Главная страница
Навигация по странице:

  • Махаяна более либеральна Согласно этому учению, дхармы как таковой не существует. Всё в мире лишено своего я. Это понятие пустотности - шунья

  • Билеты по религии. Иванова и В. Н. Топорова


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеИванова и В. Н. Топорова
    АнкорБилеты по религии
    Дата02.04.2022
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБилеты по религии.pdf
    ТипДокументы
    #436033
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Октавиан Август Август получил много политических, военных и жреческих полномочий сначала временно, потом на всю жизнь. Он приобрел или получил беспрецедентное количество высших магистратур Рима, включая верховного понтифика. Его реформы были
    представлены скорее как адаптивные, восстановительные и регулирующие, чем новаторские, проводились в пафосе восстановление традиционных ценностей, восстановление морали Август получил контроль над «pax deorum» (мир богов, поддерживал его до конца своего правления и назначил преемника, чтобы гарантировать его продолжение. Это оставалось основным религиозными социальным долгом императоров и сформировало специфику отношений императора и религии покровительство и защита Восточное влияние Важным результатом восточного влияния в Римской империи было появление мистических культов с идеалами, происходящими с Востока, которые действовали через иерархию, состоящую из передачи знаний, добродетелей и сил тем, кто был инициирован посредством тайных обрядов перехода. Культ Митры был наиболее заметным среди них, особенно популярным среди солдат, в основе которого лежало зороастрийское божество Митра. Общей темой среди восточных мистических религий, присутствующих в Риме, стало разочарование в материальных благах, сосредоточение внимания на смерти и озабоченность загробной жизнью. Эти атрибуты позже привели к обращению к христианству, которое на ранних этапах часто рассматривалось как таинственная религия. Синкретизм Римская империя расширилась, включив в нее разные народы и культуры в принципе, Рим проводил туже инклюзивную политику, которая признала латинские, этрусские и другие итальянские народы, культы и божества римскими. Те, кто признал гегемонию Рима, сохранили свои собственные культовые и религиозные календари, независимые от римского религиозного права. Автономия и согласие были официальной политикой, но новые основы римских граждан или их романизированных союзников, вероятно, следовали римским культовым моделям. Романизация давала явные политические и практические преимущества, особенно местным элитам. Посвящение Римской Капитолийской триады колониальным, а затем и имперским провинциям было логическим выбором, а не централизованным юридическим требованием. Основные культовые центры «неримских» божеств продолжали
    процветать известные примеры включают египетский культ Сераписа, храм Эскулапа в
    Пергаме и священный лес Аполлона в Антиохии.
    Граждане-солдаты Рима устанавливают алтари множеству божеств, в том числе своим традиционным богам, имперскому гению и местным божествам Они также принесли с собой римских домашних божеств и культовые практики. По той же причине, более позднее предоставление гражданства провинциалами их призыв в легионы принесли их новые культы в римскую армию. Торговцы, легионы и другие путешественники принесли домой культы из Египта, Греции, Иберии, Индии и Персии Особое значение имели культы Кибелы,
    Исиды, Митры и Соля Инвиктуса. Некоторые из них были инициирующими религиями, имевшими огромное личное значение, в этом отношении схожими с христианством.
    Культ императора В раннюю имперскую эпоху принцепсу предлагался культ гения в качестве символической отцовской семьи Рима. Его культ имели другие прецеденты популярный, неофициальный культ, предложенный могущественным благодетелям в Риме царские богоподобные почести, дарованные римскому полководцу вдень его триумфа В империи с большим религиозными культурным разнообразием имперский культ предлагал общую римскую идентичность и династическую стабильность. В Риме структура правительства была явно республиканской. В провинции это не имело бы значения в Греции император был не только наделен особыми сверхчеловеческими способностями, но ... он действительно был видимым богом, а небольшой греческий городок Акраифия мог предложить официальный культ освобождению Зевса Нерона на всю вечность. В Риме государственный культ живого императора признал его правление одобренным богами и легитимным. Как принцепс он должен уважать традиционные республиканские нравы имея фактически монархические полномочия, он должен их сдерживать. Он был неживым богом, а отцом своей страны (pater patriae). Когда принцепс умирает, решение о его восхождении на небеса или о его спуске в подземный мир было принято голосованием в Сенате. Христианство и упадок римского язычества

    Христианство и традиционная римская религия оказались несовместимы. Начиная со II века отцы церкви осуждали различные нехристианские религии, исповедуемые по всей Империи, как языческие. Уникальная форма имперского христианства Константина не пережила его После его смерти в 337 году два его сына, Констанций II и Констант, взяли на себя руководство империей и переделили свое имперское наследство. Констанций был арианином, а его братья - христианами Никейского происхождения. Племянник Константина Юлиан отверг галилейское безумие своего воспитания за своеобразный синтез неоплатонизма, стоического аскетизма и вселенского солнечного культа Юлиан стал Августом в 361 году и активно, но способствовал религиозному и культурному плюрализму, пытаясь восстановить нехристианские обычаи и права. Он предложил перестройку Иерусалимского храма как имперский проект и выступил против иррационального нечестия» христианской доктрины. Его попытка восстановить августовскую форму принципата с ним в качестве primus interpares закончилась его смертью в 363 году в Персии, после чего его реформы были отменены. Империя снова попала под контроль христиан, на этот раз навсегда. В 380 г, при Феодосии I, никейское христианство стало официальной государственной религией Римской империи Христианские еретики, а также нехристиане подвергались исключению из общественной жизни или преследованиям, хотя изначальная религиозная иерархия Рима и многие аспекты его ритуала оказали влияние на христианские формы, и многие дохристианские верования и обычаи сохранились в христианских праздниках и местных традициях.
    Феодосий I в 391 году официально принял никейское христианство в качестве имперской религии и прекратил официальную поддержку всех других вероучений и культов. Он не только отказался восстановить Победу в доме сената, но и потушил Священный огонь весталок и освободил их храм. Но несмотря на его активное разрушение традиционных культов и духовенства Рима, Феодосий рекомендовал своих наследников языческому Сенату в традиционных языческих терминах. Надо понимать, что Римская империя не стала однородно христианизированной, она оставалась страной религиозных контрастов Упадок римской религии можно объяснять по-разному, с помощью климатических изменений, экономического упадка, культурного изживания, политических перестроек и
    т.д. Я остановлюсь на обтекаемой формулировке упадок римской религии связан с упадком античного общества в целом, упадком римского и античного полиса как основы античной культуры, частью которой является римская религия.
    18. Религиозные представления в «Энеиде» Вергилия. Кратко об авторе и произведении, чтобы представлять, о чем вопрос

    Энеида - эпическое произведение на латинском языке, автором которого является
    Вергилий. Написана между 29 и 19 г. дон. э, и посвящена истории Энея, легендарного троянского героя, после падения Трои переселившегося в Италию с остатками своего народа. Поэма указывает на предопределённое богами происхождение Рима, а также прославляет потомка Энея, Октавиана Августа. В поэме приведены легенды, дающие обоснование извечной вражде между Римом и Карфагеном, а также возникновению латинов. Общая часть
    ✓ Воздействие «Энеиды» на римское общество следует искать не в религиозной, а скорее в политической сфере.
    ✓ Верования римлян отличаются от описанных Вергилием в «Энеиде», его концепция была включена в государственную религию римлян и активно использовалась Августом в политической пропаганде при насаждении императорского культа и обожествлении рода Юлиев.
    ✓ Август провозгласил себя потомком Энея, тем самым заявив о своем божественном происхождении и непрерывности греческой и римской традиции. Предопределённое богами происхождение Рима.
    ✓ Даже если римляне и не воспринимали «Энеиду» как энциклопедию жизни, официальная пропаганда позаботилась об этом.
    ✓ В целом в «Энеиде» нашла отражение народная религия римлян I века дон. э, представлявшая собой смешение римских и греческих народных верований, элементов восточных религий и отдельных направлений греческой философии. Религиозные представления
    ✓ Устройство мира в пантеистическом духе.
    ✓ Боги греко-римского пантеона стали персонажами «Энеиды».
    ✓ Боги постоянно вмешиваются в происходящие на земле события, принимая решения по итогам совещаний. НО Они не слишком подвержены страстями довольно безлики.

    ✓ Некоторые исследователи считают, что поэт ввёл их в повествование, только чтобы отдать дань традиции, но при этом сам в них не верил, как и основная масса образованных римлян той эпохи.
    ✓ Другие учёные отмечают, что Вергилий говорит о богах более серьёзно, чем Гомер, без фамильярности. С особенным отношением поэт мог относиться к Венере, которая для него в первую очередь Venus Gentrix, «Венера-Прародительница», — предок Юлиев.
    ✓ Для поэта появление богов в «Энеиде» могло быть необходимо, чтобы показать силу судьбы, которая правит людьми. Главная сила, которая движет Энеем вовремя создания собственного царства на новой земле. Этой силой является воля судьбы. Этаже сила способствует желанию его потомков править миром
    ✓ Боги в изложении становятся в значительной степени олицетворениями природных явлений, что характерно для стоицизма. Так, Юнона олицетворяет воздух, Вулкан
    — огонь.
    ✓ У Вергилия загробный мир недоступен для простых смертных. Путешествие Энея в царстве Аида возможно лишь при сопровождении жрицы Сивиллы.
    ✓ Религиозные идеи римлян касательно жизни после смерти очень сложны — это причудливое сочетание культов предков, традиционных обрядов и верований, элементов гомеровских представлений, идей Пиндара и Платона, элементов многочисленных мистических культов, как греческих, таки восточных. Это находит отражение в VI книге Энеиды.
    ✓ Значимое место занимает тема надлежащего захоронения после смерти. В «Энеиде» непогребенный спутник Энея просит о захоронении, чтобы он мог отдохнуть в тихом месте. Преобладающим способом погребения была кремация, но по крайней мере одну кость, которая олицетворяла собой все тело, было необходимо захоронить. Если умерший должным образом похоронен, он может присоединиться к остальным умершим в подземном мире.
    ✓ Желание навсегда отгородиться от мира умерших не распространяется на близких и любимых людей в «Энеиде» Эней пытается обнять отца, но точно также, как Ахилл,
    Агамемнон и Одиссей не в состоянии этого сделать.
    19. Религиозные представления в Метаморфозах Овидия Метаморфозы" - эпическая поэма Публия Овидия Назона, написанная им вначале века н.э. (между 2 и 8 годами, в которой рассказываются легенды о превращениях людей в животных, а также в предметы неодушевленной природы

    растения и камни, источники, светила и т. д. Эти мифы широко распространены в фольклоре различных народов. Поэма состоит из 15 книг. В книгу входят сюжеты о превращениях из греческой и римской мифологии, фольклора и исторических легенд они излагаются в исторической последовательности от времен сотворения мира (которое само по себе рассматривается как метаморфоз) до времен Юлия Цезаря (сюжет о превращении его в звезду. Соединение фантастики с реальностью характерно для всей поэмы Овидия. Его герои, с одной стороны, сказочные мифологические фигуры, с другой - обыкновенные люди. Повествование не усложнено никакими глубокомысленными рассуждениями. Превращения в "Метаморфозах" - обычно результат вмешательства богов в судьбу героев. Иногда они вызваны несправедливой злобой божества или являются заслуженной карой за проступок действующего лица Подчас, спасаясь от грозящей беды, персонажи поэмы сами молят богов об изменении своего внешнего облика. Так, нимфа Дафна, которую преследует влюбленный Аполлон, обращается к своему отцу, богу реки Пенею, с просьбой о помощи Молит "Отец, помоги, ведь сила есть у потоков, Лик мой скорей измени, уничтожь мой гибельный образ" Кончила речь, и тотчас тяжелеют гибкие члены, Нежную грудь покрывает кора, поднимаясь все выше. Волосы в листья у ней превращаются, руки же в ветви, Ноги - ленивые корни уходят в черную землю Вот и исчезло в вершине лицо, но краса остается. Любит по-прежнему Феб и, ствола рукою касаясь, Чувствует, как под корой ее грудь трепещет живая. Он обнимает ее, он дерево нежно целует. Кн I, ст 545-554) Богатство античной мифологии позволило Овидию изобразить в поэме самые различные персонажи Перед читателями проходят герои различного возраста и пола юноши, скромные девушки, старики и старухи, зрелые, умудренные жизнью мужи. Герои
    Овидия - это в сущности его современники, но как бы перенесенные в сферу мифа, опоэтизированные и облагороженные.
    20. Происхождение буддизма и структура буддийского канона общие сведения. Буддизм возникает в VI-V вв. дон. э. на северо-востоке Индии в долине реки Ганга.
    Основатель Сиддхартха Гаутама или Будда Шакьямуни. История о том, как Сиддхартха стал Буддой Родился в семье правителя небольшого княжества на северо-востоке. Отцу предсказали, что сын будет либо великим завоевателем, либо великим духовным учителем. Отец решил, что лучше сын будет правителем. Мальчика оградили от всех страданий. Жил в роскоши и незнании о страданиях. Нов лет решил вместе со слугой на колеснице выехать из дворца. В первый раз увидел старика, во второй раз больного, в третий трупа затем аскета, который пытался найти конец человеческим страданиям. Покинул дворец, 6 лет занимался аскетизмом, но понял, что это лишь изнуряет тело и затуманивает разум. Сел поддерево Бодхи и последней медитации и изнурения со стороны демона Малы к нему пришло просветление о нирване и дхарме (учении. Исторические предпосылки Кризис ведической религии выливается в появление настических (тех, что против вед) учений. Ведизм постепенно превращался в брахманизм. Брахманизм оправдывал сложившеюся кастовую систему с превосходством касты брахманов священнослужителей. Долина Ганга была экономически более развитой, чем остальная часть Индии. Здесь идёт активное социальное расслоение, что приводит к недовольству низов, и конфликту между брахманами и кастой кшатриев (военных. Буддизм зарождается в условиях социального кризиса. Он со своей идеей избавления от страданий обращается к человеку, как к личности, а не представителю касты. Буддизм стал активно поддерживаться кшатриями. Структура канона Канон называется Типитака или Трипитака (три корзины. Состоит из трёх частей. Был записан в 80 г. дон. э. на Шри Ланке на пальмовых листьях и помещён в три корзины. Записан на языке пали и поэтому называется палийским каноном.
    1) Виная-питака (в переводе правило. Свод правил жизни членов общины (сангхи), правила приёма в общину, исповеди. Содержит 227 правил (для женщин 8 доп. правил, наказания за нарушения и истории, которые объясняют, почему Будда ввёл то или иное правило.
    2) Сутта-питака (в переводе нить. Нить рассказов из пяти разделов (никаев) о жизни Будды, сборник его высказываний о кастах, брахманах, аскетах и т. д.
    3) Абхидхамма-питака (в переводе сверхдхарма). Всеми книгах дана классификация и объяснения дхарм (учений, законов бытия. Трактовки высказываний Будды.

    21. От сансары – к нирване. Основные черты вероучения буддизма тхеравады. Махаяна и хинаяна. Жизнь есть страдание. Сансара - цепь перерождений. Смерть не ведёт к избавлению от страданий. Избавление от страданий - нирвана. Нирвана - выход на новый уровень бытия, растворение личности в мироздании. Нирваны может достичь только человек. Это сформулировано Буддой в четырёх благородных истинах
    1) существует страдание
    2) существует причина страдания – желание
    3) существует прекращение страдания – нирвана
    4) существует путь, ведущий к прекращению страдания – благородный восьмеричный путь Путь состоит из правильных
    1) Воззрения
    2) Намерения
    3) Речи
    4) Поведения
    5) Образа жизни
    6) Усилия
    7) Памятования
    8) Сосредоточения
    Тхеравада (учение старейших) - старейшая из сохранившихся буддистских школ. Возникает около 250 г. дон. э. Это консервативная школа. Согласно ей, Будда - обычный человек, который достиг просветления и ушёл из мира навсегда, поэтому молитвы бессмысленны. Истинная цель — это становление архатом святым, то есть достижение нирваны. Изначально необходимо достичь нирваны, затем вернуться в мира далее окончательно уйти в медитацию и нирвану, став буддой. Таким образом Буддой может стать каждый путём строго соблюдения Палийского канона, восьмеричного пути. Однако, чтобы достичь нирваны, необходимо непросто строго соблюдать правила, но и принадлежать к монашеской общине. Миряне же вынуждены работать на свою карму, совершая благие поступки, чтобы уже в следующей жизни стать монахом. Поэтому данная школа принадлежит к Хинаяне. Тхеравада не приветствует активную миссионерскую деятельность, каждый должен отдельно пройти путь спасения. Она распространилась на Шри Ланку и Юго-Восточную Азию (Таиланд, Камбоджа, где смешалась с местными верованиями. Там идея нирваны отошла на второй план, уступив место наработке кармы.

    Хинаяна (малая колесница — это узкий путь спасения. Её противоположность - школы Махаяны (большой колесницы, то есть широкого пути Раскол произошёл в I–
    II вв. н. э.
    Махаяна более либеральна Согласно этому учению, дхармы как таковой не существует. Всё в мире лишено своего я. Это понятие пустотности - шунья. В священном тексте сутре Лотоса сказано, что Будда истинная природа всех дхарм, всё сущее, которое будет проявляться во всех последующих буддах, он бессмертен. У Будды три тела
    1) Закон. Видимо вовремя просветления.
    2) Наслаждение. Видимо мастерами учителям учения.
    3) Явленное тело. Для мирян. Буддой также может стать каждый. Необходимо нести учение Будды даже после того, как человек достиг нирваны. Это становление бодхисатвой. Необходимо пробуждать в каждом человеке пранджу - чувство присутствия высшего ведения.
    Бодхисатвы бывают
    1) Царями. Они спасают всех и сразу.
    2) Лодочниками. Спасают по одному.
    3) Пастухами. Спасают всех и затем уходят в нирвану. Таким образом в махаяне насчитывается более тысячи будд. В некоторых школах почитаются 5 бодхисатв. По мере распространения на восток в Китай и Японию стал особенно активно почитаться будда Амита. Он помогает всем, кто к нему обратится. Поэтому в махаяне становятся распространены мантры и молитвы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта