 2570, нач. 28 века).

Начало раннединастического Шумера. Запрещение входить в храм общинникам. Два допустимых варианта моления (сидя и стоя). Пластика адорантов. Она посвящена передаче атмосферы непосредственного контакта с божеством. Гипертрофия глаз и ушей – характерная черта адорантов. Используется техника инкрустации. Обязательны брови. Брови – как рама. Адоранты в жреческих костюмах. Мы не имеем возможности выявлять социальный статус. Подчеркивается лишь то, что они верные слуги божьи. Правитель хочет показаться в статусе военоначальника. Энси- жрец. К 2500 году правитель приобретает иной статус – лугаль. Возникает спор между Энси и Лугалем. Противостояние двух представлений об идеальном правителе.

Рельефы до 2500 года чаще всего представляю собой следующее. Вставляются в наружные системы храма. Лимитированный размер, потому что рельеф вставляется в нишу. То есть его площадь ограничена нишей. Чаще всего выбирают геральдическую композицию (опять же до 25000). Зеркальная композиция: статика и отсутствие повествовательности. Повествовательность пытаются ввести с помощью слова, а не изображения. Плакетка из Телло: выделенный центр, показывающий границу между мирами. Эта сцена может быть использована для любого правителя, здесь не акцентируются его личные достижения. Здесь демонстрируется пример идеального правителя. Стелла царя Эанатума (стелла с коршунами) из Телло. Конкретное историческое событие. Зритель – активный потребитель информации. В основе сюжета конкретное историческое событие. Спор между двумя крупными центрами Месопотамии: Лагаша и Умма. Это свидетельствует и о времени создания памятника. В основе – хозяйственный спор. По началу у обоих центров был один канал. Около 2500 года ситуация несколько меняется. Начинается захват канала. Побеждает правитель Лагаша. Состоит из трех регистров, два верхних сохранились лучше всего. Первый поход был неудачным. Эанатум был вообще не шумер, а семит, но он прошел процедуру сакрального брака. Но эта процедура все равно не дает ему полного права возглавлять Лагаш. Нижний регистр наверняка показывает разгром войска Эанатума. Эанатум отдает себя молитве, чтобы главный бог Лагаша встал на его сторону. В конце концов он засыпает в храме и ему является вещий сон. Вообще это первый прецедент в Месопотамии вещего сна, как контакта человека и божества. Менгирсу успокаивает Эанатума, говорит ему, что жители Уммы наказаны. Второй военный поход оказался удачным. Эанатум оказался неординарной исторической личностью да еще и избранником божьим. Эанатум выделен размером, прежде всего. В серединный регистр помещен эффект кадра – эффект незавершенности. Верхний регистр – закономерный итог. Мы не видим сражения. Но войско возвращается победившим. По трупам. Категорически не совпадает количество голов и рук. Это сделано специально, для эффекта, для красного словца. Стелла наделена силой агитационного воздействия. Важно указание на личное деяние Эанатума, выполненное и с точки зрения жреца и с точки зрения полководца.

После 2500 года имеется четкий сюжет. Две темы: война и мир. Плакетка Ур-Нанше, царя Лагаша, из Телло. Затрагивает тему мирских деяний. А под ними понимается строительство храма. Искусство требует зрителя. Искусство, наделенное силой агитации, не может существовать без активного включения зрителя. Включение зрителя как главного участника предполагает продуманность композиции. В этой плакетке всего 2 регистра. Повествовательность сжимается, но оставляет правило акцента на важные моменты. Всегда видим, кто главный. Ур-Нанше выделен размером. Он сидит, а к нему идет делегация жрецов. Причем это все жреческое сословие. Просит построить новый храм. За спиной Ур-Нанше стоит виночерпий, в руках у правителя сосуд с пивом. Так принято отмечать положительные сделки. То есть решение уже принято. Нарезанные и жестко отобранные кадры. Прием монтажа. Второй регистр: Ур-Нанше босой с кирпичами на голове принимает участие в торжественной церемонии закладки нового храма. Эти произведения дают нам важные представления о культуре Месопотамии около 2500 года. Запись исторического рассказа. Итог будет в раннеассирийских рельефах. Там полный переход к раннему историческому писанию.

Около 2500 года. Ур и Киш – два центра. Появление царских гробниц в Уре. В Месопотамии на основе Ура складывается культ правителя. Гробница царицы Пуаби. Глубоая погребальная яма, внутри ложе с телом, над этим – шатер из глины. И целый сценарий сопровождения. Огромное количество человеческих жертвоприношений. Помимо всего прочего, урские гробницы дают представление о роскоши и антураже, сопровождающих погребение. Диадема царицы Пуаби. Скорее всего она была жрицей лунного бога Наны. Девушки, уходящие вслед за госпожой, тоже были украшены. Сопровождают их и еще разные вещи. Как мы помним, агитационное искусство приносит качественное в жертву количественному. Массовость убивает качество. Урские гробницы как раз-таки обладают тем, что потеряется – великолепным качеством исполнения. Это своего рода массовое производство элитарных вещей. Серебряная чаша для пива с золотой соломинкой. Кубки из золота. Нужно отметить, что золото и драгоценные камни – привозные. Игральные доки: инкрустация в платформу тонких плит из сердолика, лазурита и перламутра. Обилие деревянных саней. Хотя органика и сгнивала, эти вещи можно было восстановить. Подставка для штандарта. Арфы, на которых, засыпая, жертвенные девушки исполняли песни. Резонаторы арф оформлены головами быков, либо из слоновой кости с полуострова Индостан, либо из золота. У быков гипертрофированы уши и глаза. Панели с битумным фоном, в который закладываются тонкие спилы, например, перламутра. Они дают нам сюжеты и героев. И это герои из эпоса о Гильгамеше. Хотя, сам эпос еще не записан. Эти панели также оформляют арфы. Памятники, связанные с показом конкретных исторических событий. Урски штандарт, состоящий из двух панелей. Тема войны и мира. Выполняется в технике шумерской мозаики. Не включался письменный текст. Сохраняются все принципы урского рельефа. Фон из лазуритовых пластинок, инкрустация из всякого. Эпизод, но эпизод, фиксирующий самое главное. Вторая сторона – мирские деяния, пир. Тщательность в изложении событий и в отборе элементов. Вот искусство и начало отходить от показа одной темы. В гробницах начинают находить золотые шлемы. Электроновый шлем из Ура. Теперь в Месопотамии есть два основных вида искусства: элитарное и потребительское.

Появление около 2500 года нового архитектурного сооружения в Месопотамии. До этого была культовая архитектура на основе типа храма на платформе. Появление дворцовой архитектуры. Первый вариант мы получаем в Кише. Дворец «А» в Кише. Наличие трех, пока самостоятельных, зон. Тех зон, из которых будет слагаться любая постройка данного типа. Их самостоятельность обусловлена наличием отделенности стенами. Первое – открытый двор с лестницей. Второе – зона-резиденция, парадные покои. Здесь появление колонны. 4 колонны, отмечающие вход, еще 4 необходимых для поддержания большого по площади перекрытия. Условно это помещение называют тронным залом. Здесь мы встречаем также зачатки анфиладной системы. Ее особенность: комнаты, расположенные на одной оси. Третье: зона личных покоев. Площадь и обилие комнат. И наличие собственной храмовой зоны, отдельной зоны для моления.

Начало 24 века – закономерный итог. Сложение Аккадского государства.

Остаемся в том же времени. От 28 до середины 23 века. Перемещаемся в Египет. Древнее царство, 3-6 династия. Эпоха расцвета централизованного государства. Это последний период Египта, не знающего раздробленности. Храмы появляются только в конце Древнего царства. Появление нового типа погребального сооружения – пирамида. Это даже комплекс. Заменяющий мастабу. Первый фараон Древнего царства – Джосер – строит себе мастабу. Он хочет огромную мастабу. Там должно быть неимоверное количество комнат. В итоге получилась горизонталь и утратилась вертикальная доминанта. И тут задумались о том, что надо что-то менять. Мы знаем имя архитектора – Имхотеп. Чаще всего архитекторами были сыновья царя. Имхотеп, кстати, в итоге был обожествлен. Имхотеп предложил выявить место погребения, как вертикальную доминанту. Изначальная мастаба была надстроена несколькими уменьшающимися трапециями. Каждый ярус уменьшался и появлялась вертикальная доминанта. Пирамида была видна с восточного берега (напоминание о доме вечной жизни). Имхотеп предлагает разделить до этого совмещенную функцию на разные постройки. Погребальная ладья переплывает Нил и тут же возникает нижний храм-пристань, где происходит обряд мумификации. Вырубленная дорога наверх (дорога восхождения) приводит к комплексу Джосера. Первое – входная колоннада. Над колоннадой расположены щелевые окна, сам коридор – крытый. Получается чередование света и тени. Сочетание света и тьмы, из которых состоит представление о жизни. На открытой территории происходит обряд отверзания очей и уст. Теперь мы имеем статую с КА и мумию. Статуя заносится в верхний храм. А мумия – в пирамиду. Пирамида замуровывается. Внутри пирамиды нет изобразительного искусства, ведь в нее никто не ходит. Только в 5 династию там появляются тексты пирамид. Место сосредоточения изобразительного здесь как раз и выступает верхний заупокойный храм. По желанию заказчика создаются дополнительные элементы. Например, Джосер пожелал построить приделы для дочерей. Двор Хеб-Седа (ритуал Хеб-Сед) – входит в состав погребального комплекса в качестве важной составляющей. Представление о 30-ти летии царя. После 30 лет человек начинает стареть. После 30 ты уже больной. Значит, царя 30 лет необходимо убить. В Египте это ритуальное убийство. Заказываются Хеб-седные статуи правителя в погребальных одеждах. Статуи разбиваются. После этого появляется живой правитель и совершает Хеб-седный бег. Получается, правитель воскрес и приобрел новые жизненные силы. А нужно еще проработать систему декора. Система облицовки. Облицовка на пирамиде Джосера не сохранилась, поэтому мы видим кладку, что не предполагалось. Ведь так мы видим рукотворность. А надо было наоборот, должна подчеркиваться нерукотворность и космичность. Роль колонны. В крытом коридоре – протодорические. А в других мы видим зачатки традиции оформления капителей. Лотосовидные, папирусовидные, пальмовидные. Первые два вида – более распространенные. Лотос – просыпается с лучами солнца. Указывает на живительную энергию солнца. Оформление храма Джосера – первое применение лотосовидной капители. Роль лазуритового цвета – цвет Осириса, цвет волны Нила, цвет возрождения.

После Джосера, однако, возвращаются к мастабам. Потому что тяжко. Возврат к таким комплексам происходит только во время 4 династии. Переход от ступенчатой к истинной пирамиде. И также завершение строительства пирамид. Снофру осуществил переход от ступенчатой к истинной. Предложил свести нижние объемы в одно. Получаются два отдельных трапецевидных объема. Сохраняется все равно ступенчатый абрис. Второй вариант Снофру – ломаная или ромбоидальная пирамида. С одной стороны он сохраняет составленности пирамиды из двух частей. Он выбирает трапецию и пирамиду в качестве элементов. Длина основания пирамиды (сверху) равна по длине верхней части трапеции. Попытался с помощью облицовки свести к единому объему. Но все равно силуэт оставался сложным. Но эта неудачная попытка показала выход из ситуации. Обязательность квадратного основания, чего не может быть при основании-трапеции. Угол наклона ребра пирамиды к квадратному основанию. Расчет точки схождения ребер. И наконец Снофру добился-таки своего: Красная пирамида – пирамида истинная. Третья попытка увенчалась успехом. Но она содержала в себе одну ошибку. Снофру делает грань пирамиды в виде равностороннего треугольника. И тут он попадает в силки. Чем больше площадь квадратного основания, тем ниже будет казаться сама пирамида. Ощущение распластанности.

Три великих пирамиды комплекса Гиза. Хеопс, Хефрен, Микерин. Здесь и будут ликвидированы ошибки пирамид Снофру. Идеальность формы пирамиды может быть представлена и с помощью равнобедренного треугольника. Высота не умаляет идеальность форм. Появление в Гизовском комплексе новых качеств. Отводится канал, делается искусственное озеро, там будут расположены храмы-пристани Микерина и Хефрена. Дорога восхождения. Четкая осевая организация. Все элементы нанизываются на одну ось. Появляется пристань для солнечных ладей Ра, в которых Ба плывет на небо. Четкая ориентация по сторонам света. Применение полированной облицовки (уже сползла). Очень продуманное с точки зрение сооружение (Хеопс). Обязательное наличие системы вентиляционных шахт. Для поддержания климата, необходимого для сохранения саркофага и мумии. Гизы – это одновременно и зенит и начало упадка строительства пирамид. Постепенно оно вообще сходит на нет. Открытый-закрытый залы. Чередование элементов. В этом комплексе мы наблюдаем зачатки гипостильного зала и перестильного открытого двора.

5 династия. Начало внутреннего кризиса. Завершится он в 6 династии падением Древнего царства. Меняется техника строительства, пирамиды уменьшаются. Используют сырцовый кирпич вместо известняка. Под облицовкой это не видно. Но облицовка со временем рушится. Впервые применяются тесты пирамид. Пирамида Униса. Дорога восхождения здесь закрыта камнем и имеет систему освещения, которую мы видели в комплексе Джосера. 12 династия (рубеж 3-2тыс.). Она насыщена претензиями на позиционирование себя, как продолжателя Древнего царства. Опять обращаются к пирамиде. Используют деревянные распалубки. Пространство между ними закрываются сырцовым кирпичом. И облицовка. Причем по высоте они соперничали с Гизой. Но дерево гниет. Одна из таких пирамид принадлежит Синусерту 3. Еще черная пирамида Аменемхета 3.

26.04.19.

Хетто-? культура.

Великая страна Хаттия. Трехчленное деление общества, как у номадов, отсюда система трибожия. Климатические условия малой Азии не приспособлены для того, чтобы сделать земледелие ведущим экономическим фактором. Территория торговых контактов. Торговые колонии. Контрабанда и валютные махинации. Скудность земли – война – важное подспорье для пополнение экономического потенциала. Эпоха расцвета – 12-14 век. Крупнейший военный хищник – новохеттская цивилизация. Система сбора дани. Имперский стиль в новоассирийском варианте.

Три основных этапа:

Старохеттское царство;

Среднехеттское царство;

Новохеттское царство.

От старохеттского мало, что имеем. Номады несут мобильное искусство. Сосуды из Кюль-тепе. Тектоника сосуда. Четкое деление на зоны, отсутствие росписей. Лаконизм формы. Тек-то-ни-ка!

Среднехеттское и новохеттское царство. Город-фортификация. Им выступает прежде всего столица – Хатусса. Аладжа-хююк – еще один важный столичный центр. Мало обнести город стенами. Первые поселения в городе Иерихон. Важно сделать город обороноспособным. Выбирается особое место – самое высокое, чтоб естественный рельеф тоже выступал преградой. Цитадель Бююккале. Цитадель располагается на отвесной скале. Обносится мощными стенами. Представляет собой обороноспособный компонент: дворцы, склады, храмы. Это позволяет долгое время держать оборону. К Бююккале будет прилегать Нижний город. Он замкнут крепостными стенами. Ставятся сторожевые башни. Проникнуть в Бююккале невозможно – profit. Продуманная система подземных ходов. Рассматривая остатки крепостного хода, мы обращаем внимание на материалы и технику. Специфическая техника исполнения – кладка из крупно блокового камня. Камень обрабатывается в семи гранях, восьмая не обрабатывается (выходит в пространство зрителя). Техника притирки всухую. Раствора нет, каменные блоки оттесываются точно. Хеттские тексты оставили правила. Между каменными блоками не должно быть расстояния, в который можно воткнуть железный нож. Психоэмоциональное воздействие на зрителя. Въезд со стороны южных крепостей.

Царские ворота Хатуссы. Бог какой-то. Камень – сакральный материал. Особо не обрабатывается. Принципиальное нежелание резать камень ведет к минимализации деталей. Активно задействует освещение, как солнечное, так и искусственное. Львиные ворота Хатуссы. Плохо обработанный блок камня, из которого едва выступают протомы льва. Постоянные контакты с Египтом. Хетты специфически обрабатывают традиции Египта. Сам художественный образ не первостепенный. Камень едва тронули, скульптуру лишь упомянули в каких-то чертах.

Аладжа-хююк. Традиции ортостат. На уровне метра или полутра метров. Дополнительная подпорка и для крепостной стены, и для стен домов. Самостоятельные композиции. Тема царской охоты, торжественного шествия воинов. Отбор таких сюжетов, сквозь которые будет идти повествование о нечеловеческой силе правителя, о силе господина мира. Это хорошо предвосхищает искусство имперского стиля.

Круглая скульптура. «Бог, сидящий на троне из Каркемиша». Каркемиш – это центр, получивший развите после падения новохеттского царства. Северохеттские царства (позднехеттские) – малые осколки некогда великой державы. 11-10 вв. Кажется, что статуя из Каркемиша – круглая скульптура. Составленность круглой скульптуры из простейших повторяющих друг друга геометрических форм. Тело в виде куба. Второй куб – ноги, приставленные к тулову. Форма цилиндра или полуцилиндра, руки, лежащие на коленях и борода в виде полуцилиндра. Пальцы на лапах львов- маленькие полуцилиндры. Дублируется форма круга (лицо, морды). Круг, куб и полуцилиндры. Отсутствие деталей. Хетты не приемлют орнамент. Орнаментализация способна изрезать камень.

Куриты. Атшанская и Нузийская керамика. Очень простая форма. Нивелируется богатым и изысканным декором.

Статуя царя Идри-Ми из Алалаха. Царь, сидящий в позе одоранта. Хеттская монументальность и лаконизм. Материал – белый известняк. Очень пористый. Не способен подчеркнуть то, что важно для хеттов – монолит каменного блока. Цветная инкрустация глаз тоже разрушает монолитность. Важность орнаментализации и декоративизма.

Храм-дворец царя Капары в Тель-Халафе. Тип бит-хеллами. Компактность плана, основные помещения сгруппированы на одной оси. Полифункциональные сооружения. Может быть и дворцом и храмом и одновременно. Не видна первоначальная форма архитектурного рельефа. Только сбоку можно понять, что это было изначально (четырехгранник). Необходимость маскировки. Отсутствие пустого места (для хеттов это святотатство, но не для курита). Ортостат. Тяга к орнаменту. Куриты тоже дали что-то имперскому стилю.

Святилище Язылыкая. Ведущий культовый центр хеттской державы. Как же хочеца спать. Больше нет сил. Стык куритской и хеттской аристократии. Большинство надписей на куритском языке. Хочется покурить ужааааасссс. Маленький шажок к появлению синкретического искусства.

Территория юго-восточного средиземноморья. Тоже важна для культуры второго тысячелетия. Ассиро-финикийско-палестинские культуры. Существование отдельные независимых городов. По принципу торговых центров. Состоят из разных торговых кварталов. Не характерна единая государственная централизованная власть. Управление по принципу олигархических республик. Мозаичная культура. Рынок – место обмена культурными и художестенными достижениями. Мастер умеет создавать по вкусу заказчика. Умение работать в подражательных стилях. Массовая продукция. Терракотовые оттиски. Система полуфабрикатов. Приобретая в лавке вотив, можно превратить в статуэтку, посвящающую от своего имени, украсить ее золотой шапочкой.

Традиция гротескных масок. Маски-охранители. Финикийская традиция. Полифункциональность. Для охраны дома, кладбищ, святилища.

Подражательный стиль. Подготовка к сложению имперского стиля. Работа с применением техники графических схем, которые будут всем понятны. Мобильная геральдическая композиция позволяет тиражировать образ. Узнаваемое обличено в элементы культуры Крита. Критская прическа, детали критского платья. Плакетка из Мегидо. Мегидо – важный центр на границе Ю-В средиземноморья и северной Сирией. Подношение даров живому правителю на плакетке.

Библ – тоже важный центр. 10 век. Стеклянные маски. Негроидные маски. Диковинное. Сувенирная продукция – большее количество потребителей.

Элитная продукция финикийских мастеров. Мобильная продукция. Объекты из ассирийских курганов. Аааааа.

Искусство среднеассирийского периода. Подводит черту искусству 13-14 века. Царь Тукульти-Нинурта. Низкий плоскостный рельеф.

Новоассирийская держава. Имперский стиль. Статуя Ашшур-нацир-апала 2. Списать у Насти конспект о-бя-за-тель-но!!!!

Город Дур-Шаррукин. Время создания города СЕМ лет. Будем его обсуждать от и до.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта