Главная страница

Билеты по религии. Иванова и В. Н. Топорова


Скачать 1.27 Mb.
НазваниеИванова и В. Н. Топорова
АнкорБилеты по религии
Дата02.04.2022
Размер1.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБилеты по религии.pdf
ТипДокументы
#436033
страница7 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13
Махаяна гибкая система, которая подстраивается под местные верования, в ней могут сосуществовать десятки школ и концепций.
22. Понятие кармы в буддизме. Концепция ФИ. Щербатского Карма — это действие, имеющее определённое последствие Карма создаётся мышлением, так как человек действует после мысли (намерения. Совокупность энергий всех действий человека определяет его следующее рождение. Кармане предопределяет жизнь человека. Карма может быть яркой и тёмной, приносить яркий и тёмный результаты яркая принести тёмный и наоборот, а может быть ни-яркой-ни-тёмной с таким же результатом, который ведёт к уничтожению кармы. Согласно концепции Щербатского карма — это наследственность, которая выступает одним из элементов в членном круге жизни при перерождении, которая переустраивает атомы при действиях третьего члена (он отвечает за всё предшествующее.
Карма появляется последействия, которое несёт нравственный характер. Она взаимодействует с естественным ростом, однако на правах второй силы. Естественный рост из других материальных членов создаёт основу, а карма действует внутри не. В буддизме по Щербатскому существуют категории первичных и вторичных сил. Один элемент причина другого, однако они не являются частью одного целого. Вторичное поддерживается первичным. Ментальные элементы не включены в сознание, но сопуствуют им. Таким образом карма вторична по отношению к естественному росту. Она не так сильно влияет на человека, как в индуизме. Она носит полуматериальный характер.
23. Структура канона священных книг в иудаизме Слово Библия в самих священных книгах не встречается и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским. Евреи свои священные книги обозначали названиями Писания, Священные Писания, Завет, книги Завета, Закон и Пророки. Христиане новозаветные писания обозначали названиями Евангелие и Апостол. Главным документом иудаизма является Тора. Тора включает в себя Декалог Десять заповедей) и Пятикнижие Моисеево»: первые пять книг Ветхого Завета – Танаха сложносокращенное слово, составленное из первых звуков названий основных частей Ветхого Завета. Тора в иудаизме – наиболее авторитетная часть Танаха (Ветхого Завета. Это главный документ иудаизма и основа всего позднейшего иудейского права.
Тана́х (ивр. ת
נ
"
ךְ
) — принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью соответствует — Ветхому Завету).Термин
«Танах» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов. Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания
1. Тора, ивр. רוֹת
ה
— Пятикнижие
2. Невии
́ м, ивр. יאיבנ
ם
— Пророки
3. Ктуви
́ м, ивр. יבותכ
ם
— Писания (Агиографы)
Танах содержит 24 книги. Состав книг идентичен протестантскому Ветхому Завету, но отличается порядком расположения книг. Впрочем, Вавилонский Талмуд указывает порядок, отличный от заведённого ныне. Католический и православный каноны Ветхого Завета могут включать в себя дополнительные книги Септуагинты, отсутствующие в
Танахе.
Еврейский канон подразделяется натри части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.
1) Закон, или Тора, включающая Пятикнижие Моисеево
2) Пророки, или Невиим, включающие, кроме пророческих, некоторые книги, которые сегодня принято считать историческими хрониками.
Невиим подразделяются, в свою очередь, натри раздела. Ранние пророки книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царствии Царей (3 и 4 Царств) Поздние пророки, включающие 3 книги больших пророков (Исаии, Иеремии и
Иезекииля) и 12 малых пророков. В рукописях малые пророки составляли один свиток и считались одной книгой.
3) Писания, или Ктувим, включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию. В составе Ктувим выделялся сборник пяти свитков, включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге. Тора (Пятикнижие Моисеево») в иудейской традиции имеет еще одно название
– Письменный закон – потому что по преданию, Бог через Моисея даровал народу Тору
(613 заповедей Закона) в свитках, а Десять самых главных заповедей («Десятисловие») были начертаны Божьим перстом на каменных плитах – скрижалях. Однако иудеи верили, что Бог передал Моисею не только Письменный законно и сообщил ему Устный Закон – юридический комментарий, разъясняющий, как следует выполнять законы в разных, в том числе непредвиденных, обстоятельствах. Устный Законтрактовал многие предписания Торы не буквально, нов томили ином переносном смысле (например, требование брать око за око. Впрочем, по-видимому, закон никогда не имел ввиду именно такое физическое возмездие (ослепление. Речь шла скорее всего о денежной компенсации и принудительной работе. Несколько столетий Устный закон передавался именно устно, однако в катастрофические для иудеев первые века новой эры его стали записывать, а кв. Устный закон был кодифицирован. Его древнейшие и самые авторитетные записи составили
«Мишну» (буквально второй закон, или заучивание, ставшую основанием Талмуда др. еврейск. – изучение, изъяснение – свод всякого рода предписаний, толкований и добавлений к Танаху). «Мишна» содержит 63 трактата, в которых предписания Торы представлены систематически (по отраслям права и предметам. После кодификации
поколения иудейских мудрецов тщательно изучали и обсуждали предписания «Мишны». Записи этих споров и дополнений называются «Гемара».
«Мишна» и «Гемара» составляют Талмуд – самую всеобъемлющую компиляцию иудейского права. Талмуд складывался на протяжении 9 веков – св. дон. э. по V в. н. э. Он представляет собой энциклопедически полный свод всякого рода предписаний, основанных на «Танахе», а также добавлений и толкований к «Танаху» – юридических, богословско-догматических, этических, семейно-бытовых, хозяйственных, фольклорных, исторических, филолого-экзегетических. Эта тематическая широта отличала Талмуд от Предания христиан (патристики) и мусульманского предания (Сунны и хадисов). В Талмуде две основных части
1) более важная и ответственная – законодательный свод «Галаха», обязательный для изучения в иудейских школах
2) «Аггада» (в другой транскрипции Гаггада) – собрание народной мудрости полуфольклорного происхождения. «Аггада» изучалась в меньшей мере, однако, была популярна как нравственно-религиозное назидательное чтение и источник сведений о мире и природе. Едва лине в поговорку вошла запутанность и громоздкость Талмуда. Строители Талмуда вполне осознавали его необозримость и связанные с этим трудности в его практическом использовании. Талмуд не раз кодифицировался, из него делались систематизированные извлечения, создавались сокращенные изложения. Юридические разделы Талмуда стали фундаментом иудейского права. Большинство разделов Талмуда имеют сходную структуру сначала цитируется закон из «Мишны», затем следует дискуссия толкователей о его содержании из «Гемары». Пассажи из
«Мишни», в силу их большей древности, более авторитетны, чем интерпретации из
«Гемары». В законотворчестве авторов Талмуда поражают две черты во-первых, стремление к максимально точному прочтению буквы закона (данного в Торе) путем выявления всех неявных и второстепенных, периферийных компонентов семантики слова, те. таких компонентов, которые служат как бы фоном для значений явных и первостепенных во- вторых, стремление к максимальной детализации общей правовой нормы, установленной
«Торой», на основе предвидения и разбора всех мыслимых спорных и трудных частных случаев, которые должны регулироваться данной нормой.

24. Древний иудаизм в период первого храма. Культовые установления и Закон. В Х в. дон. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим (Ерушалаим). В 958 г. дон. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога. В истории иудаизма начался новый, храмовый период, который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма. Служители Иерусалимского храма составляли особую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты жениться на вдове или разведённой и т.д. В этот же период завершается написание Танаха - Священного Писания иудаизма христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет. Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти. В 587 г. дон. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храма большинство иудеев насильственно переселил в
Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк
Иезекииль. Он развил идею о возрождении Израиля, но уже как теократического государства, центром которого будет новый Иерусалимский Храм. Новым в религиозной истории, характерным для иудаизма, отличительным его моментом является понимание отношения между богом и его избранным народом Израиля как отношения союза. Союз – это, своего рода, договор народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога, он -- народ избранный при условии, что останется верным, что будет следовать заповедям бога и, главное, не отступит от единобожия. Особенность иудаизма в том, что бог действует в истории своего народа. Своего рода конституцией этого союзнического отношения между Израилем и его богом является Закон, в котором Яхве выразил свою волю. Наряду с откровением бога в природе и истории стоит превыше всего Закон, в котором ясно и четко сформулирована в виде заповедей воля Господня. Вера в мессию в предсказаниях пророков становится основой иудаизма мессия установит царство, где не будет вражды и страданий, где верные богу
обретут мири счастье, а грехи будут наказаны, свершится страшный суд. Иудаизм как религия закона столкнулся с тенденцией, проявлявшейся в том, что Закон превращался в нечто самодовлеющее, так что даже Яхве отступал в тень. Закон как бы становился обособленным от человека, превращался в нечто обладающее собственной логикой развития, так что его требования превращались в запутанный свод противоречивых предписаний служение богу становилось равнозначным выполнению буквы Закона, не одухотворенному участием сердца. Религия сводилась тем самым в Израиле к чисто внешнему богослужению, в основе которого лежала уверенность в получении справедливого вознаграждения от бога за выполнение обрядов и следование предписанным нормам поведения. В плане проведения обрядов здесь существовала жесткая традиция. Тут проводились ежедневные службы, сопровождавшиеся жертвоприношениями, а трижды в год, в периоды главных еврейских праздников, в Храм должны были приходить все мужчины. В 538 году дон. э, после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий, издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Второй Иерусалимский Храм
— бывший храм в Иерусалиме, начало строительства которого было положено вправление
Кира Великого реконструирован Иродом Великим разрушен вовремя штурма Иерусалима входе Первой Иудейской войны римской армией (середина 1 века н.э.) Трудно переоценить значение Иерусалимского Храма для евреев. Сними Храмовой горой в иудаизме связаны многие мифологические и реальные истории, начиная от библейского сотворения человека до современных дней. Издревле Храм служил единственным разрешенным местом, в котором могли производиться жертвоприношения Единому Богу, а также объектом, куда трижды в год стекались паломники из всей страны в период основных еврейских праздников Песах, Шавуот, Суккот. Помимо этого Храмовая гора считается для евреев самым святым местом. Это выражается даже в проведении молитв религиозными иудеями. Вовремя них при нахождении в другой стране евреи поворачиваются лицом в сторону Израиля. Если они живут в Израиле, то поворачиваются в сторону Иерусалима, а жители Иерусалима – лицом к Храмовой горе. Практически каждый еврей верит, что в будущем обязательно на месте разрушенного будет отстроен Третий Храм, который объединит под своей сенью все человечество, став его духовным центром.

25. Пророки древнего иудаизма
Нэвиим (Пророки, собрание восьми пророческих книг, написанных с XII по V в. дон. э, называется по именам авторов и включает o
Йегошуа — Книгу Иисуса Навина
Йегошуа бин Нун, ближайший сподвижник Моше (Моисея. Йегошуа появляется на раннем этапе, как часовой Моше у основания горы Синай вовремя инцидента с золотым теленком. Он также играет важную роль как один из 12 соглядатаев, посланных в землю Ханаан, и один из двух, кто вернулся с положительными сообщениями о земле. Наконец, после того, как Моше ударил по скале и потерял право войти в Землю Израиля, Йегошуа назначен следующим лидером израильтян. И под руководством Иегошуа бин Нуна они входят в землю Ханаанскую. Общий сюжет Книги Йегошуа (Иисуса Навина) включает в себя захвати заселение
Ханаана израильтянами. Книга в целом может быть разбита натри раздела история завоевания, распределение земли и прощальная речь Йегошуа бин Нуна. o
Шофтим — Книгу Судей Судьи начинаются вскоре после смерти Йегошуа (Иисуса Навина) и продолжаются до рождения Шмуэля (Самуила. Цикл следует этой схеме
• Израильтяне грешили.
• Бог наказывает их, посылая врага, чтобы угнетать их. Они служат врагу в течение ряда лет.
• Они кричат Богу и молятся опрощении Бог посылает избавителя (судью, чтобы освободить их.
• Судья побеждает врага.
• Существует мирное царствование в течение некоторого времени, прежде чем цикл начнется снова. o
Шмуэль — Книгу Самуила (по христианскому канону — Первую и Вторую книги Царств) Последний из судей израильских, помазал на царство первого из царей Израиля,
Саула. Называется знаменитейшим из судей. Родители Самуила — левит Елкана и Анна. Самуил воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян.
Он явился преобразователем своего народа. мудро правил народом в качестве верховного судьи до преклонных лети высоко поднял его благосостояние. Не таковы были его сыновья можно говорить о странной иронии судьбы, что Самуила в этом отношении постигла участь Илия), вследствие чего народ, не доверившись и отвергнув Бога, как своего прямого Правителя и Царя, опасаясь, чтобы после смерти Самуила не водворилось прежнее бесправие и анархия, стал просить его, чтобы он поставил над ними царя из людей. o
Млахим — Книгу Царств (в христианстве — Третью и Четвертую книги Царств) Начинается она рассказом о старости царя Давида и воцарении Шломо, далее повествует о смене царей и разделении на два царства – Северное и Южное – и завершается рассказом о нападении Навуходоносора. o
Ирмеягу — Книгу Иеремии (включает Плач Иеремии) Еще до разрушения Первого Храма пророк Ирмия предсказал, что изгнание в Вавилон продлится семьдесят лет. Один из величайших пророков народа Израиля. Хотя и относился к роду коэнов, не нес службы в Храме, поскольку Храм был осквернен присутствуем идолов. Ирмия был призван стать суровым обличителем своих современников. Нравственное падение евреев Йеуды пророк определяет двумя ключевыми словами ложь и бесстыдство. Никто не был по своей жизни и страданиям более рельефным прообразом Христа, чем Иеремия. Бунтарь, возмутитель общественного спокойствия, которого обличали в вероломстве. С другой стороны, он выступали как безжалостный реформатор, сокрушавший предрассудки иудеев об их исключительности, проповедовавший некое обрезание сердца, боровшийся с национальной гордыней народа избранного (борьба со лжепророками) o
Йехезкель — Книгу Иезекииля Один из трёх великих пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль), жил вправление иудейского царя Иехонии. Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении.
• Описание тетраморфа — четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зо́ар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека. Пророчества
• Против иудеев иудеи будут предаваться каннибализму.

• Против язычников предсказывал разорение и других стран семи языческих народов) зато, что народ их радовался разрушению Иерусалима.
• Воскрешение мертвых.
• Мессия.

Гог и Магог.
• Видение нового Храма. o
Йешаягу — Книгу Исайи Пророчества
• Самое важное – о грядущей Мессии о рождении, о служении, о позорной смерти Мессии.
• Обличает лицемерие, когда человек чтит Бога языком, ноне сердцем.
• Говорит о невозможности замены Бога рукотворным изображением божества.
• Отрицает возможность постижения разума Божия.
• отстаивает идею о том, что каждый народ достоин власти, которая над ним, называя персидского царя Кира помазанником Господа.
• Отстаивает идею предопределения.
• Дамаск будет разрушен.
• В книге пророка Исаии содержится одно из первых описаний Небесного Иерусалима — символа грядущего Царства Божия — показанного Исаие в видении. o Книгу двенадцати малых пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы,
Михея, Наума, Аввакума, Софрония, Аггея, Захарии, Малахии). Малые Пророки - это последние из пророков Израиля. Их книги полны аллегорий и сложных образов и потому более сложны для понимания. Часть пророчеств посвящена приходу Мошиаха и восстановлению Третьего Храма. Отдельно стоит отметить книгу пророка Йоны, которую читают в минху праздника Йом-
Кипур.
26. Иудаизм. Культовые фигуры. Авраам, Моисей Термин иудаизм (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым
многочисленным среди всех двенадцати колен израилевых1 . Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. до н.э. — ок. 977 г. до н.э.), при котором объединенное Израильско-
Иудейское царство в конце XI в. до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин иудей стал часто использоваться как эквивалентный слову еврей. В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II—I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих па протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни большинства евреев. Согласно представлениям иудаистов, иудаизм возник во м тысячелетии дон. э. в среде западно-семитского скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. В научной литературе существует точка зрения, согласно которой иудаизм как целостная религия формировался на протяжении й половины го тысячелетия дон. э. Последователи иудаизма считают, что первым евреем был патриарх
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


написать администратору сайта