том. Избранное-Ибн Каййим-том 2. Избранное
Скачать 2.43 Mb.
|
ГЛАВА ВТОРАЯ Альтуризм АЛЬТРУИЗМ Всевышний Аллах сказал: "Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими" (59:9). Альтруизм - противоположность алчности, поскольку предпочитающий себе других отказывается от того, в чем сам нуждается, тогда как алчный желает того, что принадлежит не ему. Обретая что-то, он скупится отдать это, поскольку скупость - плод алчности, и алчность побуждает человека к скупости. Как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: "Остерегайтесь алчности, ибо она погубила живших до вас. Она велела им быть скупыми, и они стали скупыми. Она велела им порывать родственные связи, и они стали порывать родственные связи" (Абу Дауд, 1698). Скупой - это человек, внявший зову алчности, а предпочитающий себе других - это человек, внявший зову щедрости. И щедрость в смысле отказа от стремеления к чужому лучше щедрости в смысле щедрого даяния. АбдуЛлах ибн аль-Мубарак сказал: "Щедрость посредством отказа от стремеления к чужому лучше щедрости посредством даяния, и это положение - положение великодушия, щедрости и благодеяния". Высшее проявление щедрости названо альтруизмом. Всего существует три степени щедрости. Первая степень - когда человек щедро отдает и это не представляет никакой трудности для него. Это великодушие. Вторая степень - когда человек отдает больше, чем оставляет себе, или столько же. Это щедрость. Третья степень - когда человек предпочитает себе другого, отдавая ему то, в чем нуждается сам. Это альтруизм, противоположностью которого является эгоизм, то есть отказ давать брату то, в чем он нуждается. Это как раз то, о чем говорил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ансарам (да будет доволен ими Аллах): "Поистине, после меня вам будут предпочитать других, так проявляйте же терпение, пока не встретитесь со мной у водоема" (аль-Бухари, Муслим). О том, что ансарам присущ альтруизм, упоминается в словах Всевышнего: "Они отдают предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются" (59:9). Таким образом, Всевышний сообщил, что этим людям была присуща высочайшая степень щедрости, и они были известны этим. Кайс ибн Саад ибн Убада, да будет доволен ими Аллах, относился к числу людей, известных своей щедростью. Однажды он заболел, и его удивило то, что люди не спешат навещать его. Он спросил о них, и ему сказали: "Они стесняются. потому что они должны тебе". Он же сказал: "Да принизит Аллах имущество, которое удерживает братьев от посещения друг друга!" И он велел объявить, что прощает долг всем, кто должен ему, и ещё до наступления вечера навестить его пришло столько человек, что у его двери даже сломался порог. Однажды его спросили: "Случалось ли тебе видеть более щедрого, чем ты сам?" Он ответил: "Да. Однажды мы остановились в пустыне у одной женщины. Когда ее муж пришел, она сказала: "У тебя гости". Тогда он привел верблюдицу и заколол ее и предложил нам угощение. На следующий день он привел еще одну верблюдицу и заколол ее. Тогда мы сказали: "Но ведь от той вчерашней, мы съели лишь небольшую часть". Он же ответил: "Я не кормлю своих гостей остатками". Мы пробыли у него два или три дня, поскольку дни были дождливые, и он поступал так. А уезжая, мы оставили в его доме сто динаров, и сказали его жене: "Передай ему наши извинения". И мы отправились в путь. В разгар дня мы услышали, как кто-то кричит: "Остановитесь, о путники, достойные упрека! Неужели вы оставили мне стоимость моего гостеприимства?!" Приблизившись, он сказал: "Вы заберете назад свои деньги или я проткну вас своим копьем!" И мы забрали деньги, и он ушел". Посмотрите же на предопределение Мудрого, Ведающего: он предопределил предпочтение других людей ансарам в этом мире, при том, что они сами предпочитали других себе, дабы воздать им за то, что они предпочитали себе своих братьев в этом мире высокими степенями в садах Эдема, возвысив их над другими людьми. Тогда станет очевидным достоинство их альтруизма, и те, кто предпочитал им других, будут завидовать им белой завистью. Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, а Аллах - обладатель великой милости. И если увидишь. что люди предпочитают тебе других, несмотря на то, что сам ты предпочитаешь других себе, знай, что Всевышний желает тебе блага. А Всевышний Аллах знает обо всем лучше. См. "Мадаридж ас-саликин" ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТВОРЕНИЙ Альтруизм крайне важен и в религии, и в отношениях между людьми. Это предпочтение кого-то себе посредством отказа от чего-то в его пользу. Непременным его условием является потребность в том, от чего ты отказываешься, поскольку если потребность отсутствует, то это не предпочтение себе других, а просто великодушие и щедрость. Это если речь идет о творениях. А Всевышний Аллах предпочитает одного Своего раба другим, не испытывая при этом потребности ни в чем, ибо, поистине, Он – Самодостаточный, Достойный хвалы. В мольбе, которая передается от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «О Аллах! Добавь нам и не забирай у нас, даруй нам и не лишай нас, почти нас и не подвергай нас унижению, предпочти нас и не предпочитай нам других, сделай нас довольными и будь доволен нами!» (ат-Тирмизи, 3173). Говорят также: кто предпочитает Аллаха другим, того и Аллах предпочитает другим. Разница между альтруизмом и эгоизмом заключается в том, что альтруизм – это когда ты уступаешь другому то, чего желаешь для себя, а эгоизм – это когда ты оставляешь себе нечто, не уступая его другому. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял у нас присягу с условием, что мы будем слушаться и повиноваться в трудном и легком, охотно и неохотно, и даже если нам будут предпочитать других» (аль-Бухари, Муслим). Таким образом, предпочтение других может быть связано либо с творениями, либо с Творцом. Если оно связано с творениями, то совершенное его проявление – когда ты предпочитаешь других таким образом, что это не отнимает у тебя время, не портит твое положение и не приводит в негодность твою религию, не становится препятствием на твоем пути и не мешает благу приходить к тебе. Если же предпочтение других себе сопровождается чем-то из названного, тогда лучше предпочесть себя другим. Человек не должен предпочитать себе кого бы то ни было, когда дело касается его доли от Аллаха, и это очень трудно для идущего к Господу, тогда как первое легче. Ибо, поистине, похвальный альтруизм – тот, проявляющего который Аллах похвалил, а это предпочтение себе других в том, что касается мирских благ, а не в том, что касается времени, религии и того, что несет праведность и благополучие сердцу. Всевышний Аллах сказал: «Они отдают предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (59:9). Всевышний сообщил, что предпочитать себе других следует посредством того, что отказавшись от алчного стремления к чему, человек входит в число преуспевших. А это излишки мирских благ, а не время, которое тратится на покорность Аллаху. Преуспеяние заключается как раз в том, чтобы дорожить этим временем и беречь его, ибо того, кто не дорожит своим временем, люди оставят разорившимся и не имеющим ничего. Дорожить своим временем, проявлять скупость в отношении него – значит преображать сердце и сохранять капитал его. Это подтверждается и тем фактом, что Всевышний Аллах повелел состязаться в делах благочестия, соревноваться в них и спешить совершать их, а это противоположность альтруизму в их совершении. Всевышний Аллах сказал: «Стремитесь к прощению вашего господа и Раю, ширина которого – ширина небес и земли, приготовленному для богобоязненных» (3:133). И Всевышний Аллах сказал: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» (2:148). И Всевышний Аллах сказал: «пусть же ради этого состязаются состязающиеся» (83:26). А Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы люди знали, сколько блага заключается в призыве на молитву и в стоянии в первом ряду молящихся, они бросали бы жребий ради этого» (аль-Бухари, Муслим). Жребий бросают, когда теснят друг друга и состязаются в чем-то, а не когда предпочитают себе других. Всевышний Аллах не сделал то, что является покорностью Ему и приближением к Нему, предметом альтруизма. Напротив, это предмет состязания и соревнования. Поэтому факихи сказали, что альтруизм в том, что касается деяний, приближающих к Аллаху, не является желательным. Секрет в том (а Аллах знает обо всем лучше), что предметом альтруизма должно быть то, что трудно поддается соучастию и совладению, ибо его не хватает и тому, кто жертвует, и тому, в чью пользу он жертвует, - то есть это может достаться либо одному, либо другому. Что же касается дел благочестия и проявлений покорности Аллаху, то очевидно, что здесь нет места тесноте, и если бы одно и то же проявление покорности совершали тысячи людей, то никакой скудности и тесноты не было бы, - этого деяния хватит на всех. Если же по каким-то причинам все желающие не могут участвовать в каком-то деянии или места не хватает на всех, таким образом, что если одни сделают это, то другие лишатся возможности это сделать, то твердое намерение совершить данное деяние приносит человеку такую же награду, какую получает и совершивший его, о чем упоминается в нескольких хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Так что, если человек упустил возможности совершить само деяние, пусть он не упускает возможности решительно и твердо вознамериться совершить его. К тому же, если человек не смог совершить одно благое дело, то он может заменить его иными проявлениями покорности Всевышнему и деяниями, приближающими к Нему, - либо равнозначными, либо превосходящими, либо уступающими ему. И если человек заменил это деяние иным и при этом Аллаху известно, что у него было твердое намерение совершить это упущенное деяние, то Всевышний вознаградит его и за совершенное деяние, и за то, которое он только собирался совершить , но не сумел, то есть но получит двойную награду. Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, ведь Аллах обладатель великой милости. От раба Аллаха требуется стремление приблизиться к Нему, поиск средств приближения к Нему и состязание с другими в угодном Ему. А жертвование этим приближением в чью-то пользу предполагает отсутствие стремления к нему, и оставление его, и отказ от состязания в нем. Это в отличии от пищи, питья и одежды, в которых нуждается человек, если брат его также нуждается в этом: если один обретет это , то другой останется без этого. И Аллах побуждает Своего раба, если тот находит в себе достаточно силы и терпения, жертвовать ради других тем, что не портит религию человека, и не причиняет ему вреда, и не становится препятствием на его пути к Господу, и не рождает в сердце его привязанности к творениям, - поскольку от такого альтруизма вреда больше, чем пользы. Если же альтруизм приносит больше пользы – например, когда он ведет к спасению души от гибели и порчи или имеет место необходимость, причем предмету альтруизма нет подобного, - то человек должен проявить альтруизм. Если же у этого предмета есть подобные ему, то человек не обязан проявлять альтруизм, однако если он все же сделает это, это будет предел великодушия, щедрости и благодеяния. Поистине, тот, кто предпочитает чью-то жизнь собственной и чужую потребность своей, проявляет величайшую щедрость и великодушие, достигая вершин в этом и обретая в этом великую долю. См. «Тарик аль-хиджратейн» КАК ПРИВИТЬ СЕБЕ АЛЬТРУИЗМ Если кто-то спросит, как облегчить для души альтруизм, ведь душа по природе своей склонна к эгоизму, а не к альтруизму, то мы скажем, что существует несколько способов привить ей это качество. Первый способ: стремление раба Аллаха к обладанию благими нравственными качествами, ибо, поистине к наилучшим, наиболее благородным и наивысшим из них относится альтруизм, и Аллах вложил в сердца возвеличивание и любовь к тому, кто проявляет это качество, подобно тому, как вложил Он ненависть и отвращение к эгоисту, и творение Аллаха не подлежит изменению. Нравственные качества можно разделить на три категории. Это альтруизм (качества достоинства), качество деления и уравнивания (качество справедливости) и качество эгоизма и эксплуатации (качество несправедливости). Проявляющий альтруизм любим, ему подчиняются и относятся к нему почтительно. Справедливого не обижают и не одолевают, однако ему не подчиняются души так, как подчиняются они проявляющему альтруизм по отношению к ним. А эгоиста обижают, и души одолевают его быстрее спускающего потока. Разве не эгоизм стал причиной падения и уничтожения целых царств? Души не в состоянии вытерпеть эгоизм. Поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел своим сподвижникам слушаться и повиноваться обладающим властью, даже если те будут предпочитать им других, поскольку трудно повиноваться предпочитающему тебе других и эгоизм ненавистен людям. Второй способ: отвращение к нравственным качествам, присущим низким и подлым людям, и ненависть и отвращение к алчности. Третий способ: возвеличивание прав, которыми Всевышний Аллах наделил мусульман в отношении друг друга. Человеку надлежит заботиться об их соблюдении должным образом, бояться не соблюсти их и осознавать, что если он не будет делать больше, чем просто справедливость, то он не сможет постоянно придерживаться и ее, поскольку это очень трудно, так что необходимо превышать ее, делая что-то сверх этого, а иначе можно опуститься до несправедливости. Боясь не соблюсти право и дойти до несправедливости, человек выбирает альтруизм посредством того, что не наносит ему вреда, и приобретает благодаря ему благую молву в этом мире и великую награду в мире вечном, не говоря уже о благодати и обилии благ, которые приносит верующему альтруизм. В результате получается, что альтруизм приносит ему больше пользы, чем даяние. Кто пробовал, тот знает, что это так, а кто не пробовал, пусть посмотрит на положение людей. А успех обретает тот, кому дарует его Всевышний Аллах. См. «Тарик аль-хиджратейн» ПРАВИЛА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АЛЬТРУИЗМ Аль-Харави сказал: «Оно (альтруизм) имеет три степени. Первая степень: когда ты предпочитаешь себе творения в том, что не портит твою религию, не становится препятствием на твоем пути и не забирает у тебя время». То есть ты предпочитаешь их себе в том, что касается мирских благ. Например, ты кормишь их и голодаешь сам, обеспечиваешь одеждой их, лишая себя ее, поишь их, а сам при этом испытываешь жажду. Однако это не должно иметь для тебя губительных последствий, запрещаемых Шариатом. Пример этого – когда ты отдаешь кому-то свое имущество и остаешься неимущим, вынужденным просить у людей. Еще один пример – альтруизм посредством того, что религия запрещает проявляющему его и что является порицаемым пред Аллахом и пред людьми. Если говорить о словах «не становится препятствием на твоем пути», то они означают: не вынуждают тебя остановиться на пути твоего стремления к Всевышнему Аллаху. Это такой случай, когда, например, своего собеседника ты предпочитаешь поминанию Аллаха, устремлению к нему и сосредоточенности на Нем, и получается, как будто ты предпочитаешь его Аллаху, обменивая свою долю от Аллаха на то, что не достойно подобного обмена. И ты уподобляешься путнику, который идет по дороге и встречает человека, останавливающего его и начинающего разговаривать с ним и отвлекать его до тех пор, пока он не отстанет от своих спутников. Отдавать ему предпочтение перед ними – явное упущение. При этом очень многие, увы, предпочитают кого-то другого Всевышнему Аллаху, и как же мало тех, кто предпочитает Всевышнего Аллаха всем остальным! Бывает также альтруизм, который забирает у человека его время, - это скверный альтруизм. Например, человек отдает свое время, после чего горько сожалеет об этом потерянном времени. Или же он жертвует своей сосредоточенностью сердцем и помыслами об Аллахе, после чего сердце его лишается сосредоточенности, а мысли его становятся рассеянными. Такой альтруизм также не является похвальным. То же самое можно сказать и о таком альтруизме, когда человек занимает свое сердце и мысли чужими задачами и интересами, что совершенно не входит в его обязанности, вместо того, чтобы думать о полезном и занимать сердце свое Аллахом. Можно привести немало других примеров. Подобное свойственно творениям, и таково положение большинства из них. От всего, что приносит праведность сердцу твоему и благотворно влияет на твое время и твою связь с Всевышним, ты не должен отказываться в чью бы то ни было пользу, потому что, поступив иначе, ты предпочитаешь шайтана Аллаху, сам того не осознавая. Задумайся о положении большинства творений, который предпочитают Всевышнему Аллаху то, предпочтение чего приносит им вред, но не пользу: можно ли представить большее невежество и недалекость?.. Поэтому факыхи сказали о предпочтении себе других в том, что касается деяний, приближающих к Аллаху, что это нежелательно или запретно. Примером же этого является человек, который пускает кого-то другого в первый ряд молящихся, отступая назад и отдавая ему свое место. Или же человек жертвует своей близостью к имаму во время пятничной молитвы ради кого-то другого. Или же он жертвует возможностью произнести азан и икаму или уступает кому-то полезное знание, лишая себя этого знания, так что другой возвышает степень свою вместо него. Некоторые говорили о том, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, позволила Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, покоиться рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как хотела сама быть похороненной на этом месте. Ученые же сказали, что деяния умершего, в том числе и приближающие его к Аллаху, обрываются с его смертью, и невозможно представить в случае с ним предпочтение себе других в том, что касается приближения к Аллаху после его кончины, поскольку мертвый не может приближаться к Аллаху. А данный случай – это отказ от почетной и достойной обители в пользу того, кто был более достоин ее, чем она. И такой альтруизм представляет собой приближение к Всевышнему Аллаху. А Аллах знает обо всем лучше. См. «Мадаридж ас-саликин» |