том. Избранное-Ибн Каййим-том 2. Избранное
Скачать 2.43 Mb.
|
«Кто способен защитить вас от Милостивого днем или ночью? Но они отворачиваются от поминания своего Господа» (21:42). Когда, представив себе это, раб Аллах говорит: «Хвала Аллаху», - восхваление получается более осмысленным и совершенным, чем восхваление со стороны того, кто не думает об этом. Затем он задумывается о том, что Тот, Кто вернул его к жизни после этого умерщвления невредимым, способен вернуть его к жизни после настоящей смерти и сделать таким, каким он был до нее. Поэтому он и говорит: «И к Нему предстоит возвращение после воскрешения». Затем он говорит: «Нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он все может! Пречист Аллах, и хвала Ему, и нет (истинного) божества, кроме Него, и Аллах велик, и нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Аллаха». Затем он обращается к Нему с искренними, горячими мольбами. Затем он приступает к совершению малого омовения, сосредоточившись сердцем на том, что делает. Затем он совершает молитву, которую предписал ему Аллах, так, как совершает ее любящий, искренний в своей любви, смиренный и кроткий пред Ним, а не так, как совершает ее небрежный. При этом он считает, что к величайшим милостям, которые дарует ему объект его любви относится то, что Он помог ему проснуться, оставив кого-то спать, и призвал его к Себе и при этом прогнал от Себя другого, предоставил ему такую возможность и лишил этой возможности кого-то другого. Он осознает это, и его любовь к Нему увеличивается, и он считает, что отрада глаз его, жизнь сердца его, рай духа его и его блаженство, удовольствие и радость – в этой молитве. И он мечтает о том, чтобы ночь его было долгой, и не желает наступления рассвета, подобно влюбленному, которому довелось побыть вместе с объектом своей любви. Как говорится: Желает он, чтобы тьма ночная длилась и длилась, И лишь сгущалась для сердца его и для взора… И он ищет приближения к своему Покровителю, Могущественному и Милостивому, подобно тому, как влюбленный старается добиться расположения объекта своей любви. Он ведет тайную беседу с Ним, повторяя слова Его, отдавая каждому слову его долю подчиненности (убудийя). И сердце его, и дух его влекут к Нему аяты о любви, аяты, в которых упоминаются Его имена и качества, аяты, которые знакомят Его рабов с Его милостями и Его благодеянием по отношению к ним. И ему облегчают путь аяты о надежде, милости, Его доброте и прощении: они становятся для него напевом погонщика, облегчающим и скрашивающим дорогу. И ему внушают тревогу аяты о страхе, справедливости, отмщении и гневе Его, обрушивающемся на отворачивающихся от Него, приравнивающих к Нему кого-то, склоняющихся к кому-то, кроме Него. Это помогает сердцу сосредоточиться на Нем и не отвлекаться на Него. Подумай же об этих трех вещах и осмысли их. А Аллах – Тот, Кого просят о помощи, и нет способности изменить что-либо и силы для этого ни у кого, кроме как от Него. Словом, он созерцает Говорящего, пречист Он, являющего себя через слова Свои, и дает каждому аяту его долю подчиненности сердца своего – особой, представляющей собой нечто большее, чем просто чтение их и вера в то, что это – слова Аллаха, и большее, чем простое понимание их и усвоение их смысла. Есть нечто другое, осознав что, раб Аллаха непременно понял бы, что прежде он просто играл и забавлялся: Казалось мне раньше, что страсти во мне Дошли до такого предела, что дальше некуда, А когда повстречались мы и ее красоту увидал я, То понял, что прежде я всего лишь играл, забавляясь … Какая жалость! Время проходит, жизнь близится к концу, и сердце покрыто завесой и не ощущает даже аромата этого, и человек покидает этот мир так же, как и пришел в него, не вкусив лучшее из того, что есть в нем, но прожив свою жизнь, подобно животным, и выйдя из мира этого так, как выходят обанкротившиеся. Жизнь его была слабостью, смерть – печальным событием, а воскресение – горечью и сожалением. О Аллах, Тебе хвала, и Тебе одному жалуемся мы, и Тебя одного просим о помощи, и на Тебя уповаем мы, и нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Тебя! Совершив молитву, которую предписал ему Аллах, он сидит, преклонив голову пред Господом, охваченный благоговейным трепетом и почтением, и просит у Него прощения так, как просит прощения твердо убежденный в том, что он погибнет, если Он не простит его и не помилует. Закончив испрашивать прощения, он, поскольку ночь все еще продолжается, ложится на правый бок, дабы позволить душе своей набраться сил, предоставляя ей отдых, дабы у нее были силы для совершения обязательной молитвы и дабы приступать к ее совершению со всей серьезностью и усердием, как будто он проспал всю ночь, ничего не делая. И он желает наверстать предполагаемое упущение во время обязательной утренней молитвы, совершая молитву-сунну, обращаясь к Всевышнему с мольбами в промежутке между ней и обязательной молитвой, поскольку это особенное время, о чем известно знающим, и при этом он часто повторяет: «О Живой, о Вседержитель! Нет (истинного) божества, кроме Тебя!» Эти слова поминания, произносимые в это время, оказывают удивительное влияние. Затем он приступает к совершению обязательной утренней молитвы, стараясь оказаться в первом ряду и стоять с правой стороны от имама или за его спиной. Если же ему не удается это, он старается оказаться как можно ближе к нему, потому что близость к имаму оказывает определенное влияние на молитву человека, особенно во время утренней молитвы, о чем известно тому, кто знает слова Всевышнего: «…и читай Коран на рассвете. Поистине, на рассвете Коран читают при свидетелях» (17:78). Ученые сказали, что под свидетелями подразумевается Всевышний Аллах и Его ангелы. Говорили также, что подразумеваются ангелы дня и ночи: одни спускаются, а другие поднимаются, встречаясь во время утренней молитвы и свидетелями ее являются ангелы дня и ночи. См. «Тарик аль-хиджратейн» ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРЕДИВШИХ И ПРИБЛИЖЕННЫХ: ПОЛОЖЕНИЕ ИХ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ Завершив утреннюю молитву, он полностью сосредотачивается на поминании Аллаха и устремлении к Нему посредством слов поминания, которые предписано произносить в начале дня, и он никогда не пропускает их. Затем он добавляет к ним, что пожелает, из достойных слов поминания или читает Коран, и так продолжается до восхода солнца. Когда же встает солнце, он, если желает, совершает два ракаата молитвы-духа, добавляя к ним, сколько пожелает. А если желает, он может подняться, не совершая эту молитву, и пойти своей дорогой, взывая к своему Господу, испрашивая у Него помощи в совершении угодного Ему на протяжении всего предстоящего дня. И он не занимается ничем, кроме того, относительно чего он уверен, что это угодно Аллаху. И даже простые естественные действия он превращает в поклонение посредством намерения и стремления использовать их для снискания довольства Господа. В общем, при первом побуждении к действию такой человек останавливается и ищет способ превратить его в путь, ведущий к Господу, и это действие превращается для него в поклонение и средство приближения к Господу. Как далеко до такого человека тому, кто, оказываясь перед необходимостью исполнить какое-нибудь веление Господа, ищет в нем то, что соответствует желаниям души его и натуры, и ради этого исполняет это действие, превращая его совершение в путь к достижению личной цели. Пречист Тот, Кто сделал души настолько разными, так что у одного человека поклонение представляет собой привычку, а у другого даже привычки становятся поклонением! Когда наступает время обязательной полуденной молитвы, он совершает ее должным образом, будучи искренним по отношению Тому, Кому поклоняется, подобно тому, как по-настоящему любящий искренен по отношению к объекту своей любви, который попросил его сделать для него нечто, и он делает все, что в его силах, дабы осуществить это наилучшим образом, дабы снискать довольство объекта своей любви и приблизиться к Нему. Неужели раб Аллаха не стыдится пред своим Господом и Покровителем не совершать свои деяния подобным образом, притом, что он видит, как усердствуют влюбленные, делая что-то ради своих возлюбленных из числа творений, стараясь осуществить это наилучшим образом. Более того, сам он ведет себя так по отношению к тем, кого любит, из числа творений. Очевидно, что его усердие по отношению к Господу должно быть не меньше. Беспристрастно относящийся к душе своей и знающий деяния свои стыдится пред Аллахом преподносить Ему такие деяния и довольствоваться такими деяниями для своего Господа, притом, что он знает о себе, что если бы он трудился ради тех, кого любит из творений, он усердствовал бы со всей искренностью и постарался бы сделать все это как можно лучше. Если говорить в общем, то таково положение этого раба с Господом своим во всех его деяниях. Он знает, что никогда не сможет совершать свои деяния должным образом, поэтому постоянно испрашивает у Аллаха прошения после каждого дела. См. «Тарик аль-хиджратейн» ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРЕДИВШИХ ПРИБЛИЖЕННЫХ: ИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЮ И ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ К особенностям этих людей относится и то, что они отказываются от распоряжения и выбора, противоречащих распоряжению Всевышнего Аллаха и Его выбору. Они вверили Всевышнему все распоряжение, и их распоряжение не теснит Его распоряжение, а их выбор не теснит Его выбор, поскольку они ясно осознают, что Он – Одолевающий Властелин, во власти Которого находятся все творения, распоряжающийся делами всего мира; вместе с тем они осознают, что Он – Мудрый в Своих действиях, и действия Его не выходят за пределы мудрости, блага и милости. И они не входят в управление в царством Его вместе с Ним и распоряжение делами Его рабов посредством фраз типа: «Если бы было то-то…» или «Вот если бы было то-то!» Сердца их слишком почитают и возвеличивают Господа, чтобы противоречить Ему или проявлять недовольство Его распоряжениями или допускать, что оно может не соответствовать мудрости и справедливости. Такой человек смотрит оком сердца своего на Творца и Создателя всех вещей. Он смотрит на то, как тщательно Он все устроил, и видит в этом проявление мудрости Его, хотя это и выходит за пределы мерок человеческого разума и привычек. Один из наших праведных предшественников сказал: «Для меня желаннее, чтобы мое тело разрезали на части, чем сказать о том, что предопределил Аллах: «Ах, если бы Он не предопределял это!» А другой сказал: «Я совершил грех, из-за которого плачу вот уже тридцать лет». А этот человек очень усердно поклонялся Господу. Его спросили: «Что же это за грех?» Он ответил: «Однажды я сказал о том, что произошло: «Ах, если бы этого не произошло!» Один знающий приравнял порицание творений к порицанию Творца и Создателя, потому что это Его творение и следствие Его мудрости. А Он, Всевышний, прекрасно устроил всякую вещь, которую сотворил, и Он – Наимудрейший, и Он наилучший Творец, и во всем, что Он делает, заключена предельная мудрость. И каждое творение – свидетельство тщательного сотворения. Если человек ругает нечто, сделанное другим человеком, то это порицание относится и к тому, кто сделал это. И если кто-то ругает творение Всевышнего Господа без Его разрешения, то тем самым он порицает Творца, потому что творение – это результат Его сотворения, и Он сотворил это по мудрости Своей: это творение не создало себя само и никак не участвовало в своем сотворении. Знающий не порицает ничего, кроме того, что порицает Аллах, и не осуждает ничего, кроме того, что осудил Аллах. И если он вдруг сгоряча плохо отзовется о том, что Аллах не порицал, то он раскаивается в этом пред Аллахом подобно тому, как совершивший грех раскаивается в грехе своем, ибо, поистине, он стыдится пред Аллахом находиться в Его царстве и при этом порицать то, чем наполнено это царство. Он чувствует себя, как человек, который вошел в царский дворец и увидел там разные вещи, строения и определенный уклад и порядок во всем, и начал порицать и ругать некоторое из того, что видит: мол, если бы вместо этого было то-то, то было бы лучше, и если бы то стояло на месте этого, было бы правильнее. И видя, как царь назначает на должности одних и смещает других, лишает одних и дает другим, он говорит: «Если бы он назначил этого на место того, было бы лучше, и если бы он сместил этого, было бы правильнее, и если бы этот был прощен… И если бы он обогатил этого…» Какой была бы ненависть царя к этому возражающему? Очевидно, что он отдалил бы его от себя! То же самое можно сказать о том случае, когда человека пригласил в гости его товарищ и подал ему угощение, а тот начал ругать и порицать эту еду. Как бы отнесся к этого угощающий? Аиша сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не порицал еду: если желал чего-то, он ел это, а в противном случае просто оставлял это» (аль-Бухари, 3563; Муслим, 2064). Таким образом, этим людям свойственно не уделять чрезмерного внимания распоряжению и выбору. Все их усилия направлены на то, чтобы соблюсти Его право в отношении них. Что же касается распоряжения общего и особого, то они предоставили его Тому, Кто распоряжается всем, и Властелину всего, Который делает, что пожелает. См. «Тарик аль-хиджратейн» ДВЕ СИЛЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕ ОБОЙТИСЬ Идущий к Аллаху и миру вечному, более того, всякий идущий к цели не сможет преодолеть свой путь и дойти до конца без двух сил: силы знания и силы действия. С помощью силы знания он видит остановки своего пути и места, по которым он должен идти и к которым должен стремиться в своем движении, избегая при этом всего, что ведет к гибели, труднопроходимых мест и гибельных путей, уводящих от правильного пути, ведущего к цели. Сила знания подобна яркому свету, который человек несет в руке своей и который помогает ему идти в очень темную ночь. Благодаря этому свету он видит места на дороге, которые нужно обходить, и не спотыкается о камни, не натыкается на колючки и так далее. И благодаря этому свету он видит вехи своего пути и указатели, установленные на нем, помогающие ему не заблудиться. Этот свет помогает ему видеть две вещи – дорожные указатели и опасности. А благодаря силе действия он реально движется по этому пути. Более того, его движение – это и есть силы действия, ибо, поистине, движение – это действие путника. Так же идущий к Господу своему: видя дорогу с ее вехами, и непроходимые и опасные места на ней, и пути, уводящие от нее, он обретает половину счастья и преуспеяния, и ему остается обрести вторую половину. А для этого ему нужно закинуть палку на плечо и с серьезным намерением отправиться в путь, преодолевая его отрезок за отрезком. Преодолев один отрезок, он должен готовиться к преодолению следующего и чувствовать, что следующая остановка близко. Это облегчает трудности путешествия. И всякий раз, когда душа его утомляется и устает от непрерывного движения, он обещает ей близость встречи и прекрасную жизнь, как только цель будет достигнута, чем внушает ей активность, радость и пыл. Он говорит: «О душа, радуйся, ибо остановка недалеко и встреча близка, так не прекращай же свое движение к цели, а иначе не достичь тебе стоянки любящих. Если же ты вытерпишь и продолжишь путь, то достигнешь цели, будучи хвалимой и радуясь, и любящие встретят тебя разнообразными подарками и проявлениями почета. Нужно лишь потерпеть немного, ибо все существование мира этого лишь малая часть его существования. Так ради Аллаха не прекращай свое движение посреди пустыни, ибо прекращение этого движения – гибель, если бы ты только знала!» Если же душа отказывается подчиняться ему, то он должен напомнить ей о любимых, которые ждут ее впереди, и о том почете и благе, которые ожидают ее у них, и об оставшихся позади врагах, у которых унижение, мучения и разные виды бедствий, и если она вернется, то вернется к врагам, а если пойдет вперед, то попадет к своим любимым. Если она остановится в пути, то врага нагонят ее, ибо они постоянно идут за ней, преследуя ее. Она вынуждена выбирать что-то из этих трех положений, так пусть же она выберет, что пожелает. Пусть беседа с любящими станет для нее погонщиком и ведущим, а свет их знания и направления – ее проводником, искренность любви их – ее пищей, питьем и лекарством. И человека не должно пугать то, что он один идет по этой дороге, и то, что многие свернули с этого пути, ибо боль от прекращения движения, если он остановится, придется испытывать ему, а не им. Так зачем обращать внимание на них и останавливаться вместе с ними?.. Он должен знать, что это одиночество не продлится долго, это временное явление в пути, и очень скоро он увидит шатры и к нему выйдут встречающие, поздравляя его с благополучным прибытием к ним. Какая же это будет радость! Вот тогда он скажет: «О, если бы мой народ знал, за что мой Господь простил меня (или что мой Господь простил меня) и что Он сделал меня одним из почитаемых!» (36:26-27). И его не должны пугать неподатливость натуры, сопротивление души и медлительность ее. Привыкая идти, двигаясь утром, вечером и на рассвете, он приблизится к обители, и неподатливость уйдет, и растворится скверна, и он преисполнится пыла путников и приобретет их особенности, и чувство одиночества сменится ощущением близости, неподатливость – мягкостью, а скверна – чистотой. См. «Тарик аль-хиджратейн» ПРИВЕРЖЕНЦЫ СУННЫ – ОБЛАДАТЕЛИ СВЕТА Сунна – неприступная крепость Аллаха, и кто вошел в нее, тот пребудет в безопасности, и она – Его величайшие врата, вошедший в которые считается одним из прибывших, достигших цели. Она поднимает своих приверженцев, даже если их опускают деяния их, и свет ее струится пред ними, когда гаснет свет приверженцев нововведений и лицемеров. Приверженцы Сунны – это те, чьи лица будут белыми, когда лица приверженцев нововведений почернеют. |