Главная страница
Навигация по странице:

  • Искусство Палеолита

  • Бронзовый Век

  • Искусство древнего мира. Искусство Палеолита


    Скачать 276.88 Kb.
    НазваниеИскусство Палеолита
    АнкорИскусство древнего мира
    Дата15.02.2021
    Размер276.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIDM_lektsii.docx
    ТипДокументы
    #176526
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    09.01.2019. ИДМ

    Зинченко Софья Анатольевна. Искусство Древнего Мира.

    1. Эссе (темы в программе)- до 12 марта 22:00 (лучше отправь до 20:00)

    2. Работа на семиках (темы в программе)

    Искусство Палеолита

    39-35 тысяч лет назад- первые следы изобразительной деятельности. Территория Евразийской местности. Один из древнейших памятников- пещера Шове на территории Франции. Умение владеть монохромной живописью, использование разных оттенков угля, стремление расположить объекты в условной перспективе, показать объем животных. Территория, дата, отсутствие эталонного первого памятника выводят нас в рамки следующей проблемы: это связь. Скорее всего появление Homo Sapiens связано с появлением изобразительной деятельности. Появление разных видов искусства. Искусство малых форм (мобильное искусство) и монументальное искусство. Это деление и по разнице места расположения, системы представления художественного образа и т.д. Малых форм: пластика и орнаментированные предметы. Появляется одновременно и сосуществует орнаментальное и фигуративное. В мелкой пластике господство антропоморфного комплекса (изображение человека то есть). Главным героем выступает женский образ- примерно 90%. В женском образе: отсутствие черт лица (редко они переданы условно), превалирование схематических изображений, присутствие гипертрофии. Но когда встает вопрос об изображении зверя- все совсем по-другому. Зверь будет показан как натуроподобный. Чаще всего антропоморфные изображения связаны со стоянками (места пребывания человека). Монументальное искусство чаще всего подчиняется правилам: чаще всего это искусство в пещерах, а пещеры трудно удалены от стоянок, более того, такие пещеры достаточно часто не связаны со следами обитания, так как там культурный слой минимален; наибольшее скопление росписей находится в глубине пещеры. Пещерные комплексы создаются и существуют на протяжении десятков тысяч лет. То, что мы видим, мы не должны воспринимать как единовременную композицию. В монументальном искусстве господствует изображение зверя, в фигуративном варианте изображение человека встречается крайне редко. Зверь: натуроподобие, возможность определить вид животного, его возраст, пол и т.д. Кроме того, в долине реки Коа обнаружены изображения на открытом воздухе. Это петроглифы-изображения на камнях. Датировка петроглифа- сложный процесс, не соблюдается микроклимат и т.д.

    Проблема открытия первобытного искусства. Она во многом связана с историей вхождения этих памятников в научный оборот. До конца 19 века начало истории было в античности. Все началось с костью с резьбой с оленухами. Середина 19 века- начало пересмотра древности. В 1879 году открывается пещера Альтамира. Это происходит случайно, открывается один компортимент, названный картинной галереей. Расписывается он быстро, в течение 500 лет. Среднемадленский период- апогей пещерной живописи.

    Водоросли поедали связующие, рисунки исчезали, а еще кальцитовые что-то. Эти условия не давали сохраняться изображениям на открытом воздухе. 100 лет накопления материала. В 50-х начинается систематизация этого материала. 60-70-е годы- время рождения первой теории происхождения искусства. Но ни одна из них не смогла найти настоящих причин появления искусства. Выявлен принцип от простого к сложному (до 90 годов существовал этот принцип). Пещера Коске поставила эту теорию под сомнение.

    Топографические и хронологические рамки первобытного искусства. Для монументального и искусства малых форм эти рамки разные. Для монументальной живописи: Северная Испания и Южная Франция. Территория Франкокантабрии. Теория что эта территория родина первобытного искусства. Но потом две карты наложили друг на друга… Определились зоны, где можно искать памятники эпох палеолита. Расположение памятников не по всему ареалу обитания сапиенсов. Наличие карстовых пещер. Зоны обитания мелкой пластики- это зоны обитания, зоны стоянок. Они не совпадают с зонами обитания монументальной живописи. Мелкая пластика вместе с спаиенсом доходит до Ангары и Енисея.

    1. Палеолит 32.000-10.000

    Ориньяк- 32.000-27.000

    Шове, Мезин, Кастанье, Селье, Бланшир, Ля Вина, Лоссель, Коске, Долни Вестонице, Костёнки 14. Эпоха Ориньяка- монохромные изображения, чаще всего это изображения, состоящая из отдельных животных. Стоянка Костёнки уже дает нам сосуществование пластики и монументальной живописи.

    Есть верхний, нижний и средний палеолит, но в искусстве только верхний, поэтому это слово мы опускаем.

    Перигор (граветт)- 26.000-23.000

    Коске, Куньяк, Фуэнте де Салин, Гаргас, Лабаттю, Пер-нон-Пер Пеш Мерль, Ля Ферраси, Долни Вестонице (поздние), Хотылёво 2, Сунгирь, Мальта, Молдова 5, Костёнки 21.

    Солютре- 22.000-19.000

    Коске, Куньяк, Сунгирь, Авдеево, Буреть, Гагарино. Эта эроха начинается с многоцветия, попытки сочетать много разных цветов.

    Ранний мадлен- 18.000-17.000

    Средний мадлен- 17.000-13.000

    Поздний мадлен- 13.000-10.000. Им завершается эпоха.

    Смена идеологических эпох. Начало потепления. Начало таяния ледника, появление современных речных систем. Эпоха верхнего мадлена- восприятие изображения как емкого тезиса. Изобразительная схема. Перерастание палеолита в эпоху мезолита (от 10 до 8-6 тыс. лет назад). Эпоха палеолита- это охота на крупных животных, формат большесемейного коллектива. Мезолит- время потребления рыбы. Человек становится более подвижным. Переход к мелкосемейному коллективу- маленькому и мобильному. Появление миграционного общества. Начальный период мезолита не дает нам памятников искусства. Новая картина мира: искусство на открытом воздухе, приход в изобразительное пространство человека, он становится главным действующим лицом. Меняется структура художественного текста, исчезновение деталей оттенка. Это искусство целиком локального цвета, контура или силуэта. Называние, описание. Человек и действие. Систематизация по изложения информации. Из мезолита два пути: отбрасывание лишнего, знаковость; путь в сторону пиктограммы. Трансляция информации через поколение.

    1. Мезолит- 10.000-8.000. Восточный Левант, Гобустан, Шахты, Зараут-Сай. Отсутствие чистых мезолитических памятников, ибо все следующе эпохи присваивают себе предшествующее. Восточный Левант- это восточная Испания. Гобустан- современный Азербайджан (Баку). Шахты- высокогорье. Зараут-Сай- территория Узбекистана, тоже высокогорье. А высокогорье- это труднодоступность.

    2. Неолит. Зональная неравномерность. Это разные территории в разные времена будут переходить к разным видам деятельности исходя из климатических условий. Это приведет к 2 типам цивилизаций. Общество охотников-собирателей и соответственно земледельцев. Оседание на одном месте провоцирует появление стационарного образа жизни. Разные формы жилища. Миграционное общество (номадическое) в качестве формы жилища выбирает круг.

    3. Бронзовый Век. Первые письменные системы. Египет, Шумеры, Крит, затем Микены. Еще он характеризуется появлением еще одной цивилизации- номадов, или кочевников. Еще один вариант модели мира, понятие трехчастного общества. Представление о стихиях и их обожествление, представление о важности животных, с которыми связано перемещение. Первые номады- индоевропейцы. Начинает преобладать локальное. И как только начинает преобладать локальное, разрушается единый мир первобытного общества.

    Эволюция человека и происхождение искусства. См слайд.

    Процесс антропогенеза нас интересует с точки зрения вопроса о появлении абстрактного мышления. Функциональная симметрия мозговых полушарий. Художники были левшами.

    Homo Habilis. Система научения. Механическое увеличение объема мозга. Homо Erectus- прямоходящий. Первые волны похолодания. Появление искусственного огня. Неандертальцы. Медвежьи пещеры. Видовой отбор. Останки медведя рядом с изображением медведя.

