том. Избранное-Ибн Каййим-том 2. Избранное
Скачать 2.43 Mb.
|
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Стремление к Аллаху и качества стремящихся к Нему ЖИЗНЬ БЛАГОЧЕСТИВЫХ И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В ЭТОМ МИРЕ Умеренные благочестивые преодолевают этапы своего путешествия посредством исполнения велений Аллаха и приучения сердца своего к отказу от противоречий Ему и ослушания Его. Их устремления направлены на совершение благих деяний и отдаление от скверных деяний. И стоит одному из них проснуться, как сердце его тут же побуждает его совершить малое омовение и молитву, как повелел Аллах. Совершив обязательную молитву, он занимается чтением Корана и поминанием Аллаха, пока не взойдет солнце. Потом он совершает молитву-духа, потом занимается созданием причин, к которым направил его Аллах. Когда же наступает время полуденной молитвы, он спешит очиститься и попасть в первый ряд молящихся в мечети. Он совершает обязательную молитву так, как ему было велено, соблюдая все необходимые условия и совершая все составляющие молитву действия должным образом, а также совершая желательное и осуществляя внутреннюю суть молитвы – смирение, осознание того, что Аллах постоянно наблюдает за нами, сосредоточенность пред Господом. Он завершает молитву, и она при этом оставляет след на его сердце и теле и влияет на его состояние, так что это отражается на лице его, языке и органах тела. И он обнаруживает плоды этой молитвы в сердце своем: стремление к обители вечности, отдаление от обители обольщения, слабость привязанности к миру этому и его благам. Молитва удерживает его от мерзости и порицаемого и внушает ему стремление к встрече с Аллахом и отвращение ко всему, что отвлекает его от Аллаха. И он встревожен и опечален и чувствует себя, будто в тюрьме, до наступления времени очередной молитвы. А когда приходит время совершать молитву, он приступает к ней, испытывая наслаждение и радость. Она – отрада для глаз его и жизнь для сердца его, и не может быть жизнь благой для него без молитвы. В то же время эти люди совершает желательное (Сунна) и по возможности не оставляют ничего из него. Малое омовение они стараются совершать наилучшим образом, в самом начале времени молитвы, и стремятся попасть в первый ряд, дабы стоять справа от имама или позади него, а после обязательной молитвы произносят предписанные слова поминания. Затем они совершают дополнительную молитву-сунну наилучшим образом, и так они поступают при совершении каждой обязательной молитвы. Перед заходом солнца они занимаются произнесением слов поминания, которые предписано произносить с наступлением вечера, упоминаемых в Сунне и подобных утренним словам поминания, и не пропускают их. А с наступлением ночи они уже на своих местах, спешат принимать дары, которые Всевышний Господь распределяет между Своими рабами. Ложась спать, они произносят слова поминания, которые в Сунне предписывается произносить перед сном. Если говорить в общем, то такой человек не прекращает поминать Аллаха, лежа в своей постели, пока сон не одолеет его, и так он и засыпает, поминая Аллаха. Его сон – поклонение и приближение к Аллаху. Проснувшись, он снова делает все перечисленное. И вместе с тем он соблюдает права рабов Аллаха, будь то посещение больных, участие в похоронах, принятие приглашения, оказание помощи людям посредством влияния, посредством тела и души и посредством имущества, или же нанесение им визитов и проведывание их. И он соблюдает права своих близких и членов своей семьи. Таким образом, он переходит от одной стоянки подчиненности Аллаху (убудийя) к другой, следуя велениям Господа. Если же он сделает какое-нибудь упущение в соблюдении прав Аллаха, то он спешит извиниться, покаяться и испрашивать прощения, стремясь стереть и исправить это упущение посредством благих деяний, которые устранят собой его. И так он поступает постоянно». См. «Тарик аль-хиджратейн» ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРЕДИВШИХ И ПРИБЛИЖЕННЫХ: ВАЖНОСТЬ ЗНАНИЯ ИХ ПОЛОЖЕНИЯ Если говорить об опередивших и приближенных, то прежде всего мы испрашиваем прощения у Аллаха, кроме Которого нет иного божества, за то, что мы описываем их положение, но сами мы не такие, как они, - более того, нам очень далеко до них. Однако любовь к этим людям побуждает нас знакомиться с их положением и узнавать его, даже если душам нашим не догнать их. В познании положения этих людей заключается огромная польза – сюда можно отнести и то, что бедный отставший не перестает презирать себя и порицать. Сюда же можно отнести и то, что человек остается смиренным сердцем пред Всевышним Господом – униженный и презренный, видящий положение опередивших, тогда как он относится к числу очень сильно отставших. Он созерцает товар торгующих, тогда как сам он – в числе лишенных. Сюда же относится и то, что знакомство с положением опередивших, возможно, поможет верующему однажды собраться с силами и попробовать сократить отставание между собой и этими людьми хотя бы ненамного. К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что оно, возможно, пробудит в человеке искреннее устремление и прибегание к Тому, с Чьей Руке все благо, дабы Он помог ему догнать этих людей и подготовил его к совершению таких деяний, которые совершают эти люди, и он попадет на такое время, в которое мольбы не остаются без ответа. К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что это знание принадлежит к самым благородным категориям знания рабов Аллаха, и нет после знания единобожия знания более благородного и почетного, чем это. И оно подходит лишь для благородных душ и не подходит для душ низких и ничтожных. И если человек видит, что душе его подходит это знание и она стремится к нему, любит его и радуется ему, даже когда оно в небольшом объеме, то это благая весть для него. Значит, это знание – для него. Пусть же он скажет душе своей: «О душа, половину счастья ты уже обрела, стремись же обрести вторую половину, ибо, поистине, счастье – в знании этого и действии в соответствии с этим. Ты уже преодолела половину пути, так постарайся же преодолеть оставшуюся половину, и тогда ты обретешь великое преуспеяние!» К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что знание в любом случае лучше невежества. И если есть двое, один из которых знает об этом, хотя сам он не обладает этими свойствами и не делает того, что делают опередившие, а другой не знает об этом и также не обладает этими свойствами, то есть он лишен и знания, и качеств, то знающий, несомненно, лучше невежественного, хотя знающий и при этом обладающий качествами опередивших лучше их обоих. Каждому следует отдавать должное и отводить место, которого он заслуживает. К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что, если это знание является объектом его стремлений, то он непременно получит долю из него соответственно своей предрасположенности к этому, пусть даже на мгновение, пусть это будет всего лишь проблеск, пусть даже это будет мысль о том, что ему стоит попробовать достичь подобного положения. К полезным следствиям знакомства с положением опередивших относится и то, что, возможно, в результате этого познания с языка его слетит нечто, связанное с этим знанием, что принесет пользу другим. Он может сделать это намеренно или случайно. Как бы там ни было, Аллах не оставляет без внимания и деяния весом с пылинку, и возможно, что этот человек будет помилован благодаря тому, кто станет поступать согласно услышанному от него. Словом, полезных следствий знакомства с положением опередивших не счесть, и тебе не следует прислушиваться к словам тех, кто пытается задержать тебя и говорит: мол, это бесполезно. Остерегайся такого советчика, испрашивай помощи у Аллаха, не проявляй слабости, однако и не обольщайся, поскольку между знанием и положением существуют различия, и остерегайся думать, что посредством простого знакомства с положением опередивших ты сам станешь одним из них. Не будет этого. Как велика разница между бедняком, много знающим о богатстве, и действительно богатым человеком, и между больным, знающим много способов быть здоровым, и тем, кто действительно здоров. Послушай же описание этих людей, сосредоточившись на их поистине удивительном положении и их величественных мыслях и помыслах. И если почувствуешь в душе своей движение или стремление стать похожим на них, то восхваляй Аллаха и входи, ибо путь ясен и дверь открыта. См. «Тарик аль-хиджратейн» ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРЕДИВШИХ И ПРИБЛИЖЕННЫХ: ПОЛОЖЕНИЕ ИХ СЕРДЕЦ Положение этих людей удивительно и в то же время оно сокрыто от всех, кто не является их соучастниками в этом, ибо последние знают о них то, что раскрывает им общая доля. Если говорить о них в общем, то это люди, сердца которых наполнены знанием об Аллахе, а также любовью к Нему, страхом перед Ним, почитаем Его и осознанием того, что Он постоянно наблюдает за ними. Эта любовь растекается по их телам, и не остается у них ни одного сосуда и ни одного сустава, куда бы эта любовь ни проникла. Эта любовь заставила их забыть всех, кроме Него, и лишила их радости от близости к кому-либо, кроме Него. Любовь к Нему отвлекла их от любви к кому-либо, кроме Него, и поминание Его отвлекло их от поминания кого-либо иного. А страх перед Ним, надежда на Него, стремление к Нему, боязнь Его, упование на Него, обращение к Нему, спокойствие в отношении Него, униженность и смирение пред Ним заставили их отказаться от привязанности к кому-либо иному во всем этом. Когда любой из них касается боком своим постели, мысли его тут же устремляются к его Господу и Покровителю, и все его устремления сосредотачиваются на Нем. Он поминает Его высочайшие качества и прекрасные имена, будто созерцая Его в Его именах и качествах. Свет их открылся сердцу его, и его сердце пропиталось знанием Его и любовью к Нему. И вот тело его пребывает на постели, а он отстраняется от нее. А сердце его уже устремилось к его Покровителю и Возлюбленному, и Он дал ему приют и помог ему пасть ниц пред Ним покорным, смиренным, униженным и кротким. Что может быть почетнее такого земного поклона, из которого не поднимет он головы до самого Дня встречи с Господом! Одного знающего спросили, совершает ли сердце земной поклон пред Аллахом, и он ответил: «Да, клянусь Аллахом, оно совершает земной поклон, из которого не поднимется до самого Судного дня». Бывает, что сердце ночует у Господа своего, преодолев в своем путешествии к Нему пустыни галактик, порвав завесу природы, так что не остановили его никакие указы и не успокоило знание, пока не вошло оно к Господу своему в обители Его и не увидело могущество власти Его, величие Его, возвышенность Его и блеск совершенства Его и то, как Он над Своим Троном распоряжается делами рабов Своих и к Нему поднимаются дела их, и представляются Ему нужды их и деяния их, и Он отдает относительно них какие пожелает веления, и веление нисходит от Него, дабы быть исполненным в точности, и оно созерцает Истинного Властелина, Самодовлеющего Вседержителя, ни в ком и ни в чем не нуждающегося, тогда как все и вся нуждаются в Нем: «Его просят те, кто на небесах и на земле. Каждый день Он занят делом» (55:29). Он прощает грехи, избавляет от беды, освобождает пленника, помогает слабому, дарует облегчение тому, кого постигло несчастье, обогащает бедного, умерщвляет и оживляет, дарует счастье и посылает несчастье, вводит в заблуждение и выводит на прямой путь, одаряет милостями одних и лишает этих милостей других, возвеличивает одних и унижает других. И оно видит то, о чем сообщил самый знающий и правдивый из Его творений в своих сообщениях, сказавший в достоверном хадисе: «Правая рука Аллаха полна, и не оскудевает из-за расходования, щедра на блага денно и нощно. Видели ли вы, сколько даровал Он с тех пор, как создал творения, и это ничуть не уменьшило то, что в Правой руке Его. А в другой руке Его – весы, и Он опускает и поднимает». (аль-Бухари, 7419; Муслим, 993) И оно видит Его таким, распределяющим удел, дарующий щедро и одаряющим милостью Своей кого пожелает из Своих рабов Своей правой рукой, тогда как в другой руке у Него весы, и Он принижает, кого пожелает, и возвышает, кого пожелает, проявляя справедливость и мудрость. Нет божества, кроме Него, и Он – Могущественный, Мудрый. И оно видит, что Он один поддерживает в порядке небеса и землю и заботится о тех, кто в них, и нет у Него привратника, чтобы спрашивать разрешения, и нет стражника, через которого нужно пройти, чтобы войти к Нему, и нет у Него советника, к которому следует приходить, и нет у Него помощника, к которому следует обращаться за помощью и нет покровителя, кроме Него, который походатайствовал бы пред Ним, и нет заместителя, в ведение которого передавались бы нужды рабов Его, и нет помощника, который помогал бы Ему в их удовлетворении. Всевышний объемлет их Своим знанием, могуществом и милостью, и множество потребностей не добавляет Ему ничего, кроме щедрости, и одно дело не отвлекает Его от другого, и множество просьб не может заставить Его ошибиться, и Его не раздражает настойчивость взывающих к Нему: «…Если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и обратились ко Мне с мольбой, и Я дал бы каждому то, о чем он просит, это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает количество воды в нем!.. Если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же, как самый богобоязненный из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею!» (Муслим, 2577) Это потому, что Он – Самодостаточный, Щедрый, Славный, и даяние Его – слова, и кара Его – слова: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» - как это сбывается» (36:82). И это сердце видит Его таким, как описал Его правдивый, достойный доверия. Так, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах не спит, и не приличествует Ему спать. Он опускает и поднимает весы. Ночные дела поднимаются к Нему прежде дневных, а дневные дела поднимаются к Нему прежде ночных. Завеса Его – свет. Если бы Он поднял ее, сияние и величие Его Лика сожгло бы все творения, которых достиг взгляд Его». (Муслим, 179) Таким образом, оно видит Его в словах Его, ибо Всевышний Аллах являет Себя рабам Своим в Своих словах и дает им возможность познать Себя через них, и да пропадут пропадом отвергающие и несправедливые: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе – Творце небес и земли?» (14:10) Нет божества, кроме Него, и Он – Всемилостивый, Милостивый. И если сердце человека видит качества Господа и Его имена, это заставляет его забыть о других и отвлекает его от любви к кому-либо иному, и это будет побуждать человека любить Господа каждой частичкой своих сердца, духа и тела. Вот тогда Всевышний Господь будет его слухом, посредством которого он слышит, его зрением, посредством которого он видит, и рукой его, которой он берет, и ногой его, с помощью которой он ходит. Благодаря Ему он слышит, благодаря Ему он видит, благодаря Ему он берет, благодаря Ему он ходит, как сообщил Он Сам через Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. См. «Тарик аль-хиджратейн» ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕРЕДИВШИХ И ПРИБЛИЖЕННЫХ: ПОЛОЖЕНИЕ ИХ, КОГДА ОНИ ПРОСЫПАЮТСЯ, И В ПРЕДРАССВЕТНЫХ СУМЕРКАХ Когда один из них просыпается, он устремляется сердцем к Господу и первыми его словами становится поминание объекта его любви и устремление к Нему в надежде снискать милость и благосклонность Его и испрашивание у Него помощи, дабы Он не предоставлял его душе его, поскольку он понимает, что это предоставление означает погибель, слабость, грехи и проступки, и потому желает, чтобы ОН заботился о нем, как заботятся о малом ребенке, который не владеет для себя ни вредом, ни пользой, ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением. Он начинает свой день со слов: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и к Нему предстоит возвращение после воскрешения». Произнося эти слова, он размышляет над ними, вспоминая о милости, которую оказал ему Аллах, оживив его после сна, который является братом смерти, и вернул его в прежнее положение пребывающим в благополучии, невредимым и оберегаемым от того, чего он не знает и что не приходит ему в голову, из вредоносного и губительного, для стрел которого он является мишенью, и они норовят погубить его или причинить ему вред. К таким стрелам относятся и некоторые шайтаны из числа людей и джиннов. Они встречаются с духом его, когда человек спит, и стремятся погубить его или причинить ему вред, и если бы Аллах не оберегал его от них, то он бы не уцелел. Во время своего отсутствия дух встречает разные виды вреда, угроз, неприятного и пугающего, и враги его борются с ним и стараются помешать ему и сделать тщетными его усилия – и все потому, что он встречается с этими духами. Некоторые люди ощущают это благодаря чувствительности духа своего и тонкости его восприятия и чувствуют последствия этого, когда просыпаются. Это ощущение одиночества, страха, душевных мук, которые порой настолько сильны, что передаются и телу, заставляя его страдать. Есть среди людей и такие, чей дух слишком груб и «толстокож», чтобы ощущать происходящее: он весь изранен и хронически болен, но из-за сна не ощущает этого. Сколько желающих погубить человека, будь то вредоносные твари или кто-то иной! Аллах оберегает его от них, удерживая их в их норах и логовах, а если бы им была предоставлена свобода действий, они погубили бы его. Кто же охраняет и оберегает его, когда он ничего не чувствует и не может воспользоваться своим знанием, слухом и зрением? Если беда подберется к нему с любой стороны, он и не почувствует этого. Поэтому Всевышний Аллах напоминает Своим рабам об этой милости и называет ее среди остальных милостей. Так, Всевышний Аллах сказал: |