Билеты по религии. Иванова и В. Н. Топорова
Скачать 1.27 Mb.
|
Мехмед II как член суфийского ордена Мехмед 2 является членом 6 Суфийского ордена Накшбанди. Накшбанди— один из двенадцати суфийских орденов (тарикатов), названный в честь одного из своих знаменитых шейхов - Бахауддина Накшбанда (Шейха Накшбанда), мавзолей которого находится в Бухаре (расположенном на территории современного Узбекистана) и является местом активного паломничества. Духовная генеалогия шейхов ордена Накшбанди восходит не к четвертому (праведному) халифу «хызрату» Али, как у большинства тарикатов, а к праведному) халифу Абу Бакру. Поучению накшбандийцев, существует несколько макам (остановок, стоянок) - ступеней суфийского путина которых человек сначала просто читает молитву, потом начинает контролировать свое дыхание, поведение, учится рационально распределять время. Высшая ступень — открытие сердца Всевышнему, допущение туда Его ради состояния фана. Падение Византийской империи и его всемирно-историческая роль. В феврале 1451 г. Османская империя потеряла своего правителя – умер султан Мурад II. Его преемником стал сын Мехмед. Свое правление он начал стандартно, приказав убить брата Амурата, которому было 9 месяцев отроду, и еще нескольких родственников. Устранив возможных претендентов на престол, Мехмед II приступил к осуществлению своей заветной Цели окончательному уничтожению Византийской империи и захвату Константинополя. Это было мечтой всех османских правителей. Константинополь оставался последним препятствием на пути воссоединения европейских и азиатских земель Османской империи. Мехмед II серьезно подошел к вопросу и, чтобы не распылять силы и средства, заключил мирные соглашения со всеми своими соседями на Западе. Затем он провел войну в Малой Азии с эмиром Карамана. Обладая значительным военным превосходством, Мехмед вначале г. нанес поражение эмиру, после чего заключил с ним выгодный мир. В это же время была построена крепость Анатоли-Хиссар на азиатском берегу Босфора. На дипломатическом уровне обе империи поддерживали дружеские отношения, обменивались визитами посольств, было заключено выгодное для Византии соглашение. В марте 1452 г. турки начали строить крепость уже на европейском берегу, в непосредственной близости от Константинополя. Это привело к открытому разрыву отношений между империями. Тайное стало явным. Крепость Румели-Хиссар была построена в рекордно короткий срок. Уже в августе 1452 г. строительство было закончено. Крепость имела сильный гарнизон и мощную артиллерию. Две турецкие крепости по берегам Босфора контролировали выход из Констинополя в Черное море. Подвоз хлеба из Причерноморья был под контролем султана. Турки стали брать со всех кораблей, проходивших через проливы, большую пошлину и тщательно их досматривали. Наступил момент противостояния двух империй, двух правителей. Султан Мехмед II был молод, энергичен, обладал острым умом, непреклонной волей и жаждой власти. На пути к цели он не стеснялся в выборе средств, был жестоки необуздан в желаниях. Предания рассказывают, как Мехмед II приказал вскрыть животы у 14 рабов, чтобы узнать, кто похитил дыню из сада. Передают, что он часто бродил по ночному городу, переодевшись нищим, атому, кто его узнавал, грозила смерть. Биографы сообщают, что султан знал несколько языков, изучал математику, астрономию и философию. Ради объективности нужно сказать, что это не первый и далеко не последний султан – любитель наук, ценитель искусств и мастер маскарадов. От начала исламского мира и до наших дней включительно сотни одиозных мусульманских правителей, желающих оставить свой след в истории, выполняют стандартный набор поэзия, философия, ночные прогулки по столицами необычайная жестокость. А их биографы стандартно фиксируют силен, умен, суров, но справедлив. Этот шаблон уходит своими корнями в самое начало исламского мира, во времена Джамахерии – время правления четырех праведных халифов. После смерти и вознесения на небо Пророка исламским государством, в то время единственным Багдадским халифатом, правили прямые преемники Мухаммеда. Первые четверо халифов названы святыми, а общее время их правления – Джамахерией. Тогда учение было живыми люди спорили и думали, а не зубрили и выполняли. Благополучие граждан и их жизнь были ценностью, а халифы действительно ходили по ночному Багдаду, изучая общественное мнение, – для коррекции управления. А результатом ночных прогулок турецких султанов были отрубленные головы и обрезанные уши своих граждан. В том, что Мехмед II интересовался математикой, сомневаться не приходится. Именно он перед войной с Византией провел модернизацию турецкой армии. Основные усилия султан сосредоточил на создании собственного флота и мощной артиллерии. В Адрианополе был построен завод по отливу пушек. Флот и артиллерия стоили огромных средств, но именно они принесли главные победы Мехмеду: артиллерия – при штурме Константинополя, флот – при покорении островных государств Эгейского моря. В это время в Константинополе готовился к отражению агрессии последний византийский император Константин XI Палеолог Драшаш. По свидетельствам современников, Константин был храбрыми энергичным человеком. К сожалению, другими выдающимися качествами он не обладала этих было явно недостаточно для ослабевшей империи и ее столицы в столь трудный час. О неспособности Константина XI организовать отпор агрессии говорит тот факт, что когда стало ясно, что война неизбежна, бегство знатных и состоятельных жителей на Запад приобрело массовый характер. К середине марта 1453 г. Мехмед II собрал под своими знаменами армию в 150 тыс. человек. Вначале апреля 1453 г. передовые полки Османской империи подошли к стенам Константинополя. Турецкая эскадра из 30 боевых и 330 вспомогательных кораблей вошла в Мраморное море. Чуть позже пришел турецкий флот из Черного моря. Началась осада столицы Византии. Преимущество турок было явными значительным, но количество никак не перерастало в качество. Турецкая артиллерия изо дня вдень обстреливала город, но из- за несовершенства орудий, техники стрельбы и неопытности самих артиллеристов результаты были незначительными. На море была та же картина. Наспех набранные экипажи, неопытные капитаны кораблей не очень помогали штурму Константинополя. Осажденные успешно отбивали атаки турок, но помощи им ждать было не от кого. К концу второго месяца осады Мехмед назначил днем генерального штурма города 29 мая и обещал отдать Константинополь на разграбление своим воинам на 3 дня. Утром 29 мая 1453 г. начался штурм. Первая атака была отбита. На второй приступ двинулись основные силы турецкой армии. Оборона была прорвана, турки ворвались в город. Первыми дрогнули итальянские наемники, но сопротивление продолжалось. Константин сражался до конца и вместе с личной охраной погиб в бою. Мехмед II велел найти его тело, отрубить голову и выставить в центре города на высокой колонне. Турки перебили остатки византийских войск и приступили к грабежу. Очевидец этих событий, сам захваченный в плен, Сфандзи пишет В некоторых местах, вследствие множества трупов совершенно не было видно земли. В жилищах плачи сетования, на перекрестках вопли, в храмах слезы, везде стоны мужчин и стенания женщин турки хватают, тащат, обращают в рабство, разлучают и насильничают. Трое суток длился грабеж. Часть жителей была убита, часть взята в рабство. Свидетели сообщают, что турки гнали из Константинополя десятки тысяч пленников и продавали их на невольничьих рынках. Многие жители, надеясь на небесное заступничество, укрылись в храме Святой Софии, но их постигла общая участь. Через 3 дня грабеж был остановлен и Мехмед II торжественно вступил в поверженный Константинополь. Исполнилась его мечта. По преданию, он въехал в Святую Софию на белом коне и был поражен великолепной архитектурой храма, его размерами и красотой фресок и велел превратить его в мечеть. Спадением Константинополя Византийская империя фактически перестала существовать. Для греческого народа это было полной катастрофой. Произвол турок был ужасным. Греческое население оказалось абсолютно бесправным, религия – вне закона. Греки рассматривались только как рабы. Это было время массового исхода греков на Крит, в Италию и даже Россию. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/20774/1/suzumov-1968-2.pdf - доп. инфа по Византии 43. Мистика и философия в исламе. Фальсафа, аль-Бируни и мыслители-рационалисты Исламский мистицизм – суфизм. • Учение о пути (тарике) нравственного самосовершенствования для слияния с Абсолютом. • Главное - представление о единстве души с ее божественным началом. • Поиск ответа на вопросы, возможно ли постижение Бога и чем и как должен руководствоваться человек в своем жизненном поведении. • Любовь выступала как посредник. • Три типа сотворенных сущностей: ангелы, свободные от каких-либо земных страстей животные, лишенные интеллекта, который мог бы освобождать их от страстей, люди, которым одновременно присущи разум и страсти. • Распространены специфические мистические практики, способствующие достижению определенного психического состояния. Философия вошла в исламскую науку впервые периоды её развития (прим. VIII–IX вв.). Главной и, пожалуй, единственной особенностью философии ислама является её неотрывная связь с Книгой Жизни - Кораном. o Доктрины исламской философии опираются на её содержание и делают попытки осмыслить или растолковать смысл, заложенный в Священном писании. Исламская философия имеет специфические особенности o Эта философия является душевной, религиозной - основывается на религиозные аспекты, верования, а её центральными объектами есть вопросы о Боге, Разуме, душе. Ведь душа является первым самым совершенным актом естественного тела с целью приобретения жизни в потенции. o Исламская философия основывается на монотеизме, тщательно анализирует мысль о божестве. Будто она вступает в спор с калямитскими учениями, своего времени, му‘тазилитов и аш‘аритов и показывает недостатки тех учений. o Единый (Бог, по мнению философии Ислама, – Творец, Создатель. Он создал нечто из ничего. Таким образом, природа в исламской философии очень прочно связана с метафизикой. Исламская философия имеет в своих основах логику. o Ставит логическое мышление на должный уровень и отчасти полагается на разум в рассмотрении проблем божественности, бытия, человека. Цель исламской философии - рассмотрение искусства логики. Человеческий разум – сильнейшая мощь среди всего потенциала человека. Основательно его человек называется существом разумным. Разум двух видов практический, тот, что управляет телом и упорядочивает действия и теоретический (также его называют различающим, который обособляется знанием и познанием. o При помощи разума мы объясняем, доказываем, открываем практические истинны. Исламская философия имеет особенность согласования (между мыслями философов. Согласование между одними философами и другими. o Согласование между преданием и разумом. Исламская философия тесно связанная с наукой. o Философия дополняет науку и наоборот - природа и математика очень крепко связаны с философскими познаниями, и нельзя представить одного без другого. Фальсафа – мусульманская философия IX–XII веков, которая опиралась, преимущественно, на авторитет Аристотеля. Основные положения • Понимание Бога как первопричины. • Утверждение вечности и несотворенности материи как абсолютной возможности. • Понимание первоматерии как небытия. • Эманационная теория происхождения мира. • Для философов характерен энциклопедический характер знания. Аль-Бируни – великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Впервые на Среднем Востоке Бируни высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли. • В природе все существует и изменяется по законам самой природы, а постигнуть эти законы можно только с помощью науки. • Подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом сомнения, возникающие входе исследования, устранять. могли бы опыт и повторное испытание. • Излагая религиозно-философские учения индийцев, рассматривал концепцию Бога, подчеркивал идею богопознания как пути к спасению обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию деятеля, действующей причины, которая в разных индийских учениях представлена в виде Бога, или естества, или времени, или материи, которая есть и естество и причина времени. Рационализм — это философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания, развития и поведения людей являются принципы разумной целесообразности. 44. Суфизм и суфийские ордена в исламе. Концепция И. Р. Насырова. Суфизм – это особое мистическое, религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным через посредство личного психологического опыта непосредственное духовное общение (созерцание или соединение) человека с божеством. Он существует как в суннитском исламе, таки в шиитском. Оно достигается путем экстаза или внутреннего озарения, ниспосланных человеку, идущему по Пути к Богу с любовью к нему в сердце. Состояние транса для них было средством, ноне самоцелью. Основными составляющими суфизма принято считать аскетизм, мистицизм, утончённую духовность, подвижничество. Цель, которую ставили суфии – это духовное, интуитивное, непосредственное познание божества. В основе их концепции мистического Пути была заложена идея нравственного очищения (духовный джихад) и совершенствования человека. Концепции суфизма • Духовное соединение с Божеством как высшая цель жизни мистика • Концепция совершенного человека через аскетизм • Божественная милость одинаково распространяется на всех • Эзотерическое толкование откровений Корана Появление суфизма было связано с реакцией ревностных поборников чистоты ислама на его извращение халифами и их приближенными. Сам Мухаммед к аскетизму и монашеству не призывал, но относился с уважением к аскетам. Первые общины суфиев появились в Ираке и Сирии вначале в, затем быстро распространились повсюду от Испании до Индии. Вначале суфии вызывали настороженное к себе отношение и даже преследование властей, однако стечением времени к суфиям привыкли. Одним из первых известных суфиев был крупнейший богослов раннего ислама аль- Хасан аль-Басри. В проповедях ранних суфиев нашли выражение пессимистические настроения, навеянные всепоглощающим страхом перед божьим судом, мысли о тленности земных наслаждений, звучали мистические мотивы всепоглощающей, бескорыстной любви к Богу и стремления сблизиться с ним. B X-XI вв. суфизм приобретает характер мощного народного и интеллектуально- культурного движения. В этот период сложилась в основных чертах суфийская традиция, были созданы труды, зафиксировавшие главные положения суфийской теории и систематизировавшие накопленное к тому времени суфийское знание. Выдающейся фигурой в истории суфизма является выходец из Андалусии Ибн Араби, творчество которого наложило неизгладимый отпечаток на многие аспекты арабо- мусульманской культуры - теологию, философию, поэзию. Его труды подвели итог более чем трехвековому развитию суфийской мысли. Для него свойственно доведенное до крайности иносказательное толкование Корана и Сунны. Искомую цель суфия он интерпретировал как соединение души с божеством, ее полное растворение в нем с утратой земной призрачной индивидуальности. Используя кораническую символику и мифологию, Ибн Араби разработал учение об эпифании - самопроявлениях абстрактного Абсолюта в форме конкретных сущностей, учение о "совершенном человеке, рассматривающее человека как "образ Бога" и причину творения. Он также систематизировал суфийские представления об иерархии святых- мистиков. Достигнув в XIII - XIV вв. расцвета, философский суфизм позднее утратил свои творческие потенции. Признанные суфийские авторитеты позднего средневековья занимались главным образом популяризацией основ исламского мистицизма. Суфиев называли дервишами, те. нищими, поскольку они презирали богатство, считая, что только аскеза поможет освободиться отличного существования и слиться с Богом. Этот путь духовного познания — тарикат — включает в себя ряд ступеней совершенствования покаяние, осмотрительность, воздержание, аскетический образ жизни и др. Последней ступенью была макама, те. покорность, поднявшись на которую суфий подходит к последней стадии совершенствования, на которой происходит полное слияние с Богом. Суфии отрицают прошлое и будущее, рай и ад. Бог — единственная реальность, а мир — это видимость. Человек — это частица божественною, поэтому он должен стремиться к слиянию с Богом. Эти положения противоречат ортодоксальному исламу и осуждаются им. Ритуалами установленным формам богопочитания суфии противопоставляют этическое благочестие, воплощенное в сакрализованном понятии любви. Внутри самого суфизма есть немало различий в практике совершения религиозных обрядов искание Бога проходит у некоторых суфиев в сопровождении музыки или танца, которые, как они полагают, превосходят мысль (к этому прибегал Джалаледдин Руми, которого называли Мевлана, — основатель ордена вертящихся дервишей. У других суфиев отличительной чертой выступает символизм — умственное упражнение, вовремя которого акцентируется внимание на зашифрованном смысле букв, как это делают евреи Каббалы. Иногда религиозная практика суфиев предполагает бесконечное повторение обращений к Богу, с помощью которых адепты ищут единения с Ним. СУФИЙСКИЕ ОРДЕНА Ордена объединяют учеников учителя-суфия. Обучение — прежде всего посвящение, передача опыта учителя ученику. Именно привязанность к данному учителю сплачивает группу, как это было в школах древней Греции ив эпоху средневековья на Западе. Арабский термин орден — «тарика», что означает путь, выражает идею духовного продвижения к Богу. В истории ислама известны десятки орденов, многие из которых существуют и сейчас. Некоторые насчитывают сотни тысяч членов (если не несколько миллионов. Однако более точные данные получить трудно, так как контакт учителя с учеником является тайным. Ордена носят обычно названия, происходящие от имени их основателя. Среди наиболее влиятельных и известных назовем следующие • накшбандия — орден, основанный в XIV в. и активно действующий в Средней Азии • кадирия — братство, основанное в Багдаде в 1166 г. и распространенное от Среднего Востока до Индии • тиджания — братство, основанное в Магрибе в конце XVIII в. и активно действующее в черной Африке • санусия — братство, основанное вначале в, активно действующее в Ливии ив районах Сахары • мюридизм, основанный в Сенегале в конце XIX в. (эта школа будет описана более детально. Хотя все эти ордена и братства теоретически примыкают к суфийскому движению, доля мистицизма в обрядах значительно колеблется в разных братствах, причем некоторые из них иногда играют больше политическую, чем религиозную роль. Братства кадирия и тиджания в целом отличаются достаточной терпимостью. Второе из них, в частности, никогда не испытывало трудностей в отношениях с французскими колониальными властями, чего нельзя сказать о братстве санусия, которое получило свое развитие в очень неспокойное время. Отношения братств с иными направлениями в исламе достаточно сложные. Более традиционные направления ислама, видят в суфизме и братствах такие новшества, которые заслуживают порицания. Братства гордятся своей ортодоксией, проявляющейся, в частности, в буквальном выполнении предписаний Корана. А некоторые из них, защищаясь от оппонентов, соотносят свои дополнительные обряды с первыми халифами или даже с самим пророком. Что касается традиционного ислама, то он видит в мусульманской мистике бегство из мира и риск впасть в суеверие. Иными словами, братства, атакуемые и справа и слева, никогда не находятся в благоприятной обстановке в мусульманских странах. Так, в Иране во времена правления аятоллы Хомейни, где суфизм более раздроблен и эзотеричен, по сравнению с другими региональными вариантами, режим был настроен к нему явно враждебно. Там суфийские центры закрывались и преобразовывались в традиционные мечети. В Турции существование братств допускается неофициально, а вертящиеся дервиши Кониа представляются как атрибуты фольклора или как развлечение для туристов. Таким образом, многие мусульманские правительства прикрывают деятельность братств завесой умолчания. Тем не менее, значение братств не уменьшается. В Сенегале, в частности, мюриды оказывают значительное влияние на политическую и религиозную жизнь. Однако наибольший интерес вызывает деятельность братств в Средней Азии. Эти две стороны мусульманской реальности не противоречили, а дополняли друг друга официальный, контролируемый ислам успокаивал власть, которая будто бы становилась хозяином положения, а что касается параллельно существовавших исламских братств, то их полуподпольный характер позволял сохранить минимальную подготовку и практику в сфере религии. • Накшбандия Это братство (или орден) было основано Мухаммедом Бахааддином Накшбандом. Оно особенно активно в Дагестане и Туркмении и, по оценочным данным, охватывает не менее 10% верующих мусульман. Адепты накшбандии — набожные мусульмане, которые привносят в обычную практику ислама обычаи, привитые их духовными наставниками. Вовремя посвящения, называемого «талкин», ученик дает клятву следовать по пути («тарика»), который приведет его к Богу. Ему вручается диплом «идижаза». Обряды заключаются в ежедневном чтении дополнительных молитв, которые иногда представляют собой бесконечное повторение одной и той же фразы. Разв неделю и, кроме того, по случаю больших праздников или похорон совершается религиозная церемония - «зикр». Буквально этот термин означает воспоминание Бога. Вовремя зикра слышны песнопения и молитвы, сопровождаемые иногда ритмическими движениями. Напомним, что и вертящиеся дервиши, члены братства в Турции, исполняют символический танец вовремя зикра. • Мюриды Это одно из интереснейших явлений современного ислама. Оно было основано в конце прошлого века набожным мусульманином, шейхом Амаду Бамба. Примечательно и то, что в этом движении внимание акцентируется на образовании и труде адепты (талибы) по указанию своего духовного наставника упорно и бескорыстно работают на благо общины. Этот наставник, называемый шейхом, подчиняется непосредственно главному халифу мюридов великому марабу, находящемуся в городе Туба (его штаб-квартира расположена в 150 км от Даккара). Строгая дисциплина мюридов придает движению сплоченность и силу. Щедрость талибов приносит шейхами великому марабу финансовые средства, необходимые для их существования, а менее щепетильным обеспечивает собственное благополучие. Наличие личной власти главного халифа ведет к тому, что мюридизм часто ассимилируется с одним из многочисленных мусульманских братств — «тарика» (арабское слово, которое характеризуется верностью учению наставника. Однако мюриды несогласны стем, чтобы их рассматривали как братство, и заявляют о своей приверженности к суфизму. В книгах основателя движения — Амаду Бамба — значительное место отводится медитации верующих. • Черные мусульмане С самого начала политическая цель американского движения «Black muslims» не скрывалась его лозунг — Америка — африканцам. Его приверженцы рассматривают себя как потерянную и обретенную нацию ислама в Северной Америке. Ссылка на ислам оправдывается использованием пяти ежедневных молитв, обращенных в направление Мекки, и запретом употреблять свинину и алкоголь. Основатель движения Элийя Мухаммед (Пуль — по своему рабскому имени) счел нужным добавить к исламу малоортодоксальные верования он основал свою религию в 1931 г, после того как ему явился Аллах в облике некоего Фарда Мухаммеда и назначил его – Пула, своим посланником. Черные мусульмане признают, что Бог вначале мира создал только черных. Белые — результат эксперимента ученых ада, и они незаконно присвоили себе право господствовать над миром. Но это положение скоро изменится, и черные будут мирно править на Земле. Наиболее известным из черных мусульман является экс-чемпион мира по боксу Кассиус Клей, ставший Мухаммедом Али после обращения. КОНЦЕПЦИЯ НАСЫРОВА: Mistitsizm.pm6 (iphras.ru) (122-151) |