Билеты по религии. Иванова и В. Н. Топорова
Скачать 1.27 Mb.
|
3. Было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности. Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Аниматизм Занятие сельским хозяйством связано с культом плодородия. Отсюда берет начало интерес к религиозным женским фигурами мужским, где подчеркнуто изображаются половые признаки. Древние "венеры" имеют "возраст" около 25 тысяч лет. С одной стороны - фигурки "венер" с исторически обусловленным матриархатом, существовавшим до освоения сельскохозяйственных угодий, и появления плуга. С другой - как раз культ "матери-земли" выражался в маленьких идолах Богини-матери и "венерах". Наблюдение над "захороненными" и потом заново родившимися злаковыми зернами у сельскохозяйственных племен, подтвердило неуничтожаемость всего живого. Началось одушевление природы, известного под названием аниматизма. (Аниматизм очень ярко проявился в греческой и славянской мифологии. Достаточно вспомнить греческих наяд и дриад, и нимф, населявших воды и леса древней Эллады. Дриады, например, рождались и гибли вместе с деревьями, а нимфы плескались в вечно подвижной морской воде. В лесу обитали еще кентавры (полулюди-полукони). Там же, в густой зеленой чаще, прятался Пан, покровитель всего живого. У славян, соответственно, в реках таились русалки, которые могли защекотать неосторожных купальщиков. В лесу же сидел "русский Пан" - Леший (от слова - лес) Анимизм Постепенно формируется анимизм — это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества Древние люди не могли объяснить, как появляются гром, гроза, смена времени года и т.п., и стали одухотворять силы природы. Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак - способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня. Мир духов — это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой. Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей присуща народам, проживающим на всей территории Земли. Как его развитие, появляются аниматизм, тотемизм. Тотемизм Тотемизм – одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой - либо группой людей (племя, роди определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами. Первоначально тотемом считались только настоящее животное. Тотемные животные нив коем случае не разрешалось убивать. Пришельцу из другого рода-племени, лишившего жизни священное животное, грозила неминуемая смерть. В тоже время, известны случаи принесения в жертву священных животных самими его "родственниками. Происходило "причащение" телом убитого животного. Кроме этого, почитали птиц, насекомых или же растения. Также было почитания священных деревьев. Существовали священные рощи, существовали траурные деревья - кипарисы, которые садили родственники у могил усопших. У славян священными деревьями считались березы, ау германиев - хвойные, особенно ель. Новогодняя, рождественская елка пришла ведь к нам из Германии, благодаря нововведению Петра Великого) Э. Дюркгейм обратил внимание на социальные функции тотемизма. Он полагал, что тотемные представления служат сплочению коллектива, первобытного клана, поскольку выступают в качестве видимого, материального утверждения генетического родства клана, происходящего от одного предка. По мнению С. А. Токарева, связь человека с тотемом проявляется • в запрете убивать тотемное животное • запрете употреблять тотем в пищу • вере в сверхъестественное происхождение от тотемного предка • вере в возможность магического воздействия на тотем. Именно тотемизм лежал в основе ритуалов, обрядов, совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни - рождения, посвящения (введения юноши в число взрослых охотников, смерти. В ритуале посвящения первобытный человек отождествляет себя с животным-предком, со своим тотемом, посредством сложных и нередко мучительных церемоний. В пещерах найдены относящиеся к палеолиту следы обряда посвящения - сделанные на мягкой глине отпечатки изуродованных рук. Именно тотемические столбики и дощечки обязательно находят этнографы на местах стоянок первобытных людей, отмечая их разнообразие. 3. Историография истории славянского язычества. Работы Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова. Начало научного исследования древних верований и культов в Европе было положено в конце XVIII — начале XIX века В этот период там быстро происходил процесс накопления эмпирического материала, связанного с древними верованиями и культами различных народов мира. В конце XVIII — начале XIX века появились и первые научные произведения, в которых предметом исследования стали восточнославянские языческие верования и культы. В частности, в это время увидели свет такие произведения, посвященные дохристианской духовной культуре, как Древняя религия славян ГА. Глинки, Славянская и российская мифология В.С. Кайсарова, Сказания русского народа И.П. Сахарова и др. Авторы этих исследований довольно часто использовали сомнительные источники. Вместе стем существенной заслугой исследователей конца XVIII — начала XIX века можно считать то, что они первыми поставили тему восточнославянского язычества в качестве научной проблемы и этим подготовили почву для ученых Мифологической школы. Научное изучение древних верований и культов было начато в Германии представителями так называемой Мифологической школы вначале века. Ее основатели, братья Якоби Вильгельм Гримм, и их последователи считали, что в устном народном творчестве, в волшебных сказках и легендах можно обнаружить следы древних мифов и представлений о языческих богах. Представители данного научного направления видели в мифах источник исследования национальной культуры и пытались с помощью языческой мифологии объяснять их происхождение, смысл устной народной поэзии и национальных языков. Среди восточнославянских ученых Мифологическая школа получила научное признание в х годах XIX века Ее яркими представителями были НИ. Костомаров, А.А. Потебня, А.А. Котляревский. НИ. Костомаров разработал научную методику исследования восточнославянской мифологии соединяющую элементы истории, фольклористики, лингвистики, этнографии, сравнительной мифологии. Одним из наиболее весомых трудов, посвященных теме славянского язычества, была монография НИ. Костомарова Славянская мифология, опубликованная впервые в 1846 году На основе письменных, лингвистических, фольклорных и этнографических источников, а также обнаруженных автором параллелей из других разделов индоевропейской мифологии историк кратко обрисовал главные черты дохристианского мировосприятия, представления славян-язычни-ков о структуре земного мира и сакральный мир богов. Другой представитель мифологической школы А.А. Потебня пытался доказать в своих произведениях тезис о взаимообусловленности представлений восточных славян и происхождения древнеславянского языка и тем самым положил начало возникновению нового лингвистического метода исследования отечественной дохристианской культуры в науке. Историографический интерес в русле исследования восточнославянского языческого мировоззрения представляет труд А.А. Потебни О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий, В нём ученый обозначил такую серьезную научную проблему, как соотношение некоторых древнеславянских терминов и языческих мировоззренческих представлений. Некоторые аспекты языческого мировоззрения наших предков были проанализированы А.А. Котляревским в его труде Погребальные обычаи древних славян В данном исследовании ученый одним из первых использовал на практике новейшую на то время методику комбинирования письменных, археологических, лингвистических и этнографических источников и этим положил начало комплексному подходу к использованию источников. При написании своей монографии А.А. Котляревский активно использовал письменные памятники и этнографические материалы, наработанные другими представителями Мифологической школы. Несмотря на название произведения, в исследовании дается характеристика не только погребальных обычаев, но и таких важных аспектов древнеславянских языческих представлений, как местонахождение и структура сакрального мира богов, вера в сверхъестественное родство человека и некоторых животных. Профессор ФИ. Буслаев провел большую работу по поиску и упорядочению древнерусских письменных источников. Результатом этой работы стало опубликование в 1858 году труда Историческая хрестоматия церковнославянского и русского языка в состав которого были включены полностью или частично 135 произведений древнерусской письменности XI—XVII веков, причем некоторые из них были опубликованы впервые. ФИ. Буслаев ввел в сферу научного исследования такой важный раздел народной культуры, как древнерусская иконопись В своем исследовании Сравнительное изучение народного быта и поэзии автор, в частности, коснулся такого аспекта древнеславянской языческой мифологии, как представления о небесных богах и древнеславянских демонических существах. Своеобразной энциклопедией славянского язычества в середине XIX века стала фундаментальная трехтомная работа АН. Афанасьева Поэтические воззрения славян на природу В этом произведении ученый с почти исчерпывающей полнотой изложил в систематизированном виде все то, что было на то время известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян В этом произведении исследователь впервые обозначил местонахождение и структуру небесного мира в сознании наших предков, а также коснулся таких важных аспектов архаического мировоззрения древних славян- язычников, как представления о природных стихиях, народных божествах и духах- хранителях. В целом можно утверждать, что впервой половине — середине XIX века исследователями Мифологической школы была создана достаточно основательная разносторонняя источниковедческая и концептуальная база исследования восточнославянских верований и представлений В середине XIX века в Российской империи значительно усилился интерес к языческим древнеславянским духовным традициям. На основе позитивистского подхода в науке возникла новая Историко-религиозная школа, среди представителей которой быстро получили популярность комбинированный и историко-сравнительный методы исследования восточнославянского языческого мировоззрения. В отличие от представителей Мифологической школы, использовавших в своих произведениях в основном этнографические источники и фольклорные материалы, исследователи Историко-религиозной школы опирались, главным образом, на немногочисленные древнерусские письменные источники Известный отечественный филолог, археограф и историк И.И. Срезневский не только значительно обогатил историографическую базу исследования восточнославянского язычества, опубликовав большое количество малоизвестных на то время древнеславянских письменных источников, но и попытался в ряде своих произведений реконструировать такие важные аспекты восточнославянского языческого мировоззрения, как генезис культов некоторых восточнославянских божеств, представления о дружелюбных и вредоносных духах в сознании наших предков Г. В. Булашов в конце XIX века впервые ввел в сферу научного изучения такой важный раздел народной культуры, как народные апокрифические легенды Историографический интерес в русле исследования восточнославянского языческого мировоззрения составляет труд Г. В. Булашева Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях Известный российский ученый Е.В. Аничков в своем произведении Язычество и древняя Русь, опубликованном при содействии Общества русского языка и словесности Императорской Академии наук, проанализировал древнерусские поучения против язычества, а также коснулся таких важных аспектов восточнославянского языческого мировоззрения, как представления об упырях и берегинях, культах некоторых народных и дружинных языческих божеств, содержании и идейной семантике религиозной реформы князя Владимира в 980 году, проблеме влияния христианской религии на мировоззрение древних славян Первая попытка реконструкции представлений древних славян-язычников о загробном мире на уровне отдельного исследования была проведена вначале века А. Г. Соболевым в монографии Загробный мир по древнерусским представлениям (1913). Исследователь в русле историческо-религиозной школы обобщил все известные теоретические исследования, связанные с верой восточных славян-язычников в сакральный мир богов и умерших людей, и обогатил их своими оригинальными наблюдениями. Существенные коррективы в изучение исследуемой проблемы внес известный историки этнограф Д.К. Зеленин. Ученый не только значительно обогатил этнографическую базу изучения древнеславянской языческой мифологии, но и предложил новые подходы к ее изучению, отличные от тех, которыми пользовались его предшественники. Д.К. Зеленин разделил языческие представления наших предков о покойниках на представления о своих и чужих мертвецах, упырях и «берегинях», и тем самым положил начало дуализму в изучении восточнославянской языческой демонологии. Кроме того, ученый ввел такие понятия в отечественную науку, как «заложний мертвец, «неизжитый век, своя и не своя смерть и этим обратил внимание последующих исследователей на самобытные особенности восточнославянского язычества. В е годы XX века партийно-советский механизм руководства наукой привел к глубокому кризису гуманитарной науки. Часть отечественных ученых были вынуждены покинуть родину и продолжить научную работу в других странах Начиная с концах годов XX века в Советском Союзе стала меняться в лучшую сторону ситуация с исследованием восточнославянского язычества. Так, в 1937 году увидела свет работа Д.К. Зеленина «Тотемы — деревья в сказаниях и обрядах европейских народов, обогатившая историческую науку новыми интересными идеями и наблюдениями Работа НМ. Никольского История русской церкви содержит интересный этюд — Дохристианские верования и культы днепровских славян написанный еще в дореволюционный период и опубликованный отдельным изданием в 1929 году. В данном разделе исследователь рассмотрел такие важные аспекты древнеславянского языческого мировоззрения, как тотемистический культ медведя у восточных славян, место упырей в традиционной языческой картине мира наших предков Серьезный вклад вдело изучения дохристианских мировоззренческих представлений наших предков внес советский этнограф С.А. Токарев, оставивший после себя научные труды, посвященные духовной культуре индоевропейских народов, в том числе и восточных славян. Большое значение вызывает тот факт, что С.А. Токарев в своем исследовании одним из первых поставил проблему места и роли родовых инициаций в жизни древних людей В послевоенные годы активизации изучения восточнославянских языческих верований и культов способствовало существенное обогащение археологической базы исследования славянского язычества. Советские ученые, основываясь на новейших данных археологии, подвергли критическому анализу многие дореволюционные концепции Довольно влиятельной среди советских исследователей была научная теория, согласно которой высокий уровень материальной и духовной культуры у восточных славян дохристианской эпохи был связан с распространением на восточнославянских землях христианства уже сначала первого тысячелетия н.э. . Язычество жене только не способствовало развитию духовной культуры, но и было главным препятствием в развитии восточнославянского общества Другую, противоположную точку зрения обосновал Б.А. Рыбаков. По его мнению, у наших предков в дохристианскую эпоху существовала довольно развитая языческая культура, включающая письменность, архитектуру и даже летописание Итогом многолетнего труда Б.А. Рыбакова над темой древнеславянских дохристианских верований стали его фундаментальные произведения Язычество древних славян и Язычество Древней Руси. Б.А. Рыбаков создал новую школу исследования восточнославянского язычества, в основе которой лежит использование новейших материалов археологических исследований, памятников материальной культуры и письменных источников. Изучением восточнославянского языческого мировоззрения активно занимались и представители структурно-семиотической школы исследования восточнославянской мифологии В.В. Иванов, В.М. Топоров и Б.А. Успенский В своих научных трудах данные исследователи использовали в основном данные лингвистики и фольклорные источники. В основу их работы была положена методика анализа бинарных оппозиций — противоположностей, свойственных дуалистическому мировоззрению первобытных людей. В своих произведениях ученые активно использовали параллели норманнской, древнеиндийской и балтийской мифологии. Показательной в этом отношении выглядит работа В.В. Иванова и В.Н. Топорова Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов Среди мифологических образов, которые анализируются в данной работе, большое место занимают персонажи славянской демонологии и божества языческого пантеона, генетически связанные с представлениями о сакральном мире богов. Теория основного мифа — теория в области индоевропейской мифологии, суть которой заключается в выделении основного её мифологического сюжета — сюжета борьбы Громовержца со Змеем. Теория основного мифа была создана лингвистами В. Н. Топоровым и В. В. Ивановым в ее годы. В отечественной гуманитарной науке того времени она отличалась новаторским подходом — сведением к нулю использования марксистской методологии и использованием в качестве основного структурного метода французского антрополога Клода Леви-Стросса, а также исследований российско- американского лингвиста РО. Якобсона. Большое значение в формировании теории сыграла индоевропеистика. Заметно также влияние старой мифологической школы (АН. Афанасьев и др. Основной миф, предлагаемый авторами, представляет собой реконструкцию, созданную на основе мифологических реконструкций. Он представляет собой сюжет |