Искусство древнего мира. Искусство Палеолита
Скачать 276.88 Kb.
|
16.01.19. Пещера Ласко. Быки. Либо они первые, либо последние. Росписи этой пещеры пытались разделить на 4 этапа. Первый- это шагреневые лошади. Второй- это единорог из Ласко (хотя, у него два рога). Это может быть миксоморфное животное, либо ряженный. В этом рисунке мы снова сталкиваемся с биполярными понятиями. Реально существующее и фантастическое, потому что рядом с «единорогом»- настоящая, но безголовая лошадь. И безголовой она изображена сознательно. Это видно по контуру. Безголовая- это мертвая, присвоенная. «Единорог»- пузатый, значит, даёт жизнь. Опять: мертвое и дающее жизнь. В рамках темы лошади показаны разные виды. Принцип постоянного повторения- принцип сакральной тавтологии. Повторение одного и того же разными словами (изображениями). Ощущение неостановленности, вихрь, воронка, в которой вращаются реальные и нереальные, мертвые и способные рождать. Это цикличность, какой ее видит первобытный человек. Мир не статичен. Мы снова видим появление следов человеческой деятельности, которые появляются ближе к концу этого «цикла». Далее мы проходим в зону осевого дивертикула. Леско сохранила следы деревянных лесов, с помощью которых осуществлялась роспись (потолка). Итак, осевой дивертикул являет нам рисунки на плафоне. При входе мы видим «Большую корову с чёрной головой». Разница головы и тулова в контуре и цвете. В этом изображении открывается тема сакральной охоты (?). Далее мы видим протому мегацеруса. Его контур намечается в технике аэрографии. Следующая группа показывает вращение животных. Там показаны коровы и китайские лошади. Вращаются около кольев. Это конструктивная схема того, как устроить загонную охоту. Такой продольный разрез. Нагнетание атмосферы охоты, агонии. В осевом дивертикуле вкрапления изображений, связанных с эпохой Среднего Мадлена (апогея). Изображения животных в перспективе. Во-первых, осваивается техника простейших оттенков. Оптический оттенок- наложение цветов. Освоение фактурности, дающей конкретность и натуроподобие. Для того, чтобы фактурность появилась, в одном изображении применяют все виды нанесения красителя. Например, изображение китайской лошади- плотные копыта, грива и шерсть в технике аэрографии. Далее видим следующее: некоторые животные пытаются вырваться. Новый композиционный прием: пандан. Это два животных, смотрящих друг на друга. Это чаще всего одновременное изображение. Опять видим: присвоенное и способное рождать. Это изображение у обрыва. Теперь мы выходим из осевого дивертикула, для этого мы поворачиваем. Опять видим пандан. С козлами и силками. Следующая группа, которая нас интересует тоже разновременная. Это большая прыгающая корова и фриз маленьких лошадей. Что касается прыгающей коровы- это опять Средний Мадлен. Ибо показано не только пространство, но и движение, наиболее естественное состояние животного. Здесь есть передача не только внешнего натуроподобия, но и внутреннего. Корова падает в силки, а испод ее брюха выходит фриз маленьких лошадей. Эти лошадки действительно маленькие по сравнению с коровой. Несмотря на незначительность размера, все лошадки точно показаны в состоянии ожидания детенышей. Обращаем внимание и на технику исполнения. Первые выполнены в пальцевой технике, следующие- в аэрографии. Уменьшения размера и четкости изображения показывают, что эти лошадки далеко, они разбегаются, и их много. Рисунки осевого дивертикула подновляли и дописывали. Далее- пассаж. В нем рисунки расположены ближе к концу. Здесь рисунки красками и в технике гравировки. В начале нефа- панно оттисков. Несовпадение рисунков в гравировке и в краске. Встречаемся с активным применением рентгенографического рисунка. Неф дает нам много загадок. Чёрная корова. У нее два подбрюшья, огромное количество животных внутри. Корова стоит на т.н. «гербах». Это квадраты, поделенные на квадраты и закрашенные. Панно северных оленей. Некоторые отмечены охристыми шариками. Дальше мы проходим через неф, назад в сторону большого зала. Мы спускаемся. Видим «загадочную сцену» из пещеры Ласко. Активно используется рельеф скалы. Мы видим смертельно раненого зверя, но он не обездвижен. В состоянии крайней агрессии и результат- дохлый человечек. Пещера Альтамира. Начинаем от входа. Для этой пещеры характерно спорадическое скопление изображение. То они есть, то их нет. Картинная галерея Альтамиры. Первое что мы встречаем- гравированное изображение мегацеруса. Плафон картинной галереи расписывается в очень короткие сроки- 300-500 лет. Это редкость для монументальной росписи. Главными героями этой росписи являются бизоны, реже встречаются кабаны и лани, встречаются остатки старых рисунков. Бизоны одного вида, но показаны в разных состояниях, разного возраста и пола. Принцип биполярного состояния соблюден, но в рамках одного вида. Основной костяк росписи приходится на среднемадленский период. Выходим из картинной галереи и далее видим только отдельные изображения. «Макароны». Следующая зона- Зал Гойи. Рисунки выполнены только углём. Самое интересное- в дальних углах пещеры. Эти районы называются галерея хвоста лошади. Мы встречаем тектиформы. Предполагают, что они могли передавать конструкцию возможного жилища. Идя по этой узкой галерее, мы вступаем в контакт со следующими изображениями. Выступ скалы- морда (маска) лошади. Или выступ скалы, передающий антропоморфный образ. Капова пещера. На данный момент- единственный памятник, точно отнесенный к палеолиту, находящийся на территории России. Она относится к двухэтажным пещерам. Но это не ее уникальная особенность. Первое помещение- Зал Хаоса. Рисунки выполнены схематично и в основном охрой. В результате этого точные датировки пещеры появляются только сейчас. Мы встречаем очень редкое изображение верблюда. Оно было открыто в конце 2017 года. Важно отметить, что рядом с пещерой есть река, которая ведет к образованию кальцитовой корки. В итоге многие рисунки спрятаны под ней. Техникой снятия этой корки овладели только недавно. Датировка пещеры примерно 20-18 тыс. лет назад. Еще один комплекс- две пещеры, располагаемые рядом. Пещера Тюк Д’одубер и пещера Труа Фрер. Невозможно сказать, были ли они соединены в древности. Появление интересного персонажа: ноги человека, лапы, играет на монохорде, шкура бизона. Поднимаемся дальше. В отверстии видим непонятную картинку, нарисованную углём. Колдун Труа Фрер. Глубина процарапанной линии дает разный цвет. Ноги человеческий, ноги медвежьи, глаза совы, рога мегацеруса, хвост возможно волчий. Подобные изображения вводят в пространства зооморфного цикла специфическую ноту. В Тюк Додубер гравировки расположены на полу. Встречаются вылепленные из глины фигурки бизона. Скульптура эпохи Палеолита. В основном скульптура палеолита (мелкая пластика) будет сосредоточена в районе стоянок. В основном женские антропоморфные изображения. Венера из Леспюг. Условно все Венеры обозначены как Венеры палеолита. Все они миниатюрные. У всех общие признаки: сомкнутые ноги, часто без ступней, шарообразная голова, это дает замкнутость линии контура, форма овала, все пластичекие массы замкнуты внутри, они не могут выйти наружу, это подчеркивает положение рук, они принципиально меньше, сливаются с грудью или животом, жест не выделен, гипертрофия половых признаков. Жир, скапливающийся в животе и бердах, позволяет показать умение вскормить в голодные времена (жир преобразуется в молоко). Все эти качества повторяются из памятника в памятник. Самая большая на данный момент- Виллендорфская Венера (11 см), выполнена из песчаника. Статуэток из глины или камня мы знаем мало. Основной материал- кость и рог, бивень. Такой материал очень хрупкий. Бивень необходимо подготовить. Мы часто находим заготовки. Готовят так: моют в специальном солевом растворе, чтобы верхний слой не крошился. Еще один часто встречающийся признак- условность черт лица, ли их отсутствие. Надо отметить, что материал (типа песчаника) добывается далеко от стоянки. На территории России на стоянке Костенки тоже найдены антропоморфные изображения. Венера из бивня. Все те же признаки. Они называются типологические. Костенки нас интересуют с точки зрения долговременности стоянки. Еще один материал- мергель. Это очень плотной текстуры мел. В Костенках есть Венера из этого материала. В Костенках нам интересно увидеть, как менялись признаки этих статуэток. В Венере из мергеля меняется оформление. Появляется либо украшение, либо татуировка. Это попытка ранней идентификация. Татуировка или украшение свидетельствует о принадлежности к определенной культуре. Авдеевская стоянка и стоянка Гагарино. Они дают нам следующую картину: при наличии всех основных типологических признаков существует разница в гипертрофии половых признаков. Где-то меньше, где-то больше. Они также дают нам долговременные стоянки- дома для большесемейных коллективов. Основное место нахождения статуэток- у центрального очага и у лежанок. Разница в гипретрофии показывает, скорее всего, возраст. Еще один вариант- Зарайск, где близ Зарайского Кремля недавно была обнаружена стоянка. Еще одна- стоянка Хотылёво (Брянская область). Она принесла нам вариант, выполненный из мергеля. Еще- пластинка из мергеля, представляющая из себя эскиз или набросок, но сильно руинированный. Теперь обратим внимание на экземпляры, отходящие от канона. «Дама в капюшоне». На территории восточной Сибири- стоянка Мальта демонстрирует статуэтку женщины в мехе. Еще один вариант- это гермафродиты. С одной стороны- женщина, с другой- мужчина. Стоянка Майма дает нам изображение антропоморфа, но без четких половых принципов. Не так давно на территории Германии (стоянка Холлесфельд) был найден интересный вариант. Вместо головы- крючок. Рядом обнаружены статуэтки из Невшаль и Петтерсфельда. Они по размеру от 0.8 до 1.2 см. Выполнены из гагата. Это сильно спрессованный уголь в естественных условиях. Они выполнены совершенно по-другому. Голова львицы. А потом к ней нашли тело. Получилось существо с головой льва и телом мужчины- человеколев. Пока таких памятников мало. Зооморфная и орнитоморфная пластика. Часто стоянка дает нам смешанный по сюжету состав. В Зарайске- фигурка бизона. Натуроподобие, вид, возраст пол, состояние. Подчеркивается разница в понимании зверя и в понимании человека. Еще есть подвески (например, на территории стоянки Мальта). Подвески в виде водоплавающих птиц. То есть это новый вид мелкой пластики- система украшения и декора, часто связанная с погребением. Знаменитая лошадка из Сунгиря, сопровождающая погребение. Лошадка могла входить в систему декора костюма. Птичка из Холлефельса. Преобладание водоплавающих птиц в орнитоморфных изображениях. Кость темнеет при подготовке. Лев из Холлесфельса. Есть еще копьеметалки. Изображение такого предмета встречается в загадочной сцене из Леско. Итак, эти копьеметалки декорируют. Это могло выступать как маркер социального развития. Оформление чаще всего- лошадь в прыжке. Есть еще голова лошади. Важным является перенесение состояния на предмет. Наделение предмета метафорой того, что присуще изображенному зверю. Наделение метафорической функцией. Иногда, достаточно редко (и только с территории Германии)- статуэтки, выполненные из янтаря. Лось и лошадка. Итак. Превалирование антропоморфного комплекса, в его рамках следование определенной типологии. Господство схематических изображений. 90%- типичные женщины. Мужские- не более 4%, бисексуальные- остальные. Зооморфное представляется в самых различных вариациях. Есть еще мобильная графика. Выполняется одним мастером в несколько приемов. Гравировка предметов. Отсутствие повествовательности. В рамках этой графики есть и диски из кости из какой-то пещеры. Грот Лофте во Франции- лоси и лососи. Около 10 тыс. лет назад наступают кардинальное изменение всего. Всей окружающей действительности. Эпоха мезолита на начальных этапах не дает нам искусства. Есть орнаментированные гальки. Они выступают мостиком между палеолитом и мезолитом. 18.01.2019. Масдеазильские гальки на территории Франции. Мобильность, повторение тех знаков, которые мы рассматривали в пространстве монументального искусства- охристые шарики. Тектиформа. Фигуративное появляется на изломе палеолита. Восточный Левант- комплекс Вальторта. Мезолит. Господство схематических изображений. Изменение размеров изображений, они уменьшаются. Преобладание силуэтного изображения, контура. Силуэтное изображение видно издалека. Категорическое отсутствие оттенков. Переход к применению исключительно локальных цветов. Повествовательность. Попытка показать последовательность событий. Рассматривая отдельное, мы бы потеряли самое главное. Искусство мезолита приобретает качество плаката. Это качество определяется следующими причинами. В основном, искусство располагается на открытом воздухе. Зритель может видеть всё издалека. Искусство теперь располагается в районе речных бассейнов, основополагающих водных трасс. Главным действующим персонажем становится человек. В ряде памятников мы имеем возможность говорить о стилистических эволюциях. Четыре этапа стилистической эволюции. Она связана только с антропоморфным изображением. Первое- сведение человеческой фигуры в геометрическую. Такие памятники датируются концом палеолита-началом мезолита, либо серединой мезолита. Нас интересует пещера Аддора на территории Сицилии. Здесь мы фиксируем интересную сцену. Во-первых, преобладание антропоморфных персонажей. Во-вторых, первое, что подвергается схематизации- голова. Попытка передачи анатомического подобия. Аддора являет нам собой разные вариации движений. Разновременные циклы. Задача второго этапа упрощать то, что неважно. Гипертрофия- ноги сохраняют объем, но при этом тулово вытягивается. С точки зрения передачи движения важны плечевой пояс и руки. Гипертрофия рук, они несоразмерны. Далее, постепенное уничтожение объема. В основе постепенного уменьшения объема- усиление миграционных потоков. Уменьшается объем-уменьшается время. Искусства эпохи мезолита- знаковое изображение должно быть способно родить узнаваемый предмет. Условные знаки должны иметь универсальный характер. Рисунок теперь выступает как средство коммуникации между сообществами. Четвертый этап- это совершенное освобождение от объема. Просто линия. Это уже пиктограмма. Искусство мезолита дает два направления. В сторону рисунчатого письма и в сторону окончательного знакового искусства. Появление нового, тем не менее, не означает отказ от старого. Это приводит к проблеме определения временных маркеров. Вариант и инвариант. Для достаточно точного определения временных рамок. Инвариант- сохраненное, вариант- то, что появляется. Но что это, вариант? Особенность исполнения (коске, Шове), особенность времени, либо особенность культуры. Когда вариативное преобладает над инвариативным, перестает существовать единый мир первобытного искусства. Итак, искусство мезолита начинает рассказывать, а не показывать. Остается охота. Но появляются и сцены ритуальных действий. Например, танец. И танец будет передаваться по-разному. Узбекистан, грот Зараут-Сай. Располагается высоко в горах. Над ущельем Зараут-Камар. Ущелье ограничено горами. Экологическая ниша. В ущелье почти не заходят хищники. Это приводит к появлению молодняка. Помимо места выгодного для приплода, это место выгодное для загонной охоты. В гроте над ущельем на двух стенах выполнено изображение с помощью того размера, который типичен для мезолита (30-40см) на незначительном расстоянии от пола. Тема одна- охота, но показана в разных транскрипциях. Охота ритуальная и охота настоящая. В этих сценах также работает принцип силуэта. Сохраняются палеолитические приемы, например, сочетание фигуративного и знакового. Но появляются окружающие быка не пойми кто. Скорее всего это традиция ряженых, привлекающих животных с помощью магической силы. Еще один памятник- высокогорье Памира, грот Шахты. В этом гроте повторены те же сюжеты, которые мы только что видели. Кобыстан. Скопление горизонтальных плоскостей или плоскостей, лежащих в диагонали. Мы эти камни соединяем в единый текст. Кое-где есть и ритуальные камни. Этот Кобыстан используется очень долго. Выделить мезолитическое ядро очень трудно. Выбивка на камне. Это петроглифы. Это выбивка на определенном месте со следующими техниками. Техника контррельефа: может приниматься техника шлифования, пикетажа (не полируют, а наносят мелкий точечный рисунок). Может применяться гравировка. Здесь важна система естественного освещения. Подвижность рисунка, он меняется в течение суток и сезона. Но что-то должно быть неизменным. И часто им остается главный персонаж. Чаще антропоморфные фигуры, причем ранние. Взаимосвязь изображения с окружающим пространством. Кобыстан дает нам запись ритуальных действий. То есть это не только место охоты, но и место ритуальных действий. Памятники в районе горного Дагестана. Они имеют плохую сохранность, и они переписанные. Чинно-хитта. Чиварал-хварог. Памятники эти выполнены краской, поэтому плохо сохранились. Чаще всего подвергались присвоению другими. Нас интересует неолитическое и постнеолитическое искусство Севера. Локальные отличия. Рассматриваем по отдельным территориям. Северная Фенноскандия. Это северная Карелия, территория Белого моря, Онежского озера, Южная Скандинавия. Во многом это зависит от специфики тех процессов, которые мы еще не упоминали. Это зависимость от процесса этногенеза. Эта территория связана с финно-угорской языковой семьей. Эпоха неолита становится временем, в пространстве которого усиливаются процессы борьбы с миграционным потоком. А борются с помощью структурирования усвоенных знаний. До этого знания связаны с эмоциональным познанием. Появление первых самостоятельных мифосистем. В миграционном обществе закономерно возникает миф о появлении мира. Вернее, мифы. Космогонические мифы. А космогония не может существовать без космологии (объясняет, из чего состоит рожденный мир). Из космологических- астральные. Простейшая схема- трехчленная модель мира, причем пространственно-временная. Но иногда не трех, а двухчленная. Появляется представление об исходной точке мира, которая является некой точкой отсчета. Вода. Земля. Земная твердь-точка опоры. Время и пространство. Мировая ось. На эту ось нанизываются пространственные и временные зоны. Нижнее-среднее-верхнее. У оседлых народов это структурированнее. Низ-мир двойственный, средний-наш, верхний-понятно. Или по времени. Представление о герое, спасающим мир от перенаселения. Ибо мир полок как живых, так и мертвых. Он прорубает землю, чтоб души ушли. Нахождение памятников близ воды. Берега онежского озера. И т.д. Второе- расположение изображений на горизонтальных плоскостях. Петроглифы, выполненные в технике контррельефа. Техника контррельефа подразумевает выбивку на незначительную глубину. Маленький размер (30-40 см). Весь ансамбль можно рассмотреть только весной. Не используется краска, ее смоет. Самой своей системой функционирования петроглифы Фенноскандии связаны с весной. Особенность неолитического искусства. Появление персонажей, связанных с появлением мира. Для носителей финно-угорских языков огромную роль для рождения мира играет водоплавающая птица, выступающая как помощник бога. Это существо может преодолевать 3 стихии (вода, воздух, земля). Как мы помним, носители финно-угорских языков мигрировали в Северную Фенноскандию. Здесь в основном главными героями являются лось и белуха. В неолите изображают уже непросто непосредственный объект охоты (как в мезолите), а объект охоты в зависимости от сезона. На белуху можно охотиться летом, а на лосей нельзя. Зимой наоборот. С помощью этих персонажей можно показать календарный цикл. И этот цикл свидетельствует о структурализации общества. «Бесовы следки». Изображение водоплавающей птицы. Изображение делится на две части. Сложенные крылья, не все тулово, длинная шея. Так видят птицу, когда она плывет. Опять минимум выразительного, максимум содержательного. Далее- выдра. Еще сом. Они показывают разные зоны. Сом плывет внизу, выдра посередине и птица, преодолевающая разные пространства. Залабруга. В центре три огромные фигуры лосихи. Эти фигуры всегда видны. Они перекрываются изображениями лодок. Чаще всего лодка передается по принципу расчески- дуга- лодка и черточки- люди. Носы лодок оформлены в виде голов лося. В одном пространстве соединяются два цикла: охота осень-зима-весна и охота лето. Снегоступы, трасса, выложенная снегоступами, которая приводит к лодкам. Взаимосвязь замкнутая, цикличная, неразрывная. Разные по форме рогов животные. Это своего рода календарь. Уральские писаницы. Концентрируются на территории рек Тейжа, Тагил, Нейва. Изображения, выполненные краской- вертикальные скалы и необходимость того, чтобы эти изображения были видны издалека. Опять мы встречаем водоплавающую птицу, лосей, но возникает определенная особенность- специфические условия адаптации. Иные, требующие появления новых, важных персонажей в данной модели мира. И на Урале- это собака. Беременная лосиха, на спине которой странная конструкция. Лось и мамонт. Так мы видим, что учитывается время суток. И это опять лось. В светлое время он пасется, вечером он уходит в тайгу. Лось, похищающий солнце. А мамонт. Эти территории содержали большое количество костяков мамонтов. Лось, уходя на ночь в тайгу, уносит солнце в другой мир, превращаясь в мамонта. Лосемамонт. Репрезентует суточный цикл. В основном это контурные изображения. В пространство контура вбивалась краска. Неолит имеет дело с первыми протосвятилищами. Сакральные места, связанные с особыми расположениями и циклами. |