Главная страница

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С. Использование кейсметода на уроках технологии в соответствии с фгос


Скачать 1.44 Mb.
НазваниеИспользование кейсметода на уроках технологии в соответствии с фгос
Дата14.10.2022
Размер1.44 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С .doc
ТипУрок
#734265
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Раздел «Интерьер жилого дома, уход за одеждой»

Кейс «Лоскутное шитье». 5 класс

Ситуация.


Недавно я услышала спор двух подруг, который может быть кратко озвучен так: "Обрезки – мусор или богатство?" Одна из девушек говорила о том, что она все небольшие остатки тканей выбрасывает, так как лоскуты ни к чему не пригодны, все время мешают дома, являются ненужным хламом. Большие можно ис- пользовать как ветошь для наведения уборки, а куда девать ма- ленькие красивые кусочки? Она устала перекладывать их из угла в угол. Все шкафы ими забиты, и она не знает, что с ними де- лать. Другая подруга утверждала, что у каждой рачительной хо- зяйки найдется применение любому лоскутку. Из обрезков и лос- кутов можно сделать много симпатичных вещичек.

Задания:


  1. Какой выход из ситуации можно предложить первой девушке?

  2. Предложите свои варианты применения лоскутков.

  3. Какие композиции можно составить из лоскутов, какие из- делия можно из них сшить, давая лоскутам новую жизнь.

  4. Разработайте собственное изделие из лоскутков.

  5. Представьте его эскиз, выполненный в определенной тех- нике.

Дополнительная информация


Лоскутное шитье как вид женского рукоделия присутствует во всех странах мира с давних времен, с тех пор, как появилась ткань. Но и до появления ткани из остатков меха и кожи умелые женские руки создавали и одежду, и немудреные одеяла.

Замечено, что одинаковые техники любимы у совершенно разных народов, живущих по разные стороны нашей земли. Так, техника “колодец” или “бревенчатый дом” встречается практиче-

ски по всей Европе. В Америке “семинольское” шитье индейцев очень схоже с лоскутной отделкой костюма северных губерний Рос- сии, а “гавайский квилт” порази- тельно напоминает киргизские лоскутные изделия, сделанные из войлока. У каждого народа своя история появления и развития лоскутного шитья.

Россия до 17 века была домо- тканой. Долгие холодные зимы оставляли много времени для ру- коделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станком или пяльцами. Сырьем для приготов-

ления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины ткали полотна. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от стар- шего поколения младшим.

Старая одежда не выбрасывалась, а подолгу лежала в сунду- ках и ларях. У многих народов мира существовало уважительное отношение к старым вещам, хранящим согласно преданиям час- тички души человека. На Руси старой одеждой одаривали нищих в праздники, надеясь, что они – божьи люди, посредники – осу- ществляют связь между мирами и помогают замолить грехи. И до сих пор сшивание лоскутов, оставшихся от старой одежды, имеет символическое значение. Собирая воедино кусочки ткани, художник тем самым продлевает им жизнь, создает нечто новое, ценное, обладающее сильным эмоциональным воздействием.

В России самодельные ткани использовались для убранства в основном крестьянами, а во второй половине 19 века и горо- жанами. Но с конца 18 века и особенно в 19 веке благодаря раз- витию машинного производства в России все больше начали входить в домашний обиход хлопчатобумажные пестрые недо- рогие ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75–80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки остав- шимися лоскутами стали удлинять детскую одежду, украшать подолы женских рубах, рукавов, оплечья. Самые мелкие лоску- тики и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались

в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лос- кутного шитья и его символ – лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, создан- ный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило кра- соту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски. Не случайно оно обязательно входило в приданое невесты, и для новорожденного всегда шили одеяла из лоскутов.

Можно без увеличения сказать, что лоскутные одеяла помог- ли выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, со- гревали “разноцветьем” воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались лишь бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники – энтузиасты, влюбленные в тек- стиль и народное творчество.

В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с этим проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили вни- мание на русский текстиль и стали изучать его как вид искусства. Но к концу двадцатого столетия искусство лоскутного шитья поднялось в России на небывалую высоту. Создалось множест- во клубов, творческих мастерских и студий, появилось множест- во талантливых мастеров со своим творческим почерком, кото- рые с достоинством представляют Россию на престижных евро- пейских фестивалях. В декабре 2004 года создана “Ассоциация русских мастеров лоскутного шитья”. Главная задача ассоциа- ции – развивать лоскутное творчество, знакомить с ним зару- бежных любителей прикладного искусства, вдохнуть жизнь в за- бытые русские традиции и быть достойными продолжателями ремесла наших предков.

Виды лоскутного шитья:

    1. Техника «Быстрые квадра- ты». Очень удобная техника для начинающих. Этим способом изго- тавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), нарезан- ные из заранее сшитых полос ткани. В данной технике изготовить боль- шое покрывало можно за считанные часы.




2. Техника «Акварель». Доста- точно популярная техника, в которой тоже используются квадраты. Ино- гда квадраты сшиваются в блоки, из которых изготавливается полотно. Главное условие удачного изделия

– правильно подобранная цветовая гамма.


3. Техника «Полоска к полоске». Лоскутное шитье с использованием разноцветных полос ткани. Собирая рисунок из полос, их расположение и сочетание можно варьировать как угодно. Таким образом можно легко сшить озорной коврик или большое лоскутное покрывало в виде уложен- ных паркетных дощечек: лесенкой, зигзагом, ромбиками или уголками. В результате из полос получают узо- ры «Паркет», «Елочка» и «Колодец».

4. Техника «Бревенчатая изба». Еще один способ шитья из полос. В этой технике полосы собирают во- круг центрального квадрата, укла- дывая их по спирали. Один из вари- антов данной техники – смещение квадрата в угол. А для четкости узо- ра рисунок собирают из парных од- ноцветных полос.

5. Техника «Волшебные тре- угольники». Треугольники – один самых распространенных элементов в лоскутном шитье. Этой фигуре приписывали магическую силу. Тре- угольники еще и очень удобны в ра- боте. Из них составляют и простые

квадраты, и сложные звезды. Чаще всего в лоскутном шитье используют




прямоугольные равнобедренные треугольники. Сшивая их по длин- ной стороне, получают двуцветные квадраты, а соединяя короткими сторонами – узоры из многоцветных пестрых полос. Наиболее популяр- ные узоры, в которых применяются треугольники: «Мельница», «Ал- маз», «Звезда».

6. Техника «Лоскутные уголки». Русское изобретение. Техника отли- чается от всех предыдущих тем, что уголки не вырезаются по шаблону, а складываются из квадратов или полос ткани. Затем получившиеся уголки собираются в полосу (тесь- му), из которой и сшивается полот- но. При этой технике лоскутного ши- тья получается объемное полотно.

7. Техника «Шахматка». Здесь также используются квадраты, а точнее не квадраты, а квадратики, которые укладываются в шахматном порядке. Кстати, собрать шахматку можно из ромбов, просто развернув квадраты углом. Собирается узор из элементов двух контрастных рас- цветок.

8. Техника «Русский квадрат». Национальная русская техника, от- личающаяся сложностью сборки узора, в основе которого лежит квадрат, а верхний и нижний ярусы составлены из равнобедренных тре- угольников. Следующие ярусы узора собирают из полос и треугольников. Ярусы делают либо одинаковыми по

размеру, либо «растущими» от цен- тра к краям.

9. Техника «Соты». Известна также под названием «Бабушкин сад». Полотно собирается из шести- угольников и узором напоминает соты. Иногда из шестиугольников собирается цветок, середина кото- рого выделяется пуговицей, обтяну- той тканью.

Глоссарий.


Квилтинг – (в переводе «стежка»). Для американцев это то самое лоскутное шитье, а вот для австралиек этот термин обо- значает этап стежки лоскутного изделия.

Лоскутное шитье – русский перевод. Но лоскутное шитье подразумевает работу не только с хлопком, но и сдругими мате- риалами, в то время как квилтинг и пэчворк подразумевают только хлопок.

Пэчворк (англ. patchwork в переводе «лоскутная работа») оз- начает именно работу с лоскутами. Термин употребляется в Англии, Европе и Австралии, а также во всех латинамерикан- ских и испаноязычных странах.

Панно – лоскутное изделие, которое, как правило, вешается на стену и служит украшением.

Арт-квилт – изделие, не предназначенное для бытовых це- лей. Даже если это одеяло, то оно выполнено как единица лос- кутного искусства, для красоты, выставки и пр. Как правило, тру- доемкая, оригинальная, сложная работа.

Квилт – лоскутное изделие, единица, выполненная в технике пэчворка.

Кейс «Флористика». 7 класс




Ситуация.


Посетив магазин «Маргаритка» и увидев там флористические композиции, которые успешно продавались, ученицы 7 класса решили изготовить работы по флористике на уроках технологии и поучаствовать в городском конкурсе. Работы у девочек были очень удачными, однако они не заняли мест в конкурсе. Многие спрашивали: «Где можно поместить эту композицию? Уместна ли будет эта композиция в прихожей? Какую вазу лучше использовать под этот букет?» На многие из этих вопросов девочки не смогли ответить. В салоне-магазине «Маргаритка»

другие работы продавались быстро и пользовались большим спросом, хотя работы девочек были более интересными и красивыми. В чем же дело? Девочки задумались. Они решили устроить наблюдение в магазине, чтобы выяснить, почему сувениры интересны покупателям. В течение трех дней они посещали этот магазин и смотрели, как продают экспонаты продавцы-консультанты. То, что увидели девушки, было, как и всѐ гениальное, – просто. Девушки составили план действий, который должен был способствовать успеху в конкурсе.

Задание.


Проанализировать причины неудачи этого проекта. Уточнение:

  • Как Вы думаете, что увидели ученицы в салоне

«Маргаритка»? Почему в салоне работают не просто продавцы, а продавцы-консультанты?

  • Какой план, по вашему предположению, должны были разработать девочки, чтобы улучшить свои работы?

Контекст задания:

Подберите и изучите информацию о размещении объемных и плоскостных композициях в интерьере.

Выясните, каким образом влияет освещенность на восприятие объектов.

В каких бы помещениях вы разместили флористические композиции?

Дополнительная информация


Правильное размещение объ- емных и плоскостных композиций в пространстве очень важно для их восприятия. Прежде всего обраща- ют внимание на фон. Он не должен быть броским: букеты, композиции нельзя ставить на фоне пестрых обоев или драпировок с пестрым рисунком. Для восприятия кругового букета, стоящего в открытом про- странстве, важен характер плоско- сти, на которой стоит аранжировка.

Хорошо оттеняют композиции из сухих растений матовые (дере- вянные, тканые, керамические) и зеркальные (полированное де- рево, стекло, металл, глазурованная керамика) поверхности.

Иногда достаточно небольшой подставки, чтобы восприятие аранжировки улучшилось. Необходимо сохранить наилучший уровень обзора композиции.

При решении вопроса о расположении композиции обязательно учитывают еѐ освещенность. Так, в темном углу большой комнаты маленький букет совершенно пропадает. Высокий букет на праздничном столе отбрасывает тень и мешает всем. Ажурная композиция, освещенная сверху, теряет свои нежные очертания. Односторонний букет, освещенный сзади, похож на веник, поскольку при этом выделяются только его стебли. Композиции, стоящие на прямом солнечном свете, смотрятся эффектно, но продолжительность их существования резко сокращается.

Размещая источник света с разных сторон аранжировки, можно легко обнаружить, что от этого изменяется настроение композиции. Например, она приобретает драмати- ческий характер, если на светлую стену падают тени от стеблей и листьев. В аранжировке,

освещенной с одной стороны, создается широкий спектр бликов и теней. Наиболее спокоен рассеянный или отраженный свет. В нем контрастные цвета выглядят мягче, воспринимается наполненность композиции растениями, контурные очертания становятся менее резкими.

Композиция из высушенных растений оживляет интерьер. Кроме того, сухие букеты могут находиться там, где живым растениям не хватает света и тепла. Аранжировка из сухих растений сильнее и тоньше воздействует на настроение, так как в ней можно собрать все многообразие цветовых оттенков и достичь особой структурной выразительности. Сухой букет обычно стоит более года. Однако при составлении композиции обязательно учитывают назначение помещения.

Гостиная. В этой комнате уместны высокий разносторонний веерный букет в нарядной вазе или высокая асимметричная аранжировка. На небольших столах хорошо выглядит низкая композиция удлиненной формы на плоской овальной подставке. В большой комнате можно дополнительно соорудить подвесную композицию в кашпо любого типа.

Сухими растениями хорошо декорировать двери и оконные рамы. Небольшой букет, укрепленный в плетеной сухарнице или на полотне, заделанном в раму, удачно дополняет крашеные двери. Оригинально выглядят застекленные двери, орнамен- тированные растениями, высушенными прессованием. Нарядно и уютно смотрятся оконные проемы за тюлевыми занавесками, если на подоконнике помещена невысокая яркая треугольная композиция в вазе классической формы.

Спальня. Здесь обычно размещают сухие букеты, чей аро- мат, даже легкий, способствует отдыху, спокойствию, сну. В ком- позицию уместно включить листья лимона, кожуру апельсина, соцветия и листья розы. Их запах отличается мягким прохладным ароматом. Бельѐ в шкафу перекладывают саше небольшими нарядными мешочками, наглухо зашитыми и наполненными высушенными душистыми растениями. Миниа- тюрные букеты эффектно смотрятся на зеркале, крышке шкатулки. Небольшая душистая композиция – отличное укра- шение для ночного столика.

Детская. Лучше всего в этой комнате поместить настенное панно – картинки с приклеенными засушенными растениями Если хочется поместить в детскую крупную композицию, то еѐ лучше подвесить в настенном кашпо. Другое размещение сухих букетов в этой комнате нецелесообразно.

Кабинет (рабочая комната). Книжные полки или шкафы представляют собой довольно однообразное зрелище, если ряды книг нигде не прерываются предметом другой формы. Здесь особенно уместен яркий букет. На верху шкафов хороши крупные круглые или односторонние букеты, композиции. Композиция в напольной вазе гармонирует с камином или большими настенными часами. Темный угол комнаты всегда оживит односторонний веерный букет. На журнальном столике можно поставить устойчивую низкую композицию.

Прихожая. Не только театр начинается с вешалки, с неѐ начинается и квартира. Сделать прихожую нарядной помогут аранжировки из сухих растений. Букет, украшенный яркой лентой, можно подвесить в дверном проеме. Небольшая гирлянда украсит зеркало, а корзинка с сухоцветами отлично выглядит на полке для одежды.

Кухня и столовая. Удачный интерьер кухни – предмет гор- дости хозяйки. Почти вся мебель здесь несет значительную функциональную нагрузку, поэтому место для размещения декоративных элементов выбирают очень тщательно: они не должны мешать и быть громоздкими. На стене всегда уместна небольшая гирлянда из сухих растений, декорированная искусственными фруктами или овощами. В просторной столовой прекрасно выглядит корзина с обилием высушенных растений. Желательно разместить их так, чтобы ручка корзины возвы- шалась над цветочной массой. Такую композицию легко защи- тить салфеткой или платком, переставить при необходимости в другое место.

Служебное помещение. Всѐ чаще композициями из засу- шенных растений декорируют интерьеры библиотек, ресторанов, кафе, баров, гостиниц, магазинов. Особенно они незаменимы там, где не хватает дневного света. Для служебных помещений составляют крупные яркие композиции четкой формы в больших, часто напольных вазах. Особенно хорошо выглядят букеты, выполненные в равносторонней веерной манере. Нередко наряду с сухими растениями используют искусственные цветы и разнообразные аксессуары. В конструкциях современных кон- ференц-столов предусмотрены специальные углубления для размещения в них различных аранжировок. Здесь композиция из сухих растений хорошо просматривается и достаточно защищена от неосторожного обращения.

Искусно выполненные композиции помогают приятно ско- ротать время в приемных, поэтому деловым людям надо уделять большое внимание украшению таких комнат картинами, букетами в нарядных вазах. В холлах и на лестничных площадках хорошо воспринимаются напольные букеты, на стенах лестничных маршей – панно и коллажи.

Хороший вкус определяет не обилие предметов декора, а выдержанность стиля. Строгости стиля можно достичь подбором одинаковых рам для плоскостных аранжировок, характерной фактуры подложки. Цветовая гамма растений должна гармонировать или контрастировать с цветом мебели, обоев. Необходимо соразмерять форму, величину композиций с картинами, статуэтками и другими предметами искусства, находящимися в помещении.

Раздел «Проектирование и изготовление швейного изделия»

Кейс «Требования, предъявляемые к одежде». 7 класс

Ситуация 1.


Вы сотрудники ателье-студии. Ваш клиент известный россий- ский биатлонист Антон Шипулин сделал заказ на разработку мо- дели костюма для тренировок в зимнее время года на открытом воздухе.

Контекст ситуации.

Антон Шипулин родился 21 августа 1987 года в г. Тюмени. Знак Зодиака: Лев. Деятельность: биатлонист. Вес: 82 кг. Рост: 185 см. Заслуженный мастер спорта России. Олимпийский чемпион 2014 года в эстафете. Бронзовый призер Олимпийских Игр 2010. Дву- кратный серебряный и двукратный бронзовый призер чемпиона- тов мира. Абсолютный чемпион Европы среди юниоров 2008 г.

Занятия биатлоном связаны с серьезными нагрузками на ор- ганизм. Тренировки проходят при неблагоприятных условиях, при низких температурах. Во время гонки биатлонист интенсивно движется в среднем со скоростью 30 км/ч (скорость движения спортсмена на некоторых участках трассы превышает 80 км/ч), преодолевая сопротивление ветра.

Задания:


Проанализируйте в группе материалы данного кейса, выпол- ните задания и предложите свой вариант исполнения заказа.

  1. Отметьте знаком «+» свойства, которыми должна обла- дать ткань для костюма в наибольшей степени. Предложите 1-2 своих требования.

Эстетические требования: стилевое единство костюма соответствие моде удобство

Гигиенические требования: гигроскопичность воздухопроницаемость теплозащитность ветрозащитность

Эксплуатационные требования:

прочность износоустойчивость

устойчивость к деформации

  1. Изучите справочный материал, предложите волокнистый состав ткани для исполнения заказа в соответствии с указанны- ми выше требованиями.

  2. Пользуясь шаблоном, предложите эскиз будущего костюма в соответствии с эстетическими требованиями.

  3. Какие данные из контекста ситуации вам на понадобились при выполнении заданий.

Ситуация 2.


Вы являетесь сотрудниками ателье-студии. Ваша клиентка – мама Кирилла Шипулина – сделала заказ на разработку модели школьного костюма для повседневного использования.

Контекст ситуации. Кирилл Шипулин родился 5 марта 2003 года в г. Пензе. Знак Зодиака: Рыба. Деятельность: уча- щийся. Учится в 3а классе МБОУ «Лицей № 55». Кирилл нахо- дится в школе в среднем 4-5 часов и занят разнообразной дея- тельностью. Прилежен в учении, любит рисовать. На переменах активен. Занятия проходят в благоприятных услових. Темпера- тура воздуха в классной комнате составляет 18–20 ºС. Группу продленного дня не посещает.

Задания:


Проанализируйте в группе материалы данного кейса, выпол- ните задания и предложите свой вариант исполнения заказа.

  1. Отметьте знаком «+» свойства, которыми должна обладать ткань для костюма в наибольшей степени. Предложите 1-2 своих требования.

Эстетические требования:

стилевое единство костюма соответствие моде удобство

Гигиенические требования:

гигроскопичность воздухопроницаемость теплозащитность ветрозащитность

Эксплуатационные требования:

прочность износоустойчивость

устойчивость к деформации

  1. Изучите справочный материал, предложите волокнистый состав ткани для исполнения заказа в соответствии с указанны- ми выше требованиями.

  2. Пользуясь шаблоном, предложите эскиз будущего костюма в соответствии с эстетическими требованиями.

  3. Какие данные из контекста ситуации вам понадобились при выполнении заданий?

Дополнительная информация


Гигиенические требования, предъявляемые к ткани.

Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды и удерживать еѐ при определенных условиях.

Воздухопроницаемость – способность пропускать воздух. Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло. Характеристика текстильных волокон.

Полиамид (Polyamid). Искусственное волокно. Лѐгкая «дыша- щая» быстросохнущая и износостойкая ткань, которая прекрасно сохраняет свою форму и не требует специального ухода. Она может быть гладкой, шероховатой, матовой или блестящей. По- лиамид характеризуются высокой прочностью при растяжении и устойчивостью к истиранию, по показателям которых он превос- ходит все существующие волокна. РА – официальное сокраще- ние полиамида. Полиамид используется преимущественно для изготовления изделий, непосредственно соприкасающихся с те- лом. Из полиамида делаются также шитье и кружева. Основные его свойства: легкий; высокоэластичный; не мнущийся; прочный и ноский; впитывает влагу, быстро пропускает еѐ через себя на поверхность, где она испаряется; не садится; устойчив к воздей- ствию щелочи, не вызывает появления моли, стоек к воздейст- вию морской воды, не гниет.

Лайкра (Lycra). Это волокно можно растягивать до размера, в семь раз превышающего его первоначальную длину, а когда растягивающая сила исчезает, оно как пружина возвращается в прервоначальное состояние. Волокно Lycra принадлежит к группе эластановых синтетических волокон (известных в США и Канаде как «спандекс», в Европе как «эластан»). Основные свойства: особая мягкость; эластичность.

Полиэстер (Polyester). Ткань из полиэстера обладает высо- кой прочностью и износостойкостью. Основные свойства полиэс- тера: сверхтонкий; устойчив к цветовому воздействию; устойчив к действию органических и минеральных кислот; не мнется; лег- ко стирается; не садится; впитывает влагу, быстро высыхает.

Хлопок (Cotton). Натуральное волокно растительного проис- хождения. Основные свойства: хорошо стирается, гигиеничен, выдерживает высокие температуры, устойчив к воздействию щелочи, то есть стоек по отношению к стиральным средствам; обладает высокой устойчивостью к истиранию и разрыву; при- ятен для кожи, гигроскопичен, мягок, не раздражает кожу; легко впитывает влагу; хорошо пропускает воздух («дышит») и помо- гает коже тела балансировать температуру для избежания пере- грева; легок в уходе; обладает значительной усадкой; мнется.

Шерсть. Мягкое ценное натуральное волокно животного про- исхождения, которое характеризуется равномерной длиной вор- са, тонкостью и особой структурой. Основные свойства: мягкость и прилегаемость; растяжимость; устойчивость к сминанию; счи- тается самым «теплым» волокном; ткань подвержена истира- нию; высокая сволачиваемость (образуются катышки); мнется.

Вискоза. Это искусственное волокно, произведенное из при- родной целлюлозы: древесины ели, сосны, стеблей некоторых растений и имеет состав, близкий к натуральному волокну из хопка. Вискоза пользуется популярностью во всем мире среди ведущих модельеров и покупателей из-за своего шелковистого блеска, возможности окрашивания в яркие тона. Основные свой- ства: отличается гигиеничностью; имеет привлекательный внеш- ний вид; легко стирается; обладает сравнительно низкой проч- ностью (особенно при увлажнении); после стирки даѐт незначи- тельную усадку; легко сминается.

Классификация текстильных волокон





Химические текстильные волокна получают путем переработ- ки разного по происхождению сырья.

Сырьем для производства искусственных волокон служит целлюлоза, получаемая из древесины ели и отходов хлопка.

Сырьем для производства синтетических волокон являются газы – продукты переработки каменного угля.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта