Билеты по религии. Иванова и В. Н. Топорова
Скачать 1.27 Mb.
|
Авраам авину (Авраам, отец наш, с которым Бог заключил брит (договор, союз в христианской традиции - завет) о том, что Он умножит потомство Авраама, будет его потомству Господом и защитником и даст ему во владение Страну Израиля (т. н. Землю обетованную, а потомки Авраама возьмут на себя миссию исполнения предписанных Богом заповедей (мицвот) Быт. 15:1-21). В соответствии с предсказанием, данным вовремя заключения брита, потомки Авраама попали в рабство в Египет налет, откуда их чудесным образом вывел пророк Моше рабейну (Моисей, великий наш. Вовремя Исхода из египетского рабства (за которым последовало летнее странствие по пустыне, где должны были умереть все бывшие рабы, чтобы только люди, рождённые свободными, вошли в Землю обетованную) Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу Боговдохновенную Тору Закон, известную как Пятикнижие Моисеево Этот акт, т. н. Синайское откровение, знаменует собой, согласно иудейской традиции, начало существования еврейского народа и принятие им иудаизм. На протяжении последующих более чем тысячи лет, в период образовавшейся еврейской государственности, центром развития иудаизма и единственным разрешённым местом культового служения был Иерусалимский храм (Первый храм просуществовал с X века дон. э. до 586 года дон. э Второй храм - с конца VI века дон. э. до 70 года н. эВ примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (ок. 2000–1600 до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существовали уже в самый ранний период. Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога. При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.), который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного поклонения Яхве (так евреи именовали Бога. Именно его вмешательством он объяснял страшную катастрофу, которая постигла Египет и привела к освобождению из рабства израильтян и разнородной массы угнетенных – тех, кому было суждено стать еврейским народом. Почитание единственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальных законов, которыми руководствовались сыны Израилевы вовремя скитаний в пустыне. Культи ритуал не имели для Моисея особого значения, они были лишь дополнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу. Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона, сформулированного в десяти заповедях, которые решительно запрещали поклонение идолам, изображавшим богов. Религией Моисея допускалось сооружение особого шатра, скинии завета, служившей видимым знаком божественного присутствия, а также ковчега завета – деревянного, обитого золотом ящика, где помещался завет Яхве, таинственный предмет, от которого, возможно, исходило опасное радиоактивное излучение (1 Цар 5-6). 27. Иудаизм в период Второго Храма. Многообразие течений Иудаизм Второго храма (Новозаветный или палестинский иудаизм) — иудаизм эпохи Второго храма. Оформился после Вавилонского плена, возвращения евреев в Палестину и строительства Второго храма (VI в. дон. эВ европейской культуре известен главным образом благодаря текстам Нового Завета, где иудеи представлялись блюстителями Закона Моисея (Торы. Между тем, в современной литературе получило распространение представление, что иудаизм был основан не на буквальном соблюдении Закона, а на концепции Завета (союза) Бога с избранным народом, заключённым в эпоху Моисея на горе Синай. Кодификатором иудаизма этого периода был первосвященники книжник Ездра. Считается, что иудаизм эпохи Второго храма — это иудаизм книжников, в противовес раннему иудаизму священников и пророков. В I веке дон. э, вовремя римского господства над евреями, в иудаизме выделился ряд направлений цадоким (саддукеи) - приверженцы строгого храмового культа аскетическая мессианская община Сыны света (бней-ор), которую принято отождествлять с ессеями (предполагают, что с последними связано появление первых иудеохристианских общин прушим (фарисеи) - сторонники демократизации учения и расширения сферы обычного права, т. н. Устной Торы. Только последнее течение пережило разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 году н. э, изгнание римлянами евреев из Иудеи и дало начало современному иудаизму, называемому, в отличие от храмового, раввинистическим. Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинских городов, в том числе и Второго Храма в Иерусалиме (70 г, массовыми гонениями на евреев. В этих условиях борьба против римского государства, как и прежде, принимает религиозные формы, а в самом иудаизме возникло несколько религиозно- политических течений. Как и вовремя освободительного движения Маккавеев, периферии снова суждено было стать средоточием борьбы против внешних 8 завоевателей. В горных районах Галилеи зарождается движение зелотов, объявивших Риму непримиримую войну. Наряду с зелотами возникло движение сикариев, которые вместе с антиримской войной параллельно вели борьбу социальную, обвиняя зажиточных иудеев и даже служителей Храма в продажности и стремлении к компромиссам с врагами. Свое отношение к новой ситуации пришлось проявить и традиционным иудейским религиозно-политическим течениям — фарисеям, саддукеям и ессеям. Фарисеи, верившие в воскрешение из мертвых, пришествие Мессии, бессмертие души и возможность интерпретации Письменного Закона, после окончательного подчинения Иудеи Римской империи разделились на умеренных и непримиримых к чуждым влияниям. Саддукеи, сила и влияние которых проистекали из их принадлежности к священническому роду левитов, видели свое предназначение в поддержании Иерусалимского Храма и сохранении вековых традиций Торы. В основной своей массе саддукеи занимали соглашательскую позицию по отношению к Риму. Ессеи, предпочитавшие жить в уединении и верившие, как и фарисеи, в пришествие Мессии, воскрешение души, относились крайне враждебно к римским завоевателям. Ряды зелотов пополнялись представителями всех трех течений. Сикарии объединяли преимущественно маргинальные слои иудейского общества. Серьезные политические потрясения в Иудеев годы правления римских прокураторов дали толчок развитию идей первоначальной христианства. 28. Кумранская община. Находки в Наг-Хаммади. Община Чтобы понять, что собой представляла Кумранская община и каковы были нравы, окружавшие её мира в те времена, нам необходимо уйти от истории избранного народа, написанной его жрецами-теократами в своей Библии. Мы можем с безусловной осторожностью доверять встречающейся исторической информации в иных Священных Писаниях, посвященных в основном жизни Богов и Святых, ибо в них как правило излагаются иносказательно об основах мироздания и о духовном мире. Но что можно ожидать от авторов, которые собственные территориальные притязания стремятся оправдать путем исправления Предания, если мы знаем, что это Писание создавалось ими в преддверии организации в Палестине теократического государства. Из кумранских текстов мы узнаем, что преемником запечатанной в ковчеге Книги Моисея (которую более никто в Израиле не видел) стал Учитель Праведности. Вероятнее всего, под Книгой Моисея здесь необходимо понимать духовно полученное Знание, которое Учитель Праведности мог положить затем на пергамент. И.Р.Тантлевский пишет с учетом сказанного можно предположить, что под запечатанной книгой Торы (= Откровение) подразумевается кумранский Храмовый свиток, рассматривавшийся сектантами в качестве книги Торы. В свете данной гипотезы можно предположить, что упомянутый – это некто иной, как кумранский Учитель Праведности, рассматривавшийся своими адептами в качестве Законодателя, Разъясняющего Учение (Тору, второго Моисея (точнее, пророка, подобного Моисею. Стоит отметить также, что на свою законотворческую активность Учитель неоднократно намекает в Благодарственных гимнах. Кумранская Тора – Храмовый свиток упоминается, по нашему мнению, в Дамасском документе ив тексте, где авторы, излагая символ веры общины, в качестве писаных основ называет(ют) “книгиTopы”». Таким образом, названная выше Тора Моисея, то есть используемая фарисеями и саддукеями Тора, кумранитами была замещена Храмовым свитком, продиктованным, в отличии от общепринятой Торы, самим Богом и принесенной (прочитанной) общинникам Учителем Праведности. Таким образом, кумраниты, судя по всему, не считали традиционную в народных кругах (в синагогах) Тору Священным Писанием а, по мнению Тантлевского, создали как бы две новые Библии, параллельные Священному Писанию 1) «Парабиблию», те. переработку собственно библейских текстов, 2) Собрание текстов, вероятно, почитавшихся кумранитами священными, но отличные от известных библейских книг Храмовый свиток Насколько известно, они сами ничего не писали, не занимались мелочной обрядовой и культовой регламентацией, ив качестве религиозных реформаторов больше всего заботились о душе и о восстановлении непреходящих общечеловеческих ценностей, похороненных под наслоениями отживших своё веков. В этой связи было бы неверно сводить образ Учителя Праведности к стереотипному образу настоятеля монастыря, который по вечерам проверяет, всели монахи на месте, назначает провинившимся наказание, выступает судьей в спорах своих подопечных, правит и отбирает годные церковные книги, сочиняет книги, занимается важной и достойной работой, но лишь в масштабах собственной общины. Но разве такого настоятеля называют посланцем Бога,Месией ирелигиозным реформатором, изменившим сознание миллионов Может возникнуть вопрос, какое отношение имеют миллионы людей к Учителю Праведности. Но, как уже говорилось, многие идеи, находящиеся в Евангелиях, на иудейской почве впервые обнаружились именно у Учителя Праведности. Таким образом, есть все основания полагать бытие Учителя Праведности больше похожим на жизнь духовного лидера, силою своего сознания и святости, бесконечно превосходящего круг общинников и поэтому существующего как бы неорганизационными и бытовыми проблемами общины, фактически являющегося её временным гостем. В этом смысле вряд ли возможно такие сочинения кумранитов, как Устав, Война сынов Света против сынов тьмы. связывать непосредственно с Учителем Праведности и делать из этого о самом Учителе далеко идущие выводы. Судя по кумранским текстам, Учитель Праведности представлял собою активного и деятельного Реформатора, а отнюдь не индифферентного созерцателя или индивидуалиста- молитвенника. Перед нами предстает человек, ясно сознающий возложенную на него задачу, понимающий всю её тяжесть и высочайшую ответственность. Всё это не могло реализоваться в узком сектантском кругу. С другой стороны, если бы Учитель был лидером псевдорелигиозной секты, стремящейся всеми правдами и неправдами к пополнению паствы, тов таком случае мы бы обнаружили традиционные для выполнения такой задачи популистские меры. Кумранская община, согласно текстам, была похожа на достаточно закрытое и тайное обществом, не особо стремящимся расширять свои ряды. То есть той вербовочной прозелитской деятельности, которой одно время занимались некоторые фарисеи, среди кумранитов и родственных им ессеев и терапевтов не было. Должны были рано или поздно вступить в противоречие с замкнуто-сектантской психологией кумранских общинников. За этим противоречием можно обнаружить и более глубинные причины расхождения, которые, в целом, явились естественным следствием несовпадения сознания любого Реформатора с сознанием людей его времени. Указанные противоречия, безусловно, нашли своё отражение в несовпадении провозглашенных Учителем Праведности идеалов с некоторыми порядками и идеологией Кумранской общины. Это можно найти в текстах, что, как мы сказали, не должно быть прямым образом экстраполировано на самого Учителя Праведности и на его Учение. Как ив любой религии, необходимо разделять Учение религиозного Реформатора, и то Писание, которое затем выдается за Учение Учителя. Слишком много привходящих причин, из-за которых высокие порывы и глубокие истины оказываются перемешанными с существующими земными эгоистическими интересами или приземленным сознанием даже ближайших последователей. Кумранские рукописи, или свитки Мёртвого моря — название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана , в пещерах Вади-Мураббаат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни ив Масаде Свитки, найденные в Кумране, датируются периодом с III века дон. э. по I век н. э. и имеют огромное историческое, религиозное и лингвистическое значение. Исследование рукописей подтвердило, что по крайней мере некоторые из них были написаны именно в Кумранской общине. В районе Мёртвого моря было обнаружено множество письменных фрагментов с небольшим количеством текста, которые являются остатками больших манускриптов, пришедших в негодность по естественным причинам, либо из-за вмешательства человека. По еврейским обычаям, запрещавшим уничтожать Тору и священные тексты, негодные свитки сохранялись в генизе . Несколько хорошо сохранившихся свитков были найдены целыми, в их числе и Свитки Мёртвого Моря. Исследователи собрали коллекцию из 981 манускрипта, найденных в 1946—1947 и 1956 году в 11 разных пещерах. 11 кумранских пещер лежат в окрестностях поселений эллинистического периода в Хирбет-Кумран. Бронзовые монеты, найденные в тех же местах, относятся к периоду с Иоанна Гиркана (135—104 гг. дон. э) по Первую Иудейскую Войну (66–73 гг. н. э. Библиотека Наг-Хаммади. Это собрание папирусных кодексов, обнаруженное в конце 1945 года в районе селения Наг-Хаммади (Египет. Термин библиотека условный, поскольку не доказано, что все кодексы изначально составляли единое книжное собрание или принадлежали одному владельцу. Языки Тексты написаны на коптском языке, разговорном языке эллинистического и римско-византийского Египта, и являются переводами с греческого. Специалисты выделяют коптский язык как позднюю стадию развития египетского языка с момента, когда он стал письменными на него стали переводиться библейские книги. Состав Находки в Наг-Хаммади включают 12 относительно целых кодексов и 8 листов из го кодекса. Общий объём кодексов, судя по сигнатурам, должен был составлять 1240 страниц, из которых сохранилось 1155. Точно можно оценить, что из кодекса XII была потеряна 51 страница. Первый из кодексов был незаконно вывезен из Египта, но затем возвращён. В современной историографии тексты из Наг-Хаммади принято рассматривать как единое целое — нес позиции содержания, ас точки зрения того, что рукописи к моменту захоронения составляли целостное собрание. Однако, судя по содержанию рукописей и наличию дублетов, едва ли всё это большое рукописное собрание с самого начала возникло водном месте или было заказано переписчикам одновременно. Вполне возможно, что рукописи или целые группы рукописей имели разных владельцев. Принципы отбора текста Принципы отбора сочинений в те или иные кодексы остаются дискуссионными. В некоторых случаях (см. ниже) отбор сочинения диктовался наличием свободного места в уже переписанной рукописи. В ряде случаев можно уверенно определять тематическую подборку. Так, в кодексе I четыре из пяти сочинений — валентинианские, а в кодексе V четыре из пяти сочинений — апокалипсисы, но относящиеся к разным религиозным направлениям. Серьёзное затруднение вызывает определение принципа отбора сочинений для кодексов VI и VII. В последнем связаны между собой Второй трактат Сифа» и Апокалипсис Петра, остальные три текста принадлежат к совершенно разным направлениям от почти ортодоксального Послания Силуана» до мифологических «Трёх стел Сифа». Совершенно непонятен отбор материала для кодекса II, в котором тексты принадлежат к несовместимым между собой учениям. Формат кодексов более или менее одинаков в высоту от 29,8 см. (кодекс I) до 24 см. кодекс IV), ширина страницы в каждом случае примерно равна половине высоты. 29. Проблема происхождения христианства. Структура Библии (с христианской точки зрения. Дополнительно Школа Теофании (А. Голицын, А. Орлов) и её публикации КОГДА ПОЯВЛЯЕТСЯ Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Ключевой здесь является проблема историчности или легендарности Иисуса Христа как основателя новой религии. Еще в XIX в. в историографии сформировались две научные школы - мифологическая и историческая. Мифологическая школа признавала образ Иисуса Христа в Евангелиях мифическим, созданным искусственно авторами Евангелий много десятилетий спустя после предполагаемого времени существования Иисуса (Б. Бауэр, Д. Робертсон и др. Историческая школа (Ю. Вельгаузен, А. Гарнак, Р. Эйслер) придерживалась того взгляда, что в основе евангельских рассказов лежит реальное историческое содержание, что Иисус Христос был реальным проповедником, который жил впервой половине I в. н. э, и был основателем первой общины христиан, создателем основных положений нового вероучения. Обожествление реального Иисуса, введение в рассказ всех элементов чудесного и сверхъестественного, мифологизация его образа, придание ему черт божества, каковым они выступает в евангельских преданиях, произошло много позже смерти реального основателя. Особым направлением в изучении раннего христианства, в том числе и его происхождения, стала марксистская школа. В рамках марксистского направления центральный вопрос как мифологической, таки исторической школы - был или не был евангельский Иисус Христос реальным лицом, является ли местом рождения первой христианской общины Палестина или какой-либо другой район Восточного Средиземноморья -- при всей его важности не рассматривается как ключевой вопрос древнейшего христианства. Часть советских историков признает историчность Иисуса Христа и его проповеднической деятельности в Палестине впервой половине I в. н. э. (С. С. Аверинцев, А. Ч. Козаржевский, И. С. Свенцицкая), многие считают его мифологизированным образом (А. Б. Ранович, СИ. Ковалев, ГМ. Лившиц и др. В буржуазной литературе по вопросу о возникновении христианства можно проследить два основных направления. a. Традиционная богословская точка зрения христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской стране Палестине в годы царствований римских императоров Августа и Тиберия начало I в. н. э) и проповедовавшим свое учение переданное человечеству его учениками-апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Это чисто церковная точка зрения, но она в смягченном, наукообразном виде перешла и на страницы буржуазной исторической литературы. К числу представителей этого направления относится и Давид Штраус - самый крупный протестантский историк христианства. Штраус больше других сделал для отстранения, как он выражался сам, "мифических наростов и наслоений" на образе "исторического" Иисуса Штраус впервые осмелился применить к христианству понятие "миф но все-таки он продолжал утверждать, что в основе евангельских рассказов лежат подлинные исторические события, относящиеся к личности галилейского проповедника Иисуса. b. Другое, противоположное направление в изучении раннего христианства - его можно назвать |