Главная страница

Искусство древнего мира. Искусство Палеолита


Скачать 276.88 Kb.
НазваниеИскусство Палеолита
АнкорИскусство древнего мира
Дата15.02.2021
Размер276.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIDM_lektsii.docx
ТипДокументы
#176526
страница10 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

29.10.19.

Эллинизм. Закладывает основы древнеримского искусства и выйдет в другие стили. Стояла задача собрать все воедино – культурный синкретизм. Македония формируется как новый центр. Он не доходит до полисной системы. Называет себя царством. Филипп 2 Македонский воспользовался ситуацией кризиса полисной системы, объявляет себя правителем всех эллинов. Появляется частный заказ. Приглашаются греческие мастера. Филипп отводит своему сыну Александру роль правителя всего мира. Проект идеального города – Александрия, коих около 30. Первая из них – Александрия Египетская.

Что предполагает Александрия. Первое – регулярная планировка. Тут то и пригодилась гипподамова система, которую Греция не любит. Этот порядок дает представление об организации среды. Специфическое применение ордерной системы. Оси задавал мерный ряд колонн. Ордер для Александра и есть этот порядок. Активное развитие получает стоя. Стоя – ордерное оформление улиц. Стоя пойкеле – место сбора философов (отсюда – стоицизм). Но стоя предполагает еще включение монументальной живописи, скульптуры и т.д. храмовая зона всегда вынесена на отдельную территорию. Центр города – музей и библиотека. Сосредоточение эллинской мудрости и эллинского искусства. Эллин в эпоху эллинизма – любой, кто проживает в этом городе, говорит на греческом, носит греческую одежду и исповедует определенную религию. Эллин – принадлежность новому миру. Эпоха эллинизма дает нам то, что мы зовем новым городом. Прочие типы городов. Прежде всего, торговые города. Разные центры по-разному воспринимали эллинскую традицию.

Новая роль ордера. Он становится тем средством, с помощью которого репрезентируется новая культура. Теряет основные пропорциональные соотношения. Становится большим и репрезентативным. Оказывает давление на человека. Подобную идею ордера возьмет Рим. Ордер выступает уже как декорация, а не как конструкция. Популярными становятся те ордера, которые будут давать идею репрезентативности. Это ионический и коринфский. Это не эпоха дорического ордера.

Приена на территории Малой Азии. Ансамбль Пергам. Династия Аттолидов. Центр города на высокой отвесной скале. Единого центра нет, состоит из культовых зон. Ансамбль алтаря Зевса в Пергаме и ансамбль святилища Афины. Постоянные набеги со стороны галлов. Аттолиды побеждают галлов. Строят своеобразный ответ Афинскому акрополю. Дорога поднимается в гору – подъем. Срежиссированные точки зрения. Вместо ступенек пандус. Физическое переживание пути. Напряжение как один из главных героев художественно-образной программы. При подходе к алтарю Зевса сакральный участок декорирован огромными колоннами ионического ордера – включается эмоциональное напряжение. Сам подход к алтарю Зевса – многочастная композиция при хорошо узнаваемой цитате. В основе – алтарь Зевса на Афинской Агоре. Алтарь располагался за колоннадой во внутреннем дворе. Фриз помещают вниз. Колоннаду – на подиум, декорированный скульптурой. Диспропорциональность между фризом и колоннадой. Лестница резко идущая вверх с очень высокими ступенями. С одной стороны, берется старая тема. Тема гигантомахии, рождение нового мира. Взяв старую тему, трактуют по-новому. Целиком и полностью эту тему мы считать не можем. Наблюдаем палитру вариаций от низкого рельефа до круглой скульптуры. Отсутствую границы между скульптурой и зрителем. Часто круглая скульптура вываливается в лестничный объем. Зритель становится непосредственным соучастником этих сцен. Эта битва построена следующим образом: в изображении нет проигравших и победивших. Показывается самый накал битвы. Искореженные тела в разных ракурсах. Физическое напряжение умножается эмоциональным. Эпизод Афина сражается с гигантами. В сторону зрителя повернуто искореженное болью лицо. Тут же из земли поднимается мать гиганта и молит Афину о пощаде. В результате мы воспринимаем это как энциклопедию ужасов войны. Разлагает метафору на отдельных участников. Нет катарсиса. Пергамский алтарь указует на постоянный страх эпохи эллинизма и человека этой эпохи. Открывается понятие личности. Попытка понять, что есть человек.

Любимая скульптура В.И. Ленина – Ника Самофракийская. Как эпоха эллинизма показывает победу. Памятник победе эллинов над галлами. Ника, стоя на носу корабля, трубит о победе. Пластически здесь показано другое. Выделяются мокрые одежды. Мы ощущаем их тяжесть. В них Ника пытается взлететь. Главный герой не победа – а физическое напряжение. Усталость нахождения в ситуации постоянной нестабильности а катаклизма. Уникальная пластическая метафора. Происходит максимальное напряжение в глазах зрителя. Продолжение того, что предлагал Скопас, заодно и завершение.

Есть и тема, продолжающая творчество Праксителя. Александрийская школа. Холодные скупые неэмоциональные статуи. В основу этой школы положен тип, которой предлагал Пракситель в Афродите Книдской. Любование холодным замкнутым в себе образом. Александр из Антиохии – Венера Милосская. Сюда же и Венера Таврическая.

Эллинизм ищет попытки пластических решений в тех областях, которые не интересовали классическую Греции. Это уловный детский портрет. Боэций, мальчик с гусем.

«Портреты» пожилых и социально низких людей. Торговки, пьяные старухи и т.д. Принципиально не классично. Дряблость тела. Идеал античной красоты парализуется. Эффект отторжения. Дряблое тело подчеркнуто рваной одеждой. Старое дряблое лицо, ввалившиеся глаза, открытый вдавленный ртом, всклоченные волосы.

Представление о профессиональном портрете. Появление двух героев. Один герой – идеальный, чаще всего это Диодох – последователи Александра Македонского. Для подчеркивания идеального брали статую Геракла, атлета, отрубали голову, подставляли головы Диодохов. Андеграундным героем становится философ. Он тренирует душу и мозг, а не тело. Явно представленная пластическая антитеза. Некрасивая физика тела, неопрятность, но с горящим взглядом. Портрет философа – не портрет конкретного человека. Не выходим за рамки метафоры и типологического портрета.

Фавн Барберини. Или спящий фавн. Показывает состояние сна как категорическое отсутствие покоя. Спит на узком камне, максимальное напряжение тела и духа.

Бельведерский торс. Это изображение сидящего на горе Геракла. Сидение не как отдых, а как максимальное напряжение мускулатуры. Эти вещи важны для дальнейших этапов.

Массовая продукция. Изготовление статуэток для интерьера. Донаторские статуэтки. Производит их центр Танагр. Лучший подарок девушке!

Итог – Лаокоон. Три мастера: Агесандр, Аполлодор, Афинодор. Тема греко-троянского эпоса. Главным героем выбирают троянского жреца Лаокоона. Здесь он с сыновьями пытается спастись. Метафора неизбежности судьбы. Сложная композиция. Агония отдельного человека. Четко прописанные роли у всех 3. Точно подобрана система обработки материала. Принципиальная разница в технике исполнения (шлифовка, полировка в большей или меньшей степени). Лаокоон не дает практически кругового обхода. Зритель каменеет в одной точке. Гладкое отполированное тело змея. Гладкость указывает на неизбежность судьбы. Змеи перетекает в различные фигуры. Гладкость умножает присутствие змея в каждом отдельном кусочке. А НЕ ПОДДЕЛКА ЛИ ЭТО ВЫПОЛНЕННАЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО? Бог знает…

Рим

Искусство этрусков и древних италиков. Генезис этрусков не понять. Выходцы с территории Малой Азии. С 9 века на территории Апеннинского полуострова – следы этрусков. Культура Вилланова – симбиоз пришлого и автохтонного населения. Культура нурагов (15-16 вв) – территория Сардинии: строительная техника этрусков, металлопластика перейдет к этрускам (ее цитировал, кстати, Джакометти). С 8 по 6 века – формирования этрусского двенадцатиградия. Достаточно рано этруски находятся среди носителей индоевропейских языков. С 7 века начинается колонизация греков. Особенности градостроительства и планировки.

Город Розелла. Находится на возвышенности. Дорога резко поднимается в гору. Нерегулярная планировка. Маленький компактный город. Крепостные стены. С середины 6 века планировка становится регулярной – город Марцаботто. Очень многое от планировка заимствует Рим. Регулярная планировка возникает в результате формирования собственной системы взаимоотношения мира людей и мира богов. Предугадывание воли божества и следование этой воле. Система магии и гадания. Крупные жреческие коллегии: гаруспики (гадание по внутренностям), гадатели по полету птиц, по молниям и т.д. Четкий прямоугольный план, опахиваемый на упряжи из черного и белого вола, 2 оси, с севера на юг и с запада на восток. Кардо и докумантус. На пересечении осей – мундос – большая яма, а которую сливают останки жертвенных животных. В основе – сакральный миропорядок.

Город Коза. Перестроен римлянами в 3 веке. На пересечении возникает форум.

Храмовая архитектура. Особенности организации сакрального участка связана с особенностями ритуально-культового действия. Теменос отгорожен. Четкий регулярный план. Большая площадь обоснована тем, что основные ритуалы происходят на территории теменоса. Точная осевая организация участка. На противоположном конце от входа замыкает ось храм. Пример – храмовый участок в Орвьето. Высокий подиум. Лестничный марш точно по оси. Храм замыкает теменос – отсутствие угловой постановки храма. Выступает только фасадом. Портик замыкает площадь теменоса. Маленький размер храма. Ибо храм – место хранения вотивных даров. Модели рук, ног, внутренних органов – они типа охраняют.

Основные типы этрусских храмов и особенности планировки. Святилище в Портаначчо близ Вей, храм Аполлона. Мощный подиум. Вход с одной стороны. Этруски знают греческую архитектуру. Заимствуют идею дорического периптера и перерабатывают ее. Площадь храма делится практически ровно на две части. Маленькое тело храма, огромный портик. Несоразмерное расстояние между колоннами, этруски как ориентализирующая цивилизация не восприняли идею греческого ордера. Трехцелловый храм, три самостоятельных помещения, стоящие рядышком, а не нанизанные на одну ось. Храм был связан с отправлением культа капитолийской триаде. Еще мы увидим одноцелловый храм с аллами. Храмы выполняются с применением сырцово-деревянной конструкции. Появляется тосканский то бишь этрусский ордер. Наличие базы, гладкоствольные колонны, сильное редуцирование антаблемента, исчезает триглифно-метопный фриз, отсутствие тимпана (коробка открыта), все выходы балок открыты, покрашены в разные цвета. Обилие скульптуры. Этруски редко заполняли фронтон композицией. Круглые скульптуры, ориентированные геральдической композицией. Фигурки сфинксов, леопардов и т.д. Скульптура размещается на коньке крыши, дезорганизуя греческий союз архитектуры и скульптуры. Подобная скульптура изготавливается из терракоты, она полая. Терракота не дает пластику. Не выходит из символического мышления.

Храм Юпитера Капитолийского. Переходный. Он этрусский. Рим его полностью заимствовал после того, как перестал быть этрусским центром.

Система оформления входа в город. Идея триумфальной арки. В стенах города делались специальные ворота – очищение входящего в город от кровопролития (связано с культовыми действиями при погребении знатного этруска). Проработка и системы входа, и внутреннего пространства.

Этруски дают первую систему акведуков и мостов.

Сложно разработанная система погребального культа. Образуются некрополи. Выстроены по образу и подобию жилища живых. По ним реконструируем этрусское жилище. Римляне берут этот концепт – древний италийский домус. Некрополь Бандидачча близ Черветери. Регулярная планировка. Система застройки, предполагающая наличие следующих типов погребальных сооружений. Первый тип – т.н. тумулусы. Тумулус – это каменный фундамент с искусственно насыпанным круглым в плане земляным холмом. Это чаще всего семейные склепы.

Следующий вариант. Гробницы либо высеченные либо сложенные из каменных блоков. Представляют как выглядели этрусские дома. Сохраняются все основные принципы планировки этрусского дома, описанные Витрувием.

Тумулус предполагает ту же систему планировки, что и прямоугольная гробница.

Гробница Риголино Галасси (либо по имении первооткрывателя, либо по сюжету – традиция названия гробниц). Наличие точной осевой планировки. Боковые ответвления – аллы. Аллы выступают в качестве мест, где хранятся урны с пеплом (обряд трупосожжения).

Вестибюль. Коридор, ведущий в основную часть (атриум). Атриум – открытое пространство для вентиляции дома, отверстие в крыше, под отверстием – бассейн для сбора воды (система имплювия и комплювия). На основной оси – таблиниум. В этрусской традиции это столовая. В римской традиции он станет кабинетом.

Гробница раскрашенных рельефов. Эффект перегруженности пространства.

6 век. Важнейший центр Кьюзи. Рождается традиция фигуративного оформления крышек каноп. Канопы – сосуды для хранения пепла. Приобретают схематические антропоморфные изображения. Средний возраст, определенный набор правил. Антропоморфность не только крышки, но и тулова канопы. Могут быть руки (канопа из Сартеано). Не выходят за рамки жесткой типологиии. Существует вариант из Кьюзи с головами дракона + оформление крышки канопы с эффектом накладной металлической маски. Возможно это указывает на появление терракотовых масок, из которых вылился римский скульптурный портрет.

Черветери дает традицию терракотовых саркофагов. Тоже 6 век. Сочетает максимально условное и максимально конкретное. Условность лиц. Ни о какой портретности речь не идет. Выписываются детали этнического костюма. Конкретное – в передаче пальцев рук, ногтевых пластин. Впечатление магического веризма в передаче отдельных частей тела в сочетании со схематичностью черт лица. Потом появляется декоративное оформление подножек. Эти парные изображения что-то протягивают, чаще блюдца с яйцом. Встреча покойного с Лаи (дух домашнего очага), которых изображается в виде противоположного пола.

В пространстве 5-4 века мы наблюдаем создание однотипной традиции оформления саркофагов. Уменьшение размера до незначительного. Изображение чаще всего одного пирующего. Грецизирующая линия. Дает идеальное изоюраение молодого юноши.

3-2 век. Появляется отсутствие какой-либо идеализации, передача как можно более конкретных черт. И в передаче тела. Связь пластического не с метафорой, а с конкретным. Лицо – их исполняют на базе конкретных масок. Усиливает магический веризм еще и раскраска. Терракотовые маски снимаются с лица покойного. Бывают прецеденты несоразмерности тулова и лица. Традиция стандартных саркофагов: конкретная терракотовая маска, обозначить конкретность конституции. С одной стороны цвет локальный (гробница ларции сейянти). Рождается интерес к конкретной детали (бородавка, морщины и т.п.). Интерес к конкретной модели. Это еще один кирпичик в фундамент римского портрета.

Портрет Юлия Брута. Мастер – этрусский.

01.11.19

Пожидаева Анна Владимировна.

Что составляет римскую архитектуру. Италийский опыт, этрусский опыт, прививка греческой культуры, проведенная дважды (соседство с Грецией и ее присоединение), римская архитектурная революция: изобретение римского бетона, появление арочно-сводчатых конструкций еще даже в этрусских городах (рубеж 3-2 веков до н.э.). В римском бетоне используется песок вулканический вместо обычного. На базе этих двух революционных моментов уже в эпоху Витрувия формируются основные римские постройки.

Вслед за Витрувием мы делим постройки на 4 части. Первая – общественные постройки: форумы, храмы, базилики, театры и т.д. Вторая – мемориальные: все виды гробницы и все виды триумфальных построек. Третья – жилые постройки: домусы, инсулы, виллы. Четвертая: инженерные постройки: стены, дороги, водопроводы, мосты.

Трактат Витрувия использовался в Европе уже с 12 века. Первый перевод полный итальянский относится к 1560-м гг. Это перевод, сделанный Палладио и Барбарро. После этого Витрувий расходится по всей Европе. На русский первый перевод был предпринят при Петре, потом Баженовым.

Итак, ключевым моментом в истории римского архитектуры было изобретение римского бетона. Техника бутовой кладки с облицовкой из кирпича, в лучшем случае, травертина (темно-серый, темно-желтый). Мрамор сначала привозной, только при Августе открывают его местное месторождение. При Августе первые случаи мраморной облицовки, колонны из местного мрамора. Бутовая кладка, монолитно-оболочная конструкция: деревянная оппалубка, внутрь которой закидывается щебень, заливается бетон, в толщу стены утапливают блоки облицовки. Самый встречающийся тип кладки – ретикулат. В толщу бетона втапливаются пирамидки основаниями наружу. От этого на поверхности стены появляется правильная сеточка. Ретикулат можно снабжать кирпичными перевязками, получается опус микстум. Спекатум – полностью кирпич поверх ретикулата. Самая дорогая – техника опус септиле, резная.

Появление арочно-сводчатых конструкций. Пяты арки – шаг или пролет – замковый камень. Истинная или клинчатая арка. Наряду с этим римская традиция будет оперировать двумя видами сводов: цилиндрический и крестовый (из 4 распалубков). Цилиндрический опирается на две стены. Распалубок опирается на арку, лоток на стены. Для перекрытия замкнутого легче использовать лотковый свод (монастырский). Еще один способ перекрытия: купол на круглом основании. Первый купол не на цилиндре, а на 4 опорах с переходом с помощью парусов – Византия, св. София.

Римская культура: мультиконфессиональная, пиетет личности, главный жанр – история и биография, портрет и исторический рельеф. В архитектуре в 170-е гг. впервые появляются арки (складские конструкции). Затем – использование в мостах. Инициатива Эмилиев.

Соотношение ордера и новых типов архитектурных конструкций (арка, свод, купол). Появление тосканского ордера. В позднюю республику и в весь имперский период – попытка соединить коринфский и ионический ордер. Формирование итало-коринфского ордера. Затем – композитного или составного. Формируется понятие римской архитектурной ячейки. Ордер из конструктивной детали уходит в облицовку. Тот вид облицовки, который задает пропорциональную сетку, делая архитектуру сомасштабной человеку. Ордер это и мерило пропорций и мерило нашего тектонического восприятия. Римский табуларий – появляется способ облицоыки стены из аркады выведенной в пространство, каждая арка фланкируется ордерными элементами (пилястры, полуколонны и т.д.). Это повторится в Колизее. Второй тип – ячйка не наложенная, а свободностоящая. Колонна, несущая арку. Впервые – в искусстве поздней империи. Дворец иоклетиана в Сплите (290 гг.). Начиная с 4 века мы видим новый архитектурный элемент, который принимает две пяты арки – это импост.

Периодизация Рима. Царский период – республиканский – имперский.

Царский период с апреля 753 г. по 509 г. до н.э. В царский период нет доступных нам построек. Этрусские постройки.

Республиканский период. Сер. 3 в. – 27 г. до н.э. – зрелая и поздняя республика. К поздней относится трактат Витрувия. 4 стиля помпейской живописи: отношение стены и изображения.

Период империи. 27 до н.э. – 476 гг. н.э. Пакс романа (римский мир). Поздняя фаза империи – кризисная. С 230х гг. официальное римское искусство соседствует с раннехристианским. Границы искусства рима и средних веков накладываются друг на друга. Языческие постройки – до конца 4 века.

Из чего складывается система римской архитектуры. В основе римского дома лежит понятие домуса, дома с атриумом. Хижина с отверстием в перекрытии, с очагом в центре. В центре римского атриумного дома находится атриум с имплювием и комплювием. По сторонам от имплювия – кубикулы – спальни или усыпальницы. Выведены внутрь в пространство двора-атриума отверстиями, которые защищаются только занавесками. Очаг куда-то исчез. Ниши для домашних богов (лорарии). Атриумы бывают нескольких типов. Самый простой – этрусский или тосканский, он без опор. Самый распространенный – четырехколонный. Еще есть водоотводный. И так называемый коринфский, многоколонный. Вход в дом оформляется при помощи украшенных косяков, выложенного мозаикой вестибюля. Далее по основной оси нас ждет таблинум (от слова табула) – рабочий кабинет хозяина, где находятся документы, принимаются посетители. На границе таблинума и атриума ставится столик (картибул). Тыльный вход и маленький садик – постикум.

Со 2 века появляется новый тип дома. Там комбинируется атриум и перистиль. Может быть нимфей, имитация пещеры нимф. Это про право домашней воды.

Существует два типа жилищ загородных. Вилла пригородная и вилла сельская. Первая – атриумно-перистильная. Вторая – главное – гигантский двор. По ней строятся возрожденческие виллы.

Жилище городское. Многоквартирный дом – инсула. Как правило из непрочных материалов. Будущее – первые палаццо.

Что же такое римский город. Тип радиально-кольцевой планировке (вот Москва такая). Второй тип – город основанный в одночасье. К первому типу относится Рим. 2 тип – план военного лагеря. Делится двумя осями на равные квадраты. Город в миниатюре. Этрусская культура мощения города. Гравиевая подушка для впитывания излишков влаги. Красная линия улицы с тротуарами.

Площади. Форумы. Начался с середины 8 века – границы, проведенная плугом Ромулом и Ремом. «квадратный рим». Храм Юпитера Капитолийского и крепость рядом. Храм Весты. Напротив – жилище жреца Юпитера. Виа сакра – соединяет жилище понтифика и юпитерский храм. На нее навязаны здания: храм диоскуров, Весты, две базилики, потом еще одна. Система триумфальных арок: увековечивание значимых событий. Курия – место заседания Сената. Республиканский форум - площадь с несколькими храмами. Бычий форум. Овощной форум. Форум в виде замкнутого двора в торце которого стоит храм Юпитера, например, в Помпеях.

Цезарь: Курилия Юлия и публичные уборные; храм Венеры родительницы.

Форум Августа. Это настоящий политический заказ. Август покупает участок земли, примыкающий к форуму Цезаря. Идея преемственности и возмездия. К 29 году закладывает форум. В торце ставит храм Марса Мстителя. На месте сожжения тела Цезаря – храм Юлия. Конная статуя. В экседрах статуи от Энея до Юлия. Сложный архитектурно ансамбль. До нас дошел подиум храма Марса. С виду похож на периптер.

Последний из форумов и самый сложный строится до 113 года, потом с достройкой после 117 года. Форум Траяна. Ансамбль площадей, подчиняющийся определенной программе. Траян при жизни получает титул Оптимус (наилучший). Аполлодор Дамасский. Система дворов. Первый двор – статуя императора в двойном масштабе. Из боковых портиков – проход на рынки – двух или трехэтажные галереи. Базилика ульпия. Две библиотеки латинская и греческая (воспитание души). Колонна Траяна. Покровитель наук и искусств и триумфатор. На этот прижизненные постройки заканчиваются. После смерти Траяна Адриан достраивает последний полукруглый двор с храмом божественного Траяна. Идея программной архитектуры набирает обороты.

Типы храмов. Местная этрусская версия перипторального сооружения – храм тосканского типа. Есть глубокий портик и боковые колоннады, цела квадратная, нет стереобата (подиум). Ордер другой, большие интерколумнии. Старейшая постройка – святилище фортуны перворожденной. Ансамбль делится на две части. Святилище Геркулеса в Тиволи: нижняя базилика, небольшой театрон и храм на высоком подиуме.

Три версии периптера, внешние алтари, круглые храмы. Италийский периптер – сплюснутая цела, тяготеющая к квадрату, а не к прямоугольнику. Синепостико – без заднего фасада.

Псевдопериптер. Храм Фортуны Верилис. Колоннада не свободностоящая. Цела фланкирована полуколоннами. Пропорции не такие как в Греции. Цела шире и короче.

Квадратный дом в Ниме.

Внешние алтари. Храм божественного Юлия на Форуме.

Круглые храмы. Храм Весты. Круглая форма ассоциировалась с оградой из ивовых прутьев и шалашом над ней. Версия греческого толоса. На подиуме с одним крыльцом. Храм геркулеса аливариуса на бычьем форуме. Конической формы перекрытие. Не имеет стереобата. Имеет полукруглое крыльцо отмечающее продольную ось даже в центрической постройке. Реконструировать форму кровли можно по изображениям на монетах.

Пантеон. Это типа почетное прозвище. Что это до сих пор неопнятно. Строится в правление адриана. Строится аполлодором дамасским. Строится на месте какой то тоже круглой постройки. Компромисс между круглым храмом и обязательной осью. К трехрядному портику из коринфских колонн пристраивается дворик темплюм. На месте триумфальной арки находится щас фонтан. Пантеон стал церковью очень рано в 600 каком то году. Это самый масштабный из куполов 43 м в диаметре. Конструкция базируется на стене круглой прорезанной двумя видами ниш. Три точки зрения. Вид сверху с окрестных холмов, вид с площади и интерьер. Этот храм рассчитан прежде всего на пребывание внутри него
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта