Искусство древнего мира. Искусство Палеолита
Скачать 276.88 Kb.
|
24.05.19 Изобразительное искусство эпохи Рамессидов Сохраняется форма парика, обращение внимания на украшения. Исчезает проработка отдельных деталей. Стремление к тому, чтобы вернуться к определенной лапидарности образа. Это выражается в попытке свести отдельное к нескольким повторяемым объемам. Стремление к геометризации и определенному упрощению. Встает желание выбирать некий приоритетный размер. Тяга к монументализации даже малых форм, гигантизм. Мастер вынужден сокращать количество деталей. Каменное подобие связанное с минимальной обработкой камня. Влияние двух слагаемых: сознательный возврат к старой программе и неизбежное заимствование, принятие хеттской традиции. Минимализация в проработке черт лица усиливается по сравнению с Древним царством. И это относится не только к портретам Рамзеса. Создание копий, не рождение чего-то нового. Разработка иконографических типов божеств. Что-то новое и специфическое будет представлено в области рельефов, которые оформляют пилоны храма. Рельеф теперь активно будет присутствовать в пространстве зрителя. Включение старых иконографических мотивов. Эти сцены начинают приобретать несколько иной нюанс. Впервые в египетской традиции эти рельефы будут применены для записи конкретного исторического события. Очень точная дифференциация технико-технологических приемов. Издалека мы видим одну сцену, которая высвечивается как эмблема. У нее глубокий контур, проработка объема, это дает увидеть сцену издалека и вблизи. В пространство контура вбивается цветная паста. Попытка показать повествовательную композицию. В остальном рельефе- неглубокий контур и приоритет линии. Вечно длящееся состояние триумфа. Жесткие штампы повторяемые из памятника в памятник. Выхолащивание творческого потенциала. Цивилизация Эгеиды. 3000-1800-е гг. – формирование предпосылок для первых цивилизаций. 12 в. до н.э. Цивилизация Крита, она же – Минойская. 3 очага культуры. Раннеминойский период (культура). Раннекикладская культура (жизнеспособная). Раннеэлладская. Раннекикладская культура. Не индоевропейцы. Списать лекцию эту у Насти!!! У Настюши!! Представление о главенстве женского божества. О споподчиненности женскому божеству мужского божества (второстепенность мужского божества). Мужское в виде человека-быка. Наличие трех ипостасей женского божества, явленных нам через изобразительное. Древесная богиня, владычица зверей, змеиная богиня. Миф, связанный с рождением Европы. Победа Тесея над Минотавром. Победа Аттики над влиянием Крита. Кикладская пластика. Параллельно на территории Пелопонеса развивается раннеэлладская культура. 2000/1900 г. -1700 гг. 1-2-е среднеминойские подпериоды. Период старых дворцов. Расцвет Крита, как центра Минойской цивилизации. Формирование ритуальных комплексов. Крупная природная катастрофа около 1700 г. Она стирает с Крита его крупнейшие центры. Она происходит на высоком уровне развития культуры, так что критяне справились. 3 подпериод как раз приходится на это время, время восстановления, так что он нас не интересует. Среднеминойский период. Период первого расцвета критской цивилизации. Кносс, Фест. Фест сначала был культурным гигемоном. Итак Крит достаточно быстро поднялся. Первый восстановился Кносс, теперь он ведущий на Крите. 1700-1450 гг. Первый и второй позднеминойские периоды. Период новых дворцов. 1450 г. Около острова Ферра (Санторини) происходит извержение подводного вулкана. Сильное землетрясение на Крите, на территории Кикладского архипелага. На Крите еще цунами. Плюс внутренний экономический кризис, указывающий на нежизнеспособность дворцов Усиливающееся проникновение ахейцев. Будет восстановлен Кносс, но как Ахейская провинция и в основном как ритуально-культовый центр. Крит прекращает сове существование. Но в период существования новых дворцов крит получает второй расцвет. Паросский мрамор. 260 гг до н.э. Миф о данаидах. Они убили своих мужей. Они бегут на территорию Пелопоннеса. Еще один миф о похищении Европы (финикийской царицы). Три сына Европы и Зевса будут участвовать в суде Аида. Финикийская экспансия. Мифы о походах Лидийских и Карийских царей. Социальное устройство микенского общества. Военная аристократия --- жречество Культура Крита – культура эмоционального женского сознания. Микенская дает другую ментальность. Трехчленная модель общества. Рациональное осмысление. Культура мужского сознания. Система трибожия. Три божества. Главное Посейдон. Эпиклезы. Зевс имеет женскую ипостась – Дейя. 1450 г. Пилос. Гла. Микены. Теринф. К 12 веку остатки Микенского населения либо покидают дворцово-храмовые центры, либо выселяются на территории сельских окраин. Дорийские нашествия. 27.05.19 3000/2800 гг. – 2000 гг. до н.э. Раннеминойский период (раннеэлладская и раннеминойская цивилизации, существуют параллельно, не пересекаются друг с другом). Архитектура. (на персональной страничке (?) выложена пдф книжки) на ПеРсОнАлЬнойййй старничКе*** Лерна II. Замкнутое пространство, огороженное крепостными стенами. В центре располагается дом черепиц. Четкий прямоугольный план, помещения нанизаны на одну ось. Тип бетхелани слагается несколько позднее на территории Малой Азии. Типичный вариант жилища на этой территории – среднеэлладский мегарон. Храм есть дом божества, а не место для богослужений, так среднеэлладский мегарон ляжет в основу храмовой архитектуры Греции. Основной материал – сырцовый кирпич. Дом черепиц скорее всего представлял собой многофункциональное строение (дом для народных собраний, культовые функции, резиденция вождя). Троя II. Ее раскопал Шлиман, соотнеся с Троей Микенского периода. Мощные крепостные стены, ограниченный вход в крепость. Тяга к замкнутому поселению. Центре наблюдается выделение отдельных участков, обнесенных стенами. Мегарон Трои II. Сырцовая постройка прямоугольная в плане с минимальным количеством помещений по одной оси, портик. Василики. Другой вариант. Асимметричный вариант постройки с выделением большого внутреннего двора, отсутствие крепостных стен. Изобразительное искусство этого периода будет в основном представлено на территории Киклад. Особо ничем не отличается от искусства ранних земледельцев. Не выявлено отличительных особенностей. Кикладская пластика. Выполнение из мрамора. Выход за приделы архипелага кикладской пластики – нет. I раннекикладский (3300-2800) – этап наивысшего расцвета кикладской пластики II раннекикладский этап (2800-2300) III – медленно и постепенно сходит на нет (2200-1800) В кикладской пластике наблюдаются зачатки пластического мышления. Но они ни к чему не приведут. Схематический тип антропоморфного образа. Тип Гротта-Пелос. В типе Гротта-Пелос появляется лаконизм, простота, попытка свести все к лаконичным геометрическим объемам. Преобладание женских статуэток. Выделение основных гендерных признаков. Определенная новизна трактовки: попытка очень точно определить из каких зон будет складываться антропоморфное изображение, желание показать пропорциональное соответствие. II раннекикладский период – появление наиболее четко проработанных изображений. Тип Лурос, Капсала и Спедос. Приоритет женских изображений. Эти вещи могут находиться и в земле и на открытом воздухе. Пытаются поставить их на землю, но они все равно стоят на цыпочках, подвисают в воздухе. Но они не стоят, а лежат – предположили в Швеции. Желание точно выделить зоны человеческого тела, свести эти объемы к простейшим геометрическим вариантам. Замкнутость линии контура, руки лежат под грудью. Половые признаки не активизированы, мотив лобкового треугольника, выступающего в качестве архитипического знака. Выделение объемом носа, иногда губы, но чаще глаза и губы рисуются. Это еще определенная система росписи. Тип Пластирас. Встречаются сознательно руинированные статуэтки. Причем она происходит в обряде погребения, обряд сознательного разбивания статуэтки. Культура Керос-Сирос: будет интересно появление так называемой неканонической линии. В основном это изображения арфистов, флейтистов. Середина- вторая четверть второго тысячелетия. Жанровые статуэтки. Это уникальный эксперимент. Снимаются с ракурса три четверти. Мы видим принципиальный отход от художественной традиции древневосточной пластики, а именно приоритета фронтальной точки зрения. Появляются по крайней мере 3 точки зрения на пластику. Изрезанность мрамора, появление сквозистого силуэта. Отсутствие монолитности форм. Важность и самодостаточность каждой точки зрения. Принципиальное присутствие разных ракурсов. Повествовательность пластики, заключающаяся в специфики передачи момента. И этот вариант ни к чему не привел. Отличие скульптурного и пластического: скульптурное – отсечение от блока лишнего, пластическое – лепка. У скульптурного диалог минимален. Пластического идет изнутри, она понимается моторно. Кикладские сковороды. Постоянный мотив спирали, который потом будет существовать как приоритетный в культуре Крита. Вазопись. Развита на Крите. Сосуды – шарообразные формы тулова. Отсутствие выделенности ручек и горлышка. Мотив треугольников, ромбов. Ничего интересного и самостоятельного. Далее происходит следующее. Исчезают регистры. Спонтанное расположение росписи. Эффект кадра, незаконченности, выхваченности. Это первая традиция. Вторая традиция (второй период) – традиция изготовления каменных сосудов (выточенные из камня). Простота формы. Выявление фактуры камня. Вотивные сосуды (Мохмос). Находятся в пещерах. Пещера – присутствие богини-матери. Но дело это дорогостоящее. Стиль Василики. В Западной традиции это называется «пятнистая керамика». Имитация фактуры камня за счет спонтанно расположенных цветовых пятен. Критский сосуд никогда не являет жесткую модель мира. Пытаются выводить геометрический орнамент. Иллюзия регистра. Но они разбалансированы. Ювелирное искусство, представлено кладом Приама. Указывает на Тесную связь Троады с Месопотамией. Период «старых дворцов» (2000/1900 – 1700 гг. до н.э.; 1, 2 подпериоды). Преемственность старых и новых дворцов. После катастрофы первым восстанавливается Кносс, затем Фест. Ассиметричный план, большие размеры. Приглашение мастеров с территории северной Сирии. Вписанность в пейзаж, ландшафтность. Дворец ориентирован по сторонам света. Рельеф включается в архитектурно-образную программу. Террасность. Разновысотность архитектуры. Отсутствие крепостных стен. Органическая вписанность рукотворного в окружающее пространство. «Рога посвящения». Лес, море, горные вершины. Дематериализация стены, обилие окон-лоджий. Вотивные фаянсовые модели с изображением домов из Кноссса. Дают представление о технико-технологических особенностях построек. Принцип поэтажной разброски тяжести. Каркасная система. Колонна тоже будет состоять из легких материалов. Колонная делается из деревянного ствола, обмазывается слоем штукка, раскрашивается. Диаметр основания меньше, чем диаметр капители. Такой тип колонны наиболее устойчив к тряске, ибо район сейсмоопасен. Принцип трех композиционно смысловых узлов. Это основные и важнейшие центры, связанные с проведением ритуально-культовых действий. Первый и скорее всего основной: открытый мощеный двор. Очень прочное мощение известняковыми плитами. Обряд тавромахии. Второй: западный район. Будет связывать городское поселение с дворцом. Ямы (кулурес). Огромные ямы, в которые будут скинуты остатки растений, принесенных в жертву животных. Обряд фесмофории (несение фесмы). Миф о Деметре и Персефоне. Третий узел: театральный район. Представляет собой поклонение женскому божеству, как хозяйке прекрасного. Фреска «Собиратель шафранов». Единственная на Кноссе, датирующаяся старыми дворцами. Это не юноша, а серо-голубые обезьянки, консорты женского божества. Святилища. Горное святилище, от него дорога во дворец, от дворца дорога поднимается в горы, третья точка – горное святилище. Квартал Мю в центре Малия. Генезис ритуально-культовых построек. Монументальная живопись почти не сохранилась. Идол из Пецофы. Вазопись. Стиль камарес. Сохраняется традиция: шарообразные сосуды. Отсутствие регистров. Очень маленькие ручки. Принципиально схематичное изображение. Но это не сухая схема. Тяга к показу жизнеспособности. Приоритетны морские мотивы и мотивы, связанные с показом диковинных растений. Водоросли, морские коньки, раковины. Отсутствие точной оси, симметричной композиции. Создание не статических, а динамических композиций. Главный не какой-то морской персонаж, а движение. Нет повтора одного и того же. Цветовая гамма. Вазы стиля камарес исключительно вотивные. Техника яичной скорлупы: тщательно подготовленное мелкодисперсное тесто, толщина стенок сосудов не более 3 мм. Принципиальное несовпадение формы и росписи. Спонтанность исполнения, причем сознательная. Ваза с цветком из Филакопи. Тоже стиль Камарес. Несимметричность листьев. Дается сформировавшаяся знаковая палитра. 2 курс Рез. = 2 теста и работа на семиках, доклад, который нужно выбрать к следующему занятию. Семики в музеях: 1 модуль – музей слепков Цветаева и 2 - ГМИИ. 03.09.19 XII век до н.э. Деление на Азию и Европу. Сложение государства нового типа после кризиса 12 века – полиса. Кризис 12 века – падает производительность труда и обороноспособность. Микенские крепости используются как кладбища. Медленно постепенно до 6 в. будут происходить проникновения через Балканы кочевников – носителей индоевропейских языков. Образуется вторично сельская община. С самого начала замкнута в очень маленьких территориях. Это вызвано количеством людей, которые могут обработать такую площадь (землю). Общинная собственность на землю, равенство лягут в основу полиса. Медленно постепенно формируется и то, что связано с полисом, то есть полисная ментальность, то, что лежит в основе культуры. Для полисной ментальности будет характерна предопределенность площади, дающая возможность организовывать мир. Классический полис – это обозримость (Афины и Спарта – это скорее нонсенс). Это та территория, где можно выстроить порядок. Космос рождается из хаоса, хаос – аморфное, темное, принципиально неструктурированное, космос – наоборот, но он рожден из хаоса. Появляется понятие эсхатологии, космос рожден хаосом и им же будет поглощен. Греки хотят отодвинуть этот момент. Полисная ментальность: представление о миропорядке, структурности (пропорция, мера, порядок; все должно быть вычисляемо). В результате рождается идеальная статуя, ваза, муза, стихосложение. Рождается героический эпос, деяния героя. Воспитание гражданина текстами, памятниками культуры. Искусство Греции не приемлет частный заказ – полис является основным заказчиком и он оценивает художника. Состязательность – движущая сила. Патриотизм + космополитизм. Происходил поиск рынков сбыта, рождение общества открытого типа. Два понятия (сопросима и ???) – два типа зависти: хороший и плохой. Полис объявляет конкурс. Система воспитания построенная на рождении человека гармонического. XI – 3 чет. VIII вв. – Темные века (геометрический стиль) – самый длительный период. Резкое падение качества жизни приводит к ухудшению материала: сырцово-деревянная архитектура. Падает качество обработки камня. Генезис греческого храма. Героон в Лефканди. Связан с героем. Большая площадь, прямоугольный вытянутый план. Греки применяют два вида завершения: апсидиальное и еще какое-то, лично у этого храма апсидиальное. Колоннада по периметру, крыша на колоннаде. Колоннада получает название перистас. Новый тип жилища – среднеэлладский мегарон. И Героон какое-то время был жилищем. В апсидиальной части следы культовой деятельности. Захоронение вождя. Формирование новых поселений – Смирна-2: Незначительный по размеру план; Появление двухскатной крыши (осадки); Храм есть дом божества, а не место для богослужения, поэтому строится по образу жилища человека. Богослужения проводились на сакральном участке. Святилище Аполлона в Фермоне (или в Фермосе), 9 век. (картиииинка). Два мегарона, первый – это общественная постройка, возможно совмещающая функцию жилища. В начале 8 века строится еще один мегарон, между ними разница, связанная с качеством выкладки. Спарта. Храм Артемиды в ??? 10-9 вв. План компактный, организованность пространства. 2 чет. – сер. 8 в. – конец геометрического периода. Комплекс в Плинии, храм А в Плинии: прямоугольный план, переработанный план финикийского храма. Помещения на одной оси (минимальное количество), оформление входа, фасадность. Терракотовые вотивные модели храмов – святилище Гее (Аргос, Терахоя): четкий компактный план, двухскатная крыша, прямоугольное или апсидиальное завершение, вынесенный вперед портик. Система декора предполагает следующее: использование геометрического орнамента, деление на вертикальные и горизонтальные элементы. Вазопись. Сохранится от геометрического периода в большом количестве (картииииинка с периодизацией). Субмикенские сосуды, 1 половина 11 в. до н.э. (картииинка). Характерно неприменение гончарного круга, использование предыдущих заготовок, роспись старых сосудов. Грубая лепка, некачественная роспись, делающаяся часто от руки. Простая роспись: горизонтальные полосы, основной вид орнамента – круг или полукруг (потом – меандр). Протогеометрический период, 2 половина 11 – 10 вв. до н.э. (картиииинка) Применение линейки и циркуля, поиск идеальной формы, пропорции, геометрика. Уникальное сочетание орнамента и пустот. Постепенное заполнение орнаментом всего сосуда. Раннегеометрические сосуды. Заполнение пространства, которое будет сочетаться с формой сосуда. Союз форм и декора. Единство: функция, форма, система росписи. Модернизация кругов орнамента, появление меандра. Выстроенность по принципу вертикали и горизонтали. Добавляется елочный орнамент. Мало тарной керамики. В основном погребальные памятники. Ручки в виде рогов быка или барана. Среднегеометрические сосуды (картииииинка). Отсутствие пустого места. Появление орнито- и зооморфных мотивов. Позднегеомтрические сосуды: 1 и 2 этап. 1 этап – зенит развития геометрической вазописи. Аттические мастерские. Дипилонские сосуды. Происходят с кладбища Дипилон, где похоронены представители аристократии, род Евпатридов. Представляют собой надгробные памятники. Около Дипилонских ворот. Два типа сосудов: амфоры и кратеры. Кратер это сосуд для смешивания вина. Две функции: чисто бытовая и культовая. Псиктер – для охлаждения вина, дионисийские сюжеты. Ойнохойя (трилистниковый венчик) – тройное горлышко для налития в три сосуда. Килик – сосуд с невысокими бортами, ножкой и ручками. Две зоны росписи как две зоны контакта. Канфар похож на килик, но значительное больший объем, который указывает на специфику тех культов, в которых он используется, сосуды для индивидуального потребления вина. Еще один тип сосудов – сосуды, связанные с водой. Это так называемые гидрии. Две ручки, одна перпендикулярно сосуду, другая – параллельно. Пресная вода как омовение, в результате эти сосуды посвящены божествам, еще как свадебный подарок. Вода наливается из гидрии в лутрофор – длинное вытянутое горлышко (40% от высоты сосуда). Это нужно чтоб не расплескать воду. Лебес – двухсоставный сосуд, в его состав входит длинная подставка и собственно сам сосуд. Сцены свадебных церемоний бракосочетания божества и человека. Это подарок на торжество. Лебесы и лутрофоры – самые дорогие и изысканные сосуды. Еще одна группа – туалетные сосуды. В них хранятся духи, благовония и украшения. Первые завезены из Египта (алабастроны). Небольшой размер. Арибалл. Лекиф. Пиксида. Эти сосуды тое участвуют в погребальном культе. В них приносят дары покойному. Самый распространенный сосуд – амфора, полифункциональный. Предполагает и сосуд для хранения сыпучих продуктов, масла, вина, и для транспортировки, и может быть пеплохранилищем или местом погребения младенца (или его костей) и надгробный памятник. Дипилонская амфора (каааартинка). Дипилонский мастер. Метр 62 высота. Надгробный памятник стоящий в открытом месте. Роль линии силуэта. Система пропорций, сведенная к золотому сечению (применение золотого сечения с идеей отсутствия навязчивой математики), гармония, которую чувствуешь но не можешь сразу просчитать. Яйцеобразное тулово сосуда. Тектоника. Ручки не нарушают линию силуэта. Сосуд – медиум между миром живых и мертвых. Правильно упорядоченное выстроенное построение. Тулово покрыто росписью. Роспись: деление на зоны, выделяют следующие: в основании, покрытую черным лаком, тонкие горизонтальные полосы, зона регистров. По мере приближения к зоне регистров орнамент меняется: ромб вытянутый по вертикали, это дает вертикальную направленность, толкающую к сюжетному фризу. Организация сосуда не только по вертикали но и по горизонтали. Сюжетная вставка. Метопный прием у сюжетной вставки, предыдущие регистры по фризообразному. А сцена – оплакивание (возможно вождя) (картииииинка). Принцип строгой зеркальной симметрии. Антропоморфная фигура составлена из простейших геометрических фигур – дать то, что будет лежать в основе пластического мышления, то есть некий скелет. Свести объемы к простейшим. Руки не выходят в пространство другого фриза, над головой, замкнутый жест. Эмоция для греков – вещь двойственная. Отсутствие пустоты благодаря орнаменту. Нерушимость мира и космоса. Пустиии домой зина, пустииии покурекать пусти домой зина. Пустииии пивка попить в стартующем будущем и поплакать. 2 геометрический период: введение сюжета (картиииииинка), попытка передать конкретный, а не абстрактный сюжет, нарратив. Без геометрии. |