Билеты по религии. Иванова и В. Н. Топорова
Скачать 1.27 Mb.
|
1. Коран — священная книга мусульман. Общая характеристика • Слово Коран происходит от арабского чтение вслух, назидание. • Согласно исламскому вероучению, он был передан путём откровения пророку Мухаммеду и является Последним Заветом для человечества. • Согласно мусульманской традиции, передача Корана была осуществлена через ангела Джибриля (архангела Гавриила) и длилась без малого 23 (точнее 22, с 610 по 632 год) года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан). • Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. • Достоверным (мутаватир) является и письменная запись Корана и его прочтение, а также сохранен язык, на котором ниспослан Коран — литературный классический) арабский. Структура Корана • Коран включает в себя 114 сур (глав) разной длины. • Суры, за некоторыми исключениями, расположены в Коране не хронологически, а в зависимости от их размера первые представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. • Исследователями суры делятся на две группы — мекканскую и мединскую. Первая группа относится к периоду, когда Мухаммед только начинал свой путь пророка (всего 87). Вторая группа относится ко времени, когда пророк получил широкое признание и почитание (всего 27). Более поздние мединские суры уделяют меньше внимания туманным размышлениям о страшном суде и тому подобном и больше концентрируются на формулировании правил поведения, оценке исторических событий и тому подобном. • Все суры разделены на аяты (стихи. По различным подсчётам в Коране от 6204 до 6236 аятов и более 320 тысяч букв. • Коран также разделён на семь равных частей (манзилей) для удобства чтения Корана в течение недели. • Деление Корана на 30 частей (джуз), позволяет прочитывать Коран равномерно в течение одного месяца. Содержание сур крайне разнообразно — здесь есть и изложения основ мусульманского права, и описания реальных исторических событий периода противостояния Мекки и Медины. • Позднее в дополнение к Корану появились устные предания, хадИсы, повествующие о жизни пророка. Вскоре после смерти Мухаммеда хадисы стали собираться его последователями ив девятом веке были сформированы шесть сборников, составившие так называемую Сунну Около четверти текста Корана описывает жизнь различных пророков, описания большей части которых совпадают с библейскими. В число пророков вошли ветхозаветные патриархи Адам, Ной, цари Давид и Соломон и другие. Последним в списке пророков идёт сам Мухаммед и утверждается, что после него никаких других пророков уже не будет. Мусульмане считают, что содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня. Человека, знающего Коран наизусть, называли хафизом, или хранителем. По преданию первым хафизом был сам Пророк. Все мусульмане благоговеют перед Священным Писанием (хранится в отдельной чистой комнате или на отдельной полочке на стене, которая обязательно расположена выше всего находящегося рядом, а в комнате, где находится Коран, мусульмане должны вести себя пристойно, без распрей, проявления высокомерия и эгоизма. Основные положения Главные идеи мусульман и исламской веры основаны, прежде всего, на вере в Единого Бога, которым, как как уже упоминалось является Аллах. А также на том, что истинным, главными последним посланником Аллаха на этой земле является пророк Мухаммед. Важнейшие суры и аяты Корана • Сура 1. Самая известная сура «Аль-Фатиха» (Открывающая Книгу, называемая также Матерью Корана, неоднократно читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневных молитв. • Сура 36. «Йа-Син». В учении ислама эта сура является сердцем Корана. • Сура 112. Очень короткая сура «Аль-Ихлас» является своеобразным символом веры ислама. Её название значит Искренность. • Сура 2, аят 255, называемый аят «Аль-Курсий» (Аят Трона. Одно из самых ярких высказываний о вселенском владычестве Аллаха над всем, что Он создал. Именно этот аят, по словам Мухаммеда, стоит в Коране на первом месте. • Сура 24, аят 35, «Аят о Свете — стих, описывающий славу Божию. 2. Характеристики Аллаха, мусульман, людей книги, христиан, немусульман Аллах – это суть самого учения ислам Бог Создатель всего сущего, дословно Тот, Кому следует поклоняться вечен и не был рожден Аллах уникален и без него мир не мог бы существовать лишь Аллах следовательно достоин всеобщей любви и поклонения обладает всевидящим оком, праведная и неправедная жизнь человека Ему видна сразу именно служение великому Аллаху освобождает человека от любого рабства, как от других людей, таки от сил природы Исламская религия не признает других богов, кроме Аллаха, ведь в принципе есть только один Бог, который всё создали который всем управляет. Мусульманин — это человек, который считает своей религией Ислама потому изучает свою религию и действует в соответствии с ней. Цель жизни мусульманина — достичь довольства Аллаха, чего он добивается совершением угодных Ему дел. Некоторые нормы нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти • правдивость • искренность • вежливость, корректность • изгнание злобы, ненависти, зависти • сила нравственная и физическая • терпимость и умение прощать • терпеливость • скромность • достоинство и самоуважение • поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и самосовершенствованию • желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам • щедрость Люди Писания в исламе — последователи иудаизма и христианства и сабии, которые считают Божественными Писаниями имеющиеся у них книги Таурат (Тора, Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие. Термином люди писания мусульмане отделяют их от язычников. Отношение мусульман и людей писания по Корану • Ислам запрещает мусульманам оскорблять или покушаться на жизнь, имущество, честь и достоинство людей Писания • Близость по духу (ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят "мы - христиане. это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия (5:82)) • Дозволенность пищи христиан • Разрешены брачные узы с людьми писания (При этом следует отметить, что данное правило действует лишь в том случае, если мусульманин (те. мужчина) намерен вступить в брачные узы с христианкой или иудейкой) • Достойный диалог (если вступаете в спор с людьми писания, то ведите его наилучшим образом (29:46)) • Прощение (после того, как прояснилась им истина, многие из людей писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли е. Простите их и будьте великодушны (2:109)) 3. Правила жизни мусульманина • Произнесение шахада или словесного свидетельства о своей вере "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед -посланник Аллаха. • Индивидуально или коллективно верующие должны пять разв день совершать салат (намаз) или молитву, стоя на коленях и обращая лицо к Мекке. • Соблюдать саул (пост) рамадан (рамазан) в течение месяца. В этот месяц днем мусульмане отказываются от пищи, не пьют, а также избегают интимной близости. • Давать закатили налог в пользу бедных. • Совершить хотя бы разв жизни хадж - паломничество в Мекку. Тот же, кто по разным причинам не может лично совершить хадж, может и должен нанять себе "заместителя, то есть человека, который совершит это вместо него. Одной из догм ислама, является джихад или священная война, которую обязан вести каждый мусульманин в случае ее провозглашения – это джихад меча. Кроме того, выделяется джихад веры, то есть наказание за преступление перед верой. 40. Различные школы исламского богословия. Понятия тарикат, тафсир. Типы экзегезы Корана Школы исламского богословия - это различные исламские школы и ответвления в различных школах мысли относительно акиды (вероисповедания. По словам Мухаммада Абу Захра , кадариты , Jahmis , Murji'ah , мутазилиты , батиниты , Ашари , Матуридите , Асарию являются древними школами исламского богословия. Суннитские школы богословия Термин сунниты относится к тем, кто следует или поддерживает сунну пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что Мухаммад не назначал преемника для руководства мусульманской уммой (общиной) перед своей смертью, и после начального периода замешательства группа его самых видных соратников собралась и избрала Абу Бакра , близкого друга и отца Мухаммеда. зять, как первый халиф ислама. Мусульмане-сунниты считают первых четырех халифов ( Абу Бакр , Умар ибн аль-Хаттаб , Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб ) « аль-Хулафаур-Рашидун » или Праведными халифами. После Рашидуна это положение превратилось в наследственное право, и роль халифа была ограничена тем, что он был политическим символом мусульманской силы и единства. • Атаризм - это движение исламских ученых, которые отвергают рационалистическое исламское богословие ( калам ) в пользу строгого текстуализма при толковании Корана. Их учеников называют Атарийя или Атарис. o Для последователей движения Атари ясное значение Корана, и особенно пророческих традиций, имеет исключительный авторитет в вопросах веры и участия в рациональных диспутах ( калам ), даже если кто-то приходит к истине, категорически запрещено. o Амодальным (целостное) чтением Корана. o Не пытаются осмыслить смысл Корана рационально и считают, что реальный смысл должен быть доверен только Богу. • Ильм аль-Калам – наука дискурса, рациональное предприятие, рожденное из необходимости устанавливать и защищать принципы исламской веры против сомневающихся и недоброжелателей. Включает аристотелевские рассуждения и логику в исламское богословие. • Ашария - настаивала на том, что истину нельзя познать только с помощью разума. Истину можно узнать только через откровение. • Матуриди - человеческий разум без посторонней помощи способен обнаружить, что некоторые из наиболее серьезных грехов, такие как алкоголь или убийство, являются злом, без помощи откровения, но все же утверждают, что откровение является высшим источником знания. • Мутазилы - вся правда может быть познана только с помощью одного лишь разума. • Кадария - ранние исламские богословы. Утверждали, что люди онтологически свободны и обладают совершенной свободной волей, чье осуществление оправдывает божественное наказание и освобождает Бога от ответственности за зло в мире. • Мурджи'а - грех влияет не на убеждения человека, а, скорее, на его благочестие. Поэтому они отстаивали идею отложенного суждения. Утверждают, что всякий, кто провозглашает минимум веры, должен считаться мусульманином, и один только грех не может заставить кого-то стать неверующим. Шиитские школы богословия. o Бакташизм – о единстве бытия. o Алавизм - богословие основано на божественной триаде или троице. Триада включает три эманации единого Бога высший аспект или сущность, называемую Сущность или Смысл, вместе с двумя известными меньшими эманациями, как его Имя, или Покров, и его Врата. Верят, что Али является божеством. o Ахмадия - основатели всех основных мировых религий имели божественное происхождение. Бог работал над установлением ислама в качестве окончательной религии, потому что он был наиболее полными включал все предыдущие учения других религий (но они считают, что все другие религии заблудились в своей нынешней форме. Понятия тарикат, тафсир: Тафси́р (разъяснение) — толкование Корана и сунны (мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина, дисциплина исламского богословия. Богословов, занимающихся тафсиром, называют муфассирами. Тарика́т (дорога, путь метод духовного возвышения и мистического познания Истины. Типы экзегезы Корана o Эзотерическая или мистическая (тавил) — это аллегорическая интерпретация Корана или поиск его скрытых, внутренних значений. o Обычная экзегезия (тафсир). 41. Распространение ислама в VII – X вв. (обзорно. Ислам как религиозная система с ее наиболее строгими завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников – иудаизма и христианства. Главная особенность исламской духовной традиции заключается в принципиальной нераздельности в ней религиозного и светского, сакрального и земного, в ее абсолютной, чистой религиозности. Исходными главным положением этой религии является утверждение Аллах есть создатель мира и человека, и все сущее есть результат проявления Промысла Божьего. От других мировых религий ислам отличает в этом отношении лишь более жесткое и однозначное постулирование этой идеи. Название ислам происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает мирно имеет еще дополнительное значение подчинение. Таким образом, название этой религии можно перевести как абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу. Основатель – Мухаммед (ок. 570, Мекка — 632, Медина) из рода Хашимитов. Из-за нападок и угроз Мухаммеду сего приверженцами даже пришлось бежать из Мекки. Это бегство – хиджра – произошло в 622 году нашей эры. В мусульманской традиции эта дата считается началом мусульманского летоисчисления, с этого момента начинается мусульманская эра. Распространение ислама в VII-VIII вв. связано непосредственно с ростом Арабского халифата, сначала под руководством четырех праведных халифов (632—661), с политическим центром в Медине (с 632 по 656 г) и Куфе (с 656 по 661 г, затем — халифов из династии Омейядов (661—750), чьей столицей был Дамаск. Как происходило распространение 1. Миссионерская деятельность суфиев 1 2. Торговля (она играла важную роль в распространении ислама в Юго- Восточной Азии. 3. Самое главное в это время в распространении ислама – завоевания Арабские завоевания или мусульманские завоевания начались ещё при жизни основателя ислама Мухаммеда. Он основал исламское государство в Аравии, которое заодно столетие захватило многие страны вне Аравии. Арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Европе страны Ближнего Востока, Среднюю Азию, северо- западную Индию, Северную Африку, Испанию, Южную Италию, Сицилию, Мальту, Родос, Крит. Под натиском арабских завоевателей рухнуло огромное государство Сасанидов в Иране. Под ударами арабов пали Государство Гассанидов, Королевство вестготов, Синд. Византия потеряла Египет, Сирию, Месопотамию, Крит, Мальту, Сицилию, Родос. Вовремя войн против франков арабы дошли до Пуатье (732 г) , в войнах с хазарами достигли Славянской реки (видимо Дона, Волги, или Днепра, а в своих походах на восток проникли вплоть до Раджастана и Таласа. Эти завоевания проходили достаточно легко благодаря тому, что население Византийской и Сасанидской империй, как и других государств, сильно страдало от экономического гнета местных феодалов и надеялось, что арабы облегчат их положение. Действительно, в покоренных мусульманами странах повинности крестьян были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам. Естественно, это привело к тому, что массы людей разных национальностей стали исповедовать новую религию. Ислам, зародившийся как национальная религия арабов, постепенно стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Мувалады - романизированное население, перешедшее в ислам Мосарабы - Население, которое продолжило быть христианским, но было арабизировано культурно Политические образования арабов на иберийском п-ве: - На завоёванных в Иберии землях образовалось исламское государство Аль-Андалус , вошедшее в халифат Омейядов. Однако уже в 756 году, с усилением протофеодализма , здесь образовался независимый Кордовский эмират (756—929). На северо-востоке, в долине реки Эбро , к концу VIII в. сложился буферный эмират мувалладской династии Бану Каси 42. Распространение ислама в XI – XV вв. Падение Византийской империи и его всемирно-историческая роль. Мехмед II как член суфийского ордена. Мусульманско-арабские государства в Европе и их культура Второе десятилетие VIII в. начинается с завоевания арабами Испании. В середине VIII в. здесь образуется Кордовский халифат, занявший большую часть Пиренейского полуострова. Почти восемь веков будет длиться Реконкиста — отвоёвывание коренным населением Испании захваченных арабами земель. Она завершится только в 1492 г. падением Гранадского эмирата. Тем не менее в течение всех этих столетий мусульманская Испания (аль Андалус) была посредником в культурном общении Востока, Западной и Южной Европы, стимулировавшем европейское средневековое мышление и искусство. Андалусские города Кордова, Гранада, Севилья, Валенсия и другие славились не только великолепием и красотой своих дворцов, мечетей, парков, фонтанов, но и богатейшими библиотеками. Так, например, библиотека кордовского эмира состояла более чем из 400 тыс. томов. Поиски рукописей для неё велись специальными библиографами во всём мусульманском мире. В прекрасно организованные учебные заведения Андалусии устремлялись жаждущие приобщиться к передовой науке того времени учащиеся из разных стран мусульманского Востока и христианской Европы. В Кордове даже существовала своеобразная консерватория, в которой можно было обучиться игре на восточных музыкальных инструментах и пению. При дворах мусульманских правителей существовал изысканный придворный этикет, публиковались даже специальные календари мод. Особое значение в мусульманской культуре занимало искусство каллиграфии. Её место в культуре мусульман сопоставимо с местом иконописи в восточно-христианской культуре. Арабское письмо вобрало священную символику ислама. Людям, искусным в каллиграфии, пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам — защитникам ислама Исключительным уважением в мусульманстве пользовалось знание. Знание и книги назывались вечным потомством мудреца, они считались столь же необходимым для сердца, как пища для тела. В мусульманском мире высокого уровня достигли самые разные науки. Учёные-мусульмане пользовались величайшим авторитетом во всём просвещённом мире. Через мусульманскую Испанию в Европу пришли десятичная система счисления, связанная с изобретением нуля химические методы дистилляции, перегонки, кристаллизации, коагуляции магнитная игла, ставшая основой компаса механические часы хлопчатая, а затем и льняная бумага. Не всё это было изобретено арабами, однако именно через них ряд открытий и изобретений, осуществлённых в других регионах мира, получил широкое распространение и практическое применение. Не менее важным, чем усвоение естественнонаучных знаний, оказалось влияние критического духа и рационализма арабоязычной философии. В XI—XII вв. арабские мыслители обратились к учению древнегреческого философа Аристотеля. На основе этого учения были созданы доктрины, которые утверждали необходимость разделения истин теологии итого, что познаётся человеческим разумом. Сторонники существования двух истин считали, что возникающее иногда противоречие свидетельств разума данному в божественном откровении не может быть доказательством того, что человеческий разум ошибается. Они также пришли кряду радикальных выводов, например к признанию вечности мира (религия же полагала вечным только Творца, отрицанию бессмертия индивидуальной души. Изысканная арабская поэзия также проникла в Европу, её отзвуки можно обнаружить в поэзии средневековых трубадуров. Арабская Испания и Норманно-Сицилийское королевство стали центрами перевода сочинений арабских и греческих философских и естественнонаучных сочинений на латинский язык. Таким образом, они стали доступны средневековой Западной Европе, культура которой во многом тогда уступала культуре мусульманского мира. Мусульманские государства в Африке На рубеже IX—X вв. в Северной Африке был создан халифат Фатимидов, во главе которого встал имам, объявивший себя потомком дочери пророка Фатимы. Во владения Фатимидов входили также Сирия и Палестина. Халифат Фатимидов просуществовал более двух с половиной веков, пока в 1171 г. военачальник Салах-ад-дин не сверг последнего фатимидского султана. Салах-ад-дин провозгласил себя султаном и стал основателем новой династии Айюбидов. В конце XI в. на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) устремились рыцари- крестоносцы для освобождения Гроба Господня. На отвоёванной земле они основали свои государства, правда просуществовавшие недолго. Особую роль в борьбе против крестоносцев сыграл Салах-ад-дин (в Европе его называли Саладином), который разгромил войска Третьего крестового похода, руководимого Ричардом Львиное Сердце. Однако он позволил христианам совершать беспрепятственно паломничества в Иерусалим и другие святые места Палестины. Салах-ад-дин прославился не только своим военным искусством, но и благородством даже в Западной Европе в нём видели не врага, а благородного восточного рыцаря. В середине XIII в. династия Айюбидов была свергнута мамлюками — воинами- рабами, составлявшими гвардию Айюбидов. Мамлюки создали военное мусульманское государство, конец могуществу которого был положен вначале в. турками-османами, захватившими Египет и прилегающие территории Северной Африки. Понятие Средневековье в традиционном смысле слабо приложимо к истории Центральной и Южной Африки. Однако в период, когда Европа переживала эпоху Средневековья, в Африке существовали крупные государства, текло своё историческое время, происходили важные события, велись войны, развивались религии и культуры. Современные государственные африканские традиции восходят к империям, существовавшим в Средние века. В III в. в верховьях рек Нигер и Сенегал, к югу от пустыни Сахары сложилось государство Гана. Его земли простирались от Атлантического океана до реки Нигер. Современники-арабы восхищались богатством этой страны, которая имела огромные залежи золота и соли. Город Тимбукту был важнейшим центром, в котором сходились африканские торговые пути. Его называли королевой пустыни, жемчужиной Сахары. С проникновением вглубь Африки мусульман Тимбукту стал одним из центров исламской культуры, имевшим мировое значение. В конце XV в. в Африке появились первые европейцы. Они проводили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов. Средневековые африканские государства исчезли с лица континента. Османская империя В IX—X вв. ряд тюркских племён, живших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделились турки-сельджуки, которые в середине XI в. дошли до Багдада, захватили его, а их глава стал именоваться султаном Востока и Запада. К концу XII в. держава сельджуков распалась на несколько государств. В XIII в. некоторые из них попали под власть монголов, установивших там свои династии. В последнее десятилетие XIII в. султан Осман I подчинил сельджуков, собрал силы турок и стал правителем Османского эмирата, находившегося у границ Византии. Этот эмират впоследствии перерос в Османскую империю. Турки-османы заняли главенствующее положение в этом государстве. Осман отвоёвывал одну за другой земли Византии. Его преемники протянули жадные руки на Балканы. В 1389 г. произошла битва на Косовом поле, в которой сербо-боснийские войска потерпели поражение от турок. Югославянские земли на века попали в зависимость от Османской империи. В 1453 г. османский султан Мехмед Завоеватель взял Константинополь. Второй Рим стал Истамбулом — столицей Османской империи. В XVI в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Турецкий султан стал безусловным политическими религиозным вождём всех мусульман, преемником великих халифов и защитником правоверных. Армия турецких султанов была сильнейшей в мире, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству — будущей России. В глазах европейцев Османская империя была воплощением деспотического государства, в котором жизнь каждого из подданных, от самого знатного до беднейшего простолюдина, зависела от произвола правителя. Однако могущество Османского государства внушало страха богатства турецкого султана потрясали воображение. В Европе Османскую империю называли Блистательной Портой. |