Искусство древнего мира. Искусство Палеолита
Скачать 276.88 Kb.
|
22.01.2019 Территория среднего Енисея. Томская писаница. Река Томь. Недалеко от города Кемерово. Памятник расположен в излучине реки Томь. Излучина на достаточно узком отрезке дает возможность водной глади не колебаться. Эффект зеркальной глади. Даже в дождь состояние глади сохраняется. Но излучина небольшая, вот и памятник соответственно небольшой. Памятник из сланца, в основном используются вертикальные скалы и немного лежащие по диагонали. Основной герой- лось. Памятник разновременный. Встречаются знаковые варианты. Само расположение памятника близ воды, его рассмотрение с воды, делает его функционирующим с точки зрения охотников-собирателей. Выполняются эти изображения в так называемом скелетном стиле. Скелетный стиль: преобладание контурных, а не силуэтных изображений, или техника пикетажа (точечные удары камня по камню создает принципиально неровную поверхность), изображение работает в зависимости от естественного освещения. Кроме того, обязательной силуэтной будет голова, обрисовывающая детали зверя, голова будет выполняться в технике пикетажа, ноги будут передаваться в виде тонких линий. При этом будет показано следующее: линии внутри животных. Еще один вариант скелетного стиля. В общем этот стиль показывает, что животное живо, полнокровно. Можно провести параллели с рентгенографичной живописью палеолита. Голова выполняется в основно в технике пикетажа, чтобы в любой период суток мы могли наблюдать все остальные детали зверя и видеть их взаимодействие. Сцена с детенышем и зверем: тонко проработанная техника шлифовки. Сама поверхность выполнена в технике контррельефа едва шлифуется, гравируется тонкими линиями. Тщательная техника связана с расположением рисунка. Объемным здесь выступают глаз и ноздри. Активное использование рельефа. За счет него достигается объемность, использование разных цветов. Первый слой- один цвет, далее- другой. И краска не нужна. Важно, что помимо морды будет подчеркиваться форма рогов. Это указывает на определенный календарный цикл. Антропоморфные изображения. Будут располагаться по краям основной композиции. Обнаружена выбивка- тонкие линии, исходящие от головы. Это солнцеголовые- следы культуры индоевропейцев. Трехбожие, где огромную роль играет солнечное божество. Что такое ритуал? Ритуал- комплекс сакрально освещенных стереотипов поведения, связанных с наиболее важными технологиями и элементами адаптации к окружающей действительности. В основе существования ритуальной деятельности лежит: отбор и адаптация. Важной составляющей является возобновляемость. Ритуал происходит в четко ограниченном пространстве. Установление и моделирование порядка. Также важно- жестко ограниченный временной период. Период смены сезонов (4, а на севере 2). Дни солнцестояния и равноденствия. Новый год был во время весеннего равноденствия (21-23 марта). Природа идет на обновление цикла. Потом первое солнцестояние. 20-е числа сентября- еще один день равноденствия. 20-е числа декабря – рождение солнца. Для каждого сезона нужно установить свой порядок. Древний человек, с одной стороны, член социума, а с другой- часть природы. Есть поэтому и социальные ритуалы и природные. Каждая новая фаза ассоциируется с умиранием в одной фазе и воскрешением в другой. Физическое рождение, инициация, брачный ритуал, физическая смерть. Брачный ритуал начинается с оплакивания невесты. Обряд инициации является обрядом рождения человека, как члена коллектива. Надо, чтобы он доказал, что достоин быть членом социума. Важнейший компонент этого обряда – научение правилам общежития. Две мифосистемы: истинная, открывающаяся только во время обряда, вторая- принципиально не истинная. Основная функция изображений- сохранять знание, идущее через поколение, для обряла инициации. Обряд инициации приходится на весну и не просто так. Ангора. Каменные острова. Проблема сохранности из-за строительства ГЭС. Представляли собой отмель. Отвесные скалы, место приплода и место охоты. Строгановские походы, связанные с открытием Сибири. У нас есть записи путешественников 18-19 века. Чаще всего упоминаются два основных праздника: Новый год (весна) и начало сакральной охоты (конец сентября- начало октября). Новый год начинался так: двое ряженных (в виде оленя и оленухи) исполняли танец, подражающий брачным играм оленей. Празднование подневное. Для каждого дня- свой кусок танца. Это происходит на фоне изображений. Обязательно музыка, чтение мифологических текстов (рассказывание). Сакральная охота – первая охота. Сначала надо отобрать участников, которые изолируются от поселка, табу на употребление мясной пищи, с собой брали только собаку и каменные орудия (никакого железа), высматривают физически и морально, присматривают жертву (самец 2-4 лет). Убивают, привозят в поселок. Зверя встречают как живого и драгоценного гостя. Процедура затем многодневного плача, песни про не мы тебя убили, а волна и камень. Надо снять грех убийства с коллектива. После этого туша животного делится на несколько кусков (нельзя есть, есть один кусок дают собаке), куски распределяются по тайге, чтобы каждый достался полнокровным зверям. После этого можно начинать сезон охоты. Территория нижнего Приамурья и приморья. Памятник Сакачи-Алян. Главное- рыболовство. Главная порода- осетровые. Соответственно главный герой рыба, ну и все, что связано с водными стихиями. А помимо рыбы- знакомый нам персонаж- водоплавающая птица. Изображение масок. Либо это про ритуалы, либо это изображение предков. Чукотка. Пегты-мель. Создается в этнографическое время. Состоит из прибрежных горизонтальных отдельных плоскостей. Герой тут у нас- северный олень. Показываются разные способы охоты на северного оленя. Знаковый рисунок, но тем не менее вычленяется конкретный зверь. Изображения ритуальных действ. Девушки-мухоморы. Пространство культур ранних земледельцев. Еще в 11 тыс-л. до н.э. мы встречаемся с территориями оседлых культур. Южный плодородный полумесяц. Первые оседлые поселения чаще всего возникают в скоплениях дикорастущего злака, обязательно наличие воды, выгодный микроклимат. Происходит переключка на потребление растений. Продолжительность жизни сократилась до 28 лет, это связано с недостатком белковой пищи, трудностью переваривания злаков. Доместификация животных. И здесь мы сталкиваемся с неусваиваемостью лактозы--- высокая детская смертность. Из маленьких разрозненных поселений складываются крупные. Поселение на территории Малой Азии (8-7 тыс. до н.э.). Чатал-хююк и Хаджилар. Стационарный образ жизни. Через определенные этапы он дает: появление стационарного жилища. Первые земледельцы используют жилища круглые в плане. Позже появляется прямоугольная форма жилища, транслирующая представления о том, как устроен мир. Представление о своем и чужом мире. Свой мир замкнутый, огороженный, имеющий четкую площадь. Первые технологии стационарного строительства. Первым будет не очень качественный материал. Это сырцовый кирпич не формованный, нет связующего (иногда использовали битум). Здание работает не вверх, а вниз, и работает по принципу полуземлянки. Рядом с Чатал-хююком находился вулкан, дающий апсидиановое стекло, что позволило ему подняться. Выступает лакомым куском в общем. Улиц нет, дома на одну треть уходят вниз. Нет двери. Вход в дом с крыши. Освещение через узкие щелевые окна. Крыша плоская, вызванная отсутствием сильных осадков и большим количеством солнечных дней. При этом она может служить как дополнительная площадь. Жилая часть наверху, где окна, внизу – склады. Это дом для большесемейного коллектива. Отсутствие улиц и дверных проемов увеличивает обороноспособность поселка. Более 40 святилищ имеет Чатал-хюйюк. Отдельный храмовый квартал возможно. Важно появление искусственных святилищ. Прообраз первого храма. Святилища возникают на определенном месте. Они не переносятся, ибо существует понятие сакрального места. Перестройка предполагает увеличение площади. По своему плану и устройству святилище идентично дому. Храм- дом божества. Для каждой комнаты- вое оформление, связанное со спецификой сценария определенного ритуала. Появление протоземледельческих культов. Смена представлений об умирающем и воскрешающем звере. Представление об умирающем и воскрешающем божестве растений. Святилище шестого слоя являет нам комнатку с остатками росписи. Красный фон. Помимо нового мы видим, как сохраняется и старое. Глиняные кубы, декорированные рогами. Черепа быков, вымазанные глиной и украшенные охрой. Под черепами быков- полоса отпечатков человеческих рук. Появление нового не означает исчезновение старого. Под кубами обнаружены человеческие черепа. Обилие пластики. С появлением протосвятилищ мы встречаемся с синтезом: архитектура, мелкая пластка, живопись. Разнообразные типы мелкой пластики. Типология женских статуэток. Статуэтка из Хаджилара. Гипертрофия конечно же опять. Кардинально меняется поза. Она восседает на троне. Трон окружен чем-то, либо это оформление подлокотников. Причем это могут быть как копытные, так и хищники. Обряд восседания на трон. Причем это не относится только к Чатал-хюйюку. Интересная система оформления трона. Спинка оформлена в виде рогов быка. Владычица зверей. Изображение рожающих. Причем, неважно, кого рожают. Чатал-хюйюк дает нам не только мелкую пластику в данном контексте, но и большие изображения. Чаще статуэтки будут вмурованы в порог дома или встречаться детских и женских погребениях. Постепенная смена приоритетного материала, первые статуэтки будут изготавливаться из мягкого камня (известняк), а потом переходят к глине с определенным замесом, включающим часть растений. Помимо рожающих встречаются кормящие. Опять же кормить могут кого угодно. Как только происходит появление разных типов статуэток, усиливается процесс локальности. Усиление тех качеств, которые свойственны только определенной культуре. Это выражено в появлении орнамента. Первая крупная культура земледельцев на территории Европы. Это трипольская культура (кукутени-триполье). Начинает слагаться не ранее 4 тыс. Они являются потомками чатал-хююкцев. Продолжение типологии на примере троепольской пластики. Зрелые этапы ранних земледельцев. Глина с определенным замесом с растениями. Статуэтки становятся плоскими и сильно вытянутыми. Как обычно отсутствие ступней, плотно сжатые ноги. Руки отсутствуют. Вытянутый слуэт с четко обозначенной энергией роста. Статуэтка делится на три части (ноги и бедра, тулово, шея). Это деление- четкое. Оно дает три основных этапа в процессе созревания растений. У ног- черточка- зерно. Зерно, умирая, дает стебель. Стебель-шишечку. Цикличность, в которой обозначены основные этапы жизни растения. 25.01.19. Статуэтка из…Материал – глина, иногда эти статуэтки полые внутри, но иногда в них засыпают сухое зерно, чтобы они служили как погремушки, отпугивающие злых духов. Орнамент. Умножение орнамента. Если статуэтка заполнена полностью орнаментом, то это свидетельствует о высокой стадии развития земледельца. Параллельные линии, покрывающие тулово статуэтки, обычно находятся в зоне ног и бедер. На уровне лоно появляется знак- ромбик или квадратик, или овал, в центре которого будет зернышко. Могут быть элементы, связанные со спиралевидной формой. Статуэтки теперь еще и раскрашиваются. В отличие от палеолитичеких венер здесь важен сам процесс изготовления. Появление глины. Точно обозначенная вертикальная ось. Относительно вертикальной оси появляется принцип зеркальной симметрии. Чаще всего статуэтки расписаны в белом и красном, но естественный цвет глины не маскируется. Иногда мы даже видим биколорные статуэтки. Демиург при сотворении мира лепит из глины или из земли. Но недостаточно слепить, надо оживить. Он вдыхает в них душу, но и этого мало. Затем окунает в свою кровь (красный цвет) либо в сперму (белый цвет). И вот изготовление статуэток повторяет эти этапы. Производство было сакрализованно. Первыми, кто их изготавливал, были женщины. Стационарная культура развивается не вширь, а вглубь. И теперь в каждой культуре появляются свои индивидуальные черты. В культуре троеполье, например, это волнистые линии. Появляются не только статуэтки с вытянутыми силуэтами. Обязательна система орнаментировки, украшения и татуировки, которые означают: социальный статус, этническая принадлежность. Появляются орнитоголовые статуэтки. Вместо человеческих, головы, передающие довольно точные орнитоморфные черты. Они находятся в зонах, связанных с погребением. И еще появляются мужские образы. Далее, в протогородских цивилизациях и позже они будут преобладать. В цивилизации древней азии уже в 6 тысячелетии есть земледельцы… Первый этап представлен статуэтками с довольно гипертрофированными формами. Исчезают руки, есть определенная поза. Вот, например, она может сидеть. Потом появляется раскраска. Основной орнамент – круг. Подобный же тип начинает трансформироваться. Становится плоской. Ритм линий и силуэтов, вытянутость. Лепка дает обратить внимание на вьющиеся волосы (уподобленные змеям). Земля связана с женским существом. Хтоническая функция. Ее знаками являются воды и змеи. Представления о том как должен выглядеть настоящий правитель. Расписая керамика – маркер не только ранних земледельческих культур. Принципиальный сезонный характер. Сосуд воспринимается как живой. Сосуд с самого начала превращается в важный и сакральный. Сосуд появлялся как вотивный, посвященный духам или божеству. Или как погребальный. При росписи сосуда возникает следующее правило: деление сосуда на зоны. Четкая трехчастная композиция. Отсутствие пустоты. Верхняя зона- приведение в порядок стихий. Изображения помощников. Собаки и кошки. Кошка – показатель богатых земледельческих поселков. Четкая структурная модель мира. И она должна умещаться на маленьких площадях. Система подбора цветовой гаммы. Естественный цвет глины. Система ангобирования сосуда. Ангоб – специальный раствор. Никогда не работают по принципу контрастных цветов. Система дифференциации сосудов. Сосуды, используемые в ритуально-культовых практиках. Дарование божеству сосуда. Сосуды типа блюдца. Сосуды по принципу сообщающихся. Для культуры кокотени-троеполье характерна специфическая форма сосуда. Часто шарообразные, с плавной линией контура. Спираль, овал. Локальность – появление каких-то собственных персонажей. Появляется мелкий рогатый скот. Междуречье, Ефрат и Тигр, Нил. Некрополь Самарра 3-4 тысячелетие. Протошумерская цивилизация. Погребальные памятники. Зеркало или тондо. Композиция центрическая с точно выделенным центром. Экстремальное земледелие: заболоченность, разливы реки. Условия, порожденные борьбой с таким климатом. Отсюда появление ирригационной системы, ведущей к образованию государства. Природный цикл. Сосуды связаны с погребением. Отсутствие пресной воды. Божество плодородия – Нано. На блюдце показано, что мир не статичен. Скорпион является особым символом. Номады. Номадийская культура. Индоевропейская языковая семья. Зона Закавказья возможно связана как раз с ней, еще зона Приуралья. Для всех языковых семей (новых) характерна воспроизводимость народа. Занимается полуостров малая Азия. В центре расселяются хетты. Контакт он же конфликт с Египтом. Вторая попытка выхода из прародины- выход через Балканы на территорию Пелопоннеса. Отсюда генезис Древней Греции, но этот путь ничего не дал. Третий путь будет лежать (расселение более мощной волны) в сторону Уральских гор до Среднего Енисея, сформируется культура именно, как номадическая. Номады не имеют возможности преодолевать большие речные преграды. Индоиранская ветвь формируется. Произойдет отделение индийцев от арийцев. Вторая половина второго тысячелетия ознаменуется сильным кризисом. Кризис климатический. Усиление засухи. Формирование современного климата. Номадические цивилизации в отличие от миграционных работают, как маятник. Для номадических цивилизация характерно отсутствие стационарных поселений, отсутствие памятников монументального искусства. Например, цветная керамика. Она будет отличаться от предыдущей керамики. Принципиальное отличие – это форма. Широкое горло и узкое дно, вместе с тем, остроконечное. Связано со спецификой обогрева и приготовления. Минимальное количество типов сосуда. Орнамент не расписной. Номадический мир хорошо в себя впитывает и создает что-то свое. Появление тягловых животных отмечает появление номадов. Первое тягловое животное – бык. Второе – анагр (родственник с осла с характером поприятнее). Далее у нас появляются верблюды. Монголка и алтайка- породы лошадей, они тоже появились. Лошадь имела преимущества. Она не только тягловое животное, это еще и средство модернизации военного дела. Трехчастное деление общества. Социальную структуру можно было сохранить, разделив на три составляющее: военная аристократия, женщины и потом все остальные. У каждого общества свое божество. Система определенных этико-этических компонентов. Секира, меч и чаша- священные предметы. Эта культура отмечает себя вкраплением в старые памятники. Колесо-тягловое животное-колесница. Первое колесо- цельное. Сделанное из составленных вместе кусков дерева. Дальше появляются спицы. Номады дают свою собственную картину мира. Обожествление солнца, ветра и земли. Три великие стихии для номадов. В след за этим получаем изображение божеств, сделанных в связи с этой системой мира. Так называемая Окуневская культура. Слагается эта культура в очень специфическом регионе- регион Минусинской котловины. Окуневские стелы. Стояли на открытом пространстве. Две проекции в профиль и в фас. Четко поделены на зоны. Каждая их них имеет свое оформление. Вверху маскарон: голова козла или быка. В средней зоне видим существо, свернувшееся в кольцо- Дракон, поедающий солнце. Зооморфный код. Скифский звериный стиль. 01.02.19. Номады. Плиты, происходящие из могильных ям. У земледельцев сосуд – модель мира. У номадов он не играет столь значимую роль. Оформление плит в пространстве могил – это важно. Плиты из станицы Черновая Ось. Номады относятся к дописьменным культурам. Запись о трех великих божествах индоевропейцев. Мелкая пластика. Роспись – могильные каргалы. Теперь посмотрим на формирование архитектурной традиции. Представления о зачатках архитектуры в пространстве палеолита. Чаще всего используют естественные убежища, как, например, пещеры. Пещеры использовали в том качестве, что досталось от природы. Вилла Шато де Роземон в Ницце. Появляется четкий овальный план. Появление моллюсков. Homo Erectus дает нам свидетельства того, что была некая сознательность в отношении жилища (где спать, а где не спать и т.д.). Особенности планового решения и специфика технико-технологического решения. Сборно-разборные жилища. Они строятся из костей животных, при чем определенной формы. Была возможность создать вполне долговременное искусственное жилище. В плане круглые либо стремящиеся к кругу. Строится с расчетом розы ветров и прочих условий, в которых жилище рождается. Адаптация к окружающей действительности. Еще один вариант назначения этих жилищ, назначения, которое мы понять до конца не можем. Это мегалитические сооружения. Будут распространены практических на всех территориях обитания сапиенса на протяжении долго время. Мы знаем три типа мегалитических сооружений. Первый вариант – это менгиры. Это отдельно стоящие камни. Очень редко они стоят по одному. Один из комплексов находится на территории Нормандии, в наше время сильно потревоженный уже. Менгиры представляют собой вертикально стоящие камни, связанные между собой в отдельный комплекс. Тот комплекс в Нормандии называется Корнак. Выявить определенную функцию менгиров мы до сих пор не можем. Первое, что приходит в голову – связь с погребальным культом. Но оказалось, что прямой связки с ним у менгиров нет. Менгиры могли бы выступать, как сооружения, участвующие в астральных культах, но тоже не факт. Это все же система, связанная с защитой от снега, наводнений, система, предупреждающая о землетрясении. Менгиры на территории Хакасии, мы не можем точно их датировать, условно – бронзовый век. Дольмены. Вертикальные камни и на них горизонтальный. Это столообразные конструкции. Что касается дольменов, то на их счет тоже есть разные гипотезы. Пытаются связать с погребальным культом. Использование дольменов как склепов, впервые предпринятое предками адыгов. Или же применение как неких святилищ, ибо есть петроглифы, но поздней выбивки. В общем, функция не вполне понятна. Третий вариант, самый сложный, это кромлехи. Сочетают в себе элементы и менгиров и дольменов. Самый знаменитый (и единственный) – Стоунхендж. Сочетают в себе камень, а еще землю. Либо земляные рвы, либо насыпи. Можно найти рисунки Стоунхенджа, датированные 16 веком. На его базе мы наблюдаем 2-3 этапа строительства, каждый их которых связан с усложнением… Первое, что возводится, это земляное кольцо и ворота. Затем – алтарный камень (пяточный). Вокруг алтаря – полукруг голубых камней. В Стоунхендже все продумано. Расположение этого полукруга в купе с алтарным камнем дает взаимосвязь с движением солнца и луны. Поэтому его можно расценивать как первую обсерваторию. Но не только лишь. Это и культовый центр. Далее возводится основной круг камней. Это простейшая стоечно-балочная конструкция. Последним создается (третья четверть второго тысячелетия) комплекс из пяти порталов. Обнаружены в основном культовые предметы, связанные со знаками солнца, луны и т.д. Это дает нам право приоритетной функцией обозначить функцию обсерватории. Стоунхендж в миниатюре на территории Португалии. Конечно, не так масштабно, но все же. На территории Франции – еще меньше, но тоже повторяет основные элементы. Архитектура ранних земледельцев. Представления об архитектуре в ранних оседлых обществах. Изменение плана дома. Специфика технико-технологических особенностей (полуземлянка и сырцовый кирпич). Особенности перекрытия дома в зависимости от местных условий (прежде всего климатических). Мало осадков – плоское перекрытие. Много осадков – двускатное перекрытие. От этого зависит, каким далее будет выглядеть храм, рожденный на этих территориях. Во многих обществах храм – не место богослужений, а дом божества, строящийся по прообразу обычного жилья. Стационарное поселение в пространстве номадических культур. Первое открытое- поселение Аркаим. Предположительно 17 или 16- 14 век до н.э. Концентрическая форма поселения. Такая форма сохраняет в своем плане важные представления о безграничности мира. В центре вводят открытое пространство (важно запомнить). Культ огня и домашнего очага. Следующий круг определяется наличием домов. У ранних земледельцев дома рассчитаны на большесемейные коллективы. Тут могли быть и склады зерна. Следующее кольцо- загоны для скота, который будет выпасаться на определенной территории. Ведение отборного скотоводства. Юрты. |