Главная страница
Навигация по странице:

  • Йоан Петру Кулиану (1950-1991)

  • (XXXII – IV вв. дон. э.

  • Аменхотеп IV

  • «Амон доволен (Аменхотеп)

  • Нефертити

  • Билеты по религии. Иванова и В. Н. Топорова


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеИванова и В. Н. Топорова
    АнкорБилеты по религии
    Дата02.04.2022
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБилеты по религии.pdf
    ТипДокументы
    #436033
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    оссуарии.

    Висперед, третья книга Авесты, -это собрание литургических молитв к божествам.
    • Четвертая книга Авесты - Яшты. Она содержит изложение важнейших религиозных взглядов зороастризма и описание культа. Наряду с некоторыми нерелигиозными темами (например, предписания по поддержанию физической чистоты тела) тут же даны приемы защиты от злых духов, формулы проклятий, раскаяния и т. д.
    • Пятая книга (написана она на пехлеви) называется Бундехиш. Основное в ней
    - рассуждение о природе вещей и описание конца мира и страшного суда. На землю должен явиться небесный спаситель Саошиант, который будет сыном или
    новым воплощением Заратуштры. Он родится от девы, победит Ангра-Майнью, утвердит вечное царство Агура-Мазды и тем победит зло и спасет праведников. Идеи зороастризма оказали большое влияние на формирование ряда религиозных систем. Особое распространение получил культ Митры, бывший во II и III вв. н э. серьезным конкурентом раннего христианства и оказавший влияние на выработку христианского учения и мифологии. Объединившись с иудео-христианскими представлениями, зороастризм дал в III в. н. э. религиозное учение манихеев, на основе которого в средние века появился ряд "ересей" -павликане, богомилы, катары, позже - альбигойцы и др. Следы зороастризма можно найти среди части курдов (езиды) и у некоторых народов Кавказа. Вплоть до XX в. в Баку существовал действующий храм огнепоклонников
    9. Гностицизм (и вклад И. Кулиану в его изучение. Гностицизм - условное обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Генри Мор в XVII веке укоренил название гностицизм и отнес к нему возникающие ереси того времени. История возникновения Течение зародилось в Риме вовремя синкретического направления объединение, которое возникло при правлении Александра Македонского. Этому послужило объединение восточного и западного народов и смешение религии древнего Вавилона с греческими философскими веяниями.
    Йоан Петру Кулиану (1950-1991) – румынский историк религии, культуры и интеллектуальной истории, философ, политический публицист и новеллист. Исследованиям гностицизма Кулиану посвятил целый ряд произведений, ив частности, основательную работу Дуалистический гнозис на Западе, где доказывает, что парадигма европейского Модерна, при всем её рационализме, является версией дуалистического гностицизма (Гностики утверждали, что существует, не одно божество, а два. В основе мироздания стоит Высочайший дух (Первый Бог, создал духовный мири материя (злое божество – Демиург, создатель материального мира, основанного на противопоставлении человека Богу и миру Также он написал Древо гнозиса: гностическая мифология от раннего христианства до современного нигилизма Это исследование интерпретирует мифологию дуализма от
    гностицизма до средневековых катаров (концепцию о двух равных принципах мироздания, добром излом, причём материальный мир - зло и современного нигилизма.
    Кулиану показывает, что, вопреки теории об исторической передаче, существует скрытая связь между всеми дуалистическими мировоззрениями. Автор предпринял попытку описать хронологически последовательно развитие основных гностических течений, ересей и сект. Ему удалось продемонстрировать, что многие современные идеологические течения являются теми же гностическими ересями, даже если официально отрицают какую-либо религиозность.
    Ещё одной фундаментальной работой должна была стать История магии, но автор был убит в туалете университета Чикаго. (кек)
    10. Митраизм в Евразии. Тохарский буддийско-митраистский синкретизм. Митраизм – обобщённое название культов божества Митры Митра изначально индоевропейское божество, которое связано с договором. У иранцев это божество считалось обязательным к поклонению. В зороастризме, который возник на территории Ирана в VII–VI вв. дон. э, Митра почитался сначала как бог договора, а затем его стали связывать с солнечным светом В Авесте (собрание священных текстов у зороастрийцев) упоминается как Митра широкопастбищный, называется воином. Он же вершит суд над душами умерших. Впоследствии Митра стал покровителем парфянских царей. У армян аналогом выступал бог солнца Михр. В ведизме (древнеиндийская религия, основана на обожествлении сил природы, возникла на рубеже 2 и 1 тысячелетий дон. э, веды – священные тексты) Митра упоминается как день рядом с богом ночи Варуном. Оба помещают солнце на небо. Они являются богами судьями. Митра милостивый бог Митра именуется с эпитетом
    «асура» - обладающий жизненной силой. Зороастризм был распространён на всём Ближнем Востоке. Когда на БВ пришли греки, а затем и эллины, началось постепенное проникновение восточных элементов в культуру. Между I и I вв. дон. э. и н. э. в Риме возникает культ бога Митры, степень влияния на который со стороны зороастризма является спорной. Мирча Элиаде (Макаров любит этого автора) пишет, что в это же время появляется идея мессии. В борьбе длинной в 6 тыс. лет между добром излом начинает побеждать зло, и Бог посылает солярное божество
    например Гелиоса) на борьбу, который будет править е тысячелетие. Митраизм представляет из себя мистический культ Священных текстов не существовало. Посвящение происходило путём семиступенчатой инициации. Приверженцам культа было запрещено распространяться он м. Они равны между собой при жизни и после смерти. Митра родился из скалы около священного источника, на нём был фригийский колпак, факел и нож. Нашёл среди гор большого быка, которого убил измотав, а позже по совету ворона и приказу Солнца принёс его тело в жертву. Из быка вышли все полезные травы. Далее в космической пещере (пещера символ мироздания) проходит пир. Сам же Митра именуется как Непобедимое солнце. Он бог, который призван избавить людей от угнетения, освободить их. Он побеждает врагов силой. Первое упоминание о культе – Плутарх. В 67 г. дон. э. киликийские пираты
    (Киликия – юго-восточное побережье Турции) практиковали культ Митры. Основными адептами были римские солдаты, служащие на границы. Места поклонения –

    митренумы, располагались в пещерах. Больше всего их у северных границ империи. Культ начинает умирать в IV в, его активно вытесняют христиане. Подробнее о римском культе тут На востоке в районе Согдианы или Тохаристана (современная Ферганская долина и окрестности) во II в. дон. э. начали сталкиваться зороастризм с культом Митры и буддизм. Тесные контакты и распространение буддизма, а также отдалённость местности от центров обоих религий, привёл к синкретизму. Примером является изображение Митры на фреске из Бамиана, где он изображён стоящим на лотосе, а под его ногами находится треугольник источника дхарм». Синкретизм также проявился в изображениях огненного Будды. В зороастризме (в его отклонении маздаизме) распространён культ огня как очищения, в буддизме же это символ разрушения. Однокоренным к Митре является Майтрейя - будда будущего, который очистит мир от всех страданий и люди будут вести праведную жизнь под его началом. Где расположен регион

    11. Основные этапы эволюции религии Древнего Египта. Эхнатон. Религия Древнего Египта развивалась на протяжении более 3,5 тыс. лет
    (Коростовцев). Как религиозная система, религия Д. Египта начала формироваться в период Древнего Царства (III-VI династии. В дальнейшем этот процесс продолжается. Стоит отметить, что древнеегипетская религия весьма консервативна и замкнута в самой себе, что и определяет ее самобытность. Хронология

    1. Доисторический (архаический) период (до XXXII в. дон. эВ этот период в отдельных номах формируются представления о космогонии, уже произошел переход к анимизму, сформировалась традиция почитания не поклонения, это важно) животных. Захоронения лицом на Запад, в могилах все необходимое для жизни ➔ представления о загробном мире как о копии реального. Проще говоря складываются основав виде фетишистских и тотемических представлений, выраженных в традиции почитания животным. На этой основе в период Династический период сформируется религиозная система.
    2. Династический период (XXXII – IV вв. дон. э. При объединении Верхнего и Нижнего Египтов формируется институт фараонов ➔ появление культа фараонов. В разные династии фараоны отождествляются с разными богами и от этого меняется иерархия богов. В храме каждого большого столичного города создавалась собственная космогония с местным богом во главе иерархии. В этот период сформировался политеизм
    религии. Стоит понимать, что в этот период космогония, жреческая иерархия и культы только формируются, потому что укрепляется само государство, укрепляется власть фараона. В космогонии Древнего царства мы видим прежде всего Ра-Атума, создавшего Шу (Воздух) и Тефнут (Влагу. Они произвели на свет Геба (Землю) и Нут (Небо, а те, в свою очередь, родили Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Осирис, праведный царь Земли, был убит своим братом Сетом. Исида забеременела от мертвого Осириса и родила сына Гора, отомстившего за отца. С Гором отождествляется фараон. Как ив Месопотамии, в храме каждого большого столичного города создавалась собственная космогония с местным богом во главе иерархии, отчего на ранних этапах нет единой и четкой космогонии для всей религиозной системы, она устаканится постепенно вовремя процесса централизации власти фараона внутри государства и консолидации жречества. Мир, по представлениям египтян, плоский он поддерживает небо в форме опрокинутой чаши. Многие боги имеют звериный облик, что означает не поклонение животным, а либо признание их исконной древности, либо осознание архетипических качеств живых существ. Важные изменения происходят вовремя первого переходного периода
    (2250—2050 гг. дон. э. Около 2200 г. дон. э. политический кризис и гражданская война раскололи Египет. Литературные произведения этого периода свидетельствуют о растущей индивидуализации и демократизации религиозной жизни при царящей социальной анархии Горькие жалобы на растущий социальный хаос — дети восстают на отцов, подданные на царей — становятся литературным штампом эпохи, который сохранится на века. Важной вехой также является реформа Эхнатона. В XIV в. дон. э, после изгнания гиксосов, последовавших затем завоеваний на Востоке и дипломатических побед, молодой фараон Аменхотеп IV предпринял радикальную политическую и религиозную реформу. Он сделал главным божеством египетского пантеона Атона
    — солнечный диск, изменил собственное имя «Амон доволен (Аменхотеп) на Угодный Атону» (Эхнатон), переименовал столицу Фивы в Ахетатон (ныне
    Тель-эль Амарна) и приказал со всех надписей убрать имя Амона. Эту реформу называли генотеистической, монолатристской и даже монотеистической. Ее политическая цель, во всяком случае, ясна могущественные жрецы и служители храмов Амона лишились серьезных привилегий. Новые храмы

    Атона не имели кровли. С революцией Эхнатона связан и новый натуралистический стиль. Лучи солнечного диска изображались с ладонями на конце. Иногда Эхнатон вручал предстоящим крест с петлей (ушком. Сам царь занял место божественного посредника между людьми и Атоном — единственным источником всякой жизни. После смерти Эхнатона, вероятно, недолгое время царствовала его жена
    Нефертити под именем Сменкхара. Могущественные жрецы Амона взяли под опеку их сына Тутанхатона, обратили его к культу Амона и сменили его имя на
    Тутанхамон. После конца этой (XVIII) династии культ Атона считался страшной ересью. Тот факт, что атонизм реформированный Эхнатоном вариант древнеегипетской религии) не закрепился, Коростовцев объясняет политической основой этой реформы за этими изменениями лежала лишь политическая амбиция самого фараона, а некультурные или социально-экономические изменения. Более того, Эхнатону не удалось сломить могущественное жречество, что проявилось уже наследующем поколении фараонов – Тутанхамон уже отказался от атонизма. Небольшое уточнение про Атона и Амона: Амон – получеловек-полуптица с солнечным диском на голове, а Атон – и есть тот самый диск. Под диском имеется ввиду видимая часть Амона – Солнце.
    12. Древнейший этап истории древнегреческой религии. Крито- микенский и минойский периоды. Известный румыно-франко-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде даёт следующую периодизацию древнегреческой религии
    30 — 15 вв. дон. э. — крито-минойская религия.
    15 — 11 вв. дон. э. — архаическая древнегреческая религия.
    11 — 6 вв. дон. э. — олимпийская религия.
    6 — 4 вв. дон. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон.

    3 — 1 вв. дон. э. — религия эллинистической эпохи.
    Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-
    «оранты» (Оранта — один из основных иконографических типов изображения Богоматери) Религиозные представления Храм в религиозной традиции минойцев отсутствовал. Религиозные обряды совершались на природе или во дворце. Широко было распространено жертвоприношение быков. Все попытки воссоздания минойской религии и пантеона божеств достаточно спекулятивны. Согласно одной из гипотез (М.
    Гимбутас), бык представлял собой олицетворение мужской силы, царица — женское божество наподобие великой богини. На острове Крит господствовал культ верховного женского божества Великая богиня, имя которой неизвестно до сих пор, приобретала в представлении критян различный облик. Ей посвящались деревья, с культом богини были связаны птицы, чаще всего голуби. Также в критском пантеоне встречается мужское божество, олицетворяющее силы природы Символом этого божества был двойной топор - лабрис, изображение которого часто встречается в критском искусстве. Мужское божество олицетворялось ив образе бога - быка. Культ данного бога предусматривал игры с быком, послужившие сюжетом для одной из кносских фресок. Вовремя религиозных празднеств на Крите происходили торжественные процессии, приносились жертвы, исполнялись священные танцы и песни. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения культовых сцен на фресках, сосудах, рельефах, печатях. В культовых церемониях критян ведущая роль отводилась женщинам - они выполняли различные религиозные обряды. Мужчины редко появлялись в культовых сценах Влияние критской религии на последующие религиозные представления и обряды греков, несомненно. Объясняется это тем, что греческая мифология поместила на Крите пещеру, в которой рос Зевс, там же провели свое детство Аполлон, Дионис и Геракл. Таким образом, Крито-Микенская культура не исчезла бесследно. В последующее время греки заимствовали часть религии данного периода. Искусство Крито-Микенской эпохи выдающееся, и это доказывает то, что существовавшие на Крите и материковой Греции раннеклассовые государства находились на довольно высоком уровне развития.

    13. Греческая религия в период архаики. Гомер. Люди и боги. Э.
    Доддс.
    Эрик Доддс – британский филолог-классик, историк античности и средневековья.
    Эрик Доддс в середине XX века сформулировал до сих пор широко принятую теорию, которая противопоставляет два типа обществ общество стыда и общество вины. Классическим обществом стыда в древнюю эпоху Доддс как рази называет древних греков. В основе социального контроля в таком обществе лежат понятия гордости и чести. Главную роль в них играет то, как поступки выглядят — в отличие от индивидуальной совести, которая регулирует нравственную жизнь индивида в так называемых обществах вины, каковы в первую очередь все христианские общества. Гомеровский герой (а гомеровские тексты — это наш древнейший источник, к счастью весьма пространный, поэтому материала много) прежде всего желает превзойти других и завоевать почет в жизни и славу после смерти. Связано это стем, что представления о загробном существовании совсем не таковы, каковы они в христианстве. Гомеровский герой, грек этой архаической эпохи, после смерти превращается в некую бледную тень жизнь после смерти не продолжается, душа не умирает, нос утратой тела она может вести лишь убогое бесчувственное существование, без памяти, без способности вступать в общение с другими душами. Главная забота героя (а герой — это человек, воплощающий некие общие чаяния, то есть это, видимо, некая идеализированная выжимка нравственных представлений любого человека древнейшей эпохи) заключается в том, чтобы в своей жизни успеть завоевать достаточный почет и славу, чтобы эта слава пережила его и осталась после смерти. Мы находим массу подтверждений этому в гомеровских поэмах. Так, в «Илиаде»
    Гектор, главный защитник Трои, перед поединком просит в случае гибели вернуть его тело родным для погребения — и говорит, что и слава моя не погибнет. При этом он полностью отдает себе отчет в том, что его гибель телесно фатальна, что, по сути дела, никакого продолжения не будет. Агамемнон отмечает, что даже Гектор, сколь он ни отважен, рад будет уцелеть и спастись от ужасной войны. И когда Гектор, наконец, погибает, душа его, говорит Гомер, отлетает к Аиду в загробный мир, оплакивая свою участь и расставаясь с юностью. Моральным представлениям греко-архаической поры чужда идея всепрощенчества, прощения врагов он не подставит другую щеку под удар. Знаменитая формулировка этого принципа, которую мы знаем из греческой трагедии, — это благоприятствовать друзьями вредить врагам. Надо сказать, что эти представления, хотя они архаические по сути своей,
    продолжали жизнь свою ив более поздний, в классический период, когда уже появилась философия Что касается греческих богов, то им была не чужда роль носителей справедливости нет, безусловно, они справедливы, но пути божественные совершенно неисповедимы. И надеяться на бога не приходится. Справедливость их не нацелена на то, чтобы окормлять человечество, в отличие от Бога христианского. Человек должен в большей степени полагаться сам на себя, а не на божество. Посему человек и не склонен бывает винить бога в своих неудачах ив собственных дурных поступках, которые совершены в минуту заблуждения. Нету богов есть свои интересы, и эти интересы никоим образом не соотносятся с интересами человека.
    14. Греческая религия в период архаики. Гесиод В эпоху архаики верования греков сложились в систему, в которой синтезировано было религиозное наследие автохтонных народов Эллады с элементами культа, принесенного выделившимися из индоевропейской общности греками, которые двумя волнами, ахейской и потом дорийской, переселялись с севера на юг Балкан. В верованиях архаической Эллады сохранялись от глубокой древности и следы
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта