том. Избранное-Ибн Каййим-том 2. Избранное
Скачать 2.43 Mb.
|
Обязанности сердец важнее обязанностей тел и они более обязательны. Но по мнению многих людей они как будто вообще не относятся к религиозным обязанностям, а причисляются к категории достойных и желательных действий. Ты видишь, как человек с подобными убеждениями чувствует себя не вправе оставить исполнение какой-нибудь телесной обязанности, но при этом он оставляет намного более важные сердечные обязанности. И он боится нарушить даже самый незначительный запрет и при этом нарушает множество намного более серьёзных запретов, касающихся сердца, нарушение которых — гораздо более тяжкий грех. Более того, как часто встречаются те, кто поклоняется Аллаху посредством оставления того, что Он как раз вменил им в обязанность, и отказывается от побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого, имея все возможности для этого. И они утверждают при этом, что таким образом они приближаются к Всевышнему Аллаху, сосредоточены на Господе и оставляют то, что их не касается. Такие относятся к числу наиболее ненавистных для Всевышнего Аллаха творений. И это при том, что такой человек полагает, что он истинно верующий и соблюдает предписания ислама должным образом, и что он относится к числу особо приближённых к Аллаху и принадлежит к партии Аллаха. И даже более того: как часто Аллаху поклоняются посредством того, что Он запретил. Поступающий так полагает при этом, что это покорность Аллаху и приближение к Нему, и положение его хуже положения того, кто считает данные действия ослушанием и грехом, как, например, люди, чрезмерно увлечённые слушанием стихов. Им кажется, что они приближаются к Аллаху, а на самом деле они приближаются к шайтану. Как часто человек убеждён, что он притесняемый приверженец истины, но на самом деле это не так: у него есть что-то от истины, но есть и что-то от ложного и несправедливости, а у его врага есть что-то от истины и справедливости. Любовь к чему-то, увы, делает своего обладателя слепым и глухим. А человеку свойственно любить себя и видеть в себе только хорошее, и ненавидеть противника своего и видеть в нём только скверное. Более того, бывает, что человек любит себя так сильно, что собственные недостатки начинают казаться ему достоинствами. Как сказал Всевышний: «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом...» (сура 35 «Творец», аят 8). И при этом он столь сильно ненавидит своего противника, что его достоинства начинают казаться ему недостатками. Как говорится: Смотрят глазами враждебности, а если бы Взглянули глазами довольства, благим Показалось бы то, что сочли отвратительным... Это невежество обычно сопряжено со следованием страстям и несправедливостью, ибо, поистине, человек по натуре своей несправедливый и невежественный. Большинство существующих религий и верований представляют собой обычаи, перенятые от предков и предшественников. Люди слепо следуют этим традициям в утверждении и отрицании, любви и ненависти, лояльности и враждебности. Всевышний Аллах гарантировал поддержку Своей религии, Своей партии и Своим приближённым, которые знают Его религию и соблюдают её предписания. И Он не гарантировал Свою поддержку ложному, даже если приверженец его считает себя приверженцем истины. Так же и могущество и возвышение — они предназначены для обладателей веры, с которой Аллах направил Своих посланников, ниспослал Свои Писания и которая представляет собой знание, действия и внутреннее состояние. Всевышний Аллах сказал: «Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 139). И Аллах помогает рабу Своему в соответствии с его верой. Всевышний Аллах сказал: «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим, но лицемеры не знают этого» (сура 63 «Лицемеры», аят 8). Ему достаётся могущество в той мере, в какой он обладает верой и претворяет её в жизнь, и если он лишается какой-то доли возвышения и могущества, то это ответ на его упущения в исповедании религии, будь то знания или действия, внешние или внутренние. И защиту раб Аллаха получает в соответствии со своей верой. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах защищает тех, кто уверовал» (сура 22 «Хадж», аят 38). И если защита эта слаба, то причиной тому слабость веры человека. И Аллаха достаточно Его рабам в соответствии с их верой. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха» (сура 8 «Добыча», аят 64). То есть тебе и им достаточно Аллаха, и Он защищает их и заботится о них в той мере, в которой они следуют Его Посланнику, покоряются и подчиняются Ему, и чем меньше вера, тем меньше этой защиты и заботы получает её обладатель. Мнение приверженцев Сунны и общины что вера увеличивается и уменьшается. И покровительство Своё Аллах дарует человеку в соответствии с его верой. Всевышний Аллах сказал: «Аллах же является Покровителем верующих» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 68). И Всевышний Аллах сказал: «Аллах — Покровитель тех, кто уверовал» (сура 2 «Корова», аят 257). И особая близость также достаётся в соответствии с верой. Как сказал Всевышний: «Поистине, Аллах — с верующими» (сура 8 «Добыча», аят 19). Если вера неполноценная, слабая, то и покровительство Всевышнего Своему рабу и Его близость к нему будут соответствовать силе его веры. И полноценную помощь и поддержку получают только обладатели совершенной веры. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (сура 40 «Прощающий», аят 51). И Всевышний Аллах сказал: «Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (сура 61 «Ряды», аят 14). И чем слабее вера, тем меньше помощи и поддержки получает человек. Поэтому когда раба Аллаха постигает какая-то беда, затрагивающая его самого или его имущество, и его одолевает враг, то причиной тому его грехи — либо неисполнение обязательного, либо совершение запретного, и это следствие слабости его веры. Таким образом устраняются сомнения, возникающие у многих людей в отношении слов Всевышнего: «Аллах не сделает неверующим пути против верующих» (сура 4 «Женщины», аят 141). Многие понимают этот аят так: мол, Он не сделает им пути против верующих в мире вечном. А другие считают, что Он не сделает им пути против них в доводах. На самом же деле эти слова означают, что Он не сделает неверующим пути против обладателей совершенной веры. Если же у человека слабая вера, то неверующим будет открыт путь против него в соответствии со степенью слабости его веры. Они сами устраивают им путь против себя, отказываясь от покорности Всевышнему Аллаху. Верующий силён и одерживает верх, и получает поддержку, помощь и защиту, где бы он ни был, даже если враги окружат его со всех сторон, если только он обладает истинной верой и исполняет свои религиозные обязанности внешне и внутренне. Ведь Всевышний Аллах сказал верующим: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 139). Всё это гарантировано им за их веру и их деяния, которые относятся к воинству Аллаха и через которые Он оберегает верующих, не отделяя от них их деяния и не делая их тщетными подобно тому, как делаются тщетными деяния неверующих и лицемеров, поскольку они совершаются не ради Него и не соответствуют Его велению. См. [Игасат аль-ляхфан] ПОЛЕЗНЫЕ ОСНОВЫ В ТОМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ИСПЫТАНИЙ, КОТОРЫЕ ПОСТИГАЮТ ВЕРУЮЩИХ, И БЛАГОДЕНСТВИЯ ОСТАЛЬНЫХ В заключение упомянем важные и полезные основы. Основа первая: зло, испытания и тяготы постигают верующих, но обходят стороной неверующих, и действительность подтверждает это; и они постигают в этом мире благочестивых намного чаще, чем нечестивцев и притеснителей. Основа вторая: испытания, которые переносят верующие ради Аллаха, сопровождаются их довольством и надеждой на награду от Аллаха, и они проявляют если не довольство, то терпение и надежду на награду от Аллаха, что облегчает им эти испытания. Всякий раз, когда они думают о воздаянии, им становится легче переносить постигающее их испытание. А у неверующих нет ни довольства, ни надежды на награду от Аллаха, и если они и проявляют терпение, то их терпение подобно терпению животных. Всевышний Аллах обратил на это наше внимание, сказав: «Если вы страдаете, то они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются» (сура 4 «Женщины», аят 104). Таким образом страдают и те, и другие, однако верующих отличает надежда на получение награды от Всевышнего Аллаха и приближение к Нему. Основа третья: когда верующий страдает ради Аллаха, то страдания его облегчаются ему в соответствии с его покорностью Ему, искренностью и степенью наличия истинной веры в его сердце, и Аллах избавляет его от такой доли страданий, что, выпади оно на долю другого, тот не смог бы вынести этого. Так защищает Аллах Своего верующего раба. Поистине, Он избавляет его от многих бед, и даже если какие-то испытания всё-таки постигают его, поскольку без них не обходится человеческая жизнь, то они облегчаются верующему, дабы он испытывал меньше трудностей и они меньше утомляли его. Основа четвёртая: когда любовь утверждается и закрепляется в сердце, то страдания, испытываемые любящим ради объекта любви, становятся для него блаженством и не вызывают у него недовольства, и любящие гордятся этим пред своими возлюбленными, так что некоторые из них даже говорят: Даже если меня огорчает то, что ты Сказал обо мне нечто скверное, Меня в то же время радует то, Что ты обо мне вспоминаешь... А что говорить о любви к Тому, Чьи испытания, постигающие любящих Его, — милость и благодеяние для них! Основа пятая: могущество, помощь и влияние, которые приходят к неверующему, нечестивцу и лицемеру, но очень часто не приходят к верующим, на самом деле не что иное, как унижение, бесславие и позор, даже если внешне это кажется чем-то противоположным. Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, как бы ни вышагивали под ними скакуны и мулы, унижение ослушания остаётся в их сердцах, потому что Аллах непременно подвергает унижению тех, кто ослушивается Его». Основа шестая: испытания, постигающие верующего, подобны лекарству, выгоняющему из него недуги, которые, останься они в нём, погубили бы его или уменьшили бы его награду и понизили бы его степень. Испытания выгоняют из него эту хворь, подготавливая его таким образом к получению полной награды и возвышению его положения. Известно, что наличие этого лучше для верующего, нежели отсутствие. Как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, что бы ни предопределил Аллах верующему, это непременно становится для него благом, и не дано это никому, кроме верующего. Если с ним случается нечто, доставляющее ему радость, он благодарит, и это становится благом для него, а если его постигает то, что причиняет ему вред, он проявляет терпение, и это также становится благом для него» [Муслим, 2999]. Таким образом, эти испытания относятся к совершенной помощи, могуществу и благополучию, и именно поэтому самые тяжкие испытания выпадают на долю пророков, а после них — на долю наилучших людей. Человек подвергается испытаниям в соответствии со своей верой. Если его вера тверда, то ему добавляются испытания, а если она слаба, то и испытания, постигающие его, более лёгкие. Испытания не перестают постигать верующего до тех пор, пока он не станет ходить по земле без единого греха. Основа седьмая: то, что постигает порой верующего, будь то победа врага над ним или страдания, которые враг причиняет ему, неизбежно. Это подобно сильному зною или лютому холоду, а также болезням, тревогам и печалям. Это неизбежно и естественно для человека в этом мире, и это постигает даже детей и животных, ибо это предполагается мудростью Наимудрейшего. Если бы в этом мире было только благо, но не было зла, и была бы только польза, но не было бы вреда, и было бы наслаждение, но не было бы страданий, то это был бы совсем другой мир и совсем другая жизнь, и было бы упущено то, ради чего смешаны в этом мире благо и зло, страдания и наслаждения, полезное и вредное. Одно будет отделено от другого в другом мире — в мире вечном. Как сказал Всевышний: «...чтобы Аллах отделил скверного человека от доброго, бросил скверных одного на другого, собрал их всех вместе и поместил в Геенне. Они будут потерпевшими убыток» (сура 8 «Добыча», аят 37). Основа восьмая: порой в испытании верующих тем, что враг побеждает и одолевает их, заключена великая мудрость, которая известна во всех подробностях только Всевышнему Аллаху. К этим подробностям может относиться побуждение к проявлению подчинённости Аллаху и смирению и униженности пред Ним, а также потребности в Нём и испрашиванию у Него помощи против врагов. А если бы верующие всё время одерживали победы и одолевали своих врагов, то они возгордились бы и сделались бы надменными. И если бы они всё время оказывались побеждёнными и противники одерживали бы верх над ними, то религия не смогла бы существовать и истина не знала бы возвышения. Мудрость Наимудрейшего предполагает, что они должны иногда побеждать, а иногда оказываться побеждёнными. Оказываясь побеждёнными, они смиренно взывают к Господу своему и возвращаются к покорности Ему, смиряются пред Ним, покоряются Ему и приносят Ему покаяние. А одерживая победу, они соблюдают религию Его должным образом, побуждают к одобряемому, удерживают от порицаемого, сражаются с Его врагами и поддерживают Его приближённых. К этим подробностям может относиться и то, что если бы верующие постоянно побеждали и одерживали верх, то к ним присоединились бы те, кто не стремится исповедовать религию и следовать Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Такие люди просто присоединились бы к тем, кто одерживает победы и обладает могуществом. А если бы они постоянно оказывались побеждёнными, то никто не стал бы присоединяться к ним. Поэтому Всевышний Аллах по мудрости Своей постановил, что они должны иногда побеждать, а иногда терпеть поражение. Это позволяет отличить тех, кто стремится к Аллаху и Его Посланнику, от тех, кто желает лишь мирских благ и влияния. К этим подробностям может относиться и то, что Всевышний Аллах желает, чтобы у Его рабов оставалась подчинённость Ему ('убудиййа) и в радости, и в горе, и в дни благополучия, и в дни испытаний, и в дни побед, и в дни поражений. Рабы Аллаха обязаны сохранять эту подчинённость в обоих случаях, что невозможно без описанного положения, которое требуется и для того, чтобы сердце следовало прямым путём, подобно тому, как жизнь тела невозможна без зноя и холода, голода и жажды, усталости и утомления и их противоположностей. Эти испытания — непременное условие для достижения человеческого совершенства и требуемого следования прямым путём, ведь не может быть следствия, если нет причины. К этим подробностям может относиться и то, что испытание верующих посредством победы врагов над ними очищает их и воспитывает. Как сказал Всевышний Аллах о мудрости, заключённой в том, что в день битвы при Ухуде неверующим была дарована победа над верующими: «Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими. Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни [счастье и несчастье] для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит несправедливых, и чтобы Аллах очистил уверовавших и уничтожил неверующих. Или вы полагали, что войдёте в Рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался и кто был терпелив? Вы действительно желали смерти, пока не встретились с ней. Теперь вы увидели её воочию. Мухаммад — всего лишь посланник. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 139-144). Всевышний Аллах упомянул разные причины, по которым неверующим было позволено одержать победу над верующими после того, как Он укрепил их, дал им силу и сообщил им радостную весть о возвышении, причиной которого является дарованная им вера, и утешил их тем, что если их и коснулись тяготы в покорности Ему и Его Посланнику, то их врагов также коснулись тяготы в их вражде с Ним и Его Посланником. Затем Всевышний Аллах сообщил им о том, что Он по мудрости Своей сделал так, что среди людей то одни одерживают верх, то другие, то есть у каждого есть своя доля в этом, подобно тому, как у каждого есть свой удел и свой жизненный срок. Затем Он сообщил им, что Он сделал это для того, чтобы выявить верующих, хотя Он, Всевышний, знает всё и Ему известно всё и до того, как оно произошло, и после. Однако Он пожелал, чтобы они проявили себя и продемонстрировали свою веру. Далее Он сообщил, что пожелал избрать из их числа мучеников. Мученичество же — это высокая степень, обрести которую можно, только погибнув на пути Аллаха. И если бы не одерживаемые врагом победы, то не было бы и мученичества, которое относится к числу вещей, наиболее любимых Им и наиболее полезных для раба Аллаха. Затем Всевышний Аллах сообщил, что Он желает очистить верующих от их грехов через покаяние, возвращение к покорности Ему и испрашивание прощения для грехов, за которые Он даровал врагу победу над ними, и что Он вместе с тем желает уничтожить неверующих, которые несправедливы, преступают установленные Им ограничения и враждебны к верующим, когда эти неверующие одерживают победы. Далее Он осудил их за их предположения о том, что можно войти в Рай без усердия на пути Аллаха и терпения, и разъяснил, что Его мудрость исключает это, и они не войдут туда без усердия и терпения. |