    Две статуэтки поставили вопрос (Тан-Тан и Берехат Рам) о мустьерском искусстве. Неандертальцы…

    Изобразительная деятельность детей как «биогенетическая» модель происхождения искусства. См. слайд.

    11.01.19.

    Основные стадии художественного творчества детей (доизобразительная, схематическая, физиопластическая, стадия правдоподобных изображений) как этапы формирования изобразительной деятельности.

    Характерные черты детского рисунка (схематизм, симметрия и ритм, непропорциональность, «рентгенографичность», многоэпизодность) и их взаимосвязь с художественными особенностями первобытного искусства.

    Доизобразительная стадия- отсутствие ярко выраженной речи (до 10-12 лет??). Схематическая стадия совпадает с активностью моторики. Распределение объекта на листе бумаги, где и как ребенок нарисует себя, то, что его окружает (дом, родители, животные, детский сад и т.д.). Схематическая стадия дает первую попытку структурализации. Применение фризообразной композиции (расположение одного над другим). Непропорциональность, многоэпизодность. Рентгенография- то, что видит мозг, а не глаз. Изобразительное не является основным для передачи информации. Для этой стадии нужен переводчик- сам автор. Изобразительное должно быть дополнено вербально. 6-7 лет- физиопластическая стадия. Это уже не схема, а работа в рамках одного эпизода. Вводится повествовательность, четкость изложения со стремлением к натуроподобному изображению. Соответствует научению письму- новому способу фиксации и передачи информации. Эта стадия помогает определить гендерную принадлежность. Но научение письму не исключает тягу к рисунку. Изображение фигур на полях текста.

    Основные темы и сюжеты в первобытном искусстве. Пространство пещеры- это не спонтанная роспись. Выбор животного.

    Первое- зооморфный комплекс. Самая большая тема- тема промыслового зверя. Это тот зверь, на которого древний человек охотился. Хотя, чаще всего изображается не тот зверь, на которого в основном охотились. Понятие промыслового зверя имеет для древнего человека широкое толкование. Он может быть гипотетически пригоден для охоты. Звери с одинаковой пищевой базой. Мы сталкиваемся с проблемой абстрактного представления о тех зверях, на которых можно гипотетически охотиться. Чаще всего группа эта располагается в зоне приходовой части. Еще одна группа- звери-соседи: разные виды пещерных медведей и разные хищники кошачьего семейства. Следы медвежьих когтей- граница животного. Подражание- проведенные пальцами вертикальные линии («макароны»), так человек закрепляет за собой территорию, выстраивание «диалога» с животным. Мифы- близнечные мифы. Женщина рождает двух: медвежонок и человек, они воспитываются как братья, это воспитание обоюдоважное. Заканчивается убийством брата братом, но медвежий брат прощает человеческого и перед смертью передает ему правила первой охоты. Медвежонок может меняться на тигрёнка. Представления о миксоморфных персонажах, фантастических, представителей нереального мира. Активное использование плоскости камня в творческом процессе. Взаимосвязь (композиционная и смысловая) искусства и окружающей среды. Выступы и ниши способны создавать объем. Две системы освещения: факельная и с «лампами». По этим системам можно проследить популярные и непопулярные рисунки (по копоти). Смена системы освещения дает прием первобытного мультфильма, при смене угла наклона изображение перестает быть статичным. Чаще всего рисунки выполняются на кальцитовых выступах. Три материала: уголь, охра, кальцитовые выступы. Они дают широкую градацию цветовой шкалы. Красители получают искусственным способом и добывают в природе. Уголь и охра могут добываться обоими путями. Красители (пигмент) получают в сухом виде. В качестве связующего выступают кровь, жир, моча, костный мозг, сок растений. Техники нанесения: кистевая техника (кусочек сухой травы, шерсть), пальцевая техника. В них создается разница контура. Третья- техника напыления- аэрография. Связующее наносится на стену, из трубочки напыляется краситель. Все эти три техники необходимы для передачи разности фактуры материала. Благодаря этому в среднемадленский период искусство достигло апогея натуроподобности. Также передается разная дистанция.

    Пещера Шове. Наиболее древний памятник. Хорошая сохранность комплекса. Открытие пещеры в 1994 году. 32.000 или 37.000 лет назад- около 19.000 лет назад. Полностью попадает в начальный этап палеолита. Перерыв в росписи (3.000 или от 6-7.000 лет). Протяженность 500 метров. Мы входим и попадаем в первый зал- Брюнель (все халы названы по именам исследовавших их археологов). В нем минимальное количество рисунков. Чем дальше от входа- тем больше изображений (и фигуративных и знаковых). Далее зал Hillaire. Сочетает в себе графику и рисунки, выполненные углём. Далее галерея. И входим в сокристие (большое панно).

    Возвращаемся к входу. Изображения медведей. Наиболее приоритетным становится изображение профильное. Ибо оно максимально информативное- передает вид, возраст, пол, состояние. Активное применение рельефа скалы. Умение владеть линией. Изображение- результат длительного процесса абстрактного мышления, прведшего к развитию навыка изображения. Рисунки располагаются на незначительной высоте от пола. Далее появляется главный персонаж пещеры Шове- львица. Более двухсот видов изображений и все они разные. Далее- типичный для всего искусства палеолита сюжет, предполагающий включение и фигуративного и знакового изображений (панно позитивных и негативных оттисков рук). Позитивные- мазать руку краской и прикладывать к сетне, негативный- с помощью аэрографии. Но по сути- это не искусство. Это трафарет. Принцип трафарета не способен вызвать абстрактное мышление. Руки редко используются в одиночном варианте. Чаще рядом с фигуративным изображением зверя. Это может быть связно с присвоением зверей, с обозначением территории. Рядом с пятипалыми есть и ладони с другим количеством пальцев. Запись жестовой азбуки. Оба способа (фигуративный и знаковый) записи информации неразрывно связаны. Принцип тавтологии. Или сакральной тавтологии. Умножает результативность действия. Панно красных шариков- важное свидетельство записи основ производственного цикла. Либо их рисуют, либо это следы охристых шариков, которые кидают в стену. Один из древнейших видов охоты- метание камней. Сочетание протом с охристыми шариками. Протомы- передняя часть животного. Опять сочетание фигуративного и знакового. Прием парциальности (часть и целое). Мы встречаем стирание рисунка с помощью результата охотнричьей деятельности (пресловутые шарики).

    Зал Hillaire. Включение в комплекс интерьера. Сталактиты и сталагмиты. Эффект компортимента. Не можем видеть цикл целиком. Идя от компортимента к компортименту, мы собираем отдельные «главы» в целый «текст». Сова в пещере H. Идем налево. С левой стороны сосредоточия- гравировки. Слева гравировки, справки рисунки углем. Панно большой гравированной лошади. Нет гарантий, что это одновременные изображения. Знаки присутствия. Знаки тяжело расшифровать. Летящие стрелы и копья часто показываются пунктирной линией. То есть показывается не сам предмет, а действие, которое он осуществляет. Изображение животного с двумя подбрюшьями связано с двумя состояниями: беременностью и отсутствием беременности. Не просто охота, а общие правила охоты. Научение магии исполнения, а не просто как убить зверя. Проблема восполнения мира. Двойственность определяет то, что важно для мифологического сознания- принцип биполярного (амбивалентного) понятия. Представление о полноте мира. Далее- бегущее стадо мамонтов. Когда мы видим бегущее стадо, мы видим первого, второго и последнего, в середине се сливается. Поэтому важно детально изобразить первого, второго и последнего. Первобытное искусство точно передает эмоцию, атмосферу действию. Композицию замыкает знак женского полового органа, способность зарождать новую жизнь. Тезис- убивая, занимаются проблемой возрождения. Цикличность в мире. Нельзя уничтожать больше, чем остается. Далее, направо- зона рисунков, выполненных углём. Первые рисунки пещерных животных. «Сражающиеся носороги». Здесь тоже мы сталкиваемся с разновременным циклом. Этот цикл мы можем разложить по крайней мере на 9 этапов. Сначала медведь оставляет следы когтей. Первые изображения (носороги сражаются и падающий носорог)- отдельные изображения. Мы видим небольшое пространство скального выступа. Это пространство делится на две части. Естественный рельеф. Разновременный цикл будет создаваться по принципу наращения разнообразных животных. Все животные переданы в определенном состоянии. Нет опор, ноги в разные стороны. Изображение загонной охоты. В нише начинают появляться первые «разведчицы». Пещера Шове дает нам детальный план загонной охоты хищников. Над ней изображения т.н. жертв, ничего особо не подозревающих. Хотя предчувствуют, шерсть вздыблена, расширены ноздри. Галерея Мегацерусов ведет к сокристию. Но перед галереей- панно северных оленей. Разница диалогов со зрителями.

    Галерея М.- длинное пространство. Видим падающего носорога, подающая самка мегацеруса. Ощущение постоянного напряжения. Мы попадаем в самое пекло охоты. Охота не заканчивается. Галерея выводит нас в Большое панно (сокристие). Заканчивается (начинается тоже)- свисающий сталактит, полностью разрисованный. Надо обойти его. Мы видим тура (быка), привставшего на задние копыта, выгнутая дугой спина, глаз, рога. Потом видим вторую ногу, но не связанную с быком, женское изображения, эти изображения превращаются в львицу. Это зона панно колдуна. Мифологема о союзе быка и женщины. Львица смотрит в сторону своих товарок, сидящих в засаде. Потом. Месиво бегущих зверей. Изображение носорога здесь выступает показательным. Не один, а несколько. Причем изображение динамично. Драма, что важно, разыгрывается только с точки зрения животных. Антропоморфных изображений нет. А вот пещера Леско дает нам уже другую картину миру. Львицы есть, но и они становятся объектом охоты. Охотится теперь человек. Не подглядывает, а принимает участие.

    Чуть позже, чем Шове, создается памятник Коске, открытый в 1991 году. Находится не так далеко от Шове. Вопрос о датировке этой пещеры не стоит. Но мы не можем рассматривать весь этот ансамбль целиком. Уровень реки поднимался, часть пещеры затоплена. С одной стороны, Коске дает нам повторение пройденного. Изображения руинированных рук. Новые персонажи- бескрылые гагары. Коске создается в остаточно благоприятную эпоху потепления. В основном сохранились гравировки. Влажный климат не способствовал сохранению рисунков. Пещера детских рисунков. Техника скрученной перспективы (морда в профиль, рога в три четверти). Некоторые виды копытных имеют близки абрис, и в профиль будут выглядеть они очень похоже, поэтому используется такая техника. Изображение мегацеруса (большерогого оленя)- детальное.

    Искусство прежде всего выполняет роль носителя информации. Качество исполнения для первобытного человека неважно. При этом Коске сохраняет то, что крайне важно для … искусства. Важно состояние зверя. Атмосфера подобия. Важно не просто нарисовать, а оживить то, что ты нарисовал. Если с точки зрения анализа образа важна деталь, то Коске ее покажет. Важно огромное количество разнообразных знаков. В большинстве случаев знаки повторяют, дублируют друг друга (производственной деятельности и т.д.). Гомогенность искусства верхнего палеолита (то есть, однородность, одинаковость). Близкие темы и похожие способы их реализации.

    Эпоха Солютре Мадлен. Пещера Ла(я)ско. Открыта летом 1940 года. 18.000 лет- около 10.000 лет назад. Для пещеры опасен приток современного воздуха и дыхания человека. На этой пещере отработаны методы консервации палеолитического искусства. Первое помещение- большой зал, он же зал быков или ротонда, далее осевой дивертикул (проход), в нем самые ранние рисунки. Возвращаемся, коридор, а после него- Пассаж, отличается отсутствием рисунков, они есть только в одной части Пассажа. В зале быков рисунки с левой стороны от входа. Поддается хотя бы приблизительной расшифровке. В зале быков основная тема, например, цикличность мира. В осевом дивертикуле- тема охоты. После Пассажа в нефе, апсиде мы встречаем рисунки, расшифровка которых не поддается одному простому тезису. В неф нас выводит кошачий лаз- чтобы пройти в последнее помещение, необходимо ползти. Кошачий лаз выводит нас в львиные залы. Вернемся в апсиду (с колодцем). Полукруглое помещение, отверстие и 6.5 метров вниз. Внизу нам явится загадочная сцена.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта