том. Избранное-Ибн Каййим-том 2. Избранное
Скачать 2.43 Mb.
|
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Отвернувшиеся от Аллаха ПУТЬ НЕСЧАСТНЫХ В ЭТОМ МИРЕ Несчастные преодолевают огромное расстояние, направляясь к обители несчастья, сделав своим запасом гнев Всевышнего Господа, враждебное отношение к Его Писаниям, посланникам и тому, с чем они были направлены, и к Его приближённым, и отвращение людей от пути Его, борьбу с теми, кто призывает к религии Его, и сражение с теми, кто проповедует справедливость и беспристрастность среди людей, а также распространение призыва, отличного от призыва Аллаха, с которым Он направил Своих посланников, дабы призыв принадлежал только Ему. Эти несчастные посвятили свои жизни противоположности тому, что любит Аллах и что угодно Ему. Что же касается идущих к Аллаху, то несправедливые из них проводят немалую часть жизни в беспечности, предпочитая свои страсти и наслаждения тому, что угодно Всевышнему Господу, и Его велениям. При этом такой человек верит в Аллаха, Его Писания, Его посланников и Последний день, однако душа его побеждена и взята в плен его мирскими желаниями и страстями. Он знает, что положение его скверно, и признаёт упущения свои, и решительно настроен вернуться к [покорности] Аллаху. Это положение мусульманина. Что же касается того, кому приукрашены его скверные деяния, и он считает их благими, и не признаёт [собственные упущения], и изначально не имеет решительного намерения вернуться к [покорности] Аллаху, то ислам его вряд ли может быть правильным. Это человек, сердце которого отделилось от веры. Просим у Аллаха защиты от того, чтобы Он оставил нас без помощи. См. [Тарик аль-хиджратейн] ОБОЛЬЩЁННЫЕ Многие люди думают, что, какой бы проступок человек ни совершил, ему достаточно сказать: «Я прошу у Аллаха прощения», — и грех будет стёрт. Один человек, который считает себя факыхом, сказал мне: «Я делаю то, что делаю, а потом говорю “Пречист Аллах и хвала Ему’’ сто раз, и всё это прощается мне, поскольку в достоверном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто скажет сто раз за день: <Пречист Аллах и хвала Ему>, — тому простятся его грехи, даже если они будут подобны пене морской”». А другой человек из числа жителей Мекки сказал: «Если кто-то из нас согрешит, он совершает полное омовение и семь раз обходит вокруг Каабы, и грех его стирается». А другой сказал мне: «В достоверном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Один раб Аллаха согрешил и сказал: я согрешил. Прости же мне!> И Он простил ему. Спустя столько времени, сколько пожелал Аллах, он снова согрешил и сказал: <Господи, я согрешил. Прости же мне!> И Всевышний Аллах сказал: <3нает раб Мой, что есть у него Господь, Который прощает грех и наказывает за него. Я уже простил рабу Моему, так пусть же Он делает, что пожелает>”» Этот человек сказал: «И я не сомневаюсь в том, что есть у меня Господь, Который прощает грех и наказывает за него». Эта категория людей привязалась к текстам, вселяющим надежду, и положилась на них, вцепившись в них обеими руками. И когда их упрекают за грехи и неподобающее поведение, они приводят тебе заученные ими тексты о безграничной милости Аллаха и Его прощении и тексты, вселяющие надежду. Невежественные люди, относящиеся к этой категории, порой доходят до явных странностей. Например, они говорят: Совершай грехи, совершай их как можно больше, Ведь прибыть тебе предстоит к Великодушному! Другой сказал: «Отдаление от грехов — незнание о безграничности милости Аллаха». Другой же сказал: «Отказ от грехов — дерзость по отношению к прощению Аллаха и преуменьшение его». Мухаммад ибн Хазм сказал: «Я видел, как один из них говорил, обращаясь к Аллаху с мольбой: “О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от безгрешности!’» Некоторые из этих обольщённых отстаивают позицию джабаритов, утверждая, что нет у раба Аллаха ни собственных действий, ни выбора, и он принуждён совершать грехи. А некоторые из них разделяют убеждения мурджиитов и считают, что вера — это просто вера сердцем и деяния к вере не относятся, и вера у нечестивейшего из людей такая же, как и у ангелов Джибриля и Микаиля. А некоторых обольстила любовь к бедным, шейхам и праведникам. Они часто приходят на их могилы и взывают к ним, используя их в качестве заступников и ища приближения к Аллаху через них. Они просят Аллаха, заклиная Его их правом и их высоким положением у Него. А для некоторых источником обольщения становятся предки. Они считают, что их предкам отведено особое положение у Аллаха, и они праведны, и они, разумеется, спасут его, как в случае с царями, которые прощают проступки сыновей и родственников своих приближённых, и если один попадает в прескверное положение, его отец или дед вызволяют его посредством своего влияния и положения. А некоторых обольщает неверное понимание Корана и Сунны, и они полагаются на это понимание подобно тому, как кто-то полагается на слова Всевышнего: «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворён» (сура 93 «Утро», аят 5). А он не будет удовлетворён, если кто-то из его общины войдёт в Огонь. Всё это отвратительные проявления невежества и явная ложь, возводимая на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ибо ему угодно то, что угодно его Всевышнему Господу, а Всевышнему угодно подвергать наказанию несправедливых, нечестивцев и вероломных и упорствующих в совершении тяжких грехов, и нельзя допускать даже мысли о том, что Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) может быть угодно то, что не угодно Аллаху. А некоторые из них полагаются на слова Всевышнего: «Поистине, Аллах прощает все грехи» (сура 39 «Толпы», аят 53). Это также относится к отвратительным проявлениям невежества, ибо, поистине, сказанное в аяте распространяется и на придавание Аллаху сотоварищей (ширк), ибо оно — главный из всех грехов и основа их. И среди учёных нет никаких разногласий относительно того, что этот аят — о раскаявшихся, то есть грехи прощаются всякому кающемуся, в каком бы грехе он ни раскаялся. И если бы этот аят был не о раскаявшихся, то все тексты, содержащие угрозы Всевышнего, не имели бы никакого смысла, равно как и хадисы о том, что некоторые люди из числа приверженцев единобожия будут выведены из Огня благодаря заступничеству. Людей с такими убеждениями подвела скудность их знаний и неправильное понимание текстов, ибо, поистине, здесь Всевышний Аллах говорит в общем и известно, что Он имел в виду раскаявшихся. А в суре «Ан-Ниса = Женщины» упомянуты условия и ограничения. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает» (сура 4 «Женщины», аят 48). Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает ширк, и Он сообщил, что прощает остальное, и если бы это было сказано о раскаявшемся, то не было бы разницы между ширком и другими грехами. Некоторые невежественные люди обольщаются словами Всевышнего: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа» (сура 82 «Раскалывание», аят 6). Они говорят: «Великодушие Его!» А некоторые говорят: мол, Он Сам подсказал ему довод. Это отвратительное невежество. Его обольстил и ввёл в заблуждение обольщающий — шайтан, и собственная душа его, побуждающая к скверному, его невежество и страсти. Всевышний Аллах употребил слово «Аль-Карим», означающее «великий господин, которому покоряются, и в отношении которого не следует обольщаться, и к праву которого нельзя относиться пренебрежительно». И этот обольщённый поместил обольщение не туда, где ему место, и впал в заблуждение относительно Того, относительно Кого не следует впадать в заблуждение. Так некоторых из них обольстили слова Всевышнего: «Будет гореть в нём только самый несчастный, который считает истину ложью и отворачивается» (сура 92 «Ночь», аяты 15-16). А также Его слова: «...уготован неверующим» (сура 2 «Корова», аят 24). И такой обольщённый не знает, что в словах Всевышнего «Я предостерёг вас от пылающего Огня» (сура 92 «Ночь», аят 14) подразумевается особое пламя, одно из тех, которые есть в слоях Геенны, и если бы подразумевалась вся Геенна, то Всевышний сказал бы, что туда войдёт только самый несчастный, но Он сказал: «Будет гореть в нём только самый несчастный» (сура 92 «Ночь», аят 15). И то, что он не будет гореть в этом пламени, не указывает в обязательном порядке на то, что он туда не войдёт, потому что гореть — более узкое понятие, нежели «войти», и отрицание более узкого понятия не предполагает отрицания более широкого понятия. К тому же, если бы этот обольщённый поразмышлял над аятом, который следует за этим, то он бы понял, что к нему это не относится и ему не гарантировано, что он избежит огня. Что же касается сказанного Аллахом об Аде: «Уготован для неверующих», - и сказанного Им о Рае: «Приготовлен для богобоязненных» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 133), - то тот факт, что Ад уготован неверующим, вовсе не противоречит тому факту, что нечестивые и несправедливые тоже войдут туда. И то, что Рай приготовлен для богобоязненных, не противоречит тому факту, что туда войдут также и те, в чьём сердце была вера всего на вес мельчайшей частички и при этом они не делали никакого добра. А некоторые обольщаются, полагаясь на пост в день ашуры или в день Арафата. Такой человек говорит: мол, постившемуся в день ашуры прощаются грехи за целый год, а пост в день Арафата — добавочная награда. Этот обольщённый не понимает, что пост в рамадан и пятикратная молитва важнее и значимее поста в день Арафата и в день ашуры. Ведь пост в эти два дня влечёт за собой прощение грехов за год в том случае, если ты воздерживался от тяжких грехов. И чтобы человеку простились грехи, совершённые в период между двумя рамаданами, и грехи, совершённые между двумя пятницами, человек должен избегать совершения тяжких грехов. Только в таком случае совершение этих двух деяний влечет за собой прощение малых грехов. Как же может один день добровольного поста повлечь за собой прощение всех тяжких грехов, которые совершал человек в течение года, притом что он ещё и упорствует в их совершении и не раскаивается в них? Это невозможно. При этом в принципе нет ничего невозможного в том, чтобы пост в день Арафата и в день ашуры повлёк за собой прощение всех грехов, совершённых за год, ибо эти тексты относятся к благим обещаниям Всевышнего, которые сопряжены с определёнными условиями и ограничениями. Так, например, упорство в совершении тяжких грехов является препятствием для упомянутого прощения. Если человек не упорствует в совершении тяжких грехов, пост и отказ от упорства в совершении тяжких грехов помогают друг другу в осуществлении прощения грехов. Так же пост в рамадан и совершение пятикратной молитвы вместе с отказом от совершения тяжких грехов помогают друг другу в осуществлении прощения малых грехов, хотя Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния» (сура 4 «Женщины», аят 31). Отсюда следует, что объявление чего-либо причиной для прощения грехов не исключает сотрудничества этой причины с какой-то другой в осуществлении этого прощения, и таким образом прощение, которое осуществляется посредством соединения двух причин, более действенное и совершенное, нежели прощение, у которого была только одна причина. И чем сильнее причины прощения, тем действеннее, совершеннее и обширнее это прощение. См. [Ад-да' ва ад-дава'] ЛЮДИ С ДУШАМИ ЖИВОТНЫХ Есть люди, которые не отличаются от животных ничем, кроме того, что ходят прямо и умеют говорить. Их единственная забота — наслаждаться всеми возможными способами. У этих людей животные души. Они не поднимаются с уровня животных до уровня человеческих, не говоря уже об ангельских. Эти люди столь ничтожны, что не заслуживают даже упоминания. Они отличаются друг от друга своим положением в соответствии с тем, на каких животных походят они своим нравом и натурой. Бывают люди с собачьими душами. Собака создана такой, что если найдёт тушу, которой может насытиться тысяча собак, она накинется на неё, и будет бдительно охранять её от других собак, и станет лаять на каждую собаку, которая попытается приблизиться к ней, и другие собаки не подойдут к ней иначе как против воли этой собаки, то есть одолев её. Эта собака не станет делиться с другой собакой никакой частью этой туши. Главная её забота — набить брюхо любой едой, которая попадётся, будь то мертвечина или животное, зарезанное согласно Шариату, скверная еда или благая. Она не стыдится отвратительного, и если ты напустишься на неё, она высовывает язык, и если ты оставишь её в покое, она также высовывает язык. Если ты покормишь её, она начинает махать хвостом и кружить вокруг тебя, а если не дашь ей ничего, она начинает рычать и лаять. Есть и обладатели ослиных душ. Осёл создан для того, чтобы только трудиться и есть, и чем больше он ест, тем больше трудится. Это самое недалёкое и несмышлёное из животных. Поэтому именно с ним сравнил Всевышний Аллах тех, кому ниспослал Он Своё писание, а они отказались изучать его, познавать и поступать согласно ему. С собакой сравнивается и скверный учёный, которому Аллах даровал Свои аяты, а он отдалился от них и держится за мирское и следует своим страстям. В этих двух сравнениях заключено множество тонкостей, для упоминания которых здесь не место. Есть люди с душой звериной, гневной. Их забота — покушаться на людей и одолевать их всеми возможными способами. Их натура побуждает их к этому подобно тому, как натура зверя побуждает его делать то, что он делает. Бывает человек с мышиной душой, вредитель по натуре своей, портящий то, что рядом с ним, и своим поведением он будто говорит: «Пречист создавший меня для нечестия!» Есть также люди с натурой ядовитых тварей — змеи, скорпиона и так далее. Такой человек вредит посредством сглаза, отправляя человека в могилу, а верблюда — в котёл. Сам по себе дурной глаз ничего не способен сделать. Это скверная, ядовитая душа впадает в гнев, сопряжённый с сильной завистью и самовлюблённостью, и застаёт того, кого подвергает сглазу, врасплох, когда он ни о чём не подозревает и безоружен; и жалит его подобно змее, которая высматривает на теле человека открытое место и впивается в него, и либо убивает, либо причиняет вред. Поэтому вред, причиняемый тем, от кого исходит сглаз, не ограничивается теми случаями, когда он видит свою жертву. Даже когда ему описывают нечто отсутствующее в том месте, где он находится, он может достать своим сглазом и это. Это происходит из-за невежества жертвы, её беспечности и из-за того, что она не находится во всеоружии постоянно. Тот, от кого исходит сглаз, не сможет ничего сделать находящемуся во всеоружии, подобно тому, как змея натыкается на плотную одежду, защищающую всё тело и не оставляющую на нём открытого места. Тот, кто желает уберечь себя, должен быть всегда в доспехах и при оружии, постоянно произнося защитные слова поминания, переданные от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), из Корана и Сунны. Есть люди с натурой свиньи, которая проходит мимо благого равнодушно, а стоит человеку отойти от нечистот своих, как она тут же бросается к ним. Так и многие люди: они слышат и видят от тебя во много раз больше хорошего, чем плохого, но не запоминают это и не передают, ибо это не соответствует их природе, но при этом они с готовностью отлавливают каждый твой проступок или неосторожное слово, ибо это как раз соответствует их природе. Это для них словно фрукт или аппетитная закуска. Есть люди с натурой павлина, которые только и делают, что красуются, словно павлины, и за этим нарциссизмом ничего нет. А у некоторых натура верблюда — самого злобного и грубого животного. Есть люди и с натурой медведя — недалёкие, скверные, и с натурой обезьяны. Лучшая из животных натур — натура лошади, ибо это самые благородные животные. И ещё, пожалуй, овцы. Если человек много взаимодействует с каким-то видом животных, то он сам приобретает привычки, похожие на привычки этого животного, а если он ещё и питается мясом этого животного, то сходство увеличивается, ибо между питающимся и тем, чем он питается, возникает сходство. Поэтому Аллах запретил употреблять в пищу мясо хищных зверей и птиц — потому что это приводит к уподоблению им. А Аллах знает лучше. См. [Мадаридж ас-саликин] СЛЕДОВАНИЕ ЗА КАЖДЫМ КРИЧАЩИМ ‘Али ибн Абу Талиб (да будете доволен им Аллах) сказал: «Люди делятся на три категории: учёный — духовный наставник; приобретающий знания ради спасения; и презренные невежды, следующие за каждым, кто крикнет им, наклоняющиеся с каждым ветром. Они не освещают себе путь светом знания и не опираются на надёжную опору». Под последней категорией подразумеваются люди глупые и невежественные. Здесь употреблено слово, однокоренное с названием мелких мошек, которые облепляют морды овец и верховых животных. А под презренными подразумеваются глупцы, с которыми никто не считается. «Следующие за каждым, кто крикнет им» — то есть кто крикнет им и позовёт их, за тем они и следуют, и им неважно, к прямому пути их призывают или к заблуждению. Они не знают, истинным или ложным является то, к чему их призывают. Они в любом случае внимают призыву. Эти люди приносят религии больше всего вреда. Они многочисленны, но при этом они — самые ничтожные пред Аллахом. Они — дрова для всякой смуты, ими она разжигается и ими же поддерживается её пламя, ибо приверженные религии отстраняются от неё, а презренные невежды разжигают её. Кричащий им назван так, как называют прикрикивающего на скотину пастуха, в качестве указания на то, что люди эти подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, и она идёт за ним туда, куда идёт он. Всевышний Аллах сказал: «Неверующие подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика. Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют»110 (сура 2 «Корова», аят 171). |