Главная страница
Навигация по странице:

  • Андроник II (1283–1328 гг.)

  • Мануила II Палеолога

  • Абуль-Касим Мухаммад

  • Билеты по религии. Иванова и В. Н. Топорова


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеИванова и В. Н. Топорова
    АнкорБилеты по религии
    Дата02.04.2022
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБилеты по религии.pdf
    ТипДокументы
    #436033
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    1. Христианство в XIII – XV вв. Проблемы унии и униональной политики После окончательного разделения Церквей Церкви Восточная и Западная живут и действуют отдельно и независимо одна от другой, взаимных религиозных интересов не существует более. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные греки ненавидели латинян за жестокости и поругание греческой святыни вовремя крестовых походов, считали их еретиками и притеснителями латиняне, в свою очередь, ненавидели греков как схизматиков (как они их называли) и как людей двоедушных и коварных. Задачи Церквей
    • Главная задача Восточной Церкви – твердое и неизменное сохранение и охранение христианского учения и благоустройства во всей целости и чистоте так, как и то и другое утверждено было на Вселенских соборах.
    • Западная Церковь, напротив, – стремления усилить власть главы Западной Церкви, папы, поставить его в независимое положение от власти светской и, наконец, подчинить ему весь христианский мир как в духовных, таки светских делах. В преследовании этих целей Западная Церковь забывает все остальное и нисколько не заботится о сохранении в целости древнего православного вероучения и церковного благоустройства. Допустив у себя еще до разделения Церквей несколько нововведений и отступлений от православного учения и церковного благоустройства, она и после разделения Церквей идет тем же путем отступлений вводит новые догматы, обряды, изменяет церковное устройство и тому подобное. Тем не менее, предпринимаются попытки к объединению Церквей. Причины

    • Со стороны Восточной Церкви политические расчеты на военную помощь против внешних угроз (крестоносцы и турки в первую очередь, т к империя уже потеряла былую мощь и склонялась к падению.
    • Со стороны Западной Церкви все те же надежды подчинить своей власти
    Греко-Восточную Церковь. НО Переговоры о заключении унии были очень непрочные по нескольким причинам

    • Переговоры об объединении шли только по расчетами каждая Церковь преследовала свои цели. Поэтому, когда эти сторонние цели достигались или не достигались какой-либо стороной, вопрос о соединении Церквей отодвигался на задний план.
    • Переговоры не имели характера всеобщности, по крайней мерена Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении Церквей императоры греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной Церкви папе.
    2. Лионский и Флорентийский соборы Лионская уния 1274 года Предыстория В 1261 году Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог при содействии генуэзцев отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю. Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное последний латинский император в Константинополе Балдуин II отправился на Запад и умолял папу и государей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV, потерявший с завоеванием греками Константинополя не менее Балдуина, принял его сторону и начал делать воззвания к новому крестовому походу против Константинополя Причины заключения унии
    • Внешняя угроза со стороны Карла Анжуйского, овладевшего Неаполем и Сицилией и откликнувшегося на призывы Урбана IV. В тоже время против
    Палеолога вооружались болгары и латинские князьки Ахайи и Пелопоннеса, оставшиеся независимыми по падении Латинской империи.
    • Волнения внутри империи довершали запутанность дел, т к Михаил
    Палеолог вступил на императорский престол незаконным образом нов ними

    Михаил Палеолог решил разобраться самостоятельно, а для решения внешнего вопроса решил просить об унии Переговоры об унии пошли успешнее с 1271 года, когда на папский престол вступил Григорий X, особенно сильно желавший соединения Церквей (вернее подчинения Восточной Церкви Западной. В 1274 году в Лионе Григорием X был созван Второй Лионский собор (в традиции римско-католической церкви, й вселенский собор) для заключения унии с православной церковью. Решение об унии на Лионском соборе получило полное одобрение 200 католических епископов и посланцев императора Михаила Палеолога. Итог уния заключена, Михаил Палеолог доволен, вслед за утверждением унии папа распорядился, чтобы между ними Карлом Анжуйским заключен был мир. НО только император с партией своих приверженцев принял ее, все греки же, и миряне, и духовенство во главе с патриархом Иосифом, было против предложенной унии. Со стороны православных стали раздаваться проклятия на униатов, сними не хотели иметь никаких сношений. Введение унии в Греческой Церкви
    Палеолог употреблял все средства, не исключая и насильственных, чтобы склонить греческое духовенство на унию

    Палеолог, когда послы привезли унию, объявил разделение между Церквами несуществующими потребовал, чтобы все признали это делом совершившимся
    • Патриарх Иосиф объявлен был низложенным, а на его место возведен был приверженец унии – Иоанн Векк.
    • В богослужении приказано было поминать Григория X как верховного архиерея апостольской Церкви и вселенского папу.
    • Ссылки, заключения в тюрьмы, ослепление, отсечение рук, рвание ноздрей и т п (Преследования падали больше всего на духовенство. Но после смерти Михаила Палеолога в 1282 году окончилась и лионская уния. Сын и преемник его Андроник II (1283–1328 гг.) стал решительно на сторону православных
    • В 1283 году в Константинополе собран был собор, на котором осуждено было главное римское заблуждение – учение об исхождении Святого Духа и от Сына Западный символ веры.
    Начались преследования униатов, и прежде всего Векка (низложен и заточен)
    • Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь как оскверненные.
    Через несколько десятилетий не осталось и следов лионской унии на Востоке Флорентийская уния 1439 года Предыстория К началу XV столетия Византийская империя окончательно была стеснена османскими турками. Византийское правительство по примеру прежних лет искало помощи на Западе и главным образом у пап поездки лично императоров Иоанна V Палеолога (1341–1391 гг.) и Мануила II Палеолога (1391–1425 гг.). Но помощи Западне оказывал никакой. Преемник Мануила Иоанн VIII Палеолог (1425–1448 гг.), предвидя скорое и неизбежное падение империи под оружием турок, решился для спасения ее испытать последнее средство – под предлогом соединения Церквей подчинить Греко-Восточную Церковь папе и за это получить помощь от западных государей. В этих видах он начал переговоры с папой Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Между ними условлено было составить Вселенский собор из представителей Греческой и Латинской Церквей и на нем решить соединение. Предположено было также пригласить на собор западных государей стем, чтобы по окончании собора убедить их подать помощь Византийской империи.
    Ферраро-Флорентийский собор — собор христианских церквей (1438—1445). В 1438—
    1439 годах проходил в Ферраре, в 1439—1442 — во Флоренции, в 1443—1445 — в Риме. В Католической церкви считается XVII Вселенским собором. Православными церквями решения Собора отвергаются. Участники император Иоанн Палеолог, Константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов, русский митрополит Исидор. На Соборе подробно рассматривались разногласия между западной (католической) и восточными церквями. Особенный упор делался на различия в догматах, в частности, на так называемом филиокве (filioque) — добавлении, сделанном Римской церковью в Символ веры об исхождении Святого Духане только от Бога-Отца, но от Отца и Сына. Рассматривались и другие догматические вопросы — о чистилище, главенстве папы римского во Вселенской Церкви, совершении таинства Евхаристии. На первых же порах по прибытии в Феррару греческие иерархи испытали оскорбления от латинян (папа требовал, чтобы патриарх Иосиф, при встрече с ним поцеловал, по латинскому обычаю, его туфлю. Греческие отцы, особенно Марк Ефесский, как и прежде, оставались неуступчивыми лишь Виссарион Никейский, доселе жаркий противник латинян, склонился к соглашению. Латиняне между тем требовали полного принятия их учения о Святом Духе. Императору ничего не оставалось делать, как убеждениями и угрозами заставить греческих отцов
    исполнить это требование. Вместе стем они согласились и на признание главенства папы. Относительно же обрядовых разностей больших споров не было латиняне согласились одинаково допускать обряды как Латинской, таки Греческой Церкви. Итоги Был составлен акт соединения Церквей, в котором изложено было латинское учение о Святом Духе и главенстве папы. Акт подписали все греческие епископы, кроме Марка Ефесского и патриарха Иосифа (в это время умер. И все-таки акт торжественно был прочитан в соборной церкви на латинском и греческом языках. НО Те же греческие епископы, которые согласились на унию во Флоренции, по приезде в Константинополь отказались от нее. Греческое духовенство и народ, узнав об унии, пришли в раздражение и униатов считали за еретиков. Вокруг Марка Ефесского сгруппировались все защитники Православия. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский были также против унии. Они составили в 1443 году в Иерусалиме собор, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии. Да и сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи, относился холодно к делу унии. При его преемнике, незадолго до падения Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение на унию на соборе в Константинополе (1450 г.
    37. История византийского христианства в период исихастских споров. Григорий Палама, Варлаам Калабрийский и другие
    Исихасткие споры — богословские споры в Византийской империи в XIV веке между сторонниками и противниками Григория Паламы.
    Исихастами, те. молчальниками, безмолвниками, назывались люди, поставившие себе целью нераздельное и полное единение с Богом и избравшие, как единственный способ для достижения этой цели, совершенное удаление от мира – исихию или безмолвие, молчание. Спор завершился победой паламистов и включением паламитских трактовок православного учения в догматику восточной православной церкви, а также канонизацией Григория Паламы. Виновником споров был прибывший из Южной Италии (из Калабрии) греческий монах Варлаам,
    исказивший и осмеявший исихастские воззрения, имевшие своим главным центром афонские монастыри и переданные ему одним необразованным византийским монахом .
    Варлаам отвергал, как еретическое и богохульное, учение исихастов о природе нетварного света, тождественного тому свету, который был явлен ученикам Иисуса при Преображении на горе Фавор, переживание которого, как говорили, было целью
    исихастской практики. Его информаторы говорили, что этот свет не был божественной сущностью, но рассматривался как другая ипостась. Варлаам считал эту концепцию политеистической, поскольку она постулировала существование двух вечных существ-видимого (имманентного) и невидимого (трансцендентного) Бога
    Палама защищал исихазм в х годах наряде синодов в Константинополе и написал ряд работ в его защиту. В 1341 году этот спор был поставлен перед Константинопольским Синодом, который, принимая во внимание отношение к сочинениям Псевдо-Дионисия, осудил
    Варлаама, который отрекся и почти сразу же вернулся в
    Калабрию
    , став впоследствии епископом Византийской епархии в общении с папой. Было проведено ещё пять соборов поэтому вопросу, на третьем из которых противники Паламы одержали победу на короткое время. Однако в 1351 году на Синоде под председательством императора Иоанна VI
    Кантакузина было установлено истинное различие сущности и энергий как учения Православной Церкви, согласно учению Паламы. Григорий Акиндин
    , который был учеником Григория и пытался стать посредником между ними Варлаамом, стал критиковать Паламу после его отъезда в 1341 году. Другим противником паламизма был Мануил Калекас, который стремился примирить Восточную и Западную церкви. Вслед за решением
    1351 года последовали сильные репрессии против

    антипаламистских мыслителей Калекас сообщает об этих преследования ещё в 1397 году, и для богословов, несогласных с Паламой, в конечном счете не было иного выбора, кроме как эмигрировать и обратиться к союзу с латинской церковью, путь которого избрали
    Калекас, а также Димитрий Кидонис и Иоаннис Кипариссиот. Взгляды учёных на борьбу
    - И. Е. Троицкий видит в этом движении продолжение борьбы двух уже известных нам партий – зилотов и политиков, или, другими словами, монашества и белого духовенства, завершившееся в исихастских спорах полным торжеством монашества и афонских идеалов. ФИ. Успенский приходит к выводу, что исихастские споры сводились к столкновению двух философских школ и направлений, а именно аристотелизма, который был усвоен восточной церковью, с платонизмом, последователи которого подвергались со стороны церкви анафеме

    38.Мухаммед: история пророка ислама. Религиозная ситуация в Аравии накануне возникновения мусульманства.
    Абуль-Касим Мухаммад (571 – 632)- пророк, проповедник, посланник Аллаха, которому бог передал священную для всех мусульман книгу – Коран. Он является основоположником ислама, создателем первой мусульманской общины. o Родился Мухаммед в Мекке предположительно в 571 году нашей эры. Мальчик лишился обоих родителей, и слет воспитывался сначала дедом, а после его смерти – дядей Абу Талибом. o Дядя приучал племянника к труду с ранних лет. Мухаммед был пастухом, снаряжал торговые караваны, а в возрасте 12 лет вместе с дядей отправился в торговый поход в Сирию. o Вовремя торговых походов Мухаммед интересовался духовной жизнью и обычаями других народов. Он много молился и медитировал. Однажды, вовремя медитации водной из пещер Мекки, к нему явился архангел Джабраил, который был послан Аллахом. Он передал Мухаммеду откровения из первых аятов Корана, и велел ему их запомнить. С тех пор Мухаммед стал посланником Аллаха на земле. o Первое время он тайно призывал к новой вере, ас года стал открыто проповедовать ислам. Однако новое религиозное учение не сразу получило популярность. Народ Мекки воспринял его с насмешкой, так как в проповедях
    Мухаммеда были элементы родственных религий – христианства и иудаизма. o Мусульмане в Мекке подвергались гонениями вынуждены были переселиться в 622 году в Медину. Жители Медины лучше восприняли новую религию, большинство из них приняло мусульманство. Там они сформировали первую исламскую общину. o
    Мухаммед развивал свое учение о едином боге и продолжал расширять свое влияние в религиозной сфере. В 630 году Мохаммед всупил в Мекку, он убедил жителей принять новую веру. Мекка стала центром религиозной жизни, столицей мусульманства. Вернувшись в Медину, он вновь совершил паломничество в Мекку в 632 году. Окончил свой земной путь Мохаммед 8 июня того же года и был похоронен в Медине. o В исламе пророк Мухаммед является главной, после Аллаха, фигурой. Он был послан Богом ко всем людям на земле для того, чтобы передать священное писание – Коран, как единственный неискаженный людьми закон бытия.
    Религиозная ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама o Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии.
    Доисламские арабы — один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. На первоначальный характер ислама оказали влияние многочисленные факторы. Среди наиболее важных можно выделить доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм. Кратко обо всем доисламские религиозные культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениями силам природы, особенно небесным светилами полидемонизма. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака.
    • Процветал культ бепшов — сооружений, название которых означает дом бога. Нередко бетилы (идолы божеств) располагались в оазисах. К такому святилищу совершались регулярные паломничества. Одним из таких святилищ была Мекка, приобретшая особое значение в качестве общеарабского религиозного и торгового центра.

    Почитая своих богов и демонов, племена не отрицали других богов, связанных с другими племенами.
    Доисламская обрядность o Практиковалось поломничество к бетилам. o Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога и впитать в себя элемент его силы. o Идолам приносились жертвы, обычно скотом. o Религиозное значение имели места погребений. Проходя или проезжая мимо такого места, араб бросал в него камень, что символизировало жертвоприношение и должно было выражать уважение к покойнику. Молитвенный ритуал не был разработан o Роль молитв играли стихи, складывающиеся поэтами. Поэтический дар считался результатом благожелательного отношения джиннов к этому человеку.
    o Если племя имело своего идола, тов нем обязательно был жрец — кахин, который должен был обслуживать идола и руководить ритуалом жертвоприношений. Важно, ноне очень Влияние иудаизма на зарождение ислама было не меньшим, чем влияние доисламских верований через иудейских купцов-караванщиков его влияние распространилось по всем торговым путям, пересекавшим Аравийский полуостров. Пророк
    Мухаммед, основоположник ислама, вовремя своих путешествий встречайся с иудеями. Их рассказы о содержании Ветхого Завета сохранились в его памяти и вошли затем в вероучение новой религии. Влияние и христианства (в меньшей степени многие арабские племена к северу от Аравийского полуострова были христианизированы. Здесь было распространено христианство в несторианской и монофизитской формах. Христос под именем Иса занял свое место среди пророков в качестве непосредственного предшественника Мухаммеда. Некоторые новозаветные эпизоды также нашли отражение в священной книге — Коране. Своеобразным явлением религиозной жизни арабов этого периода является ханифизм: ханифы - люди, ведущие уединенный образ жизни и проповедовавшие единобожие.
    Ханифизм впитал в себя влияние иудаизма, христианства и парсизма и был посредствующим звеном между этими религиями и исламом. Деятельность ханифов олицетворяла духовные искания. Наибольший успех в этой деятельности выпал на долю
    Мухаммеда, которому удалось создать мощный интегрирующий фактор в виде новой религии. В целом же можно сказать, что ислам явился закономерным этапом в длительной и последовательной эволюции религиозных форм сознания населения Аравии.
    39. Коран, его структура и основные положения. Характеристики Аллаха, мусульман, людей книги, христиан, немусульман. Правила жизни мусульманина. По материалам Википедии и иных интернет-ресурсов

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта