Главная страница
Навигация по странице:

  • Фалес учил, что первооснову вселенной составляет единая субстанция, и это вода, которая несет в себе зачаток движения и жизни. Еще один натурфилософ из Милета Анаксимен

  • Квирином

  • Фламины

  • Билеты по религии. Иванова и В. Н. Топорова


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеИванова и В. Н. Топорова
    АнкорБилеты по религии
    Дата02.04.2022
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБилеты по религии.pdf
    ТипДокументы
    #436033
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    зоолатрии и тотемизма Характерными проявлениями тотемизма было особое отношение к змеям, в которых, по весьма распространенным верованиям, переселялись по преимуществу души героев. Культ священной змеи существовал в Олимпии, в
    Элевсине, в Афинах, где змею – хранителю города ежемесячно выдавалась медовая лепешка К древней зоолатрии восходит и почитание некоторых олимпийских божеств в образах животных – Геры, с ее непременным эпитетом в «Илиаде» волоокая, в виде коровы. Статуи олимпийских богов представляют их часто вместе сих спутниками животными Афину со змеей или с совой, Афродиту – с лебедем или голубем, Артемиду – с ланью. Жриц Артемиды в аттических городах называли медведицами. Нравы греков в эпоху архаики стали цивилизованнее и мягче, чем в героический век. Вера в божественную справедливость, которая распространяется навесь мир, изменила отношение к выходцам из чужого полиса и даже к варварам. В них уже не видели врагов, по возможности подлежащих уничтожению, сними поддерживали торговые отношения, соблюдали по отношению к ним справедливость, в военное время трупы врагов не подвергались надругательствам, подобным тем, что воспеты в «Илиаде», их хоронили или выдавали родственникам для погребения. Свободных эллинов, взятых в плен, не
    убивали и не обращали в рабов, но возвращали за выкуп. Из народной жизни постепенно исчезает обычай кровной мести. Жизнь стала безопасней, и жители большинства эллинских городов уже не носили, как в героический век, оружия повседневно, его брали с собой отправляясь в путешествие или в иных обстоятельствах, нов основном уже только на войну. Архаическая и классическая греческая религия реконструируется на основе необыкновенно богатой мифологии и ритуала. В основе ритуала лежит миф тот и другой являются одновременно местными всеобщим, поскольку местные варианты очень часто имеют соответствия в других местностях. Тоже и с богами их атрибуты, легенды о них и даже имена изменяются в зависимости от места и культурного контекста. Сочинения еще одного великого греческого поэта – Гесиода (Теогония, Труды и дни, рисуют картину жизни Греции в архаическую эпоху. По его мнению, в древности все было лучше, но жизнь на земле постоянно ухудшалась, и хуже всего стало жить именно сего времени. Гесиод в поэме Теогония описал падение человеческого рода, перешедшего от золотого века к серебряному, затем к медному веку, далее к бронзовому веку великих героев Гомера и, наконец, к нынешнему железному веку. Основную часть произведения Гесиода Труды и дни составляют советы и наставления земледельцу, а также моральные поучения и правила хорошего тона, иллюстрируемые несколькими хорошо известными притчами. Не традиция, а живая жизнь звучит в стихах Гесиода, обедневшего землевладельца из области Беотия. В этой социальной среде господствовали идеалы, отличные от тех, которые исповедовали аристократические герои гомеровского эпоса. Согласно Гесиоду, религиозный долг требует не пренебрегать тем, что должно быть сделано, и избегать того, чего делать не следует. В эпоху архаики из мифологической теогонии вырастают первые опыты философского осмысления начал мироздания. Вначале века в ионийском Милете
    Фалес учил, что первооснову вселенной составляет единая субстанция, и это вода, которая несет в себе зачаток движения и жизни. Еще один натурфилософ из Милета Анаксимен первопричиной вселенной называл другую стихию – воздух Самым глубоким натурфилософом из ранних досократиков был также милетец – Анаксимандр, который основой мироздания считал

    «апейрон» – вечную и бесконечную субстанцию, не сводимую ник одной из четырех стихий и пребывающую в вечном движении, в процессе которого из апейрона выделяются противоположные начала – тепла и холода, сухости и влажности.

    15. Греческая религия в классическую и эллинистическую эпоху Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии во всем укладе общественной и культурной жизни по сравнению с V–IV вв. дон. э. Расселившиеся по всему Ближнему Востоку греки и македоняне принесли на новую родину свои исконные культы олимпийских божеств, которым они поклонялись. Однако на новых местах традиционные греческие боги подверглись серьезной трансформации как под влиянием новых условий жизни среди коренного восточного населения, таки под воздействием более разработанных и древних восточных религиозных систем. Культы греческих богов Зевса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Артемиды и других приобретают новые черты, заимствованные у исконных древневосточных божеств Ормузда, Митры, Аттиса, Кибелы, Исиды и др. Характерным для религиозного синкретизма является не только совмещение функций греческих и восточных черт в системе традиционных греческих или

    древневосточных богов, но и появление синкретических новых божеств. В неспокойной общественной и политической обстановке эллинистического мира, в котором рушились и воздвигались царства, уничтожались и перемещались обширные массы населения, происходили глубокие перемены в жизни, политические потрясения, люди начинают обожествлять Судьбу — Удачу в качестве богини Фортуны, приносящей счастье, славу и богатство. Были обожествлены такие понятия, как Добродетель, Здоровье, Счастье, Гордость. Одной из особенностей религиозных поисков эллинизма является обожествление царствующего монарха. Маленький подданный нередко рассматривал могущественного владыку огромной державы как сверхчеловека, близкого богам, как часть божественного мира. Сами эллинистические правители, стремясь идеологически обосновать и укрепить свое Господство, сплотить свои многонациональные государства, активно внедряют свой культ среди подвластного им населения. В эллинистический период в религиозно-политической жизни получают распространение идеи мессианства, вера в приход божественного спасителя — мессии, который должен освободить угнетенный народ от ига завоевателей Как правило, идеи мессианства распространялись среди малых народностей, насильственно включенных в состав крупных эллинистических держав, подвергаемых жестокому угнетению центрального и местного аппарата эллинистических монархий. В целом эллинистический период характеризуется активными поисками новых религиозных форм и идей, тягой к монотеизму и этическим сторонам религиозных учений В религиозных поисках рождались идеи, которые впоследствии войдут составной частью в христианство.
    В период классики особое значение — как религиозно-культурное, таки
    общественно-политическое — в жизни большинства греческих полисов приобрели празднества в честь главного божества — покровителя полиса, чей культ существенно укреплял единство гражданского коллектива, являясь одним из столпов полисной идеологии Религиозные ритуалы, торжественные процессии, обильные жертвоприношения и пиршества входе этих празднеств, как правило, сопровождались гимнастическими состязаниями и театральными представлениями. В Афинах св. дон. э. совместно почитались древние божества Аттики, Афина и Посейдон, росло влияние культа Диониса. По-прежнему был велик престиж общеэллинских святилищ в Олимпии и
    Дельфах, однако несколько упало значение Делоса, подпавшего под власть Афин. В период классики в Греции появляются странствующие учителя красноречия

    — софисты (Протагор, Продик, Горгий, Антифонт, Алкидамант и др, которые не только были скептически настроены в отношении богов, но и всей своей деятельностью убедительно показали на практике относительность истины Софисты подвергли резкой критике традиционные установления и представления общества (включая религиозные. В IV в. дон. э. в религиозном сознании греков наступил некий драматический разлом. Его причинами стали обрушившиеся на эллинов бедствия Пелопоннесской войны и последовавший за нею кризис полиса. Впрочем, несмотря на распространение в это время в полисном обществе скепсиса и рационализма (наряду с мистицизмом, официальная религия еще долго сохраняла сильные позиции, оставаясь одной из основ идеологии полиса и привычной формой выражения патриотических чувств. В полисном мире не существовало ни жреческих корпораций, ни богословских трудов, ни религиозного догматизма и фанатичной нетерпимости. В полисе жрецом мог стать любой свободный человек, жрецы оставались на положении государственных служащих, круг их обязанностей ограничивался исполнением ритуалов и жертвоприношениями Одной из обязанностей жрецов были предсказания будущего по внутренностям жертвенных животных и полетам птиц, по небесным знамениями виду молний. Особым почетом и известностью у греков пользовались оракулы — прорицалища, где жрецы возвещали волю богов. Самыми знаменитыми были оракулы Зевса в Додоне (Эпир) и Аполлона в Дельфах (Фокида). В последнем — исключительный случай — пророчествовала жрица (пифия. Как особая форма служения богам воспринимались и спортивные состязания считалось, что боги радуются, видя людей, исполненных силы и здоровья. Главным спортивным праздником в Древней Греции были Олимпийские игры,
    установленные, по преданию, самим Гераклом На время игр провозглашалось священное перемирие. Эти спортивные состязания проводились через каждые четыре года в Олимпии (область Элида на Пелопоннесе, чередуясь с религиозными обрядами и жертвоприношениями. Религия Древнего Рима в период до принципата. Коллегии жрецов. Гадания. Общая такая вот характеристика. Римская религия была практичной и договорной, основанной на принципе do ut des: Даю то, что вы можете дать. Религия зависела от знаний и правильной практики молитв, ритуалов и жертвоприношений, а не от веры или догм, хотя латинская литература сохраняет научные размышления о природе божественного и его связи с человеческими делами. Даже самые скептически настроенные представители интеллектуальной элиты Рима, такие как Цицерон, который был авгуром, рассматривали религию как источник социального порядка. По мере расширения Римской империи мигранты в столицу принесли свои местные культы, многие из которых стали популярными среди итальянцев. Христианство было в конце концов самой успешной из них ив году стало официальной государственной религией. Для обычных римлян религия была частью повседневной жизни. В каждом доме была домашняя святыня, в которой совершались молитвы и возлияния домашним божествам семьи. Райские святыни и священные места, такие как источники и рощи, были разбросаны по городу. Римский календарь был структурирован вокруг религиозных обрядов. Женщины, рабы и дети участвовали в различных религиозных мероприятиях. Некоторые общественные ритуалы могли проводиться только женщинами, и женщины сформировали, пожалуй, самое известное духовенство Рима, поддерживаемых государством весталок, которые веками ухаживали за священным очагом Рима, пока не распались под христианским господством. Греческое влияние Присутствие греков на итальянском полуострове сначала исторического периода повлияло на римскую культуру, введя некоторые религиозные обычаи, которые стали такими же фундаментальными, как культ Аполлона. Римляне искали точки
    соприкосновения между своими главными богами и богами греков (интерпретация грека, адаптируя греческие мифы и иконографию к латинской литературе и римскому искусству, как это делали этруски. Этрусское влияние Этрусская религия также оказала большое влияние, особенно на практику гадания. Согласно легендам, большинство религиозных институтов Рима можно проследить до его основателей, в частности, Нумы Помпилия , второго сабинского царя Рима , который вел переговоры напрямую с богами. Эта архаическая религия была основой mos maiorum, пути предков или просто традиции, считавшейся центральным элементом римской идентичности. Мифология и космогония Рим не предлагает местного мифа о сотворении и небольшой мифографии, чтобы объяснить характер его божеств, их взаимоотношения или их взаимодействие с человеческим миром, но римское богословие признавало, что di immortales (бессмертные боги) правили всеми царствами небес и земли. Между ними были
    ✓ боги верхних небес
    ✓ боги подземного мира
    ✓ мириады меньших божеств. Некоторые явно отдавали предпочтение Риму, потому что Рим уважал их, но ни один из них не был по сути своей, безнадежно чуждым или чуждым. Политическая, культурная и религиозная согласованность возникающего римского сверхгосударства требовала широкой, всеобъемлющей и гибкой сети законных культов. В разное время ив разных местах сфера влияния, характер и функции божественного существа могли расширяться, перекрываться с другими и определяться как римские. Изменения были встроены в существующие традиции. Пантеон Несколько версий полуофициального структурированного пантеона были разработаны в период политической, социальной и религиозной нестабильности поздней республиканской эпохи. Юпитер самый могущественный из всех богов и источник покровительства, на котором основывались отношения города с богами, неизменно олицетворял
    божественную власть высших должностей, внутренней организации и внешних отношений Рима В архаичную и раннюю республиканскую эпоху он разделял свой храм, некоторые аспекты культа и несколько божественных характеристик с Марсом и
    Квирином, которые позже были заменены Юноной и Минервой. Концептуальная тенденция к триадам может быть указана более поздней сельскохозяйственной или плебейской триадой Церера, Либера и Либеры, а также некоторыми дополнительными тройственными группировками божеств Имперского культа. Другие главные и второстепенные божества могли быть одинокими, спаренными или связанными ретроспективно через мифы о божественном браке и сексуальных приключениях. Эти более поздние римские пантеистические иерархии являются частично литературными и мифографическими, частично философскими творениями и часто имеют греческое происхождение.
    Эллинизация латинской литературы и культуры поставляется литературные и художественные модели для переосмысления римских божеств в свете из греческих олимпийцев, и способствовала ощущению, что эти две культур имели общее наследие. Коллегии жрецов Коллегия понтификов — орган древнеримского государства, членами которого были высшие жрецы государственной религии. Она состояла из Великого Понтифика и других понтификов, Rex Sacrorum, 15 фламинов и весталок (RS – часть жреческих должностей, зафиксированных за патрициями, фламины – жрецы отдельных богов, весталки – жрицы Весты. Коллегия Понтификов была одной из четырех основных священнических коллегий. Первоначально, их ответственность ограничивалась надзором как за государственными, таки за частными жертвоприношениями, но со временем их обязанности возросли. Другими коллегиями были авгуры (которые читали предзнаменования, (пятнадцать человек, которые выполняют обряды - те самые фламины, но потом срослись) и Эпулоны (которые устраивали праздники на фестивалях. Название понтифик возможно намекает на очень раннюю роль в умиротворении богов и духов, связанных с рекой Тибр.
    Великий понтифик был самым важным членом коллегии. Дог. дон. э. великий понтифик обладал исключительной властью назначать членов в другие священства в коллегии.
    Фламины были жрецами, ответственными за 15 официальных культов римской религии, каждый из которых был назначен определенному богу. Тремя главными
    фламинами были
    ✓ Фламин Диалис (Юпитер)
    ✓ Фламин Мартиалис (Марс)
    ✓ Фламин Квириналис (Квирин) Божествами, культивируемыми двенадцатью малыми фламинами, были Кармента, Церера, Фаласер, Флора, Фуррина, Палатуа, Помона, Портунус, Вулкан (Вулкан,
    Вольтурнус и два, чьи имена утеряны. Весталки были единственными женщинами-членами коллегии. Они отвечали за охрану священного очага Рима, поддерживая пламя внутри храма Весты. Гадания Практика гаданий, по мнению историков, имеет этрусские корни. Ауспиции (в узком смысле птицегадание, в широком гадание вообще) также использовались в общественном культе под наблюдением авгура или председательствующего магистрата. Авгуры угадывали волю богов, исследуя внутренности после жертвоприношения, особенно печень. Они также истолковывали знамения, чудеса и знамения и формулировали свое искупление. Большинство римских авторов описывают Ауспицию как древнюю,
    этнически этрусскую чужую религиозную профессию, отдельную от внутренней ив значительной степени неоплачиваемой священнической иерархии Рима, существенную, но никогда не вполне респектабельную. В период середины и конца республики такие деятели как Гракх, Марий и его антагонист Сулла оправдывали свою совершенно иную политику божественно вдохновленными высказываниями частных прорицателей, в частности сирийских. Сенат и армии также использовали публичные Ауспиции: в какой-то момент в период поздней республики Сенат постановил, что римских мальчиков из благородных семей нужно послать в Этрурию для обучения гаданию.

    17. Религия Древнего Рима в период принципата и поздней античности Также общая х-ка (как в 16 б) Римская религия была практичной и договорной, основанной на принципе do ut des: Даю то, что вы можете дать. Религия зависела от знаний и правильной практики молитв, ритуалов и жертвоприношений, а не от веры или догм, хотя латинская литература сохраняет научные размышления о природе божественного и его связи с человеческими делами. Даже самые скептически настроенные представители интеллектуальной элиты Рима, такие как Цицерон, который был авгуром, рассматривали религию как источник социального порядка.
    По мере расширения Римской империи мигранты в столицу принесли свои местные культы, многие из которых стали популярными среди итальянцев. Христианство было в конце концов самой успешной из них ив году стало официальной государственной религией. Для обычных римлян религия была частью повседневной жизни. В каждом доме была домашняя святыня, в которой совершались молитвы и возлияния домашним божествам семьи. Райские святыни и священные места, такие как источники и рощи, были разбросаны по городу. Римский календарь был структурирован вокруг религиозных обрядов. Женщины, рабы и дети участвовали в различных религиозных мероприятиях. Некоторые общественные ритуалы могли проводиться только женщинами, и женщины сформировали, пожалуй, самое известное духовенство Рима, поддерживаемых государством весталок, которые веками ухаживали за священным очагом Рима, пока не распались под христианским господством. Развитие религии в период принципата К концу республики религиозные и политические службы стали более тесно переплетаться должность верховного понтифика стала де-факто прерогативой консульства.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта