ИГПР шпоры. История государства иправа России. Шпаргалки
Скачать 0.8 Mb.
|
системой кормления. Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представи- тели администрации, включая ее главу – великого князя. С. А. Князева. «История государства и права России. Шпаргалки» 11 5. Правовая система Древней Руси Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи – нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским». Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отра- жение и нормы Закона русского. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в . Осо- бое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях – Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокра- щенной. Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства , а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги– византийские сборники цер- ковно-гражданских постановлений ). «Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основ- ные части гражданского права – право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда. Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа поня- тия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви. Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений. Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охра- нялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления – личность человека и его имущество . Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений. С. А. Князева. «История государства и права России. Шпаргалки» 12 6. Княжеско-церковные уставы Владимира и Ярослава Церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (Х – ХI вв.) содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. Государство передавало Церкви со всех собираемых даней «десятину», что записыва- лось в уставы. Составными частями «десятины» были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин . Там же оговаривался церковный судеб- ный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматривались церковными судами. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покро- вительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерастор- жимым. Брачный возраст был низким (14–15 лет для мужчины и 12–13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, уста- навливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое при- даное и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть. Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, также как суд над населением церков- ных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была «Русская правда». С. А. Князева. «История государства и права России. Шпаргалки» 13 7. Характеристика «Русской правды» До наших дней дошло более ста списков «Русской правды», которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древ- нейшая) и Правда Ярославичей – сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву . Возникновение «Русской правды» связано с борьбой Ярослава за великое киевское княжение с его братом Святополком в 1015–1019 гг. По традиции, принято считать, что «Русскую правду» как юридический документ Ярослав дал помогавшим в этой борьбе нов- городцам, чтобы они вели суд «по закону». Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции. Как явствует из заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при уча- стии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. По уровню разра- ботки правовых институтов это более высокий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлены уголовное и наследственное право, основательно раз- работан правовой статус различных категорий населения. Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции. Она была разработана для регулирования более развитых общественных отно- шений периода политической раздробленности на Руси. Источниками кодификации для составления первых русских сборников законов яви- лись нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести и круговой поруке. Законодатель по- разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление(«дикая вира» налагалась на всю общину) Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в «Русской правде» и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Яро- слава, Владимира Мономаха). С. А. Князева. «История государства и права России. Шпаргалки» 14 8. Правовой статус населения по «Русской правде» «Русская правда» позволяет сделать вывод о составе, сословности и правах и обязан- ностях в древнерусском обществе. Жители Руси делились на три категории – власть име- ющих, свободных людей и зависимых. Два юридических критерия выделяют эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижи- мости (земли) для представителей этого слоя Эти привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов, огнищан, т. е. феодалов и выполняющих служебную функцию при князе. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу госу- дарства). Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защи- щал личность и имущество смерда. Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп – боярство, духо- венство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых «Русская правда» упоминает как о зависимых людях. Зависимыми людьми, т. е. не имеющими личной свободы, были закупы и холопы. Закуп – человек, продавший феодалу свою свободу за «купу» (земля, скот, зерно, деньги и пр.). Этот долг следовало отработать, но установленных норм не существовало, поэтому кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Если закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т. е. превращен в полного холопа. С превращением закупа в холопа его правовой статус резко менялся. Холоп – наиболее бесправный субъект права: он считался имуществом своего господина. Его имущество было собственностью господина. Все последствия, вытекающие из дого- воров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. С. А. Князева. «История государства и права России. Шпаргалки» 15 9. Черты монархии в Древнерусском государстве Древнерусское государство строилось на тех же принципах и по тому же образцу, что и все остальные европейские государства, имея отличительные черты – некоторые особен- ности, которое оно переняло у Византии. Одной из особенностей было раннее становление великокняжеской власти , которое по силе и всеохватности позволяет говорить о монархии с попыткой сильной централизации власти . Попытка завершилась периодом феодальной раздробленности, но первоначально (IX–XI вв.) Киевская Русь выглядела как централизован- ная монархия . К XII веку из-за особого порядка наследования началась децентрали- зация власти. Но великокняжеская власть имела такой высокий авторитет, что за него вое- вали и боролись. Во главе Древнерусского государства стоит фигура Великого князя. Великий князь был старшим в роду и владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров– крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя и права и обязанности кня- зей-вассалов. Постепенно дети и внуки Великого князя заменили местных феодалов и пере- няли их земли. Функции Великого князя заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли, позже все большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских аген- тов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его земель, дани (подати, судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов). Характерной чертой наследного права было то, что власть передавалась по наследству, но, в отличие от западного образца (ее получал старший сын), она передавалась старшему в роду Великого князя (а им мог оказаться брат князя и т. п.). Такой порядок передачи власти именовался «лестницей». Великий князь опирался на совет крупных феодалов – бояр, духовенство, решал вопросы управления, внешней политики, судил, принимал законы. Вся территория государства управлялась как большое княжеское хозяйство. К XII в. Великий князь утратил полноту и безраздельность власти. Нередко он вынужден был обращаться к мнению других князей, по сути – его семьи. Так возник институт княжеских съездов. С. А. Князева. «История государства и права России. Шпаргалки» 16 10. Виды преступлений и наказаний по «Русской правде» Уголовное право Древней Руси было феодальным, т. е. оно защищало права обла- дающего властью класса крупных землевладельцев . Возведенное в статус позитивного, обычное право еще носило архаичные черты, присущие родоплеменной организации обще- ства. Русская правда официально закрепила нововведения, которые касались дру- гого порядка проведения суда и другого способа возмещения ущерба . Обычное право предполагало право кровной мести, возмещение телесного ущерба по аналогии (око за око) и суд по воле бога или богов (виновный проходил испытания водой или железом). Два пер- вых обычая были заменены выплатой штрафа, последний закреплен как судебный поединок. Под преступлением «Русская правда» понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба определенному лицу или группе лиц. Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступления были все лица, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяйства. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало. «Русская правда» обозначала понятие соучастия, но еще не разделила ролей соучаст- ников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой. Закон знал понятие рецидива – повторности преступления. Система наказаний, по «Русской правде», выглядит следующим образом. Смертная казнь в «Русской правде» не упоминается, хотя, согласно летописям, она имела место. Поток и разграбление являются высшей мерой наказания и заключаются в конфискации имущества и обращении преступника и членов его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях – за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Вира – денежное взыскание в раз- мере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Вира поступала в княжескую казну. С. А. Князева. «История государства и права России. Шпаргалки» 17 11. Суд и процесс в Древнерусском государстве Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Древнерусское право не знало разграничения между уголовным и гражданским процессами , хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). И по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались ист- цами . Побеждала та сторона, которая при рассмотрении показывала свою правоту. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям и присяге. Ордалиями назывались судебные испытания – огнем, железом или водой. Испытания были жестокими и перешли к суду из родо- вого обычая Присягой, или ротой, называлась клятва истцов указывать только правдивые факты (как и в современном суде). Процесс делился на три стадии. 1. Первая стадия носила название заклич (объявле- ние о преступлении), который делался в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи и назывались признаки для опознания. Если пропажа обнаруживалась за 3 дня, тот, у кого вещь находили, считался ответчиком. 2. Второй стадией процесса был |