том. Избранное-Ибн Каййим-том 2. Избранное
Скачать 2.43 Mb.
|
ГЛАВА ШЕСТАЯ Испытания ИСПЫТАНИЯ — ПУТЬ К ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ Если ты задумаешься о мудрости Всевышнего, которая проявилась в тех испытаниях, которым Он подвергает Своих рабов, включая наилучших из них, ведя их к величайшим целям и прекраснейшему завершению, которых не достичь кроме как посредством испытаний... Испытания — своеобразный мост, и попасть в Рай можно, только пройдя по нему. Эти испытания были их путём и почётом для них. Внешне это выглядит как испытания, однако по сути своей это милость, благо и дар. Сколько у Аллаха величайших благ и даров, которые приходят к Его творениям через испытания! Задумайся о положении нашего праотца Ибрахима (мир ему), предводителя исповедующих единобожие и пророков, халиля Господа миров. Посмотри же, какие плоды принесли постигшие его испытания, а также его терпение и готовность пожертвовать собой ради Аллаха. Посмотри, к чему привела его готовность пожертвовать жизнью и отстаивать свою религию — к тому, что Аллах избрал Его Своим халилем и велел Своему Посланнику и халилю Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) следовать его религии. Обрати внимание только на одно проявление почёта, который оказал ему Всевышний, когда испытал его велением принести в жертву сына: Он воздал ему за готовность пожертвовать сыном во исполнение веления Аллаха тем, что сделал потомство его благодатным и многочисленным, так что потомки пророка Ибрахима (мир ему) заполнили равнины и горы. Никто не способен превзойти Аллаха великодушием и щедростью, ибо Он — Наищедрейший. И кто отказался от чего-то ради Него или сделал что-то ради Него, тому Аллах дарует во много раз больше того, от чего он отказался или того, что он совершил ради Него. Воздаяние Его будет во много раз превышать деяние раба. Когда Он повелел Ибрахиму ( мир ему) принести в жертву сына и тот поспешил приступить к исполнению этого веления и сын покорился, восприняв это с довольством и смирением, Аллаху было известно об их правдивости и верности, и Он послал в качестве искупительной жертвы огромного барана и даровал им то, что даровал, из милости Своей. И среди Его даров было и то, что Он сделал благодатным их потомство, так что потомки их наполнили землю. Под отпрыском в данном случае понимается потомство и многочисленность его. Поэтому Ибрахим (мир ему) сказал: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 100). «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву» (сура 14 «Ибрахим», аят 40). Больше всего Ибрахим боялся, что, когда он принесёт в жертву сына, некому будет продолжить род его и у него не будет потомства. А когда он готов был принести в жертву сына и сын покорился, Аллах приумножил потомство Ибрахима (мир ему) и сделал его благодатным. Оно сделалось столь многочисленным, что наполнило собою землю. И Он даровал пророчество и писание именно его потомству и сделал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) одним из его потомков. Рассказывают, что как-то пророк Дауд (мир ему) пожелал узнать численность израильтян и велел собрать их всех. Он послал ответственных старейшин и предводителей, поручив им пересчитать их. Прошло немало времени, а им так и не удалось сделать это. Тогда Аллах внушил Дауду: мол, тебе ведь известно, что Я обещал твоему предку Ибрахиму, когда повелел ему принести в жертву сына и он поспешил приступить к исполнению этого веления, что Я сделаю его потомство столь многочисленным, что потомков у него будет как звёзд на небе, и Я сделаю так, что их будет не счесть. А ты захотел счесть то, чему Я судил остаться несочтённым. Из его же потомства Он вывел две великие общины, численность которых известна лишь Тому, Кто сотворил их и дарует им удел. Это потомки Исраиля и потомки Исмаиля. В дополнение к этому Всевышний Аллах почтил Ибрахима ещё и тем, что возвысил поминание его и сделал так, чтобы благая молва о нём шла по всем общинам, а также в небесах среди ангелов. Это некоторые плоды его деяний, и да пропадёт тот, кто знает это и поступает иначе. Сколь неудачлив он в своей деятельности и как велико его горе! Задумайся и о положении Мусы (мир ему), с которым говорил Аллах, и о результатах постигших его испытаний, которые начались для него с самого рождения и продолжались до самой его кончины. Аллах говорил с ним напрямую и написал для него Тору Рукой Своей и возвысил его на самое высокое из небес и простил ему то, что не было бы прощено другим: он бросил скрижали на землю так, что они разбились, и схватил за бороду пророка Аллаха Харуна и потянул его к себе. И он дал пощёчину ангелу смерти и выбил ему глаз. И он вступил в пререкания с Господом своим относительно Посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь его вознесения на небеса. Несмотря на всё это, Господь всегда любил его и все эти действия не принизили его положение пред Ним. Он почитаем у Аллаха и входит в число Его приближённых. Но этого не было бы, если бы не великие трудности и серьёзнейшие испытания, которые он терпеливо перенёс ради Аллаха, включая испытания, связанные с фараоном и его людьми, и испытания, связанные с израильтянами, которые обижали его, но он всё стерпел ради Аллаха. Задумайся о положении пророка ‘Исы (мир ему) и о том, что он претерпел от своих соплеменников ради Аллаха — в конце концов Аллах вознёс его к Себе, и очистил его от неверующих, и отомстил его врагам, и разметал их по земле, отобрав у них царство и сломив их гордость до скончания времён. И если ты посмотришь на положение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и то, как он вёл себя со своими соплеменниками и терпел ради Аллаха, то ты увидишь, что ему пришлось претерпеть то, чего не выпадало на долю другого пророка. Сколько всего сменялось для него на протяжении его жизни: благополучие и страх, богатство и бедность, безопасность и жизнь на родине и покидание её ради Аллаха, убийство дорогих и близких ему людей на его глазах, обиды, которые наносили ему неверующие, будь то слова действия, колдовство, ложь или клевета. Несмотря на все это, он терпеливо исполнял веления Аллаха, призывая к Его религии, и ни один пророк не претерпел столько, сколько претерпел он, и никто не перенёс ради Аллаха столько, сколько перенёс он. И ни одному пророку не было даровано то, что было даровано ему, и Аллах возвысил его поминание и упомянул имя его вместе с именем Своим, и Он сделал его господином всех людей и самым близким к Нему из творений, занимающим самое высокое положение при Нём, и главным заступником пред Ним. Эти испытания были почётом для него. Посредством этих испытаний Аллах добавил ему почёта и милости и привёл его через них к высочайшему положению. Так же будет и с его наследниками, начиная с самых лучших. У каждого из них будет своя доля испытаний, посредством которой Всевышний Аллах приведёт его к соответствующей степени совершенства. А у кого нет такой доли, то его доля мирского — это доля того, кто был сотворён для неё и для кого она была сотворена, и его доля — исключительно мирская. Он ест в этом мире досыта и наслаждается в нём до тех пор, пока не постигнет его написанное ему на роду. Приближённые Аллаха подвергаются испытаниям, а он нежится себе и ведёт роскошную жизнь. Они живут в страхе, а он пребывает в безопасности. Они опечалены, а он радуется в окружении семьи своей. Они в одном положении, а он — совсем в другом. Его заботит лишь то, как ему сохранить своё влияние и сберечь своё богатство и как сделать так, чтобы к слову его прислушивались. Ради этого он привержен тому, чему привержен, довольствуется одним и питает отвращение к другому. А их заботит лишь утверждение религии Аллаха, возвышение слова Его, поддержка приближённых Его и чтобы вёлся призыв к Нему одному, дабы Он был единственным объектом поклонения, и люди не подчинялись беспрекословно никому, кроме Его посланника. Всевышний Аллах вложил столько глубочайшего смысла в те испытания, которым Он подвергает Своих пророков, посланников и верующих рабов, что умы творений не способны постичь его полностью. Разве тот, кто достиг достойнейшего положения и пришёл к благому концу, сделал это, не пройдя по мосту испытаний?.. Вершины — они таковы: если хочешь добраться до них, Знай: до них доберёшься ты лишь по мосту утомления... Хвала одному лишь Аллаху, и мир и благословение Аллаха Мухаммаду и его сподвижникам до самого Судного дня, и да будет доволен Аллах всеми сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) См. [Мифтах дар ас-са'ада] БЕЗМЯТЕЖНАЯ ЖИЗНЬ НЕЧЕСТИВЦЕВ И ИСПЫТАНИЯ, ПОСТИГАЮЩИЙ ПРАВЕДНЫХ Человек имеет возможность видеть тяготы, выпадающие в этом мире на долю многих глубоко верующих людей, а также то, что многие неверующие, нечестивцы и притеснители, напротив, обладают властью, богатством и так далее. И ему начинает казаться, что блаженство в этом мире достаётся исключительно неверующим и нечестивцам, и что доля верующих в мирском блаженстве мала. Ему также может показаться, что неверующим и лицемерам даруется сила, позволяющая им одерживать верх над верующим. И вот он слышит в Коране Его слова: «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим» (сура 63 «Лицемеры», аят 8). А также Его слова: «Поистине, Наше войско одержит победу» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 173). И Его слова: «Аллах предписал: “Победу непременно одержу Я и Мои посланники!”» (сура 58 «Препирательство», аят 21). А также Его слова: «Благой конец уготован богобоязненным» (сура 7 «Преграды», аят 128). Когда он слышит эти и другие подобные аяты, то, веруя в Коран, он тем не менее начинает считать, что сказанное относится исключительно к миру вечному, и говорить: мол, в этом мире мы видим, как неверующие и лицемеры побеждают и одерживают верх и им достаётся поддержка и победа, а ниспосланное в Коране не может не соответствовать реальности. И он опирается на это убеждение, когда над ним одерживает верх враг из числа неверующих и лицемеров либо несправедливых нечестивцев, тогда как себя он относит к числу обладателей веры и богобоязненности. Он считает, что приверженец ложного одерживает верх над приверженцем истины, и говорит: мол, я придерживаюсь истины, и вот я побеждён! То есть приверженец истины в этом мире непременно оказывается побеждённым и победа обязательно достаётся ложному. А когда ему напоминают о том, что Всевышний Аллах обещал благой исход богобоязненным верующим, он говорит: мол, это относится исключительно к миру вечному. Его могут спросить: как же Всевышний Аллах поступает так со Своими приближёнными и любимыми, приверженцами истины? Если он из числа тех, кто не обосновывает действия Всевышнего Аллаха мудростью и благами, то он говорит: мол, Аллах делает в царстве Своём, что пожелает, и предопределяет, что пожелает: «Его не спрашивают о том, что Он совершает, а они будут спрошены» (сура 21 «Пророки», аят 23). Если же он из тех, кто обосновывает действия Всевышнего, то он говорит: Он поступает с ними так для того, чтобы за проявляемое ими терпение наградить их в мире вечном и даровать им высочайшие степени и даровать им награду без счёта. В подобной ситуации у каждого человека возникают свои мысли, соображения, вопросы и ответы в зависимости от того, насколько он познал Всевышнего Аллаха с Его именами, качествами и мудростью. Известно, что в сердцах кипит то, чем они наполнены, подобно тому, как кипит в котле его содержимое. И ты видишь, как многие люди, когда их постигает какое-нибудь испытание, говорят: «Господи! Какой грех совершил я, что Ты поступил со мной так?» Я слышал не от одного человека такие слова: «Когда я раскаиваюсь перед Ним, возвращаюсь к покорности Ему после ослушания и начинаю поступать праведно, удел мой становится скудным, а жизнь — тяжкой. А когда я возвращаюсь к ослушанию и даю душе своей то, к чему она стремится, то ко мне приходит удел и помощь...» И так далее в том же духе. Я сказал одному такому человеку: «Это испытание от Него, в котором должны проявиться твоя искренность и терпение: искренен ли ты в своём приходе и устремлении к Нему? Если да, то ты должен терпеливо переносить эти испытания, и тогда тебя ждёт благо, или же ты не правдив и тогда ты вновь вернёшься к старому?» Эти ложные, не соответствующие истине высказывания имеют две основы. Первая основа: раб Аллаха слишком хорошего мнения о себе и своём исповедании религии и убеждён в том, что он исполняет свои обязанности должным образом и избегает запретного, а о своём противнике и враге думает прямо противоположное, то есть что тот не исполняет веления Аллаха, не соблюдает Его запреты, и что сам он, конечно же, ближе к Аллаху, его Посланнику и его религии, чем этот его супостат. Вторая основа: убеждённость в том, что Всевышний Аллах может и не помогать приверженцу истины и не поддерживать его, и Он может и не устроить для него никакого благого завершения в мире этом, но он может всю жизнь прожить притесняемым, побеждённым и обижаемым, несмотря на то, что он исполняет веления Всевышнего внешне и внутренне и воздерживается от запретного внешне и внутренне. Он считает, что он соблюдает предписания ислама и является истинно верующим, и вот его одолевают люди несправедливые, нечестивые и преступающие установленные Всевышним ограничения. Нет божества, кроме Аллаха! Скольких невежественных поклоняющихся, набожных, но слепых сердцем, считающих себя обладателями знания, но на самом деле не знющих религию по-настоящему, испортило это обольщение! Известно, что, даже веруя в мир вечный, раб Аллаха стремится в этом мире к тому, без чего ему не обойтись, будь то получение пользы или избавление от вреда посредством того, что он считает желательным, обязательным или дозволенным. И если он считает, что истинная религия, следование верному руководству, неуклонное исповедание единобожия и следование Сунне противоречит этому и предполагает враждебное отношение ко всем обитателям земли, и он сознательно подвергает себя таким испытаниям, которых ему не перенести, и упускает необходимые ему мирские блага, то следствием становится отсутствие у него желания стремиться к совершенству в исповедании религии и посвящении себя Аллаху и Его Посланнику. В результате сердце его отклоняется от положения опередивших приближённых и даже от положения умеренных обладателей правой стороны. Более того, он может присоединиться к притеснителям и даже к лицемерам, пусть даже речь идёт не об основе религии, а о многих её ответвлениях и о деяниях. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Спешите с деяниями, пока не пришли искушения, подобные чёрным тучам: будет человек встречать утро верующим, а уже к вечеру становиться неверующим, и будет человек встречать вечер верующим, а уже к утру становиться неверующим» [Муслим, 118]. Дело в том, что если человек убеждён, что невозможно исповедовать религию совершенным образом, не сломав при этом свою мирскую жизнь посредством причинения себе невыносимого вреда и упущения необходимой пользы, то он в любом случае не сможет вынести этот вред и обойтись без этой пользы. Пречист Аллах! Насколько сильно отвратила эта смута многих и даже большинство людей от истинного, правильного исповедания религии! В основе этой смуты лежат два великих невежества. Это незнание сути религии и незнание сути блаженства, которое является пределом желаний души и совершенством для неё, и которое приносит ей радость и наслаждение. Следствием этих двух невежеств становится то, что человек не исповедует религию по-настоящему и отказывается от стремления к этому истинному блаженству. Известно, что совершенство раба Аллаха заключается в знании им того блаженства, обрести которое он стремится, и деяний, которые способствуют его обретению, а также в том, чтобы при этом решительно стремиться эти деяния совершать и искренне любить это блаженство. Знание требуемого и путей, ведущих к нему, не даст результата, если не будет сопровождаться действиями. И решительное намерение не даст результата, если не будет сопровождаться терпением. Таким образом, счастье раба Аллаха, совершенство его блаженства и наслаждения зависят от этих пяти вещей. Это знание об искомом блаженстве и любовь к нему, знание пути, ведущего к нему, совершение соответствующих действий и проявление терпения при этом. Всевышний Аллах сказал: «Клянусь временем, что человек несёт убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали благие деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура 103 «Время», аяты 1—3). Таким образом основой для этих двух столпов, на которых зиждется упомянутая смута, является невежество в отношении велений Аллаха и Его религии, а также Его благих обещаний и угроз. Поистине, когда раб Аллаха убеждён, что он исповедует религию истины должным образом, то это подразумевает, что, согласно его убеждениям, он исполняет веления Аллаха внешне и внутренне и соблюдает Его запреты внешне и внутренне должным образом. Это проявление его невежества в отношении религии истины и незнания своих обязанностей перед Аллахом и того, что требуется от него. Таким образом, он не знает о своих обязанностях перед Аллахом и не знает также, как, в какой мере и насколько правильно он на самом деле исповедует религию. И когда человек считает, что Всевышний Аллах не помогает приверженцу истины в этом мире и в мире вечном и что в этом мире итогом может стать победа неверующих и лицемеров над верующими, и несправедливых нечестивцев — над благочестивыми и богобоязненными, то это происходит от его невежества в отношении благих обещаний Всевышнего и Его угроз. Если говорить о первой [из пяти вещей, на которых основана эта смута], то раб Аллаха часто оставляет обязанности, о которых не знает и ему неизвестно об их обязательности, то есть у него есть упущения в знании, и он часто оставляет их и после того, как узнает о них и их обязательности, — либо из лени и пренебрежения, либо в силу какого-нибудь ложного истолкования, либо слепо следуя чьему-то примеру, либо потому что он считает, что занят чем-то более обязательным, либо по иным причинам. |