Главная страница
Навигация по странице:

  • Жан-Жак Руссо ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ КНИГА ПЕРВАЯ

  • ЖанЖак Руссо Эмиль, или о воспитании Мультимедийное издательство Стрельбицкого


    Скачать 1.71 Mb.
    НазваниеЖанЖак Руссо Эмиль, или о воспитании Мультимедийное издательство Стрельбицкого
    Дата15.02.2021
    Размер1.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаRusso_J._Yemil_Ili_O_Vospitanii.fb2.a4.pdf
    ТипКнига
    #176553
    страница1 из 34
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

    Жан-Жак Руссо
    Эмиль, или о воспитании
    «Мультимедийное издательство Стрельбицкого»

    Руссо Ж.
    Эмиль, или о воспитании / Ж. Руссо — «Мультимедийное издательство Стрельбицкого»,
    «Эмиль, или О воспитании» - произведение известного французского философа и прозаика Жан-Жака Руссо (франц. Jean-Jacque Rousseau,
    1712-1778). ***Этот величайший педагогический трактат содержит размышления и наблюдения автора о важности получения хорошего воспитания.Перу Руссо принадлежат произведения «Новая Элоиза, или
    Письма двух любовников», «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми, Сочиненное г. Ж. Ж. Руссо», «Руссовы письма о ботанике»,
    «Семь писем к разным лицам о воспитании», «Философические уединенные прогулки Жан Жака Руссо, или Последняя его исповедь, писанная им самим»,
    «Общественный договор», «Пигмалион» и стихотворение «Fortune, de qui la main couronne».Жан-Жак Руссо прославился как выдающийся деятель эпохи
    Просвещения и человек широкого кругозора. Его сочинения по философии,
    ботанике и музыке глубоко ценятся современниками во Франции и во всем мире.
    © Руссо Ж.
    © Мультимедийное издательство
    Стрельбицкого

    Ж. Руссо. «Эмиль, или о воспитании»
    4
    Содержание
    КНИГА ПЕРВАЯ
    5
    КНИГА ВТОРАЯ
    30
    КНИГА ТРЕТЬЯ
    93
    КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
    127
    КНИГА ПЯТАЯ
    187
    О путешествиях
    241

    Ж. Руссо. «Эмиль, или о воспитании»
    5
    Жан-Жак Руссо
    ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ
    КНИГА ПЕРВАЯ
    Все хорошо, выходя из рук Творца мира; все вырождается в руках человека. Он застав- ляет почву питать несвойственные ей произведения, дерево – приносить несвойственные ему плоды. Он идет наперекор климатам, стихиям, временам года. Он уродует свою собаку,
    лошадь, своего раба. Он все ставит вверх дном, все искажает. Он любит безобразие, уродов,
    отворачивается от всего естественного, и даже самого человека надо выдрессировать для него,
    как манежную лошадь, не коверкать на его лад, подобно садовому дереву.
    Иначе все пошло бы еще хуже. При настоящем порядке вещей, человек, с самого рожде- ния предоставленный самому себе, был бы самым уродливым существом среди других людей.
    Предрассудки, авторитет, нужда, пример, все общественные учреждения, охватившие нас,
    заглушат в нем природу, и ничего не дадут взамен ее. С природой его было бы тоже, что бывает с деревцом, которое случайно вырастает среди дороги и которое прохожие скоро губят, заде- вая за него и заставляя гнуться на все стороны.
    К тебе обращаюсь я, нежная и заботливая мать, сумевшая уклониться от большой дороги,
    и защитить молодое деревцо от столкновений с людскими мнениями. Лелей и поливай молодое растение, пока оно не завяло; плоды его будут современен твоею отрадою.
    Первоначальное воспитание важнее других, и неоспоримо лежит на женщинах: если бы
    Творец вселенной желал предоставить его мужчинам, он наделил бы их молоком, для кормле- ния детей. Поэтому в трактатах о воспитании надо обращаться преимущественно к женщинам:
    кроме того, что им сподручнее наблюдать за воспитанием, чем мужчинам, и что они всегда более влияют на него, но и успех дела им гораздо дороже, так как большинство вдов остаются в зависимости от своих детей, и тогда живо чувствуют хорошие и дурные последствия методы воспитания. Законы, которые всегда так много пекутся об имуществе и так мало о людях,
    потому что имеют целью спокойствие, а не добродетель, не дают достаточно власти матерям.
    Между тем, на них можно больше положиться, чем на отцов; обязанности их тяжелее; заботы необходимее для семьи. Впрочем, нужно объяснить, какой смысл я придаю слову мать, что и делается ниже.
    Мы родимся слабыми, нам нужны силы; мы родимся лишенными всего, нам нужна помощь; мы родимся бессмысленными, нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рож- дении и в чем нуждаемся впоследствии, дается нам воспитанием.
    Это воспитание дается нам или природою, или людьми, или внешними явлениями. Внут- реннее развитие наших способностей и органов составляет воспитание природою; уменье поль- зоваться этим развитием воспитывают в нас люди; а приобретение собственного опыта на основании воспринимаемых впечатлений составляет воспитание внешними явлениями. Сле- довательно, каждый из нас воспитывается троякого рода учителями. Ученик, в котором раз- личные уроки эти ведут вражду, воспитан дурно и никогда не будет в ладу с самим собою.
    Тот только, в ком они сходятся и идут к одним общим целям, воспитан хорошо и будет жить последовательно.
    Между тем, из этих трех различных воспитаний, воспитание природою вовсе от нас не зависит; а воспитание внешними явлениями зависит только в известной мере. Воспитание людьми – единственное, которое действительно находится в нашей власти; да и тут власть наша сомнительна: кто может надеяться вполне управлять речами и поступками всех людей, окру- жающих ребенка?

    Ж. Руссо. «Эмиль, или о воспитании»
    6
    Поэтому, как только воспитание делается искусством, удача его почти невозможна, ибо содействие, необходимое для успеха, не зависит в этом случае от людей. При больших усилиях можно более или менее приблизиться к цели; но для полного достижения ее нужно счастье.
    Цель тут природа. Так как содействие трех воспитаний необходимо для совершенства целого, то очевидно, что согласно тому, на которое мы не имеем влияния, надо направлять оба другие. Но, может быть, слово природа имеет слишком неопределенный смысл; нужно попробовать определить его здесь.
    Природа, говорят нам, есть не что иное, как привычка. Что это значит? Разве нет при- вычек, которые приобретаются только благодаря принуждению, и никогда не заглушают при- роды? Такова, например, привычка растений, которым препятствуют расти прямо. Растение,
    предоставленное самому себе, сохраняет положение, которое его принудили принять; но рас- тительный сок не переменяет от того своего первоначального направления, и, если растение не перестает жить, продолжение его делается снова вертикальным. То же самое бывает и с люд- скими наклонностями. Пока мы остаемся в одном положении, мы можем сохранять наклон- ности, явившиеся вследствие привычки и вовсе несвойственные нам; но как скоро положение изменяется, привычка исчезает и природа берет верх. Воспитание, разумеется, есть не что иное, как привычка. Между тем, разве нет людей, у которых изглаживается и утрачивается воспитание, тогда как у других оно сохраняется? Откуда такое различие? Если название при- роды нужно ограничить привычками, согласующимися с природою, то не стоило и говорить подобной галиматьи.
    Мы родимся чувствительными, и с самого рождения окружающие предметы производят на нас различные впечатления. Как скоро мы начинаем, так сказать, сознавать наши ощущения,
    является расположение искать или избегать предметов, которые их производят.
    1
    Эта склон- ность развивается и укрепляется, по мере того, как мы становимся чувствительнее и просве- щеннее; но, стесняемая нашими привычками, она более или менее изменяется, в зависимости от наших мнений. До такого изменения, склонности эти составляют то, что я называю в нас природой.
    2
    Следовательно, нужно было бы все сводить к этим первоначальным склонностям, что было бы возможно, если б три рода воспитания нашего были только различны: но что делать,
    когда они противоположны; когда вместо того, чтобы воспитывать человека для него самого,
    его хотят воспитывать для других? Тут согласие невозможно. Необходимость бороться или с природою, или с общественными учреждениями, заставляет сделать или человека, или граж- данина, – так как того и другого вместе сделать нельзя.
    Естественный человек, человек природы, весь заключается в самом себе; он есть чис- ленная единица, абсолютное целое, имеющее отношение только к самому себе, или к себе подобному. Гражданский же человек есть только дробная единица, зависящая от знаменателя,
    и значение которой заключается в ее отношении к целому, т. е. общественному организму.
    Хорошие общественные учреждения всего лучше изменяют человека, уничтожают в нем абсо- лютное существование, заменяют его относительным и переносят его Я на общую единицу;
    так что каждый частный человек не считает себя единицей, а только частью единицы, и чув- ствителен только в целом. Гражданин Рима не был ни Каем, ни Люцием: он был римлянином.
    Регул считал себя кареагенянином, и в качестве иностранца отказывался заседать в римском
    1
    Руссо прибавляет, что это происходит «сначала по тому, приятны ли нам эти ощущения или неприятны, потом смотря по степени согласия или разлада между вами и этими предметами и, наконец, смотря по суждениям, которые мы составляем себе о них на основания понятий о счастье и совершенстве, порождаемых в нас разумом». – Понятно, что оба последние положения сводятся на первое, так как главным двигателем остается во всех случаях ощущение – все равно, порождается ли оно умственной или исключительно-чувственной стороной вашего организма.
    2
    Читатель легко заметить всю шаткость этого определения. Как уловить тот момент, когда привычка и обстановка не начали еще действовать на наши склонности, в особенности если отнести наследственность к разряду привычек?

    Ж. Руссо. «Эмиль, или о воспитании»
    7
    сенате: нужно было для этого приказание кареагенянина. Он негодовал на желание спасти его жизнь. Он победил, и, торжествующий, вернулся умирать в мучениях. Мне кажется, что все это мало похоже на людей, которых мы знаем.
    Педеарет является в совет трехсот. Его не выбирают, и он уходит вполне счастливый, что в Спарте нашлось триста человек более достойных, нежели он.
    Спартанка, мать пяти сыновей, ждет вестей с поля битвы. Является илот. Трепещущая,
    она обращается к нему за вестью: ваши пять сыновей убиты. Презренный раб, разве я тебя об этом спрашиваю? Мы выиграли сражение! Мать бежит в храм и приносит благодарение богам.
    Это граждане!
    Тот, кто при гражданском строе хочет дать первое место природным чувствам, сам не знает, чего хочет. В вечном противоречии с самим собою, в вечном колебании между своими наклонностями и обязанностями, он не будет ни человеком, ни гражданином, он будет негод- ным и для себя, и для других. Это будет один из людей нашего времени, француз, англичанин,
    буржуа, – т. е. ничего не будет.
    Из этих двух необходимо противоположных целей проистекают два противоположных образа воспитания: один общественный и общий, другой частный и семейный.
    Если хотите получить понятие об общественном воспитании, прочитайте «Республику»
    Платона. Это вовсе не политическое сочинение, как думают люди, судящие о книгах по загла- виям. Это прекраснейший из всех трактатов о воспитании.
    Общественное воспитание не существует более, и не может существовать, потому что там, где нет больше отечества, не может быть и граждан. Эти два слова отечество и гражданин должны быть вычеркнуты из новейших языков.
    Я не считаю воспитательными заведениями смешные учреждения, называемые colleges.
    Я не говорю также о светском воспитании, способном производить только людей двуличных,
    которые, по-видимому, все думают о других, а на деле думают только о себе.
    Остается семейное или естественное воспитание; но чем будет для других человек, вос- питанный единственно для самого себя? Если б можно было соединить в одно двойную цель,
    которой мы задаемся, то, уничтожив в человеке противоречия, мы уничтожили бы серьёзное препятствие к его счастью. Для суждения об этом, нужно было бы видеть его вполне развитым;
    надо было бы проследить его склонности, его успехи, его развитие; словом, нужно было бы ознакомиться с естественным человеком. Я надеюсь, что чтение этой книги несколько облег- чит такое исследование.
    В общественном строе, где все места определены, каждый должен быть воспитан для своего места. Если человек, воспитанный по своему званию, выходит из него, он становится ни на что негодным. Воспитание полезно настолько, насколько состояние родителей согласуется с их званием; во всех других случаях оно вредно для ученика, уже по одним предрассудкам,
    которые вселяет в него. В Египте, где сын был обязан наследовать званию отца, воспитание имело, по крайней мере, верную цель; но у нас, где только классы остаются постоянными, а люди в них беспрерывно перемещаются, никто не может знать, что, подготовляя сына к своему званию, он не вредит ему.
    При естественном строе, где все люди равны, общее для всех призвание – быть челове- ком, а кто хорошо воспитан для этого, тот не может дурно выполнять должностей, которые могут ему выпасть на долю. Пусть назначают моего воспитанника в военную службу, в духов- ное звание, в адвокаты, мне все равно. Природа, прежде всего, призывает его к человеческой жизни. Жить, вот ремесло, которому я хочу его научить. Выйдя из моих рук, он не будет, –
    сознаюсь в том, – ни судьей, ни солдатом, ни священником; он будет, прежде всего, человеком,
    но, при случае, сумеет быть не хуже всякого другого всем, чем человек должен быть; и куда ни бросит его судьба, он везде будет на своем месте.

    Ж. Руссо. «Эмиль, или о воспитании»
    8
    Настоящая наша наука заключается в изучении условий человеческой жизни. Тот из нас,
    кто лучше всех умеет переносить счастье и несчастье этой жизни, лучше всех воспитан, по- моему; из чего следует, что настоящее воспитание заключается больше в опытах, чем в прави- лах. Воспитание наше начинается с нашей жизнью; наш первый учитель – кормилица. Самое слово воспитание имело, у древних, иной смысл, которого мы ему больше не придаем; оно значило вскормленные. Следовательно, воспитание, обучение и образование – такие же раз- личные вещи как нянька, наставник и учитель. Но эти различия дурно понимаются, и чтобы хорошо всегда вести ребенка, нужно дать ему одного только руководителя.
    Итак, следует обобщить наши взгляды и видеть в воспитаннике отвлеченного человека,
    человека, подверженного всем случайностям жизни. Если б человек родился с уверенностью никогда не покидать родной страны; если б времена года не менялись; если б состояние его было навсегда обеспечено, настоящий порядок был бы, в известных отношениях, хорош. Но,
    при изменчивости людских положений, при тревожном и беспокойном духе нашего века, кото- рый, при каждом новом поколении, перевертывает все вверх дном, можно ли придумать более безумную методу, как та, благодаря которой воспитывают ребенка так, как будто ему предстоит никогда не выходить из комнаты и вечно быть окруженным прислугою? Если несчастный сде- лает один шаг, если он опустится одною ступенью ниже, он пропал. Это значит не приучать ребенка переносить горе, а развивать его восприимчивость к горю.
    Недостаточно заботиться о сохранении своего ребенка; нужно научить его само сохра- няться, переносить удары судьбы, презирать роскошь и нищету, жить, если понадобится, в снегах Исландии и на раскаленных утесах Мальты. Как бы ни предохраняли вы его от смерти,
    ему все-таки надо умереть; и если заботы ваши не сделаются причиной его смерти, они будут,
    тем не менее, неуместны. Самое важное – научить жить. Жить же не значит дышать, а дей- ствовать; это значит пользоваться органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа. Не тот человек дольше жил, который может насчитать больше годов жизни, а тот,
    который больше чувствовал жизнь.
    Вся наша житейская мудрость заключается в раболепных предрассудках; все наши обы- чаи не что иное, как повиновение, стеснение и насилование. Человек родится, живет и умирает в рабстве: при рождении, его затягивают свивальниками; после смерти, заколачивают в гроб;
    до тех пор, пока он сохраняет человеческий образ, он скован нашими учреждениями.
    Говорят, многие повивальные бабки воображают, что, выправляя голову новорожденных детей, могут придать ей лучшую форму: и это терпится! Головы наши, видите ли, дурно устро- ены Творцом нашим: нужно их переделать с внешней стороны повивальным бабкам, с внут- ренней – философам.
    «Едва только ребенок выходит из чрева матери и едва получает свободу двигать членами,
    как на него налагают новые оковы. Его упеленывают, кладут с неподвижною головою, вытяну- тыми ногами и руками. Он завернут в разного рода пеленки и свивальники, которые не позво- ляют ему переменить положения. Счастлив он, если его не затягивают до того, чтобы прекра- тить возможность дышать, и положат на бок, дабы мокроты, которые должны выходить ртом,
    могли стекать сами, собою, так как он не может свободно повернуть голову на бок, чтобы спо- собствовать их стоку».
    3
    Новорожденному ребенку необходимо протягивать члены и двигать ими, чтобы вывести их из онемения, в котором они находились так долго, оставаясь согнутыми. Их протягивают,
    правда, но мешают им двигаться; голову даже окутывают чепчиком: подумаешь, люди боятся,
    как бы ребенок не подал признака жизни.
    3
    «Hist. nat»., tome IV, page 190, in 12.

    Ж. Руссо. «Эмиль, или о воспитании»
    9
    Таким образом, полагается непреодолимая преграда движениям тела, стремящегося к росту. Ребенок беспрерывно делает бесполезные усилия, истощающие его силы и задержива- ющие их рост. Он был менее стеснен и менее сдавлен до появления своего на свет.
    Бездействие, принужденное состояние, в котором оставляют члены ребенка, только стес- няет обращение крови и отделение слизей, мешает ребенку укрепляться, расти и уродует его телосложение. В тех местностях, где не принимают таких сумасбродных предосторожностей,
    люди все высоки, сильны, хорошо сложены. Страны, где пеленают детей, кишат горбатыми,
    хромыми, кривоногими, страждущими английскою болезнью и изуродованными различным образом. Из боязни, чтобы тело не повредилось от свободных движений, спешат изуродовать его, укладывая в тиски.
    Может ли такое жестокое принуждение не действовать на нрав, также как и на темпера- мент? Первое ощущение детей – ощущение боли, страдания: все необходимые движения встре- чают одни только препятствия. Скованные хуже преступника, дети делают напрасные усилия,
    раздражаются, кричат. Вы говорите, что первый звук, издаваемый ими, плач? Да имея свобод- ным один только голос, как же не воспользоваться им для жалоб? Они кричат от страдания,
    которое вы им причиняете: скомканные таким образом, вы бы кричали громче их.
    Откуда явился такой безрассудный обычай? от неестественности жизни. С той поры, как матери, пренебрегая своей первой обязанностью, не захотели больше кормить детей, сделалось необходимым поручать их наемным женщинам, которые, очутившись, таким образом, мате- рями чужих детей, заботятся лишь об облегчении себе труда. За ребенком, оставленным на свободе, нужен беспрерывный надзор: но когда ребенок крепко связан, его можно кинуть в угол, не обращая внимания на его крик. Не было бы только улик в небрежности кормилицы,
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта