Главная страница

эссе. курсовая. Исследование по развитию внимания дошкольников на занятиях по математике 20


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеИсследование по развитию внимания дошкольников на занятиях по математике 20
Дата17.06.2020
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая.docx
ТипИсследование
#130877
страница6 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

2.2. Методика проведения дидактических игр на развитие внимания дошкольников на математических занятиях


На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и результатов констатирующего этапа мы пришли к выводу, что развитие внимания на математических занятиях у старших дошкольников будет более эффективно осуществляться при проведении дидактических игр.

Цель формирующего этапа: разработать картотеку дидактических игр, способствующих развитию внимания на математических занятиях у детей старшего дошкольного возраста.

Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

  1. Определить условия для оптимального развития внимания

  2. Подобрать и провести серию дидактических игр, направленных на развитие внимания

Задания построены с учетом следующих обще дидактических принципов:

  • доступность активности и осознанности;

  • систематичность и последовательность

  • усложнение материала

  • индивидуальный подход.

В опытно-поисковой работе были реализованы дидактические игры Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, входящие в сборник «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» [15], А. К. Бондаренко, из книги «Дидактические игры в детском саду» [12], а так же дидактические игры, разработанные автором работы (приложение 3).

Дидактические игры по формированию математических представлений были условно разделены на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами

  2. Игры на ориентировку в пространстве

  3. Игры-путешествия во времени

Характеристики групп игр представлены в таблице 3

Таблица 3

Группы игр на развитие математических представлений

Название группы

Характеристика игр

Примеры игр

Игры с цифрами и

числами

Обучение детей счету в прямом и в обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей старшего дошкольного возраста знакомят с образованием всех чисел в пределах 10(20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные на нижней и на верхней полоске счетной линейки поочередно. Это необходимо для того, чтобы у детей не было ошибочно представления о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньше на – нижней полоске


««Вини Пух в гостях у

детей», «Угадай, какое

число пропущено?»,

«Найди на один

меньше», «Путаница?»,

«Назови соседей»,

«Помоги сосчитать»,

«Задумай число»,

«Составь цифру»,

«Составь табличку» и

Другие.

Игры на

ориентировку в

пространстве

Дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа

стоит лиса, слева - мяч и т.д. Выбирается

ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (слева, справа, за спину и т.д.). Это

вызывает интерес у детей и организовывает

их на занятие. Чтобы заинтересовать детей и результат был лучше, используют

предметные игры с появлением каког – либо сказочного героя.

«Найди похожую», «Найди игрушку», «Путешествие по

комнате», «Расскажи

про свой узор»,

«Художник»,

Игры-путешествия

во времени

Служат для знакомства детей с днями недели. Детям объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы они лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружками разных цветов и

табличками. Наблюдение проводит педагог несколько недель, обозначая кружками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети могли самостоятельно прийти к выводу о том, что последовательность дней недели является неизменной. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели определяется день недели по счету: понедельник первый день после окончания предыдущей недели,

вторник - второй день, среда – третий день,

четверг - четвертый день, пятница - пятый.

После такой беседы детям предлагают игры для закрепления названий дней недели и их

«Живая неделя». «Дни недели»,

скорее»,

«Назови

«Круглый год»,

«Назови

пропущенное

слово»,

«Двенадцать месяцев»

Выбор игр основывался на выполнении следующих требований:

  • «дозировка обучения» (темпы образовательного процесса не форсированы, осуществляется возвращение к ранее изученному материалу в новых отношениях и связях);

  • «создание информативных образов» (компактное представление информации в занимательной и эстетически привлекательной форме);

  • «логическая межпредметность» (использование в процессе изучения математики теорий и знаний других предметов, возможность применения логических приемов к другим областям науки).

Для того, чтобы игры заинтересовали детей с разным уровнем развития внимания были представлены задания, которые стимулировали бы умственную активность каждого воспитанника, в основу были положены следующие организационные требования: применение дифференцированного подхода в плане предоставления игрового материала - каждый уровень имел определенную степень сложности; предполагается вариативность и комплексность игровых заданий - один и тот же игровой материал был реализован несколькими вариантами игр. Кроме того, воспитатель в соответствии от успешности выполнения ребенком игрового задания (или его неуспешности) подбирал дополнительные упражнения, которые вытекали из конкретного задания.

Реализация дидактической игры осуществлялась в следующих режимных моментах: первая половина дня – утренние часы, один раз в неделю на занятиях по расписанию в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП; вторая половина дня – самостоятельная игровая деятельность детей, совместные с педагогом игры.

Организация дидактических игр проводилась следующим образом: подготовка к проведению дидактической игры и непосредственно проведение игры.

Подготовка к проведению дидактической игры включала:

  • отбор игры в соответствии с программным материалом для старшего дошкольного возраста;

  • определение времени для проведения дидактической игры в режимных моментах (на занятиях по ФЭМП или во второй половине дня);

  • выбор игрового места, где дети могут поиграть в спокойной обстановке, не мешая при этом другим детям. Такое место было отведено в групповой комнате в Центре математического развития;

  • определение количества играющих детей (индивидуально, вся группа или по подгруппам);

  • подготовка требуемого для игры дидактического материала (картинки, игрушки, разные предметы, флажки, природный материал и т.д.);

  • подготовка воспитателя к игре: требуется изучение и осмысление воспитателем всего хода игры, определение своего места в игре, выбор методов руководства дидактической игрой;

  • подготовка детей к игре: предоставление им знаний, представлений об явлениях и предметах окружающего мира, необходимых для решения конкретной игровой задачи.

При организации проведения игры предполагалось знакомство воспитанников с содержанием игры, с соответствующим дидактическим материалом, используемым в игре (показ картинок, предметов, проведение краткой беседы, в ходе которой происходит уточнение знаний и представлений детей об игре).

Объяснение хода и правил игры. При объяснении педагог обращает внимание на поведение детей игре в соответствии с правилами, на четкое их выполнение (что запрещено, что разрешено, предписания); осуществляется показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая при этом, что в противном случае не будет достигнут результат игры (например, кто-то из детей подсматривает, если необходимо закрыть глаза); подведение итогов игры – достаточно ответственный этап в руководстве игрою, так как результаты показывают успехи, которых дети достигают в игре, а это может определять ее эффективность, а так же то, будет ли она с интересом применяться в самостоятельной игровой деятельности воспитанников. При подведении итогов педагогом подчеркивалось то, что победа возможна через внимание преодоление трудностей, и дисциплинированности.

В конце игры проводилась рефлексия, где педагог спрашивал у детей, понравилась ли им проведенная игра, затем детям давалась установка на следующую игру, более интересной, чем проведенная. Дети как правило, с нетерпением ожидали проведение следующей игры.

В дидактических играх использовались различные методы: словесные, наглядные, практические. При проведении дидактических игр у детей постоянно поддерживалась увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель становился участником игры, мотивируя тем самым свои требования и замечания в соответствии с задачами и правилами игры. Требуемая для игры дисциплина достаточно легко устанавливалась, если дети были сами заинтересованы в выполнении игровых правил и следили за ними.

При выполнении игровой задачи от детей требовалась полная самостоятельность, поэтому дети должны были до начала игры уяснить дидактическую задачу и ее правила.

Дидактические игры проводились в течение 10-20 минут, важным было то, чтобы за этот промежуток времени не снижалась умственная активность детей, не уменьшался интерес к предложенной задаче. Этот момент существенен в коллективных играх.

Перед началом игры, необходимо было у детей вызвать к ней интерес, желание играть.

Это достигалось благодаря использованию в дидактических играх считалок, загадок, сюрпризных моментов, сговора на игру, интригующего вопроса, напоминания об игре, в которую накануне играли дети.

Уровень развития математических представлений, который был выявлен в ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы, определил этапы проведения дидактических игр.

Первый этап. Включал дидактические игры на развитие элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними.

Цель подобранных игр: развитие представлений о величине, о числе и количестве, о пространственных и временных представлениях, игры на классификацию (приложение 3).

  1. Примеры игр с цифрами и числами.

«Винни Пух в гостях у детей»

Цель: закрепить знания детей видеть одинаковое количество различных предметов, закрепить умения считать предметы.

Материал: 3 группы из 4, 5, 6 игрушек; карточки, на которых нарисованы кружки.

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Винни Пух. Я его попросила, чтобы он около каждой группы игрушек поставил карточку, на которой нарисовано столько же кружков, сколько стоит в группе игрушек. Ребята, посмотрите, правильно ли Винни Пух поставил карточки (карточки поставлены с ошибками).

Послушав ответы детей, воспитатель предлагает одному ребенку подобрать для каждой группы соответствующую карточку.

Воспитатель организует проверку. Два ребенка по очереди пересчитывают игрушки одной из групп и кружки, нарисованные на карточке. Последняя группа игрушек считается всеми детьми вместе игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить в натуральном ряду место числа, назвать какое число пропущено.

Материал: фланелеграф, десять карточек, на которых нарисованы кружки от 1 до 10 (на каждой карточке кружки разных цветов), флажки для вручения детям.

Ход игры:

Воспитатель на фланелеграфе закрепляет карточки в последовательности натурального ряда. Далее педагог предлагает детям посмотреть, как стоят карточки, не пропущено ли какое-нибудь число. Далее дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. Дети должны угадать какое число пропущено. После того как они отгадали число воспитатель достает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тот ребенок, который первым угадал пропущенное число, получает награду – флажок.

  1. Примеры игр на ориентирование в пространстве

«Найди игрушку»

Ход игры;

Воспитатель: «Ночью, когда в группе не было никого к нам прилетал Карлсон и принес игрушки в подарок. Он любит шутить, поэтому спрятал игрушки, а в письме написал, как их найти».

Далее воспитатель распечатывается письмо, в котором Карлсон написал: «Нужно встать перед столом воспитателя, пройти три шага влево и т.д.». Дети выполняют задание, находят игрушку.

Далее задание усложняется – в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. Используя эту схему дети определяют, где находится спрятанный предмет.

  1. Примеры игры - путешествия во времени. «Живая неделя»

Материалы: кружки разного цвета

Ход игры

Для игры к доске вызываются дети, которые пересчитываются по порядку и получают кружки разного цвета, которые означают дни недели. Дети выстраиваются в последовательности дней недели.

Например, первый ребенок с синим кружком в руках, который обозначает первый день недели - понедельник и т.д.

Таким образом, при проведении дидактических игр, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Игры должны увлекать детей процессом, необходимо оставлять в игре только то, что ее отличало бы от занятий и дидактических упражнений.

Правила должны быть четкими, занимательными, заставляющие ребят думать, размышлять, делать свои какие - то умозаключения. Неотъемлемая часть игровых элементов - это жеребьевка, сговор, считалка, соревнование.

  1. Педагог должен создать все необходимые условия для умственной и двигательной активности детей. Озвучивать правила педагог должен четко, указывать порядок следования действий. В дидактической игре педагог должен продумать каждый элемент игры, для того что бы все дети включись в ее процесс.

    1. В дидактической игре воспитатель идти по принципу «от простого к сложному».

    2. Обязательное условие для игры: использование наглядного материала (альбомы, фотографии, макеты, природный материал и т.д.). Так же воспитатель может привлечь самих детей к изготовлению наглядного материала или давать задание домой, где уже совместно с родителями ребенок работает.

  1. При проведении дидактических игр педагог должен использовать различные приемы и методы, для того что бы привлечь внимание группы.

  2. Педагог включается в игру вместе с детьми, являясь одновременно и участником, и руководителем игры.

Таким образом, была проведена работа по формированию математических представлений.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта