том. Избранное-Ибн Каййим-том 2. Избранное
Скачать 2.43 Mb.
|
А если бы им постоянно даровались победы, то никто не сражался бы с ними и враги не покушались бы на них, причиняя им страдания, которые им приходится терпеливо переносить. Это некоторые причины, по которым Он иногда помогает их врагам против них и позволяет им одержать верх над ними. Основа девятая: Всевышний Аллах создал небеса и землю, и Он создал смерть и жизнь, и Он украсил землю тем, что есть на ней, дабы испытать рабов Своих, чтобы отличились те, которые устремлены к Нему и к тому, что у Него, от тех, которые желают мира этого с его украшениями. Всевышний Аллах сказал: «Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (сура 29 «Паук», аяты 1-3). Люди, когда к ним приходят посланники, реагируют двумя способами. Либо человек говорит: «Я уверовал», — либо он не верует и продолжает творить зло и быть неверующим. Испытанию непременно будут подвергнуты оба. Если говорить о том, кто сказал: «Я уверовал», — то Господь непременно подвергнет его испытанию, дабы он показал, правдив он в этом своём утверждении или лжёт. Если он лжёт, то он повернёт вспять и побежит от испытаний, как бегут от наказания Аллаха. А если он правдив, то Всевышний поможет ему остаться верным своему слову и испытание не добавит ему ничего, кроме веры. Всевышний Аллах сказал: «Когда верующие увидели союзников, они сказали: “Это — то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду” Это приумножило в них лишь веру и покорность» (сура 33 «Союзники», аят 22). Что же касается того, кто не уверовал, то его испытанием станет наказание в мире вечном, а это наиболее серьёзное из двух испытаний, — это если он избежит испытаний в этом мире с его трудностями и кары, которую Аллах обрушил в этом мире на тех, кто отказался последовать за Его посланниками и ослушивался их. Испытания в этом мире, и в промежуточном мире (барзах), и в Судный день постигнут всех, однако у верующего они будут легче, ибо, поистине, Аллах защищает его из-за его веры и облегчает ему эти испытания и дарует ему терпение, стойкость, довольство и смирение, в результате чего его испытания значительно облегчаются. Что же касается неверующего, лицемера и нечестивца, то его испытания тяжки и постоянны. То есть испытания верующего легки и приходят к нему время от времени, тогда как испытания неверующего, лицемера и нечестивца тяжки и постоянны. Всякая душа непременно вкусит страдание, вне зависимости от того, верующая она или нет, однако верующий страдает в этом мире, но его ожидает благой исход в этом мире и в мире вечном. А неверующий, лицемер и нечестивец в этом мире испытывает наслаждение, а потом для него начинаются страдания, и никто не может надеяться избежать страданий и испытаний. Это разъясняет следующий пункт. Основа десятая: человек — существо общественное по своей природе, и ему необходимо жить с людьми. А у людей есть желания, представления и убеждения, и они требуют от человека, чтобы он соответствовал им, и если он не согласится, то они начинают причинять ему страдания и обижать его. А если он подчинится им, то его ждут страдания и мучения иного рода. Ему не обойтись без людей и общения с ними, и он может либо подчиняться им, либо противоречить. Если он подчинится им в ложном, то его ждут страдания и мучения, а если он станет противоречить им, то он будет также испытывать страдания и мучения, если он откажется подчиниться их страстям, убеждениям и желаниям. И нет сомнений в том, что страдания, которые он испытает в результате своего отказа подчиняться им в ложном, менее значительны, чем страдания, которые ждут его в случае, если он подчинится им в этом. Если он не подчинится тем, кто требует от него подчиниться им в несправедливости, мерзости, или лжесвидетельстве или помочь им в запретном, то они станут обижать его, притеснять и враждовать с ним, однако в конце концов его ждёт благое завершение и помощь, если он будет терпеливым и богобоязненным. А если он подчинится им, стремясь избежать страданий, то это причинит ему потом гораздо большее страдание, чем то, от которого он бежал. Вероятнее всего, они всё-таки доберутся до него, и тогда он испытает страдания во много раз большие, чем то наслаждение, которое он испытал сначала, покорившись им. Знание и учёт этого относится к наиболее полезным для раба Аллаха вещам. Незначительные страдания, которые влекут за собой великое и постоянное наслаждение, лучше, чем незначительное наслаждение, которое повлечёт за собой великое и постоянное страдание. А Аллах — Тот, Кто дарует успех. Основа одиннадцатая: испытания, которые постигают раба Аллаха, не выходят за пределы четырёх категорий. Они затрагивают либо его самого, либо его имущество, либо его честь, либо его родных и тех, кого он любит. Если говорить об испытаниях, которые затрагивают самого человека, то они могут привести к его гибели, а могут просто причинить ему боль и страдание, от которых он не погибнет. Так постигает человека испытание, которое он переносит ради Аллаха. Самое тяжкое — испытание, затрагивающее самого человека. Известно, что все творения смертны, и целью верующего является мученическая гибель ради Аллаха, ибо это самая достойная и лёгкая смерть, поскольку мученик ощущает не больше боли, чем тот, кого ущипнули, и нет в мученической смерти какой-то особой тяготы сверх привычных для представителей рода человеческого. И невежественен тот, кто считает такую смерть большей бедой, чем смерть в своей постели. Смерть мученика относится к числу самых лёгких, наилучших и возвышенных смертей. Но бегущий считает, что своим бегством продлевает себе жизнь и даёт себе возможность наслаждаться ею, однако Всевышний Аллах опроверг это предположение, сказав: «Скажи: “Бегство не принесёт вам пользы, если вы пытаетесь сбежать от смерти или гибели. В этом случае вы будете пользоваться благами лишь недолго”» (сура 33 «Союзники», аят 16). Аллах сообщил, что бегство от мученической гибели бесполезно, и даже если бы оно приносило какую-то пользу, то польза эта была бы ничтожно мала, поскольку человеку всё равно не избежать смерти, и из-за этой ничтожной пользы он лишится того, что лучше и полезнее для него, то есть жизни мученика при Господе своём. Далее Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Кто защитит вас от Аллаха, если Он пожелает вам зла? А если Он пожелает оказать вам милость?” Они не найдут для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника» (сура 33 «Союзники», аят 16). Всевышний сообщил, что никто не способен защитить раба Аллаха от Него, если Он пожелает ему иного зла, кроме смерти, от которой он бежит. Ведь он бежит от смерти, которая представляется ему злом, но Всевышний Аллах сообщил, что если Он пожелает послать ему иное зло, то никто не сможет защитить его от Аллаха, и может случиться так, что он побежит от смерти на пути Аллаха и впадёт в то, что намного хуже для него. Если так обстоят дела с испытаниями, затрагивающими самого человека, то сказанное можно применить и к испытаниям, затрагивающим его имущество, честь и тело. Кто скупится расходовать своё имущество на пути Всевышнего Аллаха и ради возвышения слова Его, того Аллах лишит этого имущества или ему суждено будет израсходовать это имущество на то, что не принесёт ему пользы ни в этом мире, ни в мире вечном и даже, напротив, причинит ему вред в этом мире и в мире вечном. Если же он станет копить и собирать это своё имущество, то ему не суждено будет воспользоваться им и оно перейдёт к другому, и этот другой будет пользоваться им, а грех ляжет на оставившего это имущество. То же самое можно сказать и о том, кто холил и лелеял своё тело и предпочёл отдохновение утомлению на пути Аллаха: Аллах проведёт его через утомление во много раз большее не на Его пути и не ради Его довольства. Это хорошо известно людям на личном опыте. Абу Хазим сказал: «То, что приходится претерпевать от творений тому, кто не боится Аллаха, намного значительнее того, что приходится претерпевать богобоязненному вследствие своей богобоязненности». Достаточно посмотреть на положение Иблиса. Он не стал совершать земной поклон Адаму, дабы не покоряться ему и не унижаться перед ним и стремясь возвыситься, и Аллах сделал его самым униженным из всех униженных и слугой для грешников и нечестивцев из числа потомков Адама. Он не пожелал пасть ниц перед ним, но удовольствовался тем, чтобы вместе со своим потомством служить нечестивцам из числа потомков Адама. Так же и идолопоклонники. Они не пожелали подчиниться посланникам из числа людей и поклоняться Единому Богу, однако удовольствовались поклонением божествам из камня. Таким оказывается — в качестве наказания — положение всякого, кто отказывается принизить себя ради Аллаха, или расходовать свои средства ради снискания Его довольства, или утомлять свою душу и тело в покорности Ему — ему непременно придётся унизиться перед тем, кто не подобен Аллаху, и расходовать ради него своё имущество, и утомлять душу и тело в покорности ему и ради снискания его довольства. Как сказал один из наших праведных предшественников: «Кто не пожелает пройти с братом своим несколько шагов ради его потребности, того Всевышний Аллах заставит пройти во много раз больше не ради покорности Ему» См. [Игасат аль-ляхфан] КАК ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИТЬ ИСПЫТАНИЯ Во-первых, осознание того, что за это терпение полагается награда. Во-вторых, осознание того, что испытания служат искуплением для грехов и стирают их. В-третьих, осознание того, что всё предопределено, в том числе и эти испытания. Они были в Хранимой Скрижали ещё до создания творений, и они непременно постигнуть человека в соответствии с предопределением, поэтому проявления недовольства не добавят человеку ничего, кроме испытаний. В-четвёртых, осознание своей обязанности перед Аллахом во время этих испытаний. Учёные согласны в том, что человек обязан проявлять терпение, а согласно одному из мнений, терпение и довольство. Человек должен соблюдать право Аллаха и сохранять подчинённость Ему в этих испытаниях – он должен делать это, а иначе его испытания умножается. В-пятых, осознание того, что эти испытания постигли его за его же грехи. Как сказал Всевышний Аллах: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки» (сура 42«Совет», аят 30). Это относится ко всякому испытанию, как незначительному, так и серьёзному, и осознание этой причины побуждает человека к испрашиванию прощения, которое относится к величайшим способам отвести от себя эти испытания. ‘Али ибн Абу Талиб сказал: « Испытание приходит из-за греха, и ничто не отвращает испытания, кроме покаяния ». В-шестых, осознание того, что Аллаху было угодно послать эти испытания, избрать их и предопределить, и что подчиненность Аллаху предполагает довольство тем, что пожелал послать ему Его Владыка и Покровитель. И если он по слабости своей не способен проявить довольство, то пусть по меньшей мере проявляет терпение. Если же он опустился ещё ниже, то это будет уже несправедливость и отход от истины. В-седьмых, осознание того, что это испытание – полезное лекарство, которое послал ему лекарь, знающий о том, что приносит ему пользу, и милостивый к нему, а потому он должен проявить терпение и проглотить это лекарство, а не извергать его посредством ропота недовольства и жалоб, а иначе оно не принесёт пользы. В-восьмых, осознание того, что итогом принятия этого лекарства становится я исцеление, благополучие и здравие, недостижимые без него, и если он чувствует отвращение к горечи этого лекарства, то пусть он смотрит на итог, то есть на его благое воздействие, Всевышний Аллах сказал: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура 2 «Корова», аят 216). И Всевышний Аллах сказал: «ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура 4 «Женщины», аят 19). Как раз об этом сказано: Случается, что неприятное имеет благие последствия, И бывает, болезни приносят тебе исцеление. В-девятых, осознание того, что это испытание постигло его не для того, чтобы погубить, а для того, чтобы испытать его терпение, дабы человек показал себя: пригоден ли он для того, чтобы использовать его и включать его в число Его приближённых или нет? Если он проявляет стойкость, то Аллах избирает его, и оказывает ему почёт, и облачает его в одеяние достоинства,и делает своих приближённых слугами и помощниками для него. Если же он обращается вспять, то изгоняется и отдаляется, и испытание его умножается, притом что он не чувствует этого умножения и увеличения. Однако впоследствии он узнает, что его испытание умножилось, а терпеливый узнает, что его испытание обернулось для него многочисленными благами и милостями. Эти два положения отдаляет друг от друга лишь терпение, проявляемое на протяжении недолгого времени, и поощрение сердца в этот период. Испытания в конце концов отпустят и того, и другого. Однако отпуская одного, они оставляют после себя разновидности почёта и благ, а отпуская другого, они оставляют после себя лишение и оставление без помощи, потому что таково предопределение Могущественного, Знающего. Аллах дарует милость Свою, кому пожелает, поистине, Аллах – Обладатель великой милости. В-десятых, осознание того, что Аллах воспитывает раба Своего посредством радостей и печалей, милостей и испытаний, и таким образом заставляет его проявлять подчиненность Ему (‘убудиййа) во всех ситуациях. Ведь истинный раб Аллаха – тот, кто сохраняет свою подчинённость Ему в любом положении. Что же касается раба радости и благополучия, который поклоняется Аллаху только в благоденствии, и когда к нему приходит благо, он успокаивается, а если его постигает испытание, то он обращается вспять, то он не относится к рабам Его, которых Он избрал для подчинённости Ему (‘убудиййа). И не приходится сомневаться в том, что вера, которая остаётся твёрдой во время испытаний, – это вера, приносящая пользу тогда, когда она нужна. Что же касается веры благополучия, то она обычно не сопровождает верующего и не возносит его до положения верующих. Верующего сопровождает вера, которая остаётся твёрдой и в дни испытаний, и в дни благополучия. Испытания подобны кузнечному меху для веры: либо выйдет красное золото, либо выйдет чистая окалина, либо выйдет два вещества – золото и медь. И испытания не перестанут постигать его до тех пор, пока медь не выйдет из золота и не останется чистое золото. Если бы раб Аллаха знал,что милость Всевышнего, которая приходит к нему через испытание, не меньше той милости, которая приходит к нему через благополучие, то он занял бы сердце своё и язык свой благодарностью Ему: « О Аллах! Помоги мне поминать Тебя и благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом! » Да и как не благодарить Того, Кто посылает человеку то, посредством чего выходит из него окалина и медь и он превращается в чистое золото, пригодное для того, чтобы находиться при Нём и созерцать Его в Его Царстве? Эти и другие подобные им причины порождают терпение в испытаниях, а если их воздействие сильно, то они порождают также довольство и благодарность. Просим Аллаха, чтобы по милости и щедрости Своей Он окружил нас благополучием и не позорил нас посредством испытаний!» См. [Тарик аль-хиджратейн] КАК ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИТЬ ОБИДЫ? Ниже упоминаются одиннадцать положений, связанных с нанесением рабу Аллаха обид и причинением ему страданий. Положение первое: это положение, о котором упомянул шейх аль-Харави (да помилует его Аллах). Это положение предопределения и того, что происходит с человеком по воле Аллаха и Его предопределению и посредством осуществления этого предопределения. Для него они подобны страданию, причиняемому зноем и холодом, болезнью и болью, сильными ветрами и засухой. Всё это происходит по воле Всевышнего Аллаха, и то, чего Аллах желает, непременно сбывается и его появление обязательно, а того, чего Он не желает, никогда не будет и оно не может появиться. Осознавая это, человек испытывает отдохновение, зная, что это всё равно произойдёт и оно неизбежно, и нет смысла роптать и проявлять недовольство, ибо это то же самое, что роптать и проявлять недовольство в отношении зноя, холода, болезни или смерти. Положение второе: это положение терпения. Осознавая его обязательность и благие последствия, которые оно влечёт за собой, и зная о награде, которую получают терпеливые, и радости, которую они испытают, получив её, он избавляется от сожаления, которое вызывает ответ злом на зло и отмщение. Ведь когда бы ни мстил человек за самого себя, он непременно будет сожалеть потом. Ему следует понять, что если он не проявит терпение добровольно, что похвально, то потом ему всё равно придётся проявить терпение уже вынужденно в отношении чего-то гораздо более серьёзного, и это будет уже порицаемым. Положение третье: это положение прощения, снисходительности и выдержанности. Осознав достоинства, сладость и величие его, человек не приравняет к нему ничего, если только сердце его не поражено слепотой, ведь поистине: «Аллах не добавляет рабу Своему за прощение ничего, кроме величия» [Муслим 2588]. Это передаётся от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и это известно нам на жизненном опыте. Мстящий ради самого себя непременно будет унижен. |