Средние века.Мет.указания. Средние века. История западноевропейской литературы средних веков
Скачать 0.94 Mb.
|
Утгард (иногда Утгардом называют Ётунхейм или его часть. Этот страшный демонический мир живет по особым древним законами не подчиняется власти Одина. Как уже говорилось, все девять миров (рис. 1) объединяет священный ясень Иггдрасиль (дословно конь Игга», где Игг — хейти Одина). Он имеет три корня (вариант — девять корней, каждый из которых уходит в отдельный мир. Под первым корнем расположен святой источник Урд. Это же имя носит одна из норн, обитающих у источника. 19 Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагою мутной; росы с него на долы нисходят; над источником Урд зеленеет он вечно Мудрые девы оттуда возникли, три из ключа под древом высоким; Урд имя первой, вторая Верданди, — Под вторым корнем спрятан источник мудрости, охраняемый Мимиром. Мудрый ас Мимир когда-то вместе с Хёниром, братом Одина, был отдан в заложники ванам в знак окончания войны Рис. 1. Девять миров мистерии Одина [6, c. резали руны, — Скульд имя третьей; судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят [1, c. 45]. Норны также символизируют время Урд — прошлое, Верданди — настоящее, а Скульд — будущее (соответственно и изображаются они как девушка, женщина и старуха. Время норн — это время человеческой жизни. Придя в мир, они принесли в него рождение и смерть между богами. Асы получили от ванов бога моря Ньёрда и его детей, близнецов Фрейра и Фрейю. Через некоторое время ваны решили, что обмен неравноценен, что их обманули, и убили Ми- мира, отправив его голову Одину. Верховный бог забальзамировал голову Мимира, вернул ей речь и поместил рядом с источникам под корнем Иггдрасиля. Чтобы стать мудрее, Один отдал свой правый глаз голове Мимира за разрешение испить из источника. Об этих событиях мы узнаем из Саги об Инглингах». Под третьим корнем расположен источник Хвергельмир. Из него вытекают все подземные реки. Несмотря на видимую мощь, Иггдрасиль уязвим, его силы подтачиваются изнутри драконом Нидхёггом, который вместе с многочисленными змеями гложет корни ясеня, так как знает, что сего разрушением закончится власть богов. Ствол и листья Иггдрасиля грызут дракон, олень Эйктюрмир, коза Хейдрун (ее молоком питаются боги) и четыре оленя Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор. К нейтральным существам относятся сидящий на вершине ясеня орел и находящийся между его глаз ястреб. Орел сообщает Одину обо всем, что происходит в девяти мирах. Резвая белка Рататоск прыгает по стволу, разнося новости и поддерживая вечную перепалку орла и дракона. Недалеко от ясеня находится и жилище Хеймдалля, аса, в чьи обязанности входит охрана Асгарда и Мидгарда и защита богов и людей отсюда и кеннинг: дети Хеймдалля — люди. Его дом расположен вблизи радужного моста Биврёст, соединяющего небо и землю. Пантеон богов Обязательной чертой любого языческого эпоса является наличие оригинального пантеона богов 11 Попутно отметим, что английские и немецкие названия дней недели — производные от имен древнегерманских богов. В английском Tuesday (вторник) — Tyr’s (Tiw’s) day (день Тюра), Wednesday (среда) — Odin’s (Woden’s) day (день Одина), Thursday (четверг) — Thor’s day (день Тора, Friday (пятница) — Frigg’s или Freya’s day (день Фрейи); также Sunday (воскресенье) — Sun’s day (день Солнца) и Monday понедельник) — Moon’s day (день Луны. В немецком Dienstag (вторник) — день Тюра (Teiwa Ziu), Donnerstag (четверг) — день грома (то есть Тора, Freitag пятница) — день Фрейи (Frija), Sonntag (воскресенье) — день Солнца, Montag понедельник) — день Луны Верховный бог скандинавов Один (варианты Водан, Вотан) — бог войны и мудрости. Чаще всего Один изображается одноглазым стариком в плаще (второй глаз он отдал голове Мимира), с вороном на плече и с посохом. В таком виде он бродит по Мидгарду и просит ночлега у людей, проверяя, как исполняется ими установленный асами священный долг гостеприимства. «Официальный» Один изображается сидящим натроне старцем. На плечах его — два ворона — Хугин и Мунин (думающий и помнящий, они приносят ему вести из всех девяти миров. У ног лежат два волка — Гери и Фреки (жадный и прожорливый. Восьминогий конь Слейпнир быстро доставит Одина в любую точку подвластной ему Вселенной. В кармане верховного бога лежит самый быстрый корабль Скидбладнир, куда можно поместить любое число воинов. Главное оружие Одина — никогда не промахивающееся копье Гунгнир, которое разит всякого, в кого попадает. С Одином связаны четыре основных мифологических сюжета. Добывание меда поэзии В знак примирения асы и ваны смешали в глиняном горшке свою слюну, из которой появился Квасир, мудрый и прекрасный человек, отданный ванами асам в качестве заложника. Квасир был очень мудр. Чтобы добыть эту мудрость, два цверга убивают Квасира, сделав из его крови и пчелиного меда напиток, дарующий вдохновение. Обманом Один выкрал напиток, названный медом поэзии, и, вернувшись в Асгард, подарил его своему сыну Браги, ставшему покровителем скальдов. Укрощение хтонических чудовищ Как и во всякой другой мифологии, у древних германцев процесс сотворения мира связан с появлением хтонических чудовищ. Таковыми являются рожденные Локи и ётуншей Ангрбодой великанша Хель, злой волк Фенрир, а также Мировой змей Ёрмунганд. Первой Один даровал власть в подземном мире (по ее имени названо и само царство мертвых. Змея он бросил в океан, заставив проглотить собственный хвост, так что именно Ёрмунганд удерживает все воды мирового океана, не давая им растечься. Самым трудным было укрощение волка. Асам несколько раз удавалось его поймать, но Фенрир разрывал любые цепи до тех пор, пока цверги не выковали цепь Глейпнир. В залог того, что цепь будет снята, ас Тюр предложил собственную руку, которую Фенрир и откусил, когда понял, что был обманут Знание рун. Руническое письмо было распространено на севере Западной Европы. Помимо прямого значения каждая из рун обладала еще и значением символическим. Чтобы овладеть тайным знанием рун, Один девять дней провисел вниз головой на священном ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем Гунгнир. Подготовка к Рагнарёку. Узнав отв львы о грядущей гибели богов вовремя страшной последней битвы, получившей название Рагнарёк, Один заранее готовится к ней. Ему активно помогают в этом 50 дочерей — валькирий, для которых в Асгарде специально построен красивейший дворец Вальхалла (Вальгалла). Главная функция дев-богатырш заключается в том, чтобы доставлять во дворец эйнхериев. На своих крылатых колесницах могучие валькирии спускаются из Асгарда и Мидгард и поднимают в Вальхаллу души самых доблестных воинов, павших на полях сражений. Там эйнхерии получают вторую жизнь и проводят время в пирах и турнирах вплоть до начала Рагнарёка. Из других асов, окружающих Одина, следует назвать жену Оди- на Фригг — богиню домашнего очага. У Одина и Фригг четыре сына светлый бог Бальдр, с именем которого тесно связана эсхатология древних германцев слепой бог Хёд (невольный убийца Бальдра); Хермод(поедет за Бальдром в Хель); Браги (покровитель поэзии. Кроме того, Один — отец бога-громовика Тора, никогда не расстающегося со своим чудесным молотом Мьёллниром; Тюра (отдал руку Фенриру); Видара(отомстит за отца, убив Фенрира);Вали (выросшего за один день бога мщения, убийцы Хёда) и Хеймдалля стража богов). Среди ванов выделяются в первую очередь брат и сестра Фрейр и Фрейя. Оба символизируют красоту, свети любовь соответственно в мужской и женской ипостасях. Одним из самых интересных персонажей германской мифологии можно по праву считать Локи — бога огня. Происхождение Локи туманно, считается, что свои корни он ведет от ётунов, но так долго живет с асами, что вполне ассимилировался и слывет одним из них. По своей природе Локи — бог-трикстер, его сущность двойственна, амбивалентна, как и стихия, которую он воплощает, ведь огонь может и помогать людям, согревать их, и, разбушевавшись, уничтожать все вокруг. Таки Локи. В одних случаях он помогает богам решать запутанные ситуации, в которые они попадают (см. Песнь о Трюме, а в других — зачастую сам же эти ситуации и создает. К тому же он злопамятен, остер на язык, несдержан, позволяя себе в раздражении глумиться над асами (яркий тому пример — Перебранка Локи»), за что и бывает наказан. В частности, весьма популярен миф о том, как асы периодически привязывают Локи к скале, помещая над ним змею, с языка которой капает яд. Сердобольная жена Локи Сигюн устанавливает между ними змеей чашу, чтобы облегчить страдания мужа. Однако когда чаша наполняется и богиня отвлекается, чтобы вылить яд, капли все же попадают на Локи, и тогда его тело сотрясается так, что это чувствуют даже жители Мидгарда. В своем мире они называют это землетрясением. Эсхатология Представления древних германцев о грядущем конце света тесно связаны с именем светлого бога Бальдра. При его рождении Фригг взяла со всех предметов в мире обещание никогда и ничем не вредить ее сыну. Однако, как и во всякой мифологии, у любого героя или события должен быть изъян, какое-либо но, оказывающееся причиной неблагоприятного исхода. У скандинавов таким изъяном становится молодой, недавно появившийся на свет побег омелы, про который забыла Фригг. Этими воспользовался коварный Локи: в очередной раз находясь в распре с асами и давно полный зависти к Бальдру, он вкладывает в руки слепого бога Хёда копье, сделанное из омелы. Это копье пронзает светлого бога в тот момент, когда собравшиеся на тинге боги заняты своим любимым развлечением они бросают в Бальдра любые предметы, лишний разубеждаясь в том, что те не причиняют ему никакого вреда Видала, как Бальдр, бог окровавленный, Одина сын, смерть свою принял. Стройный над полем стоял, возвышаясь, тонкий, прекрасный омелы побег Стал тот побег, тонкий и стройный, оружьем губительным, Хед его бросил. У Бальдра вскоре брат народился, ночь проживя, он начал сражаться Имеется ввиду миф о том, что за смерть Бальдра отомстил Вали, сын Одина и Ринд, рожденный специально для мести Хёду. 36 33 Ладоней не мыл он, волос не чесал, пока не убил Бальдра убийцу. [1, c. Неожиданная гибель сына Одина, как и предсказывала вёльва, становится первым сигналом приближающегося Рагнарёка. Свою скорбь природа выражает тем, что наступает великая трехгодичная зима Фимбулвинтер. В сам день Рагнарёка Фенрир проглотит солнце, все погрузится во тьму. 46 ...Конец возвещен рогом Гьяллархорн; Хеймдалль трубит, поднял он рог, с черепом Мимира Один беседует Трепещет Иггдрасиль, ясень высокий, гудит древний ствол, турс вырывается Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит — вырвется Жадный. <…> 50 ...Ермунганд гневно поворотился; змей бьет о волны, клекочет орел, павших терзает Нагльфар 14 плывет С востока в ладье Муспелля люди плывут по волнам, а Локи правит Что же с асами Что же с альвами? Гудит Етунхейм, асы на тинге; карлики стонут пред каменным входом в скалах родных — довольно ли вам этого «...Турс вырывается. / Гарм лает громко. Турс — волк Фенрир, Гарм — или еще одно из имен Фенрира, или, подругой версии, злой пес, живущий у входа в Хель в пещере Гнипахеллир, аналог Цербера Нагльфар — корабль, сделанный из ногтей мертвецов. Против Одина выступят Хель, Локи, все ётуны и муспелли во главе со своим предводителем Суртом. Последние придут на битву помосту Биврест, ион после этого сразу же рухнет. Люди огня растопят льды, образовавшиеся вовремя Фимбулвинтера, начнется потоп (в этом смысле эсхатология корреспондирует с мифами о происхождении мира, где также все начиналось своды и огня. По разбушевавшимся водам из царства мертвых Хель Локи ведет сеющий ужас Нагльфар с мертвецами на борту 37 52 Сурт едет с юга с губящим ветви 15 , солнце блестит на мечах богов; рушатся горы, мрут великанши; в Хель идут люди, расколото небо Настало для Хлин 16 новое горе, Один вступил с Волком в сраженье, а Бели убийца с Суртом схватился, радости Фригг близится гибель. Сын тут приходит Отца Побед, Видар, для боя со зверем трупным; меч он вонзает, мстя за отца, в сердце разит он Хведрунга сына 56 Тут славный приходит Хлодюн потомок 19 , со змеем идет биться сын Одина, в гневе разит Мидгарда страж, все люди должны с жизнью расстаться, на девять шагов отступает сын Фьергюн, змеем сраженный, — достоин он славы Солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звезды, пламя бушует питателя жизни 20 , жар нестерпимый до неба доходит [1, c. Итак, силы тьмы наступают на Одина и асов. В ответ он выставляет войско эйнхериев и валькирий, а также идет сражаться сам. Противником Одина становится Фенрир, Тор выходит на поединок с Ёрмунгандом, Хеймдалль сражается с Локи, Фрейр — с Суртом, Тюр — с Гармом. Заканчивается Рагнарёк взаимным истреблением 15 Губящий ветви — огонь Хлин — одно из имен Фригг. Ее новое горе — смерть Одина, а старое — смерть Бальдра. 17 То естьФрейр (Бели — великан, которого он убил Радости Фригг близится гибель. / Сын тут приходит Отца Побед, / Ви- дар, для боя со зверем трупным / меч он вонзает, мстя за отца, — / в сердце разит он Хведрунга сына. Радость Фригг и Отец Побед — Один Трупный зверь и сын Хведрунга — волк Фенрир (Хведрунг — одно из имен Локи). 19 То есть Тор (Хлодюн, или Фъергюн, — мать Тора Со змеем идет биться сын Одина... Мидгарда страж. пламя бушует питателя жизни. Сын Одина и Страж Мидгарда — Тор Питатель жизни — огонь противоборствующих сторон и разрушительным пожаром, посланным Суртом. Как ранее земля была поднята из воды асами, так теперь она уходит подводу. Единственные, кому все же удается выжить, — это сыновья Одина и Тора, а также супружеская пара Лив и Ливтрасир. Именно им, согласно мифу, суждено построить и освоить новый мир, непохожий на тот, что ушел навсегда Видит она вздымается снова из моря земля, зеленея, как прежде; падают воды, орел пролетает, рыбу из волн хочет он выловить Встречаются асы на Идавелль-поле, о поясе мира могучем беседуют и вспоминают о славных событьях и рунах древних великого бога 62 Заколосятся хлеба без посева, зло станет благом, Бальдр вернется, жить будет с Хедом у Хрофта 24 в чертогах, в жилище богов — довольно ли вам этого 64 Чертог она видит солнца чудесней, на Гимле 25 стоит он, сияя золотом: там будут жить дружины верные, вечное счастье там суждено им [1, c. 53]. 2.2.3. Художественные особенности Большинство песен Старшей Эдды» написано тоническим аллитерационным стихом, форма которого особенно долго сохранялась у исландцев, в отличие от континентальных народов, у которых он сменяется стихом с конечной рифмой. Об особенностях такого стиха и трудностях его перевода на русский язык подробно рассказал МИ. Стеблин-Каменский в Приложении к изданию Старшей Эдды» в серии Литературные памятники (см [4, с Видар и Вали (сыновья Одина), Магнии Моди (сыновья Тора Пояс мира — Ёрмунганд. 23 Великий бог — Один Хрофт — одно из имен Одина. 25 Гимле — единственное место, которое не тронет огонь Сурта. Чертог, в котором будут жить души добрых и правдивых умерших. Более высокая награда, чем Вальхалла. Язык «Эдды» прости лапидарен (лаконичен. Основные поэтические элементы песен — хейти и кеннинги — активно использовали в своей поэзии скальды. Хе й т и — это замена одного слова другим, иногда просто синоним, перифраз. Это могли быть слова, вышедшие из употребления в обычной речи (в русской поэзии, например, уста были бы хейти губ, персты — хейти пальцев и пр, имена собственные, ставшие нарицательными (Фрейя — хейти любви, обозначение части вместо целого, рода вместо вида и пр. Например, вóрона можно называть мудрый, вещий, черный, «Мунин», беду предвещающий, кровожадный и т. д. Хейти земли твердь, плодоносящая, утроба, беспредельная, жизнь дарящая, мать для всех и т. п. Довольно часто хейти входил в состав кеннинга. Вот как описывает к е н ни н г МИ. Стеблин-Каменский: Для всей древнегерманской эпической поэзии характерен так называемый кеннинг, те. замена существительного обычной речи перифразом, по меньшей мере двучленным, типа дорога китов море, морской конь (корабль, “раздаватель золота (князь. В поэзии скальдов кеннинги достигают чудовищного развития. Там встречаются не только трехчленные, но и четырех, пяти, шести- и семичленные кеннинги: тот, кто притупляет голод чайки звона блеска зверя Хейти” — это, оказывается, воин, так как зверь Хейти” — это корабль, блеск корабля — это щит, звон щита — это битва, чайка битвы — это ворона тот, кто притупляет голод ворона — это воин. Многие кеннинги скальдов подобны загадками требуют знания мифологии, героических сказаний и скальдической поэтики. Часто они совершенно условны и выражают как бы не образ предмета, а его идею. Кеннинги в Старшей Эдде” несравненно проще. Однако они менее просты и прозрачны, чем кеннинги в эпической поэзии западных германцев. Наряду с кеннингами типа сын Одина” (Тор, отец Магни” тоже Тор) встречаются в Старшей Эдде” и такие кеннинги, как вепрь прибоя (кит, кит лавы (великан, змея крови (меч, гусята валькирий (вороны, ясень сраженья” (воин, палка битвы (меч, земля ожерелий (женщина) и т. п, которые едва ли понятны непосвященному. Впрочем, кеннинги типа отец Магни” тоже требуют специальных знаний, а именно знания мифологических имен [4, c. 5]. Существует точка зрения, согласно которой в Прорицании вёльвы» явно ощутим особый ритмический рисунок, обладающий гипнотическим воздействием на слушателя (что доказывает его архаическую мифологическую природу. Отражением особого, экстатического, состояния прорицательницы, открывающей Одину тайны мироздания, служит факт смены местоимения в повествовании сначала она говорит о себе в первом лице, а затем, словно видя себя уже со стороны, войдя в состояние транса, использует третье лицо Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагою мутной. <…> 21 Помнит войну она первую в мире: Гулльвейг погибла, пронзенная копьями, жгло ее пламя в чертоге Одина, трижды сожгли ее, трижды рожденную, и все же она доселе живет [1, c. Своеобразной отличительной чертой Старшей Эдды» можно считать и поэтику комического в ней. Перебранка Локи», Песнь о Трюме и др. — песни, имеющие ярко выраженную смеховую природу. Что мог означать этот смех над богами у древних германцев В исследовательской литературе встречаются версии о более поздней насмешке христианина над старыми богами, о фамильярности язычника, отражающей кризис религии или, возможно, следствие утраты религиозности как таковой. Представляется, что истоки столь непочтительного отношения к асам кроются в другом. Смеха в героическом эпосе нет и быть не может. Любая насмешка над героем снимет с него его высокий статус. Богам же смех нестрашен, так они априори выше человека, и позволено им гораздо больше. Ïðîâåäèòå «æóðíàëèñòñêîå ðàññëåäîâàíèå» è ñîáåðèòå ìàòå- ðèàëû (äîñüå) íà îäíîãî èç ãåðîåâ èëè áîãîâ ÿçû÷åñêîãî ýïîñà. Óêàæèòå èìÿ, ïðîçâèùà, îáñòîÿòåëüñòâà ðîæäåíèÿ, ãëàâíûå ñî- áûòèÿ æèçíè, ñîâåðøåííûå èì «ïðåñòóïëåíèÿ», êàê îí óìåð. Ïðèäóìàéòå è íàïèøèòå íåñêîëüêî êåííèíãîâ î ñâîåì ãåðîå. 26 Подробно этот вопрос освещен в отдельной главе в книге А. Я. Гуревича «“Эдда” и сага (М, 1979). БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ. Зарубежная литература Средних веков : хрестоматия. Вт. Т. 1. Языческий эпос. Клерикальная литература. Национальный языческий эпос. Рыцарская литература : учеб. пособие / сост. Л. А. Назарова, ОН. Турышева. Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2008. 448 с. 2. Ирландские саги / пер, вступ. ст. и коммент. А. А. Смирнова. МЛ Худож. лит, 1961. 299 с. 3. Мелетинский ЕМ. Кельтский эпос // История всемирной литературы. Вт. Т. 2. М. : Наука, 1984. 672 с. Старшая Эдда. Древнеисландские саги о богах и героях / пер. АИ. Кор- суна ; ред, вступ. ст. и коммент. МИ. Стеблина-Каменского. СПб. : Наука, 2015. 259 с. (Литературные памятники. Репр. воспроизв. изд. 1963 г. Эдда. Скандинавский эпос Электронный ресурс / пер, введение и коммент. С. Свириденко. М. : Изд. Ми. С. Сабашниковых, 1917. URL: http:// edda.in.ua/ru/teksti/starsha-edda/pisni-pro-bogiv/mova-visokogo (дата обращения 11.11.2016). 6. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. 213 с. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Ху доже ст вен н ы е тексты iБеофульфi. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. — М. : Худож. лит, 1974. — 576 с. (Библиотека всемирной литературы). Библиотека героического эпоса. Вт. Т. 2, 3. — М. : Книжный клуб Киновек, 2011. Западноевропейский эпос / пер. А. Корсуна, Ю. Корнеева. — СПб. : Азбука- Классика, 2002.— 988 с. Ирландские саги / пер, вступ. ст. и коммент. А. А. Смирнова. — МЛ Худож. лит, 1961. — 299 с. Исландские саги. Ирландский эпос. — М. : Худож. лит, 1973. — 864 с. Библиотека всемирной литературы). Кельтские мифы. Валлийские сказания. Ирландские сказания. — М. : Эксмо, 2009. — 640 с. Корни Иггдрасиля. Древнеисландская литература / сост. и отв. ред. О. А. Смирницкая. — М. : ТЕРРА-TERRA, 1997. — 638 с. Кэртин Дж. Легенды и мифы Ирландии / Дж. Кэртин ; пер. Л. А. Игорев- ского. — М. : Центрполиграф, 2008. — 224 с. Лики Ирландии. Книга сказаний / перс англ. СВ. Шабалова. — СПб. : Летний сад, 2001. — 286 с Младшая Эдда / подгот. О. А. Смирницкая и МИ. Стеблин-Каменский. — СПб. : Наука, 2006. — 144 с. (Литературные памятники. Репр. воспроизв. изд. 1970 г.). Похищение быка из Куальнге / перс ирл. СВ. Шкунаева, ТА. Михайло- вой, В. И. Ширяева. — М. : Наука, 1985. — 496 с. (Литературные памятники). Поэзия скальдов / пер. СВ. Петрова ; отв. ред, прил. и примеч. МИ. Стеблина-Каменского. — СПб. : Наука, 2004. — 184 с. (Литературные памятники. Репр. воспроизв. изд. 1970 г.). Предания и мифы средневековой Ирландии / под ред. Г. К. Косикова. — М. : Изд-во Моск. унта, 1991. — 284 с. Саги об уладах / перс ирл. Т. Михайловой и др. — М. : Аграф, 2004. — 640 с. (Наследие кельтов. Источники). Скандинавские мифы и легенды. От Одина до Тора. — М. : Эксмо, 2015. — 96 с. Старшая Эдда. Песни о божествах : Скандинавский эпос / пер, введи коммент. С. Свириденко. — М. : ЛЕНАНД, 2016. — 378 с. И с следования iБлейк С Пендрагон. Король Артур Рождение легенды / С. Блейк, С. Ллойд. — М. : Вече, 2006. — 352 с. Бондаренко Г. В. Мифология пространства древней Ирландии / Г. В. Бон- даренко. — М. : Языки славянской культуры, 2003. — 416 с. Гербер Х Мифы Северной Европы / Х. Гербер ; пер. Г. Петровой. — М. : Центрполиграф, 2012. — 346 с. Гуревич А. Я «Эдда» и сага / А. Я. Гуревич. — М. : Наука, 1979. — 192 с. Гуревич А. Я. История и сага / А. Я. Гуревич. — М. : Наука, 1972. — 200 с. Иванов В. В Происхождение имени Кухулина / В. В. Иванов // Проблемы сравнительной филологии. — МЛ, 1964. Маккалох Дж. А. Религия древних кельтов / Дж. А. Маккалох ; перс англ. С. П. Евтушенко. — М. : Центрполиграф, 2004. — 336 с. Петрухин В. Я Мифы древней Скандинавии / В. Я. Петрухин. — М. : АСТ ; Астрель, 2002. — 464 с. Рис А. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / А. Рис, Б. Рис ; перс англ. ТА. Михайловой. — М. : Энигма, 1999. — 480 с. Роллестон Т Мифы, легенды и предания кельтов / Т. Роллестон. — М. : Центрполиграф, 2004. — 172 с. Скандинавская мифология : энциклопедия / сост. К. Королев. — М. : Экс- мо ; СПб. : Мидгард, 2004. — 592 с. Стеблин-Каменский МИ. Мир саги. Становление литературы / МИ. Стеблин-Каменский. — Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. — 247 с. Широкова НС. Мифы кельтских народов / НС. Широкова. — М. : Астрель ; АСТ : Транзиткнига, 2005. — 431 с 43 |