Искусство древнего мира. Искусство Палеолита
Скачать 276.88 Kb.
|
05.02.19. Цивилизации Древнего Востока. Цивилизация Месопотамии и соседних с ней стран. Конец 4 тысячелетия по первое тысячелетие до н.э. Искусство Древнего Ирана. Искусство Ахеменидской державы. С 11 до 10 вв. до н.э. по 4 в. до н.э. Искусство Древнего Египта. Конец 4 тысячелетия – 30 год до н.э. Конец 4 тысячелетия – это формирования городских культур. Середина 6 тысячелетия до н.э. Это формирования ранних земледельческих цивилизаций. Тигр и Ефрат. Переход к стационарному образу жизни. Цивилизации формируются по гетерогенному принципу. Это отличает цивилизации Месопотамии от Египта. Одними из первых в середине 6 тыс. появляются носители шумерского языка. Шумеры идут с Иранского нагорья и спускаются вниз по Ефрату, основывая крупные поселения. Есть и вторая теория: прародина Шумеров на островах в Персидском заливе (современный Бахрейн). Чуть позднее с гор приходят носители семитских языков. Жители Месопотамии представлялись как сын или дочь такого-то божества. Они не делали акцент на этнической принадлежности. Носители бананового языка. Минимум три компонента лежат в основе генезиса шумерской цивилизации. Культура эта будет лишена противопоставления себя миру. Культура будет очень открыта контактам, будет впитывать в себя легко и легко отдавать. Все это из-за гетерогенности. Конец 4 тыс. – появление протогосударств. На нижнем Ефрате. Ирригационная система – один из факторов. Разветвленное русло нижнего Ефрата впадает в Персидский залив. Особенности устройства ирригационной системы на территории нижнего Ефрата. При впадении русло сильно заболочено. Единую ирригационную систему бесполезно. Система работает путем отдельных, отведенных от основного русла каналов. Вокруг каналов появляются зачатки будущих городов-государств. Каждый город независим друг от друга. Каждый сам по себе экономический и политический центр со своим собственным божеством. Все города с другой стороны говорят на одном языке. Единый образ мира. Определенная, достаточно близкая, модель мира. Отсутствие причин для культурной изоляции. Уже в 3 тыс. в Шумерской цивилизации складывается представление о том, что миром управляет совет богов. Но кто-то должен управлять советом. Появляется такое: выборность главного божества. Отсутствие жесткой структуры. Отсутствие стабильности. Первыми текстами становятся заговоры, тексты гаданий. Представления о судьбе. Судьба правит миром. Поэма «Начало начал» в начале 2 тыс. дает нам пример космогонических текстов. Мия- понятие многоаспектное. Главное – владеть мия и сохранять на своей территории. Представление не о богорожденности правителя, а о богоизбранности. Он получает власть, но рождается простым смертным. Большую роль играет выбор конкретного человека и временность. Эта процедура уже записывается в текстах. Процедура сакрального брака – через нее решается избранность. Инанна – божество плодородия. Она самостоятельна и она член совета богов. На ее руку претендуют два бога – скотоводства и земледелия. У нее есть сестра. Она выдана замуж за хозяина подземного мира. Будучи замужней, Инанна остается свободной. Основной центр для процедуры сакрального брака – город Урук. Эпос о Гильгамеше. Представление о земной славе. Система трансляции этической культуры. Практически не складывается идея о загробном воздаянии. В середине 3 тыс. появляется праздник предков. Царь. Идеальный образ правителя. Протописьменный период. Система записи основных текстов. Иллюстрация сначала ритуальных действ, а потом и деяний исторических личностей. С 2750 по 2340 (или 2410) – раннединастический Шумер. Делим его на две части. Начало и искусство около 2500 года. Расцвет самостоятельных городов-государств. Город Ур разбогатеет на морской торговле. Ур заинтересован в установлении единых торговых путей. Появление в 2500 предпосылок для становления единого государства. Правитель города – Эн или Энси. Происходят военные конфликты за новые земли. Около 2500 г. Огромную роль в культуре будет играть лугаль. Руководитель, причем выборный. Около 2500 г. Встречаем понятие лугаль-гигемон. Появление записей о деяниях конкретного правителя. Формирование культа правителя. Второй центр- более северный. Аккад. Соперничество двух центров. В середине 24 века побеждает Аккад. Создание первого на территории Месопотамии централизованного государства – Аккадское царство. Появляется текст автобиографии. Нильская долина. Заселение происходит медленно с середины 6 тыс. Разрозненные земледельческие поселения. Специфика Нила. Западная и восточная пустыня. Земли плодородной не имеется. Нил, поднимаясь, оставляет незначительный слой плодородной субстанции. Нил, проистекая с гор, разливается постепенно. Процессы создания единого централизованного государства – единая ирригационная система, которую нужно было держать в единых руках. Очистить весь Нил можно было только в режиме централизованного государства. Процесс объединения Верхнего и Нижнего Египта. Изоляция этой территории от других. К Средиземному морю Египет получает выход только с появлением Александрии, то есть после завоеваний А. Македонского. В начале 3 династии начинает записываться Мемфисский трактат. Специфика взаимоотношений между человеком и богом. Правитель воспринимается как богорожденный. Живая ипостась бога – сына Осириса. Представление о стабильности мира. Стабильность должна поддерживаться и сохраняться. Представление о симметрии мира. Культ заупокойного правителя. Идея загробного воздаяния. Земной отрезок короток, он как предтеча настоящей загробной жизни. Ассирический культ в конце 3 тыс. будет связан с каждым умершим. Главный герой культуры – это чиновник. Не бог и не фараон, который равен богу. От служения чиновника зависит благополучие мира. 3100-3000гг. – фиксируем канон в памятниках. Система трансляции знаний. Письменность в Шумере и Египте появляется почти одновременно. В Шумере прежде всего письменность – система записи счета, хозяйственного цикла. В Египте – запись слова Бога. Гомогенность и герметичность даёт консервативность египетской культуре. Появление ремесленника. В Египте будет существовать культовая архитектура, прежде всего мы выделяем погребальные памятники. Фиксируем уже во второй половине 4 тыс. Начало формирования культа правителя в Месопотамии. Это связано с появлением автобиографии. Мать моя храмовая жрица, а отца своего не знаю (потому что он бог). Это автобиография Саргона Аккадского. Снимается богоизбранность. Инанна (Иштар) назначилась покровительницей царского рода. Получается богорожденность. Уже внук Саргона не проходит процедуру сакрального брака, ведь он и так рожден равным богу. Рождаются представленя о культе правителя. Теперь аккадское искусство повествует нам о деяниях конкретного человека. Аккадское царство продержалось недолго. Нипурское жречество восстает против внука Саргона, ибо он не прошел процедуру сакрального брака. Он уничтожает нипурское святилище. Жрецы же его прокляли. И потом все как-то пошло плохо. Шумеро-Аккадское искусство. Или Неошумерское искусство. Это конец 3 тыс. В это время правление двух династий: вторая династия Лагаша и третья династия Ура. Появляется литературный жанр плача. Все умирают от голода, а Лагаш процветает. В результате новый виток представлений об идеальном правителе. Правитель- слуга божий. Идеологический канон в режиме массового искусства. Производится массовое и тиражное, жертвуется качество в угоду массовости. Со 2 тыс. разные художественные центры пытаются сохранить идеологический канон. 2 тыс. Искусство имперского стиля. Рождение государства нового типа – империя. Титульная нация в империи не имеет количественного перевеса. Угроза внутреннего сепаратизма. Единый экономический цикл. На востоке мы имеем 3 империи. Ново-Ассирийская. Рождение принципа унификации экономического цикла. Постоянное переселение народов. Дифференцированная система дани. Бюрократия. Система веротерпимости. В пространстве империи родятся мировые религии. Единый государственный язык. Это чаще не язык титульной нации. Просто на нем говорит большинство жителей империи. Имперский стиль. Подчинен решению одной важной задачи. Создается из разных художественных традиций, по принципу мозаики. За внешней узнаваемостью стоит новая содержательная программа, а именно идеологическая. Имперский миф. Миф о сделанной истории. Главные тексты культуры- рассказы о деяниях отдельного правителя. Точность деталей и абсолютная мифологичность на выходе. Еще две империи: Ново-Вавилонская (сакральный), Ахеменидский Иран (универсальный). А Ассирия – светский имперский стиль. Универсальный стиль Ирана – создать шаблонное массовое искусство, понятное всем. И чтобы его шаблоны были уместны в применении и к светским и к сакральным постройкам. 08.01.19. Имперский стиль, сформировавшийся в 1 тыс. 2 тыс. – время перехода от государств ранней древности к государствам поздней древности. На территории Европы формируются государства позднего типа, на Востоке – имперского. Условия для появления империй: ликвидация сельской общины (тут и законы Хаммурапи). До этого основным собственником земли была сельская община. Уничтожение необходимо для того, чтобы начать формировать характер в режиме царь-подданный. Также появляется рынок свободной рабочей силы. Первая территория, которая нас интересует, это Вавилоно-иламская территория. Возникает вариант еще одной кочевнической культуры – амореи. Их тактика – медленное постепенное оседание на территории крупных центров. Они прибрали политическую и экономическую власть. Из таких центров мы знаем три. И вот один из них – Вавилон. Там обосновалась очень крупная финансовая династия амореев. Хаммурапи вписался. Свои законы он посвятил уничтожению того, на чем держались прошлые династии. Ему ничего не осталась, кроме того, чтобы заимствовать искусство 3 тыс. Он заимствует этот канон, практически его не изменяя. И еще консервирует. Холодное сухое ремесло. В течение 1000 лет сохранится образ идеального правителя. Илам. Междуречье двух рек: Карум и Керхе. 3 тыс. Конфликты с Вавилоном за господство в Месопотамии. В результате в Иламе также начинают использовать идеологический канон. Повествует этот канон о человеке и власти, проблема идеального правителя. Территория Малой Азии и Свереной Сирии. Она дает нам уже что-то другое. Зона экспансии и пребывания 15.02.2019. Египет. Вторая половина 4 тыс. – середина 28 века до н.э. Отличие в специфике этногенеза. Гомогенная цивилизация. Но еще и замкнутая, в силу в том числе и географического расположения. Развивается исключительно за счет внутренних ресурсов. Особенности ирригационной системы. Необходимость симметрии. Симметрия – залог нерушимости и стабильности. Изначально для Египта характерно состояние стабильности, а не раздробленности. Отсчёт по династиям. Непрерывность развития дает нам еще и следующие качества. Присутствие в египетской культуре раз и навсегда установленных правил. Развитие искусства по большому счету связано с идеей загробного воздаяния. Середина – вторая половина 4 в. Начинаем получать погребения и вещи оттуда. Маленькая статуэтка – мужской идол. Материал: твердый камень. Жесткая дифференциация в применении материала. Сознательно в «жилых» постройках использовался некачественный материал (тростник, сырцовый кирпич). Это указывает на неважность таких построек в сфере египетских интересов. Западный берег – территория, где будут возникать некрополи. И они будут уже из качественных материалов. Восточный берег – для жизни. В результате всего этого для статуэток приоритетным становится камень, причем твердый. Либо известняк, либо алебастр. Создаются формы, подражающие камню. Нежелание проработать камни. Работа в рамках простых геометрических формах. Стремление достичь первообразца. Причем, лишенное декора. Ибо ничто не должно трогать первозданность формы. Применяется полировка. Она дает с самого начала выявить фактуру камня. Вводится такая характеристика: каменноподобие, окаменелость. Отсутствие каких-то ярко выраженных социальных признаков. Памятники пластики чаще всего связаны с гробницами царей и вельмож. С самого начала зритель сосредотачивается на фасадной точке. Проработана точка зрения. В дальнейшем египетские статуи в основном будут вообще пристенными. Надо отметить, что женские образы продолжают изготавливаться из глины, а мужские – уже из камня. Во второй половине 4 тыс. еще одно важное явление. Палетки из шифера. Шифер позволяет достичь лапидарной формы. Палетки – вещь принципиально полезные. Палетка необходима для того, чтобы растереть краску. Но с другой стороны, эти палетки не применимы в быту, с собой их не поносишь. Для быта – из твердых пород дерева. Форма – тоже не очень функциональна. Им придается форма животных. Это напоминает жителей нильских заводей. Первые культовые изображения возникают как раз в виде палеток. У краски – двойственный характер, такой же двойственный он и у палетки. Вечно беременная бегемотиха. Особенность этого животного – оно гигантское, но безобидное. Ассоциация: вечно поглощающее, но дающее жизнь. Или другая – раскатанная черепаха. Материалом подчеркнута плоскость. Черепаха – это вообще враг бога Ра. Раскатанная черепаха – победа над смертью и тьмой. Особенно популярно во второй половине 4 тыс. – церемониальные палетки. В отличие от палеток с животными, материал сохраняется. Плотный твердый камень. Это большой размер, от 30 до 60 см. Мы имеем дело с вещами-посвятителями. Не связаны напрямую с погребальным культом, но существуют в очень узком временном коридоре. Палетка городов. Она руинирована, но сохраняет части текста. Нижняя часть – животные. Верхняя – знаки отдельных городов. Заполненность фона, стремление избавиться от пустого пространства. Сродни сосуда богини Инаны, посыл пожелания плодородия. Палетка городов отмечает отдельность каждого отдельного регистра. Движение не по спирали, а по кругу Регистры самостоятельны, как самостоятельны и изолированы эпизоды. При самостоятельности существует и еще один прием. Постоянное повторение, приумножение подобного (как принцип сакральной тавтологии). В результате получается не рассказ, а только упоминание основных тем. Прием полифонии. Возобновление когда-то найденного сценария. Повторение осирической службы. Ибо этот ритуал дал результат – воскрешение. Специфика взаимоотношений между изображением и текстом. Заключается она в дублировании информациями разными способами. И изображение и текст всегда оба должны быть информативными. Еще один вариант – церемониальная палетка шакалов. До конца в ней остается круг. В круге вообще растирали краску, но церемониальные палетки часто не предназначены для этого. Четкая геральдическая традиция. Отсутствие повествовательности как таковой. Но скоро все меняется. Уже в районе 3100 года появляется памятник (в ходе процессов объединения), иллюстрирующий традицию. Это палетка Нармера. Имеет две стороны. Лицевая всегда там, где круг. При этом обе части поделены на регистры. Верхние части обеих сторон декорированы лостаточно однообразно. Наблюдаем принцип жесткой симметрии. Можно говорить о протоиероглфической письменности. Наверху изображение: в этом доме проживает Нармер. Дом фланкирован коровьими головами с человеческим лицом. Это богиня Хатхор, покровительница короля. А потом и загробной жизни. Она ответственна за провод души в зал Осириса. Завершение обеих часте идентичной. Лицевая сторона нижний регистр: подает нам событие, как уже состоявшееся. Бык, фараон, олицетворяемый в виде быка. Топчет врага, громит вражескую крепость. Уничтожение врагов. Второй регистр: фантастические существа, слившееся в единый круг, который пытаются растащить слуги, но тщетно. Следующий регистр: иллюзия некого конкретного действия. Создаются за счет движения вдоль плоскости. Повторение имени царя, несение штандартов побежденных городов, человек, указывающий на статус идущего впереди. Иллюзия рассказа прерывается изображением безголовых тел. Как будто они сложены в штабели и головы держат пятками. Эти штабеля не дают движению продолжаться, делая движение символическим. Это поле брани, усыпанное трупами побежденных. И победа будет вечная, о чем говорит протоиероглифика, о чем говорит ладья Ра. Все три регистра фиксируют одну и ту же тему: победа, триумф. Причем состоявшиеся постфактум. Оборотная сторона имеет два основных регистра. Нижний: пораженные противники, при этом каждый снабжен знаком города. Наблюдается незаконченность. Указание на то, что это всего лишь кадр какой-то истории. Большой регистр: выделение гигантской фигуры Нармера, в разных головных уборах. Замер, держа за волосы пораженного противника, замахнулся булавой. Опять указание на высокий статус: носитель сандалий. На папирусе восседает Хор – наследник. Царь есть живая ипостась Хора. У сокола руки человеческие, держащие голову врага. Опять дублирование всеми возможными способами. Изображение не есть иллюстрация, а точное повторение со своей спецификой текста письменного. Низкий и плоскостный рельеф. Низкий: объем не возвышается над плоскостью сильно. Плоскостный: избегание объема в деталях, их процарапывания. Постепенное сложение погребальных комплексов. Гробница царя Каа дает нам представление. В конце 4 тыс. во-первых с самого начала происходит дифференциация в погребальном культе. В додинастику в основном погребения царские. Представления об устройстве физического и ментального тела. Как устройство человека повлияет на погребальный культ. Человек состоит из физического тела, чья роль очень важна. Оно необходимо, чтоб человеческое тело проросло, как тело Осириса. Разработан обряд мумификации. Представление о КА. КА – это как бы двойник, который постоянно сопровождает человека при жизни. А после смерти он самостоятелен. Гробница становится домом КА. Египетская традиция будет изображать не покойника, а этого Ка. У Ка оболочка в виде статуи. Обряд отверзания очей и уст статуи. Кровью левой ноги жертвенного теленка. То есть уста и очи открываются. Ка вошло в статую. Статуя теперь может видеть и слышать. При этом Ка с одной стороны бестелесно. А с другой, сохраняющее ряд черт, присущих человеку. Например, оно нуждается в пище. Ка ест дважды в день. Не поевшее Ка опасно. И кормить его дважды в день обязательно. Эта обязанность старшего сына. А потом появляются города хранителей гробниц. Следующее важное понятие – Ба. Ба, это как душа. Оно бесплотно и не требует оболочки. Изображается чаще всего в виде бабочки в руках. При чем если это Ба царской особы, надо позаботиться о том, чтобы это Ба улетело наверх как можно скорее. Имя должно быть у каждого. Имя необходимо для того, чтобы быть представленным Осирису. Итак, гробница царя Каа. Такая же структура сохранится в эпохе раннего царства (3100-2800). Первый тип погребального сооружения предполагает полипогребальную постройку. Состоит из подземной части, во-первых. Содержит место для хранения останков (далее-мумии). Задача процедуры мумификации – обезвожить человеческие останки в течение 40 дней. Далее используются масла. Оборачивание льняными пеленами под чтение молитв. Каждый слой прокладывается определенными амулетами. Далее идут прилегающие камеры в подземной части. Они необходимы для хранения даров. Дары должны обеспечить безбедное существование в загробном мире. В некоторых гробницах замуровывается подземная часть. Наверху возводится наземная часть в виде сильно скошенной трапеции – мастаба (с арабского скамья). Этот первый тип погребального сооружения полифункционален. Наземная часть отвечает за культовые действие. Это типа храм, работающий дважды в день минимум (там происходит кормление ка, там проживает статуя). Чуть позднее она будет оформлена рельефами. Мастаба в додинастику и во время раннего царствования обслуживает и погребения царские и родственников царя. На базе мастабы в эпоху древнего царства появится пирамида. Внутри верхней части. Первые варианты заупокойных статуй. Статуя царя Хосе-Химуни. Первый тип – тронная или сидящая статуя. Царские статуи – это принципиально твердый и дорогой камень. Чиновничьи – мягкие материалы, дерево и базальт. Итак. Фигура сидит на кубообразном сидении (на стуле). Форма стула не акцентирована. Камень в пространстве между ног не вынимается. Единый монолитный блок камня. Ноги плотно слиты с пьедесталом. Ощущение едва выступающего из блока камня объема. Сидит в неудобной и напряженной позе. Ибо его тело повторяет стул. Напряженная посадка, момент максимальной сосредоточенности. Обнажение фактуры камня. Не человек, а каменная застывшая масса. Полировка – усилить фактуру камня. Полируя, вы выявляете фактуру камня. На статую смотрят в темной гробницы – полировка при условии освещения такого дает расплывчатый контур. Границы материала становятся неуловимыми. Напряженной посадке тела соответствует напряженная шея, оформление глаза и взгляд. Оформление глаза – может быть нарисовано или сделано с помощью инкрустации. Инкрустация активно используется в эпоху древнего царства. Здесь добиваются натуроподобия. На серебряную фольгу выкладывается алебастр, оникс, сверху полированная линза из горного хрусталя. Широко распахнутый зрачок. Но без гипертрофии. Фиксируется переход границы между мирами. И окаменение в этот момент. В пространстве раннего царства мы наблюдаем появление погребальных рельефов. Большая мастаба в некрополе Саккара. Она состоит из двух обязательных частей: подземной и наземной. Наземная часть увеличивается по площади и превалирует над подземной. Появляются комнаты для моления и т.д. Появляется настоящий храм памяти. Стремление к первоформе, как стремление к идеальной, космической форме. Необходимо применение системы облицовки. Сложение погребального рельефа. Панель в гробнице зодчего Хиси-Ра. Площадь гробницы зависит от многих условий. Во-первых, состоятельность. Второе- особенности грунта. Любая гробница должна выключать все обязательные наборы осирических сцен. Стены гробницы покрываются нильским илом. Похож на штукатурку. Далее – перенос эскизов на конкретную область стены с помощью пропорциональной сетки. Два вида рельефа: выпуклый (незначительно возвышающийся) и контррельеф. И последний этап – раскраска. Окончательная дематериализация объема. Раскраска давала самостоятельные локальные цвета без оттенков. Показ специфики освещения. Ложная дверь. К ней сходятся се рельефные композиции. Это дверь для Ка. Она должна быть оформлена по особым правилам. Оформление портала имеет огромную роль. Сцена над порталом является обязательной. Сцена покойного, сидящего за погребальным столом. Сам покойный при регалиях, показывается статус. Нужно видеть все, что лежит на столе. Видеть и перечислить. Погребальная жертва, состоит из определенного вида и количества мяса. Сорта хлеба. От питания Ка зависело благополучие Египта. Завершается сцена формулами. |