Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. ДРЕВНЕГЕРМАНСКИЙ ЭПОС. СТАРШАЯ ЭДДА»

  • Асгард

  • Альфхейм

  • Нифльхейм

  • Средние века.Мет.указания. Средние века. История западноевропейской литературы средних веков


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеИстория западноевропейской литературы средних веков
    АнкорСредние века.Мет.указания
    Дата14.05.2023
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСредние века.pdf
    ТипПрограмма
    #1128670
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Героическое сватовство.Достигнув брачного возраста, Ку- хулин пользуется большим успехом у женщин племени. Чтобы не искушать ни их, ни себя, мужчины решают женить героя на одной из самых красивых девушек, по имени Эмер, отец которой, Форгáл Хитрый, желая смерти герою, ставит условием поездку Кухулина в Шотландию к деве-богатырше Скáтах
    6
    , от которой еще никто кроме Кухулина, который выполняет все условия и позже все-таки женится на Эмер) не возвращался живым Скатах — наделенная демоническими чертами женщина-воительница и прорицательница (имя образовано от корней тень и демон, королева мрачного острова (вероятно, царства теней, смерти

    21
    Форгал же сказал, что все это правда и что удивительные вещи совершили передним повелители колесниц уладские, но что если бы Кухулин побывал у Домнала Воинственного в Альбе, он проявил бы еще более удивительное боевое искусство, а если бы побывал он еще у Скатах, чтобы обучиться у нее боевым подвигам, то стал бы самым великим воином во всей Европе.
    <…> Когда они явились к Домналу, тот прежде всего стал учить их, как надувать кожаные мехи, лежа под плоским камнем с маленькой дырочкой. Им приходилось трудиться над этим до того, что пятки их начинали чернеть или синеть. Затем он научил их другой вещи взлезать по копью, воткнутому в землю, до самого его верха и стоять там одной ногой на острие. Это называлось изгиб героя на острие копья или стоянка героя на макушке копья Домнал сказал Кухулину, что его обучение не будет закончено, если он не побывает у Скатах, живущей на востоке
    Альбы [1, c. Военное обучение, связь с богатыршей. Кухулин едет к Скатах, и первый человек, кого он видит там, — это ее дочь Уáтах.
    На третий день пребывания там Кухулина Уатах дала ему совет Раз ты пришел сюда, чтобы обучиться боевому искусству, вот что ты должен сделать. Пойди и разыщи Скатах в том месте, где она сейчас находится, занятая обучением двух своих сыновей,
    Куара и Кета. Геройским прыжком лосося перенесись в тисовую рощу, где она находится. Сейчас она спит. Приставь меч к ее груди и потребуй от нее исполнения трех дел. Первое — пусть она обучит тебя боевому искусству полностью, ничего не утаив. Второе — пусть она даст тебе меня в жены, и ты поднесешь мне свадебный дар, как полагается. Третье — пусть она предскажет тебе все, что случится с тобой в жизни, ибо она знает будущее.
    Все случилось так, как предсказала Уатах
    7
    [1, c. Именно у Скатах Кухулин окончательно осваивает техникуме- тания дротиков и копий, бьется на мечах, почти летает вовремя боя прыжок лосося) и отрабатывает свой фирменный прием — метать
    7
    Кухулин обучился у Скатах многим боевым искусствам, она также предсказала ему великую славу и гибель в возрасте 30 лет
    ногой рогатое копье. Вовремя обучения Кухулин помогает богатырше победить ее соперницу Айфé. Последняя становится матерью сына героя.
    Поединок с сыном Очень распространенный в эпосе сюжет о том, как выросший сын отправляется на поиски отца, встречается сними, неузнанный, погибает на поединке (см. иранский эпос «Шахнамэ», древнеиндийскую «Махабхарату», русские былины об Илье Муромце. Только позднее, по какой-либо детали, отец узнает сына. Сын Айфе Кóнлайх был сражен своим отцом
    Кухулином.
    Выдающиеся ратные подвиги и героические поединки Самым ярким литературным образцом, в котором прославляется боевое искусство Кухулина, является сага Угон быка из Куалнге», где описывается серия его поединков с Фердиадом — побратимом
    Кухулина, вместе с ним проходившим обучение у Скатах.
    Связь с потусторонним миром Эта связь осуществляется посредством путешествия Кухулина в страну сидов, где он помогает им победить врагов, а позднее становится возлюбленным сиды по имени Фанд, жены короля, любовь к которой удалось победить только магическим путем, после чего богатырь вновь соединяется с любящей его Эмер.
    Эмер пошла к Конхобару в Эмайн-Маху и рассказала ему все, что случилось с Кухулином. Тогда Конхобар послал певцов, ведунов и друидов за Кухулином, чтобы они взяли его и привели в Эмайн-Маху. Кухулин хотел сначала убить их. Но они запели передним волшебные песни свои, крепко держа егоза руки и за ноги, пока не начал проясняться его разум. После этого он попросил пить. Они дали ему напиток забвения. И, выпив его, он забыло Фанд и обо всем, что с ним было. Затем они дали такой же напиток Эмер, ибо иона была в таком же состоянии.
    Мананнан же (муж Фанд. — Л. Н) потряс своим плащом между
    Фанд и Кухулином, чтобы они после этого никогда больше не встречались [1, c. Героическая смерть Вполне очевидно, что эпический герой, желая оставаться таковым в глазах племени, не может проиграть поединок, погибнуть или умереть по старости. Гибель Кухулина обосновывается его благородством, а также хитростью и коварством
    а не доблестью) недругов. Три гейса наложил на себя Кухук: не есть мяса собаки, не отказываться от пищи с любого очага, не отвергать просьб детей и женщин, особенно пожилых. Этим пользуется злая
    Медб, подсылая к Кухулину перед боем трех старух, предлагающих ему съесть кусок собачьего мяса сих очага. Это лишает героя силы, делая уязвимым для врагов. Он ехал по дороге в Мид-Луахайр и миновал равнину Мог- на. Тут завидел он на своем пути трех старух, кривых на левый глаз. Они жарили на вертелах из веток рябины собачье мясо, приправляя его ядом и заклинаниями. На Кухулине лежал зарок не отказываться от пищи с любого очага. Другой зарок лежал на нем — не есть мяса своего тезки. Не задерживаясь, он хотел миновать старух, ибо знал, что ничего доброго для него тут нет. Но одна из старух сказала ему Посети нас, о Кухулин!
    — Не пойду як вам, поистине, — отвечал Кухулин.
    — У нас здесь собачье мясо, — сказала старуха. — Будь у нас богатый очаг, ты, конечно, зашел бы. Но так как то, что у насесть, ничтожно, ты и не заходишь. Недостойно поступает великий человек, гнушаясь малым.
    Тогда Кухулин подошел к ней, и старуха подала ему собачью лопатку левой рукой. И Кухулин стал есть собачье мясо левой рукой и клал его под свою левую ляжку. И левая рука его, которой он брал собачье мясо, и левая ляжка, под которую он клал его, были поражены вовсю их длину, и не стало в них прежней крепости [1, c. Но даже будучи смертельно ранен, герой привязывает себя к камню, чтобы стоя лицом к врагам встретить свой последний миг.
    В этом смысле допустимо, пожалуй, говорить о том, что окончательное оформление статуса героя языческого эпоса возможно только через смерть, добытую ценой подвига. При этом сам подвиг становится таковым только тогда, когда он совершен во славу рода, без связи с которым герой ничего не значит Имеется ввиду мясо собаки (Кухулин — пес Кулана

    24
    2.1.2. Художественные особенности Ирландская сага изначально была произведением прозаическим. Позднее для большей выразительности рассказчики позволяли себе использование стихотворных вставок в наиболее драматические моменты повествования. Это были силлабические четверостишия, большей частью с парной рифмой или ассонанса- ми (повторениями гласных. Иногда применялась и аллитерация повтор согласных. В стихах обычно передается речь героев, особенно в момент высокого напряжения.
    Из числа средств художественной выразительности, наиболее часто используемых рассказчиками саг, отметим гиперболы, постоянные эпитеты, параллелизмы, олицетворения, троекратные повторы (в мотивной структуре) и др. Главные герои саг тесно связаны с окружающим их миром людей и вещей, последние нередко наполняются волшебным, мистическим содержанием и могут в какой-то степени замещать самого главного персонажа (так, частью Кухулина являются его конь Серый из Махи и его возница Лойг).
    По мнению ЕМ. Мелетинского, в генезисе ирландского эпоса, по-видимому, определенную роль сыграли топонимические и другие этиологические предания, что доказывается вступительными формулами Почему прозван Арт одиноким Нетрудно сказать. — Как произошло изгнание сыновей Уснеха? Нетрудно сказать. — Вот почему один из камней на этой равнине зовется камнем Лугайда” и т. п [3, c. 461]. Герои кельтского эпоса одновременно и ужасны, и благородны. В изложении их деяний много жестокости (Клянусь клятвой моего народа, с тех пор как я взял копье в свою руку, не проходило ночи, чтобы я не сделал набега на землю их, и ни разу не спал я, не подложив под колено головы коннахта» [2, с. 45]), но и жертвенности. Так, своеобразная трагическая вина Кухулина, как говорится водной из саг, состояла в том, что три недостатка было у него то, что он был слишком молод, то, что он был слишком смели то, что он был слишком прекрасен

    25
    2.2. ДРЕВНЕГЕРМАНСКИЙ ЭПОС. СТАРШАЯ ЭДДА»
    Эпос древних германцев, как и эпос кельтов, формировался в эпоху Великого переселения народов (в V–VIII веках, однако записывался он примерно в IX–XI веках и позднее. Борьба с язычеством, столь распространенная в Центральной Европе, привела к тому, что древние легенды сохранились по большей части на южном побережье Скандинавии. Однако в эпоху викингов
    (VIII–IX века, при Харальде Прекрасноволосом, первом короле Норвегии, интерес к ним упал. Те норвежцы, которым были дороги прежние традиции и свободы, переселяются в Исландию, поэтому бóльшая часть германских преданий была сохранена именно там. В отличие от записей кельтского эпоса, записи скандинавских преданий фиксируют гораздо более богатый мифологический материал. Кроме того, кельтские саги — произведения прозаические, а эпические сказания северных народов оформлены поэтически. Главным литературным памятником языческого эпоса германцев является Старшая Эдда». История появления Старшей Эдды» такова в 1643 г. исландский ученый Бриньольв Свейнссон нашел пергаментную рукопись
    XIII века, сюжеты песен которой были частично знакомы читателям по хорошо известному к тому времени учебнику скальдической
    9
    поэзии исландца Снорри Стурлусона (1178–1241) под названием
    «Эдда» (учебник этот был написан около 1222–1225 гг.). В связи с предположением, что Снорри черпал свои сюжеты именно из найденного, более древнего (старшего, источника, последний и получил название Старшая Эдда». Соответственно за прозаической
    «Эддой» Снорри закрепилось название Младшая Эдда». Позднее было доказано, что два эти памятника никак не связаны между собой, но названия остались. При этом этимология слова «Эдда» до сих пор остается спорной Поэзия скальдов (воинов-викингов, отведавших мед поэзии и потому способных в стихах прославлять своего конунга, выигранные битвы и т. д) — уникальное явление раннесредневековой литературы. Целью творчества скальды считали не столько самовыражение, сколько умелое конструирование так называемых кенингов — двусловных метафор, характеризующих определенное понятие (см. далее подраздел 2.2.3).
    Найденная Бриньольвом пергаментная рукопись хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене и поэтому называется
    Codex Regius (Королевский список. Установлено, что Старшая Эдда» написана в Исландии во второй половине XIII века и, возможно, представляет собой список с более древней рукописи, о которой ничего неизвестно. В основной своей части песни были сложены около X века древнегерманским аллитерационным тоническим стихом. Структура Старшей Эдды»

    Сборник включает 29 песен мифологического, героического и дидактического содержания. В корпус самых известных мифологических песен входят Прорицание вёльвы», Песнь о Трюме, Перебранка Локи» и др.
    10
    Главным же персонажем героических мифов становится богатырь Сигурд, судьба которого изложена в таких песнях, как Отрывок из Песни о Сигурде», Краткая Песнь о Сигурде». Также в героический цикл о Сигурде включаются прямо или косвенно связанные с ним Речи Регина, Речи Фафнира», Речи Сигрдри- вы, Первая песнь о Гудрун», Вторая песнь о Гудрун», Третья песнь о Гудрун», Поездка Брюнхильд в Хель», Гренландская песнь об Атли», Гренландские речи Атли».
    Образцом мифологического дидактического эпоса в «Эдде» служат Речи Высокого, под именем которого прячется верховный бог скандинавов Один. В научной литературе строфы, содержащие поучения, советы, называют гномическими. Отличительной чертой гномических строф, характеризующей эпос «Эдды», МИ. Стеблин-Каменский справедливо считает отражение в них черт мышления варваров, их языческой морали, согласно которой люди не делятся на добрых, хороших и злых, плохих. Водораздел проходит по категориям умный, практичный, богатый и глупый, лишенный здравого смысла, бедный Как правило, все исландские имена читаются с ударением на первом слоге. Сложные имена можно читать с двумя ударениями

    27 6
    Умом пред людьми похваляться не надо скрывать его стоит,
    если мудрец будет молчать — не грозит ему горе,
    ибо нет на земле надежнее друга,
    чем мудрость житейская Нету в пути драгоценней ноши,
    чем мудрость житейская;
    дороже сокровищ она на чужбине то бедных богатство Нету в пути драгоценней ноши,
    чем мудрость житейская;
    хуже нельзя в путь запастись,
    чем пивом опиться Меньше от пива пользы бывает,
    чем думают многие;
    чем больше ты пьешь,
    тем меньше покорен твой разум тебе Кто нравом тяжел,
    тот всех осуждает,
    смеется над всем ему невдомек,
    а должен бы знать,
    что сам он с изъяном Глупый не спит всю ночь напролет в думах докучных;
    утро настанет где же усталому мудро размыслить Муж неразумный увидит приязнь в улыбке другого;
    с мудрыми сидя,
    глупец не поймет над собою насмешки Гибнут стада,
    родня умирает,
    и смертен ты сам;
    но знаю одно,
    что вечно бессмертно:
    умершего слава Если глупцу достается в удел любовь иль богатство,
    не добудет ума он,
    но чванство умножит и спесью прославится [4, c. Перевод А. Корсуна

    Еще более очевидно языческое сознание германцев отражено в следующих строках Другу плати за приязнь ты приязнью,
    Даром на дар отвечай.
    Но умей заплатить за насмешку насмешкой
    И обманом воздать за обман

    28 43
    Другу плати за приязнь ты приязнью,
    Дружелюбен к друзьям его будь.
    Делать другом себе никогда тыне должен
    Того, кто бы друг был врагу твоему Если друга обрел ты, ему доверяешь
    И добра себе ждешь от него Открывай ему душу и делай подарки;
    Чаще его посещай Если вызвал знакомец твое недоверье,
    Ты же доброго ждал от него На словах будь приветлив, искрой подозренья,
    И обманом воздай за обман Если ждешь ты вражды от знакомца и думаешь,
    Что с тобою неискренен он, Будь с ним ласков вдвойне, затаи неприязнь ты:
    На притворство притворством ответь Перевод С. Свириденко

    Приведенные отрывки из Старшей Эдды» даны нами в разных переводах (Софии Свириденко, 1917, и Андрея Корсуна, 1963), чтобы наглядно продемонстрировать связь между техникой перевода художественного произведения и его восприятием. Мифология древних германцев. Происхождение мира Старшая Эдда» открывается Прорицанием вёльвы» — песней, включающей мифы космогонического (о происхождении мира и богов) и эсхатологического (оконце света, мира) содержания. Предыстория сюжета данного произведения такова Один, глава пантеона германских богов, приходит к священному ясеню
    Иггдрасиль к пророчице (вёльве) стем, чтобы от нее получить сакральное (тайное, сокровенное) знание о том, как был создан мири о том, что ждет всех в будущем, оконце света. Ответ вёльвы и составляет основное содержание песни.
    Согласно Прорицанию, а также другим мифологическим источникам (в том числе Младшей Эдде»), вначале времен
    существовала только Мировая бездна Гинунгагап, заполненная водой. Огонь, пришедший из космоса и пронесшийся над ней, нагрел воду. Из поднявшегося и застывшего пара появились перво- существо — инеистый великан Имир и корова Аудумла, которая облизывала соленые камни, чтобы молоком своим питать Имира. Из облизанных камней появился великан по имени Бури, породивший сына Бра. Асам Имир, огромный и неподвижный, не мог даже подняться на ноги. По разным версиям, от трения его подмышек или от сплетения ног появились инеистые великаны, среди которых была и Бестла, родившая от Бра трех сыновей — Одина, Вили и Ве, впоследствии убивших Имира и сотворивших из частей его тела землю Мидгард, позже отданную людям. В крови, вытекшей из Имира, утонули все его потомки.
    О происхождении человека в скандинавской мифологии говорится следующее гуляя вдоль океана, Один, Вили и Ве увидели две ветки, одну ясеневую, другую ивовую (встречаются самые разные варианты — дубовую и липовую, ольховую и пр. Из них они сделали мужчину и женщину, назвав их Аск и Эмбла (подругой версии, фигурки людей вылепили из глины карлики. Они не дышали,
    в них не было духа,
    румянца на лицах,
    тепла и голоса;
    дал Один дыханье,
    а Хёнир — духа Лодур — тепло и лицам румянец.
    И трое пришло из этого рода асов благих и могучих к морю,
    бессильных увидели на берегу
    Аска и Эмблу,
    судьбы не имевших [1, c. Здесь и далее перевод А. Корсуна
    Боги даровали людям жизнь, а судьбу им определяют три норны, вырезающие руны на священном ясене. Структура мира

    Образ Мирового Древа крайне популярен в мифологии разных народов, в первую очередь потому, что наглядно-образно воплощает идею линейного времени корни ассоциируются с прошлым, крона символизирует будущее, а ствол — настоящее. Вертикальная ось древних германцев, связанная с Иггдрасилем, включала в себя мир
    богов (асов, называемый
    Асгард, царство мертвых Хель, а также срединный мир, мир людей
    Мидгард. Здесь жена вертикальной оси, были расположены еще два мира, в которых обитали альвы альфы) — добрые и злые духи, являющиеся посредниками между богами и людьми. Пространство между Мидгардом и Асгардом заселяли светлые духи (их мир —
    Альфхейм), а пространство между
    Мидгардом и Хелем (
    Свартальфхейм) — темные духи, цверги.
    К темным силам скандинавы относили также карликов —
    нифлунгов (поздний вариант — нибелунги) и великанов — ёту-
    нов. Их земли
    Нифльхейм и Ётунхейм (исл. heimr — земля) расположены на горизонтальной оси мироздания. Там же находятся
    Муспелльхейм и Ванахейм — земли, занятые детьми Огня муспеллями и богами ванами. По версии М. Элиаде, Муспелльхейм и Нифльхейм существовали еще до начала времен, их взаимодействие (леди огонь) заполнило бездну и породило Имира. Известно также, что страна огненных великанов возглавляется Суртом. О происхождении ванов известно лишь то, что они древнее асов и что именно сними асы вели длительную войну.
    Мифологическое мышление древних германцев, как, впрочем, и многих других языческих племен, все чуждое, агрессивное и враждебное человеку связывало с севером и востоком. Именно эта часть света имеет в «Эдде» общее название
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